Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1033 1034 1035 1036 1037 * 1038 1039 1040 1041 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9572
webbrave
Нет, один случай вспомнился и у меня. Отец-дьякон из-под Волоколамска был Казанцев (дед служил в церкви Казанской Божьей Матери села Ярополец). Но все его сыновья носили фамилию по деду по матери. Причём неправильную - он был ОрДинков, а они ОрЛинковы, кто-то один раз невнимательно переписал.
Либо нужно искать деда, либо кому-то из Ваших братьев сменили фамилию в семинарии (скорее, в Киевской Академии).
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (2)
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 743
Мой прямой предок в 11-ом колене о. Иоанн (он же в дальнейшем - архимандрит Илия) в документе 1710 года был указан с фамилией Шляповых, в 1720 году – вообще без фамилии, в 1721 году – Ляпустин, в 1733 году – опять без фамилии, в 1737 году – вновь Ляпустин и, наконец, в 1753 году – Шляпин. Как бы там ни было, у его потомков в конечном итоге возобладал предпоследний вариант. А к середине XVIII века на Урале (где он обретался) устоявшиеся фамилии имело уже подавляющее большинство представителей как духовенства, так и крестьянства.
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Лайк (1)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 251
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 176
А фамилии только в семинарии меняли или в более низших духовных учебных заведениях тоже могли? Почему-то думала, что фамилии только у священников меняли, но у меня получается смена случилась у предков-пономарей. Причем новая фамилия классическая семинаристская - Альбов.
Олонецкая епархия. Начало 19 века. Папа-пономарь носит фамилию Яблоков (в ревизских сказках указан без фамилии, но в метрических книгах подписывался как Яблоков). Папин брат - дъячек в соседней Новгородской епархии. Тоже Яблоков (согласно клировой ведомости). Есть еще второй брат, но его фамилию пока не удалось установить. У папы Яблокова, согласно ревизиям, - три сына. Антон (1814), Тимофей (1816) и Иона (1825). Опять-таки согласно ревизии 1834, Антон в 1830 отправлен пономарем в соседний уезд, Тимофей в 1833 - тоже пономарем в соседний приход, а Иона учился в духовном училище. В ревизии фамилии ни у кого не указаны, но по именам-отчествам все сходится. В одном месте убыли, в другом прибыли. А вот по метрическим книгам - в соответствующие годы в одном приходе появился пономарь Антон Травин, а в другом Тимофей Альбов (собственно мой пра-пра-пра...). Судя по тому, что братья отправлены были служить в возрасте 16-17 лет и в своей карьере дальше дьячков не продвинулись - в семинарии они явно не учились. Где и почему тогда им могли дать новые фамилии? Ну а третий брат учился в семинарии и стал священником, и даже тоже получил фамилию Альбов, но получается фамилию он получил от среднего брата.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9572
valeria_s
В эти годы "офамиливать" бесфамильных действительно начинали уже в училищах. Младший брат пришёл в семинарию, скорее всего, уже с фамилией, полученной в училище. А старший брат, судя по всему, в училище не учился (или учился чуть раньше, и его эта кампания ещё не затронула) и фамилию получил позже, уже во время службы. Именно по знаменитой формуле "по церквям, по цветам, по камням, по скотам и яко восхощет его Преосвященство"...
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (1)
Florovsky

Florovsky

Москва
Сообщений: 1362
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2056

valeria_s написал:
[q]
Ну а третий брат учился в семинарии и стал священником, и даже тоже получил фамилию Альбов, но получается фамилию он получил от среднего брата.
[/q]

Могло быть и наоборот. Брат-дьячок взял фамилию брата-семинариста.
---
Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw]
Лайк (1)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 251
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 176

ИнокКент написал:
[q]
valeria_s
В эти годы "офамиливать" бесфамильных действительно начинали уже в училищах. Младший брат пришёл в семинарию, скорее всего, уже с фамилией, полученной в училище. А старший брат, судя по всему, в училище не учился (или учился чуть раньше, и его эта кампания ещё не затронула) и фамилию получил позже, уже во время службы. Именно по знаменитой формуле "по церквям, по цветам, по камням, по скотам и яко восхощет его Преосвященство"...
[/q]


