Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ковакса

Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
alex182152
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 0
[ Ответ на сообщение BobkovNV ]

Добрый вечер. Про Шишкиных что-нибудь есть у вас?
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490

alex182152 написал:
[q]
[ Ответ на сообщение BobkovNV ]

Добрый вечер. Про Шишкиных что-нибудь есть у вас?
[/q]



Так как стало приходить много обращений по МК, то буду постепенно выписывать сведения из книг по годам.
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Метрическая книга Николаевской церкви села Ковакса - 1885 год.

часть первая о родившихся:

разворот №23

61 - 16 декабря - Иван, сын крестьянина села Коваксы Антона Васильевича Батанина и законной жены его Марии Николаевны. Крещение - 16 декабря: восприемник - крестьянский сын села Коваксы Павел Васильевич Батанин; восприемница - крестьянская девица того же села Александра Николаевна.
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Метрическая книга Николаевской церкви села Ковакса - 1917 год.

Часть первая о родившихся:



Часть вторая о бракосочитавшихся: Отсутствует полностью

Часть третья о умерших:




Источник: Архив Арзамаса. Фонд 231 Опись 1 Дело 44
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
На 1900 год Коваксинская пожарная дружина (создана в 1898г.) имела в составе 32 человека.
Инструмент: лестниц простых - 3шт., багровых ходов - 2 шт, [Багровый ход - это повозка предназначенная для перевозки лестниц и багров. На багровом ходу вывозились: выдвижная лестница, большие багры, вилы, спасательный мешок, иногда запасной заборный рукав].
Годовой бюджет - 50 рублей.
С момента образования дружины в селе случился всего один пожар.
Начальник дружины - Т.К. Сальников.

Источник: Нижегородское губернское земское собрание за 1900г.
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Частичка истории о школе в селе.

На сегодняшней день неизвестно в каком году была открыта первая школа, была ли это церковно-приходская школа или земское начальное училище.

Но в 1868 году состоялась сессия Арзамасского земского собрания, где было упомянуто Коваксинское сельское училище, при котором учителем состоял волостной писарь. Население в селе составляло 1557 душ на 1865 год, естественно, что крестьянское общество или приходской священник могли подать прошение об открытии в селе школы.

До 1884 года нет ни каких сведений о существовании в Коваксе какой-либо школы.

1884-85 года – донесения наблюдателей над школами по Арзамасскому уезду, присланные в Нижегородский Епархиальный Училищный Совет в июне 1885 года, об успехах учащихся в церковно-приходских школах. В селе Коваксе: 4-е мальчика, поступившие в школу в октябре 1884 года, только произносят молитвы с пониманием смысла и умением передавать на русский язык; знают символ веры и 10-ть заповедей с переводом на русский язык и объяснением, священную историю ветхого и нового завета передают связной речью, хорошо читают по гражданским книгам и по славянским и переводят на русский язык, пишут правильно под диктант, решают задачи на первые четыре действия арифметики, кратко объясняют богослужение и умеют считать на счетах. Поступившие в 1885 году читают часослов, пишут по линейкам с прописей, знают молитвы и таблицу умножения. Число мальчиков окончивших курс в школах поступивших в 1884 году в селе Ковакса – 4 человека. В 1884-85 годах школу на собственные средства без денежных пособий и бесплатно для учеников содержал священник села Иван Райковский, расходующий в год не менее 15 рублей. Таких школ в Арзамасском уезде было всего лишь три в селах Анненкове, Умаях и Коваксе, остальные получали какие-либо дотации.

При посещении в 1886 году села Коваксы Епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом было высказано о сожалении, что нет здесь приходской школы и дети лишены возможности получать образование. Но на все убеждения его Преосвященства народ отвечал уклончиво. К этому времени школа была закрыта, то ли от неимения средств содержать ее, то ли от малочисленности учеников и нежелания крестьян отдавать своих детей в обучение.

С декабря 1887 года в село назначен на священническое место Всеволод Иванов Формозов, который предположительно и принял активное участие в открытии приходской школы вновь и был назначен законоучителем. Что интересно предки Всеволода были из села Ковакса и проживали там в 18 веке.

В 1890 году Коваксинская церковно-приходская школа, за малочисленностью учеников, переименована в школу грамоты.

В 1891 году 15 января после окончания курса семинарии священником в селе назначен Иван Белавин и также определен законоучителем в Коваксинскую церковно-приходскую школу.

