Левитский Сергей Анатольевич и его семья
Тема о видном государственном и общественном деятеле Олонецкой губернии СЕРГЕЕ АНАТОЛЬЕВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ, - родном брате моей прабабушки ЮЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ ДЬЯКОВОЙ (урождённой ЛЕВИТСКОЙ).
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
10 апреля 2019 21:19 10 апреля 2019 21:21 ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1904 ГОД:  и --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
10 апреля 2019 21:22 10 апреля 2019 21:22 ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1912 ГОД: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
10 апреля 2019 21:26 10 апреля 2019 21:28 ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1913 ГОД:  и --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
10 апреля 2019 21:29 10 апреля 2019 21:30 ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1914 ГОД:  и --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
10 апреля 2019 21:32 10 апреля 2019 21:32 ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1915 ГОД: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
10 апреля 2019 21:33 10 апреля 2019 21:37 ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1916 ГОД:  и --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:18 15 апреля 2019 23:15 Volga63 написал: [q] Из Метрической книги Петрозаводского Кафедрального собора за 1867 год следует, что 15-го июля 1867 года родилась и 19-го июля того же 1867 года крещена в Петрозаводском Кафедральном соборе Мария.
Родители её:
Профессор Олонецкой Духовной Семинарии Михаил Алексеевич Ершов и законная жена его Мария Александровна.
Оба православного вероисповедания.
Восприемники (крёстные родители её):
Профессор той же Олонецкой Духовной Семинарии, Священник Петрозаводского Кафедрального собора Пётр Филиппович Щеглов и профессора той же Олонецкой Духовной Семинарии Ивана Владимировича Орфинского жена Екатерина Антоновна.
Таинство крещения совершили:
Кафедральный протоиерей Феодор Рождественский с диаконом Стефаном Ильинским и с исправляющим должность пономаря Николаем Первенцевым.
Библиография:
Национальный архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 258. – Метрическая книга Петрозаводского Кафедрального собора за 1867 год. – Запись № 66.[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2938805.htm#pp2938805Volga63 написал: [q] Из Метрической книги Петрозаводского Кафедрального собора за 1862 год следует, что 5-го апреля 1862 года родилась и 7-го апреля того же 1862 года крещена в Петрозаводском Кафедральном соборе София.
Родители её:
Профессор Олонецкой Духовной Семинарии Михаил Алексеевич Ершов и законная жена его Мария Александровна.
Оба православного вероисповедания.
Восприемники (крёстные родители её):
Протоиерей Петрозаводского Кафедрального собора Антоний Иванович Нечаев и профессора Олонецкой Духовной Семинарии Ивана Владимировича Орфинского жена Екатерина Антоновна.
Таинство крещения совершили:
Протоиерей Петрозаводского Кафедрального собора Антоний Нечаев с диаконом Иоанном Моревым.
Библиография:
Национальный архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 225. – Метрическая книга Петрозаводского Кафедрального собора за 1862 год. – Запись № 35.[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2938810.htm#pp2938810Volga63 написал: [q] из архивной справки Национального Архива Республики Карелия следует, что 8-го сентября 1896 года в Кафедральном соборе города Петрозаводска венчались: преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии, кандидат богословия Сергей Анатольевич Левитский – 27 лет, и дочь умершего отставного преподавателя Олонецкой Духовной Семинарии Михаила Алексеевича Ершова, девица Мария Михайловна – 29 лет.
Основание: Национальный Архив Республики Карелия. – Фонд № 27. – Опись № 22. – Дело № 449. – Листы № 107 – оборот и № 108. – Метрическая книга Кафедрального собора города Петрозаводска Петрозаводского уезда Олонецкой духовной консистории за 1896 год. – Актовая запись – № 40[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2384158.htm#pp2384158Volga63 написал: [q] Из записи № 79 в части первой «О родившихся» Метрической книги Кафедрального собора в г. Петрозаводске следует, что 25-го Октября 1897 года родилась и 31-го Октября того же 1897 года крещена Вера.
Родители её:
Преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии Сергей Анатольевич Левитский и законная жена его Мария Михайловна, оба православного вероисповедания.
