Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Левитский Сергей Анатольевич и его семья

Тема о видном государственном и общественном деятеле Олонецкой губернии СЕРГЕЕ АНАТОЛЬЕВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ, - родном брате моей прабабушки ЮЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ ДЬЯКОВОЙ (урождённой ЛЕВИТСКОЙ).

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12 13 * 14 15 16 17 18 19 Вперед →
Модератор: Volga63
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1912 ГОД:

file.php?fid=464384&key=1208050588
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1913 ГОД:

file.php?fid=464388&key=994795079
и
file.php?fid=464389&key=408572068
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1914 ГОД:

file.php?fid=464391&key=991480533
и
file.php?fid=464392&key=988303170
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1915 ГОД:

file.php?fid=464393&key=1319627418
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
ЧЕХОНИН КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ – 1916 ГОД:

file.php?fid=464394&key=1335342869
и
file.php?fid=464395&key=1324117632
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568

Volga63 написал:
[q]
Из Метрической книги Петрозаводского Кафедрального собора за 1867 год следует, что 15-го июля 1867 года родилась и 19-го июля того же 1867 года крещена в Петрозаводском Кафедральном соборе Мария.

Родители её:

Профессор Олонецкой Духовной Семинарии Михаил Алексеевич Ершов и законная жена его Мария Александровна.

Оба православного вероисповедания.

Восприемники (крёстные родители её):

Профессор той же Олонецкой Духовной Семинарии, Священник Петрозаводского Кафедрального собора Пётр Филиппович Щеглов и профессора той же Олонецкой Духовной Семинарии Ивана Владимировича Орфинского жена Екатерина Антоновна.

Таинство крещения совершили:

Кафедральный протоиерей Феодор Рождественский с диаконом Стефаном Ильинским и с исправляющим должность пономаря Николаем Первенцевым.

Библиография:

Национальный архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 258. – Метрическая книга Петрозаводского Кафедрального собора за 1867 год. – Запись № 66.
[/q]

https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2938805.htm#pp2938805


Volga63 написал:
[q]
Из Метрической книги Петрозаводского Кафедрального собора за 1862 год следует, что 5-го апреля 1862 года родилась и 7-го апреля того же 1862 года крещена в Петрозаводском Кафедральном соборе София.

Родители её:

Профессор Олонецкой Духовной Семинарии Михаил Алексеевич Ершов и законная жена его Мария Александровна.

Оба православного вероисповедания.

Восприемники (крёстные родители её):

Протоиерей Петрозаводского Кафедрального собора Антоний Иванович Нечаев и профессора Олонецкой Духовной Семинарии Ивана Владимировича Орфинского жена Екатерина Антоновна.

Таинство крещения совершили:

Протоиерей Петрозаводского Кафедрального собора Антоний Нечаев с диаконом Иоанном Моревым.

Библиография:

Национальный архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 225. – Метрическая книга Петрозаводского Кафедрального собора за 1862 год. – Запись № 35.
[/q]

https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2938810.htm#pp2938810


Volga63 написал:
[q]
из архивной справки Национального Архива Республики Карелия следует, что 8-го сентября 1896 года в Кафедральном соборе города Петрозаводска венчались: преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии, кандидат богословия Сергей Анатольевич Левитский – 27 лет, и дочь умершего отставного преподавателя Олонецкой Духовной Семинарии Михаила Алексеевича Ершова, девица Мария Михайловна – 29 лет.

Основание: Национальный Архив Республики Карелия. – Фонд № 27. – Опись № 22. – Дело № 449. – Листы № 107 – оборот и № 108. – Метрическая книга Кафедрального собора города Петрозаводска Петрозаводского уезда Олонецкой духовной консистории за 1896 год. – Актовая запись – № 40
[/q]

https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2384158.htm#pp2384158


Volga63 написал:
[q]
Из записи № 79 в части первой «О родившихся» Метрической книги Кафедрального собора в г. Петрозаводске следует, что 25-го Октября 1897 года родилась и 31-го Октября того же 1897 года крещена Вера.

Родители её:

Преподаватель Олонецкой Духовной Семинарии Сергей Анатольевич Левитский и законная жена его Мария Михайловна, оба православного вероисповедания.

Библиография:

Национальный Архив Республики Карелия. – Фонд № 25. – Опись № 22. – Дело № 459. – Запись № 79. – Листы № 66 – оборот и № 67. – Метрическая книга г. Петрозаводск за 1897 год. – Кафедральный собор г. Петрозаводска. – Часть первая «О родившихся».
В состав дела входят 4 Метрические книги: Кафедральный собор г. Петрозаводска, Александро-Невская церковь г. Петрозаводска, Богоделенная церковь г. Петрозаводска и Церковь Олонецкой Духовной семинарии.
[/q]

https://forum.vgd.ru/post/2001/69298/p2945777.htm#pp2945777

Таким образом, вышеуказанные события происходили в Кафедральном соборе города Петрозаводска. Однако, в разное время статус кафедрального собора в Петрозаводске имели разные церкви.

Итак.

