Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6140 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8549 | Наверх ##
11 мая 2016 13:04 G_Spasskaya написал: [q] А в вашем случае вы уже знаете, что место предоставлено не было. Значит - либо пенсия, либо...? Не могли её исключить из духовного звания? После смерти мужа вы её по ревизиям не проследили?[/q]
ABY написал: [q] При мизере информации, которой Вы поделились, этот вопрос не имеет ответа.[/q]
Друзья мои, да кроме метрик, источников никаких нет, и информацию приходится больше домысливать. Это жена одного из племянников моей пра... Точный возраст неизвестен, знаю, что мужу на момент смерти было 23, значит, и она примерно тех же лет. Откуда родом, неизвестно, т.к. венчались не в этом приходе. Теоретически, в фонде консистории могло быть дело о рождении вдвой незаконного ребенка, но только, кроме описи, от фонда этих лет ничего не осталось. Место дьячка было сразу же занято выпускником духовного училища. Судьба вдовы с незаконным ребенком мне интересна не только как частный случай, но и как прецедент. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2686 | Наверх ##
11 мая 2016 13:33 11 мая 2016 13:53 elena_krd написал: [q] Понятно, что статистики никто такой специально не ведет. Серьезные статистические выкладки на кусок диссера потянут. [/q]
По состоянию на 1850 год в городе Тобольске было 15 церквей. Из этих 15 , в четырех церквях просвирнями были мещанки. При этом одна! занимала должность сразу в ДВУХ церквях! В 25% - это были мещане. Итак четыре места - три мещанки. Из этих трех - только две были вдовами. Одна была действующей женой (во всяком случае записи, что она вдова отсутствует). Наверно все выше перечисленные скрывают, что-нибудь подобное: Клировая ведомость села Карасульского Троицкой церкви. В должности просвирни вдова мещанская жена Ирина Васильева Тетюцких, 39 лет. Священнику - дочь. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17106 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8662 | Наверх ##
11 мая 2016 14:14 11 мая 2016 14:15 Atkara-EV написал: [q] Судьба вдовы с незаконным ребенком мне интересна не только как частный случай[/q]
Я могу предположить вариант, что молодая вдова церковнослужителя жила в невенчаном браке с отцом своей незаконнорожденной дочери. Так что возможно, её содержал отец её ребенка. По поводу пенсий лицам духовного звания и их вдовам в первой половине 19 века - не знаю, а военным и их вдовам в эти годы пенсии назначали. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7629 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4241 | Наверх ##
11 мая 2016 17:50 ABY написал: [q] - Значит - либо пенсия... Пенсия в 1826 г.? Осмелюсь поинтересоваться, это по какому же указу?[/q]
Возможно, я не очень верно выразилась. Возможно, надо было написать не "пенсия", а "пособие". Я имела в виду суть, что могли платить деньги из консистории, как это ни назови. Пример из ГАТО: "Дело о выдаче вдовам и сиротам Тульской епархии денежного пособия. 1822 - 1823 г." --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9588 | Наверх ##
11 мая 2016 18:16 gegrby73 написал: [q] только две были вдовами. Одна была действующей женой[/q]
Московский Собор 1551 года постановил - просфорницей может быть либо девица не моложе 50 лет, либо вдова. ABY написал: [q] Пенсия в 1826 г.? Осмелюсь поинтересоваться, это по какому же указу?[/q]
Только если часть дохода от должности или, например, пособие от общества вспомоществования вдовам и сиротам духовного звания. | | |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
11 мая 2016 19:06 5 июля 2016 8:43 Atkara-EV написал: [q] Теоретически, в фонде консистории могло быть дело о рождении вдвой незаконного ребенка, но только, кроме описи, от фонда этих лет ничего не осталось. [/q]
Очень печально. А ведь могло быть дело. Нам неизвестно, кто отец. Посторонний - это особый случай, но мог и тамошний церковник. Такое консистория разбирала. В ЦИАМ есть даже дело о растлении попом дочки дьячка, есть и об изнасилованиях. Елена, в моей практике был подобный случай, тоже с очень дальней свойственницей (детально не разбирал). Она была постарше Вашей, и дьяконицей. Не расстреляли ее, думаю, только языками полоскали заглазно. И обязательно отмечали в официальных бумагах. При этом двое из причта были в родстве с ее умершим мужем. Помогали ли материально? Не знаю. gegrby73, Вы не заметили, как отвлеклись от начального посыла. Эта статистика говорит только об одном - в упомянутых краях туго было в представителями/представительницами