Левитский Сергей Анатольевич и его семья
Тема о видном государственном и общественном деятеле Олонецкой губернии СЕРГЕЕ АНАТОЛЬЕВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ, - родном брате моей прабабушки ЮЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ ДЬЯКОВОЙ (урождённой ЛЕВИТСКОЙ).
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
10 апреля 2019 21:33 10 апреля 2019 21:37 ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1916 ГОД:  и --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:18 15 апреля 2019 23:15 Volga63 написал: [q] Из Метрической книги Петрозаводского Кафедрального собора за 1867 год следует, что 15-го июля 1867 года родилась и 19-го июля того же 1867 года крещена в Петрозаводском Кафедральном соборе Мария.
Родители её:
Профессор Олонецкой Духовной Семинарии Михаил Алексеевич Ершов и законная жена его Мария Александровна.
Оба православного вероисповедания.
Восприемники (крёстные родители её):
Профессор той же Олонецкой Духовной Семинарии, Священник Петрозаводского Кафедрального собора Пётр Филиппович Щеглов и профессора той же Олонецкой Духовной Семинарии Ивана Владимировича Орфинского жена Екатерина Антоновна.
Таинство крещения совершили:
Кафедральный протоиерей Феодор Рождественский с диаконом Стефаном Ильинским и с исправляющим должность пономаря Николаем Первенцевым.
Библиография:
Национальный архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 258. – Метрическая книга Петрозаводского Кафедрального собора за 1867 год. – Запись № 66.[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2938805.htm#pp2938805Volga63 написал: [q] Из Метрической книги Петрозаводского Кафедрального собора за 1862 год следует, что 5-го апреля 1862 года родилась и 7-го апреля того же 1862 года крещена в Петрозаводском Кафедральном соборе София.
Родители её:
Профессор Олонецкой Духовной Семинарии Михаил Алексеевич Ершов и законная жена его Мария Александровна.
Оба православного вероисповедания.
Восприемники (крёстные родители её):
Протоиерей Петрозаводского Кафедрального собора Антоний Иванович Нечаев и профессора Олонецкой Духовной Семинарии Ивана Владимировича Орфинского жена Екатерина Антоновна.
Таинство крещения совершили:
Протоиерей Петрозаводского Кафедрального собора Антоний Нечаев с диаконом Иоанном Моревым.
Библиография:
Национальный архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 225. – Метрическая книга Петрозаводского Кафедрального собора за 1862 год. – Запись № 35.[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2938810.htm#pp2938810Volga63 написал: [q] из архивной справки Национального Архива Республики Карелия следует, что 8-го сентября 1896 года в Кафедральном соборе города Петрозаводска венчались: преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии, кандидат богословия Сергей Анатольевич Левитский – 27 лет, и дочь умершего отставного преподавателя Олонецкой Духовной Семинарии Михаила Алексеевича Ершова, девица Мария Михайловна – 29 лет.
Основание: Национальный Архив Республики Карелия. – Фонд № 27. – Опись № 22. – Дело № 449. – Листы № 107 – оборот и № 108. – Метрическая книга Кафедрального собора города Петрозаводска Петрозаводского уезда Олонецкой духовной консистории за 1896 год. – Актовая запись – № 40[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2384158.htm#pp2384158Volga63 написал: [q] Из записи № 79 в части первой «О родившихся» Метрической книги Кафедрального собора в г. Петрозаводске следует, что 25-го Октября 1897 года родилась и 31-го Октября того же 1897 года крещена Вера.
Родители её:
Преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии Сергей Анатольевич Левитский и законная жена его Мария Михайловна, оба православного вероисповедания.
Библиография:
Национальный Архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 459. – Запись № 79. – Листы № 66 – оборот и № 67. – Метрическая книга г. Петрозаводск за 1897 год. – Кафедральный собор г. Петрозаводска. – Часть первая «О родившихся». В состав дела входят 4 Метрические книги: Кафедральный собор г. Петрозаводска, Александро-Невская церковь г. Петрозаводска, Богоделенная церковь г. Петрозаводска и Церковь Олонецкой Духовной семинарии.[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2945777.htm#pp2945777Таким образом, вышеуказанные события происходили в Кафедральном соборе города Петрозаводска. Однако, в разное время статус кафедрального собора в Петрозаводске имели разные церкви. Итак. О ЦЕРКВЯХ ПЕТРОЗАВОДСКА: НЕЧАЕВ АНТОНИЙ (ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ, ПРОТОИЕРЕЙ). СВЕДЕНИЯ О ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ ЦЕРКВИ: Петропавловская церковь, находящаяся в городе Петрозаводске, есть единственный в Олонецкой Губернии памятник благочестивой ревности по вере Великого Государя Императора Петра Первого, памятник, с коим соединяются и другие важные воспоминания о Его подвигах. В 1702 году Великий Государь отправился из Архангельска в Соловецкий монастырь и оттуда с берега Нюхтинской волости, имея с собою пять батальонов солдат, проложил дорогу к Повенецкой пристани на 196 верст и перевёз по оной две яхты. Потом Онежским озером и рекою Свирью прибыл в Ладейное поле, устроил верфь для казенных судов. Затем с означенными двумя яхтами, подступив к укреплённому Шведскому городу Орешку, взял оный и завоевал место, на коем в следующем 1703 году начато построение Санкт-Петербурга. И наконец, прибыв в Москву в том же 1702 году, послал Берг-Пробирера Блиера освидетельствовать Олонецкие железные руды и место для устройства пушечного завода. По преданию старожилов, сохранённому в рукописи под названием Петрозаводские вечерние беседы, составленные Шихтмейстером Тихоном Васильевым, излагается следующий случай, по коему сделалось известным место, назначенное после для устройства Пушечного Завода. В последних годах 17 столетия (около 1695 года) считалось в Российской армии значительное число обученных воинскому порядку солдат, набранных из разных мест России и, между прочим, из Олонецкого обширного уезда. Из них оказались и такие, кои по невежеству и приверженности к расколу, убежав из полков и команд своих, скрывались в непроходимых лесах Олонецких. По сему Государь Император Петр I. отправил военного Чиновника для отыскания бежавших рекрут и солдат. Чиновник сей (имя и прозвание его не сохранены преданием) прибыл с командою своею к устью реки Лососинки, где тогда находилась мукомольная крестьянская мельница и приезжавшие из деревень крестьяне занимались рыбною ловлею и, между прочим. ловлею лососей; от чего и река Лососинка получила своё название. Дворов тут не было никаких, кроме избы мельника. Этот мельник и случившиеся на тот раз рыболовы, по просьбе Чиновника, проводив его вверх по реке Лососинке до озера Лососинскаго и Машеозерскаго, дали ему возможность осмотреть те места, на коих впоследствии оказалось удобным устроить завод для литья пушек. При изобилии, кроме леса, железных руд, находящихся в земле, озерах и болотах, и даже показали те селения, где крестьяне в своих кузницах, наиболее в Селецком, Семчезерском и Линдозерском приходах, выделывали чугун, и из оного железо и сталь. Хотя предание сие не подтверждается письменными документами; но оно заслуживает внимания, так как могло сохраниться в памяти старожилов, близких ко времени Петра Великого, от коих в конце прошлого столетия (18) любознательные юноши, подобно Тихону Васильеву, узнавали о начале и продолжении Петровских Заводов. По освидетельствовании Блиером Олонецких железных руд, признаны были оные способными к отливке воинских орудий и снарядов, что было в 1702 году. И Великий Монарх повелел строить заводы на юго-западном берегу Онежского залива при устье реки Лососинки. Нужда в немедленном построении оных предстояла очевидная, по тогдашним военным обстоятельствам. Вследствие сего, по составленным планам построены в 1703 году вододействуемые Заводы под именем Петровских. Что заводы действительно построены в 1703 году, сие подтверждается: а) письмом Монарха, писанным в 1703 году, как изъяснено в деяниях Петра Великого «о готовности железных заводов зело радуемся, для Бога исправляйтесь к весне пушками»; б) экстрактом Берг-Коллегии, посланным в 1782 году, при сообщении в Санкт-Петербургскую Казенную Палату, в коем, между прочим, значится, что Петровские заводы построены по Именному Его Императорского Величества указу в 1703 году; и в) между прочим, тем, что в 1703 году Пётр Великий повелел выговских бродяг раскольников считать между рабочими железных заводов, но бродяги говорили – «с того времени начала Выговская обитель быть под игом работы». (История Русской Церкви период 5 страница 139). Этот же 1703 год издавна по формулярным ведомостям Градского Петрозаводского причта показывается годом построения деревянной церкви во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла с двумя приделами. Ибо Благочестивейший Государь великие предприятия Свои сопровождал и утверждал построением церквей. Главный престол во имя Апостолов Петра и Павла устроен по Тезоименитству Государя. Правый придел во имя Алексия Человека Божия устроен, как можно полагать, по Тезоименитству Цесаревича Алексея Петровича, который находился с Родителем в походе Его под Орешек; а левый во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, по Тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе участвовал первый по Государе во взятии Шлиссельбурга, быв Поручиком, и которого Государь сделал первым Начальником Ладейнопольской верфи и Петровских заводов. Между тем, по преданию старожилов, кроме Петропавловской холодной построена Духовская тёплая церковь и обе освящены в 1700 году; тогда построены и заводы. Но ясных доказательств на сие не представляется, хотя разность времени такой постройки, заключающаяся в трёх годах, и не значительна. Поелику Государь Пётр I, быв в Соловецком монастыре в 1702 году и возвращаясь оттуда, провёл, как выше показано, по нарочито устроенной Им от Белого моря к городу Повенцу дороге, две яхты, которые Он препроводил далее на место военных действий – к Орешку. Между тем, Он не был в здешнем краю, чего Он никак не упустил бы сделать, если бы здесь находились заводы для литья пушек и военных снарядов; то с достоверностью следует заключить, что тогда в 1702 году не было ещё так называвшихся Петровских заводов, а следовательно, и церкви при оных, но появились те Заводы и церковь в следующем 1703 году. Цель построения сих заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в Берг-Коллегию, изъяснена так: «они вначале из нужды для военной амуниции заведены; а потом ради славы яко заводская Школа, с великою силою содержаны были, не смотря ни на какое иждивение. Оный Завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны Государства». Вместе с тем, необходимо было, как для исполнения Христианских обязанностей Православными Чиновниками, Мастеровыми и переселенцами, так и для охранения Православия от изуверства раскольников и влияния Иноверцев, коих находилось при Заводах значительное количество, учредить Причт. Причт этот состоял: из одного Священника, коему в год производилось денежного жалованья – 12 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей. Одного Дьячка, коему жалованья денежного – 7 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей. Одного Пономаря, коему жалованья денежного – 6 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей; и Просфорни, коей жалованья денежного – 2 рубля и хлебного жалованья – 3 четверти, да на просфоры ей выдавалось 11/2 рубля. С учреждением в 1784 году Олонецкой Губернии, составился при Петропавловской церкви Соборный Причт (из 1 Протоиерея, 2 Священников, Диакона и 4 Причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между Прихожанами Городскими и Горнозаводскими с получением от них доброхотного подаяния. С 1800 года, со времени открытия особого Причта по Горнозаводскому Ведомству, таковая обязанность Соборного Причта ограничилась Прихожанами только Городскими. В 1828 году, по открытии Олонецкой второго класса Епархии, состоит ныне по штату при Петрозаводском Петропавловском Кафедральном Соборе 1 Протоиерей, 1 Ключарь, 3 Священника, 1 Протодиакон, 2 Диакона, 2 Иподиакона, с производством на всех жалованья 1687 рублей 75 копеек серебром. В дополнение к сему, Кафедрального Собора Причт, обязанный сверх Богослужения по Собору требоисправлением по городу, пользуется и доходом. По преданию Старожилов, до построения Петропавловской церкви, поставлена была в саду, сделанная из брезента Церковь, в коей сперва и совершалась Божественная служба. Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она осмиугольные пирамидальная. Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа; каждый уступ вокруг храма по плоскости и загибам обшит был тесом, с укреплением железных связей. Для входа на верхние уступы сделаны были, от самой нижней площадки, лестницы с перилами. По сим лестницам Сам Великий Монарх, в бытность Свою на Петровских Заводах, изволил восходить на возвышенность уступа или блюда, для обозрения местоположения, возбуждающего удобством водяного сообщения с Санкт-Петербургом, важные думы. На куполе, овально устроенном с фигурными изгибами осмигранно, поставлен был шпиц; на нём находился маяк, который в тёмные осенние ночи освещался для указания пути плавающим в ненастную по озеру погоду. Крест на шпице был четырёхконечный, сделанный из железа. Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведён был косяками на три перелома. Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе, где находились приделы, были довольно пространные. Сверх сего по стенам устроены были окна продолговатые четырёхугольные. Окончины в переплёте железных укреплений все были слюдяные. Наружные стены Церкви были обиты с основания до купола тесом, обтянуты холстом, и окрашены вохрой. Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над нею верхнего яруса, капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса Богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение. Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Царское место обнесено было на подобие глаголя балюстратом. Верхний ярус над папертью заключал в себе три простенка; в оконечностях сего яруса устроены были в упомянутых выше приделах, во имя Алексия человека Божия и Александра Невскрго, иконостасы с царскими и северными вратами. Святые Иконы поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в Походной Его Величества церкви. Для них устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и Царские врата, выкрашенные с позолотою. Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с нею и тёплая Духовская, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре Русских сельских деревянных церквей. Она по ветхости сломана в 1797 году, а на том месте построена нынешняя Духовская церковь. Колокольня находилась особо между Петропавловской церковью и прежней Духовской церковью; на сей колокольне, ныне не существующей, поставлены были боевые часы. Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: для свиты Его Величества дома с принадлежащими службами. Заводское Правление или Канцелярия. Магазины для провианта, фуража, железа и прочих припасов; арсенал для пушек, разных воинских снарядов и ружей; кладовая для денежной казны; дома Чиновников со службами; тюрьма и прочее. Всё это строение ограждено было земляною крепостью и батареями, для охранения Заводов от вторжения неприятелей. Против крепости выстроен был по плану близ Заводов деревянный Дворец. Пониже крепости и церкви выстроены были в линию Дворца от наружной боковой стороны сада запасные Магазины. На косогорном местоположении, обмеренном в длину на 50 сажень и в ширину на 45 сажень, устроен был регулярный сад, обнесённый палисадом. Среди сего сада находился Дворец и пониже пруд с рыбою. Несколько берёз в саду насаждены были Его Величеством. Дворец с устройством сада в прежнем виде, крепость и все заводские строения, после Петра Великаго, подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь; но и она с продолжением времени во многом изменена против прежнего, и именно: 1. при устройстве в 1772 году нового шпица с крестом, с обивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено Заводской суммы 212 рублей 731/2 копейки), маяк уничтожен. 2. По открытии бывшего Олонецкого Наместничества в Петрозаводске, при Господине Тутолмине, по его распоряжению, допущены более важные перемены, как-то: а) Четыре кровельных крыши превращены в круглый вид; б) Перила и лестница для входа на сии крыши сняты; в) Стены вокруг церкви снаружи и внутри оштукатурены; г) Три двери в церковь подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках; д) Осмигранныя окна переделаны в полукружия; е) Окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки; ж) Царское Место снято; з) Образа от переделки иконостаса уменьшены в своём объёме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места. Таким образом, от Петровских времён остались для Петрозаводска одни воспоминания. Петропавловская церковь и Причт оной состояли первоначально в ведении Канцелярии Олонецких Заводов, под главным Начальством Адмиралтейств-Коллегии, то есть со времени построения сих заводов и Церкви; а в 1727 году переведены в управление Берг-Коллегии. С учреждением Олонецкой Губернии Мая 22 дня 1784 года Петропавловская церковь была сделана Градскою Соборною, состоя вместе с прочими церквами Губернии сперва в заведовании Архангельского, а потом Новгородского Епархиальных Начальств. С 22 Мая 1828 года, при открытии Олонецкой второго класса Епархии, положено быть в ней Архиерейской кафедре, до устройства особого Кафедрального Собора. Построение такового Собора необходимо, так как в Епархиальном и вместе Губернском городе Петрозаводске не имеется приходской церкви, кроме Горнозаводской, и Священники Соборные, заняты, сверх Церковных служб и требоисправлений по всему городу, другими разными должностями и послушаниями, по распоряжению Епархиального Начальства. Петропавловская церковь, существуя 150 лет, требует исправления, какое ныне и производится, при посредстве особой Комиссии, на ассигнованную от Казны сумму. Поддержать её необходимо потому, что она служит единственным памятником Христианского благочестия и вместе первого по Олонецкому краю путешествия Петра I и похода Его под Шлиссельбург, за взятием коего следовало взятие от Швеции места, где ныне столичный город Санкт-Петербург. Законоучитель, Протоиерей Антоний Нечаев. Библиография: Нечаев Антоний. Сведения о Петропавловской в городе Петрозаводске церкви, 1854 год. Архив РГО (Русского Географического Общества). Фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1. № 26. 1854 год. Источник: http://elibrary.karelia.ru/boo...mp;cType=1и http://xn----7sbehhevkhuhcb0b4...ya-tserkov --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:36 12 апреля 2019 23:46 ИЗ ЗАПИСКИ О ЦЕРКВЯХ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ. – I. ПЕТРОВАЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ: 1703 год издавна, по формулярным ведомостям градского Петрозаводского причта, показывается годом построения деревянной церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с двумя приделами. Благочестивый Государь великие предприятия свои сопровождал и утверждал построением церквей. Главный престол во имя апостолов Петра и Павла устроен по тезоименитству Государя. Правый придел во имя Алексея человека Божия устроен, как можно полагать, по тезоименитству Цесаревича Алексея Петровича, который был с родителем в походе Его под Орешек. Левый придел во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского, по тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе первый по Государю участвовал во взятии Шлиссельбурга, был поручиком и которого Государь сделал первым начальником Лодейнопольской верфи и Петровских заводов. Цель построения Петровских заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в берг-коллегию, изъяснена так: «они в начале из нужды для военной амуниции заведены; а потом ради славы, как заводская школа, с великою силою содержаны были, не смотря ни на какое иждивение. Оный завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны государства. Вместе с тем, как для исполнения христианских обязанностей православными чиновниками, мастеровыми и переселенцами, так и для охранения православия от изуверства раскольников и влияния иноверцев, коих находилось при заводах значительное количество, да и граница с иноверным государством Швецией была близка, — необходимо было учредить причт. Причт этот состоял: из одного священника, коему в год производилось штатного жалованья денежного – 12 рублей и хлебного – 6 четвертей. Одного дьячка, коему жалованья было – 7 рублей денежного и хлебного – 6 четвертей. Одного пономаря, коему жалованья денежного – 6 рублей и хлебного – 6 четвертей и просфорни, коей жалованья денежного – 2 рубля и хлебного – 3 четверти, да на просфоры выдавалось ей полтора рубля. С учреждением в 1784 году Олонецкой губернии, составился при Петропавловской церкви соборный причт (из одного протоиерея, двух священников, диакона и четырёх причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между городскими н горными прихожанами, с получением от них доброхотного подаяния. С 1800 года, со времени открытая особого причта по горнозаводскому ведомству, таковая обязанность соборного причта ограничилась прихожанами только градскими. В 1828 году, no открытии Олонецкой второго класса епархии, состоит по штату при Петрозаводском Петропавловском кафедральном соборе 1 протоиерей, 1 ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакоиа, 2 псаломщика и 2 пономаря; 4 звонаря, 3 сторожа и 1 просфорня, с получением жалованья на всех 1687 рублей 75 копеек серебром. В дополнение к сему, причт кафедрального собора пользуется и доходом за исправление треб. Из дел церковного архива не видно, кто именно, как в начале по постройке Петропавловской церкви в 1703 году был членами причта, так и после до 1784 года, до учреждения соборного причта. С сего времени показываются по документам церковным протоиереем: первый Григорий Степанов, поступивший из священников города Каргополя и живший до 1800 года; за ним следовали Василий Мангин, из соборных Петрозаводских священников, умерший в 1880 году, потом Иосиф Ерославлев, бывший священником при горнозаводской Александроневской церкви, уволенный за штат в 1835 году; а на его место, 24 февраля 1835 года, поступил ключарь кафедрального собора иерей, магистр Феодор Рождественский. По преданию старожилов, до построения Петропавловской церкви, поставлена была в саду, сделанная из брезента, походная церковь, в коей сперва и совершалась божественная служба. Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она восьмиугольная, пирамидальная, одноглавая, без колокольни. Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа, каждый уступ вокруг церкви по плоскости и загибам обшит был тесом, с укреплением железных связей. Для входа на верхние уступы сделаны были от самой нижней площадки лестницы с перилами. По сим лестницам сам Великий Монарх, в бытность свою на Петровских заводах, изволил выходить на возвышенность уступа или блюда для обозрения местоположения, возбуждавшего удобством водного сообщения с Петербургом, важные думы. Рисунок церкви в тогдашнем виде изображён «в путешествии И. Озерецковского по Онежскому озеру» и приложен к «Воспоминаниям о путешествиях Великого Государя Петра I в Олонец», сочинению Игнатия архиепископа Олонецкого и Петрозаводского. В церкви сей, по словам сего архипастыря нашего, много святых икон тогдашней Петровой школы, особенно в приделах на хорах. Пять икон на холсте, в главном храме самые видные, перенесены, говорят, из походной церкви Петровой, которая стояла в саду его. Место сея церкви и ныне в сём саду показывают на камне, который один там и показывается из земли. Несомненно того же времени и икона Вознесенья Господня, на холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте. Крест на шпице был четвероконечный, сделанный из железа. Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведен был косяками на три перелома. Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе или на хорах, где находились приделы, были довольно пространные. Окончины в переплёте железных укреплений были слюдяные. Наружные стены церкви были обиты с основания до купола тесом, обтянуты холстом и окрашены охрою. Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над нею верхнего яруса или хоров капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные, продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение. Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Два клироса расположены были на том же возвышении. Царское место обнесено было наподобие глаголя балюстратом. Верхний ярус над папертью или хоры заключали в себе, как и ныне, три простенка; в оконечностях сих хоров устроены были в упомянутых выше приделах: во имя Алексея, человека Божия, и Александра Невского, иконостасы с царскими и северными вратами. Пять святых икон поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в походной Его Величества церкви. Для прочих икон устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и царские врата, выкрашенные с позолотою. Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с нею и тёплая Духовская церковь, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре русских сельских церквей; она по ветхости сломана в 1797 году, а вместо оной построена нынешняя Духовская церковь. Колокольня находилась особо между Петропавловской церковью и прежней Духовской церковью; на сей колокольне (ныне не существует), поставлены были боевые часы. Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: земляной вал; дорожки от дворца к церквам; гауптвахта; дворцовые кладовые; заводские здания; плотина, и дом Ландрата. Сии строения изложены на плане города Петрозаводска в воспоминаниях о пришествиях Петра первого в Олонец. Причём блаженной памяти архипастырь наш преосвященнейший Игнатий так отзывается об укреплениях, построенных Государем Петром I: «На что были здесь укрепления, о том можно судить двояко. Не говоря, что то могло быть для чести и украшения Высочайшего местопребывания, можно сказать, что не излишня была ещё в сие время, и подлинно, некоторая предосторожность от нападения Шведов. Валом так же обложена была и Олонецкая верфь. Петербург, строился, но первый камень был положен, по словам самого Петра, не ранее, как когда уже одержана была победа Полтавская. Из сего видно, что дотоле Олонецкая верфь и Петровские заводы были у Петра Великого при заведении новой его столицы, ещё в полном смысле запасными (резервными) местами. Так как Он и избрал сии места начальным пунктом действий к тому, чтобы стереть Шведов с лица берегов Невских, древнего российского достояния, оттеснив их за залив Финский. Здесь, говорим, усмотрел Петр пункт двинуться на врагов. Здесь нашёл Он и всё удобство с материалами к построению первых судов военных. Здесь имел Он и средство к снабжению судов орудиями. Сим премудрым соображением Государя Олонецкий край, некогда пустой, одолжен не только тем, что весьма много прибыло в нём населения от перевода людей из других мест, как-то: из нынешних Новгородской, Вологодской Тульской губерний, для заводов литейных и судовых. Или что дано жителям движение к разным упражнениям и местам, в особенности по направлению к новой столице. Но что и туземцы карелы получили от того и другого некоторое общее образование, быв дотоле в теснинах своих совершенно удалены от сообщения с Русью». На косогорном возвышении, обмеренном в длину на 50 и в ширину на 45 сажень, устроен был регулярный сад, обнесённый палисадом. Среди сего сада находился дворец и пониже пруд с рыбою и место, где была походная церковь. Несколько берёз в саду посажены были собственно Его Величеством. Дворец с устройством сада в прежнем виде, вал и все заводские строения, после Петра Великого, подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь; но и она с продолжением времени во многом изменена против прежнего, и именно: устроен в 1772 году новый шпиц с крестом, с обшивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено заводской суммы 212 рублей 73 с половиной копейки). По открытии бывшего Олонецкого наместничества в Петрозаводске, при господине Тутолмине, по его распоряжению допущены более важные перемены, как-то: четыре кровельные крыши превращены в круглый вид. Перила и лестницы для входа на сии крыши сняты. Стены вокруг церкви снаружи и внутри оштукатурены. Три двери в церкви подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках. Восьмигранные окна переделаны в полукружья. Окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки. Царское место снято. Образа от переделки иконостаса уменьшены в своём объеме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обшитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места. Таким образом, от Петровских времён остались для Петрозаводска одни воспоминания. Петропавловская церковь и причт оной состояли первоначально в ведении канцелярии Олонецких заводов, под главным начальством адмиралтейств коллегии, то есть со времени построения сих заводов и церкви; а в 1727 году поступили в заведование берг-коллегии. С учреждением Олонецкой губернии в 1784 году, Петропавловская церковь была сделана градской соборной, состоя вместе с прочими церквями Олонецкой губернии под управлением Архангельского, а потом Новгородского епархиальных начальств. А в 1828 году, при открытии Олоиецкой второго класса епархии, назначено быть в ней архиерейской кафедре, до устройства нового кафедрального собора, коему в минувшем 1860 году положено успешное начало. В 1850 году, no распоряжению святейшего синода, ассигнована на переправку Петропавловской церкви сумма из казны. Под наблюдением особой комиссии с января 1852 вода произведены работы штукатурные, кровельные и плотничные. Шпиц покрыт белым листовым железом. Вместо железного креста устроен новый из латунной меди и вызолочен червонным золотом. Исправлены иконостасы Петропавловской церкви и двух приделов; в особенности исправление святых икон, писанных придворными живописцами на холсте и находившихся в Петропавловской церкви со времён Петра Великого, произведено с возможным тщанием и с соблюдением древнего вида. Так на двух только святых иконах, по совершенной ветхости бывших прежде изображений Воскресения Христова и Похвалы Богородицы, списаны с оригиналов на новом холсте точные копии с соблюдением древнего вида. Прочие святые иконы, писанные на холсте, оставлены без перемен, только сами живописные изображения вычищены, прописаны колером и покрыты лаком, а к холсту, для прочности, в приличном месте сделана подклейка. При чём Царские двери, рамы их и всех икон Петропавловской церкви и двух приделов вызолочены; вызолочена также вся на дверях, рамах и фронтонах и подстаментах резьба. Самые образа, какие имеются в означенной церкви н приделах, вычищены и покрыты лаком. Церковь с приделами освящена 29 июня 1856 года, по чину, в праздник святых первоверховных апостолов. Всего на исправление ветхости Петропавловской церкви употреблено 4291 рубль 65 и три четверти копеек серебром. Поддерживать сию церковь и впредь необходимо (*). * Записка эта составлена около 1860 года. С того времени Петропавловская церковь не исправлялась и пришла в разрушение; в последние два года в ней почти не было службы, так как в ней было размещено железо для вновь строящегося собора. Святые иконы, перенесённые, как означено выше, из походной церкви Петра I и заключающиеся в числе пяти, находятся ныне в предалтарном иконостасе Петропавловской церкви. Из них четыре помещены в третьем ярусе главного храма, и именно: 1) По правую сторону за колонною, живописное изображение Воскресения Христова, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Воскресения Христова, списана с сего оригинала на новом холсте копия. 2) В обороте, живописное изображение Сошествия Христова в ад, на холсте прежнем. 3) По левую сторону, за колонною, живописное изображение Похвалы Богородицы, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Похвалы Богородицы, списана с сего оригинала на новом холсте копия. 