Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Развод в России до 1918 года


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14578
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8924
title.gif

Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. Книга первая.

Оглашение брака

1. В действующем законе нет указания, в течение какого срока сохраняет силу произведенное оглашение брака лиц православных. По Кормчей книге определялся двухмесячный срок.

Проф. М.И. Горчаков. - "О тайне супружества", стр. 16.

2. Приготовительная сила оглашения продолжается по церковному правилу два месяца; если в этот срок брак не совершился, оглашение надо возобновить.

К. Победоносцев. - "Курс гражд. права", изд. 1875 г., стр. 57.

27. По оглашении, все, имеющие сведения о препятствиях к браку, обязаны дать знать о том Священнику, на письме или на словах, немедленно и никак не далее сделанного в церкви последнего из трех оглашений. Те же узаконения.

28. По обыску свидетели, при совершении брака находящиеся (поезжане), удостоверяют, что между сочетающимися родства, принуждения и никаких других препятствий к браку не имеется, и сие удостоверение по установленной форме сами или, по неграмотности их, те, кому они поверят, подписывают в книге, для сего содержимой. 1775 авг. 5 (14356) ст. 3; 1807 апр. 25 (22524).

Примечание. Каждой церкви выдаются из Консисторий и Духовных Правлений для ведения обысков белые книги за шнуром и печатью Консистории или Правления и за подписью в конце книги одного из присутствующих, с объяснением числа листов в оной, не ограничивая времени, насколько стать таковые книги могут. На первом листе книги пишется изложенная в приложении к статье 26 единообразная форма, по которой Священнослужители и церковные причетники обязаны вести записку обыска перед самым совершением венчания, держась в точности сей формы и условий, в оной изъясненных при повенчании браков. 1837 ноября 30 (10759); 1841 марта 27 (14409) ст. 108; 1846 марта 26 (19879) ст. 1 п. 3; 1850 апр. 26 (24121) ст. 4; 1857 дек. 6 (32529); 1858 сент. 27 (33561); 1860 ноября 19 (36327) § 1-6, 8-13, 25, 27; 1865 дек. 6 (42740); 1867 июля 30 (44883); 1869 апр. 16 (46974) II.

29. Если по оглашении или обыска откроется правильное препятствие или будет таковое объявлено во время самого уже венчания, то Священник, остановив совершение брака, доносит о том местному Архиерею, который, ежели не может разрешить того сам собою, представляет на благоусмотрение Святейшего Синода. 1765 июля 14 (12433); 1775 авг. 5 (14356) ст. 4.

30. Запрещается под опасением ответственности на основании законов уголовных принуждать Священника к совершению брака вопреки правилам или запрещениям Церкви или правительства, выше сего означенным. 1774 дек. 17 (14229); 1775 авг. 5 (14356) ст. 8; 1806 июня 18 (22182); 1845 авг. 15 (19283) ст. 2065.

См. ст. 2-23.

311[110]. Законный брак между частными лицами совершается в церкви, в личном присутствии сочетающихся, во дни и время, для сего положенные, при двух или трех свидетелях, совокупно с обручением, и во всем сообразно правилам и обрядам Православной Церкви (а). Венчание браков Православных лиц вне церкви допускается в тех только местах, где по обстоятельствам венчание в церкви невозможно; притом к таковым венчаниям отнюдь не дозволяется приступать без благословения Епархиальных Архиереев (б). Каждый брак записывается в приходскую (метрическую) книгу (ср. Зак. Сост. изд. 1899 г., ст. 859 и след.). (а) 1721 янв. 25 (3718) ч. II, ст. 10 п. 12; 1731 ноября 29 (5892) ст. 4; 1756 дек. 20 (10676); 1765 июня 6 (12408); июля 14 (12433); 1769 авг. 18 (13334); 1775 авг. 5 (14356); 1796 сент. 9 (17505); 1797 авг. 28 (18115) ст. 12; 1798 мая 13 (18521); 1826 ноября 20 (684) ст. 7. - (б) 1853 мая 27 (27286).

