Кошелиха (Камкина Мордовская)
история села
| Velem1980 Сообщений: 402 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 427
| Наверх ##
8 октября 2019 23:05 Epar написал: [q] [/q]
ООО! Огромное вам спасибо! Будучи наглым, а у вас случайно вот этого кусочка « присутствующих» нет в фотокопии? А то там - буквально парад Прямых предков ...не поделитесь? И особенно , имя курдюк дорофеев <?> и Дей<> карпов!
 | | |
| Epar Сообщений: 119 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 326
| Наверх ##
8 октября 2019 23:36 8 октября 2019 23:37 Velem1980 написал: [q] Epar написал:
[q]
[/q]
ООО! Огромное вам спасибо! Будучи наглым, а у вас случайно вот этого кусочка « присутствующих» нет в фотокопии? А то там - буквально парад Прямых предков ...не поделитесь? И особенно , имя курдюк дорофеев <?> и Дей<> карпов!
[/q]
Я стараюсь перепроверять людей по книге Т. Измайлова (например, Есиных нашел, а вот крестьян Шадрина не увидел, в Смолино есть Степан Дорофеев). Возможно, что прочитал не верно. Сохранность так себе.
 --- Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com | | |
| Epar Сообщений: 119 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 326
| Наверх ##
8 октября 2019 23:42 9 октября 2019 0:40 в отношении Дея, возможно, что там Дема стоит, тк у Ивана Смолина были написаны в книге Измайлова Дементьевы дети. Но не ясно. Написали бы тогда Дементий. Часть имени к сожалению на сшивке.
 --- Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com | | |
| Velem1980 Сообщений: 402 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 427
| Наверх ##
9 октября 2019 2:37 Epar Все отлично прочитано - все персонажи названы верно. Но видимо , последнюю строчку следует читать Иванов крестьянин Шадрина же ( так как до этого упомянут Иван Шадрин , только последний это отец Григория ). Скорее всего там Клим Карпов Маресьев ( в дальнейшем.
А вот с Дорофеевым - явно не Степан: « к у р ? Е к?» или же Коряк ( был такой персонаж) В любом случае, вам спасибо 🙏 . Кто б мог подумать что так кучно все соберутся на пожар посмотреть. | | |
| Epar Сообщений: 119 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 326
| Наверх ##
9 октября 2019 12:45 9 октября 2019 12:45 Добавляю еще один документ 1617 года - для истории очень важный. Он посвящен деревне Русской Камкино (ныне - Комкино), земли которой были сначала мордовскими, потом русскими поместными, потом татарскими, потом вновь русскими поместными, а затем и вотчинными.
Просьба учесть, что я ускорился в плане перевода документов в электронный вид, поэтому не проверяю повторно с источника воспроизведенный текст, могут быть неточности.
Знамена, которые я отправлял выше, приведены именно в этом документе.
Прикрепленный файл (KamkinoRus_1617.pdf, 177971 байт)--- Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com | | |
| Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1454 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1357 | Наверх ##
9 октября 2019 19:33 9 октября 2019 19:48 EparОтличные документы, выводящие на новый уровень наши знания по истории деревни Камкиной, но вопросов возникает даже больше, чем ответов: 1. Деревня Камкина в документах, в частности Арзамасских поместных актах, указана без эпитетов "русская" или "мордовская", это позволяет рассматривать версию, что на рубеже 16-17 веков д. Камкина была только одна, на месте современной д. Комкино, где и проживали совместно татары и мордва, в том числе и Канесь Камкин. 2. Моровое поветрие в совокупности с притеснениями помещиков (татар или русских), возможно, вынуждает мордву переселиться на соседнюю свободную поляну, на место современной Кошелихи. 3. Не до конца понятно, можно ли отождествлять сгоревшую в 1617 году д. Камкину с Кошелихой, я думаю позже сгоревшая деревня стала фигурировать в писцовых книгах как поляны Старая Камкина и Старая Дмитряева, видимо мордва не стала отстраиваться на пепелище, а переселилась на новое место. Но преемственность жителей Старой Камкины с Кошелихой для меня бесспорна, от мордвина Салтана Рауштанова скорее всего произошли наши Султановы/Салтановы, а также совпадают подписи мордвы начала 17 и 18 веков. 4. Татары, притесняемые русским помещиком Девятым Шадриным, переселяются на реку Пьяну, где основывают одноименную деревню Камкину/Комкину (служивый татарин Посмур Мошаев/ Мокшаев фигурирует при разделе земель как на реке Пузе, так и на Пьяне //АПА № 299//, а также совпадают отчества некоторых других татар) 5. Разорение д. Камкины от пожара в 1617 году, вероятно усиливалось общим экономическим упадком периода Смутного времени, после дозора Ивана Сонина последовал дозор Фёдора Сычёва в 1620-1622 гг. с задачей собрать мордву на прежнем месте. Таким образом, решив загадку переселения татар на р. Пьяну, эти документы усложнили понимание первоначального местонахождения д. Кошелихи, но тем интереснее, будем ждать новых открытий | | |
