Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 236 237 238 239 240 * 241 242 243 244 ... 1214 1215 1216 1217 1218 1219 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 30
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
galinaS

galinaS

Казань
Сообщений: 6678
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 6139
ABY
Вы совершенно правы. В этих клировых можно найти и послужной список Иоанна и сведения о рождении его детей.
---
http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.

Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно
Uliana1a1a1
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3
Здравствуйте!!!!!!!
я являюсь правнучкой Марка Петровича Снегирева.
Моя бабушка его дочь,живет в Мариинске в д.2 Пристань, это она попросила найти информацию об отце.
Мне бы тоже было интересно узнать.
milira

Рига - Вильнюс
Сообщений: 4767
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2351
Добрый день! Скажите пожалуйста, велся ли учет священников, лишенных сана? И где можно посмотреть?
---
Зибров,Беленко, Коротченко,Истомин, Мачильский, Коробов, Беглецов, (Владикавказ)
Милевич, Желабовский, Драгун,Юхневич, Блажец,Народовский, (Польша, Беларусь)
Севрюков (Белгородская область) Жданов(Чита, Вятка), Благирев ( Чита, Курская обл, Амурская обл.)
ygv

ygv

Санкт-Петербург
Сообщений: 12807
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9791

milira написал:
[q]
Скажите пожалуйста, велся ли учет священников, лишенных сана? И где можно посмотреть?
[/q]

О священниках,лишённых сана,материалы могут быть:
-в областных архивах (фонды епархий и консисторий);
-в выпусках епархиальных ведомостей соответствующих епархий и лет.
Огромный пласт архивной работы.Удачи !
tatiana-grigor2008

Тюмень
Сообщений: 1294
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 183
О. игумен Феодосий

Гулко, среди мертвой зимней тишины и безмолвия, въ 3 ч. ночи 30 ноября с. г., разнесся надъ спящимъ с. Абалакскимъ заунывный благовестъ монастырскаго колокола; проснулся потревоженный не въ обычное время произведеннымъ звономъ, спавший людъ, захрустелъ снегъ подъ ногами обывателей, поспешившихъ со всехъ сторонъ къ белевшимъ вдали монастырскимъ стенамъ, хлынула въ открытый настежъ монастыркия ворота пришедшая узнать о причине неурочнаго звона толпа и, въ благоговейномъ молчании, какъ одинъ человекъ, обнаживъ головы, осенила себя крестнымъ знамениемъ, когда ей сообщена была причина звона —грустная весть о смерти о. игумена Феодосия, настоятеля Абалакскаго Знаменскаго монастыря.

Кто не только что изъ пришедшихъ, но и изъ всехъ живущихъ въ Абалаке и вблизи его, не зналъ о. игумена Феодосия? Кто не былъ свидетелемъ его неутомимой деятельности, неутомимыхъ трудовъ? Кому не была известна его всегдашняя готовность придти на помощь и этимъ, обездоленнымъ и обойденнымъ, всегда толпившимся въ его приемной и всегда получавшимъ щедрое подаяние, и со словомъ утешения и ободрения—темъ, которые нуждались въ нихъ? Всякий, кто бывалъ въ святой обители, кто изливалъ предъ чудотворнымъ образомъ Абалакской Божией Матери, находящимся въ обители, свои скорби и горе, виделъ, несомненно, или въ церкви или вне ее, - въ ограде монастыря, — о. игумена Феодосия, всегда деятельно хлопотавшаго, всегда лично наблюдавшего за производившимися въ монастыре работами; виделъ его всюду, где необходимъ былъ хозяйский глазъ, опытная руководящая рука: и около горна монастырской кузницы, и около плотничьего верстака въ столярной, и на подмосткахъ строящейся монастырской гостинницы. Не было, кажется, въ обширной монастырской ограде такого уголка, въ который не заглянулъ бы многократно въ течение дня о. Феодосий, такого дела, въ которомъ не нринялъ бы онъ личнаго участия. Всегда при деле и въ хлопотахъ видели его посещавшие монастырь и такимъ, во время частыхъ своихъ посещений Абалака, виделъ его всегда и пишущий эти строки.

Входя лично самъ во все отрасли монастырскаго хозяйства, изыскивая и средства и людей для осуществления своихъ благихъ намерений, неуклонно стремясь къ достижению разъ намеченнаго, обладая незаурядной энергией и твердымъ, неостанавливавшимся предъ препятствиями, характеромъ, покойный, в незначительное, сравнительно, время управления монастыремъ, въ течение пяти съ половиною лет, сумелъ, со стороны внешняго благоустройства, сделать много полезнаго для Абалакскаго монастыря,—для той обители, о переименовании которой въ женскую, въ виду внутреннихъ безпорядковъ и внешняго неудовлетворительнаго состояния, при бывшемъ Тобольскомъ преосвященномъ епископе Иустине, было возбуждено предъ Святейшимъ Синодомъ соответствующее ходатайство. Если последнее не было удовлетворено, то благодаря митрополита Палладию, ныне также почившему, указавшему на бывшаго лично ему известнымъ о. Феодосия, какъ на человека, могущаго, но словамъ митрополита, „поставить Абалакский монастырь такъ какъ монастырь долженъ стоять".

