Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
20bka Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
10 июля 2024 20:55 Добрый день! Подскажите, пожалуйста, где можно найти посемейные списки духовенства Ананьевского уезда за ХІХ век? В частности, интересует семья Саблатовичей, предки по данной линии были священниками, начиная с 1804 года в следующих местах: с. Окны, Валегоцулово, Ясиновое, Большая Кондратовка, Перешоры. Также интересует с. Пасицелы Тираспольского уезда. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2525 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9542 | Наверх ##
10 июля 2024 21:08 20bka написал: [q] Добрый день! Подскажите, пожалуйста, где можно найти посемейные списки духовенства Ананьевского уезда за ХІХ век? В частности, интересует семья Саблатовичей, предки по данной линии были священниками, начиная с 1804 года в следующих местах: с. Окны, Валегоцулово, Ясиновое, Большая Кондратовка, Перешоры. Также интересует с. Пасицелы Тираспольского уезда.[/q]
Одно дело за 1834 (кажется, 37-3-243, если не путаю) было у мормонов, спрятано между метрическими книгами. Дело с формулярными списками за 1868 (37-2а-562), по-моему, ещё в интернет не попало. Больше ничего не попадалось. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
chipoletta Москва Сообщений: 543 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 382
| Наверх ##
11 июля 2024 19:51 11 июля 2024 19:56 Подскажите, пожалуйста, с чего начать. Впервые столкнулась со священнослужителями с.Устронье, Спасский уезд, Рязанская губерния 1790-1811гг - метрики прихода начинает подписывать дьякон Емельян Еремеев 1812-1813гг - метрики "за дьякона Емельяна Еремеева по болезни" подписывает пономарь 1814 - Емельяна нет, метрики подписывает новый дьякон Никитина Константинов 1815 - в приходе умирает дьякон Емельян Еремеев (61год), метрики подписывает дьякон Никитина Константинов 1816 - 1818 - служит дьякон Никита Константинов 1819 - 1839 - в приходе рождаются дети дьякона Никиты Константинова и его жены Пелагеи Емельяновой. Крестным некоторых детей выступает сначала Рязанский, а потом Спасский мещанин Иван Емельянов 1847 - умирает Никита Константинов (53г) Вопросы: 1) Какова вероятность, что Пелагея и Иван Емельяновы - дети дьякона Емельяна Еремеева? В МК с 1790 по 1800 не удалось обнаружить ни одной записи о рождении каких либо детей у Емельяна Еремеева (МК сохранились не все, есть пропуски) 2) Если Иван - сын дьякона Емельяна, то как он стал Рязанским мещанином? Стоит ли это расценивать как то, что сам Емельян тоже родом из Рязани? 3) Как и где искать брак Никиты Константинова? В МК 1800-1815 (сохранились полностью, без пропусков) записи о браке Никиты и Пелагеи нет. 4) Как понять откуда родом Никита Константинов? Буду благодарна за любые советы, тк сама в этой теме пока не ориентируюсь | | |
webbrave Сообщений: 6326 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3420 | Наверх ##
11 июля 2024 20:42 chipoletta написал: [q] 1) Какова вероятность, что Пелагея и Иван Емельяновы - дети дьякона Емельяна Еремеева? В МК с 1790 по 1800 не удалось обнаружить ни одной записи о рождении каких либо детей у Емельяна Еремеева (МК сохранились не все, есть пропуски)[/q]
Очень высокая. Процентов 90. В этот период церковные должности часто передавали по наследству - либо сыну, либо мужу дочери. А серийный восприемник с тем же отчеством - почти наверняка брат. chipoletta написал: [q] 2) Если Иван - сын дьякона Емельяна, то как он стал Рязанским мещанином? Стоит ли это расценивать как то, что сам Емельян тоже родом из Рязани?[/q]
Сам Емельян мог изначально был мещанином. Или, если он был из духовного сословия, то сын мог не захотеть делать церковную карьеру и записался в мещане. Родом он мог быть откуда угодно, не обязательно из Рязани. Ищите клировые ведомости по нужному приходу - там будет указано сословное происхождение Емельяна, кем был отец, и, если повезет, место рождения. А еще лучше ищете дело о его назначении на приход - там будет еще более развернуто, плюс про жену будет. chipoletta написал: [q] 3) Как и где искать брак Никиты Константинова? В МК 1800-1815 (сохранились полностью, без пропусков) записи о браке Никиты и Пелагеи нет.[/q]
Могли венчаться в соседнем приходе, хотя, конечно, при прочих равных женились в приходе невесты. Но могли быть разные обстоятельства, само по себе отсутствие записи в этом приходе не означает, что Пелагея Емельянова не местная. chipoletta написал: [q] Как понять откуда родом Никита Константинов?[/q]
Смотрите клировые ведомости по приходу или дело местной консистории о его назначении на приход. Судя по всему это должен быть 1814/1815 год. Хотя в теории он мог до этого служить где-то еще и перевестись в этот приход только после смерти тестя. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (2) |
chipoletta Москва Сообщений: 543 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 382
| Наверх ##
11 июля 2024 21:23 webbrave написал: [q] клировые ведомости по нужному приходу - там будет указано сословное происхождение Емельяна[/q]
а в клировых ведомостях пишут какую семинарию окончил свещеннослужитель? webbrave написал: [q] Могли венчаться в соседнем приходе[/q]
спасибо за новодку, пересмотрю и их webbrave написал: [q] Хотя в теории он мог до этого служить где-то еще и перевестись в этот приход только после смерти тестя.[/q]
на момент назначения/перевода Никите около 20 лет. Неужели он мог успеть послужить где то перед этим?... | | |
webbrave Сообщений: 6326 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3420 | Наверх ##
11 июля 2024 21:45 chipoletta написал: [q] а в клировых ведомостях пишут какую семинарию окончил свещеннослужитель?[/q]
