Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9558 | Наверх ##
17 января 2021 10:18 17 января 2021 11:09 kruglovboris написал: [q] У священника 27 лет указано что он дьячку Титову сват, аналогично у дьячка Титова (21 год) запись что он сват священнику.[/q]
Вообще-то "сваты" - это родители супругов друг другу, когда сын одного женат на дочери другого. В Вашем случае, совершенно очевидно, что имелось в виду что-то другое (в 21 год трудновато быть отцом невесты). Если рассуждать логически... В русских отношениях свойства (не родства, там есть братья или сёстры) крайне редки "симметричные" термины - чтобы два человека по отношению друг к другу назывались одинаково. Обычно пары "разноимённые": тёща - зять, свёкор - сноха, золовка - зять, деверь - невестка и т.п. По сути, кроме настоящих сватов, навскидку вспоминаются только две такие "парные" категории: для женщин - ятрови (жёны родных братьев), для мужчин - свояки (мужья родных сестёр). Возможно, здесь именно это и имелось в виду? Свояки? То есть священник и дьячок, женатые на сёстрах? Отчества у попадьи и дьячихи не одинаковые? Кстати, есть и ещё один вариант, менее вероятный, но возможный. Если они не родители, а братья супругов. Особенно в ситуации, когда и у жениха, и у невесты отцы уже умерли и договаривались о свадьбе - "сватались" - старшие братья. Тогда их, в принципе, тоже могли назвать сватами. Скажем, брат священника женился на сестре дьячка. То есть дьячок - шурин брату иерея, а священник, в свою очередь, деверь сестре дьячка... У меня был такой случай. Отставной майор Нижегородского драгунского полка барон Павел Остен-Сакен женился на Евдокии Всеволожской. Отец жениха, шеф Елисаветградского гусарского полка генерал Иероним-Казимир (Ерофей Кузьмич) фон дер Остен-Сакен, умер за 20 лет до венчания детей, отец невесты, следующий шеф полка генерал Алексей Матвеевич Всеволожский - за 15. Так что о свадьбе явно сговаривались старшие братья. Старший брат жениха, будущий граф и генерал от кавалерии Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен, и старший брат невесты, будущий генерал и управляющий Кавказскими минеральными водами Дмитрий Алексеевич Всеволожский, много лет служили вместе, и до их венчания - в Елисаветградском полку, и после - на Кавказе. Правда, они в этой ситуации все равно называли себя "свояками", а не сватами... Хотя это и не показатель, поскольку сохранился всего один документ. | | Лайк (3) |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 445
| Наверх ##
17 января 2021 11:19 17 января 2021 11:35 Еще раз добрый день!
Отчества жен не совпадают - у священника Прасковья Николаевна, у дьячка - Александра Матвеевна. Если имелись в виду настоящие "сваты" то есть "предстаивтели при сватовстве" - то почему это было внесено в графу родства? Более того священник был посвящен в 1858 году по переводу из Курской губернии. Дьяк посящен в 1859 году по отчислению из училища. В метрических записях данной церкви брак ни одного ни другого в 1858-1859 году не отмечен. Понятно что могли жениться где-то еще... --- С уважением,
Борис Круглов | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 742
| Наверх ##
17 января 2021 11:51 Перт Одал написал: [q] с чего начать поиски...? Интересует священник Пилипенко Яков Афанасьевич из крестьянского сословия. Родился в конце 1890-ых или в начале 1900-ых[/q]
То есть, на церковную службу он, скорее всего, поступил уже после революции? - За тот период информации по духовенству вообще сохранилось крайне мало - обычно лишь списки лишенных избирательных прав да архивно-следственные дела тех, кто проходил по 58-ой статье; искать их нужно в соответствующих районных и областных архивах (следственные дела могут быть еще в областном УФСБ)... --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9558 | Наверх ##
17 января 2021 13:19 kruglovboris написал: [q] настоящие "сваты" то есть "представители при сватовстве"[/q]
"Настоящие сваты" с точки зрения "графы родства" - это не представители при сватовстве, а свойственники, породнившиеся через брак своих детей. Священник (как и дьякон), как Вы наверняка знаете, не может быть холостым, то есть обязан жениться до рукоположения; "в данной церкви" он мог бы быть отмечен в метриках, только если служил в ней и ранее, дьячком или пономарём - чего, судя по Вашей информации, быть не могло.. Возможно, сработает второй вариант - брак между собой заключили их близкие родственники. | | Лайк (2) |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 445
| Наверх ##
17 января 2021 13:37 >> Ответ на сообщение пользователя ИнокКент от 17 января 2021 13:19 Поскольку Александр Иванович Низяев был приезжим из Калужской губернии, единственным близким родственником его был брат Ефимий Иванович Низяев - священник Томского Благовещенского собора. Его жену звали Марфа Ивановна и теоретически она могла быть сестрой дьяка Алексея Ивановича Титова. Буду искать. Спасибо. --- С уважением,
Борис Круглов | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 742
| Наверх ##
19 января 2021 12:58 Тут на одном из форумов был поднят вопрос - насколько распространенным в дореволюционный период было крещение младенцев на дому? То есть, не погружение повитухой тех, кто родился недоношенным, а нормальное крещение со священником и т. п.? Известно, что такие случаи, в принципе, бывали, но как часто? (Скажем, вместо того, чтобы везти трехдневного младенца зимой за 10-20 верст в сорокаградусный мороз на лошадях, было бы гораздо разумнее доставить батюшку на дом, но, говорят, это вроде как не по канону...) Есть ли вообще какие-то данные на этот счет? --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9558 | Наверх ##
19 января 2021 14:35 19 января 2021 18:27 AK-63 Боюсь, что Ваш вопрос ответа не имеет. Просто нет соответствующей статистики. Запись "по слабости рождения окрещён повивальной бабкой" встречается в метрических книгах. Нечасто, но бывает. Но если крестил батюшка, то где именно он это делал - в храме или на дому - в метрической книге, как правило, не отражалось - это просто не было предусмотрено правилами ведения церковной документации. Мне, во всяком случае, ничего подобного не встретилось ни единого раза! Хотя, конечно, в мемуарах и биографиях такие случаи отмечены.