Такъ состоялось назначение о. игумена Феодосия на должность настоятеля Абалакскаго монастыря.
Трудъ не легкий предстоялъ новому о. настоятелю въ томъ монастыре, о которомъ столь нелестный отзывъ данъ былъ Святейшему Синоду местным епархиальнымъ преосвященнымъ; нужно было иметь чисто иноческое самоотверженное послушание, что бы, безпрекословно повинуясь приказанию, заведомо идти на встречу неприятностей и огорчений, на многотрудный, предстоявший подвигъ. Дрогнуло, быть можетъ, сердце почившаго, когда, по npиезде въ Абалакъ, увиделъ онъ безотрадное положение той обители, привести которую въ должный видъ онъ былъ посланъ: здесь, в зимнемъ монастырскомъ храме, давно уже требовалъ капитальнейшаго ремонта обветшавший полъ; тамъ слышались жалобы богомольцевъ на тесноту помещения монастырской гостинницы; тутъ татары, живущие вблизи монастыря, самовольно завладели монастырскимъ угодьемъ—-сенокосной землей, и на томъ основании, что до завоевания Сибири Ермакомъ вся страна Сибирская принадлежала имъ, не уступали обратно монастырю его угодья; въ ведении и самого монастырскаго хозяйства замечались довольно значительные непорядки, требовавшие немедленнаго устранения.

Живо откликнулся покойный на настоятельныя нужды обители, горячо взялся за порученное ему дело ея благоустройства: немедленно имъ изыскиваются материальныя средства, ремонтируются церкви и монастырь, сооружаются кирпичные сараи, возводится огромнейшая двухъ-этажная каменная гостинница, на половину достроенная въ настоящее время, выписываются усовершенствованныя сельско-хозяйственныя орудия, покупается за сходную, недорогую плату недалеко отстоящая отъ монастыря заимка, отбирается отъ татаръ незаконно присвоенная ими монастырская земля, устанавливается строгий контроль въ монастырскомъ хозяйстве и всюду, где таковой являлся необходимымъ. Къ устранению внутреннихъ безпорядковъ также принимаются меры— строгия, суровыя, — и не вина почившаго, что даже и оне оказывались, порою, не действительными. Нельзя, къ сожалению, въ краткомъ некрологе, не злоупотребляя местомъ, не говоримъ,—воспроизвести полную картину пяти-летней деятельности почившаго, но и перечислить все то, что, при неутомимой энергии покойнаго, имъ было сделано для обители въ незначительный периодъ времени управления ею.

Трудъ безъ отдыха, работа безъ устали пошатнули крепкое отъ природы здоровье почившаго, расшатали его могучия силы. Трудно было узнать въ часто прихварывавшемъ, немощномъ старце, какимъ за последнее время своей жизни былъ покойный, прежняго бодраго, энергичнаго деятеля: на смену живой, иногда искрившейся юморомъ, иногда полной добродушия, но всегда разсудительной, речи явилась болезненная раздражительность — неизбежный спутникъ недуговъ; обезсилела рука, неусыпно бодрствовавшая, твердо управлявшая монастыремъ; изменили и силы, здоровье, энерия. Грустно становилось на душе, когда слабый, прерывавшийся отъ кашля, бывший такъ недавно мощнымъ, голосъ все чаще и чаще напоминалъ братии монастыря о необходимости поспешить съ таинствомъ елеосвящения, которое, наконецъ, въ первыхъ числахъ ноября месяца и было совершено надъ нимъ; тяжело было видеть угасавшия съ каждымъ днемъ все более и более силы почившаго, не покидавшаго до самой смерти трудъ управления монастыремъ и обычныхъ, по должности благочиннаго монастырей, обязанности коего онъ несъ на себе, занятий. Лишь только смерть, къ встрече которой онъ приготовился, многократно исповедавшись и приобщившись Святыхъ Таинъ, заставила его прекратить свою деятельность, крепко, на веки, сложить на груди такъ много полезнаго сделавшия для обители руки.

Помянетъ, несомненно, добрымъ словомъ почившаго и вся Тобольская eпapxия за труды его по устройству въ 1893 году въ г. Тобольске епархиальнаго свечнаго завода. Последний, после устроеннаго въ Александро-Невской лавре свечнаго завода, былъ вторымъ, надъ деломъ устройства котораго почившему пришлось потрудиться.

Почивший, въ миpe Феодоръ Фаддеевъ Ивановъ, происходилъ изъ мещанъ Смоленской губернии и, оо окончании курса въ уездномъ училище, поступилъ въ 1858 г., 17-ти легь, въ Соловецкий монастырь, где по 1861г. находился на послушании въ слесарской мастерской, а съ 1861 г. по 1878 г., по получении свидетельства па звание машиниста, исправлялъ должность машиниста на Соловецкихъ пароходахъ. Въ 1872 г. постриженъ въ монашество, въ томъ же году рукоположенъ въ иеродиакона, въ 1874 г. въ иepoмонaxa, а въ 1881 г., по прошении, перемещенъ въ Троице-Сергиеву пустынь. Въ 1884 г. награжденъ набедренникомъ, въ 1886 г. получилъ благословение Святейшаго Синода, въ 1888 г. переведенъ въ братство Александро-Невской лавры, где въ томъ же году было поручено ему устройство лаврскаго свечнаго завода, заведование имъ и надзоръ за производствомъ водопроводныхъ работъ.