| Epar Сообщений: 119 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 326
| Наверх ##
9 октября 2019 20:03 [ Ответ на сообщение Rurikid ] Спасибо большое Вам за отсылку на статью СБ Веселовского о дозоре Сычова. Я предполагал, что он не состоялся, а теперь могу все корректно расписать у себя в книге. По поводу местонахождения деревни - да, все не ясно, но после пожара, действительно, мордва могла не селиться на тех же местах, откуда и получилось название поляна Старая Камкина. Определённо то, что татары пришли позже того, как землями русского Камкина владел Уской Тютчев и другие ранние помещики, так как пришедшие татары осели на порозжих помещичьих землях. Причём татары получили доли в этих поместьях (как написано - кто от Государя, кто по воровским дачам, а кто и без дач). Уского Тютчева наверное следует отнести к 60-м годам 16 века. У него вполне могла быть деревня, но в ранних актах писалось - крестьяне такого то помещика без указания названия деревни. Тем не менее в АПА я на увидел и более позднего помещика Андрея Болотова. Канесь Камкин был указан в 1578 году, а татары из Камкино в 1585 году. Думаю, что земли Андрея уже были пустыми к 1578 году, поэтому от него никто и не был среди понятых. --- Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com | | |
| Velem1980 Сообщений: 402 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 427
| Наверх ##
10 октября 2019 0:55 RurikidEpar1. Rurikid абсолютно прав, в том что термин « русская камкина» впервые появляется в ревизии 1782 года у одной из владелец , а именно А.Я.Макуловой( нетесовой). Тогда как две других части деревни у Радищевой и Наумова именуются просто Комкина. К сожалению, ревизию 1763 года нетесова ( отца макуловой не обнаружил) . В более поздних ревизиях - просто Комкино как и сейчас . Видимо такое уточнение было сделано в противовес Кошелихи ( так как там скорее всего себя ещё помнили как потомки татарских и мордовских бортников). 2. Мировой мор - чума прокатившаяся и в правление Бориса Годунова и в период Семибоярщины . Вполне объяснимо почему не хотели селиться на месте где вымерло население ( страх). Да и для мордвы того времени вряд ли имело значение « насиженное» место. Мы знаем о переселении « баевской» мордвы. 3. В межевом акте №1 от 1585 года граница земель Калины Наумова ( лихачи) проходят до мордовского капища! По чёрному лесу. В свою очередь Гераклитов ссылается на некий межевой акт 1576 года (?) Лихачей , где приводятся знамёна Арзамаса,Чокая и др. Приведены эти знамёна , где в основе две параллельных линии... То есть мордовское поселение было. 4. А вот Epar не прав с Болотовым. Андрей Болотов не основывал поселение. Но окончательно, потомки Болотовых продали свой «надел» или пустошь Болотова - Все тем же нетесовым Только в 1731 году. Мало того , часть Лихачей называется « болото» до сих пор. А это как раз искаженное Болотово. Напомню , что все владельцы получившие свой надел по течению р.Пузенки - это служивые люди , участники Казанского похода. Поэтому наделы очень небольшие плотно расположенные. Тут и братья Наумовы ( лихачи), и Сонины ( Павлово),Нетесовы ( д.Ростовская), Шадрины ( Смолино,Сунгулово а далее и Бабино ). Естественно им в голову не приходило учитывать интересы мордвы. К чему это я? Дело в том что , до избрания Михаила Романова на престол, покровителем воинов считался не архангел Михаил или Георгий Победоносец как в более поздние времена . А ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. Вполне возможно, Дмитриева как название Комкины связано с этим небесным покровителем, так как ни одного « помещика» с именем Дмитрий я не обнаружил как и вы, я полагаю. 5. Девятый Фролов Щадрин , действительно был чуваком захватистым. Переплюнул его позднее только Михаил Аргамаков. Подбирал пустоши , переманивал крестьян у соседей . Но видимо конфликтов не допускал как его потомки. Ему была жалована Камкинская пустошь в 1623 году. Слово пустошь - подразумевает что земли обрабатывались, но запустели. Иначе бы именовались порозчие ( пустые). Это объясняет и пожар 1617 года . Что интересно Иван Павлович Сонин - владелец с.