На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Большая просьба - придерживаться этой схемы.
Историческия сведения об упраздненном Троицком Битюгском мужеском монастыре. Бывший Троицкий Битюгский мужеский монастырь, основанный в царствование Императора Петра 1-го тщанием Никиты трудника, около 1693 года, по благословению перваго Воронежскаго Епископа, Святителя Митрофана, от котораго в 1701 году, был прислан в Богоявленскую церковь того монастыря Св. антиминс, находился Воронежской губернии, Бобровскаго уезда, близь деревни Старой-Тишанки, населенной ныне государственными крестьянами, бывшими в то время монастырскими; построен на правом берегу реки Битюга и существовал до 1763 года около 70 лет.
Монастырь был окружен огромным дремучим лесом, обширными и привольными степями и славился своим многочисленным скотоводством; имел в году две ярмарки и считался тогда одним из числа богатых и знатных монастырей по Воронежской Епархии. Скотоводству его много способствовали тогда еще девственныя, покрытыя седым ковылем и испещренныя благоухающими цветами, никем еще незаселенныя степи, которыя только в царствование Императрицы Екатерины 2-й и Императора Павла 1-го, стали роздаваться знаменитым русским вельможам, в награду за их усердную службу Государю и отечеству, и чистыя, ничем еще тогда не засоренныя воды реки Битюга и речки Тишанки. В монастыре были три деревянныя церкви и одно такое же подворье, в г. Павловске; 1-я главная церковь, во имя Св. Троицы, холодная, освещенная в первый раз Высокопреосвященнейшим Пахомием, Митрополитом Воронежским и Елецким, в 9-й день Октября 1715 года; 2-я в честь Рождества Богородицы, и 3-я Богоявления Господня, теплая. — Самое подворье было выстроено в виде монастыря, имело деревянную церковь и много строений. Монастырь управлялся, по большей части, Архимандритами, а подворье настоятелями. В последние годы своего существования, монастырь, как говорит народное предание, был разграблен разбойниками, под предводительством Атамана Ивана Ивановича, а монашествующия братия, бывшия тогда на лицо в монастыре, преданы ими мученической смерти. Чтобы овладеть монастырем, атаман употребил следующую хитрость: переодевшись в крестьянское платье, он приехал на монастырскую мельницу, где тихомолком, за стаканом вина, выспросил у мельников все, что нужно было ему знать. Перед вечером, к настоятелю монастыря приехал от него передовой, с покорнейшею просьбою дозволить одному проезжему господину остановиться переночевать в монастыре и отслужить молебен; между тем дал заметить монахам, что господин его зпатнаго происхождения и притом человек богатый. Настоятель был очень рад, приказал отвести для помещения проезжающаго лучшую в монастыре комнату, поручил передовому просить своего господина поспешить приездом и уверить его, что он без всякаго сомнения найдет у них радушный для себя прием. Вечером, когда уже совершенно смерклось, к монастырю подъехала дорожная карета, запряженная прекрасными лошадьми и из нея вышел всеми ожидаемый с таким нетерпением гость. За каретою следовало несколько телег, чем-то нагруженных и плотно обвязанных, сопровождаемых самыми удалыми головорезами, выбранными изо всей шайки; остальные за тем разбойники расположились в лесу, около самаго монастыря. Приезжий господин пригласил к себе на вечер всех монахов, угостил их, как нельзя лучше, а прислужников, которые придерживались чарочки, напоил до пьяна (Иван Иванович умел жить в свете!). Отпуская их от себя, он упросил настоятеля, чтобы завтрашний день, как можно раньше начать заутреню. Настоятель сначала отговаривался невозможностию нарушить монастырский устав, но сильныя убеждения Ивана Ивановича и в особенности, когда он сказал, что более одного часа за полночь не может оставаться в монастыре, что его призывают важныя дела, куда он должен явиться непременно в назначенный ему срок, а с другой стороны щедрое за то вознаграждение, соблазнили настоятеля монастыря и он обещал выполнить его просьбу. В самую полночь, все монахи собрались в церковь, не желая изменить данному ими слову и когда доложили о том атаману, то он, сопровождаемый своею шайкою, тотчас же явился посреди их. Разбойники, вошедши в церковь, заперли за собою двери, а бывшие в лесу подошли к монастырю, окружили его со всех сторон и заняли все выходы (шайка Ивана Ивановича