О ЦЕРКВЯХ ПЕТРОЗАВОДСКА:

НЕЧАЕВ АНТОНИЙ (ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ, ПРОТОИЕРЕЙ). СВЕДЕНИЯ О ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ ЦЕРКВИ:

Петропавловская церковь, находящаяся в городе Петрозаводске, есть единственный в Олонецкой Губернии памятник благочестивой ревности по вере Великого Государя Императора Петра Первого, памятник, с коим соединяются и другие важные воспоминания о Его подвигах. В 1702 году Великий Государь отправился из Архангельска в Соловецкий монастырь и оттуда с берега Нюхтинской волости, имея с собою пять батальонов солдат, проложил дорогу к Повенецкой пристани на 196 верст и перевёз по оной две яхты. Потом Онежским озером и рекою Свирью прибыл в Ладейное поле, устроил верфь для казенных судов. Затем с означенными двумя яхтами, подступив к укреплённому Шведскому городу Орешку, взял оный и завоевал место, на коем в следующем 1703 году начато построение Санкт-Петербурга. И наконец, прибыв в Москву в том же 1702 году, послал Берг-Пробирера Блиера освидетельствовать Олонецкие железные руды и место для устройства пушечного завода.
По преданию старожилов, сохранённому в рукописи под названием Петрозаводские вечерние беседы, составленные Шихтмейстером Тихоном Васильевым, излагается следующий случай, по коему сделалось известным место, назначенное после для устройства Пушечного Завода. В последних годах 17 столетия (около 1695 года) считалось в Российской армии значительное число обученных воинскому порядку солдат, набранных из разных мест России и, между прочим, из Олонецкого обширного уезда. Из них оказались и такие, кои по невежеству и приверженности к расколу, убежав из полков и команд своих, скрывались в непроходимых лесах Олонецких. По сему Государь Император Петр I. отправил военного Чиновника для отыскания бежавших рекрут и солдат. Чиновник сей (имя и прозвание его не сохранены преданием) прибыл с командою своею к устью реки Лососинки, где тогда находилась мукомольная крестьянская мельница и приезжавшие из деревень крестьяне занимались рыбною ловлею и, между прочим. ловлею лососей; от чего и река Лососинка получила своё название. Дворов тут не было никаких, кроме избы мельника. Этот мельник и случившиеся на тот раз рыболовы, по просьбе Чиновника, проводив его вверх по реке Лососинке до озера Лососинскаго и Машеозерскаго, дали ему возможность осмотреть те места, на коих впоследствии оказалось удобным устроить завод для литья пушек. При изобилии, кроме леса, железных руд, находящихся в земле, озерах и болотах, и даже показали те селения, где крестьяне в своих кузницах, наиболее в Селецком, Семчезерском и Линдозерском приходах, выделывали чугун, и из оного железо и сталь. Хотя предание сие не подтверждается письменными документами; но оно заслуживает внимания, так как могло сохраниться в памяти старожилов, близких ко времени Петра Великого, от коих в конце прошлого столетия (18) любознательные юноши, подобно Тихону Васильеву, узнавали о начале и продолжении Петровских Заводов.
По освидетельствовании Блиером Олонецких железных руд, признаны были оные способными к отливке воинских орудий и снарядов, что было в 1702 году. И Великий Монарх повелел строить заводы на юго-западном берегу Онежского залива при устье реки Лососинки. Нужда в немедленном построении оных предстояла очевидная, по тогдашним военным обстоятельствам. Вследствие сего, по составленным планам построены в 1703 году вододействуемые Заводы под именем Петровских. Что заводы действительно построены в 1703 году, сие подтверждается:
а) письмом Монарха, писанным в 1703 году, как изъяснено в деяниях Петра Великого «о готовности железных заводов зело радуемся, для Бога исправляйтесь к весне пушками»;
б) экстрактом Берг-Коллегии, посланным в 1782 году, при сообщении в Санкт-Петербургскую Казенную Палату, в коем, между прочим, значится, что Петровские заводы построены по Именному Его Императорского Величества указу в 1703 году; и
в) между прочим, тем, что в 1703 году Пётр Великий повелел выговских бродяг раскольников считать между рабочими железных заводов, но бродяги говорили – «с того времени начала Выговская обитель быть под игом работы». (История Русской Церкви период 5 страница 139).
Этот же 1703 год издавна по формулярным ведомостям Градского Петрозаводского причта показывается годом построения деревянной церкви во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла с двумя приделами. Ибо Благочестивейший Государь великие предприятия Свои сопровождал и утверждал построением церквей. Главный престол во имя Апостолов Петра и Павла устроен по Тезоименитству Государя. Правый придел во имя Алексия Человека Божия устроен, как можно полагать, по Тезоименитству Цесаревича Алексея Петровича, который находился с Родителем в походе Его под Орешек; а левый во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, по Тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе участвовал первый по Государе во взятии Шлиссельбурга, быв Поручиком, и которого Государь сделал первым Начальником Ладейнопольской верфи и Петровских заводов.
Между тем, по преданию старожилов, кроме Петропавловской холодной построена Духовская тёплая церковь и обе освящены в 1700 году; тогда построены и заводы. Но ясных доказательств на сие не представляется, хотя разность времени такой постройки, заключающаяся в трёх годах, и не значительна.
Поелику Государь Пётр I, быв в Соловецком монастыре в 1702 году и возвращаясь оттуда, провёл, как выше показано, по нарочито устроенной Им от Белого моря к городу Повенцу дороге, две яхты, которые Он препроводил далее на место военных действий – к Орешку. Между тем, Он не был в здешнем краю, чего Он никак не упустил бы сделать, если бы здесь находились заводы для литья пушек и военных снарядов; то с достоверностью следует заключить, что тогда в 1702 году не было ещё так называвшихся Петровских заводов, а следовательно, и церкви при оных, но появились те Заводы и церковь в следующем 1703 году.
Цель построения сих заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в Берг-Коллегию, изъяснена так: «они вначале из нужды для военной амуниции заведены; а потом ради славы яко заводская Школа, с великою силою содержаны были, не смотря ни на какое иждивение. Оный Завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны Государства». Вместе с тем, необходимо было, как для исполнения Христианских обязанностей Православными Чиновниками, Мастеровыми и переселенцами, так и для охранения Православия от изуверства раскольников и влияния Иноверцев, коих находилось при Заводах значительное количество, учредить Причт. Причт этот состоял: из одного Священника, коему в год производилось денежного жалованья – 12 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей. Одного Дьячка, коему жалованья денежного – 7 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей. Одного Пономаря, коему жалованья денежного – 6 рублей и хлебного жалованья – 6 четвертей; и Просфорни, коей жалованья денежного – 2 рубля и хлебного жалованья – 3 четверти, да на просфоры ей выдавалось 11/2 рубля.