Библиография:
Национальный Архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 459. – Запись № 79. – Листы № 66 – оборот и № 67. – Метрическая книга г. Петрозаводск за 1897 год. – Кафедральный собор г. Петрозаводска. – Часть первая «О родившихся». В состав дела входят 4 Метрические книги: Кафедральный собор г. Петрозаводска, Александро-Невская церковь г. Петрозаводска, Богоделенная церковь г. Петрозаводска и Церковь Олонецкой Духовной семинарии.[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2945777.htm#pp2945777Таким образом, вышеуказанные события происходили в Кафедральном соборе города Петрозаводска. Однако, в разное время статус кафедрального собора в Петрозаводске имели разные церкви. Итак. О ЦЕРКВЯХ ПЕТРОЗАВОДСКА: НЕЧАЕВ АНТОНИЙ (ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ, ПРОТОИЕРЕЙ). СВЕДЕНИЯ О ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ ЦЕРКВИ: Петропавловская церковь, находящаяся в городе Петрозаводске, есть единственный в Олонецкой Губернии памятник благочестивой ревности по вере Великого Государя Императора Петра Первого, памятник, с коим соединяются и другие важные воспоминания о Его подвигах. В 1702 году Великий Государь отправился из Архангельска в Соловецкий монастырь и оттуда с берега Нюхтинской волости, имея с собою пять батальонов солдат, проложил дорогу к Повенецкой пристани на 196 верст и перевёз по оной две яхты. Потом Онежским озером и рекою Свирью прибыл в Ладейное поле, устроил верфь для казенных судов. Затем с означенными двумя яхтами, подступив к укреплённому Шведскому городу Орешку, взял оный и завоевал место, на коем в следующем 1703 году начато построение Санкт-Петербурга. И наконец, прибыв в Москву в том же 1702 году, послал Берг-Пробирера Блиера освидетельствовать Олонецкие железные руды и место для устройства пушечного завода. По преданию старожилов, сохранённому в рукописи под названием Петрозаводские вечерние беседы, составленные Шихтмейстером Тихоном Васильевым, излагается следующий случай, по коему сделалось известным место, назначенное после для устройства Пушечного Завода. В последних годах 17 столетия (около 1695 года) считалось в Российской армии значительное число обученных воинскому порядку солдат, набранных из разных мест России и, между прочим, из Олонецкого обширного уезда. Из них оказались и такие, кои по невежеству и приверженности к расколу, убежав из полков и команд своих, скрывались в непроходимых лесах Олонецких. По сему Государь Император Петр I. отправил военного Чиновника для отыскания бежавших рекрут и солдат. Чиновник сей (имя и прозвание его не сохранены преданием) прибыл с командою своею к устью реки Лососинки, где тогда находилась мукомольная крестьянская мельница и приезжавшие из деревень крестьяне занимались рыбною ловлею и, между прочим. ловлею лососей; от чего и река Лососинка получила своё название. Дворов тут не было никаких, кроме избы мельника. Этот мельник и случившиеся на тот раз рыболовы, по просьбе Чиновника, проводив его вверх по реке Лососинке до озера Лососинскаго и Машеозерскаго, дали ему возможность осмотреть те места, на коих впоследствии оказалось удобным устроить завод для литья пушек. При изобилии, кроме леса, железных руд, находящихся в земле, озерах и болотах, и даже показали те селения, где крестьяне в своих кузницах, наиболее в Селецком, Семчезерском и Линдозерском приходах, выделывали чугун, и из оного железо и сталь. Хотя предание сие не подтверждается письменными документами; но оно заслуживает внимания, так как могло сохраниться в памяти старожилов, близких ко времени Петра Великого, от коих в конце прошлого столетия (18) любознательные юноши, подобно Тихону Васильеву, узнавали о начале и продолжении Петровских Заводов. По освидетельствовании Блиером Олонецких железных руд, признаны были оные способными к отливке воинских орудий и снарядов, что было в 1702 году. И Великий Монарх повелел строить заводы на юго-западном берегу Онежского залива при устье реки Лососинки. Нужда в немедленном построении оных предстояла очевидная, по тогдашним военным обстоятельствам. Вследствие сего, по составленным планам построены в 1703 году вододействуемые Заводы под именем Петровских. Что заводы действительно построены в 1703 году, сие подтверждается: а) письмом Монарха, писанным в 1703 году, как изъяснено в деяниях Петра Великого «о готовности железных заводов зело радуемся, для Бога исправляйтесь к весне пушками»; б) экстрактом Берг-Коллегии, посланным в 1782 году, при сообщении в Санкт-Петербургскую Казенную Палату, в коем, между прочим, значится, что Петровские заводы построены по Именному Его Императорского Величества указу в 1703 году; и в) между прочим, тем, что в 1703 году Пётр Великий повелел выговских бродяг раскольников считать между рабочими железных заводов, но бродяги говорили – «с того времени начала Выговская обитель быть под игом работы». (История Русской Церкви период 5 страница 139). Этот же 1703 год издавна по формулярным ведомостям Градского Петрозаводского причта показывается годом построения деревянной церкви во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла с двумя приделами. Ибо Благочестивейший Государь великие предприятия Свои сопровождал и утверждал построением церквей. Главный престол во имя Апостолов Петра и Павла устроен по Тезоименитству Государя. Правый придел во имя Алексия Человека Божия устроен, как можно полагать, по Тезоименитству Цесаревича Алексея Петровича, который находился с Родителем в походе Его под Орешек; а левый во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, по Тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе участвовал первый по Государе во взятии Шлиссельбурга, быв Поручиком, и которого Государь