была сформирована на военную ногу.) Атаман подошел к настоятелю и сказал ему: “Святый отецъ! прежде, чем начнете вы служить заутреню, я хотел бы осмотреть все ваши сокровища, для чего и прошу вас, показать их мне теперьже, ибо я имею в них крайнюю нужду; я уверен, что вы это охотнее исполните, когда узнаете, что пред вами стоит известный всем атаман разбойников, Иван Иванович, как меня здесь называют а что эти храбрые люди (он указал на свою шайку) мои неизменные товарищи. Исполняйте же скорее мое требование, – я немогу здесь долго оставаться. Если бы огонь небесный в эту минуту ниспал с неба и охватил своим пламенем все монастырское здание, то и тогда не причинил бы такого паническаго страха на бедных монахов, какой навели на них магическия слова атамана разбойников. Но монахи, верные своему долгу, скорее решились умереть мучеическою смертию, нежели выдать монастырское сокровище, вверенное их попечению, и когда разбойиники стали их бичевать, требуя его указания, то они отвечали им одними словами: “Христос терпел и нам велел терпеть!” Тогда атаман видя, что это средство на них не действует, приказал принести сухаго хворосту и соломы, которыми догадливые его сподвижники, бывшие в монастырском лесу, уже запаслись, зная наперед, что у них без того дело не обойдется. Изверги эти тут же, посреди церкви, разложили огонь (вероятно, пол в церкви был чугунный или каменный), связали монахов по рукам и по ногам, продели между ними шесты и держали несчастных страдальцев над пылающими кострами до тех пор, пока вынудили у них признание. Монастырския деньги были закупорены в боченках и опущены монахами в реку Битюг, так, что про то знали только те, которые их туда опускали. Душегубцы неоставили в живых ни одного монаха. Одни из этих мучеников умерли тут же на месте, а другие могли еще передать свои мучения пришедшим к ним на помощь людям. Из всех людей, живших в монастыре, спаслись только трое служек, крестьяне деревни Старой Тишанки, которые в продолжение всей этой сцены, сидели в реке Битюге, между камышами, по шею в воде. Разбойники, взявши с собою монастырския деньги и скот, тот час же оставили монастырь, пробыв в нем только шесть часов и такой навели страх на жителей Старой Тишанки, что они все разбежались и попрятались в коноплях. Но предосторожность эта была ненужна, – злодеи, опасаясь за собою погони и обеспеченные надолго монастырскою казною, далеко уже были от поруганной ими святыни. (Окончание будет.)
Воронежские губернские ведомости, №32.
(Окончание.) Все заставляет предполагать, что монастырь был богат, если принять в соображение те средства, которыми он тогда пользовался, и молва о которых легко могла распространиться между народом и дойти до разбойников, наполнявших в то время Битюгские леса. Вот эти средства: 1-е, к монастырю была приписана деревня Старая-Тишанка, тогда еще многолюдная; 2-е, монастырь был окружен со всех сторон лесом, состоящим из лучших пород дуба, сосны, осины в березы, часть котораго, вероятно, принадлежала монастырю; 3-е, монастырю принадлежали на реке Елани, около 30 верст разстоянием, большия рыбныя ловли, место это и до сих еще пор известно под названием: «Чернецкаго угра». Сверх того, монахи ловили рыбу в реке Битюге, речке Тишанке и небольших озерах, которыя во множестве встречаются в лесу, около монастыря; 4-е, монастырь славился своим отличным и многочисленным скотоводством,— превосходная порода Битюгских лошадей, и до сих еще пор ведется в некоторых селениях по реке Битюгу; 5-е, монастырь имел на реке Битюге мукомольную и просяную мельницу, которой плотина видна еще и до сих пор. 6-е. При монастыре были учреждены две ежегодныя ярмарки: Троицкая и Рождество-Богородицкая, славящияся и до ныне по Воронежской губернии и известныя под названием Тишанских, по переводу своему после упразднения монастыря в село Верхо-Тишанку, доходами с которых в то время пользовался монастырь, и 7-е, добровольныя приношения от прихожан, за церковныя требы и за поминовение усопших, именами которых исписан весь монастырский церковный сѵнодик. Вскоре после этого страшнаго опустошения, а именно в 1764 году, монастырь был упразднен, а холодная его церковь во имя Св. Троицы, по ходатайству Верхотишанских крестьян, бывших в то время дворцовыми, в царствование Императрицы Екатерины II-й, в 1768 году, перенесена в село