ИЗ ЗАПИСКИ О ЦЕРКВЯХ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ. – I. ПЕТРОВАЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ:
1703 год издавна, по формулярным ведомостям градского Петрозаводского причта, показывается годом построения деревянной церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с двумя приделами.
Благочестивый Государь великие предприятия свои сопровождал и утверждал построением церквей.
Главный престол во имя апостолов Петра и Павла устроен по тезоименитству Государя.
Правый придел во имя Алексея человека Божия устроен, как можно полагать, по тезоименитству Цесаревича Алексея Петровича, который был с родителем в походе Его под Орешек.
Левый придел во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского, по тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе первый по Государю участвовал во взятии Шлиссельбурга, был поручиком и которого Государь сделал первым начальником Лодейнопольской верфи и Петровских заводов.
Цель построения Петровских заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в берг-коллегию, изъяснена так: «они в начале из нужды для военной амуниции заведены; а потом ради славы, как заводская школа, с великою силою содержаны были, не смотря ни на какое иждивение. Оный завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны государства. Вместе с тем, как для исполнения христианских обязанностей православными чиновниками, мастеровыми и переселенцами, так и для охранения православия от изуверства раскольников и влияния иноверцев, коих находилось при заводах значительное количество, да и граница с иноверным государством Швецией была близка, — необходимо было учредить причт.
Причт этот состоял: из одного священника, коему в год производилось штатного жалованья денежного – 12 рублей и хлебного – 6 четвертей. Одного дьячка, коему жалованья было – 7 рублей денежного и хлебного – 6 четвертей. Одного пономаря, коему жалованья денежного – 6 рублей и хлебного – 6 четвертей и просфорни, коей жалованья денежного – 2 рубля и хлебного – 3 четверти, да на просфоры выдавалось ей полтора рубля.
С учреждением в 1784 году Олонецкой губернии, составился при Петропавловской церкви соборный причт (из одного протоиерея, двух священников, диакона и четырёх причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между городскими н горными прихожанами, с получением от них доброхотного подаяния.
С 1800 года, со времени открытая особого причта по горнозаводскому ведомству, таковая обязанность соборного причта ограничилась прихожанами только градскими.
В 1828 году, no открытии Олонецкой второго класса епархии, состоит по штату при Петрозаводском Петропавловском кафедральном соборе 1 протоиерей, 1 ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакоиа, 2 псаломщика и 2 пономаря; 4 звонаря, 3 сторожа и 1 просфорня, с получением жалованья на всех 1687 рублей 75 копеек серебром. В дополнение к сему, причт кафедрального собора пользуется и доходом за исправление треб.
Из дел церковного архива не видно, кто именно, как в начале по постройке Петропавловской церкви в 1703 году был членами причта, так и после до 1784 года, до учреждения соборного причта.
С сего времени показываются по документам церковным протоиереем: первый Григорий Степанов, поступивший из священников города Каргополя и живший до 1800 года; за ним следовали Василий Мангин, из соборных Петрозаводских священников, умерший в 1880 году, потом Иосиф Ерославлев, бывший священником при горнозаводской Александроневской церкви, уволенный за штат в 1835 году; а на его место, 24 февраля 1835 года, поступил ключарь кафедрального собора иерей, магистр Феодор Рождественский.
По преданию старожилов, до построения Петропавловской церкви, поставлена была в саду, сделанная из брезента, походная церковь, в коей сперва и совершалась божественная служба.
Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она восьмиугольная, пирамидальная, одноглавая, без колокольни.
Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа, каждый уступ вокруг церкви по плоскости и загибам обшит был тесом, с укреплением железных связей.
Для входа на верхние уступы сделаны были от самой нижней площадки лестницы с перилами. По сим лестницам сам Великий Монарх, в бытность свою на Петровских заводах, изволил выходить на возвышенность уступа или блюда для обозрения местоположения, возбуждавшего удобством водного сообщения с Петербургом, важные думы.