Въ 1893 г. 2 июня назначенъ, указомъ Святейшаго Синода, настоятелемъ Абалакскаго Знаменскаго монастыря, въ томъ же году награжденъ наперстнымъ крестомъ и палицею, съ возведениемъ въ санъ игумена. Въ 1893 году избранъ былъ съездомъ духовенства Тобольской eпapxии на должность члена комитета по устройству въ г. Тобольск епархиальнаго свечнаго завода, а въ 1897 г. назначенъ благочиннымъ монастырей Тобольской епархии, мужскихъ и женскихъ. Покойный имелъ отъ роду 58 летъ.

Накануне погребения, 1 декабря, въ 6 ч. вечера, въ присутствии прибывшаго отдать последний долгъ почившему Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Антония, епископа Тобольскаго и Сибирского, последовалъ выносъ тела почившаго изъ настоятельскаго корпуса въ монастырскую церковь. Въ церкви, но приносе тела, совершена была Его Преосвященствомъ, при участии npoтoиepea Н. Скосырева и братии монастыря, заупокойная всенощная, а на другой день, 2 декабря, при большомъ стечении народа, заупокойная литургия и обрядъ отпевания. Предъ почившемъ было произнесено Его Преосвященствомъ глубоко прочувствованное надгробное слово, а при окончании отпевания, предъ „ последнимъ целованиемъ", А. М. Карпинскимъ надгробная речь. Похороненъ почивший противъ алтаря летней монастырской церкви.
Да будетъ почившему, неустанно трудившемуся, непостыдно делавшему свое дело, Вечная память!

ТЕВ №24 1898г


Комментарий модератора:
объединены идущие подряд три сообщения одного автора

---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008

Тюмень
Сообщений: 1294
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 183
Священник Иоанн Юрьевский

21-го июня 1899г въ 12 часовъ дня, волею Божиею, скончался на 54-мъ году своей жизни священникъ Михайло-Архангельской церкви села Шмаковскаго, Курганскаго уъзда, о. Иоанн Юрьевский. Смерть почившего была смертию истинного христианина. Въ течение своей продолжительной и тяжкой болезни (покойный умеръ отъ чахотки, развившейся какъ результатъ запущённаго катаррального воспаления легкихъ), о. Иоаннъ многократно исповедался и принимал св. Тайны отъ священниковъ оо. А. Павлинова, И. Желницкаго и М. Бирюкова, былъ соборованъ и неоднократно выслушивалъ канонъ на исходъ души. До самой минуты своей смерти покойный находился въ сознании и твердой памяти: даже за часъ до смерти,он подписалъ одну деловую бумагу и давалъ советы по церковно-приходскимъ деламъ. Въ минуту смерти почившего по Божию промышлению о немъ неожиданно и безъ приглашения со стороны причта и родственниковъ почившего, прибылъ въ с. Шмаковское священникъ Д. Тутолминъ, который отеръ усопшего елеемъ, облачилъ въ священническия одежды и отслужилъ по немъ первую панихиду.

Чинъ погребения совершали 24 июня священники сел: Чесноковского Михаилъ Бирюков, Камышевского -- о. Виктор Ягодинский, Утятскаго -.о. Димитрий Тутолминъ и Ключевского - о. Александр Павлиновь съ местнымъ диакономъ Евгениемъ Рычковымъ, По окончании литургии, предъ началомъ отпетия священникомъ Тутолминым произнесено приличиствующее случаю слово.

Покойный родился въ Московской eпapxии, где окончил полный семинарский курсъ и где в 1871 году былъ рукоположенъ Игнатием, епископомъ Можайскимъ, во священника. Въ 1876 году онъ перешелъ на службу въ Тобольскую епархию, но въ 1S81 году вследствие болезненного состояния вышел за штат и находился вне штата до 1889г, когда снова был определен в село Гладковское, Курганского уезда. Находясь за штатомъ, покойный о. Иоанн, имелъ жительство въ Москве, где состоялъ на частной службе при некоторых столичныхъ церквахъ, былъ законоучителем некоторыхъ частныхъ пансионов, велъ внебогослужебные праздничные coбеседования на некоторых заводах и фабриках с мастеровыми и проходил в должности присяжного священника при камере мирового судьи Пятницкого участка.

Въ с, Шмаковское покойный былъ переведенъ согласно npoшению въ 1890 г. Изъ наград, доступныхъ сельскому духовенству, покойный имел набедренник, скуфью и камилавку. Служба почившего въ тех приходахъ, куда онъ былъ определяемъ, не проходила безследно. Особенное внимание почивший обращалъ на благоустройство храма и школы. Так, въ с. Гладковскомъ где почившемъ была ремонтирова церковь (которая въ I896г къ сожалению, сгорела) и было выстроена, новое, более обширное, здание для школы, на постройку котораго о. Иоаннъ израсходовал, не мало своих собственныхъ средствъ.

Въ с.Шмаковскомъ была при почившемъ, по его инициативе, выкрашена деревянная церковь какъ внутри, такъ и снаружи. —Въ умственномъ отношении почивший былъ человекъ просвещенный: после него осталась обширная (для сельскаго священника) библиотека, состоящая изъ ценныхъ научныхъ изследований въ области богословия, философии, церковной истории и филологии (покойный былъ знатокъ древне-еврейского и халдейского языковъ).

