На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Напротив входа в церковь был дом .И жили там Баландины - по-уличному. Офимья и Федор. Офимья зажигала свечи , мыла полы. Федор - сторожил. Местные партийные выполняли постановление партии - закрыли церковь. Жители писали прошение , чтоб не закрывали церковь. Сохранилось письмо с этим прошением. Тетя Таня Медникова, живет на улице Центральная (Казеная). И она рассказала как сбрасывали колокол с нашей церкви. Она говорит ,что все помнит. Только вот забыла сколько ей лет было. В школу еще не ходила и поэтому думает что лет 5,5 -6 ей было. Церковь уже закрыли для служб. Утром когда они завтракали , пришли к ним домой местные партийные. И говорят тяте-отцу Иннокентию Ивановичу что сегодня его наряжают сбрасывать колокол с церкви. Он отказался. Приказывают расписаться в отказе - тоже отказался. Не стал подпись ставить. В 12 часов колокол пробил время. Видимо в то время он отбивал еще и часы. Народу собралось со всей окрестности. Пришли из Пиявочного, Селемы, Никольского,Чепар и местные.Вся площадь вокруг церкви была полна народа. Тетя Таня вместе с матерью и соседями вышли в Карпеев проулок и встали около болота .Деревьев в ту пору по деревне еще не было и церковь видна как на ладони. После того как колокол пробил 12 часов послышался его последний звон. Как сказала Тетя Таня несколько раз уныло-слезливо пропел и последний удар-бом. И так несколько раз. Им издалека не видно как рубили, чем рубили веревки на которых висели 2 колокола, но через некоторое время услышали сильный удар от которого ,как она сказала, земля поднялась на четверть. Лужок- трава тут-же побелела. Было лето-и видимо пыль поднялась и опустилась на траву. Все закричали -заплакали. Через некоторое время земля опустилась.
Отечественная война 1812 года. Вот имена павших коваксян-ополченцев:
Авксентий Авксентьев - "из ополчения 1812 г. не воротился". Артемий Пантелеев - "из ополчения 1812 г. не воротился". Дмитрий Екимов - "из ополчения 1812 г. не воротился". Иван Нотарьев - "из ополчения 1812 г. не воротился". Матвей Андреев - "из ополчения 1813 г. не воротился".
Источник: Сайт ВКОНТАКТЕ, опубликовал Борис Устимов.
Метрическая книга Николаевской церкви села Ковакса - 1885 год.
часть первая о родившихся:
разворот №23
61 - 16 декабря - Иван, сын крестьянина села Коваксы Антона Васильевича Батанина и законной жены его Марии Николаевны. Крещение - 16 декабря: восприемник - крестьянский сын села Коваксы Павел Васильевич Батанин; восприемница - крестьянская девица того же села Александра Николаевна.
Метрическая книга Николаевской церкви села Ковакса - 1917 год.
Часть первая о родившихся:
«№» (порядковый номер рожденного человека на этот год, для мужского и женского пола номер присваивался отдельно начиная с 1) – «Дата рождения/дата крещения» - «Имя рожденного» - «Родители родившегося» - «Восприемники рожденного».
разворот №1 Отсутствует в документе левая часть (страница) разворота, из правой части видно, что записи о рождении составлены на 4-х человек. Из разворота №2, 3 видно что на недостающей странице разворота №1 записи сделаны 1-а мужского пола и 3-и женского пола. Также известно, что записи сделаны с 1 по 7 января.
… Восприемники: того же села крестьянский сын Иван Васильев Суслов и крестьянская девица Елизавета Васильева Суслова.
… Восприемники: того же села крестьянский сын Степан Васильев Патяев и солдатская жена Параскева Иванова Патяева.
… Восприемники: того же села крестьянский сын Михаил Васильев Мишин и крестьянская девица Ольга Васильева Мишина.
… Восприемники: села Коваксы дьякон Петр Иванович Троицкий и крестьянская жена Пелагея Тимофеева Суслова. Справа сделана запись – Миропомазание совершил священник Николай Македонский и дьякон-псаломщик Петр Троицкий, это означает что было только крещение, а рождение было в более ранних годах. [Возможно это переход из раскола в православие].
разворот №2
(4) – 7 января/9 января – Вера – Гродненской губернии, Волковысского уезда, … волости и села Колонтаи крестьянин, состоящий на военной службе Иван Юрьев Оленик и его законная жена Анастасия Романова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же губернии, уезда, волости и села крестьянин Николай Ильин Оленик и крестьянская девица Евгения Юрьева Оленик.
(5) – 10 января/11 января – Татьяна – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Василий Ефимов Пальманов и его законная жена Анна Павлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Семион Петров Пальманов и села Коваксы крестьянская вдова Пелагея Яковлева Блохина.
(6) – …/19 января – Параскева – села Коваксы крестьянин, Алексей Федоров Корнев и его законная жена Пелагея Алексеева, дочь девица Параскева 17 лет от роду вследствие изъявленного решительного намерения оставить раскол, Спасова согласия, была через помазание святым Миром присоединена к православной церкви с сохранением прежнего ея имени. – Восприемники: села Коваксы дьякон Петр Иванович Троицкий и деревни Котихи крестьянская вдова Анна Алексеева Бутусова.
разворот №3
2 – 20 января/22 января – Иван – села Коваксы крестьянин, Иван Васильев Патяев и его законная жена Татьяна Якимова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянский сын Степан Васильев Патяев и солдатская жена Параскева Иванова Патяева. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выслано №292594 2.05.1976г.»
3 – 20 января/22 января – Федор – деревни Котихи крестьянин, Василий Иванов Савин и его законная жена Агафья Игнатьева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Дмитрий Игнатьев Жаринов и солдатская жена Мария Игнатьева Пальманова.
