Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!

Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.

i.gif Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.

i.gif Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой).
Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.

i.gif ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.

Работа Рамазанова в Третьяковке и «Портрет Неизвестного»

вопросы атрибуции работы скульптора Н.А.Рамазанова - бюста, известного как «Портрет Н.Д.Панова» и как проверить версию атрибуции «Портрета неизвестного», нужна помощь в Государственном архиве Калужской области (объединены две темы одного автора)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, coika
OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1528
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4695
Продолжаю. Копию страницы из книги Т. Ф. Пирожковой, где говорится о фотогравюре "Хомяков и приятели" я получил, оказалось, что в книге вообще нет никаких иллюстраций. Видимо, нужно пытаться связаться с самой Татьяной Федоровной...

Итак, о версии хранителя скульптуры ГТГ. Она несколько отличается от опубликованной в каталоге. Если там упоминание о заказе В.Пановым бюста Гоголя приводится просто как доказательство знакомства В.А. Панова с Рамазановым, то здесь основным моментом является дата изготовления бюста. Предполагается, что славянофил В.А.Панов, будучи восторженным поклонником Гоголя, заказал и оплатил Рамазанову бюст писателя, но вскоре, в 1849 году умер. Через три года умер Н.В.Гоголь. Рамазанов выполняет его посмертный бюст для Шевырева и копию для Солдатенкова. Но заказ В.Панова оказывается невозвращаемым долгом, ведь теперь бюст Гоголя ему не передашь… И тогда Рамазанов сделал бюст самого В.Панова, вернув тем самым моральный долг. Почему в отчете он написал: "бюст Гоголя по заказу В.Панова"? Возможно, чтобы отметить для себя, почему он сделал этот бюст... всем же не объяснишь. А может он действительно изготовил и гипсовую копию бюста Гоголя, а потом передал их в дар. Рамазанов хорошо знал семью С.А.Пановой и ее сына Н.Д.Панова, возможно даже считал их родственниками В.А.Панова, поэтому вполне мог передать бюст им, тем более, что эта семья была близка к литературным кругам.
Мне эта версия показалась наиболее красивой и благородной. Хотя в официальном каталоге ее, как мне кажется, не напишешь.

А далее я переключился на неожиданную для меня новость о родном отце Е.В.Гольдингер. Надеюсь, на следующей неделе с этим появится ясность…

И все же, после просмотра опубликованного в «Северной пчеле» отчета Академии художеств у меня возникло несколько вопросов, требующих ответа, прежде чем принять версию хранителя. И дело совсем не в том, что в фамилии Панова была допущена опечатка: «по заказу В.Панона».
Так что расследование продолжается…

0_65dbb_8a627e75_L.jpg

Е.В.Гольдингер. В раздумье. 1907
Холст, масло
OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1528
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4695
К сожалению, дело в РГИА "об усыновлении" ответа не дало.

Из дела следует только то, что в 1880 г. потомственной дворянкой по происхождению, женою колл. советника Зинаидой Николаевой Гольдингер была воспринята от купели и, с согласия мужа, принята со дня рождения на воспитание девочка Екатерина, которая воспитывалась как родная дочь.
Метрики Екатерины, заявленной как приложение к прошению, в деле нет.

В ответе из канцелярии по принятию решений - "оставить без последствий" и разъяснение: муж просительницы, личный дворянин должен обратиться в соответствующее губ. правление с ходатайством об усыновлении.

Попробую поискать продолжение дела в ЦИАМ, в фонде московского губернского правления, после марта 1889 г. Узнать бы кто мать или в какой церкви крестили, возможно что-нибудь прояснится...

Жалко, что метрик в деле нет. Если и в ЦИАМе их нет, останется только попробовать найти дело о наследстве. Только вот где?
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 13526
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37986
OVerner
Про Е.В. Гольдингер на сайтах Интернета более-менее "подается" правдивая информация. Чаще встречается год рождения и смерти (1881 - 1973).
[q]
фрагмент из архивного документа -
....в 1880 г. потомственной дворянкой по происхождению, женою колл. советника Зинаидой Николаевой Гольдингер была воспринята от купели
[/q]

Следует, что рождена в 1880 (не 1881)... Здесь все понятно.
А вот, что касается, - 3. Н. Окуньковой - Гольдингер . Один сайт называет дату рождения - 1884, другой - 1850 г....
«Уральский следопыт»
Ежемесячный журнал истории (краеведения), путешествий, приключений и научной фантастики.
Издается с 1935 года.
http://www.uralstalker.su/gorbunov/urals_authoress/4.html

А у Вас по исследованию какие данные проходят?
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1528
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4695
Tasha56, я не сталктивался с указанием даты рождения Зинаиды Николаевны 1884. Это явная ошибка. Мне чаще встречались даты жизни "1848-1914?".