4) В обороте, живописное изображение Благовещения, на холсте прежнем. Все сии четыре иконы одного размера: вышиной – 4 аршина, шириной – 3 аршина. Пятая икона помещена сверху означенных: 5) живописное изображение Распятия Христова, на прежнем холсте. Вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина 12 вершков, в золочёной раме. К временам Петра I относится и икона Вознесения Господня, на прежнем холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте, вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина. Кроме сих шести икон, находятся до ныне несколько таковых же икон, писанных на холсте, как-то: а) В третьем ярусе над Царскими вратами главного храма, образ моления Христова о чаше на прежнем месте, вышиной – 2 аршина 8 вершков, шириной – 2 аршина 8 вершков. б) По углам главного храма четыре евангелиста, писанные на холсте. в) Сверху живописного изображения Распятия Христова, образ Господа Савафеа, на холсте, вышиной – 3 аршина, шириной – 1 аршин 12 вершков, в золочёной раме. г) Внизу в боковых сторонах Петропавловской церкви: aa) изображение Входа Господня в Иерусалим, на холсте, вышиной – 2 аршина 1 вершок, шириной – 1 аршин 11 с половиной вершков, и бб) изображение Господа Вседержителя, на холсте, вышиной – 2 аршина 13 с половиной вершков, шириной – 2 аршина. Кроме вышеозначенных икон, писанных на холсте, в главном храме имеются образа, по живописи замечательные, на досках. Царские двери резной орнаментной работы; в них шесть круглых икон, Благовещение на двух и Евангелисты на прочих. На местных иконах изображены: 1) Спаситель с молящимся у ног Его Александром Свирским и Александром Невскнм; 2) Божия Матерь молящаяся; 3) Апостолы Пётр и Павел (икона храмовая); 4) Николай Чудотворец; 5) Алексий человек Божий и Александр Невский; 6) на южных дверях в алтарь архидиакон Лаврентий, и 7) на северных дверях архидиакон Стефан. Над Царскими вратами образ тайной вечери, круглый, на коем Спаситель изображён стоящим и преподающим ученикам своим святые тайны. Над иконостасом во втором ярусе образа: а) Всероссийских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (изображены на одном образе; б) двунадесятых праздников (каждый образ отдельно. В третьем ярусе подле живописной иконы моления Христова о чаше, образа Рождества Богородицы и Введения во храм. В предалтарном иконостасе придела Алексия человека Божия замечательны образа Петровской школы: а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты. На правом столпе Царских врат в иконах малого размера изображены на углу: Иисус Христос и святая Дева Мария; Василий Великий и Григорийt Богослов; Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец; диаконы Ермил и Кирилл. На левом столпе тех же Царских врат: Архангелы Михаил и Гавриил: Афанасий и Кирилл архиепископы Александрийские; Иоанн и Никита архиепископы Новгородские; диаконы Агафопод и Павел. Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ Входа Господня в Иерусалим; б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь с предвечным младенцем; Алексий человек Божий и на северных дверях в алтарь архидиакон Евпл. Таковые же образа находятся и в предалтарном иконостасе придела Александра Невского: а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты. На правом столпе царских врат в иконах малого размера изображены па углу: святая Дева Мария и Архангел Гавриил; Григорий Богослов и митрополит Алексий; Николай Чудотворец и митрополит Филипп; диаконы Филипп и Тимофей. На левом столпе тех же царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил; Василий Великий и митрополит Иона, диаконы Лаврентий и Авив. Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ тайной вечери: б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь всех скорбящих; Александр Невский в одежде схимника; и на северных дверях архидиакон Стефан. К Петропавловскому летнему храму принадлежит тёплый собор во имя Святого Духа, с двумя приделами во имя Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Храм этот каменный, с деревянной надстройкой, сооружён в 1800 году усердием чиновников и граждан Петрозаводска. Большая часть святых икон писана яичными красками и обложена серебром. Библиография: Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 60. – 2 августа. – Суббота. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – С. 581, 585 и 586. Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 61. – 6 августа. – Среда. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – II. – Свято-Духовский Собор. – С. 594, 599 и 600. Источник: http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3914и http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3914&page=9http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3915и http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3915&page=11 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:51 13 апреля 2019 1:13 УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТРОЗАВОДСКА. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР: Три величественных православных храма располагались на Соборной площади Петрозаводска (ныне площадь С. М. Кирова) до 30-х годов XX столетия. Это был исторический и духовный центр города. Согласно «Летописи православных соборов», годом постройки самого древнего храма, Петропавловского, считали 1703 год, год основания Петровских заводов. В местной краеведческой литературе также принята эта дата, но документами, подтверждающими это событие, кроме летописи, составленной во второй половине XIX века, мы не располагаем. Академик Н. Озерецковский, побывавший в нашем городе в 1785 году, описывает собор так: «...Соборная во имя апостолов Петра и Павла построена государем Петром I ... видом церковь сия круглая, осьмиугольная, с четырьмя вокруг перилами, в некоторых окнах оконницы в ней слюдяные». Собор был необычной для православных храмов архитектуры – имея «осьмиугольное основание и поднимаясь ввысь четырьмя уступами, завершался высоким шпилем с крестом». Выстроенный из толстых обтесанных бревен, храм состоял из нескольких ярусов. Вокруг каждого были устроены прогулочные балконы, соединявшиеся между собой лестницами. Отсюда открывался вид на Онежское озеро и окружающие леса. В самом верхнем этаже зажигался на ночь фонарь, служивший маяком для ходивших по озеру кораблей. Крыша каждого яруса была покрыта тесом, а балконы обнесены деревянными перилами. Внутри храм был двухъярусным. В нижнем ярусе располагался главный придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, другие два на хорах: на правой стороне придел во имя Алексия, человека Божия, на левой – во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Древние иконы были переданы в храм из походной церкви императора Петра Великого. Эти иконы описал в своей книге архиепископ Олонецкий Преосвященный Игнатий, прибывший в Петрозаводск в 1828 году. Духовенство и жители города сохраняли уникальный памятник петровской эпохи более двух столетий. Рядом с собором была построена тёплая Святодуховская церковь, обычной для русского севера архитектуры. Её ремонтировали, перестраивали, а в 1799 году разобрали по ветхости. На средства горожан в 1800 году построили новый, одноимённый с прежним храм. Эта церковь как храм во имя сошествия Святого Духа просуществовала до лета 1875 года, когда по решению Олонецкой духовной консистории была переименована в храм во имя Воскресения Христова. Вокруг двух соборов была построена каменная ограда, у северных ворот которой находился каменный киот в виде часовни с иконой святого Николая Чудотворца. Близ западного входа в церковь – «замечательная могила, чтимая и посещаемая богомольцами, старца Фаддея, времён Петра 1. Она обложена кирпичом в виде гробницы, а сверху плита с изображением осьмиконечного креста». Оба древних храма – Петропавловский и Вознесенский * – сгорели одновременно: 30 октября 1924 года. МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: Судя по тексту, вместе с Петропавловским храмом сгорел Воскресенский храм, а вовсе не Вознесенский. НА ФОТОГРАФИИ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Библиография: Сорокина Татьяна. Утраченные святыни Петрозаводска. Петропавловский собор. Источник: http://eparhia.karelia.ru/pps.htmНА ФОТОГРАФИИ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Источник: https://upload.wikimedia.org/w...church.jpg --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:55 13 апреля 2019 0:43 УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТРОЗАВОДСКА. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР: Престолы: Воскресения Господня, Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы (сгорел в 1924 году). В Пасхальные дни, когда человеческие сердца наполняет светлая радость праздника, православные петрозаводчане не могут не вспомнить о древней святыне города – Воскресенском храме, который когда-то украшал центральную, Соборную площадь Петрозаводска. На протяжении долгих лет этот бывший духовный центр старинного города носит революционное название – площадь Кирова. Ныне в этом распластанном городском пространстве, где смешались времена и стили, не осталось и следа от своеобразного исторического облика города. Возведение русских поселений всегда начиналось с храмового строительства. Сначала строили дом Божий, чтобы освятить землю, а затем возводили остальные постройки. Вначале XVIII века, когда преобразователь России император Петр I закладывал в Карельском крае пушечный завод, чтобы противостоять на северных рубежах шведам, рядом с летним Петропавловским собором была возведена вторая церковь – тёплая. Это был обычный для русского Севера сельский храм. К 1799 году он основательно обветшал, и его разобрали. А в 1800-м году на средства горожан возвели новую церковь – каменную с деревянною надстройкою. Величественные Петропавловский и Воскресенский соборы, стоявшие на возвышенности близ берега Онежского озера, обнесли каменной оградой и у северных ворот поставили каменный киот – часовню с иконой святителя Николая Чудотворца – покровителя странствующих по водам. У западного входа в церковь находилась могила старца Фаддея, времён Петра I, чтимая и постоянно посещаемая богомольцами. По решению Олонецкой духовной консистории в 1875 году собор был переименован в храм во имя Воскресения Христова. Позже, для заонежских крестьян, этот храм послужил архитектурным образцом для Никольской церкви в Сенной Губе. Воскресенский собор не обошёл своим вниманием и известный русский исследователь, архитектор-реставратор Д. В. Милеев, посетивший столицу Олонецкой губернии в 1905 – 1906 годах и сфотографировавший церковь, в качестве образца традиционного деревянного храма Российского Севера с девятиглавым венчанием. Заметим также, что, по мнению городских архитекторов, «церкви, располагавшиеся на Соборной площади, служили не только местными акцентами. Это были главные силуэтообразующие элементы города – и со стороны Онежского озера, и при восприятии городской панорамы со стороны Зареки и от Круглой площади. Утрата этих доминант значительно ухудшила силуэтные характеристики Петрозаводска». И, вместе с тем, погибшая в огне пожара в 1924 году Воскресенская церковь стала для горожан постоянным напоминанием об измене духовному родству с предками. НА ФОТОГРАФИИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Библиография: Андреева Ольга. Утраченные святыни Петрозаводска. Воскресенский собор. Источник: http://eparhia.karelia.ru/vossob.htm --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
13 апреля 2019 0:04 13 апреля 2019 0:30 СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: Возведение нового кафедрального собора было задумано еще в XVIII веке, но только в XIX веке план этот осуществился. В 1828 году первый Олонецкий епископ Игнатий, обращаясь с ходатайством в Святейший Синод о строительстве нового собора, писал: «Население епархиального города из года в год увеличивается, сооруженные в давнее время храмы обветшали и утеснительны для молящихся». Разрешение на строительство нового каменного кафедрального собора было получено при третьем олонецком архиерее, архиепископе Аркадии, 10 апреля 1859 года, накануне праздника Святой Пасхи. Сразу после получения разрешения на строительство храма был образован строительный комитет, в состав которого вошли члены Духовной консистории, представители купечества и представители разных сословий. Наблюдение за проведением строительных работ осуществлял губернский архитектор В. Тухтаров. Храм решено было строить на Соборной площади (ныне площадь С. М. Кирова), напротив здания Петрозаводской мужской гимназии. Строительство велось на деньги, выделенные из казны и добровольные пожертвования жителей города и губернии. Возведение храма началось торжественным молебном 27 апреля 1860 года и завершилось в мае 1872 года, в год, когда вся Россия торжественно отмечала 200-летие со дня рождения императора Петра Великого. Иконы для кафедрального собора были написаны в Александро-Свирском монастыре. Храм был освящен во имя Воскресения Христова, но в 1875 году, по решению Олонецкой духовной консистории, переименован во имя Святого Духа. В летописи соборов записано, что сооружаемый храм представлял собой уменьшенную копию московского храма Христа Спасителя. Замечателен этот собор был ещё и тем, что в 1866 году в его подвальном помещении была открыта пещерная церковь, освященная во имя святых Олонецких чудотворцев: преподобных Александра Свирского, Адриана Андрусовского, Афанасия Сяндебского, Никифора Важеозерского, Ионы Яшезерского, Ионы Клименецкого, Корнилия Палеостровского, Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Лазаря Муромского. Пещерная церковь была задумана как усыпальница олонецких иерархов. В дни памяти Олонецких святых в ней совершались богослужения. Три храма на Соборной площади – Святодуховский, Петропавловский и Воскресенский – гармонично соединялись в архитектурный ансамбль, великолепно смотревшийся со стороны Онежского озера. Заботливыми руками прихожан вокруг кафедрального собора были высажены кусты сирени. В центре Соборной площади в 1885 году был поставлен памятник Александру II, сооруженный на средства губернского земства. К сожалению, время и исторические обстоятельства не пощадили святыни. Два древних храма, Петропавловский и Воскресенский, сгорели в ночь на 30 октября 1924 года, Святодуховский собор был закрыт и переоборудован под столовую в 1930 году, а в 1936 году взорван. Город лишился трёх красивейших православных храмов, память о которых сохранилась лишь в архивных документах, старинных книгах, рисунках и фотографиях. НА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: НА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Библиография: Сорокина Татьяна. 2011 год. Святодуховский кафедральный собор. Источник: http://eparhia.karelia.ru/svdkaf.htmНА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Открытки из коллекции Николая Егорова. Библиография: Егоров Н. Петрозаводск на открытке. Прошлое и настоящее. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2004. – С. 10. – 48 страниц, иллюстрации. Источник: http://elibrary.karelia.ru/doc.../total.pdf --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