(7) – …/24 января – Ирина – села Коваксы крестьянин, Иван Иванов Гришин и его законная жена Анна Филиппова, дочь девица Ирина 20 лет от роду вследствие изъявленного решительного намерения оставить раскол, Нетовского толка, была через помазание святым Миром присоединена к православной церкви с сохранением прежнего ея имени. – Восприемники: села Коваксы крестьянин Петр Федоров Беляков и села Замятина, Ардатовского уезда крестьянская жена Мария Иванова Доминова.
4 – 26 января/29 января – Иван – села Коваксы крестьянин, состоящий на военной службе Василий Яковлев Громов и его законная жена Матрена Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянский сын Николай Иванов Беляков и крестьянская девица Анастасия Иванова Белоусова.
5 – 27 января/29 января – Василий – Нижегородской губернии, Лукояновского уезда, Михайловской волости, села Нового крестьянин, Василий Андронов Алексашин и его законная жена Татьяна Яковлева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: Симбирской губернии, Алатырского уезда села Сурского Майдана крестьянин Сергей Васильев Патрикеев и Лукояновского уезда, села Нового крестьянская жена Пелагеа Семенова Алексашина.
разворот №4
6 – 28 января/30 января – Иван – села Коваксы крестьянин, состоящий на военной службе Андрей Иванов Белоусов и его законная жена Мария Дмитриева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянин Иван Дмитриев Бутусов и крестьянская девица Анастасия Иванова Белоусова. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство о рождении выдано - 1.11.1948г.»
(8) – 31 января/2 февраля – Марфа – деревни Лидовки крестьянин, Василий Леонтьев Ефремов и его законная жена Наталья Ефимова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Иван Леонтьев Ефремов и крестьянская девица Наталья Тимофеева Ефремова. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство №047843 - 1.11.1958г.»
7 – 3 февраля/4 февраля – Захарий – деревни Котихи крестьянин, Козьма Федоров Пальманов и его законная жена Матрена Алексеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Сергей Андреев Селезнев и крестьянская девица Ксения Федорова Пальманова.
8 – 5 февраля/5 февраля – Тимофей – деревни Котихи крестьянин, Сергей Иванов Егоров и его законная жена Екатерина Герасимова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Павел Федоров Егоров и солдатская жена Мария Романова Егорова. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 30.11.1939г.»
(9) – 11 февраля/12 февраля – Мария – села Коваксы крестьянин, взятый на военную службу Иван Семенов Широков и его законная жена Анна Сергеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянин Григорий Степанов Шустов и крестьянская жена Анна Андреева Белоусова.
разворот №5
9 – 12 февраля/13 февраля – Александр – деревни Лидовки крестьянин, взятый на военную службу Василий Алексеев Обутов и его законная жена Анна Михайлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Семен Алексеев Обутов и крестьянская девица Мария Петрова Ванюгина. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 28.01.1939г.»
(10) – 3 марта/5 марта – Анастасия – деревни Лидовки крестьянин, Павел Яковлев Сорокин и его законная жена Агафья Артемьева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Николай Григорьев Гордеев и крестьянская девица Екатерина Павлова Сорокина.
10 – 16 марта/19 марта – Александр – деревни Котихи крестьянин, Василий Алексеев Данилов и его законная жена Елизавета Петрова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Андрей Федоров Максимов и крестьянская девица Анфиса Васильева Данилова. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 30.06.1931г.»
(11) – 21 марта/23 марта – Анна – Гродненской губернии, Волковысского уезда, Изабелинской волости, деревни Жерновки крестьянин, Иосиф Михайлов Мелишкев[ич] и его законная жена Христиния Семенова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: деревни Котихи крестьянский сын Александр Васильев Кургунов и Гродненской губернии, Волковысского уезда, Изабелинской волости, деревни Жерновки крестьянская девица Стефанида Михайлова Загорская.
(12) – 24 марта/25 марта – Мария – села Коваксы крестьянин, Иван Максимов Лоськов и его законная жена Агриппина Яковлева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянский сын Александр Иванов Лоськов и крестьянская девица Пелагея Иванова Лоськова.
разворот №6
11 – 26 марта/26 марта – Иван – деревни Майна крестьянин, Петр Михайлов Столяров и его законная жена Агафья Степанова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Михаил Степанов Куракин и крестьянская девица Анна Михайлова Столярова.
(13) – 27 марта/27 марта – Мария – села Коваксы крестьянин, Павел Георгиев Муравьев и его законная жена Анна Михайлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянский сын Михаил Павлов Муравьев и крестьянская девица Наталья Иванова Занозеева.
12 – 26 марта/28 марта – Иван – села Коваксы крестьянин, Антоний Петров Козокин и его законная жена Евдокия Алексеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянин Василий Фаддеев Муравьев и крестьянская девица Таисия Иванова Козокина.
13 – 28 марта/29 марта – Иван – деревни Лидовки крестьянин, Иван Никитин Корнев и его законная жена Татьяна Андреева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Андрей Иванов Корнев и крестьянская жена Анастасия Феодосеева Корнева. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 1.06.1934г.»
(14) – 30 марта/31 марта – Мария – деревни Пиявочное Озеро крестьянин, Федор Михайлов Аникин и его законная жена Матрена Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Иван Павлов Архипов и крестьянская девица Анастасия Иванова Аникина.
разворот №7
(15) – 6 апреля/8 апреля – Анна – села Коваксы крестьянин, взятый на военную службу Алексей Иванов Агафонов и его законная жена Параскева Михайлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянский сын Федор Михайлов Наторов и деревни Котихи солдатская вдова Капитолина Алексеева Кургунова.
