Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Старообрядцы Подольской губернии


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14582
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8926

iagodina написал:
[q]
Может Вы мне объясните, я не очень понимаю разницу между раскольниками и старообрядцами
[/q]

Раскольник -- термин, указывающий на виновника раскола. В христианстве использовался, начиная с первых веков. Например, арианский раскол.

В практике РПЦ (МП) термин использовался и как синоним термина еретик, и как общий для обозначения старообрядцев и сектантов, и как синоним термина старообрядец/старовер.

В конце XVII века умерли последние попы, рукоположенные до реформ Никона. Часть противников реформ пришла к выводу о возможности принимать беглых попов, переходящих из господствующей (официальной, синодальной) церкви -- так появились беглопоповцы. С середины XIX века конкуренцию им составили попы, рукоположенные митрополитом Амвросием, жившим в Белой Кринице на территории Австрийской империи -- так появились австрийцы (амвросиевцы, белокриницкие).

Но большая часть противников реформ пришла к выводу, что новых попов рукополагать некому -- так появились беспоповцы, значительная часть которых известна как поморцы.

И старообрядцы, и староверы -- термины внешние. Сами себя они называют чаще -- христианами, реже -- православными.



А вообще-то можно было и почитать и темы по старообрядцам в этом разделе, и выложенные в интернет словари, и сайты самих древлеправославных христиан.
SHGN
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2
Здравствуйте уважаемые коллеги! Может у кого есть книга Таранец С.В. Старообрядчество Подолии. Киев, 2000, очень нужна. Заранее благодарен.

SHGN


---
Shgn
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14582
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8926

SHGN написал:
[q]
Может у кого есть книга Таранец С.В. Старообрядчество Подолии. Киев, 2000, очень нужна.
[/q]

Есть книга, но нужна самому.
SHGN
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2
Мне нужны страницы страницы 147,147,160,161,162,163,207 и 209
---
Shgn
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14582
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8926

SHGN написал:
[q]
147,147,160,161
[/q]


Прикрепленный файл: P5240998.JPGP5250001.JPG, 1282078 байтP5250002.JPG, 1497664 байтP5250004.JPG, 1572754 байт
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14582
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8926

SHGN написал:
[q]
162,163,207 и 209
[/q]


Прикрепленный файл: P5250006.JPGP5250007.JPG, 1296694 байтP5250008.JPG, 1505948 байтP5250009.JPG, 1585684 байт
Valex7774
Новичок

г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация
Сообщений: 2
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 2
Доброго времени суток, уважаемые форумчане! Мне интересна любая информация на тему староверов Подолья, конкретно Ушицкого уезда.

Мой дед Костылев Изот Иванович (1901 - 1974) из села Ставчаны Калюской волости Ушицкого уезда Подольской губернии (сейчас это село Новоушицкого района Хмельницкой области Украины). Он из семьи старообрядцев предположительно поповцев Белокриницкого согласия. В Ставчанах была так называемая раскольничья слобода ("раскольники" - это официальное название староверов в Российской империи), где старообрядцы жили обособлено от других жителей села. Вплоть до 50-х г.г. XIX в. в селе была старообрядческая часовня (или молельный дом). Закрыта она была на волне притеснения староверов. После аграрной реформы 1861 г. старообрядцы не стали приписываться крестьянами в сельское общество (общину) Калюской волости, а записались в мещанское общество (в городовую обывательскую книгу) заштатного города Вербовец Ушицкого уезда ("заштатный" означает, что этот город не был административным центром уезда, в отличие от уездного города Новая Ушица, сейчас Вербовец - это село Мурованокуриловецкого района Винницкой области Украины). То есть ставчанские старообрядцы вошли в городское сословие мещан. Это дало им освобождение от податей и повинностей, положенных крестьянам, но лишало прав на земельные наделы. Вся земля была роздана крестьянам, т.е. распределена между членами сельского общества (общины). Сами старообрядцы стали заниматься мелкой торговлей, ремеслом, землекопными работами и "съемкой в аренду садов" - тем же земледелием только на арендованной земле. Тем не менее между крестьянами и старообрядцами в Ставчанах видимо были конфликты - из газетных публикаций известно об одном из них, в ходе которого "крестьяне разгромили старообрядцев: были уничтожено имущество, масса избитых, убита женщина" (газета "Русское слово" от 25 октября 1909 г.).

