Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1111 1112 1113 1114 1115 * 1116 1117 1118 1119 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
webbrave

webbrave

Сообщений: 6350
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3442

avust написал:
[q]
Доброе утро! Если в церкви несколько месяцев подряд отсутствовал священник, мог ли в это время дьякон исповедывать и совершать погребение умерших?
[/q]


В таких случаях как правило отряжали "наблюдающего" священника из соседнего прихода. Также в приходе мог проживать заштатный священник - он мог, если не был совсем дряхл, периодически совершать таинства, если основной священник был занят или отсутствовал. Иногда полулегально (т.е. не светясь в метрике или клировой) помогали отлученные от прихода за какие-то провинности - встречал такое несколько раз - как правило среди близких родственников (отец-сын, братья, тесть и зять и пр.). И стоит учитывать, что диакон это не только чин, но и должность, т.е. нередко можно встретить рукоположенного священника "на диаконском месте" - он получал диаконское жалование (т.е. ощутимо меньше, чем священник), но при это имел формальное право выполнять все те же таинства, что и приходской священник. Такое довольно часто встречалась из-за того, что число претендентов на приходы систематически кратно превосходило число церквей в епархии (кризис перепроизводства поповичей, если угодно). Так что нередко перед рукоположенным в священники вставала дилемма - ждать прихода годами или согласиться на менее денежное диаконское место. Какой-никакой, а прибыток. Лучше, чем бумаги в дикастерии перекладывать (если повезет) или проживать на иждивении у родственников.
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Лайк (6)
avust

avust

Сообщений: 854
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 664

corian55 написал:
[q]
Лично мне известно из документов, что в таких случаях для исправления всех мирских треб духовное правление определяло временно другого священника
[/q]


webbrave написал:
[q]
В таких случаях как правило отряжали "наблюдающего" священника из соседнего прихода.
[/q]

Да, я тоже такое встречал не раз. Но в этот раз никаких признаков того, чтобы был другой священник. Если подробнее, ситуация такая. В апреле куда-то пропал предыдущий священник. Согласно клировым, нового священника назначили в мае, но фактически подписываться в метрической книге он стал в конце года. А еще тем летом в селе свирепствовала холера, людей умерло очень много. Вот я и подумал, могли ли быть так, что новый священнник пережидал холеру в другом месте, а за всех отдувался дьякон (других СЦС при церкви не было, мой предок дьячек был один из первых в селе, кто умер от холеры).
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9562
>> Ответ на сообщение пользователя avust от 29 сентября 2023 2:21
Мне тоже встречалась куча аналогичных случаев. Чаще всего привлекался священник одного из соседних приходов. Изредка - заштатный священник, скажем, тесть, живший при зяте на покое. Однажды на время болезни священника из-под Бронниц его три месяца подменял младший брат, бывший священник из Богородского уезда, "вступивший в число братии Николо-Перервинского монастыря".
А что в самой метрической книге? По каждому таинству, по каждой требе в предпоследней графе метрической записи должен был указываться священник, их отправлявший. Каждую запись должен был подписывать полный наличный состав причта.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (6)
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7617
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4233

avust написал:
[q]
А еще тем летом в селе свирепствовала холера,
[/q]


ИнокКент написал:
[q]
А что в самой метрической книге? По каждому таинству, по каждой требе в предпоследней графе метрической записи должен был указываться священник, их отправлявший.
[/q]

Вот тоже скажу про холеру.
Я тут недавно наткнулась на интересность в МК. В декабре месяце в 3 части книги - запись о смерти диакона церкви, она последняя в году. А следом за ней приписка, что "окромя диакона в приходе от холеры умерло какое-то количество людей, но по не сделанным вовремя записям нельзя уже определить, кто, когда и где они похоронены".
Приписка - февральская.

Т.е. я полагаю, что в этой церкви за ведение книги отвечал диакон и когда он умер всем вообще оказалось не до того - отпевали-хоронили, как должно. а учёт не вели. Когда спохватились - а уже и не вспомнить никаких подробностей. Может, и сами болели - но выжили? (это уж мои предположения)

И это все - в Москве, если что.
---
Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
Лайк (4)
avust