(16) – 7 апреля/8 апреля – Александра – деревни Котихи крестьянин, Иван Петров Егоров и его законная жена Анна Павлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Тимофей Ефимов Савин и крестьянская девица Евдокия Иванова Глазова.
(17) – 12 апреля/13 апреля – Ирина – деревни Котихи крестьянин, Иван Петров Котков и его законная жена Наталья Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Георгий Трофимов Болотоа и солдатская жена Пелагея Васильева Селезнева.
(18) – 15 апреля/16 апреля – Ольга – деревни Котихи крестьянин, Яков Никитин Костин и его законная жена Анна Алексеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Степан Яковлев Костин и солдатская жена Мария Никитина Труханова.
(19) – 18 апреля/20 апреля – Александра – деревни Пиявочное Озеро крестьянин, Михаил Григорьев Люшин/Мишин и его законная жена Дарья Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Михаил Петров Феофанов и села Коваксы крестьянская девица Мария Степанова Бакулина.
разворот №8
(20) – …/22 апреля – Анастасия – деревни Пиявочное Озеро крестьянин, Василий Георгиев Антонов и его законная жена Анастасия Павлова, дочь девица Анастасия 16 лет от роду вследствие изъявленного решительного намерения оставить раскол, Австрийского согласия, была через помазание святым Миром присоединена к православной церкви с сохранением прежнего ея имени. – Восприемники: села Коваксы дьякон-псаломщик Петр Троицкий и крестьянская девица Анастасия Иванова Гусева.
14 – 22 апреля/23 апреля – Георгий – деревни Лидовки крестьянин, Дмитрий Иванов Конаков (Кононов) и его законная жена Екатерина Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Петр Андреев Мальков и крестьянская жена Евдокия Дмитриева Кононова (Конакова). На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 1.06.1949г.»
разворот №9
(21) – 26 апреля/30 апреля – Пелагея – деревни Пиявочное Озеро крестьянин, Василий Иванов Архипов и его законная жена Дарья Михайлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянин Яков Семенов Левин и деревни Пиявочное Озеро крестьянская девица Домна Иванова Архипова.
15 – 1 мая/2 мая – Николай – села Коваксы крестьянин, взятый на военную службу Иван Яковлев Громов и его законная жена Анна Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянин состоящий на военной службе рядовым Василий Яковлев Громов и солдатская жена Анастасия Иванова Левина. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 21.07.1939г.»
16 – 5 мая/8 мая – Василий – села Коваксы крестьянин Иван Павлов Блохин и его законная жена Марфа Тимофеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянин, состоящий на военной службе Денис Иванов Блохин и крестьянская девица Евдокия Михеева Блохина. 17 – 8 мая/11 мая – Иван – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Григорий Иванов Болотов и его законная жена Агриппина Захарьева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Павел Федоров Егоров и крестьянская девица Фекла Михайлова Болотова.
18 – 13 мая/14 мая – Андрей – Гродненской губернии, Волковысского уезда, Добровольской волости, деревни Несбодичи крестьянин, Сильвестр Михайлов Голобур… и его законная жена Анна Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Михаил Осипов Турок и деревни Лидовки солдатская жена Мария Павлова Корнева.
разворот №10
(22) – 14 мая/15 мая – Ольга – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Гурий Данилов Монахов и его законная жена Евфроси́ния Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Афанасий Александров Глазов и крестьянская вдова Ксения Иванова Наумова. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 21.10.1965г.»
19 – 19 мая/20 мая – Михаил – деревни Котихи крестьянин Иван Ефимов Савин и его законная жена Евдокия Георгиева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Тимофей Ефимов Савин и крестьянская девица Александра Георгиева Шенькова.
(23) – 18 мая/20 мая – Анна – деревни Котихи крестьянин Михаил Иосифов Данилов и его законная жена Пелагея Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянский сын Яков Степанов Солдатов и деревни Котихи крестьянская девица Фекла Михайлова Данилова.
20 – 19 мая/22 мая – Михаил – села Коваксы крестьянин Семион Маркианов Герасимов и его законная жена Евдокия Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянский сын Федор Иванов Белоусов и крестьянская жена Параскева Георгиева Кузнецова.
(24) – 23 мая/23 мая – Анна – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Фрол Алексеев Тарасов и его законная жена Анна Петрова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Сергей Андреев Селезнев и крестьянская девица Елизавета Петрова Болотова.
(25) – 24 мая/25 мая – Марфа – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Федор Сергеев Абрамов и его законная жена Мария Михайлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин, состоящий на военной службе Григорий Абрамов Абрамов и крестьянская жена Екатерина Васильева Абрамова.
разворот №11
(26) – 31 мая/31 мая – Ольга – села Коваксы крестьянин, находящейся на военной службе Сергей Степанов Кузнецов и его законная жена Мария Георгиева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: Ардатовского уезда села Страховой Пузы крестьянин Василий Михайлов Уханов и села Коваксы крестьянская девица Василиса Федорова Лачугина.
(27) – 6 июня/7 июня – Ольга – села Коваксы крестьянин Петр Васильев Рыбин и его законная жена Параскева Сергеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянин Василий Яковлев Козокин и солдатская жена Анна Васильева Федотова.
21 – 5 июня/11– Иван – деревни Пиявочное Озеро крестьянин Павел Дмитриев Бирюков и его законная жена Пелагея Михайлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Николай Иванов Козаков и крестьянская девица Анастасия Васильева Бирюкова.
(28) – 18 июня/20 июня – Ольга – села Коваксы крестьянин Иван Петров Кириллов и его законная жена Мария Владимирова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянский сын Сергей Иванов Кириллов и крестьянская девица Наталья Михайлова Сергеева.
22 – 21 июня/24 июня – Петр – деревни Котихи крестьянин Федор Михайлов Ермолаев и его законная жена Татьяна Семенова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Иван Федоров Ермолаев и крестьянская девица Екатерина Игнатьева Жаринова. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 6.08.1978г.»