Рисунок церкви в тогдашнем виде изображён «в путешествии И. Озерецковского по Онежскому озеру» и приложен к «Воспоминаниям о путешествиях Великого Государя Петра I в Олонец», сочинению Игнатия архиепископа Олонецкого и Петрозаводского.
В церкви сей, по словам сего архипастыря нашего, много святых икон тогдашней Петровой школы, особенно в приделах на хорах.
Пять икон на холсте, в главном храме самые видные, перенесены, говорят, из походной церкви Петровой, которая стояла в саду его. Место сея церкви и ныне в сём саду показывают на камне, который один там и показывается из земли. Несомненно того же времени и икона Вознесенья Господня, на холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте.
Крест на шпице был четвероконечный, сделанный из железа.
Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведен был косяками на три перелома.
Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе или на хорах, где находились приделы, были довольно пространные. Окончины в переплёте железных укреплений были слюдяные.
Наружные стены церкви были обиты с основания до купола тесом, обтянуты холстом и окрашены охрою.
Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над нею верхнего яруса или хоров капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные, продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение.
Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Два клироса расположены были на том же возвышении. Царское место обнесено было наподобие глаголя балюстратом. Верхний ярус над папертью или хоры заключали в себе, как и ныне, три простенка; в оконечностях сих хоров устроены были в упомянутых выше приделах: во имя Алексея, человека Божия, и Александра Невского, иконостасы с царскими и северными вратами.
Пять святых икон поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в походной Его Величества церкви. Для прочих икон устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и царские врата, выкрашенные с позолотою.
Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с нею и тёплая Духовская церковь, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре русских сельских церквей; она по ветхости сломана в 1797 году, а вместо оной построена нынешняя Духовская церковь.
Колокольня находилась особо между Петропавловской церковью и прежней Духовской церковью; на сей колокольне (ныне не существует), поставлены были боевые часы.
Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: земляной вал; дорожки от дворца к церквам; гауптвахта; дворцовые кладовые; заводские здания; плотина, и дом Ландрата. Сии строения изложены на плане города Петрозаводска в воспоминаниях о пришествиях Петра первого в Олонец.
Причём блаженной памяти архипастырь наш преосвященнейший Игнатий так отзывается об укреплениях, построенных Государем Петром I: «На что были здесь укрепления, о том можно судить двояко. Не говоря, что то могло быть для чести и украшения Высочайшего местопребывания, можно сказать, что не излишня была ещё в сие время, и подлинно, некоторая предосторожность от нападения Шведов. Валом так же обложена была и Олонецкая верфь. Петербург, строился, но первый камень был положен, по словам самого Петра, не ранее, как когда уже одержана была победа Полтавская.
Из сего видно, что дотоле Олонецкая верфь и Петровские заводы были у Петра Великого при заведении новой его столицы, ещё в полном смысле запасными (резервными) местами. Так как Он и избрал сии места начальным пунктом действий к тому, чтобы стереть Шведов с лица берегов Невских, древнего российского достояния, оттеснив их за залив Финский.
Здесь, говорим, усмотрел Петр пункт двинуться на врагов. Здесь нашёл Он и всё удобство с материалами к построению первых судов военных. Здесь имел Он и средство к снабжению судов орудиями. Сим премудрым соображением Государя Олонецкий край, некогда пустой, одолжен не только тем, что весьма много прибыло в нём населения от перевода людей из других мест, как-то: из нынешних Новгородской, Вологодской Тульской губерний, для заводов литейных и судовых. Или что дано жителям движение к разным упражнениям и местам, в особенности по направлению к новой столице. Но что и туземцы карелы получили от того и другого некоторое общее образование, быв дотоле в теснинах своих совершенно удалены от сообщения с Русью».
На косогорном возвышении, обмеренном в длину на 50 и в ширину на 45 сажень, устроен был регулярный сад, обнесённый палисадом. Среди сего сада находился дворец и пониже пруд с рыбою и место, где была походная церковь. Несколько берёз в саду посажены были собственно Его Величеством.
Дворец с устройством сада в прежнем виде, вал и все заводские строения, после Петра Великого, подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь; но и она с продолжением времени во многом изменена против прежнего, и именно: устроен в 1772 году новый шпиц с крестом, с обшивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено заводской суммы 212 рублей 73 с половиной копейки).