avust

Сообщений: 854
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 664

ИнокКент написал:
[q]
А что в самой метрической книге? По каждому таинству, по каждой требе в предпоследней графе метрической записи должен был указываться священник, их отправлявший. Каждую запись должен был подписывать полный наличный состав причта.
[/q]
Да в том то и дело, что несколько месяцев подряд в метрической книге только дьякон расписывался, а соответствующие колонки с причтом - пусты. Получается, он и крестил, и отпевал?
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29651
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31599
Глаголев Михаил Андреев
(1863 – ?)
диакон Крестовоздвиженской церкви в Туле (1913 – 1916),
учитель пения в местной церковно-приходской школе (1910 – 1911).
Состоял законоучителем в местной школе (1914 – 1917) и в начальном училище Антонины Буруновой (1916 – 1917).
По прошению рукоположен во диакона к Благовещенской церкви Тулы (1891),
состоял законоучителем в начальном училище А. Полюбиной (до 1906), учителем в церковно-приходской Благовещенской школе, по прошению перемещен к Богородицерождественской церкви, что в Гончарах (1909).
За безмездное обучение пению преподано Благословение от Преосвященнейшего Иринея со внесением в формуляр (1903),
по прошению переведен на должность эконома ТДС (1906).
Участвовал в Богослужениях в лазарете Тульской общины Красного креста, помещавшимся в приходе Крестовоздвиженской церкви в доме Сафронова,
участвовал при совершении треб с причтом Успенского женского монастыря при лазарете Союза Городов в доме имени Императора Александра III (1916).
Выборный уполномоченный от Тулы на экстренных съездах духовенства (1917) по делам: избрания епископа на Тульскую кафедру и выборах депутатов на Всероссийский съезд в Москве.
Состоял депутатом на Всероссийском съезде в Москве.


Источник:
Тульский Синодик. Тульская епархия (1558 – 2009) / Авторы-составители Георгиевская Т.В., Петрова М.В. – Тула: АСТРА-ПРИНТ, 2010. С. 196.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29651
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31599
Моисеев Александр Иванович
(07.08.1869 – ?),
протоиерей церкви во имя Александра Невского при мужской гимназии (1896 – 1917), в Богородицерождественском храме в Гончарах (1917 – 1925).
И.д. благочинного церквей по 1-му округу Тулы (1905),
член Православного Палестинского общества (1905),
член комитета по благоустройству Всехсвятского кладбища (1907),
цензор ТЕВ (1907),
член Совета Братства Иоанна Предтечи (1905).
Назначен вести беседы с воинами 76 и 77 запасных баталионов, расквартированных в Туле (1915).
Учитель Тульской мужской гимназии.


Источник:
Тульский Синодик. Тульская епархия (1558 – 2009) / Авторы-составители Георгиевская Т.В., Петрова М.В. – Тула: АСТРА-ПРИНТ, 2010. С. 278.
---
Знания - сила
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9562

avust написал:
[q]

ИнокКент написал:
[q]

А что в самой метрической книге? По каждому таинству, по каждой требе в предпоследней графе метрической записи должен был указываться священник, их отправлявший. Каждую запись должен был подписывать полный наличный состав причта.
[/q]

Да в том то и дело, что несколько месяцев подряд в метрической книге только дьякон расписывался, а соответствующие колонки с причтом - пусты. Получается, он и крестил, и отпевал?
[/q]


А бракосочетания? Там есть одинокая подпись дьякона, или их в этот период не было вообще?
Крещение, хоть оно и "таинство", мог, как известно, совершать не только священник (и даже не только священнослужитель, т.е. и дьякон), но любой православный человек. Десятки раз встречалась в метрических книгах запись типа: "по слабости рождения окрещён повивальной бабкой".
Отпевание - вообще не таинство. Возможно, дьякон как рукоположенный священнослужитель в экстренных случаях мог обойтись без иерея. А у вас случай экстренный - дальше некуда.
А вот венчание требовало именно священства, совершать его "единолично" дьякон, скорее всего, не имел права.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (3)
Amanda777

Amanda777

Москва
Сообщений: 711
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 491

avust написал:
[q]

Да в том то и дело, что несколько месяцев подряд в метрической книге только дьякон расписывался, а соответствующие колонки с причтом - пусты. Получается, он и крестил, и отпевал?
[/q]

А вы какой экземпляр МК смотрели приходской или консисторский? Я встречала по своим приходам такую историю, что консисторский экземпляр был заполнен полностью как полагается со всеми подписями, а приходской экземпляр через пень колоду, практически как черновик и многих подписей не хватало.
---
Дневник https://forum.vgd.ru/7787/
Озерецковские, Рыбаковы, Малышевы, Качурины, Трушины, Добромысловы, Старковы, Матвеевы, Поляковы, Козыревы, Долговы, Крыловы, Мрыгины, Жадрины, Хорошаевы, Борисовы, Людмиловы, Касаткины
Лайк (3)
avust

avust

Сообщений: 854
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 664

ИнокКент написал:
[q]
А вот венчание требовало именно священства, совершать его "единолично" дьякон, скорее всего, не имел права.
[/q]
С браками та же история, много месяцев подпись одного только дьякона. Вот тут даже сам благочинный отписался, на той же странице, где одинокая подпись дьякона под записью о браке.


Amanda777 написал:
[q]
А вы какой экземпляр МК смотрели приходской или консисторский?
[/q]
Точно не знаю, но в моем случае нашёлся только один экземпляр. Есть оба экземпляра за несколько более ранние годы, там все в порядке с подписями в обоих версиях.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1111 1112 1113 1114 1115 * 1116 1117 1118 1119 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