Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Духовенство Казанской губернии


← Назад    Вперед → Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 162 163 164 165  166 167 Вперед →
Модератор: Konstantin Ivanov
zritel

Сообщений: 118
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 29
Протоиерей Александр Лавров
(13.02.1886-6.12.1970)


Александр Павлович Лавров родился 13 февраля 1886 года в селе Яльчики Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Павла Ивановича Лаврова, впоследствии священника, и супруги его Антонины Миновны. В 1887 году семья Лавровых поселилась в селе Виловатово, где юный Александр проживал до 1901 года, окончил сельскую школу. По окончании 15 июня 1903 года Чебоксарского Духовного училища А.П. Лавров нес послушание псаломщика Петропавловской церкви села Кузнецово Козьмодемьянского уезда (28.12.1904-10.02.1908), а затем был переведен на аналогичную должность в Свято-Никольский храм села Виловатово. В 1912 году Александр Лавров сдал при Казанской Духовной семинарии диаконский экзамен, 16 сентября 1914-го архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким) был рукоположен во диакона, 10 октября того же года перемещен к Вознесенской церкви села Пертнуры, а 20 марта 1915-го – к храму Казанской иконы Божией Матери села Вомбукасы (Альгешево) Чебоксарского уезда Казанской губернии.
В 1917 году диакон Александр Лавров выдержал священнический экзамен, 12 мая 1920-го епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Багильдино. Дальнейшее служение батюшки проходило на территории Марийского края. 22 сентября 1922 года епископом Чистопольским Иоасафом (Удаловым) он был переведен к Вознесенскому храму села Пертнуры, 15 февраля 1925-го перемещен к церкви святых равноапостольных Константина и Елены села Кулаково Горномарийского кантона, где подвизался до 29 декабря 1939 года. В 1923 году епископом Иоасафом (Удаловым) отец Александр был награжден набедренником, в 1929-м удостоился права ношения скуфьи, в 1935-м – камилавки.
Оставшись в 1940 году без места служения, батюшка вышел за штат, в годы Великой Отечественной войны занимался пчеловодством и сельским хозяйством. После открытия в 1945 году храма Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Горномарийского района 25 февраля (по другим данным – 15 марта) того же года епископом Лысковским Зиновием (Красовским) отец Александр был назначен его настоятелем, избран председателем приходского совета. В 1946 году владыка Зиновий, носивший к тому времени титул епископа Горьковского и Арзамасского, наградил батюшку наперсным крестом, 7 октября 1951 года на Литургии в Воскресенском соборе города Йошкар-Олы он был возведен в сан протоиерея.
Несколько ранее, 6 октября 1951 года, протоиерей Александр подал прошение об увольнении за штат, которое было удовлетворено 16 октября архиепископом Горьковским и Арзамасским Корнилием (Поповым) с формулировкой «с правом перехода в другую епархию». В 1952 году архиепископом Кировским и Слободским Вениамином (Тихоницким) он был назначен на служение к Владимирской церкви села Пиксур Даровского района Кировской области, с 5 августа 1958-го по 4 ноября 1962-го подвизался в Свято-Ильинском храме села Юрьево Котельничского района, 24 апреля 1958-го епископом Кировским и Слободским Поликарпом (Приймаком) был награжден правом ношения палицы.
С ноября 1962 года протоиерей Александр находился за штатом и проживал в городе Волжске Марийской АССР. 29 июля 1963 года батюшка подал прошение о возвращении в число клириков Казанской епархии, 14 сентября того же года указом архиепископа Казанского и Марийского Михаила (Воскресенского) был определен на служение в Иоанно-Предтеченскую церковь села Коротни. Весной 1965 года протоиерей Александр подал прошение об увольнении на покой, которое было удовлетворено архиепископом Михаилом (Воскресенским) 17 апреля того же года. Одновременно, ко дню Святой Пасхи, батюшка был награжден наперсным крестом с украшениями. Последним местом проживания протоиерея Александра Лаврова стала деревня Алешкино Горномарийского района МАССР, где 6 декабря 1970 года он скончался.

супруга Антонина Миновна 1891 г.р., в девичестве Благовещенская, дочь псаломщика
сыновья Геннадий 1909 г.р., Василий (после Великой Отечественной войны проживал в Москве), Владимир 1912 г.р. (проживал в Горномарийском районе МАССР), Константин 1914 г.р. (проживал в Горномарийском районе МАССР)
дочери Елизавета 1910 г.р., в замужестве Щербакова, учительница, Наталья в замужестве Грецова.

