Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 630 631 632 633 634 * 635 636 637 638 ... 1208 1209 1210 1211 1212 1213 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 27
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
Rufina

Rufina

Киев
Сообщений: 1390
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8390
У моего пра... диакона Якова вообще грустная история.
В 1761 году он женился на поповой дочери Анне Петровой, которую я так и не отыскала. В 1762 году Анна умирает, и 28-летний диакон остается с сыном-младенцем Федором на руках. Подросшего Федора потом приняли в семинарию. Диакон пишет заявки, чтобы отдать сыну свое место, и уйти в Отрочь монастырь.
В 1782 году он уходит в монастырь, но в монахи не успел подстричься, так как у сына были какие-то проблемы с диаконским местом. Якова отпускают из монастыря, и он возвращается в село на место диакона. А через 2 года снова уходит в монастырь и принимает пострижение. А Федор служит диаконом, потом священником, но уже в другом селе.
---
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников

Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7630
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4241

ИнокКент написал:
[q]
Целый том одной из описей Коломенской консистории посвящён делам о назначениях, священники - отдельный раздел, дьяконы - следующий.
О чём это я? О том, что опись почти вся посвящена делам о выдаче ставленных грамот - фактически, "лицензий на право ведения профессиональной практики" - священникам и дьяконам. Но примерно пятая часть дел - выдача епитрахильных и орарных грамот овдовевшим священникам и дьяконам, поскольку для вдовца священнослужение требовало отдельного, специального разрешения.
Очень удобный инструмент "подсечь" точную дату смерти жены, если по ревизкам не удаётся. Для "моих" персонажей получилось найти добрый десяток епитрахильных грамот (и пару орарных). Но ни одного следа "принуждения" к пострижению!
[/q]

Ээх! В ГАТО бы такое счастие, чтобы один том - да по назначениям!!! Да еще священники отдельно, диаконы отдельно...
А тут все в куче, в 15 томах, и почти без систематизации, где что попадется... Но жаловаться грех, по-моему, в 203 фонде ЦИАМ все гораздо хуже )))
---
Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 744

gegrby73 написал:
[q]
Может в Сибири желающих добровольно пойти в монахи не хватало, и таким образом штат монастырей наполняли.
[/q]

В исторической литературе по этой теме пишут, что до начала 18-го века монахами становились главным образом крестьяне, а потом власти взяли и запретили постригать кого бы то ни было, кроме вдовых священноцерковнослужителей и отставных военных (причем первые в монастырь откровенно не рвались, а какие монахи выходили из вторых - догадаться нетрудно)... Тогда же кстати, обезлюдело и закрылось множество монастырей, и чтобы сохранить хоть какие-то из них, церковное начальство и принимало соответствующие меры. Вот почему при всем при том ситуация в Сибири и центральной России столь явно отличалась - для меня загадка... Возможно, многое зависело от личной позиции конкретного архиерея.
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11373

AK-63 написал:
[q]
В исторической литературе по этой теме пишут, что до начала 18-го века монахами становились главным образом крестьяне, а потом власти взяли и запретили постригать кого бы то ни было, кроме вдовых священноцерковнослужителей и отставных военных (причем первые в монастырь откровенно не рвались, а какие монахи выходили из вторых - догадаться нетрудно)... Тогда же кстати, обезлюдело и закрылось множество монастырей, и чтобы сохранить хоть какие-то из них, церковное начальство и принимало соответствующие меры. Вот почему при всем при том ситуация в Сибири и центральной России столь явно отличалась - для меня загадка... Возможно, многое зависело от личной позиции конкретного архиерея.
[/q]

Сдается мне, Вы слишком вольно трактуете тогдашние реалии. Предпринималась попытка максимально сократить число монашествующих в целом. Вообще. Петром. Отсюда запрет на поступление в монастыри кому взбрендится из мирян. Запретить пополнять штаты монастырей вдовыми священниками государство не могло - а куда их девать? Пономарских мест на всех не хватит, не каждый, наверное, и пойдет. Поэтому, естественно, в законе приписывалось "запретить ... кроме вдовых попов..." (не цитата, мой пассаж). В отношении военных (солдат) была не совсем удачная попытка устроить жизнь тех из них, кто выходил в оставку и был, полагаю, одинок (стар, увечен, одинок).
Когда переменилось - не скажу. Нужно разбираться. Пока это в мои планы не входило.
Почитайте историю церкви (у Знаменского очень доходчиво описано), законы РИ, в учебниках по церковному праву найдете отсылки на нужные.
У Вас, уважаемый AK-63, замечательная манера упоминать историческую литературу без указания, какую именно. Откуда Ваши примеры? На какую литерутуру Вы отсылаетесь?
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 744
Уважаемая Елена!
Что-то я не могу понять, почему моя трактовка является вольной, а Ваша - нет (особенно с учетом отсутствия между нами сколько-нибудь принципиальных разногласий)! Единственное, что у меня вызывает возражение - это Ваш вопрос насчет того, куда девать вдовых священников. - Да никуда не девать, оставлять на своем месте (как это и делалось в последующие эпохи)! И при чем тут пономарские места?
Насчет исторической литературы для начала, к примеру, могу назвать вот эту книгу: http://books.academic.ru/book....ой+епархии . Кстати, частично она выложена в Интернете. К тому времени, когда Вы ее прочитаете, постараюсь подобрать что-нибудь еще...
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
feliciya2

feliciya2

Сообщений: 276
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 418

Nikolay_Ch написал:
[q]
Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы.
[/q]