Для села Шмаковскаго служба здесь покойного о. Иоанна имеетъ весьма большое значение. Здвсь онъ сделалъ то, что выпадаетъ на долю весьма и весьма редкого священника. Понимая, какое значение въ религиозной жизни человека имеетъ поклонение св. мощамъ и чудотворнымъ иконамъ и зная въ тоже время, что далеко не каждый человекъ имеетъ возможность предпринять далекое путешествиe для поклонения св. мощамъ или чудотворнымъ иконамъ, о. Иоаннъ решилъ ходатайствовать, при содействии одного весьма близкого къ нему лица, о прибретении въ свою приходскую церковь части св. мощей Варсонофия, казанского чудотворца. Получивъ отъ преосвященнейшего Антония, епископа Тобольского и Сибирского, разрешение ходатайствовать о мощахъ предъ кемъ следуетъ, о. Иоаннъ обратился съ прошениемъ о даровании части св- мощей къ преосвященному Антонию, епископу Чистопольскому, который состоитъ настоятелемъ Казанскаго Спасского монастыря, гдъ нетленно почиваютъ мощи святителя Варсонофия. Преосвященный Чистопольский изъявилъ свою готовность послужить столь благому делу. Но Богъ не судилъ о. Иоанну встретить столь редкую въ Сибири святыню: икона с частью мощей святителя Варсонофия прибудетъ въ с. Шмаковское лишь въ июле или августе сего года,—и тогда почившему будетъ въ приходе, где онъ приобрелъ всеобщую любовь и уважение, действительно вечная память!

ТЕВ №14 1899г


Комментарий модератора:
объединены идущие подряд два сообщения одного автора

---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008

Тюмень
Сообщений: 1294
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 183
Протоиерей Иоанн Иосифович Пономарев

Градо-Тобольский Воскрсенский храмъ, довольно обширный и вместительный, въ 13-е число июня едва могъ вместить въ стенахъ своихъ всехъ, желающихъ здесь помолиться. Это необычное стечение народа было следствием того, что влекло сюда всехъ искреннее и сердечное желание воздать последний долгъ вновь преставившемуся о. npoтоиеpeю И.И. Пономареву. Это нисколько не удивляетъ, а только радуетъ сердце всякаго, знавшаго почившаго, въ той уверенности, что добродетель, будучи тиха и скромна, невольно влечетъ.къ себе сердца людские. Таковые мысли невольно пришли намъ на умъ при входе въ храмъ, видя его наполненнымъ до тесноты народомъ. Хотя почивший желалъ избегнуть всехъ видимыхъ земныхъ почестей, однако при погребении его сказалось, что истинная любовь, какъ долгъ добродетели, не оставила его и съ усердиемъ проводила до места последнего покоя и не забудетъ помолиться объ упокоении души его въ селенияхъ небесныхъ, уготованныхъ Господомъ всемъ праведно жившимъ и благочестно почившимъ. Таковъ былъ и нашъ о. протоиерей, почивший о Господе въ 7и 1/4 часовъ пополудни 10-го июня, почти (безъ 18 дней) 70 летъ отъ роду.

0. Иоаннъ Иосифовичъ, сынъ диакона село Филинской церкви, Тобольскаго уезда, родился 28 июня 1829 г , 7-ми летъ отъ рождения онъ съ братомъ и сестрами остались круглыми сиротами: лишились сначала отца, а потомъ вскоре потеряли и мать. Богъ, питающий и птенцовъ врановыхъ, не оставилъ безъ Своей милости и этихъ сиротъ малолетнихъ: сыновей епархиальное начальство определило на казенный счетъ въ местное духовное училище, а дочерей умершаго о. диакона поместило въ Туринский женский монастырь.

Говорили и писали, что не легка была для питомцевъ жизнь въ семинарской бурсе, но она имела и свои хорошие стороны: приучала довольствоваться малымъ и скуднымъ, научала заботиться не о внешнемъ лоске, а о внутреннемъ благолепии души и чистоте сердца, научая скромности въ обращении и покорности въ жизни. Такъ смотрелъ на свою жизнь въ училищной и семинарской бурсе ныне почивший о. Протоиерей. Скорби и болезни въ начале детства, неудачи въ дальнейшей жизни приучили его къ молитве, усердной и продолжительной; вкусивъ сладостей ее, онъ не покидалъ ее до смерти, совершенствуясь и возрастая въ ней годъ отъ года своей жизни.

Будучи еще отрокомъ, онъ на себе испыталъ благотворность горячей усердной молитвы: учась въ 3 классе духовнаго училища, около полутора летъ онъ болелъ ногою, безвыходно находясь въ больнице, где неоднократно былъ подвергаем операциямъ, но безуспешно. Когда же, по болезненному его состоянию, хотели уволить его изъ училища, то онъ 8 числа июля месяца, хотя чрезъ силу, вышелъ изъ больницы на cеминарский дворъ и съ теплою, детскою. чистою молитвою притекъ объ исцелении къ Царице Небесной и, по милости Ея, тотчасъ же получилъ исцеление, въ день приноса въ Знаменский монастырь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Абалакскою.