Примечание. Все вообще лица, вступившие при действии в возвращенном по Берлинскому трактату 1878 г. участке Бессарабии прежних румынских законов в браки, гражданским порядком совершенные, без подтверждения оных церковным бракосочетанием, и пребывающие доселе в таковых неосвященных Церковью гражданских браках, буде желают узаконить брачное свое состояние окончательно и на будущее время, обязываются вступить в брак по чину Православной Церкви и с соблюдением всех требуемых на сей предмет в Империи условий. Доколе означенные в сем примечании браки не будут повенчаны Православной Церковью, лица, заключившие оные, признаются состоявшими в действительном законном браке лишь за время, предшествовавшее обнародованию закона 12 марта 1888 года (5061). 1888 марта 12 (5061) прав., ст. 1-3.

См. ст. 65.

Форма брака

1. Русское законодательство знает только церковную форму брака; эта форма, и только эта, имеет у нас силу для лиц всех вероисповеданий, признанных государством (Зак. гражд., ст. 31, 65, 90). Это правило распространяется на русских подданных и в том случае, когда они заключают брак в другом государстве, где существует гражданский брак. Только гражданским порядком оформленный брак таких лиц в России будет считаться незаконным сожительством. Но русская подданная, вышедшая замуж за иностранца, в отечестве которого имеет силу гражданский брак, и не обвенчанная будет в законном браке и с точки зрения русских законов, так как вступление в брак с иностранцем влечет за собой потерю подданства.

Проф. А.И. Загоровский. - "Курс семейного права", 1909 г., стр. 51.

32 заменена правилами, изложенными в статье 1577 Уложения о Наказаниях (изд. 1885 г.).

33. Брак правоверных с раскольниками допускается не иначе как по принятии сими последними Церкви святой соединения с присягой (а). Если же раскольники, вступая между собою в брак, пожелают венчаться в Православной церкви, то перед венчанием обязывать брачующихся присягой же быть в правоверии твердыми и с раскольниками согласия не иметь (б). (а) 1719 марта 20 (3340); 1722 мая 15 (4009) ст. 3, 7, 18; июля 16 (4052) ст. 5, 6. - (б) 1722 июля 16 (4052) ст. 6, 33; 1736 марта 21 (6928). - (в) 1805 янв. 1 (21585); 1806 февр. 28 (22038); 1845 авг. 15 (19283) ст. 2043, 2048, 2066, 2067, 2069; 1850 февр. 6 (23906) кн. VI, разд. V, гл. 11, ст. 2. - (г) 1827 июля 19 (1257); 1828 дек. 10 (2507).

Примечание 1. (Прод. 1906 г.) Все отступления от правил, Церковью постановленных о совершении браков, ведаются в духовном начальстве, и дела об оных решаются судом духовным, за исключением лишь тех случаев, в коих они подлежат действию уголовного суда (см. Зак. Суд. Гражд.). 1805 янв. 1 (21585); 1806 февр. 28 (22038); 1845 авг. 15 (19283) ст. 2043, 2048, 2066, 2067, 2069; 1850 февр. 6 (23906) кн. VI, разд. V, гл. II, ст. 2; 1874 апр. 19 (53391) ст. 31.

Примечание 2. (Прод. 1906 г.) Именным указом 17 апреля 1905 г. постановлено: 1) установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием "раскол", разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке; 2) присвоить наименование старообрядцев взамен ныне употребляемого названия раскольников всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам; 3) уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков. - Сие примечание относится также к ст. 148 (прим.) и 1057. 1905 апр. 17, Собр. Узак., 526; Имен. ук., ст. 5, 7, 11.

См. ст. 24 и 65.

Отд. III. О доказательствах брачного союза

34. Главным доказательством брачного союза признаются приходские (метрические) книги. 1724 февр. 20 (4480); 1765 июля 14 (12433); 1775 авг. 5 (14356) ст. 6; 1794 марта 29 (17192); 1805 июля 28 (21847); 1841 марта 27 (14409) ст. 263; 1874 апр. 19 (53391) прав.; 1879 марта 27 (59452); 1883 апр. 9 (1495) уст., ст. 260; 1890 июня 12 (6924).

См. ст. 31, 120 и 209.

