Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Порядок производства и ведения дел.

Общий порядок и частные вопросы.

← Назад    Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: Jan=Ян
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1838
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12242
Иногда знание того, каким образом решается тот или иной вопрос в государственных учреждениях Российской Империи, какие документы создаются при решении этого вопроса и как они перемещаются из одной официальной инстанции в другую, позволяет намного облегчить поиски генеалогической информации.

Как и куда подается запрос (прошение)? Какие документы необходимы для того, чтобы вопрос приняли к рассмотрению? Каким порядком решается вопрос? Какие документы и письма создаются в процессе решения? Чем завершается процесс делопроизводства?

Знание ответов на эти и другие вопросы значительно облегчает жизнь исследователя и упрощает процесс поисков.

В данной теме я постараюсь описать порядок делопроизводства по некоторым вопросам, с которыми мне пришлось столкнуться в своих генеалогических поисках.

Буду рад, если кто-нибудь также поделится своими наблюдениями и опишет порядок рассмотрения других вопросов в государственных учреждениях Российской Империи.

В теме также описаны следующие вопросы:

1. Порядок перечисления крестьян из одного общества в другое.
2. Порядок приобретения крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка.

3. Порядок переселения Однодворцев Западных Губерний в другие Губернии.
4. Порядок ведения следственных дел по восстановлению метрик. Православная Духовная Консистория.
5. Проект правил о порядке производства дел в Городской Думе и с инструкцией Городской управе. – Самара, 1883 г.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Лайк (2)
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1838
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12242
Перечисление крестьян из одного общества в другое.
Схема взаимодействия властей и перечисляемого лица (крестьянина).

I. Действия в Сельском Обществе (СО)

А) по старому месту проживания перечисляемого лица
1. Обращение крестьянина в сельское общество с просьбой отпустить его из общества.
2. Решение сельского схода (приговор)
3. Выдача увольнительного свидетельства

Б) по месту будущего проживания перечисляемого лица
1. Обращение крестьянина в сельское общество с просьбой принять его в общество.
2. Решение сельского схода (приговор)
3. Выдача приемного свидетельства

II. Действия, осуществляемые в Казенной палате (КП) по месту перечисления

4. Подача Крестьянином прошения (или рапорта) с просьбой о причислении к новому обществу с приложением отпускного и приемного свидетельств и решения СО по месту перечисления.
5. Принимается положительное решение КП или отказ в причислении с указанием причин и требованием дополнительных документов. Документы возвращаются просителю.
6. Повторный прием всех требуемых документов, если ранее был отказ. Принимается положительное решение КП при наличии всех требуемых документов.
7. Делается Записка КП о приеме крестьянина.
8. Делается Отметка КП о перечислении в книгах Бухгалтерского стола.
9. Дается Предписание КП уездному казначейству об уведомлении о причислении по месту прежнего жительства.
10. Само уведомление КП по месту прежнего проживания о причислении Крестьянина к новому обществу.
11. Уведомление Губернского по крестьянским делам присутствия о вновь причисленном крестьянине.
12. Уведомление уездного исправника о вновь причисленном крестьянине.

III. Действия, осуществляемые в Казенной палате (КП) по месту прежнего проживания

1. Ответы на запросы КП по месту перечисления и др. документы и записи, аналогичные таким же, как и в КП по месту перечисления, только касающиеся увольнения крестьянина из общества.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Лайк (2)
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25310
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7600
Спасибо. Украсть можно?
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1838
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12242
Все, что в открытом доступе, принадлежит всем.
Только не нужно забывать отделять зерна от плевел. Если они (последние) найдутся.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1838
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12242
Перечисление крестьян из одного общества в другое (продолжение).
Описание документов.

Виды документов и возможные места их нахождения.

1. В казенной палате: прошения перечисляемых крестьян (или рапорты о перечислении), приговоры сельских сходов, отпускные и приемные свидетельства, решении КП о причислении или отказе, запросы и уведомления в другие присутственные места и ответы на запросы.
2. В сельском обществе: заявления крестьян, приговоры сельских сходов, регистрация увольнительных и приемных приговоров.
3. В Присутствиях по крестьянским делам: уведомления КП.
4. В документах приставов: уведомления КП.

Какую информацию могут содержать документы.

1. Прошение в КП: сведения о подающем прошение, о членах его семьи, месте проживания и месте, в которое он хочет переехать на жительство.
2. Увольнительный приговор СО: сведения о подающем прошение, о членах его семьи, месте проживания и месте, в которое он хочет переехать на жительство. Имена и прозвания (отчества и/или фамилии) членов СО, принимавших участие в собрании.
3. Приемный приговор СО: те же сведения.
4. Увольнительное свидетельство (или паспорт): сведения о крестьянине, о членах его семьи, месте проживания и месте, куда выбывает. В паспорте дополнительно помещаются приметы крестьянина.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Лайк (2)
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1838
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12242
Канцелярский Язык и его витиеватости.
О языке и стиле ведения дел.


Языком ведения делопроизводства в Империи был русский язык.
Однако стиль изложения документов, особенно в середине 19 века, был очень сложным. Тексты составлены из длинных предложений, часто слитых вместе и не разделенных знаками препинания.
Читать такой текст временами очень трудно. Пока дойдешь до середины предложения, теряешь мысль составителя документа, а дочитав до конца, не помнишь, что было в начале.

Но бывает в таких витиеватых предложениях и особая прелесть, как в стихотворениях. Читаешь и прямо наслаждаешься.

Например, вот такое предложение из официального постановления Минского губернского правления (это только часть фразы, в которой начало и конец опущены):

“… Губернское Правление возобновило опубликование упомянутого указа, для побуждения не записавшихся к исполнению требуемого от них, и тем самым вывести их из той безпечности чрез которую незаботясь о приписке могут подвергнуть себя непременному поступлению с ними как с бродягами, и поелику таковое возобновление объявления указа без сомнения озаботит каждого, неотлагая далее предъявить доказательства о дворянстве, или записаться в какой либо из назначенных разрядов, на что остающиеся 8 месяцев время, Его Сиятельство признает весьма достаточным, то за сим не находит нужным входить с представлением о просимой отсрочке, тем более что окончание сего дела весьма может быть успешно…”

Вот такое стихотворение (словоплетение) в прозе.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Лайк (1)
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1838
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12242
О местах создания дел и их появлении.
Сказочное сказание для любителей сказок.

Для появления любого ДЕЛА необходимо было, чтобы сначала появились Начальники, которые почти все знают, и их НАЧАЛЬНИКИ, которые точно все знают.
И чтобы были те, которые чего-то хотят, но без начальников не могут.

Для таких начальников создаются МЕСТА, куда могут обратиться все те, кто чего-то хочет. Такие места могут быть как самые НИЗШИЕ, так и ВЫСОКИЕ, и более ВЫСОКИЕ, и очень ВЫСОКИЕ, и НАИВЫСШИЕ.

И начальники бывают такими же. НАИВЫСШИЕ начальники поучают НАИБОЛЕЕ высоких, НАИБОЛЕЕ высокие – ОЧЕНЬ высоких, и так далее до самых низших.

А бывает и наоборот. Когда младшие Начальники чего-то не знают, они покорнейше просят разъяснений от Старших начальников и получают от них просимые разъяснения и необходимые указания.

А бывает и так. Начальники одного уровня власти в чем-то сомневаются и пишут письма об этом другим начальникам того же уровня власти, ставят их в известность или просят ответа на свои вопросы.

А те, кто чего-то хотят, покорнейше просят всех этих начальников о чем-то своем, для них важном.

Все пишут и пишут друг другу. Горы бумаг растут. А делать то с ними что-то надо? Как не потерять ни одной бумажки? Ведь вся эта переписка куда-то должна же помещаться и где-то храниться?

Вот тут и появляются ДЕЛА.

И появляются они при НАЧАЛЬСТВАХ.

А ведут их ЧИНОВНИКИ, которые при начальниках и при начальственных учреждениях существуют и для исполнения их пожеланий и повелений предназначены.

А помогают им в этом канцелярские СЛУЖИТЕЛИ, которые тоже что-то знают, и которые умеют с ДЕЛАМИ обращаться.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Лайк (1)
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 16996
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8577

Jan=Ян написал:
[q]
Языком ведения делопроизводства в Империи был русский язык.
Однако стиль изложения документов, особенно в середине 19 века, был очень сложным. Тексты составлены из длинных предложений, часто слитых вместе и не разделенных знаками препинания.
Читать такой текст временами очень трудно. Пока дойдешь до середины предложения, теряешь мысль составителя документа, а дочитав до конца, не помнишь, что было в начале.
[/q]

Мне доводилось немного читать официальную переписку, причем посвященную не только переселению крестьян, но и по проблемам военного учебного учреждения и т.п.

Что я могу отметить - вся чиновничья, канцелярская система переписки была чрезвычайно громоздка именно из-за наличия многоступенчатости. На месте пишется прошение, письмо, рапорт и т.п. в первую инстанцию. Затем содержание этого письма пересказывается с использованием большего количества канцеляризмов и заверений в уважении и т.п. любезностях в более высокую инстанцию. Дальше - снова пересказ с еще большим количеством обязательных оборотов и заверений, которые к делу никак не относятся. И так от ступени к ступени, все больше необязательных оборотов, за которыми все труднее отыскать суть прошения (письма). И все это не по электронной почте biggrin1.gif , а с нарочными. Долго. Наконец доходит письмо до высшего руководства, кому дозволено решать определенные вопросы. Руководство рассматривает, принимает решение (или еще куда-нибудь перенаправляет прошение).
Когда же решение принято или просьба отклонена, обратное письмо-ответ проходит все те же стадии от верхней ступени вниз, к простым смертным. И такая переписка по одному вопросу занимала месяцы порой. И частенько решение так и не принималось!
А читать эти бесконечные пересказы! Пока поймешь, кто чего просил и что в итоге получил...
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1838
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12242
Как раз с пересказом писем вышестоящих начальников со ссылками на все номера и даты документов я очень даже согласен. С точки зрения генеалогии.

Ну как у нас сейчас пишут официальные письма? Сухо и кратко: "В ответ на ваше письмо № такой-то от такого-то числа сообщаем...." А в итоге информации с Гулькин нос.

А раньше...

Да, повторялись. Да, накручивали обороты без всяких знаков препинания. Но зато суть дела доходчиво (или почти доходчиво) втолковывали, повторяясь, несколько раз. И не захочешь -- поймешь.

В преамбуле ответного письма начинали с самого начала дела, которое могло длиться с давних пор, и доводили до того дня, когда писался запрос. Здесь же писались и вопросы, поставленные получателю письма отправителем. А потом в "ответной" части письма по пунктам отвечали на эти вопросы. В итоге видны все ФИО, действия и документы и связанные с ними даты и номера. Красота!


---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1838
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12242
Любчинова написала:

.
[q]
..пересказывается с использованием большего количества канцеляризмов и заверений в уважении и т.п.
[/q]


С этим полностью согласен. Иногда из-за таких "оборотов" очень трудно дойти до сути дела.

---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
← Назад    Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: Jan=Ян
Вверх ⇈