Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1033 1034 1035 1036 1037 * 1038 1039 1040 1041 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 251
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 176

ИнокКент написал:
[q]
valeria_s
В эти годы "офамиливать" бесфамильных действительно начинали уже в училищах. Младший брат пришёл в семинарию, скорее всего, уже с фамилией, полученной в училище. А старший брат, судя по всему, в училище не учился (или учился чуть раньше, и его эта кампания ещё не затронула) и фамилию получил позже, уже во время службы. Именно по знаменитой формуле "по церквям, по цветам, по камням, по скотам и яко восхощет его Преосвященство"...
[/q]


Так в том-то и дело, что папа с дядей вроде с фамилиями были. Папа в 1811 году женился и унаследовал должность пономаря от своего отца. В 1811 еще подписывался как Панфил Авдеев, в 1812 уже как Панфил Яблоков, а примерно в 30-е уже по полной - Панфил Авдеев Яблоков. А брат его в 1829 в метрических книгах засветился как Петр Авдеев Яблоков. У Панфила и дочки замуж выходили как дочери Яблокова, и жена умерла как вдова Яблокова. А вот сыновья... Пресекли род Яблоковых можно сказать на корню.
Правда у папы фамилия тоже получается как-то уж очень из серии "по цветам", точнее тут по фруктам.

valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 251
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 176

Florovsky написал:
[q]

valeria_s написал:
[q]

Ну а третий брат учился в семинарии и стал священником, и даже тоже получил фамилию Альбов, но получается фамилию он получил от среднего брата.
[/q]


Могло быть и наоборот. Брат-дьячок взял фамилию брата-семинариста.
[/q]


Я тоже так по началу думала, когда у предка обнаружила брата священника, а потом стала копать глубже и поняла, что года не сходятся. У них разница в возрасте лет 9-10. И когда средний брат-пономарь уже во всю подписывался как Альбов (по крайней мере в 1835 году точно), будущему семинаристу было всего 10 лет.


kruglovboris

Алматы, Казахстан
Сообщений: 644
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 447
Всем доброго времени суток!

Насколько я знаю, существовала практика предоставления приходов при условии женитьбы на осиротевшей дочери дьякона или священника. Подскажите пожалуйста велись ли какие то официальные записи в отношении таких "вариантов" и если да, то в каком фонде (попечительства о бедных духовного звания?) могли отложиться. Конкретном интересует самое начало 20 века Томская епархия.
---
С уважением,

Борис Круглов
webbrave

webbrave

Сообщений: 6353
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3448

kruglovboris написал:
[q]
Всем доброго времени суток!

Насколько я знаю, существовала практика предоставления приходов при условии женитьбы на осиротевшей дочери дьякона или священника. Подскажите пожалуйста велись ли какие то официальные записи в отношении таких "вариантов" и если да, то в каком фонде (попечительства о бедных духовного звания?) могли отложиться. Конкретном интересует самое начало 20 века Томская епархия.
[/q]



Возможно специалисты поправят, но про такую практику не слышал. Приходы действительно нередко передавали по наследству от тестя к зятю, особенно в 18 и начале 19 века. Видел десятки примеров, но все случаи, что видел, были на дочерях еще живых священников. И понятно, что нередко женились рассчитывая на наследство. Но даже в этих случаях получение прихода не было гарантировано - зависело от наличия других конкурентов (например, сына священника) и невидимой нам подковерной борьбы. Многие бедные приходы бесплатно никому были не нужны и могли год и более быть без священников, а за какие-то шла настоящая драка.
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9572

kruglovboris написал:
[q]
Насколько я знаю, существовала практика предоставления приходов при условии женитьбы на осиротевшей дочери дьякона или священника.
[/q]


webbrave написал:
[q]
Возможно специалисты поправят, но про такую практику не слышал.
[/q]

Практика такая была, и очень распространённая. Но не в 20-м веке.
«…В эпоху Екатерины II была узаконена старая практика, когда жена или дочь престарелого церковника могли еще при его жизни “закрепить” за семьей место. “Закрепление” предполагало, что семья сама бралась обеспечить заполнение будущей вакансии через приискание жениха духовного звания для вдовы или дочери покойного клирика» (Полянский П.Л. Определение правового статуса незаконнорожденных детей в России в XVIII–XIX вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. – 2013. № 1, с. 49).

Люблю приводить в пример два дела из ЦИАМа (ЦИАМ, ф. 203, оп. 762, д.д. 173, 174; датированы 1826 годом):
- «Дело по прошению вдовы священника Рождественской церкви села Михалёва, Ивановой Анны, об определении на место ее покойного мужа студента, который согласился бы взять в замужество внучку ее, Иванову», и
- «Прошение прихожан Рождественской церкви села Михалёва об определении в священники к их церкви ученика богословия Московской семинарии Ивана Алексеевича Беляева, обязующегося взять в замужество внучку умершего священника».
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (5)
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7620
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4236

webbrave написал:
[q]
Никак не могу найти запись о смерти приходского священника в 1816 году.
[/q]

"Аналогичный случай был у нас в соседней деревне..." (с)
Только у меня это 1873 год. Запись о смерти искомого сельского священника нашлась в уездном городе. Умер от тифа. Я предположила, может, в больнице он был там?
---
Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
Лайк (2)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 251
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 176

kruglovboris написал:
[q]
Всем доброго времени суток!

