На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
Человеческий фактор. Запись заносил один человек. Он мог пропустить. Мертворожденных, могли и не писать, или писать без имени, но с указанием мертворождения. Вам стоит посмотреть какая именно Святая приходилась на дату рождения и 2-3 дня после (время крещения) и сравнить с последующими записями. Все мы люди, и ошибки и недописи бывают и в современные времена.
Встретил достаточное количество записей о рождении-крещении и смерти ребенка в одной записи первой части МК, при этом разрыв между событиями составлял до месяца. Думал, что смерть, кроме мертворожденных, фиксировалась только в 3-й части МК.
[/q]
Только в метриках Тульской губернии я видела, что рядом с записью о рождении позже была сделана приписка - дата смерти, если младенец умер совсем маленьким. Не скажу, до какого времени записывали, но точно не в пределах одного месяца. Причем я не знаю, эта приписка была сделана "по горячим следам", или позже для удобства работы с метриками. Примерно так же выглядела приписка, как запись на полях о выданном свидетельстве о рождении.
Вот пример такой приписки, в данном случае ребенку было месяцев 9-10. По "моим" возраст умерших младенцев был от месяца до 4-х лет! Записей из 3-ей части метрик по этим детям мне не прислали, но, предполагаю, они были сделаны как положено.
Вот пример такой приписки, в данном случае ребенку было месяцев 9-10. По "моим" возраст умерших младенцев был от месяца до 4-х лет! Записей из 3-ей части метрик по этим детям мне не прислали, но, предполагаю, они были сделаны как положено.
[/q]
Эти пометки (только у мальчиков) священники делали для своего удобства. Дело в том, что они подавали списки юношей достигших призывного возраста Для составления подобного списка бралась МК за нужный год и при наличии пометок о смерти сразу было видно кого пропускать.
--- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.
В случае угрозы смерти ребенка мог крестить кто угодно - повивальная бабка, дядя, тетя, кто знал обряд. А в графе "Кто совершал таинство" писали нечто такое: "Из-за угрозы смерти крещен бабкою".
[/q]
Крестить мог только священник. Бабка -- только погрузить, после чего священник довершал обряд.
Андрей Х До 1830 года брачный возраст: у девиц -- 12 лет, у юношей -- 15 лет. С 1830 г. -- 16 и 18 лет, соответственно. С разрешения епископа брачный возраст мог бть снижен на полгода. Встречал записи с указанием возраста с точностью до дня.
А есть ли вероятность, что первая исповедь могла проводиться в 5–6 летнем возрасте?
[/q]
Не знаю. Надо смотреть исповедные ведомости, если они есть. Есть правила, но из них всегда были исключения
[/q]
Если вопрос о том, когда включали ребенка в исповедную ведомость, то во Владимирской губернии с рождения. В некоторых церквях у новорожденных даже дата стоит. В одном случае даже столкнулся с фактом ребенка внесли и тут же исключили с пометкой "прожил 12 дней"
--- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.
Встретил достаточное количество записей о рождении-крещении и смерти ребенка в одной записи первой части МК, при этом разрыв между событиями составлял до месяца. Думал, что смерть, кроме мертворожденных, фиксировалась только в 3-й части МК.
[/q]
KRAN написал:
[q]
Эти пометки (только у мальчиков) священники делали для своего удобства. Дело в том, что они подавали списки юношей достигших призывного возраста Для составления подобного списка бралась МК за нужный год и при наличии пометок о смерти сразу было видно кого пропускать.
[/q]
По Томской епархии встречал в конце XIX - начала ХХ в. и у девочек.
Kolob-07 написал:
[q]
Встретил достаточно много записей о рождении детей у раскольников, при этом указывалось, что крещения не было из-за отказа отца. Кто и на каком основании принимал решение о таких записях, насколько они охватывали такие рождения в семьях раскольников.
[/q]
Если родители приносили ребёнка крестить у священника господствующей церкви -- это их право. В МК две графы -- о рождении и о крещении. Лично я не сталкивался с записью только рождения.
Я встречал такие записи, десятка два в паре-тройке МК, имя и родители были указаны, а в графе "Восприемники" было "в расколе" или "родители в расколе".Правда, непонятно, откуда тогда взялось имя
--- АЖИНОВ,ЗАЖЕРИЛО,СНЕГОВОЙ,ДМУХ,ТОПОЛЬ,СЕМИГЛАС(ОВ),БИБЛЫЙ,СЛЕСЬ,ПИГИДА,МАЛЬНЕВ,СОРОКОЛЕТОВ-ВСЁ ИМЕННЫЕ СПИСКИ ДОНСКИХ КРЕСТЬЯН
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся