Старообрядцы Подольской губернии
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14582 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8926 | Наверх ##
3 мая 2014 19:23 iagodina написал: [q] Может Вы мне объясните, я не очень понимаю разницу между раскольниками и старообрядцами[/q] Раскольник -- термин, указывающий на виновника раскола. В христианстве использовался, начиная с первых веков. Например, арианский раскол. В практике РПЦ (МП) термин использовался и как синоним термина еретик, и как общий для обозначения старообрядцев и сектантов, и как синоним термина старообрядец/старовер. В конце XVII века умерли последние попы, рукоположенные до реформ Никона. Часть противников реформ пришла к выводу о возможности принимать беглых попов, переходящих из господствующей (официальной, синодальной) церкви -- так появились беглопоповцы. С середины XIX века конкуренцию им составили попы, рукоположенные митрополитом Амвросием, жившим в Белой Кринице на территории Австрийской империи -- так появились австрийцы (амвросиевцы, белокриницкие). Но большая часть противников реформ пришла к выводу, что новых попов рукополагать некому -- так появились беспоповцы, значительная часть которых известна как поморцы. И старообрядцы, и староверы -- термины внешние. Сами себя они называют чаще -- христианами, реже -- православными.
А вообще-то можно было и почитать и темы по старообрядцам в этом разделе, и выложенные в интернет словари, и сайты самих древлеправославных христиан. | | |
SHGN Новичок
Сообщений: 2 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
21 ноября 2016 13:20 Здравствуйте уважаемые коллеги! Может у кого есть книга Таранец С.В. Старообрядчество Подолии. Киев, 2000, очень нужна. Заранее благодарен.
SHGN
--- Shgn | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14582 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8926 | Наверх ##
21 ноября 2016 14:50 SHGN написал: [q] Может у кого есть книга Таранец С.В. Старообрядчество Подолии. Киев, 2000, очень нужна.[/q]
Есть книга, но нужна самому. | | |
SHGN Новичок
Сообщений: 2 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
25 ноября 2016 12:12 Мне нужны страницы страницы 147,147,160,161,162,163,207 и 209 --- Shgn | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14582 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8926 | Наверх ##
25 ноября 2016 13:16 SHGN написал: [q] 147,147,160,161[/q]
    | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14582 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8926 | Наверх ##
25 ноября 2016 13:17 SHGN написал: [q] 162,163,207 и 209[/q]
    | | |
Valex7774 Новичок
г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация Сообщений: 2 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
16 марта 2019 7:51 Доброго времени суток, уважаемые форумчане! Мне интересна любая информация на тему староверов Подолья, конкретно Ушицкого уезда.
Мой дед Костылев Изот Иванович (1901 - 1974) из села Ставчаны Калюской волости Ушицкого уезда Подольской губернии (сейчас это село Новоушицкого района Хмельницкой области Украины). Он из семьи старообрядцев предположительно поповцев Белокриницкого согласия. В Ставчанах была так называемая раскольничья слобода ("раскольники" - это официальное название староверов в Российской империи), где старообрядцы жили обособлено от других жителей села. Вплоть до 50-х г.г. XIX в. в селе была старообрядческая часовня (или молельный дом). Закрыта она была на волне притеснения староверов. После аграрной реформы 1861 г. старообрядцы не стали приписываться крестьянами в сельское общество (общину) Калюской волости, а записались в мещанское общество (в городовую обывательскую книгу) заштатного города Вербовец Ушицкого уезда ("заштатный" означает, что этот город не был административным центром уезда, в отличие от уездного города Новая Ушица, сейчас Вербовец - это село Мурованокуриловецкого района Винницкой области Украины). То есть ставчанские старообрядцы вошли в городское сословие мещан. Это дало им освобождение от податей и повинностей, положенных крестьянам, но лишало прав на земельные наделы. Вся земля была роздана крестьянам, т.е. распределена между членами сельского общества (общины). Сами старообрядцы стали заниматься мелкой торговлей, ремеслом, землекопными работами и "съемкой в аренду садов" - тем же земледелием только на арендованной земле. Тем не менее между крестьянами и старообрядцами в Ставчанах видимо были конфликты - из газетных публикаций известно об одном из них, в ходе которого "крестьяне разгромили старообрядцев: были уничтожено имущество, масса избитых, убита женщина" (газета "Русское слово" от 25 октября 1909 г.).
В книге "Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том X. Подольская губерния" за 1849 г. указывается, что с. Ставчаны расположено на дороге из уездного города Новая Ушица в местечко Калюс, занимает 8 верст (верста - это 1,07 км), имеет церковь и состоит из 100 дворов (всего во всех 8 деревнях Ушицкого уезда было 514 дворов), каменных домов нет.
Касательно церкви: это казацкая православная (но не старообрядческая) деревянная церковь XVIII в., была закрыта в 1931 г. и вновь открыта в 1990-е г.г. Благодаря ей Ставчаны назывались селом, а не деревней.
Согласно книги "Населенные места Подольской губернии: (алфавитный перечень населенных пунктов губернии с указанием некоторых справочных о них сведений)" / В.Гульдман. - Каменец-Подольский: Тип. Подольского губ. правления, 1893. - [2], II, IV, 636 c. по состоянию на 1893 г. в Ставчанах проживало 700 чел. и было 117 дворов.
Согласно переписи населения 1897 г. в Ставчанах проживало 950 чел., из них старообрядцев 168 чел. или 17,68 % от всех жителей села. Исходя из результатов этой переписи староверы в Ушицком уезде проживали лишь в двух селах - Ставчаны и Пилипы-Хребтиевские (это очень известное даже за пределами Подолья староверческое село).
По состоянию на 1901 г. (это год рождения моего деда) в Ставчанах проживало: "православных 401 м. и 518 ж.; раскольников 88 м. и 85 ж.; католиков 1 ж. и евреев 5 м. и 5 ж." (цитата из книги "Приходы и церкви Подольской епархии. Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Выпуск девятый. Под редакцией священника Е. Сецинского" - Каменец-Подольский. Типография С.П. Киржацкого, Николаевская площадь, д. № 5. 1901 г.). То есть в 1901 г. в селе Ставчаны проживало 919 чел., а через 100 лет в 2001 г. по данным Википедии - 599 чел.
Из этой книги следует, что в Ушицком уезде староверы проживали в следующих селах: Майдан-Александровский (или Поросятковский), Пилипы Александровские (Поросятковские), Пилипы-Хребтиевские и Ставчаны.
В этой же книге 1901 г. есть сведения о том, что по преданию старообрядцы "были первыми поселенцами села Ставчане; заложенная ими слобода носила название "Потапово", а потом, с переходом сюда православных, получила теперешнее название". Но в этом предании не сходятся даты: по современным данным село основано не позже 1616 г., а церковный раскол произошел в 1650-х г.г.
Тем не менее в книге Сергея Таранца "Старообрядчество Подолии" - Киев, 2000, также указывается на то, что Ставчаны были основаны староверами - выходцами из-под Саратова (Саратовская губерния уже в XVII в. стала местом массового расселения старообрядцев, расположенные в ней Иргизы и Черемшаны были одним из центров староверия).
Семья моего деда переселилась из Подолья в Приамурье в начале XX в. (вероятно в 1907-1914 г.г. - это период массового переселения старообрядцев в Приамурье).
Может кто подскажет источники информации по происхождению, родословной подольских староверов? Ведь до 1874 г. метрических книг у них не было, а те, что появились после 1874 г. неполны и неизвестно где хранятся.