Верхотишанку, пожалованное Императором Павлом Петровичем в 1797 году, Г. Действительному Статскому Советнику, находившемуся при Его Императорском Величестве, Главнаго Почтоваго Правления Члену и кавалеру Дмитрию Прокофьевичу Трощанскому, бывшему в последствии Дествительным Тайным Советником и Министром Юстиции, а от него перешедшее по наследству к нынешнему владельцу Верхотишанской вотчины, родному его внуку отставному гвардии Полковнику и кавалеру, Василию Карловичу Шлихтингу. На том же месте, где прежде была церковь, выстроена небольшая деревянная часовня, в которой крестьяне деревни Старой Тишанки, ежегодно во вторник на Фоминой неделе, и после Преполовения, во время обхода с образами хлебных своих полей, служат молебны. В недавнем от нея разстоянии, видны развалины бывших монастырских келлий, какъ-то: обломки кирпичей, ямы и насыпи. Земля, на которой стоял монастырь с окружающим его лесом и плотиною, известная и доныне под названием монастырища, принадлежит ныне Г. Шлихтингу; она куплена вь 1831 году вторым владельцем Верхотишанской вотчины Г. Генерал-Лейтенантом Иваном Ефимовичеим Трощинским, у Княгини Клеопатры Ильиничны Лобановой-Ростовской, а к ней перешла но наследству от роднаго дяди ея, Светлейшаго Князя Александра Андреевича Безбородко, которому Пожалована Государем Императором Павлом Петровичем вместе с Битюгским лесом. По перенесении церкви с прежняго места в село Верхотишанку, она была поставлена в том самом виде, как была при монастыре, и в том же 1768 году, мая в 15 день, освещена в первый раз на новом ея месте, Преосвященнейшим Тихоном 2-м, Епископом Воронежским и Елецким. До 1813 года церковь эта оставалась без всяких перемен. В 1764 году, с изданием церковных штатов, уничтожено и подворье в г. Павловске, церковь котораго, по случаю уничтожения в 1766 году пожаром Павловскаго собора и по перемещении соборнаго штата из крепости Азовской, была обращена в соборную городскую церковь, каковая и оставалась до 1791 года, а после перенесена уже на городское кладбище. После того в Троицкой церкви были следующия постройки и улучшения: в 1813 году, первый владелец Верхотишанской вотчины, Дмитрий Прокофьевич Трощанский, с дозволения Епархиальнаго Архиерея, приступил к ея возобновлению; в 1814 году церковь была уже перестроена с прибавлением к ней нижних дубовых венцов и каменнаго, на дубовых сваях утвержденнаго фундамента, от чего она значительно поднята в вышину, а 18 Февраля 1815 года, при Преосвященном Антоние 1-м, Епископе Воронежском и Черкасском, освещена во второй раз на новом ея месте и в третий раз по своем основании, Благочинным слободы Бутурлиновки, Священником Андреем Дубянским. В 1822 году, старинный монастырский, резной работы пятый иконостас вновь вызолочен, с прибавлением к нему еще трех верхних новых поясов. В 1823 году вставлены в этот иконостас 50 новых, превосходной живописи икон, писанных на железных полированных досках. В 1828 году окончены постройкою: каменная колокольня, галлерея, кладовая, сторожка и ограда. В 1837 году, при нынешнем уже владельце Верхотишанской вотчины, Василье Карловиче Шлихтинге, внутри олтаря, над Престолом Божиим, сооружен на четырех колоннах, с золотою отделкою, прекрасный балдахин, а в 1828 году другой, в малом виде, над плащаницею. Перестройка этой церкви, в 1813—1814 годах, с каменными к ней пристройками и новым иконостасом стоили Дмитрию Прокофьевичу около ста тысяч рублей ассигнациями. Вот нынешнее описание этого замечательнаго храма: Верхотишанская церковь, во имя Св. Живоначальныя и Нераздельныя Троицы, старинной, но прекрасной архитектуры, о 5-ти главах, однонрестольная, холодная, построенная крестообразно из тесанных сосновых брусьев, обшита тесом и выкрашена как извнутри, так и снаружи масляною молочнаго цвета краскою, на каменном, утвержденном на дубовых сваях фундаменте, с каменньми при ней: 3-х этажною новейшей архитектуры колокольнею, соединенною с церковию открытою с боков галлереею, кладовою с погребом, сторожкою и оградою. Все эти здания покрыты листовым железом и выкрашены зеленою краскою, а кресты и под ними моры: над церковию, колокольнею и галлереею, вызолочены червонным золотом, через огонь. Самое же лучшее в драгоценное в этой церкви есть ея иконостас, прекрасною своею живописью и дивными красками, в особенности местных образов, заслуживающий особеннаго внимания, работы Профессора Императорской С.