Отрывок из истории села Бураново от неизвестного автора (буду благодарен за подсказку чей это текст)
История села Бураново.
Возникновение села.Село Бураново было основано в 1790 году во время царствования Екатерины II донским казаком Бурановым Иваном Савельевичем. Здесь, на берегу небольшой речки, построил он свое нехитрое жилище, положив начало селу. Здесь он и прожил до глубокой старости. А село стали называть Бураново. Сибирские земли плодородные, природа богата лесами, ягодами, дичью. Население быстро осваивалось. Шли годы, село росло. По переписи населения в 1911 году в селе было уже 232 двора и 1242 человека жителей. Тогда наше село входило в Томскую губернию, Барнаульского уезда, Боровлянской волости. В то давнее время административное управление осуществлялось через Земскую избу.
В селе Анисимово (ранее оно называлось Боровлянка) Тальменского района, Алтайского края и находилась Земская изба. О том, что она проводила большую работу, говорит то, что от неё сохранился архив за триста лет. В 1918 году архив был отправлен в город Омск. В виду того, что он был так велик, его везли на 14 подводах под бастрыками.
На селе власть осуществляли староста и его подручный полицейский, облечённый правами, как его в народе называли «Бляха на груди». В Бураново много лет был полицейским Евлампий Косой. Его боялись и стар и млад. За малейший проступок он тащил на съезжую и там объявлял словами: «Чё, паря, на тебя приговорок доспеть». А это значило - сидеть в кутузке или быть поротым.
Бураново по словам старожилов, передаваемых из поколения в поколение, пользовалось дурной славой. Раньше люди за пятьдесят верст обходили Бураново, боялись. Чалдоны говаривали: «Чем, паря, косача убивать, заряд тратить, лучше убить бродяжку, у него копеек двадцать найдется». А то и свиней кормили, в подвалах у богатеев находили впоследствии множество человеческих костей.
Землепользование велось системой наделов. Вся земля со всеми пахотными и сенокосными угодьями была порезана на наделы площадью двенадцать десятин каждый. Законом разрешалось купля и продажа земли. Крестьянин мог иметь столько наделов, сколько позволяло его имущественное положение. Вновь поселившийся в деревне стремился приобрести надел и потом, когда обзаводился лошадью и коровой, становился полным хозяином. Аренда земли, наем батраков применялись в малых размерах. Здесь помещиков не было, а земель было много. Наличие земли в крестьянском дворе не соответствовало количеству членов семьи: большая семья могла иметь один надел, а малая семья владела многими наделами. Причем до революции наделение землей производилось только на мужчин. После революции, когда земельным кодексом предусматривалось наделение землей и женщин, малоземельные крестьяне стали требовать передела земли. Случалось, делалось это просто - надел отбирали и передавали малоземельным. В то же время земельным кодексом разрешалось выделяться в поселки - там они получали землю по едокам.
Так родились поселки: Смородинка, Светлый ключ, Аксеновский, Литвиновка, Ясная Поляна. Такая система выселков, как стало известно из зарисовок Федора Прокопьевича Дробышева, впоследствии была признана не только отрицательной, но и вредительской. Считалось, что на выселках крестьянин был приближен к земле, но в тоже время отдален от общественной жизни.
Село во время Февральской революции.Февральскую революцию в Бураново с интересом встретили все, а особенно ссыльные поселенцы. Ссыльные какой-либо политической активности прежде не проявляли, жили спокойно, замкнувшись в своем домашнем хозяйстве, но во время революции оживились.
После февральской революции все политические партии стали открыто проводить политическую деятельность. А чтобы узнать какой же партии хочет дать предпочтение народ, проводилось голосование. Голосовал только глава семьи. Он должен был взять карточку с номером избранной партии и опустить ее в ящик.
Октябрьская революция.Не успели бурановцы разобраться в основах новой власти, как услышали новую весть: в Петрограде совершена Октябрьская революция, в стране устанавливается Советская власть. Новая власть призывает закончить войну, заключить мир, землю раздать всем крестьянам поровну, фабрики, заводы отобрать у буржуев и передать народу. Во все села и деревни посылались представители.