В 1897 году открыто в селе Коваксе, Арзамасского уезда начальное сельское училище. Помещение для Коваксинского училища нанято местным сельским обществом с особою квартирою для учителя. Хозяйственные расходы училища - как то: отопление, освещение, прислугу, постройку классной мебели и проч. приняло на себя местное крестьянское общество. Содержание преподавателей, полагая по 165 р. жалования в год учителю и 25 р. законоучителю, а также снабжение училища книгами и пособиями приняло на себя Арзамасское земство. Помещение училища, сравнительно, весьма удобное. (по сведениям газеты: "Обзор Нижегородской губернии за 1897 г.")

В 1901 году священник Белавин награжден за труды по народному образованию в должности законоучителя школы - набедренником (Набе́дренник – прямоугольный плат с изображением креста, который вручается священникам как первая награда и носится на ленте при бедре с правой стороны. Означает духовный меч слова Божия. Появился в Русской Православной Церкви около XVI в.)

В 1904 году школьным учителем в Коваксе значится иерей Федор Доброхотов, к этому времени школа числится в ведении земства. Скорее всего, школа перешла из Духовного ведомства в подчинение к Министерству Народного Просвещения.

Сведения за 1906-07 учебный год по Коваксинскому земскому училищу. Общее число учащихся – 58, из них 52 мальчика и 6 девочек. В этом учебном году курс окончили 6 человек.

Также в «Нижегородских ведомостях за 1908 год» пишется о школе которая была открыта 12 лет тому назад, что значит – 1896 год открытия школы. Можно предположить, что это дата открытия земского начального училища и некоторое время в Коваксе действовали две школы. Второй вариант что к 1896 году церковно-приходская школа уже была закрыта. Нет ничего удивительного, что школы так часто могли открываться и через несколько лет закрываться в то время. Этому есть простые объяснения: в селе проживало много старообрядцев (половина всего населения) которые смотрели на воспитание в школе своих детей с подозрением и противились открытию таких школ, так как обучение там шло по новым церковным книгам и старались обучать их дома; другие крестьяне говорили «зачем нам ученые, нам нужны рабочие»; также причиной могло случится отсутствие помещения для школы дома часто горели, школы находились в собственных домах священников или в наемных избах и на следующий год здание могли отдать под другое назначение; отсутствие средств сельского общества на содержание школы.
В тех же ведомостях имеется и следующая информация о школе в Коваксе: «К сожалению, за несколько неурожаев подряд крестьяне пришли в бедноту и перестали исправно снабжать школу дровами и керосином. Вследствие этого и наша школа пришла в запустение; один раз в неделю топят! И это в нынешнюю студеную зиму; учиться стало не возможно, многие школьники получили простуду и захворали».

Ничего не известно в каком помещении располагалась школа. Но вот что пишет Арзамасский отдел Епархиального Училищного Совета в 1909 году о зданиях в которых находилось большое количество школ: «Наем квартир для школ производиться на средства церквей, сельских обществ или самих учащихся. Помещения в большинстве случаев крайне неудобны. Наемная квартира по большей части представляет из себя обычную крестьянскую избу, небольшого размера, с низким потолком и с одной русской печью. В этой же избе, обычно, живут и ее хозяева, а иногда в холодное время загоняют сюда и мелкую скотину. Нечего уже и говорить о том, что помещения эти часто сыры и угарны; иногда они согреваются еще и железною печью, отчего в комнате на некоторое время делается невыносимый жар».


На 1914 год действует земское начальное училище.
1. Священник Алексей Успенский – законоучитель;
2. Александра Павл. Троицкая – учитель;
3. Нина Алексеевна Якимова – учитель.

На 1915 год действует земское начальное училище.
1. Священник Алексей Успенский – законоучитель;
2. Александра Павл. Вихрова (Троицкая) – учитель;
3. Нина Алексеевна Видяева (Якимова) – учитель.
4. Заведующая народной библиотекой – А.А. Цветкова.

1928 год открытие сельской библиотеки (изба-читальня), которая располагалась в половине двухэтажного дома на церковной площади. Для читальни присылался комсомолец из Арзамаса, он назывался избач.

До 1936 года сохранялась четырехлетняя система обучения, многие продолжали обучение в соседнем селе Селема, что в 5 километрах от Коваксы в котором имелась семилетняя школа.