дух. сословия. Это как с гумусом в пустыне. В московской епархии мне подобное не попадалось. За 8 лет. А в одной Москве не 15 церквей. Впрочем, специально просвирнями не увлекался. Впрочем, и Вы не знаете происхождения Ваших просвирен-мещанок поколений на 5 вглубь... А мне известна куча церковников к старости слинявших в мещане. Преимущественно дьячки и пономари. Но и это неважно. А ВАЖНО то, что уверен на 99%: данная вдова не могла бы стать просвирней с такой "славой". Найдете аналогичный пример - буду признателен за просвещение. Согласитесь, на Шекспира не тянет, но интрига присутствует! G_Spasskaya написал: [q] Я имела в виду суть, что могли платить деньги из консистории, как это ни назови.[/q]
Вы не пытались сопоставить эти пособия со стоимостью тогдашней жизни? Я пытался - сдохнуть на них можно было от голода. Если не иметь дополнительного дохода или пожертвований. В селе сердобольные бабы помогали, а в городе - беда. К слову, из более позднего времени. Мой прадед (попович) был сравнительно видным чиновником в Рязани - периодически исполнял обязанности вице-губернатора. Умер в 1907. Оставил вдову (поповну) с 10 детьми. Только двое старших уже учили в ИМУ. Вдове положили пенсию в 428 рублей 85 копеек. После ходатайства губернатора пенсию увеличили до 1200 рублей (600 рублей вдове и детям 600 рублей). Это называлось: усиленный размер! Сравните величины! Atkara-EV написал: [q] Место дьячка было сразу же занято выпускником духовного училища.
[/q]
И все же, если есть возможность, все-таки приглядитесь к тамошнему причту - может открыться интереснейшее в смысле родства. Удачи! --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2686 | Наверх ##
12 мая 2016 0:56 12 мая 2016 0:56 ИнокКент написал: [q] Московский Собор 1551 года постановил - просфорницей может быть либо девица не моложе 50 лет, либо вдова.[/q]
Спасибо Кирилл за информацию. Если есть закон - значит его нарушали. Интересно только как часто --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9588 | Наверх ##
12 мая 2016 10:17 gegrby73 написал: [q] Если есть закон - значит его нарушали. Интересно только как часто[/q]
Среди моих персонажей просфорниц - не меньше двух десятков. Это только прямых, с боковиками, наверное, уже к полусотне. Поэтому я на них всегда "поглядываю". В шести епархиях. И ни одного - ни одного! - нарушения этого правила не встречал. Рекорд - просвирня в 27 лет. Но вдова. И назначена к церкви, где служил её старший брат. | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 744
| Наверх ##
13 мая 2016 8:59 Единственная оплачиваемая работа, которую могли предоставить вдове - печение просфор. В... "Положении о содержании бедных учеников уездных и приходских училищ и об образе призрения остающихся духовных сирот" [1808г] предлагалось "вдов бездетных и оставшихся с малолетними или увечными дочерями определять на места просвирнические", а в 1839г женщинам из других сословий было вовсе запрещено занимать эти места, поэтому теперь при отсутствии при какой-либо церкви подходящих кандидатур на место просфорни нуждавшаяся в пособии женщина из "духовных" могла переехать к этой церкви из другого места... Вдовы и престарелые могли просить для себя и своих незамужних дочерей пособия от попечительства о бедных духовного звания. Разработанный митрополитом Филаретом (Дроздовым) проект Положения об епархиальных попечительствах был высочайше утвержден в 1823г. Синод отпустил в фонд попечительства 150 тыс. руб., объявлен был сбор пожертвований... [Однако,] рассчитывать на пособие могли лишь очень немногие, а размеры пособий были мизерными. В 1834г в Ирбитском уезде получали пособие 9 семей, причем на каждого члена семьи приходилось от 20 до 60 рублей в год. Нарушение предписанных норм поведения могло лишить "сиротствующих" положенных им льгот... Крайней мерой наказания было исключение из сословия: дьячковская вдова Александра Попова была исключена "как опорочившая свое поведение беременностью". Необычной льготой, предоставленной только вдовам духовенства, было разрешение на торговлю...
[А.В. Мангилева. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века (на примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998.] --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9588 | Наверх ##
13 мая 2016 9:06 AK-63 написал: [q] В 1834г в Ирбитском уезде получали пособие 9 семей, причем на каждого члена семьи приходилось от 20 до 60 рублей в год.[/q]
В 1838 в Богородском уезде Московской губернии вдова священника с тремя детьми получала пособие от попечительства 18 руб. в год. На всех! | | |
|