сделал первым Начальником Ладейнопольской верфи и Петровских заводов. Между тем, по преданию старожилов, кроме Петропавловской холодной построена Духовская тёплая церковь и обе освящены в 1700 году; тогда построены и заводы. Но ясных доказательств на сие не представляется, хотя разность времени такой постройки, заключающаяся в трёх годах, и не значительна. Поелику Государь Пётр I, быв в Соловецком монастыре в 1702 году и возвращаясь оттуда, провёл, как выше показано, по нарочито устроенной Им от Белого моря к городу Повенцу дороге, две яхты, которые Он препроводил далее на место военных действий – к Орешку. Между тем, Он не был в здешнем краю, чего Он никак не упустил бы сделать, если бы здесь находились заводы для литья пушек и военных снарядов; то с достоверностью следует заключить, что тогда в 1702 году не было ещё так называвшихся Петровских заводов, а следовательно, и церкви при оных, но появились те Заводы и церковь в следующем 1703 году. Цель построения сих заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в Берг-Коллегию, изъяснена так: «они вначале из нужды для военной амуниции заведены; а потом ради славы яко заводская Школа, с великою силою содержаны были, не смотря ни на какое иждивение. Оный Завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны Государства». Вместе с тем, необходимо было, как для исполнения Христианских обязанностей Православными Чиновниками, Мастеровыми и переселенцами, так и для охранения Православия от изуверства раскольников и влияния Иноверцев, коих находилось при Заводах значительное количество, учредить Причт. Причт этот состоял: из одного Священника, коему в год производилось денежного жалованья – 12 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей. Одного Дьячка, коему жалованья денежного – 7 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей. Одного Пономаря, коему жалованья денежного – 6 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей; и Просфорни, коей жалованья денежного – 2 рубля и хлебного жалованья – 3 четверти, да на просфоры ей выдавалось 11/2 рубля. С учреждением в 1784 году Олонецкой Губернии, составился при Петропавловской церкви Соборный Причт (из 1 Протоиерея, 2 Священников, Диакона и 4 Причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между Прихожанами Городскими и Горнозаводскими с получением от них доброхотного подаяния. С 1800 года, со времени открытия особого Причта по Горнозаводскому Ведомству, таковая обязанность Соборного Причта ограничилась Прихожанами только Городскими. В 1828 году, по открытии Олонецкой второго класса Епархии, состоит ныне по штату при Петрозаводском Петропавловском Кафедральном Соборе 1 Протоиерей, 1 Ключарь, 3 Священника, 1 Протодиакон, 2 Диакона, 2 Иподиакона, с производством на всех жалованья 1687 рублей 75 копеек серебром. В дополнение к сему, Кафедрального Собора Причт, обязанный сверх Богослужения по Собору требоисправлением по городу, пользуется и доходом. По преданию Старожилов, до построения Петропавловской церкви, поставлена была в саду, сделанная из брезента Церковь, в коей сперва и совершалась Божественная служба. Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она осмиугольные пирамидальная. Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа; каждый уступ вокруг храма по плоскости и загибам обшит был тесом, с укреплением железных связей. Для входа на верхние уступы сделаны были, от самой нижней площадки, лестницы с перилами. По сим лестницам Сам Великий Монарх, в бытность Свою на Петровских Заводах, изволил восходить на возвышенность уступа или блюда, для обозрения местоположения, возбуждающего удобством водяного сообщения с Санкт-Петербургом, важные думы. На куполе, овально устроенном с фигурными изгибами осмигранно, поставлен был шпиц; на нём находился маяк, который в тёмные осенние ночи освещался для указания пути плавающим в ненастную по озеру погоду. Крест на шпице был четырёхконечный, сделанный из железа. Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведён был косяками на три перелома. Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе, где находились приделы, были довольно пространные. Сверх сего по стенам устроены были окна продолговатые четырёхугольные. Окончины в переплёте железных укреплений все были слюдяные. Наружные стены Церкви были обиты с основания до купола тесом, обтянуты холстом, и окрашены вохрой. Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над нею верхнего яруса, капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса Богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение. Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Царское место обнесено было на подобие глаголя балюстратом. Верхний ярус над папертью заключал в себе три простенка; в оконечностях сего яруса устроены были в упомянутых выше приделах, во имя Алексия человека Божия и Александра Невскрго, иконостасы с царскими и северными вратами. Святые Иконы поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в Походной Его Величества церкви. Для них устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и Царские врата, выкрашенные с позолотою. Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с нею и тёплая Духовская, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре Русских сельских деревянных церквей. Она по ветхости сломана в 1797 году, а на том месте построена нынешняя Духовская церковь. Колокольня находилась особо между Петропавловской церковью и прежней Духовской церковью; на сей колокольне, ныне не существующей, поставлены были боевые часы. Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: для свиты Его Величества дома с принадлежащими службами. Заводское Правление или Канцелярия. Магазины для провианта, фуража, железа и прочих припасов; арсенал для пушек, разных воинских снарядов и ружей; кладовая для денежной казны; дома Чиновников со службами; тюрьма и прочее. Всё это строение ограждено было земляною крепостью и батареями, для охранения Заводов от вторжения неприятелей. Против крепости выстроен был по плану близ Заводов деревянный Дворец. Пониже крепости и церкви выстроены были в линию Дворца от наружной боковой стороны сада запасные Магазины. На косогорном местоположении, обмеренном в длину на 50 сажень и в ширину на 45 сажень, устроен был регулярный сад, обнесённый палисадом. Среди сего сада находился Дворец и пониже пруд с рыбою. Несколько берёз в саду насаждены были Его Величеством. Дворец с устройством сада в прежнем виде, крепость и все заводские строения, после Петра Великаго, подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь; но и она с продолжением времени во многом изменена против прежнего, и именно: 1. при устройстве в 1772 году нового шпица с крестом, с обивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено Заводской суммы 212 рублей 731/2 копейки), маяк уничтожен. 2. По открытии бывшего Олонецкого Наместничества в Петрозаводске, при Господине Тутолмине, по его распоряжению, допущены более важные перемены, как-то: а) Четыре кровельных крыши превращены в круглый вид; б) Перила и лестница для входа на сии крыши сняты; в) Стены вокруг церкви снаружи и внутри оштукатурены; г) Три двери в церковь подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках; д) Осмигранныя окна переделаны в полукружия; е) Окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки; ж) Царское Место снято; з) Образа от переделки иконостаса уменьшены в своём объёме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места. Таким образом, от Петровских времён остались для Петрозаводска одни воспоминания. Петропавловская церковь и Причт оной состояли первоначально в ведении Канцелярии Олонецких Заводов, под главным Начальством Адмиралтейств-Коллегии, то есть со времени построения сих заводов и Церкви; а в 1727 году переведены в управление Берг-Коллегии. С учреждением Олонецкой Губернии Мая 22 дня 1784 года Петропавловская церковь была сделана Градскою Соборною, состоя вместе с прочими церквами Губернии сперва в заведовании Архангельского, а потом Новгородского Епархиальных Начальств. С 22 Мая 1828 года, при открытии Олонецкой второго класса Епархии, положено быть в ней Архиерейской кафедре, до устройства особого Кафедрального Собора. Построение такового Собора необходимо, так как в Епархиальном и вместе Губернском городе Петрозаводске не имеется приходской церкви, кроме Горнозаводской, и Священники Соборные, заняты, сверх Церковных служб и требоисправлений по всему городу, другими разными должностями и послушаниями, по распоряжению Епархиального Начальства. Петропавловская церковь, существуя 150 лет, требует исправления, какое ныне и производится, при посредстве особой Комиссии, на ассигнованную от Казны сумму. Поддержать её необходимо потому, что она служит единственным памятником Христианского благочестия и вместе первого по Олонецкому краю путешествия Петра I и похода Его под Шлиссельбург, за взятием коего следовало взятие от Швеции места, где ныне столичный город Санкт-Петербург. Законоучитель, Протоиерей Антоний Нечаев. Библиография: Нечаев Антоний. Сведения о Петропавловской в городе Петрозаводске церкви, 1854 год. Архив РГО (Русского Географического Общества). Фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1. № 26. 1854 год. Источник: http://elibrary.karelia.ru/boo...mp;cType=1и http://xn----7sbehhevkhuhcb0b4...ya-tserkov --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:36 12 апреля 2019 23:46 ИЗ ЗАПИСКИ О ЦЕРКВЯХ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ. – I. ПЕТРОВАЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ: 1703 год издавна, по формулярным ведомостям градского Петрозаводского причта, показывается годом построения деревянной церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с двумя приделами. Благочестивый Государь великие предприятия свои сопровождал и утверждал построением церквей. Главный престол во имя апостолов Петра и Павла устроен по тезоименитству Государя. Правый придел во имя Алексея человека Божия устроен, как можно полагать, по тезоименитству Цесаревича Алексея Петровича, который был с родителем в походе Его под Орешек. Левый придел во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского, по тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе первый по Государю участвовал во взятии Шлиссельбурга, был поручиком и которого Государь сделал первым начальником Лодейнопольской верфи и Петровских заводов. Цель построения Петровских заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в берг-коллегию, изъяснена так: «они в начале из нужды для военной амуниции заведены; а потом ради славы, как заводская школа, с великою силою содержаны были, не смотря ни на какое иждивение. Оный завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны государства. Вместе с тем, как для исполнения христианских обязанностей православными чиновниками, мастеровыми и переселенцами, так и для охранения православия от изуверства раскольников и влияния иноверцев, коих находилось при заводах значительное количество, да и граница с иноверным государством Швецией была близка, — необходимо было учредить причт. Причт этот состоял: из одного священника, коему в год производилось штатного жалованья денежного – 12 рублей и хлебного – 6 четвертей. Одного дьячка, коему жалованья было – 7 рублей денежного и хлебного – 6 четвертей. Одного пономаря, коему жалованья денежного – 6 рублей и хлебного – 6 четвертей и просфорни, коей жалованья денежного – 2 рубля и хлебного – 3 четверти, да на просфоры выдавалось ей полтора рубля. С учреждением в 1784 году Олонецкой губернии, составился при Петропавловской церкви соборный причт (из одного протоиерея, двух священников, диакона и четырёх причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между городскими н горными прихожанами, с получением от них доброхотного подаяния. С 1800 года, со времени открытая особого причта по горнозаводскому ведомству, таковая обязанность соборного причта ограничилась прихожанами только градскими. В 1828 году, no открытии Олонецкой второго класса епархии, состоит по штату при Петрозаводском Петропавловском кафедральном соборе 1 протоиерей, 1 ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакоиа, 2 псаломщика и 2 пономаря; 4 звонаря, 3 сторожа и 1 просфорня, с получением жалованья на всех 1687 рублей 75 копеек серебром. В дополнение к сему, причт кафедрального собора пользуется и доходом за исправление треб. Из дел церковного архива не видно, кто именно, как в начале по постройке Петропавловской церкви в 1703 году был членами причта, так и после до 1784 года, до учреждения соборного причта. С сего времени показываются по документам церковным протоиереем: первый Григорий Степанов, поступивший из священников города Каргополя и живший до 1800 года; за ним следовали Василий Мангин, из соборных Петрозаводских священников, умерший в 1880 году, потом Иосиф Ерославлев, бывший священником при горнозаводской Александроневской церкви, уволенный за штат в 1835 году; а на его место, 24 февраля 1835 года, поступил ключарь кафедрального собора иерей, магистр Феодор Рождественский. По преданию старожилов, до построения Петропавловской церкви, поставлена была в саду, сделанная из брезента, походная церковь, в коей сперва и совершалась божественная служба. Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она восьмиугольная, пирамидальная, одноглавая, без колокольни. Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа, каждый уступ вокруг церкви по плоскости и загибам обшит был тесом, с укреплением железных связей. Для входа на верхние уступы сделаны были от самой нижней площадки лестницы с перилами. По сим лестницам сам Великий Монарх, в бытность свою на Петровских заводах, изволил выходить на возвышенность уступа или блюда для обозрения местоположения, возбуждавшего удобством водного сообщения с Петербургом, важные думы. Рисунок церкви в тогдашнем виде изображён «в путешествии И. Озерецковского по Онежскому озеру» и приложен к «Воспоминаниям о путешествиях Великого Государя Петра I в Олонец», сочинению Игнатия архиепископа Олонецкого и Петрозаводского. В церкви сей, по словам сего архипастыря нашего, много святых икон тогдашней Петровой школы, особенно в приделах на хорах. Пять икон на холсте, в главном храме самые видные, перенесены, говорят, из походной церкви Петровой, которая стояла в саду его. Место сея церкви и ныне в сём саду показывают на камне, который один там и показывается из земли. Несомненно того же времени и икона Вознесенья Господня, на холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте. Крест на шпице был четвероконечный, сделанный из железа. Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведен был косяками на три перелома. Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе или на хорах, где находились приделы, были довольно пространные. Окончины в переплёте железных укреплений были слюдяные. Наружные стены церкви были обиты с основания до купола тесом, обтянуты холстом и окрашены охрою. Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над нею верхнего яруса или хоров капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные, продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение. Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Два клироса расположены были на том же возвышении. Царское место обнесено было наподобие глаголя балюстратом. Верхний ярус над папертью или хоры заключали в себе, как и ныне, три простенка; в оконечностях сих хоров устроены были в упомянутых выше приделах: во имя Алексея, человека Божия, и Александра Невского, иконостасы с царскими и северными вратами. Пять святых икон поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в походной Его Величества церкви. Для прочих икон устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и царские врата, выкрашенные с позолотою. Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с нею и тёплая Духовская церковь, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре русских сельских церквей; она по ветхости сломана в 1797 году, а вместо оной построена нынешняя Духовская церковь. Колокольня находилась особо между Петропавловской церковью и прежней Духовской церковью; на сей колокольне (ныне не существует), поставлены были боевые часы. Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: земляной вал; дорожки от дворца к церквам; гауптвахта; дворцовые кладовые; заводские здания; плотина, и дом Ландрата. Сии строения изложены на плане города Петрозаводска в воспоминаниях о пришествиях Петра первого в Олонец. Причём блаженной памяти архипастырь наш преосвященнейший Игнатий так отзывается об укреплениях, построенных Государем Петром I: «На что были здесь укрепления, о том можно судить двояко. Не говоря, что то могло быть для чести и украшения Высочайшего местопребывания, можно сказать, что не излишня была ещё в сие время, и подлинно, некоторая предосторожность от нападения Шведов. Валом так же обложена была и Олонецкая верфь. Петербург, строился, но первый камень был положен, по словам самого Петра, не ранее, как когда уже одержана была победа Полтавская. Из сего видно, что дотоле Олонецкая верфь и Петровские заводы были у Петра