Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Трансгенерационная передача травмы

и ее связь с генеалогическими исследованиями и находками

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: vedra
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3859
СИНДРОМ ПРЕДКОВ

«Каждый из нас является звеном в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, "оплачивать долги" наших предков. Эта своеобразная "невидимая преданность семье" подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье".

Каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить. Трансгенерационная травма – травма, проходящая через несколько поколений одной семьи. Здесь, рождающиеся дети уже вплетены в травму своих родителей, или из чувства лояльности, вплетаются в нее сами. Тогда в семье могут наблюдаться повторяющиеся сценарии жизни.

"Трансгенерационная травма берет свое начало в неспособности родителей ребенка к построению стабильной надежной связи с ним, результатом чего является нарушение связи между родителями и ребенком.

Если мать или отец травмированы, они не могут полностью эмоционально открыться ребенку, поскольку их пугает контакт с травмированными частями себя. Ребенок, эмоционально тесно связанный со своими родителями, становится также вовлеченным в переживание этой травмы, и впоследствии в своих отношениях будет повторять рано усвоенные паттерны переплетения."

Анн Шутценбергер (2007)
Лайк (1)
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3859
ОТКУДА БЕРУТСЯ ТРАНСГЕНЕРАЦИОННЫЕ ТРАВМЫ?

Трансгенерационная передача относится к негенетическим формам наследования и предполагает передачу опыта (в широком смысле этого слова) от предков к потомкам и его воспроизведение. Следует различать осознанную и неосознанную передачи в ходе межпоколенческого взаимодействия.

Если речь идет об осознанной передаче, то это касается преемственности семейных традиций, норм, обычаев, то есть имеет место прямая передача опыта и информации от предыдущих поколений, содержание и смысл которых хорошо понимается наследниками.
Трансгенерационная передача осуществляется же бессознательно, содержание оказывается скрытым, поскольку транслируемый через поколения материал является скрытым, замалчиваемым и неосознанным вследствие его травматической природы.
Когда речь идет о патологических проявлениях трансгенерационной передачи, то на поверхности мы можем иметь дело с чем-то иррациональным, грубо вплетенным в ткань психологического опыта клиента. Индивидуальная психика может быть «населена» осколками драм и травм, имевших место быть в предыдущих поколениях. Эти осколки оказывают влияние на психическое здоровье, усиливают тревогу и осложняют жизнь в целом.
..................
.................

Центральной является идея, что любой опыт, который не может быть психологически «переварен», то есть узнан, вербализован и трансформирован в элемент собственной психической жизни, травматичен по своей сути. Такой неперевариваемый опыт часто является неким секретом, например, постыдным или тайным событием, участником которого был предок. «Чаще всего пытаются скрыть события, которые вызывают интенсивные чувства вины и стыда: факт смерти или усыновления, совершенные преступления, психические заболевания, материальное состояние и др.

Трагический парадокс заключается в том, что «об этом» запрещено говорить в семье, но также «об этом» не представляется возможным забыть вследствие запрета на проговаривание. Такой объект не интроецируется, не становится частью собственной психической жизни индивида, оставаясь слепой зоной, присутствие которой человек не осознает, но которая может субъективно ощущаться как нечто чужеродное, вызывающее странные поступки, реакции и переживания, а также соматические симптомы. Вследствие замалчивания, в психике формируется своего рода лакуна, которая передается из поколения в поколение. Своеобразность такого объекта заключается в его одновременном видимом отсутствии и имманентности данной семейной системе: его наличие в ней предусмотрено, но он по каким-то причинам в ней не присутствует. Замалчивание на деле не только не спасает от травм, но приводит к различным патологическим проявлениям в нескольких поколениях.Эта информация, лишенная возможности быть осознанной, проработанной через речь, закрепляется на бессознательном уровне и находит выход в различных проявлениях.....

.................
...............

Такое ощущение проживания не собственно своей жизни, присутствие чего-то инородного в самом себе метафорически точно обозначено Перель Вилговиц (Wilgowicz, 1999) термином «комплекс вампира». В своей статье она поднимает важные вопросы о влиянии невыразимых и немыслимых переживаний и о том, как эти (по понятным причинам) непереваренные переживания передаются от одного поколения к следующему. Эти травмирующие переживания формируют бессознательные связи между поколениями, препятствуя естественному течению процессов сепарации и индивидуации. «Вампирическая идентификация» проявляется таким образом, что ребенок выживших оказывается заключенным в тюрьму родительской травмы, ни мертвый, ни живой, нерожденный. Пребывая в обезличенном вневременном пространстве, он осужден на повторение того, чего сам не переживал.