Протоиерей Иоанн Преображенский
(1865-5.05.1929)


Иоанн Порфирьевич Преображенский родился в 1865 году в семье псаломщика. После окончания 24 мая 1887 года Казанской Духовной семинарии с 21 октября 1887-го по 22 августа 1889 года он нес послушание учителя Козыльской земской школы Лаишевского уезда Казанской губернии. 22 августа 1889 года И.П. Преображенский был рукоположен во священника к церкви Рождества Христова села Токмакла Чистопольского уезда, во время служения на данном приходе занимал должность законоучителя Токмаклинской и Челновершинской школ грамоты.
17 августа 1891 года отец Иоанн был переведен к Вознесенской церкви села Пертнуры Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, где прослужил более тридцати лет. Помимо служения в храме Божием в дореволюционное время батюшка нес послушание законоучителя Аксаевского земского училища (1894-1.10.1897), Шапкильской церковно-приходской школы (1891-1.09.1906), Саракеевского земского училища (1906-18.09.1914), Пертнурского двухклассного министерского училища (с 1.09.1891), Сиухинского земского училища (с 18.09.1914). Занимал отец Иоанн и общественные должности, нес послушанияе младшего (22.02.1907-24.10.1912) и старшего (1912-27.01.1915) помощника благочинного 2-го округа Козьмодемьянского уезда, духовного следователя 2-го округа Козьмодемьянского уезда (с 12.11.1908), благочинного 2-го округа Козьмодемьянского уезда (с 23.11.1915). Батюшка был награжден набедренником (13.12.1892), скуфьей (23.05.1901), камилавкой (6.05.1907), наперсным крестом (6.05.1913), впоследствии возведен в сан протоиерея. 31 декабря 1898 года за усердное исполнение обязанностей по церковно-школьному делу он получил благодарность Казанского епархиального училищного совета, 13 декабря 1899-го за усердное законоучительство – благодарность епархиального начальства.
В послереволюционное время духовенство и верующие возглавляемого отцом Иоанном пертнурского прихода показали себя исповедниками Православной веры, не уклонялись в обновленчество, при регистрации в 1923 году назвали своим архиереем епископа Иоасафа (Удалова), ныне священномученика. Скончался протоиерей Иоанн Преображенский на Пасху 5 мая 1929 года, совершив богослужение, и был погребен на местном сельском кладбище, которое к настоящему моменту утрачено.

супруга Юлия Ивановна 1869 г.р.
сыновья Владимир 1894 г.р., Леонид 1902 г.р.
дочери Валентина 1891 г.р., Мария 1892 г.р., Антонина 1898 г.р., Зоя 1900 г.р., Нина 1910 г.р.

Протоиерей Григорий Сергеев
(20.01.1888-11.11.1941)


Григорий Сергеевич Сергеев родился 20 января 1888 года в селе Шойбулак Царевококшайского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Он окончил Казанские миссионерские курсы, в 1902-1908 годах работал учителем церковных школ Царевококшайского уезда. 8 августа 1910 года Григорий Сергеев был рукоположен во священника к Иоанно-Богословской церкви села Аксаево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Кроме служения в храме Божием с 1 сентября 1910 года батюшка нес послушание законоучителя и учителя пения в Аксаевском земском училище, с 1 сентября 1912-го – законоучителя Коптяковского земского училища. В сохранившихся клировых ведомостях аксаевского храма записано, что поведения он был отлично хорошего.
В храме села Аксаево отец Григорий служил до 17 марта 1923 года. В дальнейшем он подвизался в Петропавловской церкви села Кузнецово (до 14 августа 1929 года), а затем был переведен к Вознесенской церкви села Пертнуры, в 1934 году возведен в сан протоиерея. Отец Григорий был лишен избирательных прав, в 1918-м и 1928 годах арестовывался, но осужден не был. О втором аресте батюшка впоследствии упомянул в письме из заключения от 11 февраля 1938 года на имя Наркома внутренних дел: «В 1928 году по ложному доносу недоброжелателей был взят под арест и по установлении моей невиновности в сообщаемом, уполномоченным ОГПУ я был освобожден».
1 октября 1937 года последовал новый арест. Отец Григорий был помещен в Козьмодемьянскую тюрьму по ложному обвинению в контрреволюционной агитации против мероприятий партии и правительства в деревне (статья 58-10 УК РСФСР). В ходе следствия батюшка был допрошен один раз, 9 октября, и вины своей не признал. 11 октября 1937 года на заседании тройки НКВД по МАССР протоиерей Григорий Сергеев был приговорен к восьми годам заключения. Батюшка отбывал наказание в Коми АССР, содержался в 7-м отдельном лагучастке Локчимлага (поселок Пезмог) с 25 октября 1937 года, работал статистиком. В характеристике того времени он нем записано: «Исполнительный, хороший работник, аккуратен и точен. Дисциплинирован, взысканий не имеет». 11 февраля 1938 года отец Григорий направил прошение на имя Народного комиссара Внутренних дел СССР, в котором писал, что считает постановление тройки НКВД «необоснованным, т.к. в протоколе допроса, произведенного … 9 октября, ни одного факта контрреволюционной деятельности не выявлено». Для пересмотра дело было передано из Москвы в Йошкар-Олу, туда, где и был составлен обвинительный приговор. Вполне естественно поэтому, что по итогам проверки 7 октября 1939 года решение Тройки от 11 октября 1937 года было признано правильным и прошение оставлено без последствий. С 1940 года батюшка содержался в Усть-Вымском ИТЛ Коми АССР, скончался 11 ноября 1941 года на 4-й подкомандировке 1-го автодорожного лагерного пункта. Точное место погребения протоиерея Григория Сергеева в настоящее время не известно.