"Деятели революционного движения в России", биобиблиографический словарь, издание Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев:
[q]
Окунькова Зинаида Николаевна
Окунькова (по мужу Гольдингер), Зинаида Николаевна, дворянка, дочь землевладельца Орловск. губ., коллежск. советника. Род. в 1848 г. В 1870 г. жила за границей в Швейцарии; училась в Цюрихск. ун-те; принадлежала к бакунинск. кружку. В 1872 г. приезжала в Москву с письмами от эмигрантов. Привлечена к дознанию по обвинению в сношениях с эмигрантами и подчинена надзору полиции. В ноябре 1872 г. получила разрешение на выезд за границу с условием не возвращаться в Россию в течение трех лет. Жила в Париже и в 1877 г. получила степень д-ра медицины. В 1875 г., по ходатайству русск. посланника в Париже кн. Орлова, в семье которого она давала уроки, разрешено приехать на время в Россию, а позднее, после 1877 г., по возвращении ее в Россию, по ходатайству того же кн. Орлова, освобождена от надзора. В 1900-х г.г. — вольнопрактикующий врач в Москве. Умерла ок. 1914 г. Справки (З. Окунькова, Буренина, Л. Любатович, Н. Махалов, В. Окуньков). — Голицын, Десятая глава, 130. — Справ. листок. — Список 1883 г., III, стр. 30. — Медиц. список. — С. Венгеров, Список. В. Н. Фигнер, Полное собрание сочинений, т. V, 79 (Студенческие годы); т. III, 203 (После Шлиссельбурга).
[/q]

20090617090243.jpg

Е.В.Гольдингер. Крестьянка из Жиздринского уезда Калужской губернии. 1904
OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1528
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4695
Из архивов пока новостей нет. Что ж, значит есть время познакомиться с Екатериной Васильевной поближе.
Ее биография нам уже известна, но интересны были бы воспоминания людей, знавших ее лично.

Каптерева-Шамбинаго Т.П. Арбат, дом 4. Новый хронограф, Москва 2006
Воспоминания Татьяны Павловны Каптеревой-Шамбинаго, известного специалиста по истории искусства Испании, Португалии и стран Магриба, действительного члена Академии художеств РФ посвящены старой московской интеллигенции, одному из очагов русской культуры, в той или иной степени уцелевшему в водовороте грандиозных событий эпохи, на разломе отечественных художественных традиций. Воспоминания охватывают в основном 1930-е годы, «период, в котором семейные и общественные события в детской и юношеской памяти обрели со временем конкретную выразительность».

1209366649_goldinger-swec.jpg


ГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна. ШВЕЙЦАРИЯ. 1912


[q]
Симпатичным визитером была художница Екатерина Васильевна Гольдингер. Она жила поблизости, в одном из переулков около Молчановки в собственном доме ее матери, известного в Москве врача-гинеколога З.Н. Окуньковой-Гольдингер. Двухэтажный деревянный дом с просторными светлыми комнатами второго этажа, на который вела широкая поскрипывающая ступенями лестница, с высокой мансардой, где помещалась мастерская художницы, увешанная ее картинами, уже в ту пору стал образцом редкой, уходящей в прошлое московской жилой архитектуры. Несметное количество кошек заполняло дом стойким запахом.
Екатерина Васильевна, обладавшая независимым характером, была веселым собеседником; ее личная жизнь не сложилась, отдавая все свои силы искусству, она быстро достигла успехов и стала рано участвовать в выставках. Художнице многое дала учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у профессоров К.А. Савицкого и Л.О. Пастернака; ее талант особенно проявился в портретном искусстве и в пейзаже. Предпринятые до революции путешествия по Италии, Франции, Австрии и Германии расширили ее кругозор, стали школой живописного мастерства, укрепили глубокий интерес к истории искусства. В первые годы революции Е.В. Гольдингер приняла участие в работе «Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины». Ее многолетняя работа в усадьбах Кусково и Останкино послужила основой для исследования творчества крепостных портретистов Аргуновых.
Два пейзажа, написанные Екатериной Васильевной, хранятся в нашей семье, а портрет С.К. Шамбинаго 1937 года, исполненный в свободной живописной манере и представленный на персональной выставке Гольдингер в 1961 году, не уцелел. Сохранился превосходный рисуночный портрет отца 1923 года ее работы.
[/q]


ГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна. Портрет княжны М. Н. Щербатовой

Прикрепленный файл: Портрет княжны М Н Щербатовой.jpg
OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1528
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4695
Летом 2010 года в Сергиевом Посаде тиражом всего лишь в 100 экземпляров вышла в двух томах книга Владимира Десятникова с названием "Дневник русского". Автор воспоминаний, Десятников Владимир Александрович — художник, искусствовед. Родился в 1931 году в потомственной казачьей семье. Служил начальником погранзаставы. В 1965 году окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. Заслуженный деятель искусств, автор ряда книг, альбомов и путеводителей, посвященных русскому искусству.
Главы из книги ранее были опубликованы в "Молодой гвардии" и ряде других изданий.

Из «Дневника Русского»
[q]
29 января 1969 г.
Мы с Галей Водолеи и день рождения отмечаем в один день. Галя наготовила всяких вкусных блюд и пригласила Екатерину Васильевну. Праздник прошел на славу, и главным его украшением были воспоминания Екатерины Васильевны.
Кто только не побывал в нашем доме, с кем только не встречались, не дружили родители Екатерины Васильевны и она сама! Б.Л. Пастернак, И.С. Остроухов, И.Э. Грабарь, Ф.Е. Вишневский, архангельская сказительница М.Д. Кривополенова, О.Э. Озаровская, С.К. Шамбинаго, А.С. Голубкина, Б.М. Кустодиев.
И.С. Остроухов жил в трехстах метрах от нашего дома, в Трубниковском переулке. Екатерина Васильевна познакомилась с ним в 1919 году, когда была направлена Наркомпросом для регистрации обширной коллекции Ильи Семеновича. Остроухов, его жена Надежда Петровна и сестра Анна Семеновна настороженно встретили Екатерину Васильевну, но со временем они подружились. Илья Семенович был очень строгим, даже суровым человеком, и это совпадает с тем, что рассказывал о нем Л.М. Леонов. Кстати, Остроухов и познакомил Леонова с Екатериной Васильевной в один из дней, когда она работала, будучи уже хранителем собрания.
Как искусствовед и художник Екатерина Васильевна подтвердила свой высокий профессионализм и сумела расположить к себе семейство Остроуховых добротой, искренностью, преданностью искусству. Илья Семенович, как коллекционер, стал прислушиваться к мнению Екатерины Васильевны, делая новые приобретения для своей галереи.
Типична для советского времени судьба наследников И.С. Остроухова. После похорон Ильи Семеновича вдова его и сестра не допускались в собрание и жили в бывшей спальне. Картины и иконы снимали со стен и увозили в Третьяковскую галерею...
- Надежду Петровну и Анну Семеновну, - закончила свой рассказ Екатерина Васильевна, - перевели из особняка во флигель, в три очень маленькие комнаты. Там они обе грустно доживали свой век. Собственно, и Екатерина Васильевна доживает свой век не в лучших обстоятельствах. На первом и втором этажах ее дома - шесть коммунальных квартир. На кухне толчея. Покоя нет ни днем, ни ночью. Надо обладать большой мудростью и добротой, чтобы принимать все как данность, не повышать тона и не раздражаться ни при каких обстоятельствах. Екатерине Васильевне всегда это удается, и потому она для нас пример того, каким должен быть настоящий, Божий человек.