разворот №12
(29) – 29 июня/2 июля – Ольга – села Коваксы крестьянин Иван Никифоров Наторов и его законная жена Мария Яковлева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: деревни Котихи крестьянин Николай Матвеев Выкулов и села Коваксы солдатская жена Анна Алексеева Наторова.
23 – 3 июля/4 июля – Андрей – села Коваксы крестьянин Петр Афанасьев Медников и его законная жена Мария Ефимова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: Гродненской губернии, Волковысского уезда, деревни Загоры временно отпускной солдат из крестьян Николай Юрьев Есько и села Коваксы крестьянская девица Агафия Александрова Блохина.
24 – 16 июля/18 июля – Иван – деревни Котихи крестьянин Иван Николаев Боровков и его законная жена Анастасия Сергеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Василий Тимофеев Боровков и крестьянская жена Анна Сергеева Болотова. В графе «Кто совершал таинство крещения» есть следующая запись: Ввиду страха смертного крещение Ивана Боровкова было совершено крестьянской женой села Коваксы Ириной Ивановой Мочаловой, а дополнено было священником Николаем Македонским и исполняющим обязанности псаломщика Василием Козокиным.
25 – 19 июля/23 июля – Федор – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Григорий Абрамов Абрамов и его законная жена Мария Ефимова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Андрей Федоров Максимов и крестьянская девица Христиния Абрамова Абрамова.
разворот №13
26 – 27 июля/29 июля – Александр – села Коваксы крестьянин Василий Васильев Евстигнеев и его законная жена Мария Андреева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села и. об. псаломщика из крестьян Василий Яковлев Козокин и крестьянская девица Домна Андреева Еремина. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство за № 4630937 выслано - 24.10.1949г.» На поле документа ручкой подписано: «… № 893999 – 8.02.1967г.»
27 – 29 июля/30 июля – Федор – деревни Котихи крестьянин Николай Павлов Кургунов и его законная жена Пелагея Артемьева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни отпускной солдат из крестьян Иван Лаврентьев Егоров и крестьянская вдова Капитолина Алексеева Кургунова.
(30) – 27 июля/30 июля – Мария – деревни Котихи крестьянин Василий Тимофеев Боровков и его законная жена Ксения Сергеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Петр Тимофеев Боровков и крестьянская девица Пелагея Иванова Абрамова.
28 – 4 августа/6 августа – Михаил – села Коваксы крестьянин Василий Алексеев Мишин и его законная жена Евдокия Федорова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянин Михаил Иванов Мочал[ов] и крестьянская девица Параскева Андреева Кулигина.
(31) – 13 августа/15 августа – Наталья – села Коваксы крестьянин Федор Васильев Савастьянов и его законная жена Евфросиния Михайлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянский сын Дометий [И]онов Савастьянов и деревни Котихи крестьянская жена Анна Иванова Труханова.
разворот №14
29 – 16 августа/16 августа – Фрол – деревни Котихи отставной солдат из крестьян Петр Стефанов Болотов и его законная жена Ефимия Васильева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни временно-отпускной солдат из крестьян Иван Степанов Болотов и крестьянская жена Пекатерина Васильева Абрамова.
(32) – 20 августа/22 августа – Раиса – села Коваксы и. об. псаломщика Василий Яковлев Козокин и его законная жена Евдокия Васильева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянин Николай Михайлов Гамаюнов и крестьянская жена Евдокия Михайлова Левина.
(33) – 23 августа/24 августа – Галина – города Керенска мещанин состоящий на военной службе а ныне находящийся во временном отпускеЯков Яковлев Вихров и его законная жена Александра Павлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же города мещанин Василий Яковлев Вихров и города Арзамаса дочь дьякона девица Таи[сия] Павлова Троицкая.
(34) – 26 августа/27 августа – Раиса – села Коваксы крестьянин, состоящий на военной службе Семен Михайлов Блохин и его законная жена Мария Сергеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянский сын Федор Павлов [К]расников и крестьянская жена Матрена Иванова Белякова. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство о рожд. выдано - 28.03.1938г.» На поле документа ручкой подписано: «вторично – ?.11.1940г.»
(35) – 16 сентября/17 сентября – Анна – деревни Лидовки крестьянин, состоящий на военной службе Федор Георгиев Николаев и его законная жена Евфросиния Федорова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Василий Георгиев Николаев и крестьянская девица Параскева [Георг]иева Николаева.
разворот №15
(36) – 24 сентября/26 сентября – Анна – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Василий Сергеев Егоров и его законная жена Мария Романова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Николай Павлов Кургунов и крестьянская вдова Капитолина Алексеева Кургунова.
(37) – 25 сентября/26 сентября – Таисия – деревни Пиявочное озеро крестьянин, состоящий на военной службе Иван Степанов Титов и его законная жена Татьяна Васильева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: Арзамасского уезда деревни Марьевка крестьянин Григорий Васильев Пьянов и села Никольского крестьянская жена Мария Григорьева По(л)шкова.
30 – 7 октября/8 октября – Иван – деревни Лидовки, временно-отпускной солдат из крестьян Николай Иосифов Давидов и его законная жена Анастасия Михаилова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Федор Андреев Моль[ко]в и крестьянская жена [Е]лена Михаилова Кропоткина.
31 – 14 октября /15 октября – Яков – села Коваксы крестьянин, состоящий на военной службе Василий Васильев Мишин и его законная жена Екатерина Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянский сын Лазарь Васильев Мишин и крестьянская [доч]ь Наталья Иванова Солдатова.