супруга Анна Григорьевна, 1885 г.р.,
сын Александр 1923 г.р.
дочери: Людмила, 1908 г.р., в замужестве Воробьева, учительница, проживала в г. Балахна, Любовь, 1919 г.р.

Священник Михаил Кроковский
(1812-3.04.1864)


Михаил Стефанович Кроковский родился в 1812 году в городе Козьмодемьянске в семье диакона Богоявленской церкви Стефана Иванова. В 1814 году, после рукоположения во священника, отец Стефан был переведен на служение в храм Рождества Христова села Арда, где, по-видимому, и прошли детские годы будущего иерея Михаила. В 1820 году в возрасте восьми лет он поступил в Чебоксарское Духовное училище, где и сменил фамилию на Кроковский. В ходе обучения Михаил Стефанович показывал хорошие результаты, проявлял недюжинные способности, вследствие чего был направлен для продолжения образования в Казанскую Духовную семинарию.
После окончания семинарии 30 июля 1832 года по первому разряду, 9 октября того же года архиепископом Казанским и Симбирским Филаретом (Амфитеатровым) Михаил Кроковский был рукоположен во священника и 17 октября определен к церкви Вознесения Господня села Пертнуры Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. На данном приходе он сменил подавшего прошение о зачислении в число братии казанского Зилантова монастыря вдового протоиерея Андрея Альбинского. Согласно данным ряда исследователей, в течение некоторого времени оба священнослужителя проживали в Пертнурах, в доме Альбинских, и отец Михаил перенимал от старшего собрата опыт миссионерской, переводческой, педагогической деятельности.
В пастырских и просветительских трудах священнику Михаилу Кроковскому помогало хорошее знание марийского языка. В период девятилетнего служения в Пертнурах он занимался переводческой деятельностью, совершал богослужения на марийском, используя при этом собственные переводы молитв. 16 января 1838 года отец Михаил был назначен благочинным сельских церквей Козьмодемьянского уезда и исполнял это послушание до конца жизни. 14 октября 1836 года за усердное попечение об утверждении черемис в вере батюшке была объявлена архипастырская признательность, 31 октября того же года за ревностные труды в проповедании прихожанам слова Божия на черемисском языке он был награжден набедренником. В клировой ведомости церкви села Пертнуры за 1840 год об отце Михаиле записано, что поведения он был благочестивого.
18 января 1841 года иерей Михаил Кроковский был переведен на служение в храм Рождества Христова села Еласы. В 1853 году под его началом, как благочинного сельских церквей Козьмодемьянского уезда, находилось восемьнадцать храмов, из которых шестнадцать были каменными, а два деревянными. Под руководством отца Михаила благочиние занималось благотворительной деятельностью, собирая средства, как на церковные, так и на общегосударственные нужды. Например, в 1850 году 1 рубль 90 копеек было собрано в помощь народу Сербии, в 1852-м на содержание храма Гроба Господня в Иерусалиме собрали 3 рубля 66 копеек серебром, а в пользу пострадавших от несчастных случаев – 8 рублей 28 копеек. Как благочинный отец Михаил участвовал в проведении в жизнь важнейших решений Святейшего Синода. Например, после синодального указа от 31 января 1849 года об обязательном изучении священниками языков окормляемых ими народов батюшка принимал подписку от духовенства благочиния о непременном освоении ими марийского языка.
Особую заботу проявлял отец Михаил о духовном состоянии своей паствы. В ходе вооруженного выступления марийских и чувашских крестьян в мае 1842 года, известного как «Акрамовская война», батюшка сумел убедить восставших из трех сельских обществ Больше-Юнгинской волости числом 3750 душ прекратить бесчинства, после чего бунтовавшие изъявили полную готовность к повиновению и раскаялись в своем заблуждении.
Помимо совершения богослужений и управления благочинием священник Михаил Кроковский занимался миссионерской и просветительской деятельностью, переводом на марийский язык богослужебных текстов и поучений церковных авторов, составлением школьных учебников, сбором этнографических и фольклорных материалов. В сентябре 1846 года отец Михаил открыл в Еласах приходское училище для мальчиков, к концу года в нем обучалось сорок пять детей. Батюшка проводил с учениками и большую внеклассную работу: ставил опыты по садоводству, вел метеорологические наблюдения, собирал этнографический материал о жизни и быте марийского народа. Успешными были и миссионерские труды отца Михаила. В 1852 году на территории благочиния, возглавляемого Кроковским, проживало 58 старообрядцев поповского толка (16 мужчин и 42 женщины). За год из раскола был принят один человек, один человек перешел в Православие из католичества, в раскол никто не уклонился. Отец Михаил был известен и как замечательный проповедник. Согласно существовавшему в то время порядку и штатному расписанию храма в 1841-1848 годах он произносил по шесть проповедей в год, а с 1849-го – по двенадцать. Половина, а то и более из них ежегодно были на марийском.