35. В подкрепление сего доказательства в случае возникших о метрических актах сомнений, а равным образом, если брак в них не записан, событие брака может быть доказываемо: 1) обыскной книгой; 2) исповедными росписями; 3) гражданскими документами, если из оных видно, что именующийся или именуемые супругами признавались таковыми в присутственных местах и бесспорно пользовались гражданскими правами и преимуществами, зависящими от законного супружества, и 4) следствием. 1802 мая 17 (20266 а); 1810 сент. 25 (24360); 1841 марта 27 (14409) ст. 263; 1833 апр. 9 (1495) уст., ст. 260.

См. ст. 34, 122 и 209.

1. В доказательство брачного союза и законности рождения при невозможности получить свидетельство Консистории, основанное на метрических книгах, могут быть принимаемы и другие документы (72/666), паспорты (70/965), судебные решения (71/709), удостоверения сословных управ (77/56).

2. Если бы причтам не представилось возможности предъявить к засвидетельствованию метрическую запись лицам, ближайшим образом прикосновенным к событиям, по их ли нежеланию или почему-либо другому, напр. по неграмотности, и если к тому не встречается сомнения относительно верности показания звания и фамилии и тому подобного, то в таких случаях причту надлежит навести возможные справки по обыскным книгам, исповедным росписям или другим документам. (Из цирк. указ. Св. Син. от 20 мая 1903 г. N 8.)

С. Григоровский. - "О браке и разводе", стр. 140.

36. Следствие должно заключать в себе показания: причта, который венчал брак, бывших при браке свидетелей и вообще знающих о достоверности события брака. Кроме Священнослужителей, супругов, о которых идет дело, и их родителей все прочие лица дают показания под присягой. 1806 февр. 28 (22038); 1810 сент. 25 (24360); 1841 марта 27 (14409) ст. 264; 1883 апр. 9 (1495) уст. ст. 261.

Письмен. свидетельские показания о существовании брачного союза проверяются судом в порядке 370-408 ст. У. гр. лишь по требованию сторон (77/56).

Отд. IV. О признании браков недействительными, и о прекращении и расторжении браков

I. О признании браков недействительными

37. Законными и действительными не признаются: 1) брачные сопряжения, совершившиеся по насилию или в сумасшествии одного или обоих брачившихся; 2) брачные сопряжения лиц, состоящих в близком, т.е., в запрещенных Церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве или свойстве; 3) брачные сопряжения лиц, которые обязаны уже другими законными супружескими союзами, не прекратившимися и законно не расторгнутыми духовным начальством их вероисповедания; 4) брачные сопряжения лиц, которым по расторжении брака возбранено вступать в новый; 5) брачные сопряжения лиц, не достигших возраста, Церковью определенного для вступления в брак, или же имеющих от роду более 80 лет, или вступивших в четвертый брак; 6) брачные сопряжения монашествующих, а равно и посвященных уже в Иерейский или Диаконский сан, доколе они пребывают в сем сане; 7) брачные сопряжения лиц Православного исповедания с нехристианами. 1850 февр. 6 (23906) кн. I, разд. I, гл. I, отд. IV, ст. 1.

Примечание. Правило, в п. 7 сей (37) статьи постановленное, не распространяется, однако же, на те случаи, когда супруги, один или оба, восприяли св. крещение по вступлении уже в брак; сии случаи рассматриваются особо и разрешаются духовным начальством на основании постановлений Церкви. Там же, ст. 1, прим.

См. ст. 2-5, 12, 20-23, 38-42.

О недействительных браках

1. Чтобы можно было говорить о недействительности брака, необходимо, чтобы брак был совершен, чтобы супруги были повенчаны, чтобы был исполнен церковный обряд, как-то требуется по нашему закону. Поэтому русские подданные, заключившие гражданским порядком брак за границей, должны быть признаны живущими вне брака, и следовательно, дети, происшедшие от такого брака, считаются внебрачными.

Проф. А.И. Загоровский. - "О внебрачных детях по новому закону", изд. 1903 г., 14 стр., а также "Русская Мысль", 1903 г., N 4, стр. 52.