Гражданская война.В Бураново незамедлительно был сформирован ревком, выбран комитет бедноты, проводилась экспроприация. Но Советская власть в Сибири продержалась недолго. Изучая хрестоматию по истории Сибири, выяснено, что большевистские Советы провели ряд назревших мероприятий в интересах трудового крестьянства, но не сумели наладить на новой основе хозяйство. Они восстановили против себя большинство крестьян насильственным изъятием продовольствия.
В такой обстановке в результате мятежа чехословацкого корпуса, который передвигался по Сибирской железной дороге на восток, и был поддержан внутренними антибольшевистскими силами. Советская власть в области в конце мая 1918 года была свергнута. Началась гражданская война.
Демократически настроенные деятели попытались организовать систему правления, но вынуждены были передать власть верховному правителю А.В. Колчаку. В ноябре 1918 года в результате военного переворота он утвердился во главе объединенных антисоветских сил. Колчак, избравший своей резиденцией Омск, объявил на всю Сибирь власть своей директории. Всюду восстанавливались старые порядки, гнёт и репрессии были еще сильнее, чем при старом царском режиме. За малейший проступок сажали в кутузку, пороли за малейшее подозрение, вешали и расстреливали. Особенно они свирепствовали при отступлении. В области развернулось массовое партизанское движение. Бурановцы сражались в партизанском отряде Громова. Из воспоминаний Федора Прокопьевича Дробышева мы узнали, что в декабре 1919 года в село ворвались колчаковцы. Они жестоко расправились с активистами села. От рук белых погибли партизаны: Манюхин Михаил Андреевич, Бутарев Иван Павлович, Шеманаев Федор Васильевич и член комитета бедноты Беляев Филимон Парфенович. Их вывели босиком на мороз, зверски избили и расстреляли. Перед смертью Иван Павлович, истекая кровью, у него живого отрубили руку, выкрикнул: «Скоро вы захлебнетесь нашей кровью!».
Как беззаветно эти люди, порой неграмотные, служили идее, отдавая за нее свои жизни ради светлого будущего, в которое они верили.
Все они были похоронены в центре села в братской могиле, на которой в 1952 году был установлен деревянный памятник, а в 1982 году был сооружен памятник, который и сейчас является украшением села.
Народ не мирился с гнётом и произволом белогвардейской власти, восставая, организуя партизанские отряды.
Силами Красной Армии и партизан были сметены колчаковщина и интервенция. В Бураново, как и по всей Сибири, в августе 1919 года была восстановлена Советская власть, которая стала вникать во все стороны общественной жизни.
Становление советской власти в Бураново.Очагом культуры явилась открытая в селе изба-читальня, которая сначала была в поповском доме. Она ведала культурно-массовой работой. Потом открыли народный дом.
Молодежь стала приобщаться к культуре. Инициаторами и застрельщиками были комсомольцы. Первая комсомольская ячейка состояла из 15 человек. Основными формами политической работы среди молодежи были беседы и лекции, массовой работы - спектакли, игры, танцы.
По переписи населения на 1928 года в селе насчитывалось 470 дворов и 2381 житель. Проводя в жизнь указания ЦК ВКП(б) местные партийные организации развернули массовую работу по вовлечению крестьян в коммуны, хорошими помощниками оказались комсомольцы.
Население Бураново состояло из трех групп:
- старожилов – коренных сибиряков,
- поселившихся в период большой иммиграции 1900-1910 годов,
- прибывших в годы гражданской войны.
Хозяйства последней группы относились к числу бедняцких, они вступали первыми на путь коллективного ведения хозяйства. Коммунистам и комсомольцам в порядке партийной и комсомольской дисциплины было предложено вступать также первыми.
В конце января 1930 года в райисполкоме на совещании руководителей сельских советов была поставлена задача: провести сплошную коллективизацию.
В этот период рекомендовались три формы коллективизации: товарищество по общественной обработке земли, сельскохозяйственная артель и коммуна.
В товариществе – обобществлялись только средства по обработке земли, в сельхозартели- средства, дающие доход хозяйству (машины и скот), в коммуне обобществлялся и быт. Решили сразу создать коммуну. Бурановский сельсовет в то время объединял много мелких поселков и выселков: Смородинка, Светлый Ключ, Аксеновка, Литвиновка, Ясная Поляна, Осиновка, Дубровка, Малиновка.
