На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
Если как восприемник или как отец он записан как крестьянин, значит уже не на службе и даже скорее всего не в запасе (хотя это не факт, от священника зависело, мог и запасника записать крестьянином)
[/q]
Ольга, я бы все-таки уточнил. После того как солдат в РИ (после реформы 1874 г.) отслужил срочную службу - он возвращался в тоже сословие в котором был до призыва. Крестьянина и должны были по общему правилу записать крестьянином в МК, а никак не запасным солдатом.
1) По закону, въ метр. записяхъ должно быть точно и опредѣленно обозначено званіе подлежащаго лица; занимаемую имъ должность писать не требуется. При этомъ ... въ метр. записяхъ слѣдуетъ писать о родителяхъ крещаемыхъ младенцевъ и малолѣтнихъ, умершихъ и о взрослыхъ, вступающіихъ въ бракъ и умершихъ, такъ: о нижнихъ воинскихъ чинахъ, состоящихъ въ запасѣ или въ отставкѣ, писать просто: «крестьянинъ N села (хутора, деревни), N. волости» и т. д., или: «мѣщанинъ», «цеховой» города N, губерніи N.;... (Журнальное опредѣленіе харьковскаго епархіальнаго начальства от 11 іюня — 11 іюля 1904 г.,о правильномъ ведении метрическихъ книгъ).
2) Всѣхъ отбывающихъ воинскую повинность, состоящихъ на службѣ, въ отпуску и въ запасѣ, слѣдуетъ писать не солдатами, а тѣми сословіями и званіями, изъ какихъ они происходятъ. Солдатами же записывать только тѣхъ, которые служили въ военной службѣ по старому рекрутскому уставу; но при этомъ писать и то званіе, къ какому обществу они по выходѣ въ отставку приписались. (см. Р. С. въ «Прав. Вѣстн.» 1892 г. № 168, по вопросу о гербов. сборѣ ).
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Во всяком случае у нас оно не соблюдалось ибо писали со слов. А отставники диктовал и что они отставные унтер-офицеры или рядовые, номер полка...
[/q]
У нас тоже полно "отставных унтер-офицеров", во всяком случае до 1910-х годов они встречаются в метриках регулярно. Как должны были записывать - это одно, а как на самом деле записывали - другое.
--- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
Крестьянина и должны были по общему правилу записать крестьянином в МК, а никак не запасным солдатом.
[/q]
Ну должны были писать и писали - две большие разницы. У меня куча примеров служивших по призыву (после 1874 г) записанных в МК как "крестьянин из солдат", "запасной рядовой". А в одной МК 1892 чуть ли не половина записей сделана как будто о действующих военных: "утер офицер", "рядовой", "ефрейтор", "командир" иногда с указанием полка/бригады/батальона/крепости, иногда без уточнения. Все мои передки с подобными записями так и остались в этом селе жить, рожать детей и умирать, значит скорей всего речь шла об отставниках или находящихся в запасе. Просто священник и/или псаломщик именно этой церкви вёл записи именно таким образом
Как должны были записывать - это одно, а как на самом деле записывали - другое.
[/q]
Именно это я имел ввиду. Ведь первоначальный вопрос стоял так, напомню:
[q]
При браке в 1901 году ... указали просто "запасной рядовой", а дальше все время просто "деревни такой-то крестьянин ...", хотя две войны прошли, но всегда затем писали исключительно "крестьянина".
[/q]
https://forum.vgd.ru/post/27/24349/p3822192.htm#pp3822192 Автора поста смутило то, что в МК первоначально в 1901 г. его предок был показан как "запасной рядовой", а затем - только как крестьянин. Но как раз это и было верным решением причта, а записи сделаны в соответствие с церковными правилами.
apuzanoff написал:
[q]
У меня куча примеров служивших по призыву (после 1874 г) записанных в МК как "крестьянин из солдат", "запасной рядовой".
[/q]
Но ведь есть и "куча примеров" обратному, когда отслужившего по призыву писали просто крестьянином или мещанином и ничего более... Церковное правоприменение, безусловно, имело свои местные особенности, но не надо частности превращать в правило. А закон требовал писать так как требовал. См. выше.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Мне кажется что крещение и отпевания скорее, записывали дату когда совершали таинство.
[/q]
В христианстве (православии) 7 таинств. Отпевание - не таинство. Отпевание - одно из богослужений (треб); совершается единожды над телом умершего христианина, как правило в храме (в доме умершего - исключение). Поэтому в 18 в. в МК писали в части 1-й дату крещения, а в 3-й части дату смерти (всегда писали дату смерти). Ибо крещение - это рождение нового верника, а смерть - его уход из общины. И именно это было важно для церкви А отпевания - просто могло и не быть. Часто родственники сами хоронили умерших. Ну, а позже, в 19-м веке, церковь выполняла, при ведении метрических книг, уже не столько богослужебную функцию, сколько функцию государственную, именно по учету народонаселения, ведению актов гражданского состояния.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
>> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 8 июня 2021 11:24 Подскажите, а это где то регламентировано было на тот момент? Или это была повсеместно сложившаяся практика?
У вас метрика датирована 1750 г. Образец ведения метрических книг был дан еще в 1724 г. То есть, то что было положено по закону (Синодскому указу) - на практике, в конкретном (в Вашем примере) приходе - не соблюдалось. Сведений о дате рождения/крещения в метрике о крещении нет (отсутствуют графы, в том числе о восприемниках и о священнике, крестившем). В метрике же о смерти верника указана дата (число) смерти.
Так что точно ответить на ваш вопрос о сложившейся практике - нельзя. Однако, в древние времена дата рождения никого, в том числе церковь, особенно и не волновала... Только крещение.
P.S. И еще, важно: Консисторские экземпляры (экстракты) 18 века, сохранившиеся в архивах, отличались от церковных, которые каждый священник вел самостоятельно. Оригинальная (приходская книжка) - это, порой, страшный набор каракулей. У меня есть парочка подобных копий для изучения. Но - это униатская церковь.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Как правильно понять различие записей "новопоселенная" и "вновь поселенная"
По логике, "новопоселенная" - это поселение на пустопорожних землях, "вновь поселенная" - это возрожденное поселение на когда-то ранее заселенных землях
Или наоборот? Если ранее обсуждалось, дайте, пожалуйста. ссылку.