Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2517 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9519 | Наверх ##
6 октября 2024 15:58 6 октября 2024 16:00 valeria_s Ситуация вполне стандартная. Первое, что происходило в таких случаях - консистория должна была официально назначить детям опекуна. Поищите в её фонде, фонде духовного правления, такие дела иногда сохранялись. Или же записи оставались в протоколах ("журналах") консистории. По ним, а также по клировым ведомостям и сказкам 10-й ревизии можно выяснить, в какой семье они жили после смерти родителей - где-то же они должны были числиться в "сиротствующих". Причём обязательно - при какой-то церкви, поскольку принадлежали к духовному сословию и учитывались вместе с её причтом. Там станет ясно, кто и где отправлял мальчиков учиться и выдавал девочек замуж. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (7) |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 250 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 174
| Наверх ##
6 октября 2024 19:46 ИнокКент, спасибо! Про ревизию тоже первая мысль была, но к сожалению по этому уезду ревизии 1850 и 1858 по духовенству не сохранилось. По клировым тоже сохранность хреновая. Точно была за 1852, когда все еще были живы, а вот следующая только за конец 1860-х, но на всякий случай посмотрю. А вот журналы буду иметь в виду. По-моему должны быть в архиве. А тогда такой еще вопрос - восприемники могут быть в таком случае опекунами? У всех детей восприемниками при крещении были либо священник из соседнего прихода, либо его жена. | | |
webbrave Сообщений: 6307 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3401 | Наверх ##
6 октября 2024 20:30 valeria_sВы почти дословно описали историю моей семьи. С точностью до года - в 1853 году умер 40-летний священник, жена умерла тремя годами ранее при родах младшего сына (как раз моего предка). Дети потом годам мыкались по родственникам. ИнокКент уже описал, где можно искать. Если ревизий и клировых за нужные годы нет (хотя 1860е я бы точно проверил - детей умершего священника могли иногда лет 20 указывать, а то и больше - даже если они не жили в приходе), то остается искать по фонду местной консистории. Если повезет, то могло сохраниться дело о смерти священника - их в обязательном порядке составляли и подробно расписывали, кто опекун детей и что дальше с приходом. Вообще посмотрите полностью все описи за 1853-1854 годы - ищите все дела про нужный приход (о назначении следующего священника, как самое очевидное, но может быть и дело о выплате компенсации, дележе наследства и пр.). valeria_s написал: [q] У всех детей восприемниками при крещении были либо священник из соседнего прихода, либо его жена.[/q]
Соседские священники и/или их жены были восприемниками очень часто - при крещении детей священника при прочих равных звали представителей духовного сословия - родственников или соседей. Если говорить о назначении опекунов, то как правило это был кто-то из близких родственников или свойственников - в моем случае это был вначале дядя (по совместительству протоирей Уманского собора), после его смерти - шурин (священник, муж старшей сестры). --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (3) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2517 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9519 | Наверх ##
6 октября 2024 21:04 valeria_s Посмотрите ещё фонд семинарии. Конечно, в ведомостях всегда указывался реальный отец. В данном случае - "умерший". Но кто-то же подавал прошения о приёме мальчишек и в училище, и потом в семинарию, может быть, ходатайствовал о принятии или переводе на казённый кошт. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (2) |
poludovo Новичок
Калуга Сообщений: 10 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 17 | Наверх ##
19 октября 2024 22:14 Добрый вечер! На форуме совсем недавно, поэтому не могу сказать точно,верно ли здесь задать вопрос, который меня интересует. Раньше церкви располагали при тюремном замке, найдя метрики такой церкви, я прочла,что там также совершалось венчание, записи о рождении и смерти. Такой вопрос, эта церковь была предназначена только для арестантов или же у нее тоже был свой приход ? О рождении детей много записей, может быть в тюрьме рождались дети и потом их куда то переводили или содержали вместо со взрослыми ? Записаны в ней прихожане совершеннов из разных мест и губерний. | | |
webbrave Сообщений: 6307 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3401 | Наверх ##
