Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
СПИСОК населённых мест по которым работают исследователи в дневниковых и фамильных темах https://forum.vgd.ru/2163/102072/ |
Новая Чигла
Село Бобровского уезда Воронежской губернии
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12904 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6967 | Наверх ##
31 мая 2019 16:01 31 мая 2019 16:02 Воронежский АИС-архив. Ф.И331, Оп.2, Д.12 Покровская церковь слобода Азовская Бобровского уезда. О рождении, о браке, о смерти 01.01.1913-31.12.1915
Запись о рождении за 1914 год
скан - 165 Октябрь месяц. Запись № 123 13/14 числа Иоанн(во имя препод.Иоанна Рыльск. 19 октября), вне брака прижитый Родители: Села Новой Чиглы, той же волости, государственная крестьянка девица Фекла Антонова Коновалова Восприемники: Государственные крестьяне Андрей Самуилов Постовалов и Ивана Уварова Дедикова жена Александра Павлова | | |
lady495 Сообщений: 903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 844
| Наверх ##
18 сентября 2019 20:53 Иудействующие (жидовствующие, субботники, молокане) в Новой Чигле в 18-19 вв. Иудействующие - группы или секты, в той или иной степени отступающие от догматов христианства под влиянием иудаизма либо отождествляющие себя с евреями. Статья об иудействующих из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона - ссылка.Т. Хижая "Движение иудействующих в России во второй половине XIX в.: слагаемые успеха", ссылка: "В 1867 г. известный этнограф и писатель С. Максимов недоумевал, почему некоторая часть русского общества добровольно, без какого-либо экономического и политического принуждения приняла веру, абсолютно чуждую христианству, и подчинила свои «отеческие привычки» обычаям «угнетенного и презираемого племени». Речь шла о движении так называемых субботников. ...В 1 четверти ХIХ века «иудеизация» сельского населения России приобретала угрожающие темпы. Правительство и Синод били тревогу по поводу «бедственной заразы», охватившей Россию. Особенно стремительно сектантство распространялось в Воронежской губернии... ...К этому региону относится одно из ранних свидетельств о секте субботников, датируемое 1765 годом. М. Былов в статье, опубликованной в 1890 г., цитирует имевшиеся у него под рукой материалы из архива Воронежской духовной консистории, в которых описывается «заблуждение», появившееся этих местах. Речь идет об антицерковном учении, ориентирующемся на Ветхий Завет, религиозных практиках, состоящих в чтении и пении псалмов, а также об элементах определенной организации. ... 30 лет спустя мы наблюдаем здесь, в Воронежской губернии, в селах Чиголке и Тишанке аналогичную картину: каждую субботу местные жители собираются в доме дворцового крестьянина Филимонова, где, «сидя за столом», читают Библию и производят «толки, противные христианской вере». Именно так воронежский епископ Епифаний описал в 1818 году возникновение секты субботников в своей епархии, ознакомившись с документами из духовной консистории, восходящими к 1796 – 1797 гг. (Заметим, что все посещавшие дом Филимонова крестьяне были прихожанами местной церкви [Покровской].)... ...В документах делопроизводства, связанных с исследованием воронежской секты, мы слышим целый хор голосов, настойчиво предлагающих в качестве важнейших средств борьбы с иудействующими, направление в «очаги заражения» достойных пастырей. Это, например, мнение графа А.