С учреждением в 1784 году Олонецкой Губернии, составился при Петропавловской церкви Соборный Причт (из 1 Протоиерея, 2 Священников, Диакона и 4 Причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между Прихожанами Городскими и Горнозаводскими с получением от них доброхотного подаяния.
С 1800 года, со времени открытия особого Причта по Горнозаводскому Ведомству, таковая обязанность Соборного Причта ограничилась Прихожанами только Городскими.
В 1828 году, по открытии Олонецкой второго класса Епархии, состоит ныне по штату при Петрозаводском Петропавловском Кафедральном Соборе 1 Протоиерей, 1 Ключарь, 3 Священника, 1 Протодиакон, 2 Диакона, 2 Иподиакона, с производством на всех жалованья 1687 рублей 75 копеек серебром. В дополнение к сему, Кафедрального Собора Причт, обязанный сверх Богослужения по Собору требоисправлением по городу, пользуется и доходом.
По преданию Старожилов, до построения Петропавловской церкви, поставлена была в саду, сделанная из брезента Церковь, в коей сперва и совершалась Божественная служба. Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она осмиугольные пирамидальная. Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа; каждый уступ вокруг храма по плоскости и загибам обшит был тесом, с укреплением железных связей. Для входа на верхние уступы сделаны были, от самой нижней площадки, лестницы с перилами. По сим лестницам Сам Великий Монарх, в бытность Свою на Петровских Заводах, изволил восходить на возвышенность уступа или блюда, для обозрения местоположения, возбуждающего удобством водяного сообщения с Санкт-Петербургом, важные думы. На куполе, овально устроенном с фигурными изгибами осмигранно, поставлен был шпиц; на нём находился маяк, который в тёмные осенние ночи освещался для указания пути плавающим в ненастную по озеру погоду. Крест на шпице был четырёхконечный, сделанный из железа. Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведён был косяками на три перелома. Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе, где находились приделы, были довольно пространные. Сверх сего по стенам устроены были окна продолговатые четырёхугольные. Окончины в переплёте железных укреплений все были слюдяные. Наружные стены Церкви были обиты с основания до купола тесом, обтянуты холстом, и окрашены вохрой. Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над нею верхнего яруса, капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса Богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение. Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Царское место обнесено было на подобие глаголя балюстратом.
Верхний ярус над папертью заключал в себе три простенка; в оконечностях сего яруса устроены были в упомянутых выше приделах, во имя Алексия человека Божия и Александра Невскрго, иконостасы с царскими и северными вратами.
Святые Иконы поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в Походной Его Величества церкви. Для них устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и Царские врата, выкрашенные с позолотою.
Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с нею и тёплая Духовская, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре Русских сельских деревянных церквей. Она по ветхости сломана в 1797 году, а на том месте построена нынешняя Духовская церковь.
Колокольня находилась особо между Петропавловской церковью и прежней Духовской церковью; на сей колокольне, ныне не существующей, поставлены были боевые часы.
Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: для свиты Его Величества дома с принадлежащими службами. Заводское Правление или Канцелярия. Магазины для провианта, фуража, железа и прочих припасов; арсенал для пушек, разных воинских снарядов и ружей; кладовая для денежной казны; дома Чиновников со службами; тюрьма и прочее. Всё это строение ограждено было земляною крепостью и батареями, для охранения Заводов от вторжения неприятелей.
Против крепости выстроен был по плану близ Заводов деревянный Дворец. Пониже крепости и церкви выстроены были в линию Дворца от наружной боковой стороны сада запасные Магазины. На косогорном местоположении, обмеренном в длину на 50 сажень и в ширину на 45 сажень, устроен был регулярный сад, обнесённый палисадом. Среди сего сада находился Дворец и пониже пруд с рыбою. Несколько берёз в саду насаждены были Его Величеством.
Дворец с устройством сада в прежнем виде, крепость и все заводские строения, после Петра Великаго, подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь; но и она с продолжением времени во многом изменена против прежнего, и именно:
1. при устройстве в 1772 году нового шпица с крестом, с обивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено Заводской суммы 212 рублей 731/2 копейки), маяк уничтожен.
2. По открытии бывшего Олонецкого Наместничества в Петрозаводске, при Господине Тутолмине, по его распоряжению, допущены более важные перемены, как-то:
а) Четыре кровельных крыши превращены в круглый вид;
б) Перила и лестница для входа на сии крыши сняты;
в) Стены вокруг церкви снаружи и внутри оштукатурены;
г) Три двери в церковь подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках;
д) Осмигранныя окна переделаны в полукружия;
е) Окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки;
ж) Царское Место снято;
з) Образа от переделки иконостаса уменьшены в своём объёме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места.
Таким образом, от Петровских времён остались для Петрозаводска одни воспоминания.
Петропавловская церковь и Причт оной состояли первоначально в ведении Канцелярии Олонецких Заводов, под главным Начальством Адмиралтейств-Коллегии, то есть со времени построения сих заводов и Церкви; а в 1727 году переведены в управление Берг-Коллегии.
С учреждением Олонецкой Губернии Мая 22 дня 1784 года Петропавловская церковь была сделана Градскою Соборною, состоя вместе с прочими церквами Губернии сперва в заведовании Архангельского, а потом Новгородского Епархиальных Начальств.
С 22 Мая 1828 года, при открытии Олонецкой второго класса Епархии, положено быть в ней Архиерейской кафедре, до устройства особого Кафедрального Собора. Построение такового Собора необходимо, так как в Епархиальном и вместе Губернском городе Петрозаводске не имеется приходской церкви, кроме Горнозаводской, и Священники Соборные, заняты, сверх Церковных служб и требоисправлений по всему городу, другими разными должностями и послушаниями, по распоряжению Епархиального Начальства.
Петропавловская церковь, существуя 150 лет, требует исправления, какое ныне и производится, при посредстве особой Комиссии, на ассигнованную от Казны сумму. Поддержать её необходимо потому, что она служит единственным памятником Христианского благочестия и вместе первого по Олонецкому краю путешествия Петра I и похода Его под Шлиссельбург, за взятием коего следовало взятие от Швеции места, где ныне столичный город Санкт-Петербург.