13 апреля 2019 0:22 15 апреля 2019 21:06 ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: К 1772 году старая Петропавловская церковь пришла в такое состояние, что начальник заводов А. Ярцов принял решение о её перестройке. Работа была поручена артели плотников, руководимой государственным крестьянином деревни Илемсельги Трифоном Коппалиным. Предстояло «всю оную церковь... снаружи для сбережения от мокроты новым тесом перекрыть и всходы на кровлю положить, шпиц и на нем крест, сняв, переделать и, обив готовою казенною жестию, поставить на прежнем месте вновь порядочным образом и вокруг тоя церкви галерейные переходы и крыльцы вновь же переделать и новыми балясинами... обнесть, ко окнам ставни и двери и все входы церковные, внутре полы и рундук, угвердя новыми ж перекладами и связьми, сделав вновь струговою столярною работою. Одним словом, все, что до перестройки тоя церкви касаться будет, переправить вновь...». В июне 1772 года работа была закончена, а осенью того же года церковь выкрасили белой краской, как сказано в документе, «дабы соблюсть на память позднейшим временам и знак трудов и тщания Петра Великого». Еще более серьезной переделке подвергся Петропавловский собор в 1789 году. Под здание церкви был подведен каменный фундамент, а весь нижний ярус обложен кирпичом. В довершение всего были устроены колонны и все здание оштукатурено. В следующем веке Петропавловский собор также пережил множество ремонтов и переделок. В 1826 – 1829 годах деревянная крыша церкви была заменена на железную, исправлена штукатурка, настланы новые полы, сделаны новые площадки к трем входным дверям, поправлен иконостас. Но и эта переделка не была последней. В 1851 году Синод, надо полагать, по просьбе Олонецкой консистории, признал необходимым произвести новую «поправку Петропавловского собора». Ремонт храма производился в 1855 – 1856 годах. «При сем исправлении, - как сказано в документе, - оббит шпиль на церкви белым листовым железом, сделан новый вызолоченный крест с яблоком... и возобновлены святые иконы и перезолочены иконостасы как главный, так и придельные, выкрашены полы, двери и крыша». Только 15 лет простояла Петропавловская церковь без ремонта. К 1871 году вся наружная штукатурка обвалилась, крыша прохудилась, и поэтому летом 1871 года «крыша сделана вновь железная, и верхние четыре яруса стен вместо штукатурки обиты листовым железом с окраскою». В главном алтаре пол был настолько плох, что для его ремонта потребовалось снять престол. После ремонта пола престол был вновь освящён 30 мая 1872 года, когда Петрозаводск торжественно отмечал 200-летие со дня рождения Петра I. Внутри храм был двухъярусным. В нижнем ярусе располагался главный придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, другие два – на хорах: на правой стороне придел во имя Алексия человека Божия, на левой – во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ещё Н. Озерецковский отмечал, что в храме «иконостас писан чужестранными живописцами в бытность государя на Петровских заводах, и на образе Иоанна Богослова подпись латинская: Iohannes». Иконы петровской эпохи сохранялись и в XIX веке, что отмечал архиепископ Олонецкий Игнатий, прибывший в Петрозаводск в 1828 году. Иконы помещались в деревянном резном с позолотою иконостасе. Со времени постройки Петропавловская церковь состояла в ведении заводской канцелярии. Но с 1784 года, когда Петрозаводск стал губернским городом, церковь стала городским соборным храмом, а в 1828 году, при открытии Олонецкой епархии здесь назначено быть архиерейской кафедре. Это самое древнее в нашем городе церковное здание сгорело 30 октября 1924 года. Город понёс невосполнимую потерю: исчезла единственная сохранившаяся к XX веку постройка Петровского времени. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: В 1790-е годы «петрозаводское градское общество – как засвидетельствовано в документе, - изъявило желание построить... новую каменную церковь о трех престолах» вместо старой деревянной теплой церкви, пришедшей в крайне ветхое состояние. Место под новый храм было отведено близ старой Святодуховской церкви, которую предварительно снесли. Строительство велось в основном на пожертвования горожан и завершилось в 1800 году. Новая церковь имела в длину 13 сажень и в ширину 8 сажень, в ней было три придела: главный – во имя сошествия Святого Духа, придел с правой стороны – во имя Рождества Христова, с левой – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Над приделами возвышались небольшие главы с крестами. В одной связи с церковью была построена колокольня. B 1826 – 1829 годах одновременно с Петропавловской ремонтировалась и Святодуховская церковь. Вместо тесовой была сделана железная крыша, главы обиты белым железом, сделаны новые полы, построено новое каменное крыльцо. В 1849 годах церковь расширили: на западной стороне пристроили помещение для ризницы, хранения церковной казны и архива. Притвор отнесли под арку колокольни. В архивных документах сохранились описания этого храма. Вот одно из них: «Зданием каменная, теплая, с деревянною надстройкою, в соединении с нею и колокольня каменная с деревянною же надстройкою, крепка». Еще более подробное описание содержится в церковной летописи: «Настоящий храм венчается закрытым деревянным куполом с 9 главами, обитыми белой жестью, и на каждой поставлен восьмиконечный крест... Крыша на всем храме железная, покрытая зеленой масляной краской... Собор снаружи и внутри оштукатурен и выбелен известью. Деревянная купольная надстройка обшита досками и окрашена масляной краской. Храм освещался 19 окнами, защищенными железными решетками». Обогревался храм пятью печами. В собор вели три входа: с западной, северной и южной сторон. У каждого входа – площадки с тремя каменными ступенями. Входные двери – створчатые, двойные: наружные – деревянные, внутренние – стеклянные. Главный престол выполнен из простого дерева. Предалтарный иконостас столярной работы, выкрашен белой краской и украшен вызолоченной резьбой. Эта церковь как храм во имя сошествия Святого Духа просуществовала до лета 1875 года, когда была переименована в храм во имя Воскресения Христова. Воскресенский собор сгорел одновременно с Петропавловским собором – 30 октября 1924 года. Во многих документах XVIII века упоминается ограда, окружавшая две первые петрозаводские церкви – Петропавловскую и Святодуховскую. Но, к сожалению, ни в одном нет её описания. К началу XIX века, скорее всего, она пришла в полную негодность, так что, когда в 20-е годы XIX века встал вопрос о ремонте Петропавловской и Святодуховской церквей, одновременно было решено строить вокруг них новую ограду. Была построена каменная ограда, у северных ворот которой находился каменный киот в виде часовни с иконой Николая Чудотворца. Близ западного входа в церковь – «замечательная, - как сказано в документе, - могила, чтимая и посещаемая богомольцами, старца Фаддея – времён Петра I... Она обложена кирпичом в виде гробницы, а сверху плита с изображением осьмиконечного креста». В 1930 году по постановлению Петрозаводского горсовета вся площадь, занимаемая ранее сгоревшим собором, включая часовню, в которой находилась могила Фаддея, была отведена для расширения Летнего сада, а сама могила ликвидирована и намогильная плита передана Карельскому музею. СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ: Строительство нового кафедрального собора, как помнит читатель, задумывалось ещё в то время, когда Петрозаводск впервые стал губернским городом и в нём предполагалось устроить кафедру для Олонецкого епископа. Однако прошло почти 90 лет, прежде чем план этот осуществился. Ликвидация губернии, а затем Отечественная война 1812 года помешали строительству собора. Лишь после образования Олонецкой епархии (22 мая 1828 года) первый олонецкий епископ Игнатий вновь поднял вопрос о необходимости иметь в городе новый пристойный кафедральный храм. Обращаясь в 1834 года с ходатайством в Синод, он писал: «Население епархиального города с год на год увеличивается, сооруженные храмы в давнее время обветшали и утеснительны для молящихся». Просьба Игнатия осталась тогда неудовлетворённой. Переписка о строительстве собора с Синодом, строительным комитетом Министерства внутренних дел и Главным управлением путей сообщения и публичных зданий растянулась на десятилетия. Только 10 апреля 1859 года, перед самым праздником Пасхи, в Петрозаводск, наконец, пришло разрешение Синода на сооружение в нашем городе на Соборной площади нового каменного кафедрального собора. Был образован комитет по постройке храма, в который вошли члены духовной консистории, несколько купцов и другие лица. Наблюдение за строительством осуществлял введенный в состав комитета архитектор Тухтаров. Сооружаемый в Петрозаводске храм представлял собой уменьшенную копию московского храма Христа Спасителя. Вот как описывает его церковная летопись: собор в плане «имел вид четырехконечного креста, коего то и другое древо по 19 1/2 сажени, концы же сих дерев шириною по 9 сажен каждый. В вышину здание от подошвы подземного его этажа, включая и крест, 26 1/2 