Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНФЕССИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ в. Ф. М. КУЛИЕВ

НЕ НАДО ЦИТИРОВАТЬ 3х-4х 5-ти ступенчатые диалоги! Отвечайте на конкретно заданный вопрос, пользуйтесь "кнопкой "ответить"!

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 547 548 549 550 551 * 552 553 554 555 ... 1217 1218 1219 1220 1221 1222 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 30
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6196
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8668
Коллеги, прокомментируйте, пожалуйста, две записи 18 века, найденные о моих предках.

1786 год. Доношение Петровского духовного правления о дозволении вступить в брак за двоеженством пономаря села Березовки Михаила Гаврилова. Это, простите, как?

1780 год. Прошение села Лопуховка престарелого дьячка Ивана Гаврилова об увольнении сына его в подушный оклад.
И через два года - подтверждение, что сын увольняется в мещане.
Почему сын СЦС увольнялся в подушный оклад - какие на то могли быть причины? Обычно увольнялись в копеисты, канцеляристы и т.д.
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2548
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9761

Atkara-EV написал:
[q]
о дозволении вступить в брак за двоеженством
[/q]

Лена! В данном и подобных ему случаях "двоежёнство" имелось в виду не параллельное, а последовательное. Эти вещи отслеживались и фиксировались, поскольку вступление вдового церковнослужителя во второй брак автоматически закрывало ему перспективу стать священником или дьяконом, туда допускались только первобрачные.
Один из моих персонажей в Клинском уезде Московской губернии в 1770-х был священником, овдовел с семью детьми и сложил сан, чтобы жениться повторно. Поскольку ранее он был рукоположен в иереи, то в дальнейшем о нём в клировых ведомостях двадцать лет писали буквально следующее: "С 1776 года в оной же церкви дьячком. В стихарь не посвящён, а имеет данный ему из Переславской духовной консистории по двоежёнству указ"...

А что касается сына-мещанина, то, поскольку духовенство размножалось много быстрее "простого народа" (рождаемость та же самая - 7-8 детей, а детская смертность на порядок ниже), то мест на всех априори не хватало, и духовное сословие нужно было прореживать. Иногда устраивали плановые разборы (очень крупный, например, прошёл по всей России в 1806-07), забирая "лишних" туда, где нужны были люди - либо в приказнослужители (грамотных и обученных счёту), либо в рекруты и т.п.
Но обычно просто полуофициально поощряли выход из духовного сословия в податные. Во всяком случае, как правило, категорически не препятствовали, даже если человек был перспективный и нужный. Он же переставал претендовать на вакансии!
Например, у ещё одного моего персонажа, Афанасия Петропавловского, в 1806, уже в Волоколамске, из шести сыновей оставили одного (он стал дьяконом в Клинском уезде, т.е. отцовская вакансия вообще освободилась), двоих забрали в губернское правление (один потом дослужился аж до Владимира 4-й ст., т.е. до потомственного дворянства), двое записались в мещанство, а одного забрили.

Удачи!
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6196
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8668

ИнокКент написал:
[q]
обычно просто полуофициально поощряли выход из духовного сословия в податные. Во всяком случае, как правило, категорически не препятствовали, даже если человек был перспективный и нужный. Он же переставал претендовать на вакансии!
[/q]


Учитывая, что отцовское место тремя годами раньше получил другой сын, видимо, старший, у младшего иного пути не оставалось.
Попутно объяснился еще один эпизод. Все мои мещане-купцы конца 18 - начала 19 веков, даже городской голова - неграмотные. А внук дьячка от дочери, и вовсе записавшийся из мещан в крестьяне, не только писал без ошибок, но и за всю городскую окраину расписывался в брачных обысках. Я голову ломала, где он мог грамоте научиться - в городе школы не было, а тут выясняется, что у него в этом городе жил родной дядя, готовившийся стать церковнослужителем...
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Доня
ушел из жизни 26.02.2019 года. Светлая память!