Nikolay_Ch, читайте внимательнее, вступать в брак в любое время могли только церковнослужители. Священнослужители (священники и диаконы) - могли жениться только до посвящения в сан. А вообще, в интернете масса информации на тему "белых" и "черных" священников, об их различиях, правах и обязанностях, в т.ч. о браке.
---
Интересуют священнослужители Фелицыны, Беляниновы, Отрадинские, Калинины, Посниковы, Батурлины, Любимовы, Веселовские, Лебедевы из Московской губ.; крестьяне Резвяковы из Тверской губ.; крестьяне Разины, Гурьяновы, Соболевы, Сигулёвы из Саратовской обл.
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11373

AK-63 написал:
[q]
И при чем тут пономарские места?
[/q]

Не верно выразилась, простите. - дьячковских. Вдовый поп мог "просить" "понизить" его до дьячка, которому второй брак не возбранялся. И остаться при церкви. Не смел только (запрещалось) надевать во время службы стихарь.
http://books.google.ru/books?i...mp;f=false
Миллионы извинений перед Вами и приведенной книгой, но современных писаний на тему читать не стану. Есть Беллюстин, есть Розанов, Знаменский доходчиво излагает, по его статьям искать нужные законы в полном собрании не составляет труда.

Перед тем, как ответить Вам (предыдущий мой пост), не в современную книгу заглянула, а полистала законы РИ.

Почему спросила? Одно дело прочесть в книге самому, другое - услышать пересказ, пусть даже самый хороший. Приведи Вы сразу отсылки - вопросов бы не возникло.
Надеюсь, теперь Вы понимаете, что я имела в виду?
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7630
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4241
Среди большого числа попадающихся в описях дел типа "Дело о смерти священника/диакона ХХХ", "Дело об установлении опеки над семьей/имуществом умершего священника/диакона ХХХ" пытаюсь найти о своем предке. Не нахожу... Вопрос: может ли это быть потому, что он не имел на момент смерти своего дома (т.е. имущества, которым надо было распорядиться)? Незадолго до смерти ему выделили землю для постройки, но мог не успеть построить...
Хотя - ведь был несовершеннолетний сын, ученик духовного училища, значит, дело точно должно было быть?
---
Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2528
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9589

G_Spasskaya написал:
[q]
"Дело о смерти священника/диакона ХХХ", "Дело об установлении опеки над семьей/имуществом умершего священника/диакона ХХХ"
[/q]

Опять же - только по собственному опыту.
"Дело о смерти" - почти всегда ситуация, когда вакансия придерживалась, на неё "объявлялся конкурс" и она довольно долго простаивала. Если же кандидат был готовый, то материалы о смерти предыдущего священника (включая его ставленную или епитрахильную грамоту) откладывались в деле об определении к месту его преемника.
"Дело об установлении опеки" - тоже не универсальное. Консистория вмешивалась в тех случаях, когда имущество реально нуждалось в опеке. То есть когда оставались только несовершеннолетние дети, принадлежавшие к духовному ведомству, и не было вдовы или совершеннолетнего сына как "автоматического душеприказчика". Если, например, вдова уже вступила во владение имуществом после покойного мужа, в том числе в интересах их общих несовершеннолетних детей - консистории "открывать дело" совершенно незачем.
Nikolay_Ch

Nikolay_Ch

Москва, Россия
Сообщений: 984
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 384

feliciya2 написал:
[q]
Nikolay_Ch, читайте внимательнее, вступать в брак в любое время могли только церковнослужители. Священнослужители (священники и диаконы) - могли жениться только до посвящения в сан. А вообще, в интернете масса информации на тему "белых" и "черных" священников, об их различиях, правах и обязанностях, в т.ч. о браке.
[/q]

Я вообще-то уже согласился... И цитата не моя.
---
Чапкины (Орл.+Тул. губ.), Орловы (Мог. губ.), Тиуновы (Смол. губ.), Эренсы(Орл. губ.), Мочаловы (Арх. губ.)
Закроевы, Озорнины, Ковалевы, Беликовы, Селедкины, Абрамовы, Корнеевы, Леоновы, Макаренковы, Черезовы
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 630 631 632 633 634 * 635 636 637 638 ... 1208 1209 1210 1211 1212 1213 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