Среди переводческих трудов отца Михаила выделяются перевод на марийский язык «Сельского полицейского устава для государственных крестьян», который был издан в 1843 году тиражом 1200 экземпляров. При этом по 200 книг передали для бесплатной раздачи грамотным черемисам Вятской, Оренбургской, Пермской губерний, 100 отправили в распоряжение переводчика, а остальные распространили по Казанской губернии. Кроме того, отец Михаил вместе со священником церкви села Пайгусово Козьмодемьянского уезда Казанской губернии Михаилом Ястребовым перевел на горномарийский язык книгу «День святой жизни» митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), который в 1848-1856 годах управлял Казанской епархией. И хотя, по мнению владыки Григория, этот перевод не был свободен от недостатков, так как в нем «есть выражения, несогласные с правилами русской грамматики, есть переходы от одной мысли к другой без связи, есть выражения для черемис вовсе непонятные», работа в целом получила одобрение архипастыря. Митрополит Григорий писал в связи с этим: «Сей труд я одобряю и рекомендую Консистории послать его к сему отцу Кроковскому с изъявлением ему от меня признательности». В 1858 году данная книга была напечатана.
Результатом этнографических наблюдений батюшки стала статья «Этнография горных черемис, обитающих в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии», датированная 12 апреля 1849 года и содержащая заметки о различных сторонах духовной и материальной культуры горных марийцев. Среди других работ отца Михаила выделяются «Черемисская грамматика», «Словарь черемисского языка горного наречия» (1853), включивший в себя 5500 слов, «Образцы народной словесности и местных наречий, употребляемых Казанской губернии Козьмодемьянского уезда в селе Чермышеве» (1852). Последняя из упомянутых выше рукописей состоит из собранных и записанных автором 82 слов и словосочетаний, 301 пословицы, 4 сказок, 10 песен, позволяющих составить представление об особенностях народного творчества населения горной стороны Марийского края середины XIX века. Проявил себя отец Михаил и на ниве исторических исследований, став автором одной из первых работ по истории Спасо-Юнгинского монастыря, опубликованной в «Казанских губернских ведомостях» в 1849 году под названием «Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде», а также статьи об участии козьмодемьянских стрельцов в азовских походах.
Собранные метеорологические и этнографические сведения батюшка направлял в Русское географическое общество, в фонде которого рукописи хранятся и поныне. В 1849-1852 годах данное Общество четырежды изъявляло отцу Михаилу свою признательность за предоставленные данные, в результате чего батюшка был принят в члены-сотрудники его с вручением соответствующего документа.
Пастырские, миссионерские, культурно-просветительские труды священника Михаила Кроковского получили высокую оценку современников и потомков. Например, в статье известного исследователя С.М. Михайлова, опубликованной в 1852 году в газете «Казанские губернские ведомости», читаем: «В приходах сел Чермышево, Пертнур и Пернянгаш, можно сказать, черемисы религиознее даже русских. Здесь от малого до большого, как мужчины, так и женщины, прилежны к церкви, не пропускают ни одного праздника и воскресного дня, чтобы не быть у божественной службы в церкви. На вопрос, отчего так сделались черемисы религиозны, можно отвечать беспристрастно, что посеяли сие семя на добрую землю попечительные духовные их отцы, а в особенности села Чермышева отец благочинный Михаил Стефанович Кроковский с сотрудником своим Феодором Семеновичем Сокольским. У них в церкви иногда читают молодые черемисы, а добрый пастырь Михаил Стефанович сказывает всегда поучения им на природном их черемисском языке, и черемисы слушают слова этого пастыря с благоговением». Верующие церкви села Еласы, как о том свидетельствуют архивные документы конца XIX века, говорили по прошествии многих лет после кончины иерея Михаила: «Спасибо батюшке Михаилу Степановичу, что он научил жить нас по-христиански, если бы не он, то, пожалуй, мы и теперь жили не крещеные».
Труды священника Михаила Кроковского на ниве Христовой были отмечены как духовными, так и светскими властями. 22 мая 1843 года он был награжден скуфьей, 21 апреля 1851-го – камилавкой. 23 января 1841 года батюшка удостоился архипастырской признательности за перевод на черемисский язык поучений разных духовных проповедников, а 3 марта 1843-го за перевод «Сельского полицейского устава» по представлению обер-прокурора Святейшего Синода и епархиального начальства Министерство государственного имущества поощрило его денежной премией в размере 100 рублей серебром.
В церкви Рождества Христова села Еласы батюшка служил до самой кончины. Скончался священник Михаил Кроковский 21 марта/3 апреля 1864 года и был погребен 24 марта/6 апреля на местном сельском кладбище. В чине погребения участвовали священник Феодор Сокольский, диакон Иоанн Богатырев, дьячки Григорий Лебедев и Иоанн Десницкий, пономарь Матфей Смирнов.