Г. Кушелева-Безбородки, владельца обширного имения, в котором проживала крупная община крестьян-субботников. Он, кстати, упорно просил о замене в его вотчине сребролюбивого священника другим. Воронежский губернатор Дубенский предложил направить в сектантские села «отличнейших пастырей, отличающихся благочестием, воздержанием, кротостью, бескорыстием и даром слова». Они должны вразумлять «слепотствующих» без малейшего насилия, заботиться о сохранивших веру, помогая им в житейских нуждах и отречься «от всякой мзды». Этот перечень требуемых качеств весьма красноречив. Он косвенно указывает на те больные места в жизни русского (особенно сельского) приходского духовенства, которые способствовали распространению «лжеучения». Безусловно, это упущения в проповеди, выполнение священниками полицейских функций и материальная зависимость от паствы, не способствовавшая бескорыстному служению. (Губернатор, кстати, предлагал епархиальному начальству обеспечить пастырям «безбедное содержание»). О необходимости усиления проповеди со стороны духовенства, особенно полемически направленной, говорил и воронежский владыка. К этим голосам прислушался Синод, отреагировав в 1819 г. требованием направить в селения, «зараженные жидовством», «духовных особ, опытных и искусных в приведении ожесточенных сердец к раскаянию, ученых, в благоразумии, кротости, смирении и добронравии испытанных». Синод также предложил некоторые способы улучшения материального положения духовенства, признав его недостаточным для содержания священников и их семей..." Т. Хижая "Движение русских иудействующих: к вопросу о феномене “успеха”", ссылка:"...Заслуживает внимания тот факт, что материальное положение многих иудействующих, упоминаемых в архивных документах уже первой трети XIX в., было достаточно благополучным, а их экономическая активность — высокой...Владелец села Новая Чигла Воронежской губернии (в котором была локализована крупная община “жидовствующих”) граф А. Г. Кушелев-Безбородко подчёркивал, что живущие в нём сектанты неукоснительно исполняют казённые и помещичьи повинности, с успехом занимаясь земледелием. Неслучайно в 1819 г. в Министерстве внутренних дел империи пришли к заключению, что одной из “приманок”, которой субботники “могут прельстить слабоумных”, является “изобилие в жизненных потребностях”. Этот “экономический фактор” в жизни последователей “Моисеева закона” обозначился ещё более ярко во второй половине XIX века. Воронежские иудействующие этого времени отличались зажиточностью, исправно выплачивая подати и усердно занимаясь сельским хозяйством, что отмечали наблюдатели. Именно поэтому православные охотно отдавали своих дочерей замуж за субботников в надежде обеспечить их и получать помощь от семьи зятя..." Т. Хижая "Библия и выбор "ветхозаветной веры" русскими простолюдинами в эпоху Александра I", ссылка:"...Отчет комитета [Российского Библейского] общества за 1814 год констатирует , что крестьяне села Новая Чиголка Воронежской губернии, принадлежавшего графу И.А. Безбородко, прислали в пользу общества пожертвование в размере 370 рублей, собранных ими в складчину. Этот случай был столь поразителен, что его отметили не только в России, но и в Англии. Он был оглашен на заседании Британского общества и поставлен в пример английским крестьянам как образец «усердия к столь доброму делу». Из архивных источников хорошо видно, что в Новой Чиголке – имении графов Безбородко – в эпоху Александра I существовала многочисленная община «жидовствующих»..." --- Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у. | | |
Greenkatya Сообщений: 197 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 214 | Наверх ##
7 октября 2019 0:28 12 октября 2019 17:46 Нашла старую карту Новой чиглы 1868 года. Я пометила красным кружочком места которые стояли мельницы.Вот бы найти фотографии тех мест с мельницей! Можете посмотреть и свериться с современной картой . http://www.etomesto.ru/shubert-map/20-18/
 | | |
luba789 Новичок
Сообщений: 24 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 16 | Наверх ##
12 октября 2019 10:22 | | |
stropi319 Новичок
Владивосток Сообщений: 2 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 0 | Наверх ##
28 октября 2019 6:43 Меня зовут Владимир Васильевич Никифоров. Готовлю к изданию книгу о Лукьяновой Екатерине Фёдоровне, уроженке села Новая Чигла. Её отец Фёдор Васильевич Лукьянов родился в 1900 году. Был ли он уроженцем этого же села? Каким образом это можно узнать? | | |