Великого при заведении новой его столицы, ещё в полном смысле запасными (резервными) местами. Так как Он и избрал сии места начальным пунктом действий к тому, чтобы стереть Шведов с лица берегов Невских, древнего российского достояния, оттеснив их за залив Финский. Здесь, говорим, усмотрел Петр пункт двинуться на врагов. Здесь нашёл Он и всё удобство с материалами к построению первых судов военных. Здесь имел Он и средство к снабжению судов орудиями. Сим премудрым соображением Государя Олонецкий край, некогда пустой, одолжен не только тем, что весьма много прибыло в нём населения от перевода людей из других мест, как-то: из нынешних Новгородской, Вологодской Тульской губерний, для заводов литейных и судовых. Или что дано жителям движение к разным упражнениям и местам, в особенности по направлению к новой столице. Но что и туземцы карелы получили от того и другого некоторое общее образование, быв дотоле в теснинах своих совершенно удалены от сообщения с Русью». На косогорном возвышении, обмеренном в длину на 50 и в ширину на 45 сажень, устроен был регулярный сад, обнесённый палисадом. Среди сего сада находился дворец и пониже пруд с рыбою и место, где была походная церковь. Несколько берёз в саду посажены были собственно Его Величеством. Дворец с устройством сада в прежнем виде, вал и все заводские строения, после Петра Великого, подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь; но и она с продолжением времени во многом изменена против прежнего, и именно: устроен в 1772 году новый шпиц с крестом, с обшивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено заводской суммы 212 рублей 73 с половиной копейки). По открытии бывшего Олонецкого наместничества в Петрозаводске, при господине Тутолмине, по его распоряжению допущены более важные перемены, как-то: четыре кровельные крыши превращены в круглый вид. Перила и лестницы для входа на сии крыши сняты. Стены вокруг церкви снаружи и внутри оштукатурены. Три двери в церкви подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках. Восьмигранные окна переделаны в полукружья. Окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки. Царское место снято. Образа от переделки иконостаса уменьшены в своём объеме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обшитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места. Таким образом, от Петровских времён остались для Петрозаводска одни воспоминания. Петропавловская церковь и причт оной состояли первоначально в ведении канцелярии Олонецких заводов, под главным начальством адмиралтейств коллегии, то есть со времени построения сих заводов и церкви; а в 1727 году поступили в заведование берг-коллегии. С учреждением Олонецкой губернии в 1784 году, Петропавловская церковь была сделана градской соборной, состоя вместе с прочими церквями Олонецкой губернии под управлением Архангельского, а потом Новгородского епархиальных начальств. А в 1828 году, при открытии Олоиецкой второго класса епархии, назначено быть в ней архиерейской кафедре, до устройства нового кафедрального собора, коему в минувшем 1860 году положено успешное начало. В 1850 году, no распоряжению святейшего синода, ассигнована на переправку Петропавловской церкви сумма из казны. Под наблюдением особой комиссии с января 1852 вода произведены работы штукатурные, кровельные и плотничные. Шпиц покрыт белым листовым железом. Вместо железного креста устроен новый из латунной меди и вызолочен червонным золотом. Исправлены иконостасы Петропавловской церкви и двух приделов; в особенности исправление святых икон, писанных придворными живописцами на холсте и находившихся в Петропавловской церкви со времён Петра Великого, произведено с возможным тщанием и с соблюдением древнего вида. Так на двух только святых иконах, по совершенной ветхости бывших прежде изображений Воскресения Христова и Похвалы Богородицы, списаны с оригиналов на новом холсте точные копии с соблюдением древнего вида. Прочие святые иконы, писанные на холсте, оставлены без перемен, только сами живописные изображения вычищены, прописаны колером и покрыты лаком, а к холсту, для прочности, в приличном месте сделана подклейка. При чём Царские двери, рамы их и всех икон Петропавловской церкви и двух приделов вызолочены; вызолочена также вся на дверях, рамах и фронтонах и подстаментах резьба. Самые образа, какие имеются в означенной церкви н приделах, вычищены и покрыты лаком. Церковь с приделами освящена 29 июня 1856 года, по чину, в праздник святых первоверховных апостолов. Всего на исправление ветхости Петропавловской церкви употреблено 4291 рубль 65 и три четверти копеек серебром. Поддерживать сию церковь и впредь необходимо (*). * Записка эта составлена около 1860 года. С того времени Петропавловская церковь не исправлялась и пришла в разрушение; в последние два года в ней почти не было службы, так как в ней было размещено железо для вновь строящегося собора. Святые иконы, перенесённые, как означено выше, из походной церкви Петра I и заключающиеся в числе пяти, находятся ныне в предалтарном иконостасе Петропавловской церкви. Из них четыре помещены в третьем ярусе главного храма, и именно: 1) По правую сторону за колонною, живописное изображение Воскресения Христова, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Воскресения Христова, списана с сего оригинала на новом холсте копия. 2) В обороте, живописное изображение Сошествия Христова в ад, на холсте прежнем. 3) По левую сторону, за колонною, живописное изображение Похвалы Богородицы, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Похвалы Богородицы, списана с сего оригинала на новом холсте копия. 