........................
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3859
Феномен размывания границ между поколениями

Феномен размывания границ между поколениями, переплетения отношений и бессознательной идентификации с переживаниями предков отмечала и психоаналитик Х. Файмберг (Faimberg, 2005). Она описывает этот процесс, обозначая его термином «телескопирование» поколений (telescoping generations, télescopage). Телескопирование, схлопывание трех поколений наподобие телескопа, происходит за счет сильной идентификационной связи между ними и заключается в том, что личность идентифицирует себя с событиями, относящимися ко времени до её рождения, ассимилируя, таким образом, чужие жизненные истории и оказываясь под влиянием «неосознанного знания». В этой связи Х. Файмебрг вводит термин «отчужденные идентификации» (alienated identifications). Отчужденными они становятся потому, что частично принадлежат конфликту предыдущих поколений, а некое значимое психическое пространство оказывается захвачено историей, которая не принадлежат напрямую поколению субъекта.

Другой французский психоаналитик – Серж Тиссерон – подробно описал действие замалчивания. Не передавая какую-то информацию на вербальном уровне, то есть замалчивая ее, предки транслируют её потомкам на невербальном уровне. По выражению Тиссерона, секрет «просачивается» через контейнер посредством символов, образов, жестов, интонации, манеры речи (Lassmann, 2013). Такой дисбаланс оказывается очень травмирующим для психики воспринимающей стороны во многом потому, что семейный секрет сопряжен с тревогой, стыдом, травматическим опытом, горем. Ребенок не знает истории, но чувствует и перенимает тревогу и стыд, с ней связанные. Символическим способом выражения этого секрета могут стать разнообразные симптомы и нарушения поведения, отношений, когнитивной и эмоциональной сферы (Nicolo, 2014).
.............................
...............................

Трансгенерационная травма появляется в первом поколении как то, о чем нельзя говорить, так как с ним связна какая-то боль или стыд. Во втором поколении он становится запрещенным к упоминанию, невыразимым и, наконец, в третьем поколении о нем перестают думать, он не воспринимается на когнитивном уровне и знание о нем отсоветует (Yassa, 2002). Иными словами, именно к третьему поколению материал оказывается вытесненным в область бессознательного и именно в этом поколении становятся наиболее выражены проблемы психологического функционирования. Последующие поколения оказываются резервуаром для переживаний предыдущего поколения, которым они не смогли дать выход и вынуждены были «вложить» их в своих потомков.


................................
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3859
ЕСТь и ПЛЮСы

Некоторые исследователи связывают трансгенерационную передачу с понятием психологической устойчивости.
Вместе с травмой могут передаваться и стратегии выживания, способы преодоления стресса (Duran, Firehammer, Gonzalez, 2008).
Например, люди, которые знают, что их родители преодолели стихийное бедствие, могут в критический для себя момент вспомнить эту силу и жизненную стойкость, которыми обладали их родители, и использовать этот ресурс в своей жизни (Goodman, West-Olatunji, 2008).
В семьях с длительной историей травм, преследований или дискриминации могут выработаться свои специфические способы защиты и психологические характеристики, которые будут передаваться из поколения в поколение.
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3859
Травма как объект семейной истории


Замалчивание и любое другое искажение семейной истории оказывает патологизирующее влияние на личность. Говоря о семейной травме, мы будем иметь в виду эмоционально заряженные события и ситуации, которые имели место внутри семьи (и не были связаны напрямую с историческими событиями страны) и не имели возможности быть переработанными тем человеком и в том поколении, с которым они произошли. К таким событиям, например, можно отнести суицид, трагическую внезапную смерть, физические и психические заболевания, банкротство, исключение члена семьи из системы, постыдные события и факты и пр. В данном случае речь идет о «патологизирующем семейном наследовании» – термин Э. Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, которым они обозначают «формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений в дисфункциональных семьях представителям других» (Эйдемиллер, 2001). Передача патологии от одного поколения к другому выражается, в частности, в появлении в семейной системе определенной семейной роли – «носитель симптома». Им становится тот член семьи, в котором семейная дисфункция закрепилась, например, в качестве нервно-психического расстройства или определенного качества, которое другими членами семьи отрицается. Таким образом, носитель симптома обеспечивает легальное удовлетворение нелегальных потребностей семьи.

