Левитский Сергей Анатольевич и его семья
Тема о видном государственном и общественном деятеле Олонецкой губернии СЕРГЕЕ АНАТОЛЬЕВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ, - родном брате моей прабабушки ЮЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ ДЬЯКОВОЙ (урождённой ЛЕВИТСКОЙ).
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:36 12 апреля 2019 23:46 ИЗ ЗАПИСКИ О ЦЕРКВЯХ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ. – I. ПЕТРОВАЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ: 1703 год издавна, по формулярным ведомостям градского Петрозаводского причта, показывается годом построения деревянной церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с двумя приделами. Благочестивый Государь великие предприятия свои сопровождал и утверждал построением церквей. Главный престол во имя апостолов Петра и Павла устроен по тезоименитству Государя. Правый придел во имя Алексея человека Божия устроен, как можно полагать, по тезоименитству Цесаревича Алексея Петровича, который был с родителем в походе Его под Орешек. Левый придел во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского, по тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе первый по Государю участвовал во взятии Шлиссельбурга, был поручиком и которого Государь сделал первым начальником Лодейнопольской верфи и Петровских заводов. Цель построения Петровских заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в берг-коллегию, изъяснена так: «они в начале из нужды для военной амуниции заведены; а потом ради славы, как заводская школа, с великою силою содержаны были, не смотря ни на какое иждивение. Оный завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны государства. Вместе с тем, как для исполнения христианских обязанностей православными чиновниками, мастеровыми и переселенцами, так и для охранения православия от изуверства раскольников и влияния иноверцев, коих находилось при заводах значительное количество, да и граница с иноверным государством Швецией была близка, — необходимо было учредить причт. Причт этот состоял: из одного священника, коему в год производилось штатного жалованья денежного – 12 рублей и хлебного – 6 четвертей. Одного дьячка, коему жалованья было – 7 рублей денежного и хлебного – 6 четвертей. Одного пономаря, коему жалованья денежного – 6 рублей и хлебного – 6 четвертей и просфорни, коей жалованья денежного – 2 рубля и хлебного – 3 четверти, да на просфоры выдавалось ей полтора рубля. С учреждением в 1784 году Олонецкой губернии, составился при Петропавловской церкви соборный причт (из одного протоиерея, двух священников, диакона и четырёх причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между городскими н горными прихожанами, с получением от них доброхотного подаяния. С 1800 года, со времени открытая особого причта по горнозаводскому ведомству, таковая обязанность соборного причта ограничилась прихожанами только градскими. В 1828 году, no открытии Олонецкой второго класса епархии, состоит по штату при Петрозаводском Петропавловском кафедральном соборе 1 протоиерей, 1 ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакоиа, 2 псаломщика и 2 пономаря; 4 звонаря, 3 сторожа и 1 просфорня, с получением жалованья на всех 1687 рублей 75 копеек серебром. В дополнение к сему, причт кафедрального собора пользуется и доходом за исправление треб. Из дел церковного архива не видно, кто именно, как в начале по постройке Петропавловской церкви в 1703 году был членами причта, так и после до 1784 года, до учреждения соборного причта. С сего времени показываются по документам церковным протоиереем: первый Григорий Степанов, поступивший из священников города Каргополя и живший до 1800 года; за ним следовали Василий Мангин, из соборных Петрозаводских священников, умерший в 1880 году, потом Иосиф Ерославлев, бывший священником при горнозаводской Александроневской церкви, уволенный за штат в 1835 году; а на его место, 24 февраля 1835 года, поступил ключарь кафедрального собора иерей, магистр Феодор Рождественский. По преданию старожилов, до построения Петропавловской церкви, поставлена была в саду, сделанная из брезента, походная церковь, в коей сперва и совершалась божественная служба. Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она восьмиугольная, пирамидальная, одноглавая, без колокольни. Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа, каждый уступ вокруг церкви по плоскости и загибам обшит был тесом, с укреплением железных связей. Для входа на верхние уступы сделаны были от самой нижней площадки лестницы с перилами. По сим лестницам сам Великий Монарх, в бытность свою на Петровских заводах, изволил выходить на возвышенность уступа или блюда для обозрения местоположения, возбуждавшего удобством водного сообщения с Петербургом, важные думы. Рисунок церкви в тогдашнем виде изображён «в путешествии И. Озерецковского по Онежскому озеру» и приложен к «Воспоминаниям о путешествиях Великого Государя Петра I в Олонец», сочинению Игнатия архиепископа Олонецкого и Петрозаводского. В церкви сей, по словам сего архипастыря нашего, много святых икон тогдашней Петровой школы, особенно в приделах на хорах. Пять икон на холсте, в главном храме самые видные, перенесены, говорят, из походной церкви Петровой, которая стояла в саду его. Место сея церкви и ныне в сём саду показывают на камне, который один там и показывается из земли. Несомненно того же времени и икона Вознесенья Господня, на холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте. Крест на шпице был четвероконечный, сделанный из железа. Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведен был косяками на три перелома. Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе или на хорах, где находились приделы, были довольно пространные. Окончины в переплёте железных укреплений были слюдяные. Наружные стены церкви были обиты с основания до купола тесом, обтянуты холстом и окрашены охрою. Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над нею верхнего яруса или хоров капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные, продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение. Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Два клироса расположены были на том же возвышении. Царское место обнесено было наподобие глаголя балюстратом. Верхний ярус над папертью или хоры заключали в себе, как и ныне, три простенка; в оконечностях сих хоров устроены были в упомянутых выше приделах: во имя Алексея, человека Божия, и Александра Невского, иконостасы с царскими и северными вратами. Пять святых икон поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в походной Его Величества церкви. Для прочих икон устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и царские врата, выкрашенные с позолотою. Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с нею и тёплая Духовская церковь, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре русских сельских церквей; она по ветхости сломана в 1797 году, а вместо оной построена нынешняя Духовская церковь. Колокольня находилась особо между Петропавловской церковью и прежней Духовской церковью; на сей колокольне (ныне не существует), поставлены были боевые часы. Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: земляной вал; дорожки от дворца к церквам; гауптвахта; дворцовые кладовые; заводские здания; плотина, и дом Ландрата. Сии строения изложены на плане города Петрозаводска в воспоминаниях о пришествиях Петра первого в Олонец. Причём блаженной памяти архипастырь наш преосвященнейший Игнатий так отзывается об укреплениях, построенных Государем Петром I: «На что были здесь укрепления, о том можно судить двояко. Не говоря, что то могло быть для чести и украшения Высочайшего местопребывания, можно сказать, что не излишня была ещё в сие время, и подлинно, некоторая предосторожность от нападения Шведов. Валом так же обложена была и Олонецкая верфь. Петербург, строился, но первый камень был положен, по словам самого Петра, не ранее, как когда уже одержана была победа Полтавская. Из сего видно, что дотоле Олонецкая верфь и Петровские заводы были у Петра Великого при заведении новой его столицы, ещё в полном смысле запасными (резервными) местами. Так как Он и избрал сии места начальным пунктом действий к тому, чтобы стереть Шведов с лица берегов Невских, древнего российского достояния, оттеснив их за залив Финский. Здесь, говорим, усмотрел Петр пункт двинуться на врагов. Здесь нашёл Он и всё удобство с материалами к построению первых судов военных. Здесь имел Он и средство к снабжению судов орудиями. Сим премудрым соображением Государя Олонецкий край, некогда пустой, одолжен не только тем, что весьма много прибыло в нём населения от перевода людей из других мест, как-то: из нынешних Новгородской, Вологодской Тульской губерний, для заводов литейных и судовых. Или что дано жителям движение к разным упражнениям и местам, в особенности по направлению к новой столице. Но что и туземцы карелы получили от того и другого некоторое общее образование, быв дотоле в теснинах своих совершенно удалены от сообщения с Русью». На косогорном возвышении, обмеренном в длину на 50 и в ширину на 45 сажень, устроен был регулярный сад, обнесённый палисадом. Среди сего сада находился дворец и пониже пруд с рыбою и место, где была походная церковь. Несколько берёз в саду посажены были собственно Его Величеством. Дворец с устройством сада в прежнем виде, вал и все заводские строения, после Петра Великого, подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь; но и она с продолжением времени во многом изменена против прежнего, и именно: устроен в 1772 году новый шпиц с крестом, с обшивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено заводской суммы 212 рублей 73 с половиной копейки). По открытии бывшего Олонецкого наместничества в Петрозаводске, при господине Тутолмине, по его распоряжению допущены более важные перемены, как-то: четыре кровельные крыши превращены в круглый вид. Перила и лестницы для входа на сии крыши сняты. Стены вокруг церкви снаружи и внутри оштукатурены. Три двери в церкви подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках. Восьмигранные окна переделаны в полукружья. Окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки. Царское место снято. Образа от переделки иконостаса уменьшены в своём объеме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обшитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места. Таким образом, от Петровских времён остались для Петрозаводска одни воспоминания. Петропавловская церковь и причт оной состояли первоначально в ведении канцелярии Олонецких заводов, под главным начальством адмиралтейств коллегии, то есть со времени построения сих заводов и церкви; а в 1727 году поступили в заведование берг-коллегии. С учреждением Олонецкой губернии в 1784 году, Петропавловская церковь была сделана градской соборной, состоя вместе с прочими церквями Олонецкой губернии под управлением Архангельского, а потом Новгородского епархиальных начальств. А в 1828 году, при открытии Олоиецкой второго класса епархии, назначено быть в ней архиерейской кафедре, до устройства нового кафедрального собора, коему в минувшем 1860 году положено успешное начало. В 1850 году, no распоряжению святейшего синода, ассигнована на переправку Петропавловской церкви сумма из казны. Под наблюдением особой комиссии с января 1852 вода произведены работы штукатурные, кровельные и плотничные. Шпиц покрыт белым листовым железом. Вместо железного креста устроен новый из латунной меди и вызолочен червонным золотом. Исправлены иконостасы Петропавловской церкви и двух приделов; в особенности исправление святых икон, писанных придворными живописцами на холсте и находившихся в Петропавловской церкви со времён Петра Великого, произведено с возможным тщанием и с соблюдением древнего вида. Так на двух только святых иконах, по совершенной ветхости бывших прежде изображений Воскресения Христова и Похвалы Богородицы, списаны с оригиналов на новом холсте точные копии с соблюдением древнего вида. Прочие святые иконы, писанные на холсте, оставлены без перемен, только сами живописные изображения вычищены, прописаны колером и покрыты лаком, а к холсту, для прочности, в приличном месте сделана подклейка. При чём Царские двери, рамы их и всех икон Петропавловской церкви и двух приделов вызолочены; вызолочена также вся на дверях, рамах и фронтонах и подстаментах резьба. Самые образа, какие имеются в означенной церкви н приделах, вычищены и покрыты лаком. Церковь с приделами освящена 29 июня 1856 года, по чину, в праздник святых первоверховных апостолов. Всего на исправление ветхости Петропавловской церкви употреблено 4291 рубль 65 и три четверти копеек серебром. Поддерживать сию церковь и впредь необходимо (*). * Записка эта составлена около 1860 года. С того времени Петропавловская церковь не исправлялась и пришла в разрушение; в последние два года в ней почти не было службы, так как в ней было размещено железо для вновь строящегося собора. Святые иконы, перенесённые, как означено выше, из походной церкви Петра I и заключающиеся в числе пяти, находятся ныне в предалтарном иконостасе Петропавловской церкви. Из них четыре помещены в третьем ярусе главного храма, и именно: 1) По правую сторону за колонною, живописное изображение Воскресения Христова, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Воскресения Христова, списана с сего оригинала на новом холсте копия. 2) В обороте, живописное изображение Сошествия Христова в ад, на холсте прежнем. 3) По левую сторону, за колонною, живописное изображение Похвалы Богородицы, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Похвалы Богородицы, списана с сего оригинала на новом холсте копия. 