Иудействующие (жидовствующие, субботники, молокане) в Новой Чигле в 18-19 вв.
Иудействующие - группы или секты, в той или иной степени отступающие от догматов христианства под влиянием иудаизма либо отождествляющие себя с евреями.
Статья об иудействующих из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона -
ссылка.Т. Хижая "Движение иудействующих в России во второй половине XIX в.: слагаемые успеха",
ссылка:
"В 1867 г. известный этнограф и писатель С. Максимов недоумевал, почему некоторая часть русского общества добровольно, без какого-либо экономического и политического принуждения приняла веру, абсолютно чуждую христианству, и подчинила свои «отеческие привычки» обычаям «угнетенного и презираемого племени». Речь шла о движении так называемых субботников. ...В 1 четверти ХIХ века «иудеизация» сельского населения России приобретала угрожающие темпы. Правительство и Синод били тревогу по поводу «бедственной заразы», охватившей Россию. Особенно стремительно сектантство распространялось в Воронежской губернии...
...К этому региону относится одно из ранних свидетельств о секте субботников, датируемое 1765 годом. М. Былов в статье, опубликованной в 1890 г., цитирует имевшиеся у него под рукой материалы из архива Воронежской духовной консистории, в которых описывается «заблуждение», появившееся этих местах. Речь идет об антицерковном учении, ориентирующемся на Ветхий Завет, религиозных практиках, состоящих в чтении и пении псалмов, а также об элементах определенной организации. ... 30 лет спустя мы наблюдаем здесь, в Воронежской губернии,
в селах Чиголке и Тишанке аналогичную картину: каждую субботу местные жители собираются в доме дворцового крестьянина Филимонова, где, «сидя за столом», читают Библию и производят «толки, противные христианской вере». Именно так воронежский епископ Епифаний описал в 1818 году возникновение секты субботников в своей епархии, ознакомившись с документами из духовной консистории, восходящими к 1796 – 1797 гг. (Заметим, что все посещавшие дом Филимонова крестьяне были прихожанами местной церкви [Покровской].)...
...В документах делопроизводства, связанных с исследованием воронежской секты, мы слышим целый хор голосов, настойчиво предлагающих в качестве важнейших средств борьбы с иудействующими, направление в «очаги заражения» достойных пастырей. Это, например, мнение графа
А.Г. Кушелева-Безбородки, владельца обширного имения, в котором проживала крупная община крестьян-субботников. Он, кстати, упорно просил о замене в его вотчине сребролюбивого священника другим. Воронежский губернатор Дубенский предложил направить в сектантские села «отличнейших пастырей, отличающихся благочестием, воздержанием, кротостью, бескорыстием и даром слова». Они должны вразумлять «слепотствующих» без малейшего насилия, заботиться о сохранивших веру, помогая им в житейских нуждах и отречься «от всякой мзды». Этот перечень требуемых качеств весьма красноречив. Он косвенно указывает на те больные места в жизни русского (особенно сельского) приходского духовенства, которые способствовали распространению «лжеучения». Безусловно, это упущения в проповеди, выполнение священниками полицейских функций и материальная зависимость от паствы, не способствовавшая бескорыстному служению. (Губернатор, кстати, предлагал епархиальному начальству обеспечить пастырям «безбедное содержание»). О необходимости усиления проповеди со стороны духовенства, особенно полемически направленной, говорил и воронежский владыка.
К этим голосам прислушался Синод, отреагировав в 1819 г. требованием направить в селения, «зараженные жидовством», «духовных особ, опытных и искусных в приведении ожесточенных сердец к раскаянию, ученых, в благоразумии, кротости, смирении и добронравии испытанных». Синод также предложил некоторые способы улучшения материального положения духовенства, признав его недостаточным для содержания священников и их семей..."
Т. Хижая "Движение русских иудействующих: к вопросу о феномене “успеха”", ссылка:"...Заслуживает внимания тот факт, что материальное положение многих иудействующих, упоминаемых в архивных документах уже первой трети XIX в., было достаточно благополучным, а их экономическая активность — высокой...Владелец села Новая Чигла Воронежской губернии (в котором была локализована крупная община “жидовствующих”) граф А. Г. Кушелев-Безбородко подчёркивал, что живущие в нём сектанты неукоснительно исполняют казённые и помещичьи повинности, с успехом занимаясь земледелием. Неслучайно в 1819 г. в Министерстве внутренних дел империи пришли к заключению, что одной из “приманок”, которой субботники “могут прельстить слабоумных”, является “изобилие в жизненных потребностях”.
Этот “экономический фактор” в жизни последователей “Моисеева закона” обозначился ещё более ярко во второй половине XIX века. Воронежские иудействующие этого времени отличались зажиточностью, исправно выплачивая подати и усердно занимаясь сельским хозяйством, что отмечали наблюдатели. Именно поэтому православные охотно отдавали своих дочерей замуж за субботников в надежде обеспечить их и получать помощь от семьи зятя..."
Т. Хижая "Библия и выбор "ветхозаветной веры" русскими простолюдинами в эпоху Александра I", ссылка:"...Отчет комитета [Российского Библейского] общества за 1814 год констатирует , что крестьяне села Новая Чиголка Воронежской губернии, принадлежавшего графу И.А. Безбородко, прислали в пользу общества пожертвование в размере 370 рублей, собранных ими в складчину. Этот случай был столь поразителен, что его отметили не только в России, но и в Англии. Он был оглашен на заседании Британского общества и поставлен в пример английским крестьянам как образец «усердия к столь доброму делу». Из архивных источников хорошо видно, что в Новой Чиголке – имении графов Безбородко – в эпоху Александра I существовала многочисленная община «жидовствующих»..."