Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 895 896 897 898 899 * 900 901 902 903 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9560

kruglovboris написал:
[q]
настоящие "сваты" то есть "представители при сватовстве"
[/q]

"Настоящие сваты" с точки зрения "графы родства" - это не представители при сватовстве, а свойственники, породнившиеся через брак своих детей.
Священник (как и дьякон), как Вы наверняка знаете, не может быть холостым, то есть обязан жениться до рукоположения; "в данной церкви" он мог бы быть отмечен в метриках, только если служил в ней и ранее, дьячком или пономарём - чего, судя по Вашей информации, быть не могло..
Возможно, сработает второй вариант - брак между собой заключили их близкие родственники.
Лайк (2)
kruglovboris

Алматы, Казахстан
Сообщений: 644
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 445
>> Ответ на сообщение пользователя ИнокКент от 17 января 2021 13:19

Поскольку Александр Иванович Низяев был приезжим из Калужской губернии, единственным близким родственником его был брат Ефимий Иванович Низяев - священник Томского Благовещенского собора. Его жену звали Марфа Ивановна и теоретически она могла быть сестрой дьяка Алексея Ивановича Титова. Буду искать. Спасибо.
---
С уважением,

Борис Круглов
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 742
Тут на одном из форумов был поднят вопрос - насколько распространенным в дореволюционный период было крещение младенцев на дому? То есть, не погружение повитухой тех, кто родился недоношенным, а нормальное крещение со священником и т. п.? Известно, что такие случаи, в принципе, бывали, но как часто? (Скажем, вместо того, чтобы везти трехдневного младенца зимой за 10-20 верст в сорокаградусный мороз на лошадях, было бы гораздо разумнее доставить батюшку на дом, но, говорят, это вроде как не по канону...) Есть ли вообще какие-то данные на этот счет?
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9560
AK-63
Боюсь, что Ваш вопрос ответа не имеет. Просто нет соответствующей статистики.
Запись "по слабости рождения окрещён повивальной бабкой" встречается в метрических книгах. Нечасто, но бывает.
Но если крестил батюшка, то где именно он это делал - в храме или на дому - в метрической книге, как правило, не отражалось - это просто не было предусмотрено правилами ведения церковной документации. Мне, во всяком случае, ничего подобного не встретилось ни единого раза!
Хотя, конечно, в мемуарах и биографиях такие случаи отмечены.

Более того, когда я разбирался с одним крещением в 1881, оказалось, что в метрической записи даже не делалась отметка, в какой именно церкви крестили новорожденного - в "основной" или приписной. В селе Семёновское Коломенского уезда была Казанская церковь, из опубликованных записок дочери друзей семьи местного помещика известно, что по субботам там проходили службы и младенец был крещён именно в ней (дочь помещика, от усадьбы до церкви - максимум 80 метров, как писала мемуаристка - "через двор", почти "дома", то есть именно та ситуация, о которой Вы спрашиваете).
Но запись о крещении сделана в метрической книге Благовещенской церкви с. Шеметово, к которой была приписана Казанская церковь - без какого-либо указания на то, что само крещение состоялось в Семёновском...

Это как раз почти что Ваша ситуация. Вы не пишете о том, какая эпоха Вас интересует. А ведь в XVIII - начале XIX века у многих ещё сохранились домовые церкви. И детей крестили "как бы и дома, но как бы и в церкви". И при этом в домовых церквях по общему правилу не велись метрические книги, они фактически тоже оказывались приписными к приходским, и запись о крещении делалась в "основной" церкви без указания на фактическое место крещения... Вот и в моём случае Казанская церковь в Семёновском была фактически домовой церковью помещиков Шапошниковых, хотя в 1881 такое уже не практиковалось...
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 742
У нас в Екатеринбурге домовыми более чем в 90% случаев называли церкви при учебных заведениях, а домовая церковь в Вашем понимании была, кажется, всего одна (и то старообрядческая) - в усадьбе Расторгуева-Харитонова. А уж в деревнях о них и подавно не слыхивали; если что и было, так лишь часовни, и те далеко не везде.
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9560
AK-63
Я могу ошибаться, но, по-моему, у вас там почти не было помещичьего землевладения, крепостными были в основном рабочие на заводах, нет?
Соответственно, в деревнях почти и не было и "домов", способных завести у себя (не только построить или оборудовать, но, главное - "пробить" через епархиального архиерея) домовую церковь.