В книге "Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том X. Подольская губерния" за 1849 г. указывается, что с. Ставчаны расположено на дороге из уездного города Новая Ушица в местечко Калюс, занимает 8 верст (верста - это 1,07 км), имеет церковь и состоит из 100 дворов (всего во всех 8 деревнях Ушицкого уезда было 514 дворов), каменных домов нет.

Касательно церкви: это казацкая православная (но не старообрядческая) деревянная церковь XVIII в., была закрыта в 1931 г. и вновь открыта в 1990-е г.г. Благодаря ей Ставчаны назывались селом, а не деревней.

Согласно книги "Населенные места Подольской губернии: (алфавитный перечень населенных пунктов губернии с указанием некоторых справочных о них сведений)" / В.Гульдман. - Каменец-Подольский: Тип. Подольского губ. правления, 1893. - [2], II, IV, 636 c. по состоянию на 1893 г. в Ставчанах проживало 700 чел. и было 117 дворов.

Согласно переписи населения 1897 г. в Ставчанах проживало 950 чел., из них старообрядцев 168 чел. или 17,68 % от всех жителей села. Исходя из результатов этой переписи староверы в Ушицком уезде проживали лишь в двух селах - Ставчаны и Пилипы-Хребтиевские (это очень известное даже за пределами Подолья староверческое село).

По состоянию на 1901 г. (это год рождения моего деда) в Ставчанах проживало: "православных 401 м. и 518 ж.; раскольников 88 м. и 85 ж.; католиков 1 ж. и евреев 5 м. и 5 ж." (цитата из книги "Приходы и церкви Подольской епархии. Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Выпуск девятый. Под редакцией священника Е. Сецинского" - Каменец-Подольский. Типография С.П. Киржацкого, Николаевская площадь, д. № 5. 1901 г.). То есть в 1901 г. в селе Ставчаны проживало 919 чел., а через 100 лет в 2001 г. по данным Википедии - 599 чел.

Из этой книги следует, что в Ушицком уезде староверы проживали в следующих селах: Майдан-Александровский (или Поросятковский), Пилипы Александровские (Поросятковские), Пилипы-Хребтиевские и Ставчаны.

В этой же книге 1901 г. есть сведения о том, что по преданию старообрядцы "были первыми поселенцами села Ставчане; заложенная ими слобода носила название "Потапово", а потом, с переходом сюда православных, получила теперешнее название". Но в этом предании не сходятся даты: по современным данным село основано не позже 1616 г., а церковный раскол произошел в 1650-х г.г.

Тем не менее в книге Сергея Таранца "Старообрядчество Подолии" - Киев, 2000, также указывается на то, что Ставчаны были основаны староверами - выходцами из-под Саратова (Саратовская губерния уже в XVII в. стала местом массового расселения старообрядцев, расположенные в ней Иргизы и Черемшаны были одним из центров староверия).

Семья моего деда переселилась из Подолья в Приамурье в начале XX в. (вероятно в 1907-1914 г.г. - это период массового переселения старообрядцев в Приамурье).

Может кто подскажет источники информации по происхождению, родословной подольских староверов? Ведь до 1874 г. метрических книг у них не было, а те, что появились после 1874 г. неполны и неизвестно где хранятся.


---
Костылевы (с. Ставчаны Калюской волости Ушицкого уезда Подольской губернии), Поповы (д. Владимировка Тунгусской волости Хабаровского уезда Приморской области), Поповы и Борисовы (с. Старая Килия (Килия Веке), Румыния), Васины и Мармазовы (д. Зеликины Хутора Салынской волости Брянского уезда Орловско
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14582
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8926
164

Прикрепленный файл: P6920277.JPG
hgv

hgv

Харьков. обл.
Сообщений: 1047
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 974
Таранец С. В. Подолье. Традиционная культура и повседневная жизнь русских старообрядцев в XX ‒ начале XXI веков: Альбом /
Отв. ред. Г. В. Боряк. НАН Украины.
Институт украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского,
Институт истории Украины;
Музей истории и культуры старообрядчества Украины;
Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
‒ К., 2016. ‒ 232 с.