--- Костылевы (с. Ставчаны Калюской волости Ушицкого уезда Подольской губернии), Поповы (д. Владимировка Тунгусской волости Хабаровского уезда Приморской области), Поповы и Борисовы (с. Старая Килия (Килия Веке), Румыния), Васины и Мармазовы (д. Зеликины Хутора Салынской волости Брянского уезда Орловско | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14582 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8926 | Наверх ##
14 августа 2019 4:20 164
 | | |
hgv Харьков. обл. Сообщений: 1047 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 974 | Наверх ##
4 января 2020 13:50 Таранец С. В. Подолье. Традиционная культура и повседневная жизнь русских старообрядцев в XX ‒ начале XXI веков: Альбом / Отв. ред. Г. В. Боряк. НАН Украины. Институт украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского, Институт истории Украины; Музей истории и культуры старообрядчества Украины; Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов. ‒ К., 2016. ‒ 232 с. Анотація: В альбоме на богатом иллюстративном материале освещены повседневная жизнь и традиционный быт русских старообрядцев Подолья, показаны особенности их церковной архитектуры и жилья, описаны характерные занятия, одежда и обрядность. Для историков, этнографов, искусствоведов и всех, кто интересуется историей, этнографией и фольклором русского народа Зміст: Від редактора … 3 От редактора … 5 Об экспедиционной работе … 7 Жилье русских … 21 Интерьер … 43 Русские бани … 57 Церковная жизнь и мирские праздники … 69 Занятия старообрядцев … 103 Одежда русских … 123 Ткачество … 147 Погребение у старообрядцев … 159 Свадьба и подготовка к ней … 171 Песни староверов … 174 Заручинские песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 174 Первый день свадьбы … 176 Свадебные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской..180 Второй день свадьбы … 186 Свадебные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской … 189 Свадебные песни, исполнявшиеся в с. Петраши … 191 Свадебные песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 192 Русские народные песни, исполнявшиеся после завершения свадьбы в слободе Пилипоновке-Бершадской … 195 Застольные песни, исполнявшиеся в слободе Пилипоновке-Бершадской … 196 Украинские народные песни, исполнявшиеся русскими в слободе Пилипоновке-Бершадской … 202 Украинские свадебные песни, известные у русских с. Пилипы-Хребтиевские … 203 Русские народные песни, исполнявшиеся в с. Пилипы-Хребтиевские … 204 Русские народные песни, исполненные в с. Петраши … 206 Песни о несчастной любви, записанные в с. Петраши … 209 Трагические песни, записанные в с. Петраши … 214 Социально-бытовые песни, записанные в с. Петраши … 214 Солдатские песни, записанные в с. Петраши … 216 Украинские народные песни, исполненные русскими с. Петраши … 217 Песни конца XIX ‒ первой половины XX веков, исполненные в с. Петраши … 220 Заключение … 227 http://resource.history.org.ua...TR=0012872
 | | |
hgv Харьков. обл. Сообщений: 1047 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 974 | Наверх ##
4 января 2020 18:46 Его же материалы. http://resource.history.org.ua..._2018_4_16Статті авторів на порталі: Таранець С. Таранець С. "Старообрядницький Єрусалим". З історії поселення липованів у с. Біла Криниця на Буковині // Краєзнавство. - 2019. - № 1. - C. 59. Таранець С. Балта старообрядська // Краєзнавство. - 2001. - 1. - C. 187-190. Таранець С. Історико-археографічні й етнографічні експедиції Музею історії та культури старообрядства України в 1998–2017 рр.: завдання, методика, результати // Український історичний журнал. - 2018. - № 4. - C. 231. Таранець С.В. Благодійність купців-старообрядців у сфері освіти (друга половина ХІХ - початок ХХ ст.) // Український історичний журнал. - 2010. - № 2. - C. 86-95. Таранець С.В. Правове становище старообрядців у Росії наприкінці ХVІІ – на початку ХХ ст. // Український історичний журнал. - 2012. - № 3. - C. 78-88. Таранець С.В. Розселення та соціально-економічне становище старообрядців Волині в XIX — на початку XX ст. // Український історичний журнал. - 2008. - № 3. - C. 75-86. Таранець С.В. Старообрядці Бессарабії та їх переслідування російським урядом у XIX — на початку XX ст. // Український історичний журнал. - 2009. - № 4. - C. 84-93. Таранець С.В. Старообрядці в Україні як субетнічна група росіян // Проблеми історії України ХІХ - початку ХХ ст. - 2008. - 15. - C. 335-343. Таранець С.В. Старообрядці й «культура» хабарництва в Росії // Український історичний журнал. - 2011. - № 2. - C. 50-64. Таранець С.В. Старообрядці-біглопопівці: становлення та еволюція // Проблеми історії України ХІХ – початку ХХ ст. - 2011. - 19. - C. 380-393. | | |
|