Любовь къ почившимъ родителямъ внушила ему посетить свою родину — село Филинское, и на могиле ихъ помолиться объ упокоении души ихъ. Этою поездкою онъ опытно убедился въ милующей деснице Божией: возвращаясь съ родины своей, онъ плылъ въ лодке съ дьячкомъ Поповымъ, везшимъ своихъ детей въ училище. Внезапный порывъ ветра засталъ ихъ утлую ладью посреди р. Иртыша и почти всю захлестнулъ волною, и только благодаря сильному порыву ветра лодка была отброшена къ берегу, где и пошла ко дну, а находившиеся въ ней, стоя по поясъ въ воде, едва успели выдернуть малютокъ и подобрать свой незначительный запасъ и багажъ. Это обстоятельство случилось съ о. Иоанномъ, когда онъ учился въ философскомъ классе. Еще более укрепилась въ душе его вера въ промыслъ Божий, когда онъ, учась уже въ последнемъ, богословскомъ классе семинарии, чудесно былъ сохраненъ отъ потопления, возвращаясь въ Тобольскъ на лодке съ 8-ю своими товарищами изъ села Шишкинского, отстоящаго отъ города въ 20 вер. едва, не погибнувъ въ бурныхъ волнахъ Иртыша, при слиянии его съ Тоболомъ.

За вину эту начальство едва не уволило изъ заведения и о. Иоанна и его спутниковъ, но, видя ихъ раскаяние, помиловало, отнеслось къ нимъ не со всею строгостию, въ чемъ почивший виделъ особое къ себе благоволение Божие и исповедовалъ его милость. По окончании курса семинарии по 2 разряду, Иоаннъ Иосифовичъ 21 ноября 1852 года рукоположепъ в санъ священника, съ определениемъ къ село-Коркинской Троицкой церкви, Туринскаго уезда. Добрые задатки юности скоро сказались въ его пастырской жизни: усердие, ревность къ исполпению своихъ обязанностей, скромность въ обращении и искренняя молитва не замедлили принести свой благий плодъ. 29 июня 1859 г. о. Иоаннъ определенъ былъ и. д. благочиннаго Тавдо-Пелымскихъ церквей и, какъ способный и всегда исправный, утвержденъ въ должности благочиннаго въ томъ же году, каковую должность проходилъ 71/2 летъ и въ виду неоднократныхъ своихъ прошений, вследствие не особенно богатаго своего здоровья, дальнихъ и затруднительныхъ разъездовъ, уволенъ былъ отъ должности, съ перемещениемъ въ лучший материально приходъ село-Усениновской пророко-Ильинской церкви.

Какъ служилъ здесь о. Иоаннъ, объ этомъ лучше всего свидетельствуетъ следующий отзывъ.—23 июля 1871 г. преосвященный Ефремъ, въ бытность свою еще викариемъ Тобольской кафедры, посетилъ с. Усениновское, служилъ здесь литургию и о почившемъ ныне далъ такой отзывъ: „старший священникъ при сей церкви Иоаннъ Пономаревъ, священствующий съ 1852 г., хотя и во 2-мъ разряде- окончилъ курсъ, но какъ любознательный, чрезъ собственное, постоянное и разумное чтение богословскихъ книгъ, приобретаемыхъ имъ даже на собственное иждивение, онъ достигъ замечательной степени познания предметовъ богословскихъ и духовныхъ,— мне отрадно было съ нимъ побеседовать. Человекъ онъ степенный и серьезно смотритъ на свой священный санъ. Онъ заслуживаетъ особенного внимание со стороны епарх. начальства. Ему можно бы предложить держать экзаменъ на степень студента." (Выи. изъ пут. журн.) Въ виду такого отзыва 9 марта 1872 г. онъ быль перемещенъ къ Тобольскому кафедральному собору, но здесь служилъ недолго: 24 октября того же года переведенъ въ Иоанно-Введенский женский монастырь, съ возложениемъ на него должности учителя при местномъ училище девицъ духовнаго звания.

До высокопреосвященого Варлаама, устроившего это училище при монастыре и уже выбывшего съ Тобольской кафедры, дошли слухи, что вновь назначенный учитель, священникъ Пономаревъ, занимается „слабо", на что игумения Дорофея письмомъ своимъ, отъ 24 марта 1874г., отввчала: „смею уверить ваше высокопреосвященство, что дошедший до васъ слухъ совершенно ложенъ и есть не более, какъ произведение человека нечестнаго и по какимъ-либо причинамъ недовольного существующими порядками, каковыхъ личностей въ Тобольске было и есть не мало. 0. Иоаннъ Пономаревъ, напротивъ, служитъ какъ для монастыря, такъ и для училища съ такимъ горячимъ усердиемъ, какое въ нынешние времена и найти трудно. Не говорю о томъ, какъ сердечно радъ бы былъ монастырь, если бы въ обители были постоянно священнослужители, подобные о. Пономареву, скажу только о томъ, что училище такого учителя и законоучителя едва ли когда-либо найдетъ.