супруга Елизавета Алексеевна 1815 г.р.
сыновья Аполлон 1834 г.р., Виктор 1840 г.р., Александр 1844 г.р., Михаил 1845 г.р., Алексей 1850 г.р.
дочери Клавдия 1837 г.р., Ираида 1839 г.р., Юлия 1849 г.р., Олимпиада 1852 г.р.

Диакон Симеон Сидушкин
(20.04./2.05.1882-)

Симеон Антонович Сидушкин родился 20 апреля/2 мая 1882 года в деревне Сарлайкино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьян Антона Ивановича и Феклы Семеновны Сидушкиных. Крещен он был 25 апреля/7 мая в Свято-Никольском храме села Виловатово, Таинство совершил священник Венедикт Степницкий в сослужении псаломщика Матфея Аргентова.
В 1896 году С.А. Сидушкин окончил земское училище, в начале XX века проживал в качестве послушника в Спасо-Преображенском монастыре города Казани. 1 июня 1910 года он выдержал псаломщический экзамен при Казанском Духовном училище, 10 сентября 1911-го был определен псаломщиком к Свято-Ильинской церкви села Сидельниково Чебоксарского уезда, 10 июля 1915-го переведен к Михаило-Архангельскому храму села Картуково Козьмодемьянского уезда.
20 сентября 1916 года Симеон Сидушкин выдержал диаконский экзамен в Казани, при Братстве святителя Гурия. В 1920 году он был рукоположен во диакона, к середине 1920-х служил в Вознесенской церкви села Пертнуры. В январе 1930 года диакон Симеон отказался от церковного служения. По имеющимся сведениям в дальнейшем он был арестован и скончался в заключении, данных о его возвращении к священнослужению к настоящему времени не обнаружено.

супруга Анна Тихоновна 1893 г.р.
дочери Зоя 1913 г.р., Ольга 1916 г.р.

Псаломщик Петр Кольцов
(1880-)

Петр Алексеевич Кольцов родился в 1880 году в крестьянской семье. 25 мая 1901 года он окончил Больше-Чурашевскую второклассную школу Ядринского уезда, был участником Русско-японской войны, с 30 мая по 20 августа 1904 года сражался в боях по линии Порт-Артурской железной дороги, в 1905-м во время разведки был ранен в ногу. За участие в боевых действиях Петр Кольцов был награжден георгиевским крестом IV степени и медалью в память Русско-японской войны.
После демобилизации 10 января 1907 года П.А. Кольцов был определен псаломщиком к Предтеченской церкви села Юваново Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 10 февраля 1910-го был переведен к Вознесенскому храму села Пертнуры, где прослужил до 1 августа 1917 года, а затем был выведен за штат. Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

сын Константин 1909 г.р.

Священник Христофор Родионов
(16/29.04.1884–24.02.1942)

