На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
У меня вопросы, нормально ли если отец православный, а жена римского исповедания?
[/q]
Православная церковь признает католическое крещение. Отношение к католику примерно следующее, католик несомненно христианин, но неправильный. В случае перехода католика в православие крестить его по-новой Православная церковь запрещает.
Католик может становится православным двумя способами: 1. через миропомазание 2. через исповедь и причастие. Как правильно надо, определяет священник.
Возможна ситуация, когда родители оба католики и при этом крестят ребенка в православной церкви. После такого крещения ребенок становится православным. И возможна ситуация противоположная, когда православные родители крестят ребенка в католической церкви. Если рядом нет православной церкви, например. Просто потом надо будет совершить и один из указанных выше обрядов. Без них ребенок будет считаться католиком.
Возможна ситуация, когда родители оба католики и при этом крестят ребенка в православной церкви. После такого крещения ребенок становится православным.
[/q]
Такое возможно.
[q]
22 . Священники могутъ крестить дѣтей обоихъ лицъ иновѣрныхъ, но со взятіемъ подписки отъ родителей, что сіи дѣти будутъ воспитываться въ православной вѣрѣ. (У.Д.К., ст. 28) .
[/q]
Эту подписку отбирает лично крестивший ребенка священник с приложением церковной печати. Подписка эта хранится в церковном архиве. dsfin написал:
[q]
И возможна ситуация противоположная, когда православные родители крестят ребенка в католической церкви. Если рядом нет православной церкви, например.
[/q]
А такое - невозможно. Детей крестят не родители, а священник. И лишь при угрозе жизни младенца может крестить мирянин, но и то только тот из них, кто знает как это правильно сделать. В Костел младенца для свершения таинства крещения приносят восприемники. Считаю, что ваше утверждение ошибочное, из категории заблуждений о равенстве прав и обязанностей конфессий. Ксендз откажет в крещении ребенка православных родителей в костеле. GrayRam написал:
[q]
За отпадение от православия - была установлена уголовная ответственность.
[/q]
Так что ... сорри!
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Католик может становится православным двумя способами: 1. через миропомазание 2. через исповедь и причастие. Как правильно надо, определяет священник.
[/q]
Не священник определяет, а Церковь (Указами Синода). Присоединение к православию производится по чинам в зависимости от того удостоился ли таинства миропомазания вновь присоединяемый к православию. Ибо, к православию могли быть присоединены как раскольники, так и униаты (они получали миропомазание при крещении). А католики при крещении только удостаивались обряда помазания Св. елеем. Мирро святое католики получали через много лет при конфирмации, этот обряд над ними мог совершить только епископ, но ни приходской священник. Лютеране, реформаты и раскольники, рожденные и крещенные в расколе, присоединяются к православию через миропомазание. Отсюда и разница в церковных чинах присоединения к православию.
[q]
2 1. Иновѣрные христіане (католики не конфирмованные, протестанты и природные раскольники, получившіе правильное крещеніе) могутъ быть присоединяемы къ православію чрезъ миропомазаніе приходскими священниками и безъ предварительнаго разрѣшенія отъ епархіальнаго архіерея. (У.С. 1840 г. 20 февр. и 1865 г. 20 авг. за №1985).
[/q]
Кто был миропомазан из католиков - тот прошел полный обряд христианского крещения. Стало быть, повторно его мирром мазать - нарушение. И такие верники присоединялись к православию по третьему чину - через покаяние.
[q]
Чрезъ покаяніе присоединяются тѣ изъ иновѣрцевъ, которые, по принятіи крещенія и миропомазанія, или отпали отъ православія, или воспитывались внѣ православной вѣры.
[/q]
Присоединившиеся к православию (неважно по какому чину) записывались в 1-ю часть МК. Но так как Западном крае России таких было много, то для этих епархий Синод позволил выпускать т.н. 4-ю часть метрической книги, которая называлась "О присоединившихся".
На фото 4-я часть метрической книги - о присоединившихся к православию.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Ксендз откажет в крещении ребенка православных родителей в костеле.
[/q]
Нет. Это не так.
Если родители согласны, то почему нет? Обязательно нужно только, чтобы хотя бы один из восприемников был католиком. Второй может быть православным.
Взрослых православных католики тоже не крестят. Католическая церковь признает православное крещение. Православных принимают в католики через чин присоединения.
Потому. Если речь о Российской империи. Читай выше. Православие - государственная религия. За отпадение от православия - была установлена уголовная ответственность. Вы это видите? Родители (даже если один из них православный) - дети будут крещены в православии. И только в нем. Если речь идет о подданных Российской империи до 1905 г.