17 февраля 1969 г.
В отличие от своей сослуживицы - заведующей музейным отделом (Главмузея Наркомпроса) Натальи Ивановны Троцкой, Е.В. Гольдингер, работая заведующей отделом регистрации художественных ценностей, скупкой произведений искусства не занималась. Хотя такая возможность у нее была. Она не просто регистрировала собрания всех московских частных галерей, но и практически заведовала ими. И тем не менее у Екатерины Васильевны нет никаких приобретений, а вот когда Троцкие уезжали за границу, то вывезли с собой несметное количество наших национальных сокровищ. Никто этому не воспрепятствовал, более того - никто и описи вывозимого не составил. Известно лишь, что имущество Троцкого составило несколько вагонов спецпоезда, которым он в 1929 году был доставлен из Алма-Аты в Одессу. Выходило, что Троцкий получил все это в качестве отступного, лишь бы без шума и побыстрее сматывался из СССР. Так бесславно и даже воровато покидал страну ее мнимый благодетель и преобразователь, который воплощал идеалы разве что одного процента населения России. А ведь был куда как грозен и неподвластен чьему-либо мнению. При этом о своей комфортной жизни пекся больше, чем кто-либо. Ленин, бывало, ездил по Москве с шофером и без охраны, Сталин и вовсе ходил пешком по городу, и его знать никто не знал, а вот Троцкий ездил по столице с охраной в три человека. Екатерина Васильевна рассказывала, что однажды ее чуть не сбила на Арбате машина Троцкого. Лев Давыдович сидел меж двух охранников, в руках у каждого - по револьверу, стволом вниз с внешней стороны дверец авто.
…распродажа музейных ценностей началась с подсказки из-за границы, а исполнение было поручено наркому А.И. Микояну. Торговля пошла бойко, и к 1928 году, только по официальной статистике, за границу было вывезено 433 картины и гравюры и 434 предмета искусства и старины, а что сверх того и без всякого учета, то история умалчивает. К примеру, сколько вывезли супруги Троцкие, сведений нет. Одно лишь доподлинно знаю (со слов Екатерины Васильевны), что Н.И. Троцкая любила и собирала художественную миниатюру, и коллекция ее была уникальной…
Екатерина Васильевна, итожа свои рассказы на эту тему, мудро заметила как-то, дескать, для того и затевалась вся эта заварушка (так она называет Великую Октябрьскую...). Ох и половили рыбку в мутной водице. Единственное упование на то, что тайное всегда становится явным.

1 марта 1969 г.
Екатерина Васильевна подарила мне экземпляр рукописи своей книги "Трудный путь" (воспоминания), которую она предлагала многим издательствам. Книга так и осталась неизданной. Принимая рукопись, я поблагодарил Екатерину Васильевну за доверие, про себя подумал, что даст Бог, быть может, и издам книгу. Что подумала про себя Екатерина Васильевна, могу только предположить. Ведь ей без малого девяносто. Этим все сказано.
Будучи художником, Екатерина Васильевна и книгу свою написала не как литератор, а именно как живописец. Книга построена не как большое полотно- картина, а как живые, непосредственные по мыслям и чувствам этюды. Меня привлекает живость повествования Е.В., в котором есть элементы искусствоведческого поиска и... детектива.
[/q]


ГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна. ЛЕТО.

Прикрепленный файл: Лето.jpg
OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1528
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4695
[q]
8 февраля 1970 г.
Е.В. Гольдингер пригласила нас к себе, и мы вместе отметили 80-летие со дня рождения Б.Л. Пастернака. Их связывала многолетняя дружба. Они познакомились, когда Екатерине Васильевне было семнадцать лет, а Борису около восьми лет. Незадолго до этого отец Бориса - Леонид Осипович Пастернак, будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, начал давать уроки Екатерине Васильевне. Она проучилась у него пять лет, после чего в 1903 году он ей сказал:
- Я научил вас всему, что знаю сам, теперь идите и работайте самостоятельно.
И все эти пять лет, что Екатерина Васильевна училась у Л.О. Пастернака, она часто бывала с родителями в доме своего учителя. Жена Леонида Осиповича Розалия Исидоровна была пианисткой - ученицей известного венского профессора Лишетицкого. В доме Пастернаков часто устраивались концерты, на которых присутствовали и дети. Примечательно, что Борис Пастернак начинал свой творческий путь как пианист, испытавший большое влияние музыки А.Н. Скрябина, бывшего другом обеих семей - Пастернаков и Гольдингеров.
- Борис продолжал увлекаться музыкой Скрябина, - рассказывала Екатерина Васильевна. - Как-то мы встретились в Большом зале консерватории, где Скрябин исполнял свою "Поэму экстаза". В антракте Борис подошел к нам с мамой в ложу партера и сказал: "Екатерина Васильевна, я в вакхическом восторге!..". Прошло некоторое время, - продолжала Екатерина Васильевна, - и неожиданно Борис бросил музыку. Дело в том, что он не обладал достаточной техникой исполнения и поэтому отказался от серьезных занятий музыкой.
В 1912 году Борис Пастернак уехал учиться в Германию, поступив на философский факультет Марбургского университета. Через три месяца он оставил философию, поняв, что его призвание - поэзия.