Православное духовенство сыграло немалую роль в истории России первой половины XX века. В дореволюционное время священнослужители совершали богослужения, преподавали в различных церковных и светских учебных заведениях, участвовали в социальных и благотворительных программах, занимались историческими, этнографическими, социокультурными наблюдениями и исследованиями. После революции 1917 года в условиях гонений за веру они духовно противостояли нечестию, пытаясь сохранить паству от влияния безбожной идеологии. Многие священнослужители приняли в это время мученическую кончину, отдав за Христа самое дорогое — собственную жизнь.
Одним из таких добрых пастырей был священник Христофор Александрович Родионов, жизненный путь и служение которого связаны как с Марийским краем, так и с Чувашией. Он родился 16/29 апреля 1884 года в деревне Нуженалы Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьян Александра Никифоровича и Дарии Ивановны Родионовых. В 1897 году будущий священнослужитель окончил Еласовское начальное училище, в 1907-м поступил в Михаило-Архангельский черемисский мужской монастырь, располагавшийся в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии, где в 1909-1912 годах обучался в церковно-приходской школе, нес различные послушания (к примеру, в 1910 году — клиросное). В монастырской ведомости тех лет о нем записано: «Поведения хорошего, к послушаниям способен».
В 1912 году Христофор Родионов был переведен в Казань, где проживал в качестве послушника в Зилантовом монастыре. 5 марта 1913 года он выдержал псаломщический экзамен в Казанском Духовном училище, 31 марта был определен на должность псаломщика к церкви Казанской иконы Божией Матери села Нурма Царевококшайского уезда Казанской губернии. Здесь Христофор Александрович подвизался до 30 ноября 1914 года, в клировой ведомости нурминской церкви сообщается, что поведения он был очень хорошего.
Решив продолжить образование, Х.А. Родионов поступил в число вольнослушателей на Казанские двухгодичные миссионерские курсы. В этот период он стал одним из добровольных корреспондентов известного этнографа Н.В. Никольского. Руководствуясь разработанной ученым программой-вопросником для сбора исторических и фольклорно-этнографических материалов, Родионов в 1914 году представил Никольскому несколько рукописей, в которых содержались сведения о хозяйственных занятиях, культуре и быте горных марийцев (этнографическое описание обряда проводов в армию, данные о традиционной марийской одежде, обуви, пище, размышления о причинах курения марийцами табака). Эти сведения были дополнены также наблюдениями о некоторых сторонах жизни луговых марийцев Царевококшайского, Уржумского, Яранского уездов, от чего их научная ценность только возрастала. Пытался Христофор Александрович переводить на горный марийский язык и духовную литературу. Примером тому служит работа «Новое чудесное исцеление параличной больной по предстательству преподобного Тихона Калужского Чудотворца на черемисском языке на горном наречии».
После окончания миссионерских курсов в 1916 году Х.А. Родионов был рукоположен во диакона, а в июне 1916 года — во священника с назначением в церковь Рождества Христова села Новая Липша Чебоксарского уезда Казанской губернии (впоследствии — Звениговского кантона МАО). В 1919 году он был впервые арестован органами ОГПУ по обвинению в контрреволюции, но освобожден за недостаточностью обвинений. В храме села Новая Липша отец Христофор служил до 1925 года, в 1920 году к празднику Святой Пасхи за отлично-усердную службу был награжден набедренником.
В 1925-1930 годах батюшка совершал богослужения в Покровской церкви села Паратмары, входившего во 2-й благочиннический округ Казанской епархии и располагавшегося в Козьмодемьянском кантоне МАО. 30 мая 1927 года по представлению благочиннического совета ко дню Святой Пасхи епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым), управлявшим в то время Казанской епархией, он был награжден скуфьей. В 1930 году отец Христофор подал заявление в Краснококшайское Православное церковное управление староцерковников с просьбой о перемещении его в другой храм на свободное место или запасным священником. Это прошение было удовлетворено, и 23 июня 1930 года батюшка был переведен к церкви Рождества Христова села Еласы.
На данном приходе отец Христофор прослужил около 7 лет, показал себя исповедником Православия. С приездом его в Еласы местная приходская жизнь активизировалась. Об этом свидетельствуют и многочисленные заявления церковного совета о проведении на территории прихода крестных ходов, которые к тому моменту оставались одной из немногих доступных форм христианского просвещения населения. Среди архивных документов сохранилось также заявление батюшки в Еласовский сельсовет от 11 июля 1936 года о торжественном молебне по случаю престольного праздника в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Отец Христофор не раз призывал жителей села начинать сельскохозяйственные работы с молитвы, соблюдать церковные праздники, относиться к происходящему терпеливо, так как претерпевшие до конца, согласно Евангелию, будут спасены. Труды батюшки были отмечены епархиальным начальством: в 1931 году епископом Марийским Иоанном (Широковвм) к празднику Святой Пасхи он был награжден камилавкой, в 1936 году епископом Марийским Варлаамом (Козулей) — наперсным крестом.
Такое истовое служение священника вызывало неудовольствие властей. В 1926 году батюшка был лишен избирательных прав, в 1929 году, дав взаймы 1 рубль, что впоследствии квалифицировали как взятку, был осужден по статье 118 УК РСФСР к 1 году принудительных работ, которые отбывал в Козьмодемьянске и Йошкар-Оле. В апреле 1935 года по ходатайству Еласовского сельсовета Горномарийская районная комиссия по вопросам культов приняла решение о запрещении в Еласах колокольного звона, в 1936-м власти пытались отобрать у Еласовской церкви сторожку. Отец Христофор терпеливо переносил эти притеснения, пытаясь сохранить приходскую жизнь и возможность совершать в храме богослужения.
Видя решимость священника, его исповеднические труды власти пошли на крайние меры. 5 августа 1937 года отец Христофор был арестован и помещен в Козьмодемьянскую тюрьму. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения говорилось, что батюшка ведет контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и правительства в деревне, восхваляет Троцкого, Зиновьева и других врагов советской власти. Конечно, эти обвинения были ложными. Особенно абсурдным выглядело утверждение следствия о том, что в феврале 1937 года в частном доме отец Христофор служил панихиду о расстрелянных в Москве партийных деятелях Рыкове, Зиновьеве и других, говоря, что «они умерли за народ». К слову сказать, Н.И. Рыков к этому моменту даже не был арестован, а расстрелян и того позже, в 1938 году.
На единственном допросе, состоявшемся 16 августа 1937 года, отец Христофор вины своей не признал, явив себя исповедником Православной веры: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. …По существу показываю, что я действительно человек не советский по религиозному убеждению. Потому, что советская власть борется против религии, поэтому я против». 26 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД МАССР, на котором священник Христофор Родионов был приговорен к 10 годам лагерей. Батюшка прибыл в Локчимские лагеря Коми АССР 31 октября 1937 года этапом из Горького и скончался в заключении 24 февраля 1942 года. Погребен отец Христофор в безвестной ныне могиле на одном из кладбищ Локчимлага.

супруга Вера Алексеевна 1887 г.р.,
сын Андрей 1920 г.р.
дочь София, 1921 г.р.
Лайк (2)
zritel

Сообщений: 118
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 29
Священник Гурий Гортинский
(1/13.08.1848-18/30.03.1897)