-Петербургской Академии Художеств, покойнаго Владимира Лукича Боровиковскаго, который подобнаго труда еще нигде несовершалъ; исполнение его ученый академик принял на себя, единственно в знак своей признательности к Дмитрию Прокофьевичу который, при помощи образования, из простых деревенских маляров поставил его на степень знаменитаго художника. К числу прочих драгоценных вещей, заслуживающих особениное внимание, принадлежат следующия; 1) Большое, отличной работы Евангелие, обложенное серебренными, вызолоченными досками и украшенное стразами; на задней доске вычеканено поклонение волхвов. Евангелие из чистаго серебра, весит 10 фунтов 60 золотников и ценится в 2,000 рублей ассигнациями. 2) Ковчег серебренный вызолоченный, украшенный стразами и маленькими образками на финифте. 3) Потир, со всеми принадлежащими к нему вещами, серебренный вызолоченный, обложенный матовым резным серебром в украшенный 8-ю финифтяными образками и стразами. 4) Напрестольный крест такой же. 5) Воздухи глазетовой розовой парчи, украшенные драгоценными кистями. 6) Плащаница высокой работы, шитая золотом и серебром по малиновому бархату и обложенная золотою бахрамою и такими же кистями. Все эти драгоценныя вещи, кроме плащаницы, принесены в дар здешней церкви владельцем Верхотишанской вотчины, Василием Карловичем Шлихтингом. При церкви находятся 3 штата священно и церковнослужителей, состоящих из трех священников, двух диаконов и шести причетников. Все они помещаются в собственных своих домах, выстроенных на помещичьей земле. Церковной земли состоит в селе Верхотишанке 67 десятин и 700 сажень, да в деревне Старой Тишанке — 33 десятины, итого 100 дес. и 700 сажень; жители деревни причислены приходом к здешней церкви. При церкви устроено три кладбища, — одно для православнаго вероисповедания, другое для старообрядцев, и третье, особо, для духоборцев. Андрей Фон-Кремер.
Воронежские губернские ведомости, №37.
Примечание к статье об упраздненном Троицком Битюгском монастыре. Статья эта в первый раз была напечатана в 29 № Воронежских Губернских ведомостей 1847 года. После того я собрал еще несколько довольно важных для этого описания материалов и по ним всю статью переделал съизнова. Для составления этого описания служили мне материалами: а.) 5-ть старинных Св. Антиминсов, печатанных на толстом полотне и случайно найденных под престолом Божиим в ящике, принадлежавших бывшему Троицкому Битюгскому монастырю; из них 1-й был прислан в 1701 году от Св. Митрофана, Епископа Воронежскаго, в Богоявленскую церковь; 2-й освященный неизвестно какими то двумя Архиереями, в теплую церковь Рождества-Богородицы, без означения года, в эпоху между патриаршества; (6) 3-й, в холодную церковь Св. Троицы, во второй год митрополии Пахомия, Митрополита Воронежскаго и Елецкаго; (7) 4-й, в теплую церковь Рождества-Богородицы, Преосвященным Феофилактом, Епископом Воронежским и Елецким, 5 Мая 1747 года и 5-й, во вторую церковь Св. Троицы, Преосвященным Кириллом, Епископом Воронежским и Елецким, 16 Сентября 1761 года. а.) Два небольшие деревянные креста найдены мною в 1841 году в церковной кладовой между старыми церковными вещами, с нижеследующими на них, на одном двумя, а на другом одною надписями, относящимися до освящения здешней Троицкой церкви. Первая надпись на первом кресте, писанная славянскими буквами по дереву чернилами. «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в храме Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, во обители Битюгской при державе Благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея великия, малыя и белыя России Самодержца, и при Наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Алексее Петровиче, между патриаршеством Преосвященнейшим Пахомием, Митрополитом Воронежским и Елецким в лето мироздания 7213, а от воплощения Сына Божия 1715, индикта 9-го месяца Октобрия в 9-й день, на память Св. Апостола Иакова Алфеова». Вторая надпись на том же кресте, писана славянскими буквами по алебастру чернилами. «Освятися жертвенник Господа Бога нашего Иисуса Христа, в храме Пресвятыя Живоначальныя Троицы, при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны и при Наследнике Ея, Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче, по благословению Епископа Тихона Воронежскаго