В семье может иметь место «молчаливый сговор», своего рода табу. Молчание как будто бы призвано сохранить безопасность в семье, но на деле создает некий психоэмоциональный шаблон, который организует жизнь её членов на протяжении поколений. Травма как тень, которая присутствует в душах людей, и эта тень попадает в души их близких, затрудняя истинно личное бытие, блокируя импульсы, и осложняя жизнь на многих уровнях. Родитель, который не прожил какую-то важную часть самого себя, будет неосознанно ждать от ребенка "исправления" этого, а ребенок вынужден будет нести этот груз ожиданий. Винцент де Гольжак дал очень меткое определение того, какого рода наследство достается предкам от потомков, а именно им передается «инструкция по экзистенциональному бытию» (Де Гольжак, 2003). Трансгенерационная травма оказывается детерминирующим фактором для становления и развития жизненного пути. Таким образом, жизнь предыдущих поколений становится функциональной моделью для жизни потомков, а «психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого» (Шутценбергер, 2007).

Здесь будет уместно упомянуть понятие «сценария», введенное Эриком Берном, которое описывает бессознательный жизненный план человека, сформированный под влиянием процессов, происходящих в нескольких поколениях семьи. По мнению Берна, сценарий представляет собой план жизни человека, в основе которого лежит принятое в детстве решение, изначально спровоцированное родителями и подкрепленное впоследствии событиями взрослой жизни. «Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно» (Берн, 2016). Понять и в полной мере расшифровать сценарий можно, проследив историю семьи на протяжении минимум трех поколений. Иными словами, основные компоненты сценария наследуются от предков, и потомки идут по их стопам. Сценарий или жизненный план формируется в детстве как способ сохранения психологического баланса, позволяет сделать жизнь более предсказуемой (сценарной).

Фанита Инглиш говорит о существовании внутри семьи феномена психологического заражения тревожным состоянием (например, тревога, депрессия, суицидальные мысли и т. д.), которое может передаваться от одного человека к другому в течение нескольких поколений. Она объясняет это тем, что носитель симптома сознательным или бессознательным образом считает, что может освободиться от симптомов, передав их другому, кто, таким образом, неосознанно для самого себя становится «уязвимым получателем». То есть существует некое убеждение в том, что если такой сценарий передать, то от него можно избавиться. Инглиш сравнивает этот процесс с игрой в «горячую картошку», когда участники перебрасывают мяч друг другу, стараясь держать его в руках как можно меньше. В качестве такого «обжигающего» мяча в семье может выступать симптом, нечто неудобное, семейная миссия или «проклятие, передаваемое из поколения в поколение» (English, 1969).
Лайк (1)
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3859
Весь текст статьи о передаче травмы следующим поколениям.
Обширная библиография по теме.
Лайк (1)
Гринцевич2

Гринцевич2

Минск
Сообщений: 2659
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14415
Мда, интересно. И если это правда, то что получается? А получается, что мы как ветка на дереве - получаем соки от ствола и передаём своим листьям. Да ещё и добавляем в этот сок черной краски от своего персонального жития. И ничего не можем изменить. Или можем? А может это просто реклама психоаналитиков всяких? Лучше бы так и было.
vedra
Модератор раздела

vedra

Сообщений: 2012
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3859

Гринцевич2 написал:
[q]
. И ничего не можем изменить. Или можем?
[/q]

Спор ведется несколько десятков лет.
Думаю, что хорошее знакомство с генетическим и социальным грузом может помочь многое изменить a_003.gif
kbg_dnepr

Днипро (бывш. Днепропетровск)
Сообщений: 7129
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4323

Гринцевич2 написал:
[q]
... И ничего не можем изменить. Или можем? ...
[/q]
Виктор Владимирович,
Я склонна думать, что это у всех по-разному. И каждый сам для себя решает, что ему дают те знания, которые он приобретает в процессе занятия генеалогией (или психологией), и хочет ли он с этим что-то делать.
Лично мне понимание того, что какие-то мои поведенческие шаблоны или реакции могут объясняться травмами моих родителей (репрессированный дед-священник, участие в войне отца, смерть 6 братьев-сестер мамы) помогло относиться к ним (моим шаблонам и реакциям) более осознанно. Насколько это их изменило?.. Ну, я думаю, я не стала другим человеком. Но в каких-то ситуациях у меня появилось больше выборов.


---
Катерина
Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.)
Лайк (1)
weright

weright

Санкт-Петербург
Сообщений: 2493
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 16572

Гринцевич2 написал:
[q]
[/q]

Одна и та же картина может быть выполнена в разных красках, как в гнетущих серых, так и в ярких и радостных. Так ведь?
Иногда просто железа в организме не хватает для позитивного взгляда на мир).
Где- то видела давно, что люди железяку кладут в котел с едой при готовке. Может кто- то знает, где такие традиции бытовали?
А..ну еще есть точки бифуркации с множеством вариантов развития событий, влияние суггестивной среды и т.д. Да, что об этом думать- лучше просто жить!
---
Ищу контакты

Краснописцевых из Смоленска
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: vedra
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник vedra » Психология » Трансгенерационная передача травмы [тема №105827]
Вверх ⇈