После ВОВ построена новая деревянная школа с 10-летнем курсом обучения и детский сад. Предположительно действовала до 1991 года включительно.

Построена новая каменная трехэтажная школа, года постройки неизвестны предположительно 80/90-е года 20 века, взамен старой.

В 2013 году закрыта Коваксинская средняя школа из-за малого количества учеников, оставшиеся дети будут учиться в соседнем селе Никольское.
Вот что пишут Арзамасские ведомости: "Разговоры об этом среди жителей села ходили давно, некоторые еще в начале прошедшего учебного года звонили в редакцию, чтобы выяснить наверняка. И вот теперь стало известно достоверно: 1 сентября Коваксинская школа не распахнет, как прежде, свои двери для сельских девчонок и мальчишек...
А причина одна – нерентабельность малокомплектных сельских школ, в числе которых оказалась и Коваксинская. К концу учебного года в ней занимались всего 27 школьников, из них – 9 выпускников. А «пополнения» практически никакого не ожидалось. Между тем здание школы большое, трехэтажное, на одно отопление уходило около полумиллиона. Понятно, что для районного бюджета тратить такие деньги на два десятка учащихся довольно расточительно.
В одном из интервью, опубликованном в «Арзамасских ведомостях», зам. главы администрации района В. Лезова говорила о том, что районная администрация как могла отстаивала сельские малокомплектные школы. Но увы... Так называемая «оптимизация» происходит во всей стране, а не только в Нижегородской области. Понятно, что школа в селе – это центр, вокруг которого сконцентрирована вся жизнь детей, да и взрослых. Сегодня в Арзамасе из-за увеличения рождаемости не хватает детских садов, ликвидированных или переданных в эпоху перестройки иным ведомствам. Вполне возможно, что настанет время, когда и сельским ребятишкам не станет хватать учебных заведений. Пока же в некоторых населенных пунктах в первый класс попросту идти некому.
Что касается коваксинских детей, то они продолжат учебу в Никольской школе, расположенной в 12 километрах от Коваксы. Их будут доставлять туда на школьном автобусе в сопровождении педагога. Кстати, некоторые родители этому даже рады: ведь Никольская школа оснащена современным оборудованием, а это, как они считают, поможет повысить качество образования ребят. К тому же там наполняемость классов выше, в отличие от школы в Коваксе, где в классах занимались по 1-2 ребенка и пообщаться особо было не с кем. Педагоги Коваксинской школы, одной из самых крупных в районе, будут трудоустроены в ту же Никольскую СОШ.
А что же будет с самим зданием школы в Коваксе? Планируется, что туда переведут местный ФАП, Дом культуры и сельсовет. Возможно, будут увеличены площади под интернат для престарелых."

Сельская библиотека еще функционирует на 2019 год.

Еще остается много вопросов и белых пятен …

Прикрепленный файл: Школа.jpgВыпускной класс.jpg, 4590212 байт
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Чернухинское отделение Братства Святого Креста.
Братство занималось миссионерством и проповедыванием среди раскольников и старообрядцев.

Отчет Братства Св. креста за 1878-79 года. В составе братства числился священник села Ковакса Павел Духовский.

Отчет Братства Св. креста за 1880 год. Отделение Братства Св. креста открыто в селе Чернухе арзамасского уезда в 1878 году. В первой половине января 1880 года посетил чернухинское отделение миссионер Братства Св. креста Иван Петрович Ламакин. Обширная его начитанность и умение прилагать это к делу, а также множество старо-печатных книг, из которых он всегда к предмету способен предложить чтение слушателям к разъяснению и подтверждению сказанного на словах, ставили расколо-учителей в такое положение, что они делались, при его беседах безмолвны. В селе Ковакса было произведено Ламакиным три беседы. Беседы его имели благотворное действие на присутствовавших как раскольников так и православных.

Отчет Братства Св. креста за 1881 год. Чернухинское отделение братства в 1881 году состояло из 4 лиц. Председатель – священник села Мотовилова отец Василий Косаткин, члены – священник села Чернухи о. Александр Белов, села Селемы о. Василий Архангельский. В селе Ковакса были произведены две беседы с раскольниками – 22 и 29 ноября. На первую встречу явились, при многочисленном стечении народа, трое начетников из числа раскольников Поморской секты и Спасова Согласия (каковы секты там распространены). Первая беседа продолжалась с 5 часов вечера до 11. На вторую же беседу явился всего один собеседник и то не охотно и поговорив с часу времени ушел из церкви, вызванный кем-то из раскольников.

