На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
По-моему, все проще. Судя по фамилии Габидулин был татарин, мусульманин. Перешел в православие. А его жена-мусульманка, отказалась. Потому и разводная у него выпись имеется от муллы. В православии же женился он первым браком, ибо брак его иноверный православной церковью не считается. Такое действо прописано в правоприменительной практике того времени (про иудеев, например):
[q]
если жена принимающаго православіе не пожелаетъ креститься и продолжать брачное сожительство (пребывая въ іудействѣ ) съ нимъ; то слѣдуетъ такому лицу посовѣтовать, прежде присоединенія дать женѣ чрезъ раввина разводную, дабы онъ по принятіи св. крещенія могъ уже свободно вступить въ бракъ съ лицомъ прав. исповѣданія.
[/q]
с.267 Те же правила и у магометан. За исключением того, что у мусульманина могло быть несколько жен.
[q]
Само собою разумѣется, что если магометанинъ имѣлъ нѣсколько женъ, то принявши св. крещеніе долженъ оставить одну только, хотя бы и всѣ пожелали съ нимъ жить.
[/q]
с.269 Либо развестись с той или теми, кто из жен не пожелает сохранить отношения брачные с православным христианином.
Источник: Церковное письмоводство. СОБРАНІЕ ПРАВИЛЪ, ПОСТАНОВЛЕНІЙ И ФОРМЪ къ ПРАВИЛЬНОМУ ВЕДЕНІЮ ОНАГО. Составлено на основаніи законовъ и указовъ Св. Правительствуюіщаго Синода. Второе изданіе во многомъ исправленное и дополненное Протоиереемъ Иоанном Чижевскимъ Харьковъ. Типо-Литографія Окружнаго Штаба, 1881 г.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Добрый вечер! Прошу помощи с таким вопросом: В записях о венчании в метрических книгах указывали родителей жениха и невесты. Если один из родителей к моменту венания уже умер, это как то отмечалось в записи? То есть, если в записи о венчании пра2деда указаны его отец и мать без пометок, значит они были живы на тот момент? или не обязательно? Спасибо заранее!
Добрый вечер! Прошу помощи с таким вопросом: В записях о венчании в метрических книгах указывали родителей жениха и невесты. Если один из родителей к моменту венания уже умер, это как то отмечалось в записи? То есть, если в записи о венчании пра2деда указаны его отец и мать без пометок, значит они были живы на тот момент? или не обязательно? Спасибо заранее!
[/q]
В моём случае писали (1916г) : " дочь умершего крестьянина" (а умер он в 1904).
Добрый вечер! Прошу помощи с таким вопросом: В записях о венчании в метрических книгах указывали родителей жениха и невесты. Если один из родителей к моменту венания уже умер, это как то отмечалось в записи? То есть, если в записи о венчании пра2деда указаны его отец и мать без пометок, значит они были живы на тот момент? или не обязательно? Спасибо заранее!
[/q]
Если речь идет о православной церкви, то в записи о венчании могли указать какого отца дочь, о матери - ни слова. Умершего отца или нет - могли указать, могли не указать. Могли просто написать "крестьянская дочь" или "мещанская дочь" и т.п., отца не упомянуть. Тут как повезет.
Иваново Сообщений: 422 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 12020
Наверх##18 декабря 2023 20:0718 декабря 2023 20:14
Jjlouzina написал:
[q]
Добрый вечер! Прошу помощи с таким вопросом: В записях о венчании в метрических книгах указывали родителей жениха и невесты. Если один из родителей к моменту венания уже умер, это как то отмечалось в записи? То есть, если в записи о венчании пра2деда указаны его отец и мать без пометок, значит они были живы на тот момент? или не обязательно? Спасибо заранее!
[/q]
Добрый вечер! Было довольно вольно в этом вопросе. Могли вообще не указывать, видимо от церкви зависит. У меня был пример, когда отца жениха уже не было и значилась интересная формулировка: "сын безземельной крестьянской вдовы из бывших мещан" (причем этот человек был законнорожденный и имел обоих родителей до этого), в других случаях чаще о родителях не указывалось, просто "крестьянин". Это примеры из Владимирской губернии, Шуйского уезда, 19 века.