Вообще училище при о. Пономареве не упало ни въ научномъ, ни въ нравственномъ положении, напротивъ —значительно возвысило. Это всемъ здесь заметно. Это сознаютъ сами даже воспитанницы, откровенно высказывающие, что они при о. Пономареве более усовершенствовались въ знанияхъ, чемъ при его предшественнике, о.Попове В. Къ сожалению о. Пономаревъ въ минувшемъ феврале месяце, по совету своихъ родственниковъ, службу при монастыре и училище оставилъ и перешелъ священникомъ въ Тобольское военно-каторжное отделение. (Письмо 24 марта 1874 г.)

Действительно, о. Иоаннъ согласно прошению, 20 февраля 1874 года определенъ священникомъ въ Тобольское военное каторжное отделение, где и состоялъ до 7 июня 1888 года, когда былъ перемещенъ къ градо-Тобольской Воскресенской церкви. По выбору съезда духовенства, четыре трехлетия, съ 29 ноября 1877 г., проходилъ должность члена училищнаго правления и члена совета епархиальнаго женскаго училища съ 1881 но 1886 г. 18 мая 1888 г. возведенъ въ санъ протоиерея. При Воскресенской церкви почивший служилъ по 30 января 1892 г., когда, согласно прошению, по болезненному своему состоянию былъ уволенъ за штатъ. Оставаясь за штатомъ, о. протоирей не переставалъ частовременно служить литургию при Воскресенской церкви и совершать требы, заменяя сына своего, и особенно въ посты принимать къ себе на исповедь.

Много было у него духовныхъ чадъ среди гражданъ Тобольска и местнаго духовенства, уважавшихъ и почитавшихъ его за всегдашнюю скромность, честность, правдолюбие и незлобие: у обидящаго его самъ, но слову евангельскому, просилъ прощения. Кроме служения въ храме и совершения требъ церковныхъ, онъ состоялъ законоучителемъ при Александровскомъ детскомъ доме; за прохождение сей должности въ 1897 г. получилъ последнюю въ мире семъ награду, — отличие, — орденъ св. Анны 2-й степени.

Чувствовалъ почивший приближение смерти и заблаговременно готовился встретить ее во всеоружии христианскомъ: со дня Благовещения Пресвятыя Богородицы, когда совершилъ въ последний разъ божественную литургию, онъ сталъ усерднее готовиться къ переходу въ загробную жизнь: три раза былъ напутствованъ св. тайнами покаяния и причащения и однажды принялъ таинство св. елеосвящения. Заблаговременно приготовилъ все необходимое для своего облачения при погребении, завещая сыну своему, чтобы предъ гробомъ его не были несены награды и не было катафалка, этого, по словамъ его, торжества ада. „Пусть христолюбивые воины унесутъ мое тело въ могилу".
Почивший о. протоиерей жилъ и умеръ истиннымъ христнином, что очень ясно выразилось въ последнем посмертномъ, нижеследующемъ слове его.

„Миръ и благословение Божие молитвенно призывалъ и призываю на приснопамятныхъ мне духовныхъ сродниковъ моихъ: прихожанъ село-Коркинскихъ, село-Усениновскихъ, сестеръ Иoaннo-Введенской обители, на несчастныхъ затворниковъ въ узахъ и темницахъ и на васъ, отцы, братие, сестры и чада св. храма сего (прихожанъ градо-Тобольской Воскресенской церкви). Всемъ вамъ приношу сердечно-глубокое благодарение за вашу любовь ко мне, за вашу снисходительность къ моимъ немощамъ и слабостямъ, всвмъ вседушно желаю и земнаго долгоденствия и благоденствия, а паче всего желаю вамъ вечно блаженныхъ, пресветлыхъ радостей въ жизни загробной, въ которой, по особенному благодатному откровению Божиему, я убежденъ несомненно, такъ же, какъ и въ томъ, что есть солнце на небе, когда оно намъ и не светитъ.

Любезнейшихъ моихъ чадъ въ благодарныхъ моихъ чувствахъ и внучатъ всехъ обнимаю, и целую всемъ сердцемъ и (приветствую) всеми лучшими радостями жизни земной и вещественной, небесной и духовной. Призывая на всехъ васъ благословение Христово, я вручаю васъ,—судьбу вашу, всецело воле Божией, выну благой и премудрой, а также (поручаю васъ) покровительству Царицы Небесной, всегдашней моей заступнице и помощнице, особенно въ тяжелые часы искушений и нападений лукаваго, его привидений, страхований и приражений.

Кланяясь, прошу и умоляю всехъ, живыхъ и умершихъ уже, простите меня грешнаго, еели я кого обиделъ или оскорбилъ чемъ,— словомъ, деломъ и помысломъ, или послужилъ соблазномъ своими неблаговидными поступками, или своимъ нерадивымъ, холоднымъ и не-благоговейнымъ служениемъ, или недостаткомъ моей пастырской, отеческой любви. Я, съ своей стороны, хотя и не знаю и не помню обидевшихъ меня, прощаю сердечно всехъ и каждаго, кто меня осудилъ или похулилъ.