сажени. Диаметр купола 6 сажень. Кроме главного купола еще имеются четыре купола по четырем углам, из коих в двух назначены колокольни». Строительство собора велось на деньги, выделенные из казны, а также на средства, добровольно пожертвованные петрозаводчанами и другими жителями губернии. Уже в первый год строительства сумма пожертвований составила 4793 рубля 49 копеек. Началось сооружение храма 27 апреля 1860 года с водоосвящения на Онежском озере. Отсюда крестный ход двинулся к месту закладки собора, где был отслужен подобающий молебен. Затем началась выемка грунта под основание. В работе принимали участие все присутствующие. Закладка собора произошла в следующем году – в воскресенье 4 июня 1861 года. Первый камень в основание восточной стены, среднего алтаря положил архиепископ Аркадий. На месте закладки была укреплена медная доска с надписью: «Во славу Святыя, единосущный, животворящая и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа заложися к созиданию храм сей в честь сошествия Святаго Духа, в лето от сотворения мира 7369, от Рождества же по плоти Бога Слова 1861, июня 4 дня». В 1866 году здание поднялось до середины второго ряда окон. В воскресенье 2 октября состоялось освящение пещерной подземной церкви, напоминавшей собой, как писали «Олонецкие губернские ведомости», «молитвенные катакомбы древних христиан». Освящена она была в честь преподобных угодников олонецких: Александра Свирского, Адриана Андрусовского, Афанасия Сяндебского, Никифора Важеозерского, Ионы Яшезерского, Ионы Клименкого, Корнилия Палеостровского, Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Лазаря Муромского. В 1869 году храм был увенчан пятью главами, а на них водружены кресты. Величина главного креста на средней главе составляла 5 аршин от облака, ширина 6 вершков, толщина 2 1/2 дюйма. Четыре других креста вышиной по 3 аршина. В 1872 году накануне Пасхи был установлен иконостас с иконами, писанными в Александро-Свирском монастыре. Вслед за этим состоялось освящение всех трёх приделов собора: 21 мая – главного – во имя Воскресения Христова, 28 мая – северного – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы, 13 августа – южного – в честь Вознесения Господня. Иконостас главного придела был сделан по образцу иконостаса московского Успенского собора в пять ярусов. До 1878 года собор был холодный. Летом 1878 года для отопления в подвале поставили пять калориферов, изготовленных по заказу в Санкт-Петербурге. В связи с этим пришлось закрыть подвальную церковь. До 1875 года собор назывался Воскресенским. Летом 1875 года храм был переименован в собор во имя сошествия Святого Духа. Соответственно и главный его придел был назван также. В таком виде главный петрозаводский храм просуществовал до 1930 года. 26 января 1930 года президиум Петрозаводского горсовета принял постановление: «Петрозаводский кафедральный собор и находящуюся при нем часовню закрыть. Здание собора... передать ленинскому комсомолу под юношеское кино». В этом же постановлении особыми пунктами было записано: «Церковные колокола со всех городских церквей снять и передать их для нужд индустриализации страны» и «Колокольный звон запретить с 1 февраля 1930 года». В 1936 году собор был совершенно разрушен. Библиография: Сорокина Т. В., Генделев Д. З. При участии Е. Ю. Матвеевой. Соборы Петрозаводска. К 300-летию Петрозаводска / Издание Национального архива РК и ГП «Республиканская ордена «Знак Почета» типография имени П. Ф. Анохина». – Петрозаводск, 1999. Источник: http://old.gov.karelia.ru/Power/Archives/petr.htmlhttp://old.gov.karelia.ru/Power/Archives/voskr.htmlhttp://old.gov.karelia.ru/Power/Archives/svyat.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
15 апреля 2019 23:00 16 апреля 2019 16:06 На основании вышеизложенного можно предположить, что Марию Михайловну Ершову крестили в 1867 году и её старшую сестру Софию Михайловну Ершову крестили в 1862 году в Петропавловском кафедральном соборе города Петрозаводска. Тогда как преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии Сергей Анатольевич Левитский и Мария Михайловна Ершова венчались в 1896 году уже в новом Святодуховском кафедральном соборе города Петрозаводска, освящённом в 1872 году. В том же соборе в 1897 году крестили их дочь Веру Сергеевну. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
16 апреля 2019 16:10 16 апреля 2019 22:54 ЛЕВИТСКИЙ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ: Газета «Олонецкие Губернские Ведомости» сообщила о том, что Высочайшим приказом от 30-го Января 1904 года за № 8 по ведомству Министерства Внутренних Дел преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии, коллежский советник Левитский был переведён на службу по ведомству Министерства Внутренних Дел, с назначением членом Олонецкой губернской земской управы, на текущее трёхлетие.  Библиография: Высочайший приказ от 30-го Января 1904 года за № 8 по ведомству Министерства Внутренних Дел // Олонецкие Губернские Ведомости. – 1904. - № 16. – 10 февраля. – Вторник. – Часть официальная. – С. 1. Источник: http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=1536и http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=1536&page=1 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14567 | Наверх ##
16 апреля 2019 16:18 Олонецкая губернская земская управа (1867 - 1918): Земские учреждения существовали в России с 1864 по 1918 годы (в Архангельской губернии до 1920 года). По закону они должны были заниматься «пользами и нуждами губерний и уездов». Земства создавались на двух уровнях – в губерниях и уездах. Их распорядительными структурами являлись уездные и губернские земские собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы. К решению вопросов местной жизни привлекались выборные лица («гласные») от различных слоев населения: дворян, торгово-промышленной буржуазии, городских жителей, крестьян. Как губернские, так и уездные земские собрания созывались на сессии раз в год, поэтому вся текущая работа выполнялась сформированными ими управами, состоявшими из председателя и нескольких членов (до шести), действовавших на постоянной основе. Председатели уездных управ утверждались губернатором, губернских – министерством внутренних дел. Выборы земских органов проводились каждые три года. В круг обязанностей земств входили дела по организации здравоохранения и народного образования, страхования и статистики, содержанию путей сообщения, попечение о развитии промышленности и торговли, помощь сельскому хозяйству, заведование продовольственным делом, содержание приютов, богаделен и тюрем, выполнение некоторых обязательных повинностей и другие экономические и благотворительные мероприятия. Для выполнения своих задач земства получили право вводить местные налоги. Решения земских органов подлежали контролю губернской администрации и Министерства внутренних дел. Указом Александра II от 14 февраля 1866 года «Положение о земских учреждениях» распространялось на Олонецкую губернию. В начале апреля 1866 года были учреждены Олонецкий губернский комитет и уездные комиссии по введению земских учреждений, начавшие составление избирательных списков и подготовку выборов. Первые выборы земских гласных были проведены в сентябре 1866 года, а открытие уездных земских собраний состоялось в декабре того же года. 18 июля 1867 года губернатор Ю. К. Арсеньев в торжественной обстановке открыл первую сессию Олонецкого губернского земского собрания. Земское собрание избрало губернскую земскую управу, которую возглавил петрозаводский 2-й гильдии купец потомственный почетный гражданин Ефим Григорьевич Пименов, занимавший эту должность до кончины в 1873 году. В последующем во главе Олонецкой губернской земской управы стояли отставной генерал А. В. Гаврилов (1874 – 1876 годы) и купец Н. Ф. Пикин (1877 – 1880 годы), лодейнопольский помещик В. В. Савельев (1880 – 1904 годы), выходец из дворян Вытегорского уезда врач Н. А. Ратьков (1905 – 1918 годы). Источник: http://monuments.library.karelia.ru/exlibris/vpath1244/ --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|