Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Овруч, Овруцкий уезд, Овруцкий повет

Документы и сведения о населенных местах Овруцкого уезда (повета)

Эта тема на карте:  Овруч

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 16 17 18 19 20 21 Вперед →
Модератор: РоманС
Serhij Shynkar Snikers

Киев
Сообщений: 303
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 342
В предыдущем сообщении я упоминал о библиофиле Адаме Юноше -Росцишевском, знатоке Овручского нобилитета конца 18 - начала 19 века. И бросал ссылку на его воспоминания. Они неполные, часть напечатал "Исторический вестник" в 1896 году. Но это номер НЕ 8, как пишут позднейшие"копипастеры", а №65. По таким реквизитам его можно найти в сети (хотя бы на Руниверсе). Редактора этой публикации подчеркнули, что выбросили первую часть, поскольку она "представляет слишком местный интерес". Но нам то интересен именно "местный интерес"! :-). Полная версия была издана в Кракове в 1892 году отдельной книжкой-брошюрой. Электронный вариант:

https://polona.pl/item/15751076/4/


Лайк (1)
Serhij Shynkar Snikers

Киев
Сообщений: 303
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 342
В Центральном Государственном историческом архиве в Киеве есть подборка документов из Левковской униатской церкви. Фонд небольшой, всего 7 Дел. Но, достаточно интересный, так как содержит материалы 18-го века, которые в большей массе очень плохо сохранись. Тем более, для Овруцкого повета, который остался без Гродских и Земских книг вследствие нескольких социально-антропогенных катастроф. Названия Дел не всегда точно передают суть документов. Но наведу общий перечень так, как он значится в Описи.

ЦДІАУК
Фонд 2125 «Левковецька уніатська церква 1748 – 1842»
Опись 1


Дело 1. Осмотр-ревизия церкви Левковской
- Ведомость прихода и расходах денег 1799
- Ревизия церкви Левковской 1804
- Акт ревизии Левковской церкви 1815
Книга актов, ревизий за разные года 1799 – 1842
Дело 2. Запись о возврате церкви земли, завещаной предками помещиков – владельцев села Левковичи 1748
Дело 3. Инвентарь бумаг, хранящихся в церкви 1765
Дело4. Завещание помещика Саченка 1778
Дело 5. Визита (осмотр) Церкви
Дело 6. То же
Дело 7. Дарственная запись на недвижимое имущество владельца с. Левкович

Дело 1.
Собственно, это первая известная визитация Левковской церкви после присоединения к Российской Империи (Второй раздел Польши – 1793). Как видно из Дела, ее провели 28 Июля 1799 года по распоряжению Луцкого униатского бискупа Стефана Левинского.
https://uk.wikipedia.org/wiki/...%B8%D0%B9)