Законоучитель, Протоиерей Антоний Нечаев.

Библиография:

Нечаев Антоний. Сведения о Петропавловской в городе Петрозаводске церкви, 1854 год. Архив РГО (Русского Географического Общества). Фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1. № 26. 1854 год.

Источник:

http://elibrary.karelia.ru/boo...mp;cType=1
и
http://xn----7sbehhevkhuhcb0b4...ya-tserkov
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
ИЗ ЗАПИСКИ О ЦЕРКВЯХ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ. – I. ПЕТРОВАЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ:

1703 год издавна, по формулярным ведомостям градского Петрозаводского причта, показывается годом построения деревянной церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с двумя приделами.
Благочестивый Государь великие предприятия свои сопровождал и утверждал построением церквей.
Главный престол во имя апостолов Петра и Павла устроен по тезоименитству Государя.
Правый придел во имя Алексея человека Божия устроен, как можно полагать, по тезоименитству Цесаревича Алексея Петровича, который был с родителем в походе Его под Орешек.
Левый придел во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского, по тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе первый по Государю участвовал во взятии Шлиссельбурга, был поручиком и которого Государь сделал первым начальником Лодейнопольской верфи и Петровских заводов.
Цель построения Петровских заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в берг-коллегию, изъяснена так: «они в начале из нужды для военной амуниции заведены; а потом ради славы, как заводская школа, с великою силою содержаны были, не смотря ни на какое иждивение. Оный завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны государства. Вместе с тем, как для исполнения христианских обязанностей православными чиновниками, мастеровыми и переселенцами, так и для охранения православия от изуверства раскольников и влияния иноверцев, коих находилось при заводах значительное количество, да и граница с иноверным государством Швецией была близка, — необходимо было учредить причт.
Причт этот состоял: из одного священника, коему в год производилось штатного жалованья денежного – 12 рублей и хлебного – 6 четвертей. Одного дьячка, коему жалованья было – 7 рублей денежного и хлебного – 6 четвертей. Одного пономаря, коему жалованья денежного – 6 рублей и хлебного – 6 четвертей и просфорни, коей жалованья денежного – 2 рубля и хлебного – 3 четверти, да на просфоры выдавалось ей полтора рубля.
С учреждением в 1784 году Олонецкой губернии, составился при Петропавловской церкви соборный причт (из одного протоиерея, двух священников, диакона и четырёх причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между городскими н горными прихожанами, с получением от них доброхотного подаяния.
С 1800 года, со времени открытая особого причта по горнозаводскому ведомству, таковая обязанность соборного причта ограничилась прихожанами только градскими.
В 1828 году, no открытии Олонецкой второго класса епархии, состоит по штату при Петрозаводском Петропавловском кафедральном соборе 1 протоиерей, 1 ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакоиа, 2 псаломщика и 2 пономаря; 4 звонаря, 3 сторожа и 1 просфорня, с получением жалованья на всех 1687 рублей 75 копеек серебром. В дополнение к сему, причт кафедрального собора пользуется и доходом за исправление треб.
Из дел церковного архива не видно, кто именно, как в начале по постройке Петропавловской церкви в 1703 году был членами причта, так и после до 1784 года, до учреждения соборного причта.
С сего времени показываются по документам церковным протоиереем: первый Григорий Степанов, поступивший из священников города Каргополя и живший до 1800 года; за ним следовали Василий Мангин, из соборных Петрозаводских священников, умерший в 1880 году, потом Иосиф Ерославлев, бывший священником при горнозаводской Александроневской церкви, уволенный за штат в 1835 году; а на его место, 24 февраля 1835 года, поступил ключарь кафедрального собора иерей, магистр Феодор Рождественский.
По преданию старожилов, до построения Петропавловской церкви, поставлена была в саду, сделанная из брезента, походная церковь, в коей сперва и совершалась божественная служба.
Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она восьмиугольная, пирамидальная, одноглавая, без колокольни.
Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа, каждый уступ вокруг церкви по плоскости и загибам обшит был тесом, с укреплением железных связей.
Для входа на верхние уступы сделаны были от самой нижней площадки лестницы с перилами. По сим лестницам сам Великий Монарх, в бытность свою на Петровских заводах, изволил выходить на возвышенность уступа или блюда для обозрения местоположения, возбуждавшего удобством водного сообщения с Петербургом, важные думы.
Рисунок церкви в тогдашнем виде изображён «в путешествии И. Озерецковского по Онежскому озеру» и приложен к «Воспоминаниям о путешествиях Великого Государя Петра I в Олонец», сочинению Игнатия архиепископа Олонецкого и Петрозаводского.
В церкви сей, по словам сего архипастыря нашего, много святых икон тогдашней Петровой школы, особенно в приделах на хорах.
Пять икон на холсте, в главном храме самые видные, перенесены, говорят, из походной церкви Петровой, которая стояла в саду его. Место сея церкви и ныне в сём саду показывают на камне, который один там и показывается из земли. Несомненно того же времени и икона Вознесенья Господня, на холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте.
Крест на шпице был четвероконечный, сделанный из железа.
Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведен был косяками на три перелома.
Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе или на хорах, где находились приделы, были довольно пространные. Окончины в переплёте железных укреплений были слюдяные.
Наружные стены церкви были обиты с основания до купола тесом, обтянуты холстом и окрашены охрою.
Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над нею верхнего яруса или хоров капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные, продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение.
Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Два клироса расположены были на том же возвышении. Царское место обнесено было наподобие глаголя балюстратом. Верхний ярус над папертью или хоры заключали в себе, как и ныне, три простенка; в оконечностях сих хоров устроены были в упомянутых выше приделах: во имя Алексея, человека Божия, и Александра Невского, иконостасы с царскими и северными вратами.
Пять святых икон поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в походной Его Величества церкви. Для прочих икон устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и царские врата, выкрашенные с позолотою.
Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с нею и тёплая Духовская церковь, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре русских сельских церквей; она по ветхости сломана в 1797 году, а вместо оной построена нынешняя Духовская церковь.
Колокольня находилась особо между Петропавловской церковью и прежней Духовской церковью; на сей колокольне (ныне не существует), поставлены были боевые часы.
Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: земляной вал; дорожки от дворца к церквам; гауптвахта; дворцовые кладовые; заводские здания; плотина, и дом Ландрата. Сии строения изложены на плане города Петрозаводска в воспоминаниях о пришествиях Петра первого в Олонец.
Причём блаженной памяти архипастырь наш преосвященнейший Игнатий так отзывается об укреплениях, построенных Государем Петром I: «На что были здесь укрепления, о том можно судить двояко. Не говоря, что то могло быть для чести и украшения Высочайшего местопребывания, можно сказать, что не излишня была ещё в сие время, и подлинно, некоторая предосторожность от нападения Шведов. Валом так же обложена была и Олонецкая верфь. Петербург, строился, но первый камень был положен, по словам самого Петра, не ранее, как когда уже одержана была победа Полтавская.
Из сего видно, что дотоле Олонецкая верфь и Петровские заводы были у Петра Великого при заведении новой его столицы, ещё в полном смысле запасными (резервными) местами. Так как Он и избрал сии места начальным пунктом действий к тому, чтобы стереть Шведов с лица берегов Невских, древнего российского достояния, оттеснив их за залив Финский.
Здесь, говорим, усмотрел Петр пункт двинуться на врагов. Здесь нашёл Он и всё удобство с материалами к построению первых судов военных. Здесь имел Он и средство к снабжению судов орудиями. Сим премудрым соображением Государя Олонецкий край, некогда пустой, одолжен не только тем, что весьма много прибыло в нём населения от перевода людей из других мест, как-то: из нынешних Новгородской, Вологодской Тульской губерний, для заводов литейных и судовых. Или что дано жителям движение к разным упражнениям и местам, в особенности по направлению к новой столице. Но что и туземцы карелы получили от того и другого некоторое общее образование, быв дотоле в теснинах своих совершенно удалены от сообщения с Русью».
На косогорном возвышении, обмеренном в длину на 50 и в ширину на 45 сажень, устроен был регулярный сад, обнесённый палисадом. Среди сего сада находился дворец и пониже пруд с рыбою и место, где была походная церковь. Несколько берёз в саду посажены были собственно Его Величеством.
Дворец с устройством сада в прежнем виде, вал и все заводские строения, после Петра Великого, подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь; но и она с продолжением времени во многом изменена против прежнего, и именно: устроен в 1772 году новый шпиц с крестом, с обшивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено заводской суммы 212 рублей 73 с половиной копейки).
По открытии бывшего Олонецкого наместничества в Петрозаводске, при господине Тутолмине, по его распоряжению допущены более важные перемены, как-то: четыре кровельные крыши превращены в круглый вид. Перила и лестницы для входа на сии крыши сняты. Стены вокруг церкви
снаружи и внутри оштукатурены. Три двери в церкви подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках.
Восьмигранные окна переделаны в полукружья. Окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки. Царское место снято.
Образа от переделки иконостаса уменьшены в своём объеме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обшитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места. Таким образом, от Петровских времён остались для Петрозаводска одни воспоминания.
Петропавловская церковь и причт оной состояли первоначально в ведении канцелярии Олонецких заводов, под главным начальством адмиралтейств коллегии, то есть со времени построения сих заводов и церкви; а в 1727 году поступили в заведование берг-коллегии.
С учреждением Олонецкой губернии в 1784 году, Петропавловская церковь была сделана градской соборной, состоя вместе с прочими церквями Олонецкой губернии под управлением Архангельского, а потом Новгородского епархиальных начальств.
А в 1828 году, при открытии Олоиецкой второго класса епархии, назначено быть в ней архиерейской кафедре, до устройства нового кафедрального собора, коему в минувшем 1860 году положено успешное начало.
В 1850 году, no распоряжению святейшего синода, ассигнована на переправку Петропавловской церкви сумма из казны.
Под наблюдением особой комиссии с января 1852 вода произведены работы штукатурные, кровельные и плотничные.
Шпиц покрыт белым листовым железом. Вместо железного креста устроен новый из латунной меди и вызолочен червонным золотом.
Исправлены иконостасы Петропавловской церкви и двух приделов; в особенности исправление святых икон, писанных придворными живописцами на холсте и находившихся в Петропавловской церкви со времён Петра Великого, произведено с возможным тщанием и с соблюдением древнего вида.
Так на двух только святых иконах, по совершенной ветхости бывших прежде изображений Воскресения Христова и Похвалы Богородицы, списаны с оригиналов на новом холсте точные копии с соблюдением древнего вида.
Прочие святые иконы, писанные на холсте, оставлены без перемен, только сами живописные изображения вычищены, прописаны колером и покрыты лаком, а к холсту, для прочности, в приличном месте сделана подклейка.
При чём Царские двери, рамы их и всех икон Петропавловской церкви и двух приделов вызолочены; вызолочена также вся на дверях, рамах и фронтонах и подстаментах резьба.
Самые образа, какие имеются в означенной церкви н приделах, вычищены и покрыты лаком.
Церковь с приделами освящена 29 июня 1856 года, по чину, в праздник святых первоверховных апостолов.
Всего на исправление ветхости Петропавловской церкви употреблено 4291 рубль 65 и три четверти копеек серебром.
Поддерживать сию церковь и впредь необходимо (*).