Так в том-то и дело, что папа с дядей вроде с фамилиями были. Папа в 1811 году женился и унаследовал должность пономаря от своего отца. В 1811 еще подписывался как Панфил Авдеев, в 1812 уже как Панфил Яблоков, а примерно в 30-е уже по полной - Панфил Авдеев Яблоков. А брат его в 1829 в метрических книгах засветился как Петр Авдеев Яблоков. У Панфила и дочки замуж выходили как дочери Яблокова, и жена умерла как вдова Яблокова. А вот сыновья... Пресекли род Яблоковых можно сказать на корню.
Правда у папы фамилия тоже получается как-то уж очень из серии "по цветам", точнее тут по фруктам.

valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 251
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 176

Florovsky написал:
[q]

valeria_s написал:
[q]

Ну а третий брат учился в семинарии и стал священником, и даже тоже получил фамилию Альбов, но получается фамилию он получил от среднего брата.
[/q]


Могло быть и наоборот. Брат-дьячок взял фамилию брата-семинариста.
[/q]


Я тоже так по началу думала, когда у предка обнаружила брата священника, а потом стала копать глубже и поняла, что года не сходятся. У них разница в возрасте лет 9-10. И когда средний брат-пономарь уже во всю подписывался как Альбов (по крайней мере в 1835 году точно), будущему семинаристу было всего 10 лет.


kruglovboris

Алматы, Казахстан
Сообщений: 644
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 447
Всем доброго времени суток!

Насколько я знаю, существовала практика предоставления приходов при условии женитьбы на осиротевшей дочери дьякона или священника. Подскажите пожалуйста велись ли какие то официальные записи в отношении таких "вариантов" и если да, то в каком фонде (попечительства о бедных духовного звания?) могли отложиться. Конкретном интересует самое начало 20 века Томская епархия.
---
С уважением,

Борис Круглов
webbrave

webbrave

Сообщений: 6353
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3448

kruglovboris написал:
[q]
Всем доброго времени суток!

Насколько я знаю, существовала практика предоставления приходов при условии женитьбы на осиротевшей дочери дьякона или священника. Подскажите пожалуйста велись ли какие то официальные записи в отношении таких "вариантов" и если да, то в каком фонде (попечительства о бедных духовного звания?) могли отложиться. Конкретном интересует самое начало 20 века Томская епархия.
[/q]



Возможно специалисты поправят, но про такую практику не слышал. Приходы действительно нередко передавали по наследству от тестя к зятю, особенно в 18 и начале 19 века. Видел десятки примеров, но все случаи, что видел, были на дочерях еще живых священников. И понятно, что нередко женились рассчитывая на наследство. Но даже в этих случаях получение прихода не было гарантировано - зависело от наличия других конкурентов (например, сына священника) и невидимой нам подковерной борьбы. Многие бедные приходы бесплатно никому были не нужны и могли год и более быть без священников, а за какие-то шла настоящая драка.
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9572

kruglovboris написал:
[q]
Насколько я знаю, существовала практика предоставления приходов при условии женитьбы на осиротевшей дочери дьякона или священника.
[/q]


webbrave написал:
[q]
Возможно специалисты поправят, но про такую практику не слышал.
[/q]

Практика такая была, и очень распространённая. Но не в 20-м веке.
«…В эпоху Екатерины II была узаконена старая практика, когда жена или дочь престарелого церковника могли еще при его жизни “закрепить” за семьей место. “Закрепление” предполагало, что семья сама бралась обеспечить заполнение будущей вакансии через приискание жениха духовного звания для вдовы или дочери покойного клирика» (Полянский П.Л. Определение правового статуса незаконнорожденных детей в России в XVIII–XIX вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. – 2013. № 1, с. 49).

Люблю приводить в пример два дела из ЦИАМа (ЦИАМ, ф. 203, оп. 762, д.д. 173, 174; датированы 1826 годом):
- «Дело по прошению вдовы священника Рождественской церкви села Михалёва, Ивановой Анны, об определении на место ее покойного мужа студента, который согласился бы взять в замужество внучку ее, Иванову», и
- «Прошение прихожан Рождественской церкви села Михалёва об определении в священники к их церкви ученика богословия Московской семинарии Ивана Алексеевича Беляева, обязующегося взять в замужество внучку умершего священника».
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (5)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1033 1034 1035 1036 1037 * 1038 1039 1040 1041 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