и Елецкаго, в лето 1768 года, индикта 1 месяца Мая, на память Преподобнаго Отца нашего Пахомия Великаго в 5-й день». Третья надпись на втором кресте писана гражданскими буквами, по белой масляной краске чернилами. «Жертвенник сей Господа нашего Иисуса Христа, во храме Живоначальныя Троицы, прежде созданный 1715 года а возобновленный 1814 года, при державе Его Императорскаго Величества Государя Александра Павловича, по усердию Его Превосходительства Дмитрия Пракофьевича Трощинскаго, и по благословению Преосвященнаго Антония Епископа Воронежскаго и Черкаскаго и ордена Св. Анны 1-го класса кавалера, освящен благочинным сл. Бутурлиновки священником Андреем Дубянским, в лето 1815 года, в 18 день Февраля, на память Св. отца нашего Льва Папы Римскаго». в.) Церковный синодик, с следующим заглавием: «сей синодик Троицкаго Битюгскаго монастыря, Божиею милостию и вспоможением Св. Троицы, написася в лето 1755 года Февраля в 23-й день». г.) Краткие церковные годовые отчеты. д.) Сведения о монастырях Воронежской Епархии, помещенныя в 22 № Воронежских Губернских ведомостей 1848 года. е.) Копия с указа Воронежской Духовной Консистории от 20 Ноября 1811 года, последовавшаго на имя благочиннаго Бобровскаго уезда, священника Андрея Дубянскаго, где между прочим сказано: «что церковь построена и освещена в 1768 году, утварью довольна, двух комплектная, земли под оною отмежевано 66 дес., и при оной церкви выстроена для продажи церковных свечь лавка». ж.) Местность занимаемая бывшим монастырем. з.) Изустныя предания старожилов деревни Старой Тишанки, записки и счеты Верхотишанской Вотчинной Конторы. 2.) О прочности тогдашняго дуба могут свидетельствовать сохранившиеся до сих пор у здешних крестьян дубовые пластовые анбары и сени, которые делались тогда из бревна, расколотаго на двое. В те времена, за неимением пил, самые огромные дубы, кололи топорами. 3.) Замечательно, что когда старыя иконы, были заменены новыми, то несколько старух перестали ходить в церковь и присоединились к старообрядству, уверяя, что эти иконы будто бы писаны с живых людей, а не со Святых, которых они изображают, что впрочем и доказывает превосходство здешней живописи. 4.) За труды и краски, (которыя надо заметить, так хороши, что заслуживают вообще удивление) за 59-ть икон, заплачено, 10-ть т. рублей ассигнациями, за позолоту иконостаса 8 тысяч, за железные листы 1150 рублей, за ящики, упаковку и за доставку на место 1318 р. 15 коп., итого 20468 руб. и 15-ть коп. ассигнациями. 5.) Покойный Антоний, Архиепископ Воронежский и Задонский, осматривая Верхотишанскую церковь, так был восхищен этим иконостасом, что до самой своей кончины, воспоминал о нем с особенным удовольствием. 6.) Между-Патриаршество было, со дня кончины последняго Всероссийскаго Патриарха Кир-Адриана, скончавшагося 15-го Октября 1700 года и по день учреждения Святейшаго Синода, последовавшаго в 1721 м году, в продолжении слишком 20 лет. 7.) т. е. 1715-го года. Андрей Фон-Кремер.
1 января 1858 г. - 31 декабря 1909 г. Ф. И84, Оп.3, Д.81 Выписки из метрических книг и копии свидетельств о рождении жителей Валуйского уезда Воронежской губернии за 1858-1909 годы
[/q]
Скажите пожалуйста, эти МК только в читальном зале или в АИС тоже есть?
Комментарий модератора: Фонд И84 на оцифровке пока, но в ближайшее время будет в доступе. В общем, следить надо. Но это МК на церковно и священнослужителей.
Лёна
--- Помогу Вам найти информацию в Ульяновском архиве.
Ищу информацию о Мажухин, Михно, Лозин, Кальнов/Кальной, Атаманенко, Гордейко, Квасов
Интересует псаломщик в селе Покровское (сейчас это Волоконовский район Белгородской области) Ранее был Бирючинский воронежского уезда С 1904 по 1911 помощник управляющего Шидловских и параллельно псаломщик (сейчас церковь называется Храм Иоанна Богослова). НЕЧАЕВ (БЛУШТЕЙН) АВРААМ (АВРАМИЙ) 1883 гр Жена Нечаева Мария Михайловна родилась 1 апреля 1883, умерла 1971 25 сентября Сыновья Константин 1907 Владимир 1908 Алексей 1921 Все трое пропали безвести в ВОВ
подскажите, пожалуйста, где было Макарьевское сельское училище ? -у меня прадед там преподавал закон божий в 1895-1901 гг и какие церкви были поблизости - посмотреть его бракосочетание
Фонд И84 на оцифровке пока, но в ближайшее время
будет в доступе. В общем, следить надо.
Но это МК на церковно и священнослужителей.
Лёна