* Записка эта составлена около 1860 года. С того времени Петропавловская церковь не исправлялась и пришла в разрушение; в последние два года в ней почти не было службы, так как в ней было размещено железо для вновь строящегося собора.

Святые иконы, перенесённые, как означено выше, из походной церкви Петра I и заключающиеся в числе пяти, находятся ныне в предалтарном иконостасе Петропавловской церкви. Из них четыре помещены в третьем ярусе главного храма, и именно:

1) По правую сторону за колонною, живописное изображение Воскресения Христова, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Воскресения Христова, списана с сего оригинала на новом холсте копия.
2) В обороте, живописное изображение Сошествия Христова в ад, на холсте прежнем.
3) По левую сторону, за колонною, живописное изображение Похвалы Богородицы, на холсте. При недавнем исправлении Петропавловской церкви, по ветхости бывшего прежде изображения Похвалы Богородицы, списана с сего оригинала на новом холсте копия.
4) В обороте, живописное изображение Благовещения, на холсте прежнем. Все сии четыре иконы одного размера: вышиной – 4 аршина, шириной – 3 аршина.

Пятая икона помещена сверху означенных:

5) живописное изображение Распятия Христова, на прежнем холсте. Вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина 12 вершков, в золочёной раме.

К временам Петра I относится и икона Вознесения Господня, на прежнем холсте, стоящая в алтаре храма на горнем месте, вышиной – 5 аршин, шириной – 4 аршина.
Кроме сих шести икон, находятся до ныне несколько таковых же икон, писанных на холсте, как-то:

а) В третьем ярусе над Царскими вратами главного храма, образ моления Христова о чаше на прежнем месте, вышиной – 2 аршина 8 вершков, шириной – 2 аршина 8 вершков.
б) По углам главного храма четыре евангелиста, писанные на холсте.
в) Сверху живописного изображения Распятия Христова, образ Господа Савафеа, на холсте, вышиной – 3 аршина, шириной – 1 аршин 12 вершков, в золочёной раме.
г) Внизу в боковых сторонах Петропавловской церкви:

aa) изображение Входа Господня в Иерусалим, на холсте, вышиной – 2 аршина 1 вершок, шириной – 1 аршин 11 с половиной вершков, и
бб) изображение Господа Вседержителя, на холсте, вышиной – 2 аршина 13 с половиной вершков, шириной – 2 аршина.

Кроме вышеозначенных икон, писанных на холсте, в главном храме имеются образа, по живописи замечательные, на досках.

Царские двери резной орнаментной работы; в них шесть круглых икон, Благовещение на двух и Евангелисты на прочих.

На местных иконах изображены:

1) Спаситель с молящимся у ног Его Александром Свирским и Александром Невскнм;
2) Божия Матерь молящаяся;
3) Апостолы Пётр и Павел (икона храмовая);
4) Николай Чудотворец;
5) Алексий человек Божий и Александр Невский;
6) на южных дверях в алтарь архидиакон Лаврентий, и 7) на северных дверях архидиакон Стефан.

Над Царскими вратами образ тайной вечери, круглый, на коем Спаситель изображён стоящим и преподающим ученикам своим святые тайны. Над иконостасом во втором ярусе образа:

а) Всероссийских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (изображены на одном образе;

б) двунадесятых праздников (каждый образ отдельно.

В третьем ярусе подле живописной иконы моления Христова о чаше, образа Рождества Богородицы и Введения во храм.

В предалтарном иконостасе придела Алексия человека Божия замечательны образа Петровской школы:

а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты.
На правом столпе Царских врат в иконах малого размера изображены на углу: Иисус Христос и святая Дева Мария; Василий Великий и Григорийt Богослов; Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец; диаконы Ермил и Кирилл.
На левом столпе тех же Царских врат: Архангелы Михаил и Гавриил: Афанасий и Кирилл архиепископы Александрийские; Иоанн и Никита архиепископы Новгородские; диаконы Агафопод и Павел.
Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ Входа Господня в Иерусалим;
б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь с предвечным младенцем; Алексий человек Божий и на северных дверях в алтарь архидиакон Евпл.