Доня

алейск алтай
Сообщений: 2907
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2369

ИнокКент написал:
[q]
вступление вдового церковнослужителя во второй брак автоматически закрывало ему перспективу стать священником или дьяконом, туда допускались только первобрачные.
[/q]
ИнокКент-скажите , а исключения из этого правила были? Мой дед был священником с 1913 по 1930 годы ,5 детей 1913-1925 г.р. ,жена умерла в 1927 году .В семье жила разведённая сестра жены и я только знаю что в 1937 году в анкете арестованного она записана как жена.
---
Иванов -воспитанник Московского Воспитательного дома, учителя Ярославки,Тастубы,Месягутово,Миасса,Москвы .А также Жаворонковы, Кочушковы, Козьмины ,Масленниковы Златоустовского уезда
FTDNA 249066. R1a-YP310* YF06830
http://toporov.info/webtrees/inde
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17320
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8779
Доня, разрешите мое сугубо непрофессиональное мнение: - в Вашем случае скорее всего второй брак был не венчан, а зарегистрирован в ЗАГС (после 1927 года ЗАГСы уже были).
То, о чем говорил ИнокКент, касалось венчанных браков.
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2548
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9761

Доня написал:
[q]
скажите , а исключения из этого правила были?
[/q]

Доня, здесь два основных варианта.
Первый - тот, о котором написала Любчинова. До 1944, до принятия Кодекса о браке и семье, регистрация не была обязательной, фактические брачные отношения приравнивались к браку. Без преувеличения, сотни тысяч семей жили, не расписываясь, но считаясь супругами.

Возможен, вероятно, и второй, самый простой. Но для того, чтобы его рассмотреть, нужно уточнить, что Вы имели в виду под:

Доня написал:
[q]
дед был священником с 1913 по 1930 годы
[/q]

А после 1930-го? Если он сложил сан - мог жениться второй, третий раз за милую душу.
Удачи!
Алкон
Участник

Сообщений: 59
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 55

ИнокКент написал:
[q]
здесь два основных варианта
[/q]

Возможен и третий вариант. Священник мог в 1920-е-1930-е гг. перейти в обновлеченство, где допускались и не такие вещи.
В36 Ольга

г. Рязань
Сообщений: 223
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 619
А как вообще было со вдовыми священниками? Я так поняла, что в середине 19 века епитрахильная грамота, которая раньше выдавалась на очень короткое время, была отменена, а что вместо нее было? У меня двое служили на своих местах вдовыми аж до самой смерти.
---
Священники Венгрженовские и Орловские в Подольской губернии; священники Безвенглинские, Каковские и Троцкие в Киевской губернии.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2548
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9761

в36 Ольга написал:
[q]
А как вообще было со вдовыми священниками?
[/q]

Три варианта.
1) Никак. Продолжали служить, иногда десятки лет ("мой" рекорд во вдовстве - 47 лет, священник в Бронницком уезде овдовел в 23).
2) Принимали постриг. Или уходили в монастырь, или оставались иеромонахами. На это шли не все, поскольку иеромонаху возбранялось отправление некоторых треб.
3) Слагали сан, переходя на причётническую (дьяческую, пономарскую и т.д.) вакансию, и женились вторично.
В36 Ольга

г. Рязань
Сообщений: 223
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 619
Понятно, иереев не хватало и епархиальное начальство начало смотреть на вдовство священника сквозь пальцы, не заставляя их уходить в монастырь.
Спасибо за ответ!
Может быть, вы еще один "больной" вопрос разрешите? Было ли запрещено крестить своих собственных детей?

в36 Ольга написал:
[q]
Один из моих пра...дедов - приходской священник той церкви, где проходил обряд, при крещении своего сына в 1836 году записан еще и священником, совершающим обряд.
То есть по записи в МК получилось, что обряд крещения совершал священник, приехавший из соседнего села, но его ФИО совпадает с именем и фамилией отца ребенка - священника той церкви, где крестился ребенок.
Для чего такие сложности, если не было запрета?
[/q]

Молодой папаша уже был благочинным. Если это не уловка, чтобы обойти существующий закон, то в соседнем селе служил его полный тезка?
---
Священники Венгрженовские и Орловские в Подольской губернии; священники Безвенглинские, Каковские и Троцкие в Киевской губернии.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 547 548 549 550 551 * 552 553 554 555 ... 1217 1218 1219 1220 1221 1222 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