Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Трансгенерационная передача травмы

и ее связь с генеалогическими исследованиями и находками

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: vedra
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3862
ЕСТь и ПЛЮСы

Некоторые исследователи связывают трансгенерационную передачу с понятием психологической устойчивости.
Вместе с травмой могут передаваться и стратегии выживания, способы преодоления стресса (Duran, Firehammer, Gonzalez, 2008).
Например, люди, которые знают, что их родители преодолели стихийное бедствие, могут в критический для себя момент вспомнить эту силу и жизненную стойкость, которыми обладали их родители, и использовать этот ресурс в своей жизни (Goodman, West-Olatunji, 2008).
В семьях с длительной историей травм, преследований или дискриминации могут выработаться свои специфические способы защиты и психологические характеристики, которые будут передаваться из поколения в поколение.
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3862
Травма как объект семейной истории


Замалчивание и любое другое искажение семейной истории оказывает патологизирующее влияние на личность. Говоря о семейной травме, мы будем иметь в виду эмоционально заряженные события и ситуации, которые имели место внутри семьи (и не были связаны напрямую с историческими событиями страны) и не имели возможности быть переработанными тем человеком и в том поколении, с которым они произошли. К таким событиям, например, можно отнести суицид, трагическую внезапную смерть, физические и психические заболевания, банкротство, исключение члена семьи из системы, постыдные события и факты и пр. В данном случае речь идет о «патологизирующем семейном наследовании» – термин Э. Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, которым они обозначают «формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений в дисфункциональных семьях представителям других» (Эйдемиллер, 2001). Передача патологии от одного поколения к другому выражается, в частности, в появлении в семейной системе определенной семейной роли – «носитель симптома». Им становится тот член семьи, в котором семейная дисфункция закрепилась, например, в качестве нервно-психического расстройства или определенного качества, которое другими членами семьи отрицается. Таким образом, носитель симптома обеспечивает легальное удовлетворение нелегальных потребностей семьи.

В семье может иметь место «молчаливый сговор», своего рода табу. Молчание как будто бы призвано сохранить безопасность в семье, но на деле создает некий психоэмоциональный шаблон, который организует жизнь её членов на протяжении поколений. Травма как тень, которая присутствует в душах людей, и эта тень попадает в души их близких, затрудняя истинно личное бытие, блокируя импульсы, и осложняя жизнь на многих уровнях. Родитель, который не прожил какую-то важную часть самого себя, будет неосознанно ждать от ребенка "исправления" этого, а ребенок вынужден будет нести этот груз ожиданий. Винцент де Гольжак дал очень меткое определение того, какого рода наследство достается предкам от потомков, а именно им передается «инструкция по экзистенциональному бытию» (Де Гольжак, 2003). Трансгенерационная травма оказывается детерминирующим фактором для становления и развития жизненного пути. Таким образом, жизнь предыдущих поколений становится функциональной моделью для жизни потомков, а «психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого» (Шутценбергер, 2007).

Здесь будет уместно упомянуть понятие «сценария», введенное Эриком Берном, которое описывает бессознательный жизненный план человека, сформированный под влиянием процессов, происходящих в нескольких поколениях семьи. По мнению Берна, сценарий представляет собой план жизни человека, в основе которого лежит принятое в детстве решение, изначально спровоцированное родителями и подкрепленное впоследствии событиями взрослой жизни. «Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно» (Берн, 2016). Понять и в полной мере расшифровать сценарий можно, проследив историю семьи на протяжении минимум трех поколений. Иными словами, основные компоненты сценария наследуются от предков, и потомки идут по их стопам. Сценарий или жизненный план формируется в детстве как способ сохранения психологического баланса, позволяет сделать жизнь более предсказуемой (сценарной).

