Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 832 833 834 835 836 * 837 838 839 840 ... 1204 1205 1206 1207 1208 1209 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (1)
Guzel13

Москва
Сообщений: 185
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 118

gegrby73 написал:
[q]

Будем ждать.
За 1738 интересует Тобольская
[/q]

Я буду ждать вместе с вами)) меня тоже Тобольская сильно интересует.
Stephen

Вологда
Сообщений: 196
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 216
gegrby73
Спасибо за информацию, обязательно приму к сведению.
Конечно, надо бы что-нибудь лет этак на 50 пораньше...
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2520
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9530
Guzel13, gegrby73
К сожалению, порадовать нечем. Нашел свои черновые записи только по делу ф. 248, оп. 109, д. 113
Тобольской епархии там нет.
Что есть (уж что зафиксировал - но, может быть, кому-то пригодится):
Владимирская епархия (л. 1)
Ростовская
Тульская (донесение воеводской канцелярии, л. 63)
Дедиловская канцелярия, Епифань (66)
Венёв (136)
Перемышль и Воротынск (141)
Козельск (147, точно есть персоналии по СЦС)
Серпейск (226)
Лихвин (260)
Ярославль, Пошехонье (274)
три города, прочитать названия которых не могу (расплылись чернила)
Старица (345)
Вологда, Белоозеро
Великие Луки (372)
Торопец, Яблонь
Старый Оскол, Рыльск, Путивль, Брянск, Карачев, Трубчевск, Орёл, Новосиль (есть персоналии)
Чернь (529)
Белёв (539)
Болхов (546)
Воронеж, Землянск, Ольшанск, Усмань (556)
Ливны (653)
Елец (655)
Ефремов (691, есть персоналии)
Тамбов, Шацк (718)
Верейск (769)
Краснослободск (774)
Лайк (1)
iscatel84

Сообщений: 152
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 84
Добрый вечер,ИнокКент.
Подскажите пожалуйста,какая информация указана в этом деле?
Интересует как раз Тамбов и его окрестности.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2520
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9530
iscatel84
Боюсь, что в большинстве случаев там общие донесения воеводских канцелярий об укомплектовании церквей. По нескольким из них приложены достаточно полные списки персоналий. Если я этого прямо не отметил - скорее всего, никаких конкретных имён по соответствующему уезду нет.
iscatel84

Сообщений: 152
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 84
ИнокКент,спасибо за ответ.Жаль sad.gif
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2520
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9530
iscatel84
Если Вас интересует причт Тамбовского уезда этого периода, то на ветке "Тамбовская область" я как-то упоминал свою совершенно случайную находку - великолепный сборник исповедных ведомостей по Тамбовскому уезду за 1740, чудом сохранившийся в ЦИАМе (ф. 205, оп. 2, д. 42).
Там же на первой странице каждой исповедки - полный список причта и членов семей!
Там в итоге сделали внутреннюю опись, понятно, какие населённые пункты есть в деле: https://forum.vgd.ru/post/2175/47934/p2454174.htm#pp2454174

Правда, это дело перестали выдавать в читальный зал - первые 30 листов очень ветхие. Но до этого мне, например, его выдавали дважды, поскольку оставшаяся 1000 листов во вполне пристойном состоянии.
Я думаю, если всем миром "навалиться" на руководство ЦИАМа, этот томище переснимут на диск и выложат на компьютер в читалке № 4. Дело-то действительно совершенно уникальное. И лежит в очень неожиданном месте...
Лайк (1)
iscatel84

Сообщений: 152
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 84
ИнокКент,спасибо большое))
lorierik

lorierik

Берн/Санкт-Петербург
Сообщений: 348
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 240

Прошу помощи опытных коллег:
1. Относились ли дьячки/псаломщики к духовному сословию?

2. Мог ли простой крепостной крестьянин занять эту должность? Если мог, то что ему необходимо было сделать?