[q]
ст.198. Родители, которые, быв по закону обязаны воспитывать детей своих в вере Православной, будут крестить их или приводить к прочим таинствам и воспитывать по обрядам другого Христианского исповедания, присуждаются за сие: к заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет. Дети их отдаются на воспитание родственникам Православного исповедания, или, за неимением оных, назначаемым для сего от правительства опекунам, также Православной веры.
[/q]
«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.
ЗЫ: В обсуждаемой метрике из Летищевского уезда Волынской губернии дата стоит 1849 год
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Уважаемые коллеги! Ниже выписка из метрической книги за 1894 год. Это одна семья. Смущает запись за февраль. Почему солдатка? Муж на войне? Какая война в 1894 г. была? В армии? Для армии как-то староват (ему 38 лет). Что может значить эта запись?
21.01.1894г. У офицера Егора Петрова Касторных и законной жены Агафьи Яковлевой оба православные родился сын Тимофей. 27.02.1894 г. у солдатки Агафьи Яковлевой Косторных сын Тимофей 6 недель умер от кори. 24.11.1894 г. у запасного унтер- офицера Георгия Петрова Косторных дочь Милания 4 года умерла от скарлатины.
--- ищу сведения о Касторных(Косторных), Горбатых(Горбатовых),Самофаловых, Мозговых
mozgova Егора Петрова призвали в армию, он не рядовой, а унтер-офицер, но все равно нижний чин.. Это не рекрутчина, это уже после 1874 года, время всеобщей воинской обязанности, отслужив срочную, он оставался в своем сословии. Возможно, он служил сверхстрочную, раз не рядовой, а унтер-офицер. Если говорить точно, жена его должна оставаться в том сословии, в котором он был до того, как его призвали в армию, военного сословия уже не было, и солдатка записали по старой памяти, как было до отмены военного сословия. После 1874 года в армию на срочную службу призывали в 21 год, а вот если он служил сверхсрочную, то мог и дольше служить. Возможно, писарь ошибся, может быть надо было все время записать "запасного унтер-офицера", а писали со слов восприемников, вот как сказали, так и записали.
>> Ответ на сообщение пользователя Любчинова от 7 февраля 2022 14:49
Спасибо большое. Интересно как. Обычно пишут- у хозяина двора умер кто-то. Если хозяина нет, то пишут у вдовы такой-то умер... или у солдатской жены... А здесь, вроде и хозяин дома... Наверное, Вы правы. Как сказали так и записали
--- ищу сведения о Касторных(Косторных), Горбатых(Горбатовых),Самофаловых, Мозговых
По одной из веток родственники проживали в поселении Талаковка, Таганрогского округа Области Донского войска по состоянию на 1910е годы. (К сожалению метрических книг сохранилось только две вообще) У всех родственников, проживавших, как я понимаю, не первый год в данной округе, когда делались записи гражданского состояния, указывалось с завидным упорством в каждой записи
«Крестьянин с.Алексеевка, Екатеринославской Губернии, Цареконстантиновской волости».
Всё бы ничего, но расстояние до данного населённого пункта от Талаковки около 120 км.
По Алексеевке имеются метрические книги с 1870го и до 1910х годов, а также ревизские сказки по ревизиям 1816, 1835, 1850 и 1858. Косвенно по последней ревизии я установил наличие предков, НО любые записи о предполагаемых родственниках и их родне в метрических книгах с1870х гг отсутствуют вообще. Как будто их там и не жило вовсе. При этом я проверял людей из соседних семей по последней ревизии – все фамилии благополучно появляются с 1870-х годов и далее до 1910-х гг., т.е. ошибки нет. - населённый пункт тот. Метрические книги соседних населённух пунктов тоже результатов не дали..
Вопрос – чем могла быть обусловлена подобная запись в метрических книгах Талаковки, если родственники, к которым этим записи относились, не только в с.Алексеевка не родились, но и не жили, как минимум с 1870го года?.
Может ли быть так, что фамилия сына на самом деле Иванов (не Сидоров), но мать дважды выходила замуж и теперь носит фамилию второго мужа?
Священник должен был указывать при расхождении фамилию и сына, и матери? А если фамилия сына не указана, то она у него точно та же, что и у матери. Я прав?
[/q]
Вероятней всего за сыном закрепилась та фамилия, под которой указана его мать. Но это ничего не доказывает, если нет более ранних документов. К фамилиям (да к тому родной ребенок или не родной) в этот период относились намного проще. Реальный случай за приблизительно этот же период из Черниговской губернии: ИВ №1 Указан глава семьи, его дочь, её муж (зять-примак) под своей фамилией и их ребенок ИВ №2 Указан глава семьи, его дочь, её муж №2 (второй и тоже примак), в "дети их" указаны как совместные дети, так и ребенок от первого брака ИВ №3 Муж дочери из ИВ №2 становится главой семьи под фамилией тестя, все его дети в будущем носят фамилию тестя, более того ребенок от первого брака жены носит его отчество