Генеалогия священников
Общая тема
| Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 30 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6196 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8668 | Наверх ##
1 июня 2015 20:50 1 июня 2015 22:00 Коллеги, прокомментируйте, пожалуйста, две записи 18 века, найденные о моих предках.
1786 год. Доношение Петровского духовного правления о дозволении вступить в брак за двоеженством пономаря села Березовки Михаила Гаврилова. Это, простите, как?
1780 год. Прошение села Лопуховка престарелого дьячка Ивана Гаврилова об увольнении сына его в подушный оклад. И через два года - подтверждение, что сын увольняется в мещане. Почему сын СЦС увольнялся в подушный оклад - какие на то могли быть причины? Обычно увольнялись в копеисты, канцеляристы и т.д. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2548 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9761 | Наверх ##
1 июня 2015 21:06 1 июня 2015 21:12 Atkara-EV написал: [q] о дозволении вступить в брак за двоеженством[/q]
Лена! В данном и подобных ему случаях "двоежёнство" имелось в виду не параллельное, а последовательное. Эти вещи отслеживались и фиксировались, поскольку вступление вдового церковнослужителя во второй брак автоматически закрывало ему перспективу стать священником или дьяконом, туда допускались только первобрачные. Один из моих персонажей в Клинском уезде Московской губернии в 1770-х был священником, овдовел с семью детьми и сложил сан, чтобы жениться повторно. Поскольку ранее он был рукоположен в иереи, то в дальнейшем о нём в клировых ведомостях двадцать лет писали буквально следующее: "С 1776 года в оной же церкви дьячком. В стихарь не посвящён, а имеет данный ему из Переславской духовной консистории по двоежёнству указ"... А что касается сына-мещанина, то, поскольку духовенство размножалось много быстрее "простого народа" (рождаемость та же самая - 7-8 детей, а детская смертность на порядок ниже), то мест на всех априори не хватало, и духовное сословие нужно было прореживать. Иногда устраивали плановые разборы (очень крупный, например, прошёл по всей России в 1806-07), забирая "лишних" туда, где нужны были люди - либо в приказнослужители (грамотных и обученных счёту), либо в рекруты и т.п. Но обычно просто полуофициально поощряли выход из духовного сословия в податные. Во всяком случае, как правило, категорически не препятствовали, даже если человек был перспективный и нужный. Он же переставал претендовать на вакансии! Например, у ещё одного моего персонажа, Афанасия Петропавловского, в 1806, уже в Волоколамске, из шести сыновей оставили одного (он стал дьяконом в Клинском уезде, т.е. отцовская вакансия вообще освободилась), двоих забрали в губернское правление (один потом дослужился аж до Владимира 4-й ст., т.е. до потомственного дворянства), двое записались в мещанство, а одного забрили. Удачи! | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6196 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8668 | Наверх ##
1 июня 2015 22:10 ИнокКент написал: [q] обычно просто полуофициально поощряли выход из духовного сословия в податные. Во всяком случае, как правило, категорически не препятствовали, даже если человек был перспективный и нужный. Он же переставал претендовать на вакансии![/q]
Учитывая, что отцовское место тремя годами раньше получил другой сын, видимо, старший, у младшего иного пути не оставалось. Попутно объяснился еще один эпизод. Все мои мещане-купцы конца 18 - начала 19 веков, даже городской голова - неграмотные. А внук дьячка от дочери, и вовсе записавшийся из мещан в крестьяне, не только писал без ошибок, но и за всю городскую окраину расписывался в брачных обысках. Я голову ломала, где он мог грамоте научиться - в городе школы не было, а тут выясняется, что у него в этом городе жил родной дядя, готовившийся стать церковнослужителем... --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
Доняушел из жизни 26.02.2019 года. Светлая память!  алейск алтай Сообщений: 2907 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2369 | Наверх ##
2 июня 2015 7:27 ИнокКент написал: [q] вступление вдового церковнослужителя во второй брак автоматически закрывало ему перспективу стать священником или дьяконом, туда допускались только первобрачные.[/q] ИнокКент-скажите , а исключения из этого правила были? Мой дед был священником с 1913 по 1930 годы ,5 детей 1913-1925 г.р. ,жена умерла в 1927 году .В семье жила разведённая сестра жены и я только знаю что в 1937 году в анкете арестованного она записана как жена. --- Иванов -воспитанник Московского Воспитательного дома, учителя Ярославки,Тастубы,Месягутово,Миасса,Москвы .А также Жаворонковы, Кочушковы, Козьмины ,Масленниковы Златоустовского уезда
FTDNA 249066. R1a-YP310* YF06830
http://toporov.info/webtrees/inde | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17320 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8779 | Наверх ##
2 июня 2015 9:03 Доня, разрешите мое сугубо непрофессиональное мнение: - в Вашем случае скорее всего второй брак был не венчан, а зарегистрирован в ЗАГС (после 1927 года ЗАГСы уже были). То, о чем говорил ИнокКент, касалось венчанных браков. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2548 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9761 | Наверх ##
2 июня 2015 9:28 Доня написал: [q] скажите , а исключения из этого правила были?[/q] Доня, здесь два основных варианта. Первый - тот, о котором написала Любчинова. До 1944, до принятия Кодекса о браке и семье, регистрация не была обязательной, фактические брачные отношения приравнивались к браку. Без преувеличения, сотни тысяч семей жили, не расписываясь, но считаясь супругами. Возможен, вероятно, и второй, самый простой. Но для того, чтобы его рассмотреть, нужно уточнить, что Вы имели в виду под: Доня написал: [q] дед был священником с 1913 по 1930 годы[/q]
А после 1930-го? Если он сложил сан - мог жениться второй, третий раз за милую душу. Удачи! | | |
| Алкон Участник
Сообщений: 59 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
3 июня 2015 1:10 ИнокКент написал: [q] здесь два основных варианта[/q]
Возможен и третий вариант. Священник мог в 1920-е-1930-е гг. перейти в обновлеченство, где допускались и не такие вещи. | | |
| В36 Ольга г. Рязань Сообщений: 223 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 619
| Наверх ##
3 июня 2015 8:50 А как вообще было со вдовыми священниками? Я так поняла, что в середине 19 века епитрахильная грамота, которая раньше выдавалась на очень короткое время, была отменена, а что вместо нее было? У меня двое служили на своих местах вдовыми аж до самой смерти. --- Священники Венгрженовские и Орловские в Подольской губернии; священники Безвенглинские, Каковские и Троцкие в Киевской губернии.
| | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2548 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9761 | Наверх ##
3 июня 2015 10:07 в36 Ольга написал: [q] А как вообще было со вдовыми священниками?[/q]
Три варианта. 1) Никак. Продолжали служить, иногда десятки лет ("мой" рекорд во вдовстве - 47 лет, священник в Бронницком уезде овдовел в 23). 2) Принимали постриг. Или уходили в монастырь, или оставались иеромонахами. На это шли не все, поскольку иеромонаху возбранялось отправление некоторых треб. 3) Слагали сан, переходя на причётническую (дьяческую, пономарскую и т.д.) вакансию, и женились вторично. | | |
| В36 Ольга г. Рязань Сообщений: 223 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 619
| Наверх ##
3 июня 2015 17:52 Понятно, иереев не хватало и епархиальное начальство начало смотреть на вдовство священника сквозь пальцы, не заставляя их уходить в монастырь. Спасибо за ответ! Может быть, вы еще один "больной" вопрос разрешите? Было ли запрещено крестить своих собственных детей? в36 Ольга написал: [q] Один из моих пра...дедов - приходской священник той церкви, где проходил обряд, при крещении своего сына в 1836 году записан еще и священником, совершающим обряд. То есть по записи в МК получилось, что обряд крещения совершал священник, приехавший из соседнего села, но его ФИО совпадает с именем и фамилией отца ребенка - священника той церкви, где крестился ребенок. Для чего такие сложности, если не было запрета? [/q]
Молодой папаша уже был благочинным. Если это не уловка, чтобы обойти существующий закон, то в соседнем селе служил его полный тезка? --- Священники Венгрженовские и Орловские в Подольской губернии; священники Безвенглинские, Каковские и Троцкие в Киевской губернии.
| | |
|