3. Если сын дьячка/псаломщика не получал образования в период до 1861 года - то он записывался крестьянином и принадлежал тому помещику на чьей территории стояла церковь его отца?

4. Та же ситуация только после 1861 года, сын дьячка/псаломщика не получил образования и должен был записаться крестьянином? как решался тогда вопрос с землей?
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2520
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9530
lorierik
Не историк, исчерпывающими ответами не владею. Что знаю (в том числе по собственному опыту и собственным предкам):

lorierik написал:
[q]
1. Относились ли дьячки/псаломщики к духовному сословию?
[/q]

Как правило. Но, разумеется, не всегда - а сначала. "Указный" дьячок или пономарь мог быть и податного состояния. Но, естественно, в этом случае ждал и настойчиво добивался посвящения в стихарь, поскольку с момента причисления к духовному сословию переставал платить налоги.

lorierik написал:
[q]
2. Мог ли простой крепостной крестьянин занять эту должность? Если мог, то что ему необходимо было сделать?
[/q]

Теоретически мог, хотя это было невероятно сложно (по моим впечатлениям, в Малороссии - традиционно несколько проще). В XVIII веке он должен был пройти, как минимум, пять кругов ада
Во-первых, "на него" должна была иметься открытая вакансия, и на неё не претендовали кандидаты из духовного сословия. Во-вторых, его должны были "избрать" на эту вакансию прихожане - и помещики, и крестьяне. В-третьих, его должен был "согласиться отпустить" собственный помещик. В-четвёртых, его должен был рекомендовать местный причт (священник, дьякон и дьячок/пономарь, если были), поручившись перед начальством, что кандидат "читает и поёт" хотя бы сносно и "катехизис знает". Наконец, со всем этим должен был согласиться ("с подачи" духовного правления) епархиальный архиерей.
Такой пятикратный фильтр, в принципе, преодолим. Но крайне редко и с огромным трудом...
Позднее, в XIX веке, всё-таки старались не брать без образования. Т.е. нужно было "проникнуть" хотя бы в приходское духовное училище (я уж не говорю - в уездное и потом в семинарию). Опять же, в Малороссии традиционно иногда брали в учение детей "со стороны", в Великороссии такое почти нереально.

lorierik написал:
[q]
3. Если сын дьячка/псаломщика не получал образования в период до 1861 года - то он записывался крестьянином и принадлежал тому помещику на чьей территории стояла церковь его отца?
[/q]

Реалий не знаю, но "в принципе" это представляется практически невероятным. Во второй половине XIX века сын священнослужителя (священника или дьякона, в том числе рукоположенного дьякона на вакансии псаломщика), выходя "по собственному желанию" из духовного сословия, причислялся к потомственным почётным гражданам, т.е. самой (!) верхней страте податных сословий; сын церковнослужителя (дьячка, пономаря, псаломщика) - к личным почётным гражданам. Отправить сына духовного лица в крепостные - никогда не слышал и пока не услышу, не поверю. В рекруты - это пожалуйста! Сколько раз встречал в разборах около имён дьячковых детей пометки скорописью типа: "Неграмотен. В солдаты".

lorierik написал:
[q]
4. Та же ситуация только после 1861 года, сын дьячка/псаломщика не получил образования и должен был записаться крестьянином? как решался тогда вопрос с землей?
[/q]

Та же самая ситуация. Что касается земли, она (да и жильё), как правило, была церковной, "служебной", и претендовать на неё ни священноцерковнослужители, ни члены их семей не могли.
Если же кто-то из них был землевладельцем, что бывало и мне встречалось неоднократно (посмотрите хотя бы списки избирателей во 2-ю Государственную думу, в которые были внесены только владельцы недвижимости - там полно и священников с дьяконами, и псаломщиков, хотя последних, конечно, гораздо меньше) - тогда "в общем порядке"...
Удачи!
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 832 833 834 835 836 * 837 838 839 840 ... 1204 1205 1206 1207 1208 1209 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