Как поведали обыватели, церковь построена в 1731 году. Но никаких подтверждающих документов визитаторы не нашли. Сама она – деревянная. Из сосновых брусьев, «топором рублена в замок». С деревянным полом. Размером 30 на 12 локей. Традиционное описания иконостаса. Алтаря. Церковной утвари и книг. Возле церкви – старая колокольня, на которой разного размера 5 «дзвонов».
Школы при церкви нет, но обыватели держат своими средствами «директора» для своих детей. Который учит грамоте, и даже несколько учеников попали в «школы Овруцкие». Дьяконом в то время был Федор Левковский. Который имел жену Анну и дочерей Марию и Пракседу. Но живет со своего «дедичного грунта», а не из церковных подаяний
Записанных фундушей - визитаторы не нашли, но им рассказали, что все «колляторы» давали пол корца зерна всякого с одного двора. Но в 1796 году договорились с местным администратором Симеоном Можаровским, что будут давать только чверть озимого или ярого, но при этом суммарно на засев церковного поля – 15 корцев в год. Еще церковь имела сенокосы (возле села - 40 стогов сена) и в лесу – 10 стогов.
Михаил Можаровский бы высвячен 1793 года епископом Туровским Йосафатом Булгаком. Очевидно был зятем предыдущего настоятеля Юрия-Георгия Шидловскогою. Поскольку его женой значится Марианна из Шидловских. Дочери: Марианна, Евдоксия, Агата. При нем также жили сестры Эльжбета и Эстер.
Визитацию провел и подписал Архидиакон Каменецкий, официал Брацлавсий Ян Любинский, секретарь Гапар Козловский.
Есть в Деле также приходно-расходная книга прихода на 1799 – 1807 года. Она интересна тем, что указаны жертводатели на церковь. Например, Ян Саченко Невмержицкий, Мацей Лученко Невмержицкий, Ян Заранко Невмержиций, Евдокия Шымонова Лученкова, Ян Илленко Левковский, Максим Тищенко Невмержицкий. Иногда кроме придомков случаются даже отчества (Ян Антонов Лученко Невмержицкий). Оказывается, церковь даже деньги ссужывала. Поскольку в доходах есть запись о возвращении обывателями Левковскими Игнатия и Симеона «давнего долга» на 140 злотых.
При церкви было Братство. В него входит всегда 12 человек. Половина устраивает праздники в канун декабрьского Николая, другая половина – на майского. Из их числа выбирали 4 провизоров: они следили за правильностью приходов и расходов церкви. В том году провизорами были ур. Александр и Федор Невмержицкие и Ян и Криштоф Левковские.
Ревизия 1804 года (декана и депутата Овруцкого Стефана Кондратовича) дает нам дополнительную информацию о коляторе. «Эрекцию для обустройства пароха сделала Анна Петрова Невмержицка Нечаева, которая свой фундуш вписала 28 января 1727 года в Овруцкие гродские книги. А 10 декабря – в Радомышльские Консисторские Акты акцептированы.
Приходно-расходная книга на 1809- 1813 года. Опять имена жертводателей. Несколько десятков из разных придомков Невмержицких и Левковских
Следующя визитация 1815 года (ксендз Дамиан Крыницкий). Фактически повторяет нижеприведенные. Приходно-расходная книга на 1816- 1823 года.
Следующая визитация – 1826 года. Узнаем, что на то время пароха не было. Администратором был ученик Овруцко школы 25 лет Ян Загоровский. Он был рукоположен епископом Кириллом Серочинским. Есть приходно-расходная книга по 1842 года
В конце есть очень забавный контракт на изготовление иконных «шат»-суконьки (1838 года). От колаторов его подписали Александ Иллиенко Левковский , Томаш и Якуб Демидовичи Невмержицкие. а также парох Григорий Загоровский. Исполнители Лейба Шлемович Каплан, бронзовых дел мастер из Норынска

Дело 2

Собственно это и есть ОРИГИНАЛ знаменитого фундуша на Левковский-Невмерицкий монстырь. Написан он по уставленной форме, с начальной шапкой о том, что фундаторы желая «вещей славы Господу Нашему» передают кляштору добра - свои дедичные грунта, поля , сеножати з борами и т.п. В документе четко указано – что передают фундуш монахам-базилианам. На содержание назначили половину мыта из корчмы. В субботу монахи могли безоплатно молоть муку на мельнице, что на речке Ясинец, а также на нужды могли брать железо и уголь из Рудни на река Словечной
Деялось в монастыре Левковском 1748 года, 13 октября
Подписали: Димитр Невмержицкий, Петр Левковский, Ян Невмержицкий (соб), Александр Супруненко Левковский, Ян Невмирицкий, Григорий Невмирицкий, Ян Илленко Левковский, Ян Мильныченко Невмерржицкий, Феодор (?)шкур Невмержицкий, Ян Якимченко Левковский, Григорий Липский Невмерицкий, Элиаш Чудко Невмирицкий, Петр Сукаченко Невмержицкий, Базиль Невмержицкий (соб),
«Прошоный приятель» - Тамаш Фоссович (Tomasz Fossowicz)

Дело 3

«Суммариуш бумаг (докуменов) церкви Левковской под воззванием Св. Николая списанный 23 июня 1764 года м. Радомышлю».
(С.Ш. – «Суммариуш»составляли в Радомышле, тогдашней резиденции Киевских униатских митрополитов . Большинство документов уже известно участникам Форума из более ранних визитаций, еще с «польского» периода (1784 года) https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=

1.1627, 28 января. Запись от пани Анны Нечаевой Невмержицкой на грунт Васьковщизна названый с островцом с сеножатями perpetus tempos
2. 1628, 18 октября (Посессия) Анны Нечаевой на грунт Васьковщизна церкви Левковской служащих.
3. Еод Анно. Облята экстракта на грунт Васьковщиза названого той же церкви служащего
Припис. «Те три бумаги сказал его святейшество (иллюстриссимус) передать ксендзу Стопчанскому для обляты в книги Консисториские Киевской метрополии»
4. Eodem Anno, 28 января. Заставная запись Андрея Малюшицкого на остров Слепаковский (?) в добрах Кубылин Еремишови Гдешицкому (Gdeszyckimu), игумену Левковскому данный на злотых польских 80
5. 1660, 29 августа. Тестамент ур. Семена Левквского той же церкви Левковской
6. 1661. Тестамент ур. Иллариона Ивановича Невмержицкого на 150 зл. пол. на грунте Богдановском в селе (…) лежачем учиненный
7. 1734, 30 августа. В книгах Гродских Киевских, облята запису даровизны от ур. Саченка Невмерицкого оо. Базилианам на кляштор Левковский.
9. 1740,28 октября. Манифестация отца Ясинского, игумена монастыря Левковского против вельм. Пана Трипольского , подсудка земского Киевского.
15. 1693, 13 октября. Карта от ур. Ярмолы Левковского Антоновича на огород церкви Левковской
Всего 36 документов. Последний - 1758 года.
Лайк (1)
Serhij Shynkar Snikers