Павловское , сосед Щадрина доложил о пожаре. Поэтому присутствовали все соседи , кроме него самого. Вчитываясь в документ : Накануне 22 мая (по новому стилю) был пожар . В нем сгорели хлеба ( в скирдах, что очень странно ) но Яровой хлеб ещё не сажали. И что интересно - горел лес! Мне лично это объясняет только весенние пожары полевой густой травы. Удивительно для меня следующее: мордва вела активное земледелие., а хлеб хранила в скирдах ? В побайках моей прапрабабушки Е.А .Маресьевой ( она прямой потомок того Клима Карпова, и Афони горшечника и Нестора -смоленских крестьян далее жителей основанной Щедриными камкино) есть рассказ о пожаре. Люди горели, дома , лес горел..полыхало дюже, а из травы жареные зайцы выпрыгивали. А потом люди в той деревне Как Зайцев поели так и по миру пошли.» Я полагал , что эта байка про деревню Ростовскую. Но там говорится о Лесе , которого не было уже лет 200 вокруг Смолино , страхово да и таких ярких пожаров в Смолино и комкино не наблюдалось особо.. до 1906 возможно это некие отголоски того пожара аж в 1617 ? 6. Что о татарах - они были служивыми людьми ( наймитами) и видимо не очень стремились стать землевладельцами. Допускаю версию - что возможно пожар 1617 года и спровоцировал их на возвращение на Пьяну . В пользу этого ( проживания татар) как раз и говорит активное земледелие до пожара! 7. А что бы не путаться вот на основе карты Менде , я очертил желтым место , что у ряда семей и у потомков Екима Безбородова, и Клима Карпова и Ивана Есина - именуется бортью. На территории этой борти и располагался надел Болотова . Борть без бортников? Кстати, если посмотреть план д.Русское камкино то видно, что вопреки сложившейся в местности традиции располагать поселение на пологом берегу реки - основные улицы расположены на косогоре . Да и поселение Щадрина ( на территории совр.карьера) то ж расположено по косогору . Что ж заставило выбрать такое неудобное и труднодоступное место? 8. Поэтому соглашусь , что очевидно первое поселение ( мордовское) было в пойме пузенки под косогором . А после пожара - уцелевшие могли перестроиться восточнее на территорию современной Кошелихи, так как с запада все было занято. Но именно из-за пожара поселение Щадрина было сдвинуто вверх по косогору. Сорри за много букв  .
 | | |
| Velem1980 Сообщений: 402 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 427
| Наверх ##
10 октября 2019 1:23 RurikidВот с этой заливной плодороднейшей поймой « Бортью» и связаны события 18 века. И в прошении о постройке церкви в д.Комкина. Так как в раздополье не могли добраться до Павловской церкви. И дело о жалобе смолинских крестьян на лихаческих о затоплении земель. И о « позднем посеве семян» так как эта пойма просыхала только к середине мая. И бесконечные закладные и купчие на этот кусок земли. Так как на ней отлично росли овёс и рожь и корнеплоды. Но не пшеница. НО И МИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ - байки о колдунах , голосах и прочем. ( напр . Овраг Лишной) | | |
| Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1454 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1357 | Наверх ##
10 октября 2019 5:32 10 октября 2019 6:02 Velem1980
Спасибо за подробный комментарий, действительно в истории нашего края всё было сложнее, чем казалось изначально, но очень радует, что появляются новые имена предков и новые версии заселения наших деревень.
И ещё интересные здесь были "татары" с именами "Арзамас" и отчествами "Мокшаев", которые даже занимались бортничеством. Я думаю, либо часть мордвы приняла мусульманство, либо были смешанные браки. И здешняя легенда о мечети в д. Камкине может иметь какие-то реальные предпосылки. На Пьяне камкинские татары появляются в документах 1603 года, поэтому вряд ли здесь виноват пожар, скорее споры из-за земли с помещиками.
Ещё интересна фраза "татаровя шесть человек пошли... в Большое Камкино на речку на Пьяну", как будто поселение на Пьяне уже существовало одновременно с нашим Камкино, и татары просто туда переселились, а не основали его. Видимо, с заселением татарской Камкины тоже было не всё так просто, но это уже не моя компетенция.
По поводу Дмитрия Солунского - интересная версия, но я пока что не соглашусь, потому что в честь святых называли обычно поселение, где была церковь, а здесь она вряд ли могла быть в то время. К тому же иногда название деревни указано как "ДмитрЯево", на мордовский манер.
| | |
|