4) В обороте, живописное изображение Благовещения, на холсте прежнем. Все сии четыре иконы одного размера: вышиной – 4 аршина, шириной – 3 аршина. Пятая икона помещена сверху означенных: 5) живописное изображение Распятия Христова, на прежнем холсте. Вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина 12 вершков, в золочёной раме. К временам Петра I относится и икона Вознесения Господня, на прежнем холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте, вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина. Кроме сих шести икон, находятся до ныне несколько таковых же икон, писанных на холсте, как-то: а) В третьем ярусе над Царскими вратами главного храма, образ моления Христова о чаше на прежнем месте, вышиной – 2 аршина 8 вершков, шириной – 2 аршина 8 вершков. б) По углам главного храма четыре евангелиста, писанные на холсте. в) Сверху живописного изображения Распятия Христова, образ Господа Савафеа, на холсте, вышиной – 3 аршина, шириной – 1 аршин 12 вершков, в золочёной раме. г) Внизу в боковых сторонах Петропавловской церкви: aa) изображение Входа Господня в Иерусалим, на холсте, вышиной – 2 аршина 1 вершок, шириной – 1 аршин 11 с половиной вершков, и бб) изображение Господа Вседержителя, на холсте, вышиной – 2 аршина 13 с половиной вершков, шириной – 2 аршина. Кроме вышеозначенных икон, писанных на холсте, в главном храме имеются образа, по живописи замечательные, на досках. Царские двери резной орнаментной работы; в них шесть круглых икон, Благовещение на двух и Евангелисты на прочих. На местных иконах изображены: 1) Спаситель с молящимся у ног Его Александром Свирским и Александром Невскнм; 2) Божия Матерь молящаяся; 3) Апостолы Пётр и Павел (икона храмовая); 4) Николай Чудотворец; 5) Алексий человек Божий и Александр Невский; 6) на южных дверях в алтарь архидиакон Лаврентий, и 7) на северных дверях архидиакон Стефан. Над Царскими вратами образ тайной вечери, круглый, на коем Спаситель изображён стоящим и преподающим ученикам своим святые тайны. Над иконостасом во втором ярусе образа: а) Всероссийских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (изображены на одном образе; б) двунадесятых праздников (каждый образ отдельно. В третьем ярусе подле живописной иконы моления Христова о чаше, образа Рождества Богородицы и Введения во храм. В предалтарном иконостасе придела Алексия человека Божия замечательны образа Петровской школы: а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты. На правом столпе Царских врат в иконах малого размера изображены на углу: Иисус Христос и святая Дева Мария; Василий Великий и Григорийt Богослов; Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец; диаконы Ермил и Кирилл. На левом столпе тех же Царских врат: Архангелы Михаил и Гавриил: Афанасий и Кирилл архиепископы Александрийские; Иоанн и Никита архиепископы Новгородские; диаконы Агафопод и Павел. Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ Входа Господня в Иерусалим; б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь с предвечным младенцем; Алексий человек Божий и на северных дверях в алтарь архидиакон Евпл. Таковые же образа находятся и в предалтарном иконостасе придела Александра Невского: а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты. На правом столпе царских врат в иконах малого размера изображены па углу: святая Дева Мария и Архангел Гавриил; Григорий Богослов и митрополит Алексий; Николай Чудотворец и митрополит Филипп; диаконы Филипп и Тимофей. На левом столпе тех же царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил; Василий Великий и митрополит Иона, диаконы Лаврентий и Авив. Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ тайной вечери: б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь всех скорбящих; Александр Невский в одежде схимника; и на северных дверях архидиакон Стефан. К Петропавловскому летнему храму принадлежит тёплый собор во имя Святого Духа, с двумя приделами во имя Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Храм этот каменный, с деревянной надстройкой, сооружён в 1800 году усердием чиновников и граждан Петрозаводска. Большая часть святых икон писана яичными красками и обложена серебром. Библиография: Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 60. – 2 августа. – Суббота. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – С. 581, 585 и 586. Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 61. – 6 августа. – Среда. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – II. – Свято-Духовский Собор. – С. 594, 599 и 600. Источник: http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3914и http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3914&page=9http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3915и http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3915&page=11 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:51 13 апреля 2019 1:13 УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТРОЗАВОДСКА. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР: Три величественных православных храма располагались на Соборной площади Петрозаводска (ныне площадь С. М. Кирова) до 30-х годов XX столетия. Это был исторический и духовный центр города. Согласно «Летописи православных соборов», годом постройки самого древнего храма, Петропавловского, считали 1703 год, год основания Петровских заводов. В местной краеведческой литературе также принята эта дата, но документами, подтверждающими это событие, кроме летописи, составленной во второй половине XIX века, мы не располагаем. Академик Н. Озерецковский, побывавший в нашем городе в 1785 году, описывает собор так: «...Соборная во имя апостолов Петра и Павла построена государем Петром I ... видом церковь сия круглая, осьмиугольная, с четырьмя вокруг перилами, в некоторых окнах оконницы в ней слюдяные». Собор был необычной для православных храмов архитектуры – имея «осьмиугольное основание и поднимаясь ввысь четырьмя уступами, завершался высоким шпилем с крестом». Выстроенный из толстых обтесанных бревен, храм состоял из нескольких ярусов. Вокруг каждого были устроены прогулочные балконы, соединявшиеся между собой лестницами. Отсюда открывался вид на Онежское озеро и окружающие леса. В самом верхнем этаже зажигался на ночь фонарь, служивший маяком для ходивших по озеру кораблей. Крыша каждого яруса была покрыта тесом, а балконы обнесены деревянными перилами. Внутри храм был двухъярусным. В нижнем ярусе располагался главный придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, другие два на хорах: на правой стороне придел во имя Алексия, человека Божия, на левой – во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Древние иконы были переданы в храм из походной церкви императора Петра Великого. Эти иконы описал в своей книге архиепископ Олонецкий Преосвященный Игнатий, прибывший