В 1893-94 годах в братстве состоял членом священник Иван Белавин, также провел 5 публичных бесед с раскольниками в 1894 году, 3 – в 1893 году.

В 1896 году в православие возвращены 2 –ое старообрядцев. Священник Иван Белавин провел 4 публичные беседы.

В 1899 году в братстве состоял членом священник Иван Белавин и провел 3 частных беседы.

В 1900 году Белавин провел 4 частных беседы.

В 1901 год в совет Чернухинского отделения Братства входили: председатель – благочинный протоиерей Сергей Персидский, священник села Мотовилова Василий Косаткин, священник села Чернухи Алексей Авдентов, священник села Пустыни Иоанн Ильинский и священник села Коваксы Иван Белавин, который в отчетном году провел 2-е частных беседы. На публичные беседы раскольники в этом году не являются и запрещают приходить своим последователям. Частные беседы с старообрядцами происходили в домах прихожан. Видно что дело по возвращению прихожан в приходы сельских церквей идет очень сложно, с переменным успехом, так как в этой отдаленной области очень сильны позиции раскольников. Староверы составляют половину а где и больше от численности крестьян.
Миссионером Кругловым в селе Коваксе 26 ноября произведена беседа с сектантами.

Источник: Нижегородские Епархиальные Ведомости.




Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1836
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1318
Спецсводка СПО ПП ОГПУ по Горькраю о недочетах в ходе коллективизации


7 апреля 1934 г.


Перегибы


Председатель Коваксинского сельсовета Машунин крестьянам, обращающимся к нему за справками, заявляет: «Если войдете в колхоз — справки получите, иначе не выдам». Единоличник Федотов обещал вступить в колхоз и справку получил, а остальные не получили, при этом Машунин им заявил: «Через год от вас даже праха не оставим. Выселим из Коваксы 50 чел., от этого Советская власть не пострадает». (Материал передан в РК ВКП (б) и райпрокурору).



Источник: Берелович А., Данилов В. (ред.), "Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД", т. 3
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Метрическая книга Николаевской церкви села Ковакса - 1916 год.

[…] - не просматривается информация из-за неполного раскрытия листов при сканировании или повреждения бумаги, плохого почерка.

разворот №1
Титульная страница: Метрическая книга данная из Нижегородской Духовной Консистории притчу села Коваксы, Арзамасского уезда для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1916 год.

часть первая о родившихся:




Часть вторая о бракосочитавшихся:



Часть третья о умерших:


Источник: Архив Арзамаса. Фонд 231 Опись 1 Дело 44
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Первая Ревизская сказка 1719 год. (РГАДА Ф.350 Оп.2 Д.106).

В деревне Ковакса на то время крестьяне принадлежали 8-и разным помещикам.
Головина Анна Борисовна – одна из таких помещиков, за которой числилось 50 человек мужского пола (женский пол в 1-ую и 2-ую ревизию не указывали) входящие в состав 7-и семей.

1. Семья Григория:
Яков Григорьев 45 лет,
у него два брата Яким дряхл 50 лет, Иван 37 лет.
У Якова сын Степан 7 лет.
У Ивана три сына Алексей 6 лет, Никита 4 лет, Михаил полугоду.

2. Григорий Григорьев 60 лет, у него брат Савелий 55 лет (предположительно это старшие братья Якова, которые проживают отдельно).
У Григория три сына Иван 6 лет, Павел 4 года, Алексей году.

3. Семья братьев Протаса и Евдокима:
Филат Протасов 40 лет,
у него 4 брата Савелий 30 лет, Василий 25 лет, Никифор 15 лет, Иван 12 лет,
у него двоюродные братья четыре Карп Евдокимов 30 лет, Алексей Евдокимов 25 лет, Василий Евдокимов 6 лет, Михаил Евдокимов 15 лет.
У Филата сын Гаврила 6 лет.
У Василия сын Филипп полугоду.

4. Семья Ерофея:
Ерофей 50 лет,
у него четыре сына Андрей 10 лет полоумен, Филипп 8 лет, Андрей 4 года, Иван году.

5. Семья Анисима:
Иван Анисимов (Аникеев) 40 лет, у него брат Александр 35 лет.
У Ивана два сына Федор 6 лет, Михаил 3 года.
У Александра пять сыновей Федор 12 лет, Иван 8 лет, Дмитрий 6 лет, Антон 4 года, Федор году.