(38) – …/16 октября – Акилина – села Коваксы после умерших крестьянина Якова Иванова Феофанова и его законной жены Феклы Степановой, дочь девица Акилина 51 году от роду вследствие изъявленного решительного намерения оставить раскол, поморского толка, была через помазание святым Миром присоединена к православной церкви с сохранением прежнего ея имени. – Восприемники: деревни Котихи крестьянская жена Мария Максимова Выкулова.
разворот №16
32 – 19 октября /22 октября – Александр – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Николай Степанов Бляблин и его законная жена Мария Дмитриева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Михаил Степанов Бляблин и солдатская жена Мария Степанова Бляблина. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство о рожд. за №463013 - 22.10.1949г.»
33 – 20 октября /22 октября – Иван – деревни Котихи крестьянин Георгий Иванов Шеньков и его законная жена Мария Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Сергей Тимофеев Шеньков и села Туманова крестьянская девица Мария Алексеева Морозова.
34 – 22 октября /24 октября – Иван – деревни Пиявочное озеро крестьянин, состоящий на военной службе Михаил Андреев Савельев и его законная жена Анна Никитина, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Борис Иванов Казаков и крестьянская девица Анастасия Васильева Бирюкова.
35 – 25 октября /26 октября – Николай – деревни Котихи временно-отпускной солдат из крестьян Александр Георгиевич Наумов и его законная жена Елена Павлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянский сын Филипп Петров Беляков и деревни Котихи крестьянская девица Пелагея Иванова Абрамова.
разворот №17
(39) – 27 октября /28 октября – Параскева – села Коваксы крестьянин, состоящий на военной службе Афанасий Никитин Суслов и его законная жена Василиса Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянский сын Николай Михайлов Протасов и крестьянская девица Мария Иванова Протасова.
36 – 28 октября /29 октября – Михаил – деревни Лидовки крестьянин, состоящий на военной службе Григорий Федоров Ефремов и его законная жена Евдокия Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Дмитрий Федоров Ефремов и крестьянская девица Ольга Федорова Ефремова.
37 – 31 октября /2 ноября – Михаил – деревни Пиявочное озеро крестьянин Матвей Николаев Филиппов и его законная жена Анна Матвеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянин Иван Никитин Кузнецов и деревни Пиявочное озеро солдатская жена Александра Владимирова Филиппова.
38 – 12 ноября /13 ноября – Михаил – села Коваксы крестьянская вдова Василиса Иванова, православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянин Леонтий Павлов Крутов и крестьянская жена Вера Федорова Суслова.
(40) – 13 ноября /15 ноября – Екатерина – деревни Пиявочное озеро крестьянин Павел Федоров Елисеев и его законная жена Анна Павлова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянин Николай Гаврилов Беляков и деревни Лидовки крестьянская девица Евдокия Павлова Осянина. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано - 13.05.1937г.»
разворот №18
(41) – 23 ноября /24 ноября – Екатерина – села Коваксы крестьянин Павел Ермолаев Левин и его законная жена Татьяна Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы временно-отпускной солдат из крестьян Александр Никитин Еремин и солдатская вдова Анна Михайлова Левина.
39 – 24 ноября /26 ноября – Иван – деревни Котихи крестьянин Петр Никитин Болотов и его законная жена Матрена Дмитриева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни временно-отпускной солдат из крестьян Николай Стефанов Бляблин и крестьянская жена Марфа Михайлова Болотова.
40 – 10 декабря /11 декабря – Иван – деревни Лидовки временно-отпускной солдат из крестьян Иван Михайлов Мольков и его законная жена Анна Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Петр Андреев Мольков и солдатская жена Мария Ефимова Молькова. На поле документа ручкой подписано: «Свидетельство выдано №164904 - 20.02.1961г.»
41 (42) - 11 декабря /12 декабря – Спиридон и Нина (близнецы) - села Коваксы крестьянин, состоящий на военной службе Дмитрий Артемьев Солдатов и его законная жена Параскева Сергеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: Спиридона - села Коваксы крестьянин Иван Сергеев Солдатов и солдатская жена Матрена Артемьева Болотова; Нины - села Коваксы крестьянская жена Пелагея Михайлова Солдатова. В графе «Кто совершал таинство крещения» есть следующая запись: Ввиду страха смертного крещение Спиридона и Нины было совершено крестьянской женой села Коваксы Варварой Павловой Солдатовой, а дополнено было священником Николаем Македонским.
разворот №19
(43) – 13 декабря /14 декабря – Евгения – деревни Пиявочное озеро крестьянин Михаил Иванов Козунов и его законная жена Наталия Михаилова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: села Коваксы крестьянский сын Сергей Иванов Кириллин и деревни Пиявочное озеро крестьянская девица Татьяна Михаилова Сергеева.
42 – 14 декабря /15 декабря – Павел – села Коваксы крестьянин Иван Николаев Бутусов и его законная жена Анастасия Михаилова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянин Николай Михаилов Гамаюнов и крестьянская жена Ольга Тимофеева Бутусова. На поле документа ручкой подписано несколько дат выдачи свидетельств с 1959 по 1961 год.
(44) – 14 декабря /16 декабря – Татьяна – деревни Котихи крестьянин, состоящий на военной службе Иван Дмитриев Увакин и его законная жена Мария Васильева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянин Андрей Дмитриев Увакин и крестьянская жена Анна Петрова Егорова.
(45) – 15 декабря /16 декабря – Анна – села Коваксы крестьянин Семен Алексеев Блохин и его законная жена Акилина Степанова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села крестьянин Савва Григорьев Блохин и крестьянская девица Евдокия Михеева Блохина.
43 – 20 декабря /20 декабря – Василий – деревни Лидовки временно-отпускной солдат из крестьян Иван Васильев Щипакин и его законная жена Мария Сергеева, оба православного вероисповедания. – Восприемники: той же деревни крестьянский сын Илья Павлов Ефремов и крестьянская девица Елизавета Павлова Ефремова.