в Петрозаводск в 1828 году. Духовенство и жители города сохраняли уникальный памятник петровской эпохи более двух столетий. Рядом с собором была построена тёплая Святодуховская церковь, обычной для русского севера архитектуры. Её ремонтировали, перестраивали, а в 1799 году разобрали по ветхости. На средства горожан в 1800 году построили новый, одноимённый с прежним храм. Эта церковь как храм во имя сошествия Святого Духа просуществовала до лета 1875 года, когда по решению Олонецкой духовной консистории была переименована в храм во имя Воскресения Христова. Вокруг двух соборов была построена каменная ограда, у северных ворот которой находился каменный киот в виде часовни с иконой святого Николая Чудотворца. Близ западного входа в церковь – «замечательная могила, чтимая и посещаемая богомольцами, старца Фаддея, времён Петра 1. Она обложена кирпичом в виде гробницы, а сверху плита с изображением осьмиконечного креста». Оба древних храма – Петропавловский и Вознесенский * – сгорели одновременно: 30 октября 1924 года. МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: Судя по тексту, вместе с Петропавловским храмом сгорел Воскресенский храм, а вовсе не Вознесенский. НА ФОТОГРАФИИ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Библиография: Сорокина Татьяна. Утраченные святыни Петрозаводска. Петропавловский собор. Источник: http://eparhia.karelia.ru/pps.htmНА ФОТОГРАФИИ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Источник: https://upload.wikimedia.org/w...church.jpg --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:55 13 апреля 2019 0:43 УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТРОЗАВОДСКА. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР: Престолы: Воскресения Господня, Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы (сгорел в 1924 году). В Пасхальные дни, когда человеческие сердца наполняет светлая радость праздника, православные петрозаводчане не могут не вспомнить о древней святыне города – Воскресенском храме, который когда-то украшал центральную, Соборную площадь Петрозаводска. На протяжении долгих лет этот бывший духовный центр старинного города носит революционное название – площадь Кирова. Ныне в этом распластанном городском пространстве, где смешались времена и стили, не осталось и следа от своеобразного исторического облика города. Возведение русских поселений всегда начиналось с храмового строительства. Сначала строили дом Божий, чтобы освятить землю, а затем возводили остальные постройки. Вначале XVIII века, когда преобразователь России император Петр I закладывал в Карельском крае пушечный завод, чтобы противостоять на северных рубежах шведам, рядом с летним Петропавловским собором была возведена вторая церковь – тёплая. Это был обычный для русского Севера сельский храм. К 1799 году он основательно обветшал, и его разобрали. А в 1800-м году на средства горожан возвели новую церковь – каменную с деревянною надстройкою. Величественные Петропавловский и Воскресенский соборы, стоявшие на возвышенности близ берега Онежского озера, обнесли каменной оградой и у северных ворот поставили каменный киот – часовню с иконой святителя Николая Чудотворца – покровителя странствующих по водам. У западного входа в церковь находилась могила старца Фаддея, времён Петра I, чтимая и постоянно посещаемая богомольцами. По решению Олонецкой духовной консистории в 1875 году собор был переименован в храм во имя Воскресения Христова. Позже, для заонежских крестьян, этот храм послужил архитектурным образцом для Никольской церкви в Сенной Губе. Воскресенский собор не обошёл своим вниманием и известный русский исследователь, архитектор-реставратор Д. В. Милеев, посетивший столицу Олонецкой губернии в 1905 – 1906 годах и сфотографировавший церковь, в качестве образца традиционного деревянного храма Российского Севера с девятиглавым венчанием. Заметим также, что, по мнению городских архитекторов, «церкви, располагавшиеся на Соборной площади, служили не только местными акцентами. Это были главные силуэтообразующие элементы города – и со стороны Онежского озера, и при восприятии городской панорамы со стороны Зареки и от Круглой площади. Утрата этих доминант значительно ухудшила силуэтные характеристики Петрозаводска». И, вместе с тем, погибшая в огне пожара в 1924 году Воскресенская церковь стала для горожан постоянным напоминанием об измене духовному родству с предками. НА ФОТОГРАФИИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Библиография: Андреева Ольга. Утраченные святыни Петрозаводска. Воскресенский собор. Источник: http://eparhia.karelia.ru/vossob.htm --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
13 апреля 2019 0:04 13 апреля 2019 0:30 СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: Возведение нового кафедрального собора было задумано еще в XVIII веке, но только в XIX веке план этот осуществился. В 1828 году первый Олонецкий епископ Игнатий, обращаясь с ходатайством в Святейший Синод о строительстве нового собора, писал: «Население епархиального города из года в год увеличивается, сооруженные в давнее время храмы обветшали и утеснительны для молящихся». Разрешение на строительство нового каменного кафедрального собора было получено при третьем олонецком архиерее, архиепископе Аркадии, 10 апреля 1859 года, накануне праздника Святой Пасхи. Сразу после получения разрешения на строительство храма был образован строительный комитет, в состав которого вошли члены Духовной консистории, представители купечества и представители разных сословий. Наблюдение за проведением строительных работ осуществлял губернский архитектор В. Тухтаров. Храм решено было строить на Соборной площади (ныне площадь С. М. Кирова), напротив здания Петрозаводской мужской гимназии. Строительство велось на деньги, выделенные из казны и добровольные пожертвования жителей города и губернии. Возведение храма началось торжественным молебном 27 апреля 1860 года и завершилось в мае 1872 года, в год, когда вся Россия торжественно отмечала 200-летие со дня рождения императора Петра Великого. Иконы для кафедрального собора были написаны в Александро-Свирском монастыре. Храм был освящен во имя Воскресения Христова, но в 1875 году, по решению Олонецкой духовной консистории, переименован во имя Святого Духа. В летописи соборов записано, что сооружаемый храм представлял собой уменьшенную копию московского храма Христа Спасителя. Замечателен этот собор был ещё и тем, что в 1866 году в его подвальном помещении была открыта пещерная церковь, освященная во имя святых Олонецких чудотворцев: преподобных Александра Свирского, Адриана Андрусовского, Афанасия Сяндебского, Никифора Важеозерского, Ионы Яшезерского, Ионы Клименецкого, Корнилия Палеостровского, Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Лазаря Муромского. Пещерная церковь была задумана как усыпальница