Я вышел на площадь,
Я мог быть сочтен
Вторично родившимся...

- В 1922 году у Пастернака вышла первая книга стихов "Сестра моя, жизнь", - рассказывала Екатерина Васильевна. - Он сделался известным поэтом. Он как-то резко перешел на литературу. У него была в Москве квартира в доме писателей в Лаврушинском переулке и дача в Переделкине, где он больше всего и жил. Мы виделись с ним очень редко, но эти встречи были очень искренни. Однажды я встретила его в трамвае. Он рассказал мне, что собирается к своим родителям в Берлин, уехавшим туда в начале 20-х, и радуется предстоящей встрече. Я просила передать им сердечный привет. Я любила своего учителя, обеих его дочерей. Особенно была дружна со старшей, Жозефиной. Я попросила Бориса Леонидовича передать, что помню ее и люблю. Борис посмотрел на меня как- то загадочно и сказал: "Я передам ей вашу улыбку".
- У него на руках остались многие произведения Леонида Осиповича, которые тот писал, еще живя в Москве. Между прочим, портрет моей матери. Позднее Борис Леонидович передал его мне и сказал: "Я, вероятно, не смогу его сохранить, так как в Москве бываю редко, он, конечно, принадлежит вам". Спустя много времени я неожиданно получила от него небольшую пастель, которую Леонид Осипович писал в Сьене. Она изображала сьенское "Пальо" - скачки лошадей без всадников на площади города Сьены. Сьена имеет ряд "сестьери" (городские кварталы). Каждый квартал имеет своих представителей среди сьенских знатных родов, свои цвета и знамена. Лошади скачут без всадников. Обычай устраивать скачки возник в Сьене давно, еще в эпоху средневековья, но сохраняется и поныне. Особенно красива традиционная процессия с историческими костюмами и знаменами перед скачками. В молодости я попала в Сьену летом, а скачки бывают осенью, так что сама я не могла их видеть. Зато Леонид Осипович поехал специально и сделал небольшой набросок пастелью. Вспомнив, как мы увлекались описаниями этого зрелища, Борис Леонидович прислал этот набросок мне в подарок. Меня очень тронуло, что он запомнил и мою любовь к Италии, и наши разговоры об итальянских мастерах...
Екатерина Васильевна достала из комода, где она хранила графику, большого формата пастель Л.О. Пастернака, и мы с Галей по достоинству оценили и мастерство художника, и благородство его сына - поэта милостью Божией, как говорят в таких случаях.
Я спросил, не знает ли Екатерина Васильевна, в какой церкви был крещен Борис Пастернак. Она ответила, что ее учитель принял Православие лишь в 1894 году, когда поступил работать в Училище живописи, ваяния и зодчества. В то же время был крещен и Борис, а в какой церкви это происходило, она не знает.
В заключение Екатерина Васильевна показала нам две открытки, присланные ей Л.О. Пастернаком из музеев Германии в 1910-х годах (из Касселя), и обещала дать мне переснять их на фотопленку.

13 января 1972 г.
Е.В. Гольдингер благоволит мне и даже балует. Зная, что я собираю кроме живописи, графики, скульптуры еще и художественные открытки, Екатерина Васильевна сегодня, на старый Новый год, преподнесла мне в изящном паспарту цветную открытку - репродукцию с картины И.Э. Грабаря "За водой". На ней изображена женщина с ведрами на коромысле, идущая по тропке среди вешних снегов - лучшая импрессионистическая работа Грабаря.
- Игорь Эммануилович в начале века издал целую серию открыток со своих произведений в пользу общины св. Евгении,- сказала Екатерина Васильевна.- Эту он прислал мне в Швейцарию, где мы тогда отдыхали. Разговаривая, я вытащил открытку из паспарту. - А здесь вам послание... - Читайте, читайте, теперь это ваше,- ободрила меня Екатерина Васильевна. Почерк у Грабаря мелкий, округлый, стремительный. Открытка ценна во всех смыслах, в том числе как документ, характеризующий автора и время:
"Дугино, 17 авг. 1909г. Если бы Вы знали, до чего хорошо в русской деревне после трехмесячных, даже самых великолепных, скитаний по заграницам. Погода чудо! Если Вы спускаетесь в Италию, то сделайте удовольствие себе и мне и побывайте в деревеньке Mas Er в нескольких верстах от ст. Cornuda, в двух часах от Венеции. Там ViIIa JiacomeIIi с такими фресками Веронезе, каких нет нигде. Всем Вашим шлю сердечный привет. Ваш. Игорь Грабарь".
Еще раз повторю: нам с женой повезло. Екатерина Васильевна для нас - живой свидетель той культуры, которая ушла, но не бесследно. Мы – ее наследники и как бы передаточное звено для тех, кто идет вслед за нами.