lady495 Сообщений: 903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 844
| Наверх ##
28 октября 2019 15:30 28 октября 2019 15:57 stropi319 написал: [q] Меня зовут Владимир Васильевич Никифоров. Готовлю к изданию книгу о Лукьяновой Екатерине Фёдоровне, уроженке села Новая Чигла. Её отец Фёдор Васильевич Лукьянов родился в 1900 году. Был ли он уроженцем этого же села? Каким образом это можно узнать?[/q]
Здравствуйте, Владимир Васильевич! Лукьяновы - фамилия в Новой Чигле распространенная. Чтобы найти подтверждение рождения Федора Васильевича, нужно просмотреть метрики. Они есть в электронном виде в АИС -Покровская церковь село Новая Чиголка. О рождении, о браке, о смерти, 1900-1901 гг. - Ф. И331, Оп.2, Д.678 (регистрируетесь, заказываете и получаете доступ): ссылка.Советую также просмотреть смежные годы, если есть ошибка в годе рождения. Не могли бы Вы немного написать о Лукьяновой Екатерине Фёдоровне и Вашей книге? Известный представитель Лукьяновых в НЧ:Александр Тимофеевич Лукьянов - (23.07.1915, село Новая Чигла Бобровского уезда Воронежской губернии - 15.01.1999, село Новая Чигла Таловского района Воронежской области), краевед, заслуженный учитель школы РСФСР (1960), почётный гражданин Таловского района (1969). Из крестьян. Окончил исторический факультет Воронежского государственного педагогического института (1951). Заведующий отделом народного образования Чигольского района Воронежской области (1938-1940). Учитель, директор средней школы в родном селе (1952-1975). Создатель и директор Чигольского народного краеведческого музея (с 1967 года). По его инициативе в селе установлен обелиск в честь 225-летия основания Новой Чиглы (1965). При содействии Лукьянова открыты музеи в селе Александровка и селе Тишанка Таловского района. В районной газете опубликовал серию статей «Край родной, навек любимый» (1965-1981). Автор книги «Таловский район: Историко-экономический очерк» (Воронеж, 1995; совместно с П.М. Зелениным).
 --- Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у. | | |
lady495 Сообщений: 903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 844
| Наверх ##
1 ноября 2019 2:29 1 ноября 2019 8:34 lady495 написал: [q] могила фельдшера Г.М. Шепелева
Из очерка Л.И. Королевой "Триумф ученого и трагедия человека" - "...В гражданскую войну на чигольской земле шли ожесточенные бои. Село восемнадцать раз переходило из рук в руки. Ворвавшиеся однажды туда солдаты мамонтовской армии расстреляли находившихся в местной больнице раненых, хотя там были и белые, и красные. Свято помнивший о клятве Гиппократа земский фельдшер Шепелев лечил всех, вместе со своими пациентами и погиб... Теперь его имя носит одна из улиц села..."[/q]
В продолжение о фельдшере Шепелеве, чье имя увековечено в истории и топонимике Новой Чиглы: Мне удалось выяснить, что Григорий Михайлович Шепелев не был кореным жителем села. Он происходил из Рязанской губернии, Егорьевского уезда, Василёвской волости, деревни Суханово при селе Спасское (сейчас - деревня Суханово в Егорьевском районе Московской области). Жена: Любовь Николаева Шепелева. Дети: Василий, Татьяна (вероятно). --- Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у. | | Лайк (1) |
Valedol1972 Новая Чигла Сообщений: 163 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 685 | Наверх ##
1 ноября 2019 17:57 [ Ответ на сообщение lady495 ] Интересно, откуда Л. И. Королева взяла информацию, что Шепелев был убит мамонтовцами? Если мамонтовцами, то год смерти на памятнике должен быть 1919-й. | | |
Valedol1972 Новая Чигла Сообщений: 163 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 685 | Наверх ##
1 ноября 2019 18:42
 | | Лайк (1) |
Valedol1972 Новая Чигла Сообщений: 163 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 685 | Наверх ##
1 ноября 2019 18:49 2 ноября 2019 11:36 [ Ответ на сообщение lady495 ] Да, все верно, Метрики о рождении Василия, апрель 1918-го года. Покровская церковь села Новая Чигла.
  | | Лайк (2) |
|