Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 832 833 834 835 836 * 837 838 839 840 ... 1203 1204 1205 1206 1207 1208 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (1)
iscatel84

Сообщений: 152
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 83
Добрый вечер,ИнокКент.
Подскажите пожалуйста,какая информация указана в этом деле?
Интересует как раз Тамбов и его окрестности.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2516
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9517
iscatel84
Боюсь, что в большинстве случаев там общие донесения воеводских канцелярий об укомплектовании церквей. По нескольким из них приложены достаточно полные списки персоналий. Если я этого прямо не отметил - скорее всего, никаких конкретных имён по соответствующему уезду нет.
iscatel84

Сообщений: 152
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 83
ИнокКент,спасибо за ответ.Жаль sad.gif
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2516
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9517
iscatel84
Если Вас интересует причт Тамбовского уезда этого периода, то на ветке "Тамбовская область" я как-то упоминал свою совершенно случайную находку - великолепный сборник исповедных ведомостей по Тамбовскому уезду за 1740, чудом сохранившийся в ЦИАМе (ф. 205, оп. 2, д. 42).
Там же на первой странице каждой исповедки - полный список причта и членов семей!
Там в итоге сделали внутреннюю опись, понятно, какие населённые пункты есть в деле: https://forum.vgd.ru/post/2175/47934/p2454174.htm#pp2454174

Правда, это дело перестали выдавать в читальный зал - первые 30 листов очень ветхие. Но до этого мне, например, его выдавали дважды, поскольку оставшаяся 1000 листов во вполне пристойном состоянии.
Я думаю, если всем миром "навалиться" на руководство ЦИАМа, этот томище переснимут на диск и выложат на компьютер в читалке № 4. Дело-то действительно совершенно уникальное. И лежит в очень неожиданном месте...
Лайк (1)
iscatel84

Сообщений: 152
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 83
ИнокКент,спасибо большое))
lorierik

lorierik

Берн/Санкт-Петербург
Сообщений: 348
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 240

Прошу помощи опытных коллег:
1. Относились ли дьячки/псаломщики к духовному сословию?

2. Мог ли простой крепостной крестьянин занять эту должность? Если мог, то что ему необходимо было сделать?

3. Если сын дьячка/псаломщика не получал образования в период до 1861 года - то он записывался крестьянином и принадлежал тому помещику на чьей территории стояла церковь его отца?

4. Та же ситуация только после 1861 года, сын дьячка/псаломщика не получил образования и должен был записаться крестьянином? как решался тогда вопрос с землей?
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2516
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9517
lorierik
Не историк, исчерпывающими ответами не владею. Что знаю (в том числе по собственному опыту и собственным предкам):

lorierik написал:
[q]
1. Относились ли дьячки/псаломщики к духовному сословию?
[/q]

Как правило. Но, разумеется, не всегда - а сначала. "Указный" дьячок или пономарь мог быть и податного состояния. Но, естественно, в этом случае ждал и настойчиво добивался посвящения в стихарь, поскольку с момента причисления к духовному сословию переставал платить налоги.

lorierik написал:
[q]
2. Мог ли простой крепостной крестьянин занять эту должность? Если мог, то что ему необходимо было сделать?
[/q]

Теоретически мог, хотя это было невероятно сложно (по моим впечатлениям, в Малороссии - традиционно несколько проще). В XVIII веке он должен был пройти, как минимум, пять кругов ада
Во-первых, "на него" должна была иметься открытая вакансия, и на неё не претендовали кандидаты из духовного сословия. Во-вторых, его должны были "избрать" на эту вакансию прихожане - и помещики, и крестьяне. В-третьих, его должен был "согласиться отпустить" собственный помещик. В-четвёртых, его должен был рекомендовать местный причт (священник, дьякон и дьячок/пономарь, если были), поручившись перед начальством, что кандидат "читает и поёт" хотя бы сносно и "катехизис знает". Наконец, со всем этим должен был согласиться ("с подачи" духовного правления) епархиальный архиерей.
Такой пятикратный фильтр, в принципе, преодолим. Но крайне редко и с огромным трудом...
Позднее, в XIX веке, всё-таки старались не брать без образования. Т.е. нужно было "проникнуть" хотя бы в приходское духовное училище (я уж не говорю - в уездное и потом в семинарию). Опять же, в Малороссии традиционно иногда брали в учение детей "со стороны", в Великороссии такое почти нереально.

lorierik написал:
[q]
3. Если сын дьячка/псаломщика не получал образования в период до 1861 года - то он записывался крестьянином и принадлежал тому помещику на чьей территории стояла церковь его отца?
[/q]

Реалий не знаю, но "в принципе" это представляется практически невероятным. Во второй половине XIX века сын священнослужителя (священника или дьякона, в том числе рукоположенного дьякона на вакансии псаломщика), выходя "по собственному желанию" из духовного сословия, причислялся к потомственным почётным гражданам, т.е. самой (!) верхней страте податных сословий; сын церковнослужителя (дьячка, пономаря, псаломщика) - к личным почётным гражданам. Отправить сына духовного лица в крепостные - никогда не слышал и пока не услышу, не поверю. В рекруты - это пожалуйста! Сколько раз встречал в разборах около имён дьячковых детей пометки скорописью типа: "Неграмотен. В солдаты".

lorierik написал:
[q]
4. Та же ситуация только после 1861 года, сын дьячка/псаломщика не получил образования и должен был записаться крестьянином? как решался тогда вопрос с землей?
[/q]

Та же самая ситуация. Что касается земли, она (да и жильё), как правило, была церковной, "служебной", и претендовать на неё ни священноцерковнослужители, ни члены их семей не могли.
Если же кто-то из них был землевладельцем, что бывало и мне встречалось неоднократно (посмотрите хотя бы списки избирателей во 2-ю Государственную думу, в которые были внесены только владельцы недвижимости - там полно и священников с дьяконами, и псаломщиков, хотя последних, конечно, гораздо меньше) - тогда "в общем порядке"...
Удачи!
lorierik

lorierik

Берн/Санкт-Петербург
Сообщений: 348
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 240
Спасибо!) Тогда вопрос-размышление, что могло заставить выпускника семинарии (с большой вероятностью этот факт подтвержден) весьма образованного человека (имел большую, неплохую библиотеку, некоторые сохранившиеся книги дают это понять, Бальзак, Гюго и пр) служить псаломщиком в небольшой сельской церкви Мценского уезда?
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2516
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9517
lorierik
Первое и, по-моему, самое вероятное: настоятельная необходимость служить почему-то именно в этой церкви. Мало ли - какие-то личные, семейные проблемы, больная мама, роковая любовь и т.д. А там уж какая была вакансия...
Второе. Чем-то проштрафился или епархиальному начальству не показался. На более высокое назначение шансов не было, ухватился за то, что было доступно.
Третье. Вы уверены, что он именно "выпускник", т.е. окончил полный курс? Недоучившиеся тоже могли в итоге на что-то претендовать, но ведь не сразу же!
Пример: мой прапра- по семейным обстоятельствам, в связи со смертью отца, единственного кормильца, вынужден был уйти даже не из семинарии, а из старшего класса уездного училища, более того, в связи с отсутствием вакансий вообще выйти из духовного сословия, служил учителем сельской школы, но в итоге в 35 лет всё же был рукоположен во дьякона, а к 50 стал священником. Но к 50!..
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25310
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7629
gegrby73
[q]
лл153-202 Владимирская еп. - города Муром, Гороховец, Владимир с уездами
[/q]

Нижегородцев это интересует
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 832 833 834 835 836 * 837 838 839 840 ... 1203 1204 1205 1206 1207 1208 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