По открытии бывшего Олонецкого наместничества в Петрозаводске, при господине Тутолмине, по его распоряжению допущены более важные перемены, как-то: четыре кровельные крыши превращены в круглый вид. Перила и лестницы для входа на сии крыши сняты. Стены вокруг церкви
снаружи и внутри оштукатурены. Три двери в церкви подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках.
Восьмигранные окна переделаны в полукружья. Окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки. Царское место снято.
Образа от переделки иконостаса уменьшены в своём объеме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обшитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места. Таким образом, от Петровских времён остались для Петрозаводска одни воспоминания.
Петропавловская церковь и причт оной состояли первоначально в ведении канцелярии Олонецких заводов, под главным начальством адмиралтейств коллегии, то есть со времени построения сих заводов и церкви; а в 1727 году поступили в заведование берг-коллегии.
С учреждением Олонецкой губернии в 1784 году, Петропавловская церковь была сделана градской соборной, состоя вместе с прочими церквями Олонецкой губернии под управлением Архангельского, а потом Новгородского епархиальных начальств.
А в 1828 году, при открытии Олоиецкой второго класса епархии, назначено быть в ней архиерейской кафедре, до устройства нового кафедрального собора, коему в минувшем 1860 году положено успешное начало.
В 1850 году, no распоряжению святейшего синода, ассигнована на переправку Петропавловской церкви сумма из казны.
Под наблюдением особой комиссии с января 1852 вода произведены работы штукатурные, кровельные и плотничные.
Шпиц покрыт белым листовым железом. Вместо железного креста устроен новый из латунной меди и вызолочен червонным золотом.
Исправлены иконостасы Петропавловской церкви и двух приделов; в особенности исправление святых икон, писанных придворными живописцами на холсте и находившихся в Петропавловской церкви со времён Петра Великого, произведено с возможным тщанием и с соблюдением древнего вида.
Так на двух только святых иконах, по совершенной ветхости бывших прежде изображений Воскресения Христова и Похвалы Богородицы, списаны с оригиналов на новом холсте точные копии с соблюдением древнего вида.
Прочие святые иконы, писанные на холсте, оставлены без перемен, только сами живописные изображения вычищены, прописаны колером и покрыты лаком, а к холсту, для прочности, в приличном месте сделана подклейка.
При чём Царские двери, рамы их и всех икон Петропавловской церкви и двух приделов вызолочены; вызолочена также вся на дверях, рамах и фронтонах и подстаментах резьба.
Самые образа, какие имеются в означенной церкви н приделах, вычищены и покрыты лаком.
Церковь с приделами освящена 29 июня 1856 года, по чину, в праздник святых первоверховных апостолов.
Всего на исправление ветхости Петропавловской церкви употреблено 4291 рубль 65 и три четверти копеек серебром.
Поддерживать сию церковь и впредь необходимо (*).
* Записка эта составлена около 1860 года. С того времени Петропавловская церковь не исправлялась и пришла в разрушение; в последние два года в ней почти не было службы, так как в ней было размещено железо для вновь строящегося собора.
Святые иконы, перенесённые, как означено выше, из походной церкви Петра I и заключающиеся в числе пяти, находятся ныне в предалтарном иконостасе Петропавловской церкви. Из них четыре помещены в третьем ярусе главного храма, и именно:
1) По правую сторону за колонною, живописное изображение Воскресения Христова, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Воскресения Христова, списана с сего оригинала на новом холсте копия.
2) В обороте, живописное изображение Сошествия Христова в ад, на холсте прежнем.
3) По левую сторону, за колонною, живописное изображение Похвалы Богородицы, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Похвалы Богородицы, списана с сего оригинала на новом холсте копия.
4) В обороте, живописное изображение Благовещения, на холсте прежнем. Все сии четыре иконы одного размера: вышиной – 4 аршина, шириной – 3 аршина.