Коллективизация проходила трудно. Во все поселки были направлены представители по проведению собраний. Порой на собраниях доходило до абсурда. Из воспоминаний Федора Прокопьевича Дробышева о собрании в поселке Смородинка. Оно длилось целый день, проходило с большой активностью. После того, как всесторонне всё было обсуждено, все досыта наговорились, нужно было конкретно решать о вступлении в колхоз. Вопрос был поставлен на голосование. Председательствующий товарищ Прудников спрашивает: - «Кто согласен вступить в колхоз, прошу поднять руки» - Ни один. - « Кто против?» - Ни один. - « Кто воздержался?» - Ни один. Безуспешно прошли собрания и на других выселках и в селе Бураново. Массового вступления в коммуну не получилось. Но все-таки как-то организовались две формы хозяйствования – артель и коммуна.
В один февральский, морозный день из Безменовского сельсовета в село Бураново прибыло более 90 «красных свах». В Безменово еще с 1920 года существовала коммуна «Путь жизни». Думали, что они как-то помогут в организации. Вместе с «красными свахами» прибыл отряд уполномоченных. Их вскоре отправили обратно. Своей толкотней они только мешали работать. Правдивую оценку им сделал член Новосибирской бригады товарищ Чупарев. На совещании сельского актива он сообщил, что могли «красные свахи» сделать так это, находясь здесь в гостях, они съели 17 ведер капусты и 30 пудов картофеля.
Агитбригада приехала поправить положение после опубликования в прессе статьи «Головокружение от успехов», которая вызвала растерянность у коммунистов. Статья предостерегала от перегибов, хотя их было сделано уже предостаточно. Коммуна просуществовала недолго. Жизнь показала, что надо создавать колхозы.
В артель, хотя и мало, вступали новые члены. На собрании артели было присвоено название имени Красной Армии. Несмотря на неимоверные усилия, коллективизация в Бураново проходила очень трудно. Не только рост членов коллективных хозяйств, но и сами дела колхозов обстояли плохо. На хозяйственных делах сильно отражалась неправильная расстановка сил, недостаточная сплоченность членов, отсутствие твердого руководства правления. И как раз в это время обострилась в селе классовая борьба. С позиции нашего времени – борьба между более грамотным, дееспособным слоем населения и бедняками, которые метались от коммуны к колхозу, но толку пока никакого не было.
С позиции Федора Прокопьевича Дробышева, активиста – комсомольца, они были врагами: и поп Герасим Теодорович, и дьякон, прибывший из заключения, и кулаки, возвращавшиеся из Нарымского края. А как проводилось раскулачивание и высылка, и лишение избирательных прав кулаков, нам стало известно. Сверху выдвигался план на раскулачивание, и были или не были кулаки, а найти их надо. Вот и попадали в «кулаки» под эту марку и середняки и мало-мальски крепкие хозяйства. Их лишали права голоса и выселяли семьями, с малыми детьми, кто в чем был. И сколько людей погибло при переселении, особенно детей, которые замерзали по несколько человек из каждой семьи или умирали с голоду. На второй день после выселения эти «кулаки» побирались по ночам, просили хоть корку хлеба своим детям. Главной жертвой сталинских преобразований стали крестьяне, которые в ходе грандиозного аграрного переворота лишились собственности на средства производства. Во многих сёлах района к лету 1930 года были закрыты церкви и молитвенные дома. Эту акцию власти смогли осуществить без особых осложнений. Лишь в Бураново им пришлось столкнуться с протестом местного населения, которое дружно встало на защиту своего храма и священника. Стихийные, эмоциональные и, вместе с тем, решительные действия жителей, главным образом женщин, вызвали большой переполох не только в районе, но и за его пределами.
Коренные местные жители, в большинстве своем крепкие крестьяне, не хотели вступать в колхоз. Первыми колхозниками стали приехавшие осенью 1929 года переселенцы из центральной России – бедняки. 34 бедняцких хозяйства получили лучшие земли. Это вызвало естественное недовольство остального населения.
Предел терпения большинства селян наступил после того, как начались посягательства на их церковь.
15 апреля 1930 года в село Бураново прибыл участковый милиционер Дралов, чтобы арестовать священника Теодоровича, как «главаря» контрреволюционной группы. Дралов расположился в сельском совете и потребовал вызвать священника к себе. Подождав какое-то время и убедившись, что священник добровольно не явится, милиционер направился к нему домой.