4) В обороте, живописное изображение Благовещения, на холсте прежнем. Все сии четыре иконы одного размера: вышиной – 4 аршина, шириной – 3 аршина. Пятая икона помещена сверху означенных: 5) живописное изображение Распятия Христова, на прежнем холсте. Вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина 12 вершков, в золочёной раме. К временам Петра I относится и икона Вознесения Господня, на прежнем холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте, вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина. Кроме сих шести икон, находятся до ныне несколько таковых же икон, писанных на холсте, как-то: а) В третьем ярусе над Царскими вратами главного храма, образ моления Христова о чаше на прежнем месте, вышиной – 2 аршина 8 вершков, шириной – 2 аршина 8 вершков. б) По углам главного храма четыре евангелиста, писанные на холсте. в) Сверху живописного изображения Распятия Христова, образ Господа Савафеа, на холсте, вышиной – 3 аршина, шириной – 1 аршин 12 вершков, в золочёной раме. г) Внизу в боковых сторонах Петропавловской церкви: aa) изображение Входа Господня в Иерусалим, на холсте, вышиной – 2 аршина 1 вершок, шириной – 1 аршин 11 с половиной вершков, и бб) изображение Господа Вседержителя, на холсте, вышиной – 2 аршина 13 с половиной вершков, шириной – 2 аршина. Кроме вышеозначенных икон, писанных на холсте, в главном храме имеются образа, по живописи замечательные, на досках. Царские двери резной орнаментной работы; в них шесть круглых икон, Благовещение на двух и Евангелисты на прочих. На местных иконах изображены: 1) Спаситель с молящимся у ног Его Александром Свирским и Александром Невскнм; 2) Божия Матерь молящаяся; 3) Апостолы Пётр и Павел (икона храмовая); 4) Николай Чудотворец; 5) Алексий человек Божий и Александр Невский; 6) на южных дверях в алтарь архидиакон Лаврентий, и 7) на северных дверях архидиакон Стефан. Над Царскими вратами образ тайной вечери, круглый, на коем Спаситель изображён стоящим и преподающим ученикам своим святые тайны. Над иконостасом во втором ярусе образа: а) Всероссийских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (изображены на одном образе; б) двунадесятых праздников (каждый образ отдельно. В третьем ярусе подле живописной иконы моления Христова о чаше, образа Рождества Богородицы и Введения во храм. В предалтарном иконостасе придела Алексия человека Божия замечательны образа Петровской школы: а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты. На правом столпе Царских врат в иконах малого размера изображены на углу: Иисус Христос и святая Дева Мария; Василий Великий и Григорийt Богослов; Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец; диаконы Ермил и Кирилл. На левом столпе тех же Царских врат: Архангелы Михаил и Гавриил: Афанасий и Кирилл архиепископы Александрийские; Иоанн и Никита архиепископы Новгородские; диаконы Агафопод и Павел. Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ Входа Господня в Иерусалим; б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь с предвечным младенцем; Алексий человек Божий и на северных дверях в алтарь архидиакон Евпл. Таковые же образа находятся и в предалтарном иконостасе придела Александра Невского: а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты. На правом столпе царских врат в иконах малого размера изображены па углу: святая Дева Мария и Архангел Гавриил; Григорий Богослов и митрополит Алексий; Николай Чудотворец и митрополит Филипп; диаконы Филипп и Тимофей. На левом столпе тех же царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил; Василий Великий и митрополит Иона, диаконы Лаврентий и Авив. Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ тайной вечери: б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь всех скорбящих; Александр Невский в одежде схимника; и на северных дверях архидиакон Стефан. К Петропавловскому летнему храму принадлежит тёплый собор во имя Святого Духа, с двумя приделами во имя Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Храм этот каменный, с деревянной надстройкой, сооружён в 1800 году усердием чиновников и граждан Петрозаводска. Большая часть святых икон писана яичными красками и обложена серебром. Библиография: Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 60. – 2 августа. – Суббота. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – С. 581, 585 и 586. Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 61. – 6 августа. – Среда. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – II. – Свято-Духовский Собор. – С. 594, 599 и 600. Источник: http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3914и http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3914&page=9http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3915и http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3915&page=11 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:51 13 апреля 2019 1:13 УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТРОЗАВОДСКА. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР: Три величественных православных храма располагались на Соборной площади Петрозаводска (ныне площадь С. М. Кирова) до 30-х годов XX столетия. Это был исторический и духовный центр города. Согласно «Летописи православных соборов», годом постройки самого древнего храма, Петропавловского, считали 1703 год, год основания Петровских заводов. В местной краеведческой литературе также принята эта дата, но документами, подтверждающими это событие, кроме летописи, составленной во второй половине XIX века, мы не располагаем. Академик Н. Озерецковский, побывавший в нашем городе в 1785 году, описывает собор так: «...