2. Признавая недействительным брак, совершенный в сумасшествии вступившего в брак (т. Х ч. 1 ст. 37 п. 1), закон не указывает, кто вправе оспорить брак на этом основании (К. Победоносцев. Курс гражд. права, т. II, стр. 79 и 91). Право оспорить брак, совершенный вопреки сему запрещению, несомненно, должно принадлежать супругу душевнобольного, пока последний не выздоровел, самому выздоровевшему, а в продолжение душевной болезни - опекуну.

Редакц. Ком. по составл. Гражд. Уложение. - "Гражд. Улож. Кн. 2: Семейн. право", т. I, стр. 405.

3. Закон упоминает прямо о насилии, но не упоминает об обмане и ошибке. Однако же нет сомнений, что, смотря по обстоятельствам дела, то и другое может быть признано поводом к признанию брака недействительным и тем и другим нарушается свободное сознание и соглашение в браке - существенное условие действительности союза.

К. Победоносцев - "Курс гражд. права", изд. 1875 г., стр. 89.

4. Муллов и Победоносцев выводят существование у нас нормы, что обман или ошибка в лице могут сделать браки недействительными, - из общих соображений и уголовных законов; между тем в законе прямо выражено, что в случае признания брака недействительным вследствие совершения его по принуждению или обману виновный обязан доставить другому супругу содержание и пр. (ст. 666 Х т. 1 ч.)

Оршанский. - "Духовный суд и семейное право", стр. 250-251.

38. Лица, коих брак надлежащим духовным судом будет признан незаконным и недействительным, немедленно по сношению епархиального начальства с местным гражданским разлучаются от дальнейшего сожительства. Засим признанные по суду виновными во вступлении в противозаконный брак заведомо, подвергаются церковному покаянию, а в некоторых, законом означенных случаях и определенному наказанию. Там же, ст. 2; Ср. Улож. о Наказ., 1549-1579.

См. ст. 24 и 37.

1. Циркулярным указом от 2 октября 1896 г. за N 10 Святейший Синод предписал епархиальным начальствам, чтобы они при производстве дел о незаконности браков прежде рассмотрения и решения таких дел по существу требовали объяснения от участвующих в деле лиц. Циркул. указ. Св. Син. от 31 мая 1897 г. за N 5 предписано, чтобы решения епархиальных начальств о незаконности браков объявлялись обеим сторонам, с отобранием от них отзывов о довольстве или недовольстве решением.

С. Григоровский. - "О браке и разводе", стр. 76.

39. Разлученные вследствие признания брачного их союза незаконным и недействительным, кроме лишь осужденных на всегдашнее безбрачие, имеют право вступать с другими лицами в новые, законами не воспрещенные браки. Те, которые разлучены по недостатку церковного к браку совершеннолетия, могут, буде по достижении полного гражданского, в статье 3 определенного, совершеннолетия пожелают сего, продолжать супружество; в сем случае союз их подтверждается в церкви, по установленному для того чиноположению. 1850 февр. 6 (23906) кн. I, разд. I, гл. I, отд. IV, ст. 3.

40. Разлученные от сожительства лица потому, что брак их заключен при существовании другого, законным образом не расторгнутого и не прекратившегося брачного союза, могут продолжать сожительство со своими по прежнему браку супругами, если на то согласны оставленные ими лица; но не могут и по смерти сих лиц вступать в какой-либо новый брак. Там же, ст. 4.

41. Если, напротив, оставленное лицо не пожелает быть в браке с лицом, оставившим его и вступившим в другой брачный союз при существовании первого, то оно имеет право о дозволении вступить в новое супружество просить свое епархиальное начальство, которое в сем случае поступает по законам Церкви. Виновный же в оставлении супруга или супруги и во вступлении в новый брак при существовании первого, буде не получит согласия оставленного лица возвратиться к первому браку и разрешения на то духовного начальства, осуждается на всегдашнее безбрачие. Сему же подвергается и лицо, оставившее супруга или супругу и более пяти лет скрывающееся в неизвестности. Сие, однако же, не касается нижних чинов военного ведомства, бывших и более пяти лет в плену или в безвестной отлучке на войне: им не возбраняется по возвращении вступать в новое супружество, если прежний брак их уже расторгнут. Там же, ст. 5.

См. ст. 37, 54 и 56.

42. Когда обе стороны виновны в заключении брака при существовании прежних законных брачных союзов, то по уничтожении последних браков их они оставляются в первом своем брачном союзе, а в случае прекращения оного смертью одного из супругов оставшееся в живых лицо не имеет права просить ни о восстановлении противозаконного брака его, ни о дозволении ему вступить в новый брак. Там же, ст. 6.

См. ст. 37 и 133.

II. О прекращении браков

43. Брак прекращается сам собой через смерть одного из супругов. Там же, ст. 7.

1. По вопросу о том, чьей компетенции подлежит установление фактов смерти евреев в тех случаях, когда акты об этих событиях не записаны в метрические книги, Правительствующий Сенат признал, что означенный вопрос подлежит рассмотрению и разрешению подлежащего Городского Общественного Управления (реш. Общ. Собр. 1 и Касс. Д-тов Сената 1903 г. N 3).

44. По смерти одного из супругов оставшийся в живых может вступить в новый брак, если нет никаких законных к тому препятствий. 1649 янв. 29 (1) гл. ХХ, ст. 84; 1841 марта 27 (14409) ст. 229; 1850 февр. 6 (2906) кн. I, разд. I, гл. I, отд. VI, ст. 8.

III. О расторжении браков

45. (Прод. 1906 г.) Брак может быть расторгнут только формальным духовным судом по просьбе одного из супругов: 1) в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачному сожитию; 2) в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь с лишением всех особенных прав и преимуществ (ср. Уст. о Ссыльн., ст. 86, 87, 253 и след., 404 и след., 501, по изд. 1890 г. и по Прод.); 3) в случае безвестного отсутствия другого супруга. 1841 марта 27 (14409) ст. 229, 230; 1850 февр. 6 (23906) кн. I, разд. I, гл. I, отд. IV, ст. 9; 1892 дек. 14 (9157) I, ст. 1, 2; III; 1900 июня 12 (18839) Имен. ук., I.

Примечание. В возвращенном по Берлинскому трактату 1878 г. участке Бессарабии браки, расторгнутые вошедшими в законную силу решениями румынских светских судов, хотя бы браки сии и были утверждены до воспоследования означенных судебных решений церковным венчанием, признаются окончательно расторгнутыми, и просьбы о пересмотре таковых решений не приемлются. Но сим не возбраняется супругам, брак коих, быв совершен в свое время по правилам Церкви, расторгнут вошедшим в законную силу решением румынского светского суда по причинам, не приемлемым в нашем законодательстве за основание к разводу супругов, в случае желания сих лиц продолжать супружеский их союз, совместно испросить на то разрешение и благословение Кишиневского епархиального начальства. Просьбы о дозволении одному из супругов или обоим супругам, брак коих расторгнут вошедшим в законную силу решением румынского светского суда, вступить в новые браки с лицами посторонними разрешаются Кишиневским епархиальным начальством на основании общего, действующего по сему предмету в Империи порядка. 1888 марта 12 (5061) прав., ст. 4, 5.

См. ст. 134 и 135.

О разводе

1. ":Ответчику по иску о нарушении святости брака прелюбодеянием, если он был в первом или втором браке, предоставляется право вступить в новый брак, причем прежде вступления в новое супружество он подвергается церковной епитимье по усмотрению духовного суда, согласно церковным правилам. В случае нарушения прелюбодеянием святости и нового брака виновный супруг осуждается на всегдашнее безбрачие и подвергается церковной епитимье".

Высочайше утвержденное определение Св. Синода 28 мая 1904 г.

11. Законом 28 мая 1904 г. отменено осуждение на безбрачие лиц, виновных в нарушении супружеской верности. Однако при повторности прелюбодеяния развод не открывает виновному возможности вступить в новый брак. Изданное вслед за законом разъяснительное определение Св. Синода лишает новый закон почти всякого практического значения. Священник не вправе венчать разведенных по прелюбодеянию и виновных в нем в течение двух лет безусловно, а после этого срока (в течение еще 5 лет) может венчать только при удостоверенном со стороны священника раскаянии виновного (23-30 июня 1904 г. за N 3258).

Примечания:

[110] Об утверждении временных правил для узаконения браков, заключенных по обрядам инославных и иноверных исповеданий лицами, числившимися православными до издания Высочайшего Указа 17 апреля 1905 г., и происшедшего от сих браков потомства (Собр. Узак. 1907 г., N 25, ст. 226):

Совет Министров полагал:

На основании статьи 87 основных государственных законов (Свод. зак. т. I ч. 1, изд. 1906 г.), в дополнение и изменение подлежащих узаконений постановить:

1) Браки лиц, числившихся до издания Высочайшего Указа 17 апреля 1905 г. (Собр. Узак., ст. 526) православными, но принадлежавших к инославному или, при соблюдении условий пункта 3 означенного Указа, к иноверному исповеданию, совершенные до 17 апреля 1905 г. по правилам и обрядам того инославного или иноверного исповедания, к которому вступившие в брак в действительности принадлежали, считаются действительными со дня их совершения, и происшедшие от таковых браков дети - законными от рождения.

2) Доказательством совершения указанных в ст. 1 браков, а равно законности происшедших от таковых браков детей, служат записи, внесенные в подлежащие метрические книги того инославного или иноверного исповедания, к которому принадлежали вступившие в брак либо родители ребенка. При отсутствии записей событие брака устанавливается судом в порядке охранительного судопроизводства.

3) Имущественные права, приобретенные третьими лицами ввиду признававшейся до издания настоящего узаконения недействительности указанных в ст. 1 браков, остаются в силе.

4) К открывшимся до издания настоящего закона наследствам, если родственники, призванные к оным, в силу признававшейся доселе недействительности указанных в ст. 1 браков, еще не приняли наследства или не подали в суд просьбы об утверждении их в правах наследования, допускаются лица, приобретшие на основании сего закона права законных наследников.

5) В случаях, предусмотренных в ст. 2 настоящего узаконения, ходатайствовать в порядке охранительного судопроизводства о соответственном пополнении метрической книги могут не только заинтересованные в том лица, но также прокурорский надзор, если с пополнением метрических книг сопряжен интерес государства.

6) Право домогаться пополнения метрической книги не прекращается никакой давностью.

7) Означенные в ст. 5 сего узаконения просьбы частных лиц или предложения прокурора подаются в окружной суд по месту совершения брака или рождения ребенка, а если последних несколько, то по месту рождения кого-либо из них по выбору просителей; в случае же неизвестности, где именно произошло событие, которое должно быть удостоверено, - по месту жительства просителей.

8) При просьбе частного лица или предложении прокурора должны быть представлены доказательства, подтверждающие совершение брака по правилам и обрядам того инославного исповедания, к которому супруги во время заключения брака принадлежали, и происхождение детей от такого брака.

9) В доказательство ходатайства просителя допускаются всякого рода документы, но от суда зависит, смотря по обстоятельствам дела, допускать показания свидетелей в качестве самостоятельного доказательства или лишь в дополнение к письменным доказательствам.

10) К делам о пополнении метрической книги применяются ст. 1338, 1341 и 1342 Устава Гражданского Судопроизводства (Св. Зак. т. XVI ч. 1, изд. 1892 г. и по Прод. 1902 г.).

11) О дне, назначенном для слушания дела, участвующие лица уведомляются повестками.

12) Определения о пополнении метрической книги постановляются не иначе как по выслушании заключения прокурора.

13) Кроме участвующих в деле лиц частные жалобы и просьбы об отмене определения по делам о пополнении метрических книг могут быть приносимы и прокурором по делам, им возбуждаемым.

14) Исполнение определения суда о пополнении метрической книги приостанавливается до истечения срока на принесение частной или кассационной жалобы, а если она подана - до разрешения оной.

15) По вступлении определения в законную силу (ст. 14) просителю выдается копия с сего определения с надписью, что она выдана на предмет внесения в метрическую книгу.

16) Лица, права коих нарушаются удовлетворением ходатайства о пополнении метрической книги, могут в пределах, допускаемых законом, оспаривать состоявшееся в охранительном порядке определение принесением в установленный срок частной жалобы или предъявлением иска в подлежащем суде.

17) Действие настоящего узаконения распространяется и на губернии Варшавского судебного округа с тем, что пополнение метрических книг актами, в оные не внесенными, совершается в этих местностях в частном (охранительном) порядке, с принятием притом в соображение правил ст. 1647-1652 Устава Гражданского Судопроизводства (Свод. зак., т. XVI ч. 1, изд. 1892 г.).

Государь Император, в 31 день января 1907 г., положение сие Высочайше утвердить соизволил:

О сем Министр Юстиции, 7 февраля 1907 г., предложил Правительствующему Сенату для распубликования.

http://civil.consultant.ru/elib/books/33/page_9.html
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14578
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8924
О расторжении церковного Брака

Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (п/ж – ред.) (Мф. 19; 4–8). Но немощь человеческого естества такова, что «вместить» этого запрета некоторые верующие не могут.

Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии[71], как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку. Православной Церковью допускается не больше трех браков.

Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:

1. Прелюбодеяние одной из сторон.
2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
3. Отпадение супруга или супруги от Православия.
4. Противоестественные пороки.
5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
6. Заболевание проказой или сифилисом.
7. Длительное безвестное отсутствие.
8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
10. Снохачество или сводничество.
11. Извлечение выгод из непотребств супруга.
12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
13. Злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния).

В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.

1. Заболевание СПИДом.
2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.
3. Совершение женой аборта при несогласии мужа.

http://www.e-reading.by/chapte...erkvi.html
agava11
Участник

Москва
Сообщений: 63
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 21
Добрый вечер! Из рассказов родственников родители моей прабабушки развелись. Где фиксировались такие события? Произойти это могло начиная с 1902 г, вероятнее всего в СПб, вероисповедание неизвестно - они могли быть православными, католиками, иудеями. Девичья фамилия моей прабабушки - Шульман. О ее родителях мы ничего не знаем. Спасибо
---
Сячины, Шульманы, Соболевы, Вишняковы
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14578
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8924

agava11 написал:
[q]
Где фиксировались такие события?
[/q]

В метрической книге.

Проверьте все метрические книги всех приходов СПб. за период с 1902 года по закрытие прихода.
coika

coika

Москва
Сообщений: 4809
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 14477

agava11 написал:
[q]
Где фиксировались такие события?
[/q]

Решение духовного суда (протокол) о расторжении брака
Лайк (2)
agava11
Участник

Москва
Сообщений: 63
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 21
Константин, все метрические книги разделены на три раздела - о рожденных, о браке и о смерти. Сведения о разводе будут зафиксированы в отдельном, четвертом разделе (пока такого не встречала) или в разделе о браках?Спасибо
---
Сячины, Шульманы, Соболевы, Вишняковы
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14578
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8924

agava11 написал:
[q]
Сведения о разводе будут зафиксированы в отдельном, четвертом разделе (пока такого не встречала)
[/q]

В МК иудеев -- да, в четвёртом разделе "О разводах".

agava11 написал:
[q]
или в разделе о браках?
[/q]

В МК христиан -- да.
mulena
Участник

mulena

г. Омск
Сообщений: 59
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 24
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, если случался развод могли ли крестьянскую жену после развода записывать в Метрических книгах, девица? Дело в том, что в Метрических книгах нашла на 1909 год запись о браке, а в 1912, 1914 эта же женщина пишется ни как "крестьянская жена", а как "девица". Место жительство и ФИО совпадает, как это можно объяснить? Ошибка священника, двое в семье с одинаковым именем или развод? Спасибо.
---
Ищу сведения о Марти(ы)новых( Мартыненко), Третьяковых, Комаръ, Гук - выходцы из Белоруссии. Патрахиных, Кляус(з), Глуховы.
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14578
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8924

mulena написал:
[q]
"девица"
[/q]

= никогда не бывшая замужем.
agava11
Участник

Москва
Сообщений: 63
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 21
Добрый день! Брак моих предков, жителей СПб, в 1906 г был расторгнут Оренбургской духовной консисторией. Подскажите, пожалуйста, по каким причинам расторжение брака могло осуществляться не по месту жительства. Спасибо
---
Сячины, Шульманы, Соболевы, Вишняковы
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