Таковые же образа находятся и в предалтарном иконостасе придела Александра Невского:

а) в Царских вратах изображены Благовещение и Евангелисты.
На правом столпе царских врат в иконах малого размера изображены па углу: святая Дева Мария и Архангел Гавриил; Григорий Богослов и митрополит Алексий; Николай Чудотворец и митрополит Филипп; диаконы Филипп и Тимофей.
На левом столпе тех же царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил; Василий Великий и митрополит Иона, диаконы Лаврентий и Авив.
Над Царскими вратами сень, в коей полукруглый образ тайной вечери:

б) на местных иконах изображены: Господь Вседержитель; Божия Матерь всех скорбящих; Александр Невский в одежде схимника; и на северных дверях архидиакон Стефан.

К Петропавловскому летнему храму принадлежит тёплый собор во имя Святого Духа, с двумя приделами во имя Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Храм этот каменный, с деревянной надстройкой, сооружён в 1800 году усердием чиновников и граждан Петрозаводска. Большая часть святых икон писана яичными красками и обложена серебром.

Библиография:

Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 60. – 2 августа. – Суббота. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – С. 581, 585 и 586.
Олонецкие Губернские Ведомости. – 1869. - № 61. – 6 августа. – Среда. – Часть неофициальная. – Исторические материалы. – Записка о церквях в городе Петрозаводске. – I. Петропавловская церковь. – II. – Свято-Духовский Собор. – С. 594, 599 и 600.

Источник:

http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3914
и
http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3914&page=9

http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3915
и
http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=3915&page=11
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТРОЗАВОДСКА. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР:

Три величественных православных храма располагались на Соборной площади Петрозаводска (ныне площадь С. М. Кирова) до 30-х годов XX столетия. Это был исторический и духовный центр города.
Согласно «Летописи православных соборов», годом постройки самого древнего храма, Петропавловского, считали 1703 год, год основания Петровских заводов. В местной краеведческой литературе также принята эта дата, но документами, подтверждающими это событие, кроме летописи, составленной во второй половине XIX века, мы не располагаем.
Академик Н. Озерецковский, побывавший в нашем городе в 1785 году, описывает собор так: «...Соборная во имя апостолов Петра и Павла построена государем Петром I ... видом церковь сия круглая, осьмиугольная, с четырьмя вокруг перилами, в некоторых окнах оконницы в ней слюдяные».
Собор был необычной для православных храмов архитектуры – имея «осьмиугольное основание и поднимаясь ввысь четырьмя уступами, завершался высоким шпилем с крестом». Выстроенный из толстых обтесанных бревен, храм состоял из нескольких ярусов. Вокруг каждого были устроены прогулочные балконы, соединявшиеся между собой лестницами. Отсюда открывался вид на Онежское озеро и окружающие леса. В самом верхнем этаже зажигался на ночь фонарь, служивший маяком для ходивших по озеру кораблей.
Крыша каждого яруса была покрыта тесом, а балконы обнесены деревянными перилами. Внутри храм был двухъярусным. В нижнем ярусе располагался главный придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, другие два на хорах: на правой стороне придел во имя Алексия, человека Божия, на левой – во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
Древние иконы были переданы в храм из походной церкви императора Петра Великого. Эти иконы описал в своей книге архиепископ Олонецкий Преосвященный Игнатий, прибывший в Петрозаводск в 1828 году. Духовенство и жители города сохраняли уникальный памятник петровской эпохи более двух столетий.
Рядом с собором была построена тёплая Святодуховская церковь, обычной для русского севера архитектуры. Её ремонтировали, перестраивали, а в 1799 году разобрали по ветхости. На средства горожан в 1800 году построили новый, одноимённый с прежним храм.
Эта церковь как храм во имя сошествия Святого Духа просуществовала до лета 1875 года, когда по решению Олонецкой духовной консистории была переименована в храм во имя Воскресения Христова.
Вокруг двух соборов была построена каменная ограда, у северных ворот которой находился каменный киот в виде часовни с иконой святого Николая Чудотворца. Близ западного входа в церковь – «замечательная могила, чтимая и посещаемая богомольцами, старца Фаддея, времён Петра 1. Она обложена кирпичом в виде гробницы, а сверху плита с изображением осьмиконечного креста».
Оба древних храма – Петропавловский и Вознесенский * – сгорели одновременно: 30 октября 1924 года.

МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ:

Судя по тексту, вместе с Петропавловским храмом сгорел Воскресенский храм, а вовсе не Вознесенский.

НА ФОТОГРАФИИ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:

file.php?fid=465160&key=796285582

Библиография:

Сорокина Татьяна. Утраченные святыни Петрозаводска. Петропавловский собор.

Источник:

http://eparhia.karelia.ru/pps.htm

НА ФОТОГРАФИИ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:

file.php?fid=465173&key=390373171

Источник:

https://upload.wikimedia.org/w...church.jpg
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТРОЗАВОДСКА. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР:

Престолы: Воскресения Господня, Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы (сгорел в 1924 году).