Соборная во имя апостолов Петра и Павла построена государем Петром I ... видом церковь сия круглая, осьмиугольная, с четырьмя вокруг перилами, в некоторых окнах оконницы в ней слюдяные». Собор был необычной для православных храмов архитектуры – имея «осьмиугольное основание и поднимаясь ввысь четырьмя уступами, завершался высоким шпилем с крестом». Выстроенный из толстых обтесанных бревен, храм состоял из нескольких ярусов. Вокруг каждого были устроены прогулочные балконы, соединявшиеся между собой лестницами. Отсюда открывался вид на Онежское озеро и окружающие леса. В самом верхнем этаже зажигался на ночь фонарь, служивший маяком для ходивших по озеру кораблей. Крыша каждого яруса была покрыта тесом, а балконы обнесены деревянными перилами. Внутри храм был двухъярусным. В нижнем ярусе располагался главный придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, другие два на хорах: на правой стороне придел во имя Алексия, человека Божия, на левой – во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Древние иконы были переданы в храм из походной церкви императора Петра Великого. Эти иконы описал в своей книге архиепископ Олонецкий Преосвященный Игнатий, прибывший в Петрозаводск в 1828 году. Духовенство и жители города сохраняли уникальный памятник петровской эпохи более двух столетий. Рядом с собором была построена тёплая Святодуховская церковь, обычной для русского севера архитектуры. Её ремонтировали, перестраивали, а в 1799 году разобрали по ветхости. На средства горожан в 1800 году построили новый, одноимённый с прежним храм. Эта церковь как храм во имя сошествия Святого Духа просуществовала до лета 1875 года, когда по решению Олонецкой духовной консистории была переименована в храм во имя Воскресения Христова. Вокруг двух соборов была построена каменная ограда, у северных ворот которой находился каменный киот в виде часовни с иконой святого Николая Чудотворца. Близ западного входа в церковь – «замечательная могила, чтимая и посещаемая богомольцами, старца Фаддея, времён Петра 1. Она обложена кирпичом в виде гробницы, а сверху плита с изображением осьмиконечного креста». Оба древних храма – Петропавловский и Вознесенский * – сгорели одновременно: 30 октября 1924 года. МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: Судя по тексту, вместе с Петропавловским храмом сгорел Воскресенский храм, а вовсе не Вознесенский. НА ФОТОГРАФИИ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Библиография: Сорокина Татьяна. Утраченные святыни Петрозаводска. Петропавловский собор. Источник: http://eparhia.karelia.ru/pps.htmНА ФОТОГРАФИИ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Источник: https://upload.wikimedia.org/w...church.jpg --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14589 | Наверх ##
12 апреля 2019 23:55 13 апреля 2019 0:43 УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТРОЗАВОДСКА. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР: Престолы: Воскресения Господня, Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы (сгорел в 1924 году). В Пасхальные дни, когда человеческие сердца наполняет светлая радость праздника, православные петрозаводчане не могут не вспомнить о древней святыне города – Воскресенском храме, который когда-то украшал центральную, Соборную площадь Петрозаводска. На протяжении долгих лет этот бывший духовный центр старинного города носит революционное название – площадь Кирова. Ныне в этом распластанном городском пространстве, где смешались времена и стили, не осталось и следа от своеобразного исторического облика города. Возведение русских поселений всегда начиналось с храмового строительства. Сначала строили дом Божий, чтобы освятить землю, а затем возводили остальные постройки. Вначале XVIII века, когда преобразователь России император Петр I закладывал в Карельском крае пушечный завод, чтобы противостоять на северных рубежах шведам, рядом с летним Петропавловским собором была возведена вторая церковь – тёплая. Это был обычный для русского Севера сельский храм. К 1799 году он основательно обветшал, и его разобрали. А в 1800-м году на средства горожан возвели новую церковь – каменную с деревянною надстройкою. Величественные Петропавловский и Воскресенский соборы, стоявшие на возвышенности близ берега Онежского озера, обнесли каменной оградой и у северных ворот поставили каменный киот – часовню с иконой святителя Николая Чудотворца – покровителя странствующих по водам. У западного входа в церковь находилась могила старца Фаддея, времён Петра I, чтимая и постоянно посещаемая богомольцами. По решению Олонецкой духовной консистории в 1875 году собор был переименован в храм во имя Воскресения Христова. Позже, для заонежских крестьян, этот храм послужил архитектурным образцом для Никольской церкви в Сенной Губе. Воскресенский собор не обошёл своим вниманием и известный русский исследователь, архитектор-реставратор Д. В. Милеев, посетивший столицу Олонецкой губернии в 1905 – 1906 годах и сфотографировавший церковь, в качестве образца традиционного деревянного храма Российского Севера с девятиглавым венчанием. Заметим также, что, по мнению городских архитекторов, «церкви, располагавшиеся на Соборной площади, служили не только местными акцентами. Это были главные силуэтообразующие элементы города – и со стороны Онежского озера, и при восприятии городской панорамы со стороны Зареки и от Круглой площади. Утрата этих доминант значительно ухудшила силуэтные характеристики Петрозаводска». И, вместе с тем, погибшая в огне пожара в 1924 году Воскресенская церковь стала для горожан постоянным напоминанием об измене духовному родству с предками. НА ФОТОГРАФИИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:  Библиография: Андреева Ольга. Утраченные святыни Петрозаводска. Воскресенский собор. Источник: http://eparhia.karelia.ru/vossob.htm --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|