Но это непринципиально. Я, главным образом, хотел проиллюстрировать основную мысль - церковная документация фиксировала факт крещения, родителей, восприемников, участвовавших членов причта (собственно, мы все знаем соответствующие столбцы формуляра метрической книги), но никогда не фиксировала топографическую локализацию, физическое место его совершения...
Поэтому набрать статистику, о которой Вы спрашивали, едва ли получится. Это всё, что я хотел сказать.
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7604
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4231

AK-63 написал:
[q]
Известно, что такие случаи, в принципе, бывали, но как часто? (Скажем, вместо того, чтобы везти трехдневного младенца зимой за 10-20 верст в сорокаградусный мороз на лошадях, было бы гораздо разумнее доставить батюшку на дом, но, говорят, это вроде как не по канону...) Есть ли вообще какие-то данные на этот счет?
[/q]

"разливаясь мысию по древу" (потому что не помню точно, где именно об этом читала) biggrin1.gif biggrin1.gif
...так вот, читала о том, что было заведено в некоторых приходах такая практика, что батюшка объезжал удаленные места своего прихода с какой-то периодичностью, и там на дому крестил родившихся за это время. Читала я это мимоходом, поэтому не акцентировалась на том, сам ли он был инициатором, или его приглашали, когда рождалось определенное число детей, а также и на том, всегда ли это практиковалось или же только в сложные погодные условия (зимой или в распутицу).
Также память услужливо подбрасывает прочитанное где-то в другом месте, но уже о более обеспеченных людей: дескать жена рожать начинает, у мужа другие хлопоты - пока женщины хлопочут над роженицей, ему надо отрядить лошадь за священником, пока доедет до него, пока тот соберется, пока доберутся до места - глядишь, уже и родит.
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4154
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11113

AK-63 написал:
[q]
Известно, что такие случаи, в принципе, бывали, но как часто? (Скажем, вместо того, чтобы везти трехдневного младенца зимой за 10-20 верст в сорокаградусный мороз на лошадях, было бы гораздо разумнее доставить батюшку на дом, но, говорят, это вроде как не по канону...) Есть ли вообще какие-то данные на этот счет?
[/q]

Тут следует делать поправку на ветер время и местность (епархию). В Зауралье во второй половине 18 века вояжи священников в приходские деревни "по зву" были самым обычным явлением. Так, в 1777 году Окуневская управительская канцелярия даже направила крестьянским старостам Указ "О подтверждении жителям, чтобы они для обмолитвования младенцев за священниками приезжали сами" (РГАДА Ф. 613. Д. 222.)
Другой пример: в марте 1801 года Челябинское духовное правление не увидело ничего крамольного в объяснении двух священников Петропавловской церкви Куртамышской слободы; "Сего Марта 6-го числа увезены мы были в разные деревни с мирскими требами, но из оных деревень прибыли в домы свои, и без нас святая церковь згорела неведома отчего нам неизвестно..."
А вот позднее, "ветер" сменился..
Распоряжения по Епархиальному Управлению
– от 26 июля 1873 года. – с предупреждением священников, чтобы они Таинство Св. Крещения совершали преимущественно в храме, а не в домах.
Оренбургская Духовная Консистория, по выслушании резолюции Его Преосвященства, от 26 июля сего года за № 3023, последовавшей по поводу жалобы одного из прихожан на учинение безпорядка местным священником при окрещении младенца на дому , – таковой: «объявить священникам, чтобы они таинство святаго крещения совершали не в домах, особенно в летнее время, как это обыкновенно делается ими, а в церквах», – определила: объявить священникам Оренбургской епархии резолюцию Его Преосвященства чрез припечатание в «Орен. Епарх. Вед.»




---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (2)
Florovsky

Florovsky

Москва
Сообщений: 1362
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2055

avust написал:
[q]
Здравствуйте! Это снова я со своим Василием Румянцевым.

Если помните, месяц назад мы остановились на том, что с Василия сняли сан, по его собственному желанию, так как он после смерти первой жены хотел жениться вторично.

Вроде бы согласно приказу Василию запретили вступать на гос службу в течении 10 лет. Однако же удалось установить, что он уже через год, в 1887 году, поступил работать Государственный Дворянский земельный банк, и получил чин колежжского регистратора. В банках же он и проработал до самой смерти в 1896г, дослужившись до титулярного советника.

Объясните, пожалуйста, как так могло получиться, что 10-ти летний запрет на службу его не коснулся? Мог ли, к примеру, его тесть протоирей как-то этому поспособствовать?
[/q]

Вот Ваш Василий Румянцев (Сенатские ведомости, 1886, № 57):

Прикрепленный файл: Безымянный.jpg
---
Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw]
Лайк (5)
avust

avust

Сообщений: 854
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 664

Florovsky написал:
[q]

Вот Ваш Василий Румянцев (Сенатские ведомости, 1886, № 57):
[/q]


Большое спасибо! Чтобы получить это разрешение, Василий лично ездил в Петербург. На службу в банк он постуил в 1887 году, чуть больше года прошло с момента сложения сана. В банке он и проработал до самой смерти в 1896г.

Что интересно, в личном деле из банка не было написано, в какое отделение банка он был принят. Я полагал, что в Томское, но из вырезки следует, что там ему запрещено было служить. В деле присутствует запись о переводе в Оренбургское отделение в 1889 году, а вот где он работал до этого - не понятно...
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 895 896 897 898 899 * 900 901 902 903 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