Искренно исповедуюсь предъ всеми: я крайне виновенъ предъ Богомъ. Онъ даровалъ мне жизнь и все потребное и лучшее для жизни. Онъ сподобилъ меня родиться и просветилъ меня въ православной спасительной вере Христовой; Онъ Самъ меня воспиталъ: я не помню ни отца, ни матери, не зналъ въ детстве и никого изъ родныхъ. Онъ же удостоилъ меня и высокаго дара священства и, устрояя мою дальнейшую жизнь, осчастливилъ меня всемъ и во всемъ. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя мое—имя святое Его. А я оказался ко всемъ милостямъ Его сугубо не благодарнымъ и остаюсь теперь безответенъ предъ Нимъ. Боже, милостивъ буди мне, грешному! Страшусь, чтобы мне не было сказано: „помяни, яко восприялъ еси благая твоя въ животе твоемъ".

Посему, обращаясь къ вамъ, боголюбезные отцы, братия и сестры, сродницы и знаемые, умоляю васъ всехъ —помогите мне вашими усердными молитвами, не забудьте меня въ вашихъ молитвахъ, церковныхъ и домашнихъ, когда молитесь ко Господу о помиловании вашемъ, потрудитесь воздохнуть и о мне, грешномъ, взывая къ Отцу Небесному: помяни, или упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего Иоаннa, и прости ему всякое согрешение, вольное и невольное, по велицей Твоей милости, ради крестныхъ страданий возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Mapии и всехъ святыхъ угодниковъ Твоихъ, или какъ знаете и умеете, только помолитесь ради Христа о моемъ помиловании, помяните меня молитвенно, и васъ всехъ да помянетъ въ свое время Господь Богъ во царствии Своемъ. Аминь".
Къ этому приписано: „Собственноручно писалъ 4 и 8 февраля 1899 года и прошу это духовное завещание прочитать въ церкви предъ моимъ погребениемъ, съ благословения Архипастыря, а настоятелямъ церквей —село-Коркинской, Усениновской, настоятельнице Иоаннo-Введенскаго монастыря послать для таковаго прочтения копии. Распечатать по моей смерти".

Литургия въ день погребения была совершена о протоиереемъ Н. Г. Грифцевымъ, въ сослужении о.иepoмoнaxa Моисея, о. Евгения Фениксова, о. ПI. Серебренникова и о. Александра Пономарева.
Предъ отпетиемъ было прочитано о. Е. Фениксовымъ это духовное завещание.
Прот. А. Грамматинъ.

ТЕВ №15,16 1899г


Комментарий модератора:
объединены идущие подряд четыре сообщения одного автора

---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14592
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 9015
tatiana-grigor2008
А зачем разбивать один некрологи на 3-5 сообщений - так ведь труднее отделять одну персону от другой?
tatiana-grigor2008

Тюмень
Сообщений: 1294
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 183
Уважаемый Konstantin Ivanov, у меня интернет на флешке, очень плохая связь и нужно успеть отправить, поэтому приходится разбивать на несколько сообщений, а еще я пишу "продолжение" и в конце -источник.
И если бы я хоть мелким шрифтом, хоть в 10 сообщениях получила информацию о родословной моих предков, хотя бы чуть-чуть, то я была бы безмерно рада этому.
С уважением Татьяна
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008

Тюмень
Сообщений: 1294
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 183
Протоиерей Eвгений Александровичъ Рещиков.

При умственномъ обозрении жизни и деятельности ныне почившего старейшего собрата нашего невольно, соглашаешься съ мнениемъ одного мыслителя, что обыкновенный человекъ въ обыденныхъ случаяхъ жизни бываетъ способнее и полнее, чем величайший гений (Шопенгауер).

Не одаренный отъ природы блестящими способностями, получивший не высокое образование, почивший сумелъ выдвинуться изъ
ряда своихъ сотоварищей, обладавшихъ лучшими природными способностями, благодаря своему труду, усидчивости и вниманию къ делу. Невольно приходитъ на умъ, что трудъ—великая сила,—усердие преодолеваетъ великие трудности и усидчивость достигаетъ тех благотворных результатовъ, которые недостижимы даже генио, нетрудолюбивому и неусидчивому. Такъ, и надеемся не ошибочно, привыкли мы смотреть на деятельность о. Евгения. Все онъ, бывало, осмотритъ тщательно, внимательно проверитъ и ни одно уклонение, даже малейшее, отъ законности не скроется отъ его опытнаго взора.

Умелъ, где нужно и должно, проявить свою власть и влияние; достигъ славы и чести безъ всякой протекции; приобрелъ уважение многочисленныхъ гражданъ, благодаря своей скромной жизни, усердной и продолжительной молитве общественной и примерно-трудолюбивой деятельности своей. Во всю свою служебную жизнь былъ на лучшемъ счету у епархиального начальства. Требовалось ли выяснить запутанное и многосложное дело, его обыкновенно поручали о. Евгению и онъ выполняет поручение, какъ нельзя лучше. Правда, он не спеша напишетъ, но изложит ясно и точно. Какъ бисеромъ унизываетъ опытная и усердная мастерица шовъ канвы, такъ и онъ яснымъ, твердымъ почеркомъ изложить дело и изъяснить его на листе бумаги. Не малыхъ безсонныхъ ночей стоили ему труды его. Сказанное теперь нами подтвердимъ биографическими сведениями о почившемъ.