Киев
Сообщений: 303
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 342
(продолжение)

Дело 4

Собственно состоит из одного листа. Но какого! Это Тестамент (духовница) Яна Саченка Невмерицкого. Почему она оказалась в Деле? Потому что одним из пунктов есть запись в пользу «Божого дома» - а конкретно «монастыр Левковский». Это две нивы на дедичном грунте и «десять талеров битых». Которые должны отдать дети.
Из духовницы узнаем, что младший сын завещателя Ян и внуки должны поделить поровну все имения. Кроме того, младший сын Ян должен получить лично приобретенную отцом землю Грыцовщину, не разделяя ее с сестрами и наследниками старшего сына, тоже Яна. Который к тому времени уже умер.
Третья часть в Ходаках, которая принадлежала матери Яна – Романовой Невмержицкой . (Которую имела в разделе с Романенками Невмиржицкими). Эта тоже младшему сыну. За что должен доглядеть отца до смерти. Еще часть в Мошках по бабушке Оксинии Ходаковской , третья часть в Васьковичах; в Ущапах четвертая часть со стрыечными братьями Себастьяном и Григорием Ущаповскими; в Гошове часть в земле по матери в земле названой Королевщина.
Дочери Анастасия, Марианна и Теофила – «упосаженые» - наделенные посагом, поэтому на собственность не могут претендовать под зарукой 100 коп.
Писан в Левковичах 1738 года, 12 июня.
«Приятели»-печатари: Самоель Валевский, Павел Невмерицкий, Петр Меленевский
Тестамент вписан в Овруцкие земские книги 1778 года, 27 сентябрября. Принял Ваврынец Тыборовский, наместник присяглый земский Овруцкий

Дело 5

Ревизия, пожалуй, последняя в польский период
5 марта 1790
Местные обыватели парох Григорий Шыдловский, ур. Александр Мыльникович Невмержицкий, Ян Илленко Левковский, присяглые провизоры, подтвердили, что все документы забрали отцы базилиане, когда уходили из монастыря. Это случилось во времена ксендза Йосафата Седлецкого, Opata Овруцкого. Базилиане ушли, поскольку из-за «щуплого фундуша»и выжить в «западлым краю не могли» Поскольку Йосафат Седлецкий был пртоигуменом провинции Покрова Песвятой Богордицы (в Почаев) в 1762 – 1767 годах, (http://osbm.info/?p=4174
то можем умозаключить, что Левковский монастырь перестал функционировать именно в этих годах.
Опять указан список тестментов на Левковскую церковь – в основном 18 век. Среди металлических вещей упомянута позолоченая пушечка (Видать для салютов). Опять же, что есть на церковном плацу, дзовнница, цвынтар, братство. Расписаны даты рукоположения и назначения на приход Шидловского (высвячен 1 января 1771 года метрополитом Фелицияном Володковичем. Назначен парохом Левковским - администратором киевской метрополии Романом Выговским в 1772). Интересно, что получил ввод во владениями землями от Левковских и Невмерицких. В Левковичах, Невмиринцах и хуторе Лученки было 114 дворов.
Базилий Варсаба суфраган консистории метрополии
Serhij Shynkar Snikers

Киев
Сообщений: 303
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 342
(окончание)

Дело 6

Еще одна визитация. На этот раз не монастыря, а уже просто церкви. Произведена 12 октября 1821 года. Из перечисленных, эта первая упоминает, что старая церквь — сгорела, а на ее месте построена новая, в 1815-м году. Освятил ее в 1817-м декан Криницкий. Поэтому несколько изменилось и описание убранства и вещей. Но стандартный перечет повинностей на церковь.
В то время расклад по дворам прихожан был следующим:
Левковичи — 88 дворов
Лученки — 20
Верпа — 10
О(...)а — 2
Хут. Возничи - 5
Всего проживало 638 прихожан
Визитацию подписал ксендз Леон Корчак Загоровский