разворот №20
(46) – 25 декабря /26 декабря – Татьяна – села Коваксы временно-отпускной солдат из крестьян Федор Николаев Беляков и его законная жена Анна Иванова, оба православного вероисповедания. – Восприемники: того же села временно-отпускной солдат из крестьян Иван Михайлов Лачугин и солдатская жена Вера Федорова Белякова.
Часть вторая о бракосочитавшихся: Отсутствует полностью
Часть третья о умерших:
«№» (порядковый номер умершего человека на этот год, для мужского и женского пола номер присваивался отдельно начиная с 1) – «Дата смерти/дата погребения» - «Имя умершего/если в раннем возрасте то и имя родителя» - «Возраст на момент смерти» - «Причина смерти».
[…] - не просматривается возраст умерших или причина из-за неполного раскрытия листов при сканировании или повреждения бумаги.
разворот №1
(1) – 2 января/3 января – Села Коваксы крестьянина, состоящего на военной службе, Михаила Степанова Беззаметнова дочь Надежда – […] - от воспаления легких.
(2) – 10 января/11 января – Деревни Котихи крестьянина Василия Сергеева Абрамова дочь Мария - […] - от воспаления легких.
1 – 11 января/12 января – Села Коваксы крестьянин Федор Максимов Сычев - […] – от плеврита.
2 – 11 января/13 января – Села Коваксы крестьянина Андрея Козьмина Муравьева сын Иоаким - […] – от чахотки.
(3) – 12 января/13 января – Села Веригина жена заштатного псаломщика Василия Иванова Серебровского Мария Петрова – […] - от плеврита.
3 – 20 января/21 января – Гродненской губернии, Волковысского уезда, Забелинской волости и прихода, деревни Жерновки, крестьянина Ивана Львова Загорского сын Александр - […] – от слабости.
4 – 21 января/22 января – Деревни Котихи крестьянина Николая Михайлова Жарино[ва] сын Михаил – 3 месяца - […].
разворот №2
5 – 24 января/25 января – Деревни Котихи крестьянин Василий Степанов Шеньков – 100 лет – от старости.
6 – 2 февраля/3 февраля – Села Коваксы крестьянина Василия Родионова Широкова сын Иван – 3 года – от скарлатины.
7 – 3 февраля/4 февраля – Села Коваксы крестьянина Никиты Степанова Еремина сын Яков – 3 месяца – от воспаления легких.
8 – 5 февраля/6 февраля – Села Коваксы крестьянин Степан Иванов Шустов – 85 лет – от старости.
(4) – 6 февраля/7 февраля – Деревни Котихи крестьянская вдова Анастасия Никитина Бляблина – […] – от паралича.
9 – 6 февраля/7 февраля – Деревни Котихи крестьянин Никити Иванов Феоктистов – 72 года – от удушья.
10 – 10 февраля/11 февраля – Села Коваксы крестьянин Михаил Павлов Зубчиков – […] – от плеврита.
разворот №3
11 – 12 февраля/13 февраля – Деревни Котихи крестьянина Кузьмы Федорова Пальманова сын Захарий – 10 дней – от боли живота.
12 – 21 февраля/22 февраля – Села Коваксы крестьянина, состоящего на военной службе, Федора Николаева Белякова сын Василий – 3 года – от скарлатины.
(5) – 21 февраля/22 февраля – Деревни Котихи крестьянина Алексея семенова Болотова жена Анна Андреева – […] – от удушья.
(6) – 10 марта/11 марта – Деревни Пиявочного озера крестьянина, состоящего на военной службе, Василия Иванова Матюнина дочь Матрена – […] – от кровавого поноса.
13 – 11 марта/13 марта – Деревни Котихи крестьянин Дмитрий Федоров Блохин – […]– от паралича.
(7) – 13 марта/14 марта – Деревни Лидовки крестьянинаМихаила Георгиева Обутова дочь Христиния – […] – […].
Следующие развороты отсутствуют .
Источник: Архив Арзамаса. Фонд 231 Опись 1 Дело 44
Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490
Наверх##14 октября 2019 20:4414 октября 2019 20:56
На 1900 год Коваксинская пожарная дружина (создана в 1898г.) имела в составе 32 человека. Инструмент: лестниц простых - 3шт., багровых ходов - 2 шт, [Багровый ход - это повозка предназначенная для перевозки лестниц и багров. На багровом ходу вывозились: выдвижная лестница, большие багры, вилы, спасательный мешок, иногда запасной заборный рукав]. Годовой бюджет - 50 рублей. С момента образования дружины в селе случился всего один пожар. Начальник дружины - Т.К. Сальников.
Источник: Нижегородское губернское земское собрание за 1900г.
На сегодняшней день неизвестно в каком году была открыта первая школа, была ли это церковно-приходская школа или земское начальное училище.
Но в 1868 году состоялась сессия Арзамасского земского собрания, где было упомянуто Коваксинское сельское училище, при котором учителем состоял волостной писарь. Население в селе составляло 1557 душ на 1865 год, естественно, что крестьянское общество или приходской священник могли подать прошение об открытии в селе школы.
До 1884 года нет ни каких сведений о существовании в Коваксе какой-либо школы.
