Annagw Участник
Энгельс Сообщений: 55 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 845 | Наверх ##
23 апреля 2024 11:30 РГИА ф.1284 оп. 201 (3 отделение 5 стол) д. 664 1845 года По донесению состоящего в должности Саратовского гражданского губернатора о купцах Власе Лаврентьеве и Иване Фирсове с их семейными, сужденных за уклонение в молоканскую секту (кратко и почти дословно):
Начато 23 марта 1845 Окончено 06 марта 1849
Министру внутренних дел по секретной части О представлении дела о купцах 3 гильдии Лаврентьеве и Фирсове совратившихся в раскол 02 мая 1845 № 989 Саратовская Палата Уголовного суда 28 февраля представила дело с приговором: Влас Петров Лаврентьев, будучи православным, совратился и принял молоканскую секту. При допросе показал, что на исповеди был ежегодно, у причастия 9 лет назад так как был в здоровом положении.
Жена Дарья Ивановна, дети-сыновья: Архип, Устин, Илья, Антон Власовы и 2 снохи Федосья Фёдорова и Василиса Филимоновна, 2 внука Иван и Пётр Архиповы состоят в Православии.
Архип, исповедуя православие, временно был на исповеди, у причастия никогда. Жена его Федосья Фёдорова православная, совратилась в молоканство год назад, но сделавшись больной и желая оставить молоканство, в 1842 году Великим Постом приобщилась к Св. Тайне в селе Орловом Гае.
Дарья Ивановна и Устин не были у причастия 3 года, а прежде в бытность их в г. Вольске бывали ежегодно.
Илья и Антон не были 6 лет у причастия, 4 года назад были на исповеди.
Священник Михаил Целебровский (?) 16 июня 1842 изъяснил, что Новоузенское духовенство дознало, что в городе Новоузенск приписались какие-то купцы Лаврентьевы, имеющие жительство где-то в хуторах. По исповедным росписям они записанными не значатся, духовенство к себе не принимали. Он же слышал от купца Елисея Заднова, имеющего с Лаврентьевыми общий хутор, что они секретно содержали молоканскую секту.
Так больная Федосья Фёдорова пригласила в дом священника, он видел книги. А затем Лаврентьевы 7 человек пришли к полицейскому Орлову и с грубостью требовали от него записку к городничему Жезлову, дабы отдать им отобранную у них Полицией какие-то книги, и чем явно высказали дух молоканства.
На допросе Иван Трофимов Фирсов 3 гильдии купец 24 марта 1843 показал, что содержал секту лет 40. 14 сентября 1842 Фирсова застал городничий поручик Жезлов за чтением книги-псалтыря. Фирсов испугался и убежал с книгой, которую потом видели у Лаврентьевых. Фирсовы в молоканстве с рождения, в православие не желают обращаться.
Новоузенский Окружной Начальник государственного имущества составил отношение 31 марта 1842 № 464, что Новоузенский земской исправник дознал, что купцы Власовы, имеющие жительство на хуторах, заведенных на вершинах реки Чертанлы, разъезжали по селениям и совращали крестьян в молоканскую секту. Засем, однодворец Фёдор Филимонов Савинков объявил, что семейные его Новоузенские купеческие дети Архип и Устин Власовы содержат веру молоканскую, бывали у него в доме, занимались пением и чтением церковных книг, а по средам и пятницам ходят скромны.
Архип и Устин молоканство отрицают.
Священник Целебровский присовокупил, что мещанин Панфил Пономарев сказывал, что сын Лаврентьева Устин не кланяется Св. Иконам.
19 июля 1842 года полицейский служитель унтер-офицер Василий Иванов при рапорте своем представил, что Устин донес, что мать его умерла и схоронили ее по обряду молоканскому.
Устин в августе 1843, когда приходили к Орлову за запиской, дома не был, а был в поле для посева хлеба. В городе Новоузенск родитель его имеет незначительный дом, но в нем не имеет жительства, потому что у них все имущество и скотоводство находится в заведенном ими в здешнем уезде, на речке Чертан, расстояние от города 25 верст, хутор. Где и занимаются хлебопашеством и скотоводством на снятой у казенных крестьян землях. Хутор заведен отцом его. Родная сестра Фиона Власова в замужестве за крестьянином Орлова Гая (Савинкова тож) Ефремом Фёдоровым Залиманским содержит секту. Мать их Дарья (в мае 1842 году ей 65 лет) померла в доме зятя и похоронена в Орлов Гае.
Показания в суде
24 человека под присягой показали, что достоверно не знают, что Влас и семейство держат православие или молоканство, но в церковь не ходят. У них есть дом, но в нем они не живут. Дурных качеств и поступков за ними не замечено.
Мещанин Трофим Дмитриев Пономарев сообщил, что Устин и Илья в дом к нему для квартирования несколько раз приезжали, иконам не кланялись, а лишь прижмут правую руку к сердцу и таким образом поклонятся, по обыкновению молокан.
Священник Павел Никиевский? Показал, что Дарья Иванова Лаврентьева им исповедована и предана земле по-христиански.
Сам Илья Власов на допросе показал, что раньше он был христианской веры до 1843 года, но осенью поступил в молоканство по совету и склонению в оную бывшим правящим городничим Г. Грузинским во время нахождения под стражей в тюремном замке.
Градской Полицейский изъяснили, что при осмотре им тюремного замка, содержащийся арестант Илья Власов Лаврентьев объявил ему, что содержит секту молоканства и совратился в оную из Православия, жившим ещё в Балашовском уезде. Обратится в Православие Илья не желает.
Кузнецкого уезда деревни Татарских Могилок Михаил Васильев Янтукин? показал, что Илья Власов Лаврентьев рассказывал стряпчему тюремного замка, что обратился в молоканство еще в Балашовском уезде селения Козловки по внушению молокана по имени Минай. Отец Влас, братья Архип и Устин показали, что Илью добавили первым в секту. В 8 ревизии Лаврентьевы не значатся, так как причислены из Вольского 3 гильдии купечества.
Постановили: все, кроме Ильи Власова Лаврентьева, не в молоканстве. Илья был препровожден к Благочинному г. Новоузенска протоиерею Рождественскому, дабы оставить ересь. Илью закореневшему в ереси, Ратуша находя его особо вредным, на основании 500 ст. 9 ч 205 и 243 ст. 15 ч Святого Закона отдать в солдаты на службу в Кавказский Корпус. Женщин и немощных- в Закавказский край (это Фирсовых). Власа Петрова Лаврентьева и семью 209 ст. оставить на месте жительства и придать церковному покаянию.
Далее идут дополнения к делу: записки с донесениями, рапорты и тд.
В конце письмо от 21 февраля 1849 года Фирсовы и Илья Власов подвергнуты были распоряжению Епархиального начальства в Святую Веру, но никто желания не изъявил. --- Веселов, Шабарин, Смирнов, Крюков, Исаев, Березенкин, Леванин, Мешков, Дешевов, Худяков, Герасимов, Григорьев, Васильев, Троицкий, Сидоров, Гладков, Лаврентьев, Одинцов, Удалов, Торгашев |
Объединены идущие подряд два сообщения одного автора