Насколько я знаю, существовала практика предоставления приходов при условии женитьбы на осиротевшей дочери дьякона или священника. Подскажите пожалуйста велись ли какие то официальные записи в отношении таких "вариантов" и если да, то в каком фонде (попечительства о бедных духовного звания?) могли отложиться. Конкретном интересует самое начало 20 века Томская епархия.
[/q]


Не знаю, велись ли специально записи в таких вариантах, но мой родственник по боковой линии попал в похожую ситуацию. В 1848 году весной в приходе (Олонецкая епархия) умирает священник, а в ноябре его дочь выдали замуж за моего родственника (брата моего предка), на тот момент - выпускника духовной семинарии. Ну а потом он соответственно был рукоположен и стал священником в приходе своего умершего тестя. Не уверена, что в его случае речь шла о наследстве. Полученный приход не так уж и далеко находится от родного прихода жениха, так что он вполне мог знать и приход и саму невесту (по возрасту они абсолютно ровесники). Да и через несколько лет после начала службы он перевелся в соседний, более перспективный приход. Я даже подозреваю, что он изначально на этот приход нацеливался. Насколько я поняла по метрическим книгам, в том приходе священник был уже не молод и возможно не совсем здоров, потому что "мой" его периодически заменял. А когда предоставилась возможность - перевелся. И там уже до своей смерти служил.
А с его смертью тоже интересная история. От умер летом 1883 в возрасте 59 лет от чахотки. Видимо последний год здоровье совсем плохо было, поскольку в 1882 году он взял в свой приход псаломщиком выпускника семинарии "без опыта работы" и в ноябре 1882 (то есть фактически за полгода до смерти) женил его на своей дочке. Зять, соответственно, был рукоположен и после смерти тестя занял его место, где и служил до 1918 года ( о дальнейшей его судьбе ничего не известно).
Luba1963

Luba1963

Москва
Сообщений: 231
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 1955

kruglovboris написал:
[q]

Насколько я знаю, существовала практика предоставления приходов при условии женитьбы на осиротевшей дочери дьякона или священника. Подскажите пожалуйста велись ли какие то официальные записи в отношении таких "вариантов" и если да, то в каком фонде (попечительства о бедных духовного звания?) могли отложиться.
[/q]

В ЦГИАК ф.990 о.1 д.1117 «Журналы заседаний Переяславско-Бориспольской духовной консистории» за 1776 г. (FS пл. 4810561 сн. 387) имеется следующая запись:
«Указом из Святейшего Правительствующаго Синода 1768 года генваря 22 дня состоявшимся между прочим повелено по 5 пункту:
...после коих умерших священно и церковнослужителей останутся дочери и племянницы девицы, а жены умерших на места мужей своих к тем своим дочерям и племянницам пожелают кого, принять таковых по их желанию достойных, и ежели законоправильных препятствий не окажется, определять точию о содержании тех сирот с матерями обязывать.
По 6-му пункту: а буде останутся дети мужеска полу такие, кои действительно уже обучаются в школах, то до изобучения и возрасту их на отцевское место никого не определять, а велеть содержать им из получаемых от тех церквей доходов викариев...».

В том же фонде в делах 18 века содержатся во множестве прошения вдов священников к правящему архиерею подыскать «достойного человека» для выдачи в замужество дочери, с тем чтобы зять был рукоположен на приход с выделением части доходов на «препитание» вдовы и оставшихся малолетних сирот. В некоторых случаях указывается имя кандидата.
---
Кульчак(Москва), Зеленский,Чубов,Ержковский,Гвоздевич,Павловский, Сагайдак, Прудкой(Полтавск. г.), Сучков(Пичаево Тамбовск. г.), Бобиков,Стрельцов,Сычов(Моршанск), Бучев,Попов(Богородицк. у. Тульск. г.; д.Тарасовка Моск. о.), Разин, Головинкин(Пушкинск. р-н Моск. о.), Забудкин,Исупов(Алма-Ата)
Лайк (2)
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 743
Не помню, было здесь или нет. - А. В. Мангилева в своей книге "Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века (на примере Пермской епархии)" упоминает прошение Николая Третьякова о вступлении в брак с которую-нибудь из двух дочерей вдовы Натальи Правдухиной, с тем чтобы получить пономарское место. "Видимо, так не терпелось вступить в должность, что на сравнение личных достоинств невест времени не оставалось", - заключает автор.
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Лайк (2)
webbrave

webbrave

Сообщений: 6353
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3448
Вопросы залу, возможно кто-то сталкивался.
В ревизии священников Сквирского уезда Киевской губернии за 1811 напротив нужной семьи указано - "по палатским записанные в дикастерские же ревизские сказки не внесенные". В сохранившихся ревизиях 1795 года по епархии действительно нужный приход есть, но священник там другой, только что назначенный вместо нужного мне (он остался униатом и в 1797 году, согласно ревизии 1811 года, был исключен из духовного звания, но там история мутная - встречал его в православных метриках в более поздние годы - и крестил, и отпевал, правда очень редко, буквально пару случаев выявил, при этом в деле 1798 года о назначении его зятя на приход и сильно позднее в записи о смерти дочери в 1834 году он назван "униатским священником"). В связи с чем вопрос - что это за другая ревизия, куда он был внесён, и могла ли она сохраниться? Пока с таким не сталкивался.

И ещё вопрос для разбирающихся в униатах. Я правильно понимаю, что искать моего священника в метриках и исповедках православного прихода бессмысленно? Смущает, что он в 1804 году крестил младенца, а в 1811 году был среди священников, отпевавших вдову-попадью в соседнем приходе. Как это сочетается с его якобы униатством не очень понятно.
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1033 1034 1035 1036 1037 * 1038 1039 1040 1041 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