олонецких иерархов. В дни памяти Олонецких святых в ней совершались богослужения. Три храма на Соборной площади – Святодуховский, Петропавловский и Воскресенский – гармонично соединялись в архитектурный ансамбль, великолепно смотревшийся со стороны Онежского озера. Заботливыми руками прихожан вокруг кафедрального собора были высажены кусты сирени. В центре Соборной площади в 1885 году был поставлен памятник Александру II, сооруженный на средства губернского земства. К сожалению, время и исторические обстоятельства не пощадили святыни. Два древних храма, Петропавловский и Воскресенский, сгорели в ночь на 30 октября 1924 года, Святодуховский собор был закрыт и переоборудован под столовую в 1930 году, а в 1936 году взорван. Город лишился трёх красивейших православных храмов, память о которых сохранилась лишь в архивных документах, старинных книгах, рисунках и фотографиях. НА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: НА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Библиография: Сорокина Татьяна. 2011 год. Святодуховский кафедральный собор. Источник: http://eparhia.karelia.ru/svdkaf.htmНА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Открытки из коллекции Николая Егорова. Библиография: Егоров Н. Петрозаводск на открытке. Прошлое и настоящее. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2004. – С. 10. – 48 страниц, иллюстрации. Источник: http://elibrary.karelia.ru/doc.../total.pdf --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
13 апреля 2019 0:22 15 апреля 2019 21:06 ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: К 1772 году старая Петропавловская церковь пришла в такое состояние, что начальник заводов А. Ярцов принял решение о её перестройке. Работа была поручена артели плотников, руководимой государственным крестьянином деревни Илемсельги Трифоном Коппалиным. Предстояло «всю оную церковь... снаружи для сбережения от мокроты новым тесом перекрыть и всходы на кровлю положить, шпиц и на нем крест, сняв, переделать и, обив готовою казенною жестию, поставить на прежнем месте вновь порядочным образом и вокруг тоя церкви галерейные переходы и крыльцы вновь же переделать и новыми балясинами... обнесть, ко окнам ставни и двери и все входы церковные, внутре полы и рундук, угвердя новыми ж перекладами и связьми, сделав вновь струговою столярною работою. Одним словом, все, что до перестройки тоя церкви касаться будет, переправить вновь...». В июне 1772 года работа была закончена, а осенью того же года церковь выкрасили белой краской, как сказано в документе, «дабы соблюсть на память позднейшим временам и знак трудов и тщания Петра Великого». Еще более серьезной переделке подвергся Петропавловский собор в 1789 году. Под здание церкви был подведен каменный фундамент, а весь нижний ярус обложен кирпичом. В довершение всего были устроены колонны и все здание оштукатурено. В следующем веке Петропавловский собор также пережил множество ремонтов и переделок. В 1826 – 1829 годах деревянная крыша церкви была заменена на железную, исправлена штукатурка, настланы новые полы, сделаны новые площадки к трем входным дверям, поправлен иконостас. Но и эта переделка не была последней. В 1851 году Синод, надо полагать, по просьбе Олонецкой консистории, признал необходимым произвести новую «поправку Петропавловского собора». Ремонт храма производился в 1855 – 1856 годах. «При сем исправлении, - как сказано в документе, - оббит шпиль на церкви белым листовым железом, сделан новый вызолоченный крест с яблоком... и возобновлены святые иконы и перезолочены иконостасы как главный, так и придельные, выкрашены полы, двери и крыша». Только 15 лет простояла Петропавловская церковь без ремонта. К 1871 году вся наружная штукатурка обвалилась, крыша прохудилась, и поэтому летом 1871 года «крыша сделана вновь железная, и верхние четыре яруса стен вместо штукатурки обиты листовым железом с окраскою». В главном алтаре пол был настолько плох, что для его ремонта потребовалось снять престол. После ремонта пола престол был вновь освящён 30 мая 1872 года, когда Петрозаводск торжественно отмечал 200-летие со дня рождения Петра I. Внутри храм был двухъярусным. В нижнем ярусе располагался главный придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, другие два – на хорах: на правой стороне придел во имя Алексия человека Божия, на левой – во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ещё Н. Озерецковский отмечал, что в храме «иконостас писан чужестранными живописцами в бытность государя на Петровских заводах, и на образе Иоанна Богослова подпись латинская: Iohannes». Иконы петровской эпохи сохранялись и в XIX веке, что отмечал архиепископ Олонецкий Игнатий, прибывший в Петрозаводск в 1828 году. Иконы помещались в деревянном резном с позолотою иконостасе. Со времени постройки Петропавловская церковь состояла в ведении заводской канцелярии. Но с 1784 года, когда Петрозаводск стал губернским городом, церковь стала городским соборным храмом, а в 1828 году, при открытии Олонецкой епархии здесь назначено быть архиерейской кафедре. Это самое древнее в нашем городе церковное здание сгорело 30 октября 1924 года. Город понёс невосполнимую потерю: исчезла единственная сохранившаяся к XX веку постройка Петровского времени. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: В 1790-е годы «петрозаводское градское общество – как засвидетельствовано в документе, - изъявило желание построить... новую каменную церковь о трех престолах» вместо старой деревянной теплой церкви, пришедшей в крайне ветхое состояние. Место под новый храм было отведено близ старой Святодуховской церкви, которую предварительно снесли. Строительство велось в основном на пожертвования горожан и завершилось в 1800 году. Новая церковь имела в длину 13 сажень и в ширину 8 сажень, в ней было три придела: главный – во имя сошествия Святого Духа, придел с правой стороны – во имя Рождества Христова, с левой – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Над приделами возвышались небольшие главы с крестами. В одной связи с церковью была построена колокольня. B 1826 – 1829 годах одновременно с Петропавловской ремонтировалась и Святодуховская церковь. Вместо тесовой была сделана железная крыша, главы обиты белым железом, сделаны новые полы, построено новое каменное крыльцо. В 1849 годах церковь расширили: на западной стороне пристроили помещение для ризницы, хранения церковной казны и архива. Притвор отнесли под арку колокольни. В архивных документах сохранились описания этого храма. Вот одно из них: «Зданием каменная, теплая, с деревянною надстройкою, в соединении с нею и колокольня каменная с деревянною же надстройкою, крепка». Еще более подробное описание содержится в церковной летописи: «Настоящий храм венчается закрытым деревянным куполом с 9 главами, обитыми белой жестью, и на каждой поставлен восьмиконечный