Фанита Инглиш говорит о существовании внутри семьи феномена психологического заражения тревожным состоянием (например, тревога, депрессия, суицидальные мысли и т. д.), которое может передаваться от одного человека к другому в течение нескольких поколений. Она объясняет это тем, что носитель симптома сознательным или бессознательным образом считает, что может освободиться от симптомов, передав их другому, кто, таким образом, неосознанно для самого себя становится «уязвимым получателем». То есть существует некое убеждение в том, что если такой сценарий передать, то от него можно избавиться. Инглиш сравнивает этот процесс с игрой в «горячую картошку», когда участники перебрасывают мяч друг другу, стараясь держать его в руках как можно меньше. В качестве такого «обжигающего» мяча в семье может выступать симптом, нечто неудобное, семейная миссия или «проклятие, передаваемое из поколения в поколение» (English, 1969).
Лайк (1)
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3862
Весь текст статьи о передаче травмы следующим поколениям.
Обширная библиография по теме.
Лайк (1)
Гринцевич2

Гринцевич2

Минск
Сообщений: 2659
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14415
Мда, интересно. И если это правда, то что получается? А получается, что мы как ветка на дереве - получаем соки от ствола и передаём своим листьям. Да ещё и добавляем в этот сок черной краски от своего персонального жития. И ничего не можем изменить. Или можем? А может это просто реклама психоаналитиков всяких? Лучше бы так и было.
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3862

Гринцевич2 написал:
[q]
. И ничего не можем изменить. Или можем?
[/q]

Спор ведется несколько десятков лет.
Думаю, что хорошее знакомство с генетическим и социальным грузом может помочь многое изменить a_003.gif
kbg_dnepr

Днипро (бывш. Днепропетровск)
Сообщений: 7129
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4323

Гринцевич2 написал:
[q]
... И ничего не можем изменить. Или можем? ...
[/q]
Виктор Владимирович,
Я склонна думать, что это у всех по-разному. И каждый сам для себя решает, что ему дают те знания, которые он приобретает в процессе занятия генеалогией (или психологией), и хочет ли он с этим что-то делать.
Лично мне понимание того, что какие-то мои поведенческие шаблоны или реакции могут объясняться травмами моих родителей (репрессированный дед-священник, участие в войне отца, смерть 6 братьев-сестер мамы) помогло относиться к ним (моим шаблонам и реакциям) более осознанно. Насколько это их изменило?.. Ну, я думаю, я не стала другим человеком. Но в каких-то ситуациях у меня появилось больше выборов.


---
Катерина
Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.)
Лайк (1)
weright

weright

Санкт-Петербург
Сообщений: 2493
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 16585

Гринцевич2 написал:
[q]
[/q]

Одна и та же картина может быть выполнена в разных красках, как в гнетущих серых, так и в ярких и радостных. Так ведь?
Иногда просто железа в организме не хватает для позитивного взгляда на мир).
Где- то видела давно, что люди железяку кладут в котел с едой при готовке. Может кто- то знает, где такие традиции бытовали?
А..ну еще есть точки бифуркации с множеством вариантов развития событий, влияние суггестивной среды и т.д. Да, что об этом думать- лучше просто жить!
---
Ищу контакты

Краснописцевых из Смоленска
Vasily_

Vasily_

Сибирь
Сообщений: 2304
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5150
А я вот пчел боюсь очень. Может быть у меня был предок пчеловод, которого сильно покусали пчелы? 101.gif
Лайк (2)
Гринцевич2

Гринцевич2

Минск
Сообщений: 2659
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14415

weright написал:
[q]
Иногда просто железа в организме не хватает для позитивного взгляда на мир).
[/q]

Вы мне напомнили историю из давних времён. Когда моих товарищей забирали в армию, на медкомиссии один из призывников стал жаловаться врачу, что, мол, согласно анализов у него не хватает железа в организме. На что военный медик, в лучших традициях армейского юмора, сказал:
- Пососи дверную ручку.


weright написал:
[q]
есть точки бифуркации с множеством вариантов развития событий, влияние суггестивной среды
[/q]

Ну зачем же сразу ругаться-то lol.gif lol.gif lol.gif
Лайк (2)
weright

weright

Санкт-Петербург
Сообщений: 2493
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 16585

Гринцевич2 написал:
[q]
[/q]

Это чтобы отбить немного вкус дверной ручки)). Для облагороженного послевкусия, так сказать.
---
Ищу контакты

Краснописцевых из Смоленска
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: vedra
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник vedra » Психология » Трансгенерационная передача травмы [тема №105827]
Вверх ⇈