Пятая икона помещена сверху означенных:
5) живописное изображение Распятия Христова, на прежнем холсте. Вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина 12 вершков, в золочёной раме.
К временам Петра I относится и икона Вознесения Господня, на прежнем холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте, вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина.
Кроме сих шести икон, находятся до ныне несколько таковых же икон, писанных на холсте, как-то:
а) В третьем ярусе над Царскими вратами главного храма, образ моления Христова о чаше на прежнем месте, вышиной – 2 аршина 8 вершков, шириной – 2 аршина 8 вершков.
б) По углам главного храма четыре евангелиста, писанные на холсте.
в) Сверху живописного изображения Распятия Христова, образ Господа Савафеа, на холсте, вышиной – 3 аршина, шириной – 1 аршин 12 вершков, в золочёной раме.
г) Внизу в боковых сторонах Петропавловской церкви:
aa) изображение Входа Господня в Иерусалим, на холсте, вышиной – 2 аршина 1 вершок, шириной – 1 аршин 11 с половиной вершков, и
бб) изображение Господа Вседержителя, на холсте, вышиной – 2 аршина 13 с половиной вершков, шириной – 2 аршина.
Кроме вышеозначенных икон, писанных на холсте, в главном храме имеются образа, по живописи замечательные, на досках.
Царские двери резной орнаментной работы; в них шесть круглых икон, Благовещение на двух и Евангелисты на прочих.
На местных иконах изображены:
1) Спаситель с молящимся у ног Его Александром Свирским и Александром Невскнм;
2) Божия Матерь молящаяся;
3) Апостолы Пётр и Павел (икона храмовая);
4) Николай Чудотворец;
5) Алексий человек Божий и Александр Невский;
6) на южных дверях в алтарь архидиакон Лаврентий, и 7) на северных дверях архидиакон Стефан.
Над Царскими вратами образ тайной вечери, круглый, на коем Спаситель изображён стоящим и преподающим ученикам своим святые тайны. Над иконостасом во втором ярусе образа:
а) Всероссийских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (изображены на одном образе;
б) двунадесятых праздников (каждый образ отдельно.
В третьем ярусе подле живописной иконы моления Христова о чаше, образа Рождества Богородицы и Введения во храм.
В предалтарном иконостасе придела Алексия человека Божия замечательны образа Петровской школы:
а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты.
На правом столпе Царских врат в иконах малого размера изображены на углу: Иисус Христос и святая Дева Мария; Василий Великий и Григорийt Богослов; Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец; диаконы Ермил и Кирилл.
На левом столпе тех же Царских врат: Архангелы Михаил и Гавриил: Афанасий и Кирилл архиепископы Александрийские; Иоанн и Никита архиепископы Новгородские; диаконы Агафопод и Павел.
Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ Входа Господня в Иерусалим;
б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь с предвечным младенцем; Алексий человек Божий и на северных дверях в алтарь архидиакон Евпл.
Таковые же образа находятся и в предалтарном иконостасе придела Александра Невского:
а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты.
На правом столпе царских врат в иконах малого размера изображены па углу: святая Дева Мария и Архангел Гавриил; Григорий Богослов и митрополит Алексий; Николай Чудотворец и митрополит Филипп; диаконы Филипп и Тимофей.
На левом столпе тех же царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил; Василий Великий и митрополит Иона, диаконы Лаврентий и Авив.
Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ тайной вечери:
б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь всех скорбящих; Александр Невский в одежде схимника; и на северных дверях архидиакон Стефан.
К Петропавловскому летнему храму принадлежит тёплый собор во имя Святого Духа, с двумя приделами во имя Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Храм этот каменный, с деревянной надстройкой, сооружён в 1800 году усердием чиновников и граждан Петрозаводска. Большая часть святых икон писана яичными красками и обложена серебром.
Библиография:
Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 60. – 2 августа. – Суббота. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – С. 581, 585 и 586.
Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 61. – 6 августа. – Среда. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – II. – Свято-Духовский Собор. – С. 594, 599 и 600.
Источник:
http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3914и
http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3914&page=9http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3915и
http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3915&page=11