12 февраля 1973 г.
[q]
Если бы на деревянном московском доме пушкинской поры, принадлежавшем художнице Екатерине Васильевне Гольдингер (Большой Ржевский переулок, 4) повесили мемориальную доску с надписью, что здесь бывали выдающиеся деятели русский культуры конца XIX–XX века: композитор Александр Скрябин, художники Илья Остроухов, Игорь Грабарь, Леонид Пастернак, скульптор Анна Голубкина, издатель Осип Кнебель, — любопытствующих, уверен, было бы много.*
[/q]
Но дом за ветхостью подлежит сносу.
По просьбе Екатерины Васильевны я написал письмо в СХ СССР Е.Ф. Белашовой о дарении дома Союзу художников СССР, с тем, чтобы в нем открыть салон по продаже произведений изобразительного искусства. Приходила комиссия, обошли дом со всех сторон, посмотрели и... отказались. Дескать, требуется не капремонт, а полная перестройка и перепланировка, что обойдется Союзу художников слишком дорого.
Сегодня всем жильцам принесли так называемые "смотровые" - документы для ознакомления с новым жильем в окраинных микрорайонах Москвы. Так что Екатерине Васильевне дожить свой век в родном доме не приведется. А ей никак не хочется уезжать. До боли. Здесь прошла вся жизнь, без малого сто лет.
[/q]


В апреле дом опустел. Екатерина Васильевна ушла той же осенью. Еще через год, 10 октября 1974 г. Владимир Александрович в дневнике пишет уже о «пустыре, где некогда был дом Е. В. Гольдингер»…

file.php?fid=95352&key=1789961714


ГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна. Автопортрет.


*) цитата дана в редакции повести В.А. Десятникова "Земной поклон" (М., Синергия, 2008; глава "Находка под лестницей"). В "Дневнике" текст следующий:
[q]
Если бы на доме Е.В. Гольдингер (Большой Ржевский пер., 4) можно было повесить мемориальную доску с надписью, что здесь у врача-гинеколога З.Н. Окуньковой-Гольдингер лечились Надежда Крупская, Клара Цеткин, Александра Коллонтай, Надежда Аллилуева и пр., то зевак, уверен, было бы много.
[/q]
Пока не разобрался с датами жизни Зинаиды Николаевны, цитата казалась мне противоречивой.



Прикрепленный файл: Автопортрет.jpg
OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1528
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4695
Хотелось бы здесь написать еще об одном человеке, который был с Екатериной Васильевной до конца.
Дневник В.А. Десятникова, 25 декабря 1978 г.:
[q]
Вспоминаю матушку Катуар, как мы ее с Галей звали, которая до самой смерти Е. В. Гольдингер приходила к ней и безвозмездно помогала – лечила, убирала, мыла, чистила, готовила. Делала она это с неиссякаемой любовью, пришедшей к ней не по закону, а по благодати. Как и Шаламов, матушка Катуар провела в лагерях четверть века. И всего-то за то, что дед ее был промышленником, память о котором сохранилась в названии подмосковной станции Катуар (Савеловское направление).
[/q]


Татьяна Людовиковна Катуар (1899-1986) была дочерью потомственного почетного гражданина, крупного промышленника, выходца из Франции. Была близко знакома с архимандритом Неофи¬том (Осиповым) и другими видными церковными деятелями. Первый раз ее арестовали 4 августа 1922 года, когда ей был всего 21 год. Она была задержана в здании Политического Красного Креста, когда она пришла справиться о посаженном за решетку протоиерее Владимире Богданове. Ее слова, произнесенные на допросе, о том, что изъятие церковных ценностей есть воровство, послужили причиной двухмесячного содержания под стражей. Это не охладило ее ревностного стремления помогать духовенству, ссыльным, арестованным за веру.
oko-8b.jpg