0. npoтоиерей Евгений, сынъ дьячка, родился 5 декабря 1822 г. въ селе Новомъ, Тобольскаго уезда. Въ сентябре месяце 1833 года онъ поступилъ въ местное духовное училище. На первыхъ порахъ ученической жизни онъ встретилъ недостатокъ въ материальныхъ средствахъ: нетъ книгъ учебныхъ, нетъ пособий, а желане учиться есть: нужно обратиться къ помощи товарищей и прибегнуть къ ихъ доброте. Этотъ материальный недостатокъ съ юныхъ летъ приучилъ къ скромности и трудолюбию: нужно было просиживать ночи, чтобы приготовить урокъ, или пользоваться чужою книгою въ то время, когда другие, более обезпеченные сотоварищи, предаются детскимъ играмъ и забавамъ. Поневоле довелось, за недостаткомъ средствъ и бедностью родителя, не блистательно окончить семинарский курсъ и получить свидетельство 2-го разряда. Это было в 17-й день июля 1844 г

Беднякъ по средствамъ, представительный по наружности, решился предложить трудолюбивую руку и неизменное сердце 16-ти летней дочери одного изъ видныхъ въ то время священниковъ г. Тобольска Mapии Павл. Фокиной. Предложение было принято и вскоре, 27 августа 1844г., бракосочетание было совершено въ Михаило-Архангельской церкви, при которой промыслъ Божий судилъ новобрачному въ сане священника и протоиерея прослужить почти 36 летъ. Чрезъ месяцъ после бракосочетания Евгений Александровичъ въ томъ же Михаило-Архангельскомъ храме 26 сентября преосвященнымъ Владимромъ рукоположенъ въ санъ священника. Иереемъ Божиимъ мы видимъ сына дьячка на месте его родины, въ селе Новомъ, въ 120 вер. отъ губернскаго города. Но здесь не долго служить онъ: согласно прошению былъ перемещенъ къ село Кугаевской церкви, а потомъ, какъ аккуратного, трудолюбивого священника, его переводятъ въ г. Тобольскъ —къ Апостоло-Андреевской 12 сентября 1856г., а 5 ноября 1858 г.—къ Михаило-Архангельской.

Не будемъ теперь повторять и перечислять те должности и обязанности, который проходилъ почивший, почти 40 летъ прослуживший въ кафедральномъ городе. Сведения эти помещены вь № 19 нашихъ Епарх. Ведом, за 1894г., по случаю исполнившегося 50-летия безпорочной службы о. протоиерея Евгения. Присовокупимъ при этомъ, что почивший любилъ служить въ храме, служилъ продолжительно, и служба его не утомляла: идетъ, бывало, изъ храма после всенощнаго бдения домой и тихонько поетъ, Голосъ его до конца жизни сохранился приятный, свежий, мягкий. Учась въ семинарии, онъ пелъ некогда въ знаменитомъ хоре преосвященнаго Владимира и былъ всегда любителемъ и знатокомъ церковнаго пения. Покойный отличался простотою въ обхождении и радушиемъ: имелъ обыкновение каждаго, случайно къ нему пришедшаго во время обеда или чая, садить съ собою за столъ и угощать.

Въ 1894 г., по слабости силъ и здоровья, о. Евгений, согласно прошению, былъ уволенъ за штатъ и получилъ редкую награду для лицъ белаго духовенства — орденъ св. Владимира 3-й ст.
По выходе за штатъ старецъ npoтоиерей жилъ съ своимъ сыномъ, помогая изъ своей скудной 130-рублевой пенсии внукамъ своимъ. Последнее же время, съ благословения Архипастыря, он въ отдельной келии былъ помещенъ при Иоанно-Введенскомъ женскомъ монастыре, откуда изредка приезжалъ въ городъ. Одна изъ таковыхъ стала для него роковою. 9 августа раннимъ утромъ о. протоиерей на одной лошади съ провожатымъ отправился въ городъ за покупками. Купилъ немного обновъ и для своихъ внучатъ и сталъ возвращаться домой. Не захотел ехать дальнимъ путемъ, а вздумалъ подняться въ гору, чтобы сократить дорогу. Провожатый шелъ позади тележки, а покойный самъ сталъ править лошадью.

Въ одной изъ рытвинъ экипажъ опрокинулся и старецъ выпалъ изъ него. Сгоряча еще осенилъ себя крестомъ и сказалъ несколько словъ подъехавшей инокини и сбежавшемуся народу, по потомъ впалъ въ забытье и въ такомъ виде былъ доставленъ въ городскую больницу, где вскоре и скончался, имея отъ роду 76 лет и 8 месяцевъ.
Согласно желанию почившаго, по распоряжению Преосвященнейшего Антония, чинъ погребения былъ въ Михаило-Архангельской церкви г. Тобольска. Литургию совершалъ самъ Преосвященный, равно и чинъ отпетия, — на последнемъ участвовало все градское духовенство, въ числе 24 человвкъ — протоиереевъ и священниковъ, —при столь громадномъ стечении народа, что весьма обширный храмъ не могъ вместить всехъ, желающихъ воздать последний долгъ старцу-труженику и молитвеннику.
Вечная память!

ТЕВ №20 1899г


Комментарий модератора:
объединены идущие подряд два сообщения одного автора

---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 236 237 238 239 240 * 241 242 243 244 ... 1214 1215 1216 1217 1218 1219 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