Дело 7

Еще один коллективный фундуш от Левковских и Невмерицких на притч Св. Николаевской церкви. Коллаторы отписали поле на три корца жита в «урочище Остров Жидова, названый Заясеницким». Причем есть привязка не местности этого надела: с одной стороны урочище Романцов Невмержицких Гридкевичов, с другой Томашовцов Демидка Невмержицкого, с третьей – урочище Шимонцов Демидков Невмержицких, с четвертой – «болото упирается».
Его подписали: Томаш Демидко, Якуб Демидко, Василий Ромашко, Ян Ромашко , Семен Федоров Демидки, Мойсей и Стефан Теодорские, Матфей Сидкович, Василий и Феодор Диаконовичи, Павел Яхненко – Невмиржицкие; Александр Илленко Левковский, дедич части Левкович и Невмирицкой, Андрей Демидко Невмирицкий, Федор Демидко Невмиржицкий, Савва и Ян Феодоровски Невмиржицки.
Документ написан в Левковичах, 7 февраля 1828 года.
Ivan Levkovskiy

Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1472
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8729
Здравствуйте, Сергей.
[q]


ксендза Йосафата Седлецкого, Opala Овруцкого
[/q]



нужно исправить на:
[q]


ксендза Йосафата Седлецкого, Opata Овруцкого
[/q]



поскольку базилианский архимандрит назывался опат, а не опалhttps://books.google.com.ua/bo...0Q6AEIGDAA
В своей теме я исправил, исправьте в своей.
[/q]


Serhij Shynkar Snikers

Киев
Сообщений: 303
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 342

Ivan Levkovskiy написал:
[q]
В своей теме я исправил, исправьте в своей.
[/q]


Спасибо Ивану (за бдительность) и РомануС (модератору) за техническую поддержку

Nick_Kourpan

Nick_Kourpan

Частный специалист

Санкт-Петербург
Сообщений: 581
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1256
Пока безуспешно пытаюсь найти, к какому приходу относился хутор Сташкевичи, что существовал до второй половины 20 века на северо-востоке от Овруча. Перебрал по исповедкам 1912-1913 почти все соседние с ним приходы, но не нашел упоминаний хуторян (предполагаю, что там были только носители одноименной фамилии, выселившиеся из села Сташки где-то в начале 19 века). Может быть, кто-нибудь встречал какие-нибудь упоминания хутора, или даже знает, к какому приходу он относился?
---
Помогу в РГИА и архивах СПб (в т.ч., в архиве ФСБ). Также помогу с молоканами и с т.н. Смоленской шляхтой в Закамье; проект "Великія описи": https://inv.velikie.org
NatliK

Сообщений: 200
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 54
Добрый день! Кто-то может подсказать как найти православного священника Ивана Бариловича,родившегося в Овруче в 1691 году и проживавшего там где-то до 1725 года или дольше.
Serhij Shynkar Snikers

Киев
Сообщений: 303
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 342

Nick_Kourpan написал:
[q]
к какому приходу относился хутор Сташкевичи, что существовал до второй половины 20 века на северо-востоке от Овруча. Перебрал по исповедкам 1912-1913 почти все соседние с ним приходы, но не нашел упоминаний хуторян (предполагаю, что там были только носители одноименной фамилии, выселившиеся из села Сташки где-то в начале 19 века)
[/q]


На карте 1921 года (она немного неточная) указан хутор Сташкевский (так в оригинале)

https://drive.google.com/file/...IzdFU/view

Если сопоставить с теперешней картой, то это в районе современного Першовтравневого.

Жители этих хуторов ходили в Никольскую церквоь. А когда забрали у иезуитов костел и там открыли Преображенскую (которая стала соборной) - то туда. А вот непосредственно Сташки - это приход Успенской Заручайской церкви. Но в разные года было по-разному. Никто не запрещал креститься где угодно. А тем более брать брак.
Nick_Kourpan

Nick_Kourpan

Частный специалист

Санкт-Петербург
Сообщений: 581
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1256
Serhij Shynkar Snikers, спасибо за ответ! Среди прихожан Преображенского и Заручайской хуторян нет. Никольскую не пробовал смотреть. Смотрел еще Гладковичскую, там хуторян тоже нет... И в костеле нет (жители Сташков, как Вы и сказали, почти все ходили в Заручайскую в позднее время, либо в костел).
А Никольская в начале 20в функционировала?
В Гладковичах, вроде, две церкви было. Я смотрел исповедки по какой-то из них... Или обе обьединены по документации? Не знаете?
---
Помогу в РГИА и архивах СПб (в т.ч., в архиве ФСБ). Также помогу с молоканами и с т.н. Смоленской шляхтой в Закамье; проект "Великія описи": https://inv.velikie.org
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 16 17 18 19 20 21 Вперед →
Модератор: РоманС
Вверх ⇈