Она посылала посылки, носила передачи заключенным, добывала и посылала изгнанному духовенству в далекие края облачения, иконы, была связной, перепечатывала рукописи. По документам, уже в 1922 году она была знакома с Михаилом Александровичем Новоселовым. В 1929 году арестована вновь вместе с иеромонахом Никодимом (Меркуловым) и священником А. Троицким «за то, что на пишущей машинке размножала молитвы, напи¬санные привлеченными к уголовной ответственности». На допросе она держалась не менее воинственно, чем в 1922 году: «То, что я состою в переписке с высланными служителями культа, – я виной не считаю: по-моему, репрессии по отношению к служителям культа – абсурд. Их высылают во всяком случае не за антисоветскую деятельность, советская власть гонит церковь». Приговорена к заключению в ИТЛ сроком на три года. В 1932 году по отбытии срока наказания выслана в Севкрай сроком на три года. В 1937-м вновь осуж¬дена и отправлена в лагерь. После освобождения работала фельдшером. Была прихожанкой храма свт. Николы в Кузнецах. 16 мая 1956 постановлением пре¬зидиума Московского областного суда отменено постановление ОСО при НКВД СССР, и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
oko-8a.jpg

OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1528
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4695
Tasha56 написал:
[q]
Рахель Лихт. Черновик биографии Бориса Пастернака
ЧАСТЬ I. "О детство! Ковш душевной глуби!" (1889-1903)
Глава 15. "Мог стать художником"

[q]
Поскольку речь вновь зашла о художнице Е. В. Гольдингер , будет вполне уместно сказать несколько слов о ней и ее родителях.
Екатерина Васильевна родилась в семье дворника , но была удочерена и выросла в семье известного московского хирурга Гольдингера .
[/q]


http://www.port-folio.org/2007/part310.html

И ряд других печатных источников.....
Где же правда?
[/q]

Tasha56, я написал Рахель Лихт, она ответила, что информацию о рождении Е. В. Гольдингер взяла из уже известной нам статьи Дм. Буткевича: http://www.ng.ru/antiquare/2007-02-09/22_goldinger.html. Судя по всему (в том числе, по дате публикаций), эта заметка Д.Буткевича и есть первоисточник подобных слухов в интернете. Сам он на контакт не пошел. Возможно, опечатка ...?

И еще о бюсте Панова. Наконец, с помощью Татьяны Федоровны Пирожковой, я нашел изображение фотогравюры со славянофилами. Почему-то, видимо из-за знакомства с дагеротипами декабристов, я думал, что это также будет дагеротип... Но здесь просто рисунок, к тому же В.А.Панов сидит спиной. Длина волос, вроде бы, подходящая, но такая же прическа могла быть и у Н.Д.Панова, и у кого угодно. В наших поисках этот рисунок не поможет. А о других изображениях В.А.Панова мне неизвестно.
Так что источником версии хранителя скульптуры и главным ее доказательством остается факт изготовления загадочного бюста для давно умершего В.А.Панова. Вернее, запись об этом в отчете Академии. Меня это почти убедило. Осталось уточнить одну деталь...

Салон Елагиных Рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова Слева направо: Д. М. Свербеев, Д. А. Валуев, В. А. Панов ( сидит спиной). И. В. Киреевский (за столом), А. С. Хомяков (читает), А. А. Елагин (хозяин, сидит в кресле), К. С. Аксаков (с поднятой рукой), С. П. Шевырев и В. А. Елагин (стоят друг против друга), А. Н. Попов (стоит заложив руки в карманы), бульдог Фомка, П. В. Киреевский (с трубкой )
0_166ce_67ca9dcc_L.jpg

Прикрепленный файл: ВАПанов.jpg
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 13526
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37986
OVerner
Очень интересно развиваются события. Иногда (по-партизански) посещаю Вашу тему. 101.gif
[q]
заметка Д.Буткевича и есть первоисточник подобных слухов в интернете. Сам он на контакт не пошел. Возможно, опечатка, либо он просто это выдумал...
[/q]

Может попробовать спросить у директора галереи (Даев переулок, д.33) Александра Киселева? Статья Дмитрия Буткевича в 2007 году касалась выставки, проводимой в этих стенах. Если автор статьи не идет на контакт....
http://www.daev-33.ru/

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, coika
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Генеалогия: практика » Работа Рамазанова в Третьяковке и «Портрет Неизвестного» [тема №38647]
Вверх ⇈