1884-85 года – донесения наблюдателей над школами по Арзамасскому уезду, присланные в Нижегородский Епархиальный Училищный Совет в июне 1885 года, об успехах учащихся в церковно-приходских школах. В селе Коваксе: 4-е мальчика, поступившие в школу в октябре 1884 года, только произносят молитвы с пониманием смысла и умением передавать на русский язык; знают символ веры и 10-ть заповедей с переводом на русский язык и объяснением, священную историю ветхого и нового завета передают связной речью, хорошо читают по гражданским книгам и по славянским и переводят на русский язык, пишут правильно под диктант, решают задачи на первые четыре действия арифметики, кратко объясняют богослужение и умеют считать на счетах. Поступившие в 1885 году читают часослов, пишут по линейкам с прописей, знают молитвы и таблицу умножения. Число мальчиков окончивших курс в школах поступивших в 1884 году в селе Ковакса – 4 человека. В 1884-85 годах школу на собственные средства без денежных пособий и бесплатно для учеников содержал священник села Иван Райковский, расходующий в год не менее 15 рублей. Таких школ в Арзамасском уезде было всего лишь три в селах Анненкове, Умаях и Коваксе, остальные получали какие-либо дотации.
При посещении в 1886 году села Коваксы Епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом было высказано о сожалении, что нет здесь приходской школы и дети лишены возможности получать образование. Но на все убеждения его Преосвященства народ отвечал уклончиво. К этому времени школа была закрыта, то ли от неимения средств содержать ее, то ли от малочисленности учеников и нежелания крестьян отдавать своих детей в обучение.
С декабря 1887 года в село назначен на священническое место Всеволод Иванов Формозов, который предположительно и принял активное участие в открытии приходской школы вновь и был назначен законоучителем. Что интересно предки Всеволода были из села Ковакса и проживали там в 18 веке.
В 1890 году Коваксинская церковно-приходская школа, за малочисленностью учеников, переименована в школу грамоты.
В 1891 году 15 января после окончания курса семинарии священником в селе назначен Иван Белавин и также определен законоучителем в Коваксинскую церковно-приходскую школу.
В 1897 году открыто в селе Коваксе, Арзамасского уезда начальное сельское училище. Помещение для Коваксинского училища нанято местным сельским обществом с особою квартирою для учителя. Хозяйственные расходы училища - как то: отопление, освещение, прислугу, постройку классной мебели и проч. приняло на себя местное крестьянское общество. Содержание преподавателей, полагая по 165 р. жалования в год учителю и 25 р. законоучителю, а также снабжение училища книгами и пособиями приняло на себя Арзамасское земство. Помещение училища, сравнительно, весьма удобное. (по сведениям газеты: "Обзор Нижегородской губернии за 1897 г.")
В 1901 году священник Белавин награжден за труды по народному образованию в должности законоучителя школы - набедренником (Набе́дренник – прямоугольный плат с изображением креста, который вручается священникам как первая награда и носится на ленте при бедре с правой стороны. Означает духовный меч слова Божия. Появился в Русской Православной Церкви около XVI в.)
В 1904 году школьным учителем в Коваксе значится иерей Федор Доброхотов, к этому времени школа числится в ведении земства. Скорее всего, школа перешла из Духовного ведомства в подчинение к Министерству Народного Просвещения.
Сведения за 1906-07 учебный год по Коваксинскому земскому училищу. Общее число учащихся – 58, из них 52 мальчика и 6 девочек. В этом учебном году курс окончили 6 человек.
Также в «Нижегородских ведомостях за 1908 год» пишется о школе которая была открыта 12 лет тому назад, что значит – 1896 год открытия школы. Можно предположить, что это дата открытия земского начального училища и некоторое время в Коваксе действовали две школы. Второй вариант что к 1896 году церковно-приходская школа уже была закрыта. Нет ничего удивительного, что школы так часто могли открываться и через несколько лет закрываться в то время. Этому есть простые объяснения: в селе проживало много старообрядцев (половина всего населения) которые смотрели на воспитание в школе своих детей с подозрением и противились открытию таких школ, так как обучение там шло по новым церковным книгам и старались обучать их дома; другие крестьяне говорили «зачем нам ученые, нам нужны рабочие»; также причиной могло случится отсутствие помещения для школы дома часто горели, школы находились в собственных домах священников или в наемных избах и на следующий год здание могли отдать под другое назначение; отсутствие средств сельского общества на содержание школы. В тех же ведомостях имеется и следующая информация о школе в Коваксе: «К сожалению, за несколько неурожаев подряд крестьяне пришли в бедноту и перестали исправно снабжать школу дровами и керосином. Вследствие этого и наша школа пришла в запустение; один раз в неделю топят! И это в нынешнюю студеную зиму; учиться стало не возможно, многие школьники получили простуду и захворали».
Ничего не известно в каком помещении располагалась школа. Но вот что пишет Арзамасский отдел Епархиального Училищного Совета в 1909 году о зданиях в которых находилось большое количество школ: «Наем квартир для школ производиться на средства церквей, сельских обществ или самих учащихся. Помещения в большинстве случаев крайне неудобны. Наемная квартира по большей части представляет из себя обычную крестьянскую избу, небольшого размера, с низким потолком и с одной русской печью. В этой же избе, обычно, живут и ее хозяева, а иногда в холодное время загоняют сюда и мелкую скотину. Нечего уже и говорить о том, что помещения эти часто сыры и угарны; иногда они согреваются еще и железною печью, отчего в комнате на некоторое время делается невыносимый жар».
На 1914 год действует земское начальное училище. 1. Священник Алексей Успенский – законоучитель; 2. Александра Павл. Троицкая – учитель; 3. Нина Алексеевна Якимова – учитель.
На 1915 год действует земское начальное училище. 1. Священник Алексей Успенский – законоучитель; 2. Александра Павл. Вихрова (Троицкая) – учитель; 3. Нина Алексеевна Видяева (Якимова) – учитель. 4. Заведующая народной библиотекой – А.А. Цветкова.
1928 год открытие сельской библиотеки (изба-читальня), которая располагалась в половине двухэтажного дома на церковной площади. Для читальни присылался комсомолец из Арзамаса, он назывался избач.