крест... Крыша на всем храме железная, покрытая зеленой масляной краской... Собор снаружи и внутри оштукатурен и выбелен известью. Деревянная купольная надстройка обшита досками и окрашена масляной краской. Храм освещался 19 окнами, защищенными железными решетками». Обогревался храм пятью печами. В собор вели три входа: с западной, северной и южной сторон. У каждого входа – площадки с тремя каменными ступенями. Входные двери – створчатые, двойные: наружные – деревянные, внутренние – стеклянные. Главный престол выполнен из простого дерева. Предалтарный иконостас столярной работы, выкрашен белой краской и украшен вызолоченной резьбой. Эта церковь как храм во имя сошествия Святого Духа просуществовала до лета 1875 года, когда была переименована в храм во имя Воскресения Христова. Воскресенский собор сгорел одновременно с Петропавловским собором – 30 октября 1924 года. Во многих документах XVIII века упоминается ограда, окружавшая две первые петрозаводские церкви – Петропавловскую и Святодуховскую. Но, к сожалению, ни в одном нет её описания. К началу XIX века, скорее всего, она пришла в полную негодность, так что, когда в 20-е годы XIX века встал вопрос о ремонте Петропавловской и Святодуховской церквей, одновременно было решено строить вокруг них новую ограду. Была построена каменная ограда, у северных ворот которой находился каменный киот в виде часовни с иконой Николая Чудотворца. Близ западного входа в церковь – «замечательная, - как сказано в документе, - могила, чтимая и посещаемая богомольцами, старца Фаддея – времён Петра I... Она обложена кирпичом в виде гробницы, а сверху плита с изображением осьмиконечного креста». В 1930 году по постановлению Петрозаводского горсовета вся площадь, занимаемая ранее сгоревшим собором, включая часовню, в которой находилась могила Фаддея, была отведена для расширения Летнего сада, а сама могила ликвидирована и намогильная плита передана Карельскому музею. СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: Строительство нового кафедрального собора, как помнит читатель, задумывалось ещё в то время, когда Петрозаводск впервые стал губернским городом и в нём предполагалось устроить кафедру для Олонецкого епископа. Однако прошло почти 90 лет, прежде чем план этот осуществился. Ликвидация губернии, а затем Отечественная война 1812 года помешали строительству собора. Лишь после образования Олонецкой епархии (22 мая 1828 года) первый олонецкий епископ Игнатий вновь поднял вопрос о необходимости иметь в городе новый пристойный кафедральный храм. Обращаясь в 1834 года с ходатайством в Синод, он писал: «Население епархиального города с год на год увеличивается, сооруженные храмы в давнее время обветшали и утеснительны для молящихся». Просьба Игнатия осталась тогда неудовлетворённой. Переписка о строительстве собора с Синодом, строительным комитетом Министерства внутренних дел и Главным управлением путей сообщения и публичных зданий растянулась на десятилетия. Только 10 апреля 1859 года, перед самым праздником Пасхи, в Петрозаводск, наконец, пришло разрешение Синода на сооружение в нашем городе на Соборной площади нового каменного кафедрального собора. Был образован комитет по постройке храма, в который вошли члены духовной консистории, несколько купцов и другие лица. Наблюдение за строительством осуществлял введенный в состав комитета архитектор Тухтаров. Сооружаемый в Петрозаводске храм представлял собой уменьшенную копию московского храма Христа Спасителя. Вот как описывает его церковная летопись: собор в плане «имел вид четырехконечного креста, коего то и другое древо по 19 1/2 сажени, концы же сих дерев шириною по 9 сажен каждый. В вышину здание от подошвы подземного его этажа, включая и крест, 26 1/2 сажени. Диаметр купола 6 сажень. Кроме главного купола еще имеются четыре купола по четырем углам, из коих в двух назначены колокольни». Строительство собора велось на деньги, выделенные из казны, а также на средства, добровольно пожертвованные петрозаводчанами и другими жителями губернии. Уже в первый год строительства сумма пожертвований составила 4793 рубля 49 копеек. Началось сооружение храма 27 апреля 1860 года с водоосвящения на Онежском озере. Отсюда крестный ход двинулся к месту закладки собора, где был отслужен подобающий молебен. Затем началась выемка грунта под основание. В работе принимали участие все присутствующие. Закладка собора произошла в следующем году – в воскресенье 4 июня 1861 года. Первый камень в основание восточной стены, среднего алтаря положил архиепископ Аркадий. На месте закладки была укреплена медная доска с надписью: «Во славу Святыя, единосущный, животворящая и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа заложися к созиданию храм сей в честь сошествия Святаго Духа, в лето от сотворения мира 7369, от Рождества же по плоти Бога Слова 1861, июня 4 дня». В 1866 году здание поднялось до середины второго ряда окон. В воскресенье 2 октября состоялось освящение пещерной подземной церкви, напоминавшей собой, как писали «Олонецкие губернские ведомости», «молитвенные катакомбы древних христиан». Освящена она была в честь преподобных угодников олонецких: Александра Свирского, Адриана Андрусовского, Афанасия Сяндебского, Никифора Важеозерского, Ионы Яшезерского, Ионы Клименкого, Корнилия Палеостровского, Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Лазаря Муромского. В 1869 году храм был увенчан пятью главами, а на них водружены кресты. Величина главного креста на средней главе составляла 5 аршин от облака, ширина 6 вершков, толщина 2 1/2 дюйма. Четыре других креста вышиной по 3 аршина. В 1872 году накануне Пасхи был установлен иконостас с иконами, писанными в Александро-Свирском монастыре. Вслед за этим состоялось освящение всех трёх приделов собора: 21 мая – главного – во имя Воскресения Христова, 28 мая – северного – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы, 13 августа – южного – в честь Вознесения Господня. Иконостас главного придела был сделан по образцу иконостаса московского Успенского собора в пять ярусов. До 1878 года собор был холодный. Летом 1878 года для отопления в подвале поставили пять калориферов, изготовленных по заказу в Санкт-Петербурге. В связи с этим пришлось закрыть подвальную церковь. До 1875 года собор назывался Воскресенским. Летом 1875 года храм был переименован в собор во имя сошествия Святого Духа. Соответственно и главный его придел был назван также. В таком виде главный петрозаводский храм просуществовал до 1930 года. 26 января 1930 года президиум Петрозаводского горсовета принял постановление: «Петрозаводский кафедральный собор и находящуюся при нем часовню закрыть. Здание собора... передать ленинскому комсомолу под юношеское кино». В этом же постановлении особыми пунктами было записано: «Церковные колокола со всех городских церквей снять и передать их для нужд индустриализации страны» и «Колокольный звон запретить с 1 февраля 1930 года». В 1936 году собор был совершенно разрушен. Библиография: Сорокина Т. В., Генделев Д. З. При участии Е. Ю. Матвеевой. Соборы Петрозаводска. К 300-летию Петрозаводска / Издание Национального архива РК и ГП «Республиканская ордена «Знак Почета» типография имени П. Ф. Анохина». – Петрозаводск, 1999. Источник: http://old.gov.karelia.ru/Power/Archives/petr.htmlhttp://old.gov.karelia.ru/Power/Archives/voskr.htmlhttp://old.gov.karelia.ru/Power/Archives/svyat.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
