Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 747
| Наверх ##
25 марта 2016 13:36 ИнокКент написал: [q] В советское время "дамам" было выгодно стареть. Пенсия-с. [/q]
Похоже на то, что не только дамам. Мой прадедушка-священник (уже в пожилом возрасте вынужденно перешедший на гражданскую работу) был, как считали все (включая родную дочь), 1873г.р., а по метрической записи оказалось, что 1879... --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9602 | Наверх ##
25 марта 2016 14:20 25 марта 2016 14:29 elena_krd написал: [q] Неужели "нетрудовой элемент" - попадья - смела рассчитывать в те годы на назначение ей пенсии?[/q]
Не знаю всех реалий. Может быть, не трудовой, а, например, по потере кормильца - не по мужу, а по сыну. Просто я с такими "финтами" дам 1930-х гг. уже сталкивался. Причём разных, и из рабоче-крестьянского слоя, и бывших дворянок, и кого там только не было... Это же Советская власть, какой бы ни был социально чуждый элемент, какой-то минимум могли дать, никого специально голодом не морили (что бы нам ни впаривали про "голодомор")... Кстати, Вы точных годов не указали. Я часто поминаю на разных ветках одну даму из моих персонажей, которая "перевернула" себе последние цифры года рождения с 1878 на 1887, омолодившись на девять лет. И так и прожила всю жизнь. А вот её сестра, 1882 г.р., наоборот, к концу жизни приписала себе 2 года - она была врачом, в 1941 осталась в оккупированном Симферополе и, судя по всему, таким образом избегала немецкой трудовой мобилизации. AK-63 написал: [q] Похоже на то, что не только дамам.[/q]
Разумеется. Просто у дам это куда заметнее, поскольку до 1917 они убавляли себе возраст в массовом порядке, а потом почти столь же массово начали прибавлять. В том числе и потому, что в молодости не предполагали, что в их жизни может появиться такая проблема: женщине реально уже 58, а по бумагам 52-53 и нужно продолжать работать. А сил уже нет. Желания тем более... | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 747
| Наверх ##
25 марта 2016 14:32 elena_krd написал: [q] Неужели "нетрудовой элемент" - попадья - смела рассчитывать в те годы на назначение ей пенсии? [/q]
Кстати, вопрос: а если, помимо всего прочего, она работала учителем в школе (что было вполне в порядке вещей), тогда как? --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
Эва Сообщений: 1355 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1618 | Наверх ##
25 марта 2016 14:33 Думаю, что в те времена могли и не помнить уже года рождения. Документы не имели такого значения как сейчас - ни шагу без паспорта. Выпись из метрики нужна была чтоб поступить учиться . Может и жениться.. И всё, больше не нужна. Не скажу, что у всех , но у многих дата рождения не совпадает с метрическими книгами, это да. А в позднее советское время стали требовать св-во о рождении для пенсии. | | |
Эва Сообщений: 1355 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1618 | Наверх ##
25 марта 2016 14:39 Борис Гузь написал: [q] женился на Ефросинии Михайловне Волковой, дочери священника Иоанно-Предтеченской церкви с. Харитоновка Прилукского уезда Михаила Титовича Волкова в 1882 г., или в январе 1883 г. (вероятно, даты по старому и новому стилю).[/q]
Старого-нового стиля тут быть не может. В декабре никого не венчали - пост. Так же как и весной, тут время подвижное, как и Пасха, в пост не венчали. Искать запись я бы стала в январе. | | |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11375 | Наверх ##
25 марта 2016 15:12 Кирилл! Я написала годы постом выше, на год ошиблась, правда, в истинной дате рождения (по памяти писала, простите). По бумажкам ФСБ - 1885 г.р. Окончание прадедом семинарии - 1886. Беларусь - это все НИАБ (через запросы), и МЕВ в сети нет. Поиск "полусказочный". Не стенаю, поясняю. Мозг себе и друзьям вынесла, что не могло ведь брака быть до окончания семинарии. Решили, что "А вдруг?". Уже после отрицательного ответа из НИАБ нашлась запись о рукоположении пра в 1887. Рождение таки нашлось - 28 декабря 1888 рождена, крещена 10 января 1889. Дальнейшая ситуация в 1940-м. Нетрудовой - она была домохозяйка (многодетная, и не учительствовала никогда), муж - "без определенных занятий, ранее был священником" (и уже успел свои первые 5 лет в Ухтпелаге отмотать). Сыновья на тот момент были все на месте (двое мальчиков пропадут без вести на фронте, когда матери-отца уже не будет в живых). Забрали их с мужем в конце 1940 практически на пару. Разматывать я начинала с этих справок ФСБшных. Пенсии потому в этой ситуации и не предполагала как-то... Сумбурно, простите, но править уж не буду. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9602 | Наверх ##