До 1936 года сохранялась четырехлетняя система обучения, многие продолжали обучение в соседнем селе Селема, что в 5 километрах от Коваксы в котором имелась семилетняя школа.
После ВОВ построена новая деревянная школа с 10-летнем курсом обучения и детский сад. Предположительно действовала до 1991 года включительно.
Построена новая каменная трехэтажная школа, года постройки неизвестны предположительно 80/90-е года 20 века, взамен старой.
В 2013 году закрыта Коваксинская средняя школа из-за малого количества учеников, оставшиеся дети будут учиться в соседнем селе Никольское. Вот что пишут Арзамасские ведомости: "Разговоры об этом среди жителей села ходили давно, некоторые еще в начале прошедшего учебного года звонили в редакцию, чтобы выяснить наверняка. И вот теперь стало известно достоверно: 1 сентября Коваксинская школа не распахнет, как прежде, свои двери для сельских девчонок и мальчишек... А причина одна – нерентабельность малокомплектных сельских школ, в числе которых оказалась и Коваксинская. К концу учебного года в ней занимались всего 27 школьников, из них – 9 выпускников. А «пополнения» практически никакого не ожидалось. Между тем здание школы большое, трехэтажное, на одно отопление уходило около полумиллиона. Понятно, что для районного бюджета тратить такие деньги на два десятка учащихся довольно расточительно. В одном из интервью, опубликованном в «Арзамасских ведомостях», зам. главы администрации района В. Лезова говорила о том, что районная администрация как могла отстаивала сельские малокомплектные школы. Но увы... Так называемая «оптимизация» происходит во всей стране, а не только в Нижегородской области. Понятно, что школа в селе – это центр, вокруг которого сконцентрирована вся жизнь детей, да и взрослых. Сегодня в Арзамасе из-за увеличения рождаемости не хватает детских садов, ликвидированных или переданных в эпоху перестройки иным ведомствам. Вполне возможно, что настанет время, когда и сельским ребятишкам не станет хватать учебных заведений. Пока же в некоторых населенных пунктах в первый класс попросту идти некому. Что касается коваксинских детей, то они продолжат учебу в Никольской школе, расположенной в 12 километрах от Коваксы. Их будут доставлять туда на школьном автобусе в сопровождении педагога. Кстати, некоторые родители этому даже рады: ведь Никольская школа оснащена современным оборудованием, а это, как они считают, поможет повысить качество образования ребят. К тому же там наполняемость классов выше, в отличие от школы в Коваксе, где в классах занимались по 1-2 ребенка и пообщаться особо было не с кем. Педагоги Коваксинской школы, одной из самых крупных в районе, будут трудоустроены в ту же Никольскую СОШ. А что же будет с самим зданием школы в Коваксе? Планируется, что туда переведут местный ФАП, Дом культуры и сельсовет. Возможно, будут увеличены площади под интернат для престарелых."
Сельская библиотека еще функционирует на 2019 год.
Чернухинское отделение Братства Святого Креста. Братство занималось миссионерством и проповедыванием среди раскольников и старообрядцев.
Отчет Братства Св. креста за 1878-79 года. В составе братства числился священник села Ковакса Павел Духовский.
Отчет Братства Св. креста за 1880 год. Отделение Братства Св. креста открыто в селе Чернухе арзамасского уезда в 1878 году. В первой половине января 1880 года посетил чернухинское отделение миссионер Братства Св. креста Иван Петрович Ламакин. Обширная его начитанность и умение прилагать это к делу, а также множество старо-печатных книг, из которых он всегда к предмету способен предложить чтение слушателям к разъяснению и подтверждению сказанного на словах, ставили расколо-учителей в такое положение, что они делались, при его беседах безмолвны. В селе Ковакса было произведено Ламакиным три беседы. Беседы его имели благотворное действие на присутствовавших как раскольников так и православных.
Отчет Братства Св. креста за 1881 год. Чернухинское отделение братства в 1881 году состояло из 4 лиц. Председатель – священник села Мотовилова отец Василий Косаткин, члены – священник села Чернухи о. Александр Белов, села Селемы о. Василий Архангельский. В селе Ковакса были произведены две беседы с раскольниками – 22 и 29 ноября. На первую встречу явились, при многочисленном стечении народа, трое начетников из числа раскольников Поморской секты и Спасова Согласия (каковы секты там распространены). Первая беседа продолжалась с 5 часов вечера до 11. На вторую же беседу явился всего один собеседник и то не охотно и поговорив с часу времени ушел из церкви, вызванный кем-то из раскольников.
В 1893-94 годах в братстве состоял членом священник Иван Белавин, также провел 5 публичных бесед с раскольниками в 1894 году, 3 – в 1893 году.
В 1896 году в православие возвращены 2 –ое старообрядцев. Священник Иван Белавин провел 4 публичные беседы.
В 1899 году в братстве состоял членом священник Иван Белавин и провел 3 частных беседы.
В 1900 году Белавин провел 4 частных беседы.
В 1901 год в совет Чернухинского отделения Братства входили: председатель – благочинный протоиерей Сергей Персидский, священник села Мотовилова Василий Косаткин, священник села Чернухи Алексей Авдентов, священник села Пустыни Иоанн Ильинский и священник села Коваксы Иван Белавин, который в отчетном году провел 2-е частных беседы. На публичные беседы раскольники в этом году не являются и запрещают приходить своим последователям. Частные беседы с старообрядцами происходили в домах прихожан. Видно что дело по возвращению прихожан в приходы сельских церквей идет очень сложно, с переменным успехом, так как в этой отдаленной области очень сильны позиции раскольников. Староверы составляют половину а где и больше от численности крестьян. Миссионером Кругловым в селе Коваксе 26 ноября произведена беседа с сектантами.