15 апреля 2019 23:00 16 апреля 2019 16:06 На основании вышеизложенного можно предположить, что Марию Михайловну Ершову крестили в 1867 году и её старшую сестру Софию Михайловну Ершову крестили в 1862 году в Петропавловском кафедральном соборе города Петрозаводска. Тогда как преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии Сергей Анатольевич Левитский и Мария Михайловна Ершова венчались в 1896 году уже в новом Святодуховском кафедральном соборе города Петрозаводска, освящённом в 1872 году. В том же соборе в 1897 году крестили их дочь Веру Сергеевну. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
16 апреля 2019 16:10 16 апреля 2019 22:54 ЛЕВИТСКИЙ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ: Газета «Олонецкие Губернские Ведомости» сообщила о том, что Высочайшим приказом от 30-го Января 1904 года за № 8 по ведомству Министерства Внутренних Дел преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии, коллежский советник Левитский был переведён на службу по ведомству Министерства Внутренних Дел, с назначением членом Олонецкой губернской земской управы, на текущее трёхлетие.  Библиография: Высочайший приказ от 30-го Января 1904 года за № 8 по ведомству Министерства Внутренних Дел // Олонецкие Губернские Ведомости. – 1904. - № 16. – 10 февраля. – Вторник. – Часть официальная. – С. 1. Источник: http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=1536и http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=1536&page=1 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
16 апреля 2019 16:18 Олонецкая губернская земская управа (1867 - 1918): Земские учреждения существовали в России с 1864 по 1918 годы (в Архангельской губернии до 1920 года). По закону они должны были заниматься «пользами и нуждами губерний и уездов». Земства создавались на двух уровнях – в губерниях и уездах. Их распорядительными структурами являлись уездные и губернские земские собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы. К решению вопросов местной жизни привлекались выборные лица («гласные») от различных слоев населения: дворян, торгово-промышленной буржуазии, городских жителей, крестьян. Как губернские, так и уездные земские собрания созывались на сессии раз в год, поэтому вся текущая работа выполнялась сформированными ими управами, состоявшими из председателя и нескольких членов (до шести), действовавших на постоянной основе. Председатели уездных управ утверждались губернатором, губернских – министерством внутренних дел. Выборы земских органов проводились каждые три года. В круг обязанностей земств входили дела по организации здравоохранения и народного образования, страхования и статистики, содержанию путей сообщения, попечение о развитии промышленности и торговли, помощь сельскому хозяйству, заведование продовольственным делом, содержание приютов, богаделен и тюрем, выполнение некоторых обязательных повинностей и другие экономические и благотворительные мероприятия. Для выполнения своих задач земства получили право вводить местные налоги. Решения земских органов подлежали контролю губернской администрации и Министерства внутренних дел. Указом Александра II от 14 февраля 1866 года «Положение о земских учреждениях» распространялось на Олонецкую губернию. В начале апреля 1866 года были учреждены Олонецкий губернский комитет и уездные комиссии по введению земских учреждений, начавшие составление избирательных списков и подготовку выборов. Первые выборы земских гласных были проведены в сентябре 1866 года, а открытие уездных земских собраний состоялось в декабре того же года. 18 июля 1867 года губернатор Ю. К. Арсеньев в торжественной обстановке открыл первую сессию Олонецкого губернского земского собрания. Земское собрание избрало губернскую земскую управу, которую возглавил петрозаводский 2-й гильдии купец потомственный почетный гражданин Ефим Григорьевич Пименов, занимавший эту должность до кончины в 1873 году. В последующем во главе Олонецкой губернской земской управы стояли отставной генерал А. В. Гаврилов (1874 – 1876 годы) и купец Н. Ф. Пикин (1877 – 1880 годы), лодейнопольский помещик В. В. Савельев (1880 – 1904 годы), выходец из дворян Вытегорского уезда врач Н. А. Ратьков (1905 – 1918 годы). Источник: http://monuments.library.karelia.ru/exlibris/vpath1244/ --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
16 апреля 2019 16:46 16 апреля 2019 22:40 эльмира катромская написал: [q] не сын ли это Сергея Анатольевича[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p1972377.htm#pp1972377ЛЕВИТСКИЙ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ – РОДНОЙ БРАТ СЕРГЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА ЛЕВИТСКОГО И МОЕЙ ПРАБАБУШКИ ЮЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ ДЬЯКОВОЙ (УРОЖДЁННОЙ ЛЕВИТСКОЙ): Итак. Журналы 49-го очередного Олонецкого губернского земского собрания. Заседание 7-е 10-го декабря 1915 года. Присутствовало 25 гласных. Секретарь собрания С. В. Тучемский: Из журналов «49-го очередного Олонецкого губернского земского собрания» следует, что на 7-м заседании 10-го декабря 1915 года: Слушали: доклад губернской управы за № 168 — о стипендиях губернского земства в высших учебных заведениях и заключение редакционной комиссии следующего содержания: «из пяти имеющихся свободных стипендий предоставить одну (сельскохозяйственного учебного заведения) — Борису Богданову, как студенту естественного отделения физико-математического факультета и четыре стипендии (медицинских) следующим четырём лицам: Евгению Крючкову, Алексею Левитскому, Вере Мошинской и Михаилу Маклионову». По обмену мнениями, постановили: назначить стипендии: 1) Борису Богданову в сумме – 400 рублей; 2) Евгению Крючкову в сумме – 400 рублей; 3) Алексею Левитскому в сумме – 400 рублей; 4) Вере Мошинской в сумме – 400 рублей; 5) Михаилу Маклионову в сумме – 400 рублей; А всего 2000 рублей, которые и внести в расходную смету на 1916 год.  Библиография: Журналы Олонецкого губернского земского собрания. Сессий чрезвычайной 16 августа и 49 очередной 2 – 19 декабря 1915 года. – Петрозаводск: Губернская Типография, 1916. – Журналы 49-го очередного Олонецкого губернского земского собрания. – С. 88 и 97. Источник: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003846143#?page=2https://dlib.rsl.ru/viewer/01003846143#?page=44https://dlib.rsl.ru/viewer/01003846143#?page=119и https://dlib.rsl.ru/viewer/01003846143#?page=128 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14594 | Наверх ##