Гурий Петрович Гортинский родился 1/13 августа 1848 года в селе Кожважи Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье священника Петра Гортинского и супруги его Серафимы Тимофеевны. Крещен он был 4/16 августа в Спасо-Преображенской церкви родного села, Таинство совершил священник Михаил Казанский в сослужении диакона Матфея Гортинского и дьячка Георгия Семенова.
В июне 1870 года Г.П. Гортинский окончил по второму разряду Казанскую Духовную семинарию, 6 декабря того же года архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Амфитеатровым) был рукоположен во священника к храму Казанской иконы Божией Матери села Шиньша, с июля 1872-го проходил должность законоучителя в местном приходском училище, знал татарский, чувашский и марийский языки. 23 июня 1873 года отец Гурий был перемещен к Спасской церкви села Цибикнур, во время служения на данном приходе занимал должность законоучителя в Цибикнурском сельском училище и в приходской школе, располагавшейся в деревне Шойбулак, в 1877-м был утвержден депутатом по нарезке земли, в 1874-1877-м состоял членом Царевококшайского уездного училищного совета и гласного на царевококшайских земских и казанских губернских собраниях. 23 января 1878 года батюшка был переведен к Сретенскому храму села Азаново, нес послушание законоучителя в Азановском м Манан-Мучашском училищах Царевококшайского уезда, в 1878-м был награжден набедренником.
Последним местом служения отца Гурия стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, где он подвизался с 18 декабря 1886-го по март 1897 года, с 1887-го нес послушание законоучителя в земском Княжнинском училище, с 1888-го являлся членом Царевококшайского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета, за преподавание слова Божия был удостоен архипастырской благодарности архиепископа Казанского и Свияжского Павла (Лебедева). Скончался отец Гурий 18/30 марта 1897 года и был погребен 20 марта/1 апреля в ограде храма села Семеновка. Чин погребения батюшки совершили заштатный священник церкви Владимирской иконы Божией села Кузнецово Антоний Азановский, священники Троицкого храма города Царевококшайска Алексий Азановский, Вознесенской церкви города Царевококшайска Порфирий Черкасов, иеромонах Мироносицкой пустыни Магистриан (Сироткин), диакон храма села Семеновка Иоанн Егоров и псаломщик той же церкви Викторин Молчанов.

супруга Аполлинария Петровна 1854 г.р.
сыновья Владимир 1873 г.р., Алексей 1875 г.р. (работал учителем Кожлаерского земского училища Царевококшайского уезда), Сергий 1890 г.р.
дочери Елисавета 1876 г.р., Зинаида 1883 г.р., Александра 1885 г.р.
zritel

Сообщений: 118
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 29
Псаломщик Феодор Молчанов
(1820-28.09/10.10.1885)


Феодор Степанович Молчанов родился в 1820 году в семье дьячка. 8 июня 1837 года, по окончании Чебоксарского духовного училища, он был определен на должность дьячка к церкви Сретения Господня села Чемурша Чебоксарского уезда Казанской губернии, 1 января 1841-го архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Ужинским) облачен в стихарь. 9 октября 1848 года Ф.С. Молчанов был переведен к Вознесенскому храму города Царевококшайска, 31 октября 1864-го назначен псаломщиком Спасской церкви села Цибикнур, в которой прослужил около двадцати лет. Скончался псаломщик Феодор Молчанов 28 сентября/10 октября 1885 года и был погребен 30 сентября/12 октября священником Иоанном Суворовым на кладбище села Цибикнур.

Анастасия Алексеевна 1827 г.р. (второй брак)
сыновья Петр 1841 г.р., Филарет 1854 г.р., Михаил 1856 г.р., Александр 1859 г.р., Стефан 1862 г.р., Викторин 1869 г.р.
дочери Анна, Любовь 1849 г.р.
внучка Мария 1867 г.р., дочь пономаря церкви села Теньково Свияжского уезда Николая Дмитриевича Левашева
zritel

Сообщений: 118
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 29
Дьячок Стефан Крылаев
(1829-)

Стефан Федорович Крылаев родился в 1829 году в семье дьячка Феодора Крылаева. Он обучался в среднем отделении Казанской Духовной семинарии, 27 марта 1850 года был определен пономарем к храму Рождества Христова села Арино Царевококшайского уезда, 24 июля 1851-го архиепископом Казанским Григорием (Постниковым) облачен в стихарь. 23 мая 1862 года С.Ф. Крылаев был переведен к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, 12 декабря 1868-го – к храму Казанской иконы Божией Матери села Нурма, где прослужил до 1876 года. Дальнейшая судьба дьячка Стефана Крылаева в настоящее время не известна.

супруга Анна Герасимовна 1829 г.р.
сыновья Николай 1861 г.р., Виктор 1862 г.р., Иона 1872 г.р.
дочери Александра 1852 г.р., Мария 1857 г.р.
Asinus grisseus
Новичок

Asinus grisseus

Ставрополь (Тольятти)
Сообщений: 22
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 22

sofytim написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя AK-63 от 20 апреля 2021 9:22
Да-да, это тоже моя - двоюродная сестра прадеда. Собственно Ронгинские все мои, большоооой куст из одного корня.
За ссылку на ЕкЕВ - спасибо!