25 марта 2016 15:46 25 марта 2016 15:47 Лена! Может быть, прибавила годы, чтобы в ГУЛАГе иметь легальную возможность отказаться от работы? Я же говорю - реалий мы не знаем и уже вряд ли всё размотаем и прочувствуем. | | |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11375 | Наверх ##
25 марта 2016 15:53 Об этом я не подумала! Спасибо. Муж-то был уже "опытным", к сожалению. Написала безо всякого, в качестве несколько иного примера и сразу со всеми оговорками. Спасибо большое за выкладки и соображения! --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Борис Гузь долгожитель форума
Украина Сообщений: 759 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1219 | Наверх ##
25 марта 2016 16:02 ИнокКент написал: [q] Он же был псаломщиком и после венчания должен был быть рукоположен. Следовательно, на венчание он должен был испрашивать разрешение консисторского начальства. Кто бы ему дал такое разрешение, если родители невесты против?![/q]
В том то и дело, что священник Михаил Титович Волков не возражал против брака дочери. А мнение матушки в консистории могли и проигнорировать, если оно вообще учитывалось. Дала свое благословение по настоянию мужа, ну и все. Так что пришлось матушке строить “мелкие козни”, всячески препятствуя совместному проживанию новобрачных, но смирилась, упрочив материальное благосостояние дочери приобретением имения в селе Хаенки. И далее: [q] Внуки в данном случае физически не могли (!) помнить ничего кроме рассказов дедушек и бабушек. А аберрации - полвека спустя - возможны любые, смещения, наложения, сдвиги событий.[/q]
Действительно, обычно, все так и есть, но внук Евфросинии, Павел Навроцкий родился в 1916 г., проживал вместе с бабушкой в имении до 1930 г. Да и потом, когда семья сбежала из села, скрываясь от высылки в Сибирь, Евфросиния с 1935 г. проживала вместе со всей семьей в Днепропетровской области. Батюшка скоропостижно скончался еще в 1894 г., а их сын, Петр Навроцкий, умер в 1938 г. Павел Навроцкий принял всю заботу о семье на себя. Евфросиния умерла в 1976 г., а Павел Навроцкий - в 1985 г., на общение с бабушкой, да и с отцом, у него было достаточно времени, он успел написать воспоминания. Другой внук Евфросинии, Валентин Навроцкий, родился в 1929 г., в его воспоминаниях, написанных в 2002 г., действительно, только сведения от родственников, о деталях проживания семьи в Хаенках он знать не мог, но в основных деталях все совпадает. Павел и Валентин Навроцкие проживали в разных местах, вряд ли они могли согласовать свои воспоминания. Поэтому мнение об “аберрации, смещениях, наложениях, сдвигах событий” здесь вряд-ли уместно. С глубоким уважением. --- Ищу сведения о роде казацкого летописца Самойла Величко и дворянских родах лубенских и сумских Величко | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9602 | Наверх ##
25 марта 2016 16:12 25 марта 2016 16:17 Борис Гузь написал: [q] Поэтому мнение об “аберрации, смещениях, наложениях, сдвигах событий” здесь вряд ли уместно.[/q]
Я имел в виду "аберрации" и сдвиги памяти у рассказывающего, а не у записывающего. "Записаторы" в любом случае не были очевидцами событий, повествования о которых слушали с детства. По собственному опыту: когда я влип в такое хобби как генеалогия, начал с того, что сел, записал и систематизировал всё, что десятилетиями выслушивал от бабушек, двух умнейших, глубоко интеллигентных женщин с великолепной памятью. Сейчас могу с уверенностью констатировать - ни одна (!) деталь в их рассказах не была точной! "Широкие мазки", канва - это да. А все детали (которые мы так любим за "иллюзию достоверности") оказались полной туфтой. Как в "Мимино": "Нугзар, ну я сам не знал... Ну, падла буду!" Борис Гузь написал: [q] пришлось матушке строить “мелкие козни”, всячески препятствуя совместному проживанию [/q]
Вообще-то по тем временам - едва ли не подсудное дело. Жена обязана (!) была проживать с мужем в силу закона. Если отец дал согласие, "родительское благословение" (мнение матери при живом отце никого не интересовало)... Чтобы попадья пошла против воли мужа - нет, конечно, всяко бывало, но поверить в такое очень сложно. Мой внутренний цензор, сиречь "бритва Оккама", громогласно протестует. | | |
|