В Пасхальные дни, когда человеческие сердца наполняет светлая радость праздника, православные петрозаводчане не могут не вспомнить о древней святыне города – Воскресенском храме, который когда-то украшал центральную, Соборную площадь Петрозаводска. На протяжении долгих лет этот бывший духовный центр старинного города носит революционное название – площадь Кирова. Ныне в этом распластанном городском пространстве, где смешались времена и стили, не осталось и следа от своеобразного исторического облика города.
Возведение русских поселений всегда начиналось с храмового строительства. Сначала строили дом Божий, чтобы освятить землю, а затем возводили остальные постройки. Вначале XVIII века, когда преобразователь России император Петр I закладывал в Карельском крае пушечный завод, чтобы противостоять на северных рубежах шведам, рядом с летним Петропавловским собором была возведена вторая церковь – тёплая. Это был обычный для русского Севера сельский храм. К 1799 году он основательно обветшал, и его разобрали. А в 1800-м году на средства горожан возвели новую церковь – каменную с деревянною надстройкою.
Величественные Петропавловский и Воскресенский соборы, стоявшие на возвышенности близ берега Онежского озера, обнесли каменной оградой и у северных ворот поставили каменный киот – часовню с иконой святителя Николая Чудотворца – покровителя странствующих по водам. У западного входа в церковь находилась могила старца Фаддея, времён Петра I, чтимая и постоянно посещаемая богомольцами.
По решению Олонецкой духовной консистории в 1875 году собор был переименован в храм во имя Воскресения Христова.
Позже, для заонежских крестьян, этот храм послужил архитектурным образцом для Никольской церкви в Сенной Губе. Воскресенский собор не обошёл своим вниманием и известный русский исследователь, архитектор-реставратор Д. В. Милеев, посетивший столицу Олонецкой губернии в 1905 – 1906 годах и сфотографировавший церковь, в качестве образца традиционного деревянного храма Российского Севера с девятиглавым венчанием.
Заметим также, что, по мнению городских архитекторов, «церкви, располагавшиеся на Соборной площади, служили не только местными акцентами. Это были главные силуэтообразующие элементы города – и со стороны Онежского озера, и при восприятии городской панорамы со стороны Зареки и от Круглой площади. Утрата этих доминант значительно ухудшила силуэтные характеристики Петрозаводска». И, вместе с тем, погибшая в огне пожара в 1924 году Воскресенская церковь стала для горожан постоянным напоминанием об измене духовному родству с предками.

НА ФОТОГРАФИИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:

file.php?fid=465162&key=1100427906

Библиография:

Андреева Ольга. Утраченные святыни Петрозаводска. Воскресенский собор.

Источник:

http://eparhia.karelia.ru/vossob.htm
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4052
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14568
СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:

Возведение нового кафедрального собора было задумано еще в XVIII веке, но только в XIX веке план этот осуществился. В 1828 году первый Олонецкий епископ Игнатий, обращаясь с ходатайством в Святейший Синод о строительстве нового собора, писал: «Население епархиального города из года в год увеличивается, сооруженные в давнее время храмы обветшали и утеснительны для молящихся». Разрешение на строительство нового каменного кафедрального собора было получено при третьем олонецком архиерее, архиепископе Аркадии, 10 апреля 1859 года, накануне праздника Святой Пасхи.
Сразу после получения разрешения на строительство храма был образован строительный комитет, в состав которого вошли члены Духовной консистории, представители купечества и представители разных сословий. Наблюдение за проведением строительных работ осуществлял губернский архитектор В. Тухтаров. Храм решено было строить на Соборной площади (ныне площадь С. М. Кирова), напротив здания Петрозаводской мужской гимназии. Строительство велось на деньги, выделенные из казны и добровольные пожертвования жителей города и губернии.
Возведение храма началось торжественным молебном 27 апреля 1860 года и завершилось в мае 1872 года, в год, когда вся Россия торжественно отмечала 200-летие со дня рождения императора Петра Великого.
Иконы для кафедрального собора были написаны в Александро-Свирском монастыре.
Храм был освящен во имя Воскресения Христова, но в 1875 году, по решению Олонецкой духовной консистории, переименован во имя Святого Духа.
В летописи соборов записано, что сооружаемый храм представлял собой уменьшенную копию московского храма Христа Спасителя.
Замечателен этот собор был ещё и тем, что в 1866 году в его подвальном помещении была открыта пещерная церковь, освященная во имя святых Олонецких чудотворцев: преподобных Александра Свирского, Адриана Андрусовского, Афанасия Сяндебского, Никифора Важеозерского, Ионы Яшезерского, Ионы Клименецкого, Корнилия Палеостровского, Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Лазаря Муромского.
Пещерная церковь была задумана как усыпальница олонецких иерархов. В дни памяти Олонецких святых в ней совершались богослужения.
Три храма на Соборной площади – Святодуховский, Петропавловский и Воскресенский – гармонично соединялись в архитектурный ансамбль, великолепно смотревшийся со стороны Онежского озера. Заботливыми руками прихожан вокруг кафедрального собора были высажены кусты сирени. В центре Соборной площади в 1885 году был поставлен памятник Александру II, сооруженный на средства губернского земства.
К сожалению, время и исторические обстоятельства не пощадили святыни. Два древних храма, Петропавловский и Воскресенский, сгорели в ночь на 30 октября 1924 года, Святодуховский собор был закрыт и переоборудован под столовую в 1930 году, а в 1936 году взорван. Город лишился трёх красивейших православных храмов, память о которых сохранилась лишь в архивных документах, старинных книгах, рисунках и фотографиях.

НА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:

file.php?fid=465168&key=512145874

НА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:

file.php?fid=465163&key=1902162642

Библиография:

Сорокина Татьяна. 2011 год. Святодуховский кафедральный собор.

Источник:

http://eparhia.karelia.ru/svdkaf.htm

НА ФОТОГРАФИИ СВЯТОДУХОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:

file.php?fid=465164&key=1406478282

Открытки из коллекции Николая Егорова.

Библиография:

Егоров Н. Петрозаводск на открытке. Прошлое и настоящее. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2004. – С. 10. – 48 страниц, иллюстрации.

Источник:

http://elibrary.karelia.ru/doc.../total.pdf

---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12 13 * 14 15 16 17 18 19 Вперед →
Модератор: Volga63
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Volga63 » Левитский Сергей Анатольевич и его семья [тема №69298]
Вверх ⇈