Обычно да (если он вообще ее оканчивал), но нередко клировые заполняли спустя рукава и писали обтекаемо ("обучался риторике") без обозначения конкретного учебного заведения. В начале 19 века клировые как правило не очень информативны (если сравнивать с подробнейшими клировыми конца 19-начала 20 вв) - не указывали жен и дочерей, карьерный путь могли дать усеченно, место рождения давали крайне редко. Тут как повезет - нужно смотреть все, что сохранилось по приходу в этот период. chipoletta написал: [q] на момент назначения/перевода Никите около 20 лет. Неужели он мог успеть послужить где то перед этим?...[/q]
Легко. До рукоположения в диаконы он мог несколько лет быть пономарем или дьячком. Дьячки и особенно пономари нередко были подростками; часто это были дети священников, которые ждали освобождения священнической или диаконской вакансии. В общем не нужно гадать - ищите клировые и/или дело о назначении на приход. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2525 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9542 | Наверх ##
11 июля 2024 22:17 11 июля 2024 22:20 chipoletta А что с ревизскими сказками священноцерковнослужителей? По крайней мере, 6-й (1811) и 7-й (1816) ревизий? А хорошо бы и 5-й (1795). Если они найдутся - снимется масса вопросов... Будет указано, откуда и когда кто переводился. Вдруг в одном из приходов сыщется Константин, имеющий сына Никиту подходящего возраста. И.т.д. Кстати, если в Вашем приходе нет записи о его венчании - как Вы предполагаете, с дочерью местного дьякона, - весьма высока вероятность, что этот Никита действительно сначала где-то служил пономарём. Дело в том, что, по общему правилу, венчание происходило в приходе невесты. Но если жених был действительным церковнослужителем - почти всегда он венчался по месту службы, "у себя"... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (6) |
chipoletta Москва Сообщений: 543 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 382
| Наверх ##
11 июля 2024 22:31 ИнокКент написал: [q] Кстати, если в Вашем приходе нет записи о его венчании - как Вы предполагаете, с дочерью местного дьякона, - весьма высока вероятность, что этот Никита действительно сначала где-то служил пономарём. Дело в том, что, по общему правилу, венчание происходило в приходе невесты. Но если жених был действительным церковнослужителем - почти всегда он венчался по месту службы, "у себя"...[/q]
ух как интересно! Спасибо! я бы до такого сама никогда бы не додумалась! ИнокКент написал: [q] А что с ревизскими сказками священноцерковнослужителей? По крайней мере, 6-й (1811) и 7-й (1816) ревизий? А хорошо бы и 5-й (1795).[/q]
5-7 ревизии пока не искала, глянула только единственную доступную 4ую ревизию - там священнослужителей всего ничего: по паре страничек разбросано в каждом деле. Емельяна Еремеева естественно не нашла. | | |
Dim-ev Сообщений: 1978 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
19 июля 2024 23:35 21 июля 2024 23:40 Может не совсем в этот раздел, но есть такой вопрос.
В 1746 году упоминается Церковь божия во имя Успения Пресвятыя Богородицы с пределом во имя Архангела Михаила. Сказано что церковь еще вне совершения, а придел освящён.
Далее церковь в 1758-м году называется Архангельской и село имеет второе название (видимо по этой церкви) Архангельское. Через несколько лет церковь называется уже Успенской, а село получает второе наименование Успенское, которое закрепляется за ним уже до начала 20-го века.
Ещё есть информация от конца 19 века, что в этой Успенской церкви тогда хранилась икона Успения пресвятой Богородицы, написанная в 1758 году.
Вот мой вопрос, на основании информации выше. Могло ли быть так, что сам храм не было освящен, а освящен только придел? Соответственно церковь называли по имени святого, в честь которого был освящен предел? А когда в иконостасе основного алтаря появилась икона Успения пресвятой Богородицы, тогда церковь окончательно получила название Успенской? Или по вышеприведённым данным это скорее две церкви? | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2525 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9542 | Наверх ##
20 июля 2024 11:21 Dim-ev написал: [q] Или по вышеприведённым данным это скорее две церкви?[/q]
Нет, у Вас всё в порядке. 1) При строительстве достаточно крупного церковного здания много раз случалось, что главный объём ещё достраивался, а в готовом приделе уже начинались службы. Самый знаменитый пример - венчание А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой в приделе недостроенной церкви Большого Вознесения. 2) Когда освящёна "основная" церковь, она, естественно, именуется соответственно - по святому или великомученику (Михайловская, Георгиевская, Татьянинская, Алексия Митрополита, Климента, папы Римского и т.д.) или их комплексу (Козмодемьянская, Борисоглебская, Девяти Мучеников Кизических, Сорока мучеников), двунадесятому празднику (Рождественская, Знаменская, Успенская и др.), "событию (Сошествия Святого Духа, Усекновения Главы Иоанна Предтечи или, скажем, его же Рождества), знаменитой иконе (Смоленская, Казанская, Владимирская, Ахтырская и др.) и так далее. Но когда основного освящения ещё не было - все знают, как церковь "будет" называться, но пока действует престол в приделе, освящённый в честь кого-то (или чего-то) другого. И прихожане успевают иногда настолько привыкнуть к такому "предварительному" наименованию, что не только называют саму церковь, но и успевают назвать так село, сложившееся вокруг неё. Примеры только в моей практике - село Никольское в Каширском уезде (придел Николая Мирликийского при церкви Козмы и Дамиана) или Макарьевская слобода через реку от Вятки (придел Макария Желтоводского при Троицкой церкви). Так что - на Ваш вопрос - это одна и та же церковь. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (11) |
|