Более того, когда я разбирался с одним крещением в 1881, оказалось, что в метрической записи даже не делалась отметка, в какой именно церкви крестили новорожденного - в "основной" или приписной. В селе Семёновское Коломенского уезда была Казанская церковь, из опубликованных записок дочери друзей семьи местного помещика известно, что по субботам там проходили службы и младенец был крещён именно в ней (дочь помещика, от усадьбы до церкви - максимум 80 метров, как писала мемуаристка - "через двор", почти "дома", то есть именно та ситуация, о которой Вы спрашиваете). Но запись о крещении сделана в метрической книге Благовещенской церкви с. Шеметово, к которой была приписана Казанская церковь - без какого-либо указания на то, что само крещение состоялось в Семёновском...
Это как раз почти что Ваша ситуация. Вы не пишете о том, какая эпоха Вас интересует. А ведь в XVIII - начале XIX века у многих ещё сохранились домовые церкви. И детей крестили "как бы и дома, но как бы и в церкви". И при этом в домовых церквях по общему правилу не велись метрические книги, они фактически тоже оказывались приписными к приходским, и запись о крещении делалась в "основной" церкви без указания на фактическое место крещения... Вот и в моём случае Казанская церковь в Семёновском была фактически домовой церковью помещиков Шапошниковых, хотя в 1881 такое уже не практиковалось... | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 742
| Наверх ##
19 января 2021 21:36 У нас в Екатеринбурге домовыми более чем в 90% случаев называли церкви при учебных заведениях, а домовая церковь в Вашем понимании была, кажется, всего одна (и то старообрядческая) - в усадьбе Расторгуева-Харитонова. А уж в деревнях о них и подавно не слыхивали; если что и было, так лишь часовни, и те далеко не везде. --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9558 | Наверх ##
20 января 2021 0:01 20 января 2021 0:01 AK-63 Я могу ошибаться, но, по-моему, у вас там почти не было помещичьего землевладения, крепостными были в основном рабочие на заводах, нет? Соответственно, в деревнях почти и не было и "домов", способных завести у себя (не только построить или оборудовать, но, главное - "пробить" через епархиального архиерея) домовую церковь.
Но это непринципиально. Я, главным образом, хотел проиллюстрировать основную мысль - церковная документация фиксировала факт крещения, родителей, восприемников, участвовавших членов причта (собственно, мы все знаем соответствующие столбцы формуляра метрической книги), но никогда не фиксировала топографическую локализацию, физическое место его совершения... Поэтому набрать статистику, о которой Вы спрашивали, едва ли получится. Это всё, что я хотел сказать. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7604 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4231 | Наверх ##
20 января 2021 0:47 AK-63 написал: [q] Известно, что такие случаи, в принципе, бывали, но как часто? (Скажем, вместо того, чтобы везти трехдневного младенца зимой за 10-20 верст в сорокаградусный мороз на лошадях, было бы гораздо разумнее доставить батюшку на дом, но, говорят, это вроде как не по канону...) Есть ли вообще какие-то данные на этот счет? [/q]
"разливаясь мысию по древу" (потому что не помню точно, где именно об этом читала) ...так вот, читала о том, что было заведено в некоторых приходах такая практика, что батюшка объезжал удаленные места своего прихода с какой-то периодичностью, и там на дому крестил родившихся за это время. Читала я это мимоходом, поэтому не акцентировалась на том, сам ли он был инициатором, или его приглашали, когда рождалось определенное число детей, а также и на том, всегда ли это практиковалось или же только в сложные погодные условия (зимой или в распутицу). Также память услужливо подбрасывает прочитанное где-то в другом месте, но уже о более обеспеченных людей: дескать жена рожать начинает, у мужа другие хлопоты - пока женщины хлопочут над роженицей, ему надо отрядить лошадь за священником, пока доедет до него, пока тот соберется, пока доберутся до места - глядишь, уже и родит. | | |
|