На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
В записи о крещении, в разделе о восприемниках, написано: "Деревни Гремихи крестьянин Николай Симеонов, без восприемников". Это в каком смысле?
[/q]
Подкидыша нашел этот самый Николай Симеонов . Потому и дело завели и следствие выявило кто были отказники - родители . И ребенок будет с отчеством и фамилией .
Давайте обсудим, почему в 1876 г. в метрической книге РК приходского костела была сделана запись о браке с двумя оглашениями, а не с тремя. При этом причина такого изменения порядка не указана в тексте самой записи. Что важно. Обычно от оглашений освобождает епископ епархии. В данном случае, ссылки на такое обстоятельство нет. Таинство брака совершено не просто ксендзом-администратором костела, но и одновременно уездным деканом. У кого какие будут соображения по этому вопросу, поделитесь пожалуйста. Буду признателен.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
почему в 1876 г. в метрической книге РК приходского костела была сделана запись о браке с двумя оглашениями, а не с тремя
[/q]
статьи 348 , 349 Устава духовных дел допускали 2-х и даже 1 - но кратное оглашение при чрезвычайных обстоятельствах . Главное из них - отбытие жениха на войну . В упомянутом в метрике 1876 году Сербию разгромила Турция и следствием этого в начале 1877 года Россия начала военные действия против Турции . Возможно такие "укороченные" оглашения были в этот предвоенный период массовые , потому и не указывали причину в записях об оглашении .
Возможно такие "укороченные" оглашения были в этот предвоенный период массовые , потому и не указывали причину в записях об оглашении .
[/q]
Версия интересная. Но - невозможная. Чрезвычайных обстоятельств - не было. В действительности же освобождение от оглашений в этой церкви оформлялось так:
[q]
Тысяча восемьсот пятьдесят третьего года Марта 19 дня в праздник Святого Иосифа, в Каменской Римско-Католической Приходской Церкви Преподобный Иакинтий Лаский Викарий оной Церкви Каменской на основании данной Преосвященнийшим Епископом Минской Епархии 16 Марта 1853 года за № 108 освобождающей от оглашений Благородных Викентия Коленду Лекаря Кокчетавскаго Военного Лазарета юношу 30 лет, прихожанина Тобольской РК Церкви с Еленою Сухоцкою 17 лет девицею из сея Церкви Каменской прихожанкою из Двора Сивицы по сделании строгаго с обоих сторон....
[/q]
ЗЫ: в церкви были венчаны 46 пар в 1876 г. и я ни у кого подобной записи не видел. Какая уж тут массовость? Кстати, с точки зрения права, массовость нарушения не освобождает от ответственности
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
без обстоятельств не сокращали бы и оглашения . В Вашем примере оформления Разрешения как раз имеет место такое чрезвычайное обстоятельство . Он служит лекарем в Кокчетавском внешнем округе Сибирского казачьего войска ( нынешний Казахстан ) , а она жительница Каменского прихода в западной части империи . В краткосрочном отпуске на родине , я так понял , он и женился по ускоренному варианту . GrayRam написал:
[q]
массовость нарушения не освобождает от ответственности
[/q]
в статьях 348 и 349 речь идет о законных разрешениях на такие "нарушения" на основании предоставленных документов .
Разрешения как раз имеет место такое чрезвычайное обстоятельство
[/q]
Парадоксальная у вас логика. Я же как раз для этого и привел второй пример из метрики 1853 г. Это - мой пример
GrayRam написал:
[q]
В действительности же освобождение от оглашений в этой церкви оформлялось так:
[/q]
Именно, когда наличествует и обстоятельство и разрешение. И вы - мне это же и разъяснили. Зачем? А в первоначальной метрике где разрешение? Где обстоятельство? Нет ни первого, ни второго. Вы сослались на войну 1877 г. в 1876 г. Забавно было прочитать ваше предположение про "массовость "укороченных" оглашений в 1876 г. ... Это все не то, ИМХО.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Вот что мне ответили на мой вопрос польские коллеги:
[q]
Tego nie wiem, widocznie się spieszyli ze ślubem, a ksiądz był tylko dojeżdżający (dziekan miński)
[/q]
В моем переводе: Не знаю, видимо, торопились со свадьбой, а священник был только наездами (декан минский).
Так что точную причину вряд ли установим. Хотя подобное нарушение порядка оглашения католическая церковь не относит к числу грубых, что могло бы поставить под сомнение законность таинства бракосочетания (венчания). ЗЫ: А задумывались ли вы откуда взялось:"Орёт как оглашенный" Почитайте версии
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Предлагаю еще одну запись в метрике католической церкви для обсуждения (хотя подобных записей - не одна). Из МК 1888 г. о крещении ребенка в филиальной каплице. Каплица (часовня) не выполняет никаких административных функций и приписывается к какому-либо костелу. В данном случае - к Койдановскому. Каплица как таковая не имела и священника. Как понять запись "филиалист оной каплицы"? При этом если бы хотя бы писали - филия или филиальный костел. А написано: "филиальная каплица". Что это? Описка писаря? Хотелось бы узнать компетентное мнение специалиста со ссылками на нормативные документы.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Возникла непростая ситуация - были у меня 2 выписки из метрик о рождении:
"15.10.1865, Никита, временнообязанный Димитрий Михайлов Щербинин и законная жена его Татьяна Федорова..." "10.06.1866, Варфоломей, временнообязанный Димитрий Михайлов Щербинин и законная жена его Феврония Михайлова..."
Странно, подумал я. Ведь записей о новом браке Димитрия не нашлось. Вчера сделал выписки из метрик, пришел домой, начал всё разбирать и систематизировать, как вдруг обнаружил еще 2 интересные записи о рождении:
"19.02.1862, Лев, помещика Василия Кузнецова временнообязанный Димитрий Михайлов Щербинин и законная жена его Татьяна Федорова..." "25.02.1862, Василий, помещика Василия Кузнецова временнообязанный Димитрий Михайлов Щербинин и законная жена его Феврония Михайлова..."
Закралась мысль о том, что это два разных Димитрия Михайловича. Но далее натолкнулся на запись о смерти этих же детей (одна запись на двоих, умерли в один день):
"4.04.1862, помещика Кузнецова временнообязанного Димитрия Михайлова Щербинина дети Василий и Лев..."
Подскажите, пожалуйста, какая ситуация здесь могла быть?
Возможно, двое братьев-тезок, у меня такие были. Так как дети умерли в одной семье, сделали одну запись о смерти, что является грубым нарушением. В любом случае надо смотреть РС 1858 года.
--- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.