[/q]


ИВ Скорбяще-Богородицкой церкви при Казанской земской больнице на 1884 год.
Число домов или дворов 6. Начальница воспитанниц земской женской Учительской семинарии Ольга Петрова Ронгинская 28 лет.
НАРТ 4-116-7-21
Лайк (1)
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1533
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1066
>> Ответ на сообщение пользователя zritel от 26 марта 2021 20:47

К материалу а Симеоне Феодорове Ронгинском

В ИВ Спасской церкви Мироносицкой пустыни Царевококшайского уезда за 1848 г (НА РТ, Ф. 4, о. 80, д. 221 , л 114 ) указаны
- Священник – Феодор Иванов Ронгинский 48 л (1800 г.р.), жена Анна Феодорова 41 г (1807 г.р.)
дети - дочери девицы – Параскева 22 г (1826 г.р.) , Александра 6 и 2/3 л ( 1841 г.р.,)Симеон 5 л 10 м (1842 г.р.)
Вероятно, что это отец указанного выше С.Ф. Ронгинского



---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с Алаты Казанской губернии. Наумовы с Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
Лайк (1)
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1533
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1066
>> Ответ на сообщение пользователя zritel от 26 марта 2021 21:47

К материалу " Псаломщик Николай Христофорович Ходяшев "
(1881-14.01.1938)

В ИВ храма с. Бишево Чебоксарского уезда за 1867 г., (НА РТ, ф. 4 оп.99 д.45 л.566) указаны:
- Священник- Андрей Васильев Ходяшев,61 г (1806 г.р.) ,его жена Мавра Ивановна 53 г (1814 г.р.)
дети Николай (Андреевич ) Ходяшев 19 л (1848 г.р.), Христофор ( Андреевич ) Ходяшев 14 л (1853 гр), Евлампий ( Андреевич) Ходяшев 10 л (1857 г.р. )

В КВ храма с. Туруново Ядринского уезда за 1911 г. (НА РТ, ф.4 оп.143 д.79 л.325-332) указан
- Священник – Христофор Андреев Ходяшев, , 58 л, сын свящ, уволен 20.08.1873 г. из 2 класса Каз. Дух. Сем , опред-н псал-м с 03.02.1877 г. , свящ-к с 05.12.1898 г., с 13.04.1901 г. здесь. В семействе у него жена и дети


---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с Алаты Казанской губернии. Наумовы с Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
Лайк (1)
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1533
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1066
>> Ответ на сообщение пользователя zritel от 26 марта 2021 21:47

К материалу "Священник Петр Парисов (1843-7/20.04.1877)"

В КВ Вознесенской церкви г. Царевококшайска за 1870 г .(НА РТ, ф. 4 оп.102 д 38 лл. 197-20 об. )
указаны :
- Священник- Петр Михайлов Парисов, ? л , дьяческий сын
По оконч. курса в КДС в 1866 г. причислен ко 2 р, 27.11.1866 г. рукоп во свящ к Троиц ц г. . Царевококшайска , от которой указом Каз Дух Консистр от 11.02.1867 г перемещ. к сей ц. 16.06.1867 г. утвержд. в звании директора Царевококшайского Тюремного отделения
17.08.1867 г. определен законоучителем в Варыксинское сел. учил.
21.12.1868 г. с согласия Епарх Нач- ва , Г. Директором Училищ Казан Губер определен законоучителем приготовит. класса Царевококшайского уездн училища 24.01.1874 г,
Отчасти понимает черемисский
Ни с кем не в род-ве
Вдов , сын Алексей 9 мес. (1869 г.р.)





---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с Алаты Казанской губернии. Наумовы с Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
Лайк (1)
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1533
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1066
>> Ответ на сообщение пользователя zritel от 26 марта 2021 23:52

к материалу

В ИВ храма с.Кельмаково (Кузнецово) Царевококшайского уезда за 1859 г. ИВ (Роспись , составленная Главным духовником Царевококшайского Воскресенского Собора священником Иоанном Спасским по благочинию Протоиерея Василия Смирнова о бытии на исповеди СЦС их семейств за 1859 год ,НА РТ , Ф. 4, о. 91, д. 18 Л. 182- 182 об. ) указаны

- Священник сей Владимирской церкви Петр Данилов Голосницкий 49 л (1810 г.р. ) ,жена Евдокия Игнатьева 39, дети – Павел 10 л , дев. Варвара 21, Раида (Ираида ? ) 18 л. , Лариса 11 л.

В ИВ храма с.Кельмаково (Кузнецово) Царевококшайского уезда за 1860 г. указаны :
Священник - Петр Данилов Голосницкий ,50 л ( 1810 г.р. ), жена Евдокия Игнатьева ,40 л (1820 г.р.), дети Александр 17 л. (1843 г.р. ), Николай- 15 л. (1845 г.р.) . Павел – 11 л. (1849 г.р.), Раида дев 18 л. (1842 г.р.), Раиса- 12 л. (1848 г.р.)
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с Алаты Казанской губернии. Наумовы с Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
Лайк (1)
lvovna

lvovna

Сообщений: 153
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 101

Ipgor написал:
[q]

Спасибо большое за помощь. Мой Сидор в заштат не уходил , служил и умер в декабре 1841 в Тиинске. Надеюсь за 1840-41 будут записи.
Кроме того у него были 2 сына Стефан (1794) и Алексей (1799), которые служили в Тиинске и др. в церквях Ставропольского уезда.
[/q]

А Тихон Городецкий разве не сын Сидора?
← Назад    Вперед → Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 162 163 164 165  166 167 Вперед →
Модератор: Konstantin Ivanov
Вверх ⇈