16 апреля 2019 16:58 16 апреля 2019 22:57 ЛЕВИТСКИЙ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ – РОДНОЙ БРАТ СЕРГЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА ЛЕВИТСКОГО И МОЙ ПРАБАБУШКИ ЮЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ ДЬЯКОВОЙ (УРОЖДЁННОЙ ЛЕВИТСКОЙ) – ПРОДОЛЖЕНИЕ: При этом из Клировых ведомостей церквей Кадниковского уезда за 1894 год следует, что священником Богородицкой (Богородской) Лысогорской церкви вышеуказанного уезда служил Анатолий Васильевич Левитский (мой прапрадед) – 49 лет, природой сын умершего диакона Вологодской градской Благовещенской церкви Василия Левитского. По окончании курса семинарского образования в 1866 году был уволен в Епархиальное ведомство с аттестатом 1-го разряда. В 1868 году февраля месяца 1-го дня Его Преосвященством Преосвященнейшим Павлом, бывшим епископом Вологодским и Устюжским, был рукоположен во священника к сей Богородицкой Лысогорской церкви и грамоту имеет. В 1879 году ноября 29-го дня Его Преосвященством, Преосвященнейшим Феодосием, епископом Вологодским и Устюжским, за ревностную и исправную службу был награждён набедренником. Вследствие предложения Преосвященного Павла, бывшего епископом Тотемским, в январе месяце 1874 года объявлено ему одобрение Епархиального начальства за отличную исправность по службе и доброе поведение; в том же году был утверждён кандидатом на депутатскую должность по Духовно-училищным съездам. С 1876 года по 1879 год состоял депутатом по делам следственным и хозяйственным. С 1877 года по 1882 год состоял депутатом на Духовно-училищных съездах. В 1881 году октября 9-го дня по представлению Господина Инспектора училищ Вологодской губернии, Его Преосвященством, Преосвященнейшим Феодосием, бывшим Епископом Вологодским и Устюжским, был утверждён законоучителем Закуштского земского училища. В 1882 году Его Преосвященством, Преосвященнейшим Феодосием, бывшим Епископом Вологодским и Устюжским, был утверждён в должности Благочинного местного 2-го округа. В том же году Святейшим Правительствующим Синодом за усердную и полезную службу по Епархиальному ведомству был награждён скуфьей. В 1888 году за заслуги по Духовному ведомству был награждён камилавкою. Недвижимого имущества не имеет, говорит три поучения, ни с кем из церковного причта не в родстве. В семействе у него жена (моя прапрабабушка) Елизавета Алексеевна – 44 года, дочь умершего священника сей церкви Алексея Беляева, читать и писать умеет. Дети их: Сергей – 26 лет, преподаватель в Олонецкой Духовной семинарии; Юлия (моя прабабушка) – 24 года, в замужестве за священником Успенской Александровской церкви Кадниковского уезда Александром Дьяковым (с 1901-го года мой прадед Александр Алексеевич Дьяков служил священником Богородской Лысогорской церкви того же уезда); Александр – 23 года, по увольнению из 1-го класса Вологодской Духовной Семинарии состоит на частной службе; Марья – 31 год, в замужестве за диаконом Грязовецкого уезда Воскресенской Великорецкой церкви Николаем Поповым; Василий – 19 лет, обучается во 2-м классе Вологодской Духовной Семинарии, на содержание отца; Владимир – 15 лет, обучается в 3-м классе Вологодского Духовного Училища; Александра – 12 лет, обучается в Закуштском земском училище; Надежда – 10 лет, обучается в Закуштском земском училище; Лидия – 8 лет, обучается в том же училище; Нина – 4 года; Ольга – 2 года и Алексей – 3 месяца. В свою очередь, в Клировых ведомостях Кадниковского уезда за 1916 год значится Елизавета Алексеевна Левитская 66-ти лет – вдова священника Богородской (Богородицкой) церкви вышеуказанного Кадниковского уезда Анатолия Левитского. Муж её был священником сей церкви с 1-го Февраля 1868 года по 7-е Сентября 1901 года, а также был благочинным с 1882 года по 1897 год. Елизавета Алексеевна Левитская – дочь священника. Елизавета Алексеевна Левитская и её муж взысканиям по суду не подвергались, под судом и следствием не состояли. Елизавета Алексеевна Левитская имеет собственный дом на церковной земле, получает ежегодно пособие из сумм Святейшего Синода – 60 рублей и пособие из местного попечительского Совета – 12 рублей. Дети её: Алексей – 22 года, учится в университете; Ольга – 23 года; Нина – 26 лет, учительница; Лидия – 30 лет; Надежда – 32 года; Александра – 34 года; Мария – 42 года; Юлия – 46 лет; Все дочери в замужестве. Александр – 45 лет; Василий – 40 лет и Владимир – 34 года, все на частной службе. Кроме того, из «Личной карточки сотрудника Губздрава и его учреждений за 1924 год» следует, что Алексей Анатольевич Левитский – родился 24-го сентября 1894 года в Кадниковском уезде Вологодской губернии. Местожительства – город Вологда, набережная Свободы, дом 48, квартира 2. Служит – Санитарно-эпидемиологический врач в Горсанэпидбюро. Социальное происхождение до революции – сын священника. Образование: Медицинский факультет Томского Университета и курсы санэпидврачей. Более того, в фонде № 10 «Олонецкая губернская земская управа» Национального Архива Республики Карелия имеется дело о стипендиате Олонецкого губернского земства студенте медицинского факультета Томского университета Алексее Анатольевиче Левитском. С этим делом надо будет ознакомиться. Таким образом, стипендиат Олонецкого губернского земства студент медицинского факультета Томского университета Алексей Анатольевич Левитский – родной брат Секретаря Олонецкой губернской земской управы Сергея Анатольевича Левитского и моей прабабушки Юлии Анатольевны Дьяковой (урождённой Левитской). Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 523. – Клировые ведомости церквей Кадниковского уезда за 1894 год. – № 1 Богородицкая Лысогорская церковь. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 549. – Клировые ведомости Кадниковского уезда за 1916 год. ГАВО. – Фонд № 266. – Опись № 2. – Дело № 475. – Личные карточки сотрудников Губздрава и его учреждений на букву «Л». – 1924 год. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Национальный архив Республики Карелия». Олонецкая губернская земская управа. – Фонд № 10. – Опись № 1. 1862 – 1920. – Связка 139. – Дело № 3. – Дело о стипендиате Олонецкого губернского земства студенте медицинского факультета Томского университета Алексее Анатольевиче Левитском. Крайние даты. Ноябрь 1915 – июнь 1917. Количество листов – 15. – С. 163. Источник: https://forum.vgd.ru/post/2001/69251/p1973005.htm#pp1973005https://forum.vgd.ru/post/2001/69251/p2601626.htm#pp2601626https://forum.vgd.ru/post/2001/69251/p1973429.htm#pp1973429http://rkna.ru/projects/fonds/fonds1и http://rkna.ru/projects/fonds/fond110 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|