6. Семья Кирилла:
Кирилл Иванов 70 лет,
у него сын Иван 30 лет.
У Ивана два сына Никифор 4 года, Аврам году.

7. Семья Емельяна:
Евсей Емельянов 53 года, у него брат Артемий 40 лет.
У Евсея четыре сына Максим 16 лет полоумен, Тихон 8 лет, Дмитрий 6 лет, Никифор 4 года.
У Артемия три сына Тимофей 15 лет, Антон 4 года, Павел 1,5 года.

Просмотрев жизненный путь крестьян по всем ревизским сказкам от 1722 до 1857 года можно установить, какие фамилии получили их потомки.

В Центральной России среди крестьянства фамилии до XIX века были относительно редки. Это скорее связано с тем, что в те времена не было необходимости в поголовном упоминании всех крестьян в документах. И для официального документооборота тех лет в случае, если в нём упоминался крестьянин, обычно, вполне достаточно было упомянуть деревню, в которой он проживал, помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, иногда вместе с профессией. Большинство крестьян центра России было официально наделено фамилиями, зафиксированными в документах только после отмены крепостного права в 1861 году.
Большинство фамилий, по происхождению являются семейными прозвищами. Которые, в свою очередь происходили от «уличного» прозвища того или иного члена семьи. Основной массе крестьян в документе записывали именно это самое «уличное» прозвище, которых у иной семьи могло быть и не одно.
Прозвищные фамилии появились гораздо раньше поголовного офамиливания. Эти самые семейные прозвища, иногда уходившие своими корнями, в глубь многих поколений, фактически выполняли роль фамилий у крестьян Центральной России — в обиходной жизни, ещё до поголовного их закрепления. Именно они в первую очередь попадали в переписные листы ревизских сказок, и на самом деле, офамиливание являлось просто записыванием этих прозвищ в документы. Таким образом, наделение крестьянина фамилией часто сводилось просто к официальному признанию, узакониванию, закреплению семейных или личных прозвищ за их носителями.
После отмены крепостного права бывшие помещичьи крестьяне получили многие гражданские права, стали чаще заключать юридические сделки и, что самое главное, пожалуй, заключать браки без согласия помещиков. В этих условиях обычное пренебрежение фамилией становилось неудобством во всех смыслах, как для самих крестьян, так и для государства.
Образование фамилий крестьян велось от имени/прозвища отца или деда. Нередко — от профессии. Но… профессий меньше, чем имен. Вот и преобладают фамилии именные — от пресловутых Иванова, Петрова, Сидорова до всевозможных Арбузовых, Борщевых, Волковых и Карповых. Случались и исключения. Например, помещик писал всем своим крестьянам свою же фамилию. Нередко фамилия происходила не от индивидуального, а от «дворового» прозвища, характеризующего всю семью.
Первая всеобщая перепись 1897 года показала, что фамилии не имеет до 75 % населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России). Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации.

Однако в селе Ковакса в 1857 году 80% крестьян записаны с фамилиями. По последней ревизии эти 7 семей, которые в последствии разделились на несколько самостоятельных родов принадлежали статской советнице Голубевой Анне Алексеевне.
В итоге фамилии, которые получили крестьяне следующие:

1. Потомки Григория - Кириллины, Батанины, Горшонковы.
2. Потомки Протаса и Евдокима - Протасовы, Баины, Севастьяновы, Бобковы, Луконины, Гусевы, Шалапановы, Курниковы и Рузавские.
3. Потомки Ерофея пресеклись по мужской линии в 1814 году.
4. Помки Анисима пресеклись по мужской линии в 1800 году.
5. Потомки Кирилла - Сальниковы, Городцевы, Крутовы.
6. Потомки Емельяна - Блохины, Пырунины, Луковкины, Бутусовы, Антоновы.

Из этого можно сделать вывод, что люди носящие фамилии, принадлежащие одной из семей все прямые родственники. А если учесть что среди этих 6 семей на протяжении 200 лет совершались браки то можно предположить что все они в какой-то степени родня.

Так же в 1797 году из села Туманово в Коваксу были переселены к выше упомянутым крестьянам еще 5 семей того же помещика, неизвестно были ли они соединены какой либо родственной связью но фамилии получили следующие: Мочаловы, Сусловы, Крутовы (2 семьи) и Пшеничковы.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