Думаю, если в Вашем случае родители указаны, то они были живы. Встречный пример, не о браке, а о рождении: если отец умирал до рождения ребенка, встречалась формулировка в записи о рождении "от умершего крестьянина такого-то".
Спасибо большое! Метрика католического костела. Буду пока расчитывать, что отец был жив на момент венчания сына. Крепкие люди были.. Ему в 1872 г было 66 лет, из которых 20 лет в Сибирской ссылке
Омск Сообщений: 17095 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8647
Наверх##18 декабря 2023 20:3718 декабря 2023 20:41
golubewalex написал:
[q]
Встречный пример, не о браке, а о рождении: если отец умирал до рождения ребенка, встречалась формулировка в записи о рождении "от умершего крестьянина такого-то".
[/q]
А вот в этом случае часто указывали (опять же от священника зависело), что такого-то числа - месяца умершего крестьянина (мещанина и т.п.) и законной жены его родился младенец... Чтоб было ясно из даты смерти, что меньше 9 месяцев прошло от смерти отца до рождения младенца Иногда про мать писали "оставшейся беременной после смерти мужа"
У католиков скорее всего указали бы, что умерший отец жениха / невесты. У них в записи о смерти вообще перечисляли всех (вдову, детей, родителей), кто остался жив после умершего
Встречный пример, не о браке, а о рождении: если отец умирал до рождения ребенка, встречалась формулировка в записи о рождении "от умершего крестьянина такого-то".
[/q]
А вот в этом случае часто указывали (опять же от священника зависело), что такого-то числа - месяца умершего крестьянина (мещанина и т.п.) и законной жены его родился младенец... Чтоб было ясно из даты смерти, что меньше 9 месяцев прошло от смерти отца до рождения младенца Иногда про мать писали "оставшейся беременной после смерти мужа"
[/q]
Я не раз встречал такой вариант. Муж и жена, у них множество детей. Потом в 1904 году муж умирает, во время беременности жены он умер от чахотки. А в 1905 году она рожает и указывают «незаконнорожденного», хотя ребенок по всем подсчетам его.
В Молдове ППЖ Сообщений: 12104 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7997
Наверх##18 декабря 2023 23:2518 декабря 2023 23:30
Bagmet написал:
[q]
А в 1905 году она рожает и указывают «незаконнорожденного», хотя ребенок по всем подсчетам его.
[/q]
В 1905 г. уже не было такой правовой дефиниции "незаконнорожденный" Вы ошибаетесь. в терминологии. Такие дети записывали на имя одной матери без указания "незаконнорожденный". Ребенка, рожденнаго дѣвицею, надлежитъ записать въ метрич. книге, согласно формѣ метрич. записей о рожденіи и крещенін (прилож. къ ст. 861 3. С.), на имя его матери, отнюдь не прибавляя означенія ребенка незаконнорожденнымъ (Выс. пов. 3 іюня 1902 г., ст. 132); излишня и прибавка слова «внѣбрачный», ибо это само собою понятно, разъ его мать дѣвица («Ц.Вѣд.» 1903 г. № 26). А подсчет был простой - 306 дней со дня смерти мужа или даты развода. Если хоть на пару дней больше - ребенок внебрачный. Таков закон был того времени. 61. Внѣбрачныя дѣти суть: 1) рожденныя незамужнею, 2) происшедшія отъ прелюбодѣянія и З ) рожденныя по смерти мужа матери или по расторженіи брака разводомъ, или же послѣ признанія брака недѣйствительнымъ, когда со дня смерти мужа матери, или расторженія брака, или же признанія его недѣйствительнымъ до дня рожденія ребенка протекло болѣе трехсотъ шести дней. (З. Гр., ст. 132 по прод. 1902 г.). Вот образец записи 1911 г. по внебрачному ребенку вдовы. Тут ему причт сразу и отчество с фамилией соорудил, по восприемнику или по отцу матери ребенка (оба они Андреи)
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник