Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Старообрядцы Подольской губернии


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14577
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8925

SHGN написал:
[q]
Может у кого есть книга Таранец С.В. Старообрядчество Подолии. Киев, 2000, очень нужна.
[/q]

Есть книга, но нужна самому.
SHGN
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2
Мне нужны страницы страницы 147,147,160,161,162,163,207 и 209
---
Shgn
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14577
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8925

SHGN написал:
[q]
147,147,160,161
[/q]


Прикрепленный файл: P5240998.JPGP5250001.JPG, 1282078 байтP5250002.JPG, 1497664 байтP5250004.JPG, 1572754 байт
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14577
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8925

SHGN написал:
[q]
162,163,207 и 209
[/q]


Прикрепленный файл: P5250006.JPGP5250007.JPG, 1296694 байтP5250008.JPG, 1505948 байтP5250009.JPG, 1585684 байт
Valex7774
Новичок

г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация
Сообщений: 2
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 2
Доброго времени суток, уважаемые форумчане! Мне интересна любая информация на тему староверов Подолья, конкретно Ушицкого уезда.

Мой дед Костылев Изот Иванович (1901 - 1974) из села Ставчаны Калюской волости Ушицкого уезда Подольской губернии (сейчас это село Новоушицкого района Хмельницкой области Украины). Он из семьи старообрядцев предположительно поповцев Белокриницкого согласия. В Ставчанах была так называемая раскольничья слобода ("раскольники" - это официальное название староверов в Российской империи), где старообрядцы жили обособлено от других жителей села. Вплоть до 50-х г.г. XIX в. в селе была старообрядческая часовня (или молельный дом). Закрыта она была на волне притеснения староверов. После аграрной реформы 1861 г. старообрядцы не стали приписываться крестьянами в сельское общество (общину) Калюской волости, а записались в мещанское общество (в городовую обывательскую книгу) заштатного города Вербовец Ушицкого уезда ("заштатный" означает, что этот город не был административным центром уезда, в отличие от уездного города Новая Ушица, сейчас Вербовец - это село Мурованокуриловецкого района Винницкой области Украины). То есть ставчанские старообрядцы вошли в городское сословие мещан. Это дало им освобождение от податей и повинностей, положенных крестьянам, но лишало прав на земельные наделы. Вся земля была роздана крестьянам, т.е. распределена между членами сельского общества (общины). Сами старообрядцы стали заниматься мелкой торговлей, ремеслом, землекопными работами и "съемкой в аренду садов" - тем же земледелием только на арендованной земле. Тем не менее между крестьянами и старообрядцами в Ставчанах видимо были конфликты - из газетных публикаций известно об одном из них, в ходе которого "крестьяне разгромили старообрядцев: были уничтожено имущество, масса избитых, убита женщина" (газета "Русское слово" от 25 октября 1909 г.).

В книге "Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том X. Подольская губерния" за 1849 г. указывается, что с. Ставчаны расположено на дороге из уездного города Новая Ушица в местечко Калюс, занимает 8 верст (верста - это 1,07 км), имеет церковь и состоит из 100 дворов (всего во всех 8 деревнях Ушицкого уезда было 514 дворов), каменных домов нет.

Касательно церкви: это казацкая православная (но не старообрядческая) деревянная церковь XVIII в., была закрыта в 1931 г. и вновь открыта в 1990-е г.г. Благодаря ей Ставчаны назывались селом, а не деревней.

Согласно книги "Населенные места Подольской губернии: (алфавитный перечень населенных пунктов губернии с указанием некоторых справочных о них сведений)" / В.Гульдман. - Каменец-Подольский: Тип. Подольского губ. правления, 1893. - [2], II, IV, 636 c. по состоянию на 1893 г. в Ставчанах проживало 700 чел. и было 117 дворов.

Согласно переписи населения 1897 г. в Ставчанах проживало 950 чел., из них старообрядцев 168 чел. или 17,68 % от всех жителей села. Исходя из результатов этой переписи староверы в Ушицком уезде проживали лишь в двух селах - Ставчаны и Пилипы-Хребтиевские (это очень известное даже за пределами Подолья староверческое село).

По состоянию на 1901 г. (это год рождения моего деда) в Ставчанах проживало: "православных 401 м. и 518 ж.; раскольников 88 м. и 85 ж.; католиков 1 ж. и евреев 5 м. и 5 ж." (цитата из книги "Приходы и церкви Подольской епархии. Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Выпуск девятый. Под редакцией священника Е. Сецинского" - Каменец-Подольский. Типография С.П. Киржацкого, Николаевская площадь, д. № 5. 1901 г.). То есть в 1901 г. в селе Ставчаны проживало 919 чел., а через 100 лет в 2001 г. по данным Википедии - 599 чел.

Из этой книги следует, что в Ушицком уезде староверы проживали в следующих селах: Майдан-Александровский (или Поросятковский), Пилипы Александровские (Поросятковские), Пилипы-Хребтиевские и Ставчаны.

В этой же книге 1901 г. есть сведения о том, что по преданию старообрядцы "были первыми поселенцами села Ставчане; заложенная ими слобода носила название "Потапово", а потом, с переходом сюда православных, получила теперешнее название". Но в этом предании не сходятся даты: по современным данным село основано не позже 1616 г., а церковный раскол произошел в 1650-х г.г.

Тем не менее в книге Сергея Таранца "Старообрядчество Подолии" - Киев, 2000, также указывается на то, что Ставчаны были основаны староверами - выходцами из-под Саратова (Саратовская губерния уже в XVII в. стала местом массового расселения старообрядцев, расположенные в ней Иргизы и Черемшаны были одним из центров староверия).

Семья моего деда переселилась из Подолья в Приамурье в начале XX в. (вероятно в 1907-1914 г.г. - это период массового переселения старообрядцев в Приамурье).

Может кто подскажет источники информации по происхождению, родословной подольских староверов? Ведь до 1874 г. метрических книг у них не было, а те, что появились после 1874 г. неполны и неизвестно где хранятся.


---
Костылевы (с. Ставчаны Калюской волости Ушицкого уезда Подольской губернии), Поповы (д. Владимировка Тунгусской волости Хабаровского уезда Приморской области), Поповы и Борисовы (с. Старая Килия (Килия Веке), Румыния), Васины и Мармазовы (д. Зеликины Хутора Салынской волости Брянского уезда Орловско
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14577
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8925
164

Прикрепленный файл: P6920277.JPG
hgv

hgv

Харьков. обл.
Сообщений: 1047
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 974
Таранец С. В. Подолье. Традиционная культура и повседневная жизнь русских старообрядцев в XX ‒ начале XXI веков: Альбом /
Отв. ред. Г. В. Боряк. НАН Украины.
Институт украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского,
Институт истории Украины;
Музей истории и культуры старообрядчества Украины;
Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
‒ К., 2016. ‒ 232 с.

Анотація:

В альбоме на богатом иллюстративном материале освещены повседневная жизнь и традиционный быт русских старообрядцев Подолья, показаны особенности их церковной архитектуры и жилья, описаны характерные занятия, одежда и обрядность.

Для историков, этнографов, искусствоведов и всех, кто интересуется историей, этнографией и фольклором русского народа
Зміст:

Від редактора … 3
От редактора … 5
Об экспедиционной работе … 7
Жилье русских … 21
Интерьер … 43
Русские бани … 57
Церковная жизнь и мирские праздники … 69
Занятия старообрядцев … 103
Одежда русских … 123
Ткачество … 147
Погребение у старообрядцев … 159
Свадьба и подготовка к ней … 171
Песни староверов … 174
Заручинские песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 174
Первый день свадьбы … 176
Свадебные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской..180
Второй день свадьбы … 186
Свадебные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской … 189
Свадебные песни, исполнявшиеся в с. Петраши … 191
Свадебные песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 192
Русские народные песни, исполнявшиеся после завершения свадьбы в слободе Пилипоновке-Бершадской … 195
Застольные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской … 196
Украинские народные песни, исполнявшиеся русскими в слободе Пилипоновке-Бершадской … 202
Украинские свадебные песни, известные у русских с. Пилипы-Хребтиевские … 203
Русские народные песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 204
Русские народные песни, исполненные в с. Петраши … 206
Песни о несчастной любви, записанные в с. Петраши … 209
Трагические песни, записанные в с. Петраши … 214
Социально-бытовые песни, записанные в с. Петраши … 214
Солдатские песни, записанные в с. Петраши … 216
Украинские народные песни, исполненные русскими с. Петраши … 217
Песни конца XIX ‒ первой половины XX веков, исполненные в с. Петраши … 220
Заключение … 227

http://resource.history.org.ua...TR=0012872

Прикрепленный файл: history.exe.jpg
hgv

hgv

Харьков. обл.
Сообщений: 1047
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 974
Его же материалы.

http://resource.history.org.ua..._2018_4_16

Статті авторів на порталі:
Таранець С.

Таранець С. "Старообрядницький Єрусалим". З історії поселення липованів у с. Біла Криниця на Буковині // Краєзнавство. - 2019. - № 1. - C. 59.
Таранець С. Балта старообрядська // Краєзнавство. - 2001. - 1. - C. 187-190.
Таранець С. Історико-археографічні й етнографічні експедиції Музею історії та культури старообрядства України в 1998–2017 рр.: завдання, методика, результати // Український історичний журнал. - 2018. - № 4. - C. 231.
Таранець С.В. Благодійність купців-старообрядців у сфері освіти (друга половина ХІХ - початок ХХ ст.) // Український історичний журнал. - 2010. - № 2. - C. 86-95.
Таранець С.В. Правове становище старообрядців у Росії наприкінці ХVІІ – на початку ХХ ст. // Український історичний журнал. - 2012. - № 3. - C. 78-88.
Таранець С.В. Розселення та соціально-економічне становище старообрядців Волині в XIX — на початку XX ст. // Український історичний журнал. - 2008. - № 3. - C. 75-86.
Таранець С.В. Старообрядці Бессарабії та їх переслідування російським урядом у XIX — на початку XX ст. // Український історичний журнал. - 2009. - № 4. - C. 84-93.
Таранець С.В. Старообрядці в Україні як субетнічна група росіян // Проблеми історії України ХІХ - початку ХХ ст. - 2008. - 15. - C. 335-343.
Таранець С.В. Старообрядці й «культура» хабарництва в Росії // Український історичний журнал. - 2011. - № 2. - C. 50-64.
Таранець С.В. Старообрядці-біглопопівці: становлення та еволюція // Проблеми історії України ХІХ – початку ХХ ст. - 2011. - 19. - C. 380-393.
hgv

hgv

Харьков. обл.
Сообщений: 1047
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 974
Старообрядська культура та сучасний світ. Збірник наукових праць та матеріалів /
Відп. ред., упоряд. С. В. Таранець; Ред. колегія: Богданов В. П., Боряк Г. В., Бубнов М. Ю., Гарбацький А. О., Грєбцова І. С., Дубровіна Л. А., Касаткін Л. Л., Папакін Г. В., Прігарін О. А., Таранець С. В.
НАН України. Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського,
Інститут історії України;
Музей історії та культури старообрядства України;
Комісія з дослідження старообрядства при Міжнародному комітеті славістів. – Вип. 7. – К., 2016. – 464 с.

Анотація:
Сьомий випуск збірника присвячений 90-річчю від дня народження одного з видатних російських діалектологів сучасності, голові комісії з дослідження старообрядства при Міжнародному комітеті славістів, головному науковому співробітнику Інституту російської мови РАН Леоніду Леонідовичу Касаткіну. Видання містить дослідження, публікації документів, хроніку життя громад, огляди та рецензії, що стосуються різноманітних питань старообрядознавства, зокрема історії, джерелознавства, етнографії, філології, статистики, релігії, які підготовлені українськими, російськими та японськими вченими. Публікується каталог спеціалізованої наукової бібліотеки Музею історії та культури старообрядства України.

Для науковців, державних службовців, релігієзнавців та всіх тих, хто цікавиться скарбницею духовної та матеріальної культури Давньої Русі та російського старообрядства

Зміст:
Дослідження та повідомлення
Таранець С. Життя прожити ‒ не поле перейти...
(До 90-річчя від дня народження видатного російського вченого-славіста Л. Л. Касаткіна) …15
Таранець С. Іконописець Сергій Федорович Поцелуєв …31
Сакамото X. Старообрядці часовенної згоди і радянська держава …47
Єремєєв П. "Число розкольників означалось навмання"? Динаміка офіційних даних щодо чисельності старообрядців Харківщини (1825‒1917) …76
Грязнова В. Етнокультурна своєрідність старообрядців козаків-некрасівців …128
Єрмолін Д. Минуле та сьогодення поморського старовір'я в Бердянську …148
Бородкін О. Сучасні дослідження з історії старообрядства Верхнього Поволжя …164
Таранець С. До історії формування Хмельницької Георгіївської старообрядської громади …181

Джерела
Лист М. А. Басалаєва в контексті історії старообрядства Південної В'ятки (Богданов В.) …192
Документи про арешти, розстріли та реабілітацію старообрядців Вінницької області 1938, 1940 и 1956 гг. (Конарєв Л.) …199
Джерела з історії старообрядської громади с. Петраші Хмельницької області (о. Віктор Галкін) …234
Матеріали історико-археографічних та етнографічних експедицій в с. Петраші Хмельницкої області 31 січня 2005 р. та 1 березня 2006 р. (Таранець С.) …249
"Грешен, батюшка". Спогади про дитячі роки життя С. С. Паршикова у старообрядському с. Стара Некрасівка Одеської області …277

Хроніка життя громад
1-й з'їзд старообрядської молоді Київської і всія України єпархії РПСЦ …287

Огляди та рецензії
Таранец С. "Старообрядчество в Российской империи (конец XVII ‒ начало XX века)". ‒ К., 2012. ‒ Т. 1; 2013. ‒ Т. 2. (Сакамото X.) …292
Каталог спеціалізованої наукової бібліотеки Музею історії та культури старообрядства України …300

Відомості про авторів …461
Список скорочень …462

http://resource.history.org.ua...1STR=10760

Прикрепленный файл: 978-966-02-7882-0.jpg
viachek
Начинающий

Харьков
Сообщений: 28
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 76
Уважаемые форумчане!
В Центральном государственном историческом архиве в Молдове хранятся ревизские сказки староверческих селений Подолья 1850 и 1859 -х г.г., которые сканированы мормонами и находятся в свободном доступе.
Вот ссылка на пленки фонда 134 - Бессарабия - https://www.familysearch.org/s...%20Library
Конкретно -
1) фонд 134-2-278 - пленка 005773880, фото 659 - РС 1850г. октября 2-го дня Бессарабской обл. уездного города Хотина Куринского старообрядческого общества состоящих муж. и женск. пола мещанах
2) фонд 134-2-278 - пленка 005773880, фото 690 - РС 1850г. октября 29-го дня Бессарабской обл. уездного города Хотина Петрашевского старообрядческого общества состоящих муж. и женск. пола мещанах
3) фонд 134-2-278 - пленка 005773880, фото 620 - РС 1850г. августа 30-го дня Бессарабской обл. уездного города Хотина Грубенского старообрядческого общества состоящих муж. и женск. пола мещанах
4) фонд 134-2-278 - пленка 005773880, фото 569 - РС 1850г. июля 20-го дня Бессарабской обл. уездного города Хотина Жуковского старообрядческого общества состоящих муж. и женск. пола мещанах
5) фонд 134-2-278 - пленка 005773880, фото 549 - РС 1850г. октября 1-го дня Бессарабской обл. уездного города Хотина Перепелицко - Сорокодубского старообрядческого общества состоящих муж. и женск. пола мещанах
6) фонд 134-2-278 - пленка 005773880, фото 540 и 546 - РС 1850г. сентября 18-го дня Бессарабской обл. уездного города Хотина Кишиневско - Хотинского старообрядческого общества состоящих муж. и женск. пола мещанах
7) фонд 134-2-278 - пленка 005773880, фото 415 - РС 1850г. октября 5-го дня Бессарабской обл. уездного города Хотина Литинско - Винницко - Людовского старообрядческого общества состоящих муж. и женск. пола мещанах
8) фонд 134-2-278 - пленка 005773880, фото 402 - РС 1850г. октября 10-го дня Бессарабской обл. уездного города Хотина Балто - Бершадского старообрядческого общества состоящих муж. и женск. пола мещанах
9) Фонд 134, о. 2, д. 432 — Ревизские сказки 1859 (город Хотин; Старообрядческое общество, стр. 1-31, 61-79, 114-125)
пленка 005782934, ч.2
Может, я не все перечислил, например - доп. сказки, желающие могут поискать еще. Ревизий староверов 1835 года, по-моему нет.

Очень нуждаюсь в материалах за 1870 - 1900 г.г. по староверческому селу Курники Тывровской волости Винницкого уезда.

Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