Анотація:

В альбоме на богатом иллюстративном материале освещены повседневная жизнь и традиционный быт русских старообрядцев Подолья, показаны особенности их церковной архитектуры и жилья, описаны характерные занятия, одежда и обрядность.

Для историков, этнографов, искусствоведов и всех, кто интересуется историей, этнографией и фольклором русского народа
Зміст:

Від редактора … 3
От редактора … 5
Об экспедиционной работе … 7
Жилье русских … 21
Интерьер … 43
Русские бани … 57
Церковная жизнь и мирские праздники … 69
Занятия старообрядцев … 103
Одежда русских … 123
Ткачество … 147
Погребение у старообрядцев … 159
Свадьба и подготовка к ней … 171
Песни староверов … 174
Заручинские песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 174
Первый день свадьбы … 176
Свадебные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской..180
Второй день свадьбы … 186
Свадебные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской … 189
Свадебные песни, исполнявшиеся в с. Петраши … 191
Свадебные песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 192
Русские народные песни, исполнявшиеся после завершения свадьбы в слободе Пилипоновке-Бершадской … 195
Застольные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской … 196
Украинские народные песни, исполнявшиеся русскими в слободе Пилипоновке-Бершадской … 202
Украинские свадебные песни, известные у русских с. Пилипы-Хребтиевские … 203
Русские народные песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 204
Русские народные песни, исполненные в с. Петраши … 206
Песни о несчастной любви, записанные в с. Петраши … 209
Трагические песни, записанные в с. Петраши … 214
Социально-бытовые песни, записанные в с. Петраши … 214
Солдатские песни, записанные в с. Петраши … 216
Украинские народные песни, исполненные русскими с. Петраши … 217
Песни конца XIX ‒ первой половины XX веков, исполненные в с. Петраши … 220
Заключение … 227

http://resource.history.org.ua...TR=0012872

Прикрепленный файл: history.exe.jpg
hgv

hgv

Харьков. обл.
Сообщений: 1047
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 974
Его же материалы.

http://resource.history.org.ua..._2018_4_16

Статті авторів на порталі:
Таранець С.

Таранець С. "Старообрядницький Єрусалим". З історії поселення липованів у с. Біла Криниця на Буковині // Краєзнавство. - 2019. - № 1. - C. 59.
Таранець С. Балта старообрядська // Краєзнавство. - 2001. - 1. - C. 187-190.
Таранець С. Історико-археографічні й етнографічні експедиції Музею історії та культури старообрядства України в 1998–2017 рр.: завдання, методика, результати // Український історичний журнал. - 2018. - № 4. - C. 231.
Таранець С.В. Благодійність купців-старообрядців у сфері освіти (друга половина ХІХ - початок ХХ ст.) // Український історичний журнал. - 2010. - № 2. - C. 86-95.
Таранець С.В. Правове становище старообрядців у Росії наприкінці ХVІІ – на початку ХХ ст. // Український історичний журнал. - 2012. - № 3. - C. 78-88.
Таранець С.В. Розселення та соціально-економічне становище старообрядців Волині в XIX — на початку XX ст. // Український історичний журнал. - 2008. - № 3. - C. 75-86.
Таранець С.В. Старообрядці Бессарабії та їх переслідування російським урядом у XIX — на початку XX ст. // Український історичний журнал. - 2009. - № 4. - C. 84-93.
Таранець С.В. Старообрядці в Україні як субетнічна група росіян // Проблеми історії України ХІХ - початку ХХ ст. - 2008. - 15. - C. 335-343.
Таранець С.В. Старообрядці й «культура» хабарництва в Росії // Український історичний журнал. - 2011. - № 2. - C. 50-64.
Таранець С.В. Старообрядці-біглопопівці: становлення та еволюція // Проблеми історії України ХІХ – початку ХХ ст. - 2011. - 19. - C. 380-393.
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