19 октября 2024 22:29 19 октября 2024 22:32 poludovo написал: [q] Такой вопрос, эта церковь была предназначена только для арестантов или же у нее тоже был свой приход ? [/q]
Церкви были не только при тюрьмах, но и при учебных заведениях (не только университетах, но даже части гимназий), при больницах, при полках. Если вы их посмотрите, то увидите, что в большинстве случаев в них ходили местные жители. У меня, например, предки, проживавшие в Бендерах в конце 19 века, часть детей по непонятной причине крестили в церкви полка, который был расквартирован в Бендерах. Военным никто из предков не был - видимо церковь просто была ближе к дому. poludovo написал: [q] рождении детей много записей, может быть в тюрьме рождались дети и потом их куда то переводили или содержали вместо со взрослыми[/q]
Да, конечно, в тюрьмах рожали детей. И даже женились. А из самих записей не понятно разве, кто там заключенный, а кто нет? --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
poludovo Новичок
Калуга Сообщений: 10 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 17 | Наверх ##
19 октября 2024 22:58 Большое спасибо за ответ. О заключенных нет записей. Все записи сделаны как обычно.Калужская губерния, Жиздринский уезд. Жиздринская тюремная церковь, во имя Богоматери "Всех скорбящих Радость". Много записей о смерти детей и взрослых именно в больнице за 1891год. А в записях о рождении есть родители не только крестьяне Калужской губернии, а и г.Брянска и г. Москвы, г.Орла, Тверской губернии, Черниговской губернии и т.д. | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6307 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3401 | Наверх ##
19 октября 2024 23:03 poludovo написал: [q] О заключенных нет записей.[/q]
Точно? Там скорее всего не будет записано напрямую "заключенный такой-то", а опосредованно - "записано с разрешения полиции" или "с дозволения тюремного начальства" или как-то так. Я смотрел метрические записи в тюремных замках - заключенные там точно были, но объективно их было меньше, чем просто местных прихожан. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 250 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 174
| Наверх ##
19 октября 2024 23:33 poludovo, возможно от размера города зависит? У нас (г. Петрозаводск) метрические книги по тюремной церкви сохранились только за 4 года - 1866-1869. Судя по количеству записей - крестили и отпевали - исключительно арестованных. Записей о браках не было (хотя соответствующий раздел в метрической книге был). Подозреваю, что в целях экономии бумаги после метрические книги перестали вести. А записи о смерти арестантов потом встречала либо в больничной церкви либо в кафедральном соборе. Сама я тюремные метрические книги просматривала исключительно по той причине, что священник тюремной церкви - первое место службы одного моего родственника (муж сестры моей прапрабабушки). Своих собственных детей он крестил в кафедральном соборе. А вот по роду службы как-то в течение лета в тюрьме покрестил чуть ли не целый табор арестованных цыган. Их там человек 10 было. Разного пола и возраста. В том числе супружеская пара с ребенком. | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2517 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9519 | Наверх ##
20 октября 2024 12:06 20 октября 2024 12:08 poludovo написал: [q] ...В записях о рождении есть родители не только крестьяне Калужской губернии, а и г.Брянска и г. Москвы, г.Орла, Тверской губернии, Черниговской губернии и т.д.[/q]
Вот именно. "Местные" жители, в принципе (и это тоже далеко не всегда соблюдалось), должны были как исповедоваться в своём приходе (вот за этим с какого-то момента стали послеживать), так и крестить, венчаться, отпевать. А вот временные, "пришлые", могли, опять же в принципе, чуть более свободно выбирать - даже не приход, а конкретного священника. А дальше уже вступали в действие прочие соображения: насколько удобно территориально, почём берут за требы, сколько придётся ждать и т.д. valeria_s написал: [q] У нас (г. Петрозаводск) ...крестили и отпевали - исключительно арестованных. Записей о браках не было (хотя соответствующий раздел в метрической книге был).[/q]
Вопрос: не служил ли случайно в тюремной церкви не белый священник, а иеромонах? Такое, кстати, бывало довольно часто. Крестить и отпевать он мог в общем порядке, а вот венчать ему не дозволялось (хотя бывало и поводом, скажем, для аннулирования брака не становилось - просто иеромонаха наказывали за такое). --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
|