Возможно, вся операция прошла бы успешно, но в тот момент, когда проводился арест, к дому священника пришли две женщины с молоком и подняли шум. На их крики за несколько минут собралась толпа, из домов выскакивали люди, некоторые в нательном белье, накинув на себя какую-нибудь одежонку. С невиданной быстротой толпа на церковной площади увеличивалась. В милиционеров полетели камни, колья. Дралову пришлось оставить затею с арестом священника, а самому быстро убраться из села. Через два дня в Бураново была направлена бригада из райцентра в сопровождении начальника милиции и уполномоченного ГПУ. Возглавлял ее член райкома партии Ведяйкин. Бригада собрала сход граждан и стала убеждать сдать священника в ГПУ. Но получить согласие жителей не удалось.
7 мая в селе появился уже вооруженный отряд из четырнадцати человек, которым руководил работник РИКа Бумай и уполномоченный ГПУ Данилов. Целью его было захватить священника, а с ним четырёх «кулаков», бежавших из томской ссылки, которых объявили едва ли не главными зачинщиками беспорядков. Не поднимая излишнего шума, отряд произвёл арест священника. Но пока арестованный собирал вещи, прощался с родственниками, вновь собралась толпа численностью около 300 человек. Звенел церковный колокол, люди все прибывали. Опасаясь за свою безопасность, отряд вынужден был освободить арестованного, но возмущенные крестьяне продолжали наступать. Лишь после того, как раздались предупредительные выстрелы в воздух, толпа отступила. Отряд ушел ни с чем.
Эта неожиданная победа бурановцев, обнаружила на данной ситуации полное бессилие власти, побудила жителей восстановить прежние порядки в селе: раскулаченным были возвращены дома, была организована охрана. Конечно, эта победа была непрочной. Спустя несколько дней из Новосибирского окружного комитета партии в село прибыла новая группа уполномоченных, которая вернула утраченный контроль над селом. Дело это закончилось печально, 30 человек были привлечены к ответственности. Из них 8 человек было приговорено к высшей мере, 5 человек осуждены к 5 годам строгого режима, трое к трем годам условно.
Первая волна экспроприации и высылки крестьянства пришлась на первую половину 1930 года. Следующая операция по «ликвидации кулачества» началась в январе 1931 года, затем в течение весны и лета 1931 года.
Результатом сплошной коллективизации было обвальное падение уровня аграрного производства, особенно животноводства, разорение и обнищание деревни и даже голод среди её жителей. Некоторая стабилизация сельского хозяйства началась лишь с 1932 года.
Вскоре на территории Бураново было организовано 3 колхоза. Названия этим колхозам давал сам народ. Колхоз «Стахановец» был назван в честь Алексея Стаханова, героя труда, шахтера. Работать по-стахановски – таков был девиз колхозников. Первым председателем этого колхоза был Малышев. Колхоз «Красная Армия» назван в честь героической Красной Армии. Работать так, как Красная Армия сражалась с врагами. Первым его председателем был Шевченко. Колхоз «Оборона страны». Годы были напряженные. Колхозники, давая такое название колхозу, как бы являлись помощниками армии, своим трудом защищали страну. Первый председатель – Шкуратов Григорий Иванович.
В очерках истории Черепановского района есть сообщение, в котором говорится, что с 1932 года в селе Бураново начал свою работу завод по переработке льна. Но пока его строили, возникало много трудностей. Из «Зарисовок об истории Бураново» Ф. П. Дробышева мы узнаем, что первый раз завод построили неудачно на самом низком берегу реки Кривой. Ведавшие строительством завода убеждали, что это место самое подходящее для замачивания тресты. Но при первом же включении агрегатов завод начал медленно погружаться в трясину. Рабочие успели спасти оборудование. Льнозавод вынуждены были строить снова в конце улицы Кривой в поскотине на холме. Льнозавод выпускал свою продукцию до 1962 года, пока сеяли лен в Бураново и в хозяйствах Черепановского и Маслянинского районов. Потом посевы льна повсеместно сокращались и прекратились. Прекратил свое существование и завод.
Здесь письмо супруги
священника Теодоровича Герасима Михайловича- Елены Михайловны к
Пешковой Екатерине Павловне, которое передает атмосферу последствий тех событий для семьи Теодоровичей.
Может быть кто-то вспомнит фамилии людей, упомянутых здесь?