На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
было привилегированным. Ямщики освобождались от налогов, рекрутской и земской повинностей. Им отводились места для строительства, земля, лес, сенокос, выгон, жалованье и деньги на покупку коня. В ямщики приходили люди по строгому отбору: трезвые, надёжные
как крестьяне становились ямщиками? Что для этого им надо было сделать? Было ли это так сказать "передаваемо по наследству, в смысле занятие,. Могли ли они переселятся из одной Ямсокой слободы в другую??
Кто-нибудь изучал это вопрос??
--- Ищу КОТЛОВЫ (Костромск, Вологод., ПОзолотчиков в церквях), МАЗАЛЕЦКИЕ(Вологда, Польша.), ШАРОВЫ (Вологодский уезд и Кадниковский уезд), ЛИСИЦИНЫ и ЧИСТЯКОВЫ (Лесной район Тверской обл.), МАРТЫНОВЫ и Кутеповы ( Стужень и Среднедорожное), ИСАКОВЫ - Усть-вымский район КОМИ
До нас не дошло почти никаких сведений о ямской гоньбе за период с 1605 по 1612 гг. Возможно, что при Лжедимитрии I и при царе Василии Шуйском (1606-1610 гг.) на некоторых дорогах ещё существовали ямы. Известно, что когда осенью 1611 г. русский народ поднялся против польских интервентов, то между городами началась оживлённая переписка. Но ни в одном из дошедших до нас документов не сказано, чтобы эти письма, а потом и распоряжения о действии ратного народного ополчения, выступившего под начальством Минина и Пожарского на освобождение Москвы, доставлялись охотниками — везде говорится только о специальных гонцах.
Лихолетье, как называли период польской интервенции московские летописцы, тяжело отразилось и на ямском строении. Ямская гоньба порвалась. Если и оставались ещё на ямах охотники, то они не могли заниматься гоньбой, поскольку не работали соседние ямы. После изгнания польских интервентов в начале царствования Михаила Романова (1613-1645 гг.) из разных концов государства были получены известия о ямском неустройстве.
Судя по сохранившимся с тех времён наказам стройщикам, ямы строились и возобновлялись «по старине». Однако в устройстве ямской гоньбы вскоре обнаруживается нечто новое. В наказе о возобновлении псковского яма от 1624 г. говорится, чтобы ям устроить по-прежнему, как было в старину. Но в нём наряду с правом населения содержать ямщиков предлагался другой способ сбора подмоги: не самими ямщиками, а казной. Выбор между двумя этими способами уплаты подмоги предоставлен населению. На содержание ямщиков казна взимала особый сбор с населения, который включал все прежние расходы по ямской гоньбе, т. е. единовременную и ежегодную подмогу ямским охотникам. Из собранной суммы ямщикам выплачивалось жалованье, а остальные деньги посылались в Ямской приказ. Так был введён повышенный сбор денег.
Позднее правительство распорядилось, чтобы все собранные деньги сначала посылались в Ямской приказ, а уже оттуда выдавалось жалованье ямщикам, но, в конце концов, был оставлен прежний порядок взимания сбора. Выдача жалованья ямщикам сразу превратила ямского охотника из наёмного обществом лица в государева служащего. Переходя в слободу, охотник уже целиком зависел от неё, а с населением он мог не вступать ни в какие отношения. Он становился членом особого сословия — «государевым ямщиком».
И вот, несмотря на то, что служба была ещё очень тяжела, ямские слободы начинают расти. Раньше, если охотник умирал или сбегал, то на его место нового охотника обязано было выбирать население. Иначе стало при новых порядках. Умер ямщик — слобода заботится, чтобы найти на его место нового, бежал — уже не правительство, а слобода поднимает вопрос о его розыске. И правительство всячески помогает в этом слободе. Беглых ямщиков разыскивали всевозможными путями и возвращали в те слободы, откуда они бежали. Ямское дело считалось столь нужным, что беглых ямщиков возвращали даже из стрельцов. Слобода начинает предъявлять свои права не только на ямщика, но и на его семью. Если после умершего ямщика оставался малолетний сын, то слобода старалась, чтобы гоньбу вел ближайший его родственник, пока мальчик не подрастёт. Женится кто-нибудь на вдове ямщика, жители слободы стараются поселить в слободе её нового мужа.
Постепенно население освобождалось от обязанности выбирать ямщиков, правительство само их приглашало. Расширявшиеся пределы государства требовали устройства ямских путей в тех местах, где было по десятку человек на сотни километров. В такие места ямщики переводились из других слобод. Так организовались, например, слободы на окраинах новых городов и в Сибири. Затем постепенно эта практика распространилась и на многонаселенные области. К этому времени ямские сборы возросли во много раз. Вызвано это было рядом причин и в основном — развитием ямской гоньбы.
Основной ямской сбор назывался «большими ямскими деньгами» или, точнее, — «деньги ямские государевы охотникам московским и городов разных на жалованье и прогоны». Параллельный же десятирублёвый сбор назывался «малой ямщиной» — «деньги ямские охотникам ямским на прогоны и подмогу». Правительство очень неохотно освобождало от уплаты ямских сборов. Обычно на льготных грамотах делалась специальная приписка «помимо ямских денег». Единственной льготой, которая давалась при уплате ямских денег, — это право платить их непосредственно в Москву, в Ямской приказ, а не местным сборщикам. Этой льготы усиленно добивалось население — уж очень туго приходилось ему от сборщиков на местах. Собирая ямские деньги, сборщики иногда доводили крестьян до полного разорения. Известны случаи, когда от притеснений при сборе ямских денег разбегались жители целых деревень. Обычно на жалобы населения правительство отделывалось отпиской, что ямские деньги надо платить только согласно окладу и не следует обещать что-либо сборщикам.
Из Москвы посылались сборщикам напоминания, чтобы они заставляли население платить все сборы в срок, ни на один час позднее. В случае же неплатежа приказывалось: «бить батоги и сажать а тюрьму, а из тюрьмы вынося, бить на правеже нещадно, покамест они государевы ямские деньги заплатят». Трудно узнать, сколько собиралось ямских денег. Известно, что в 1680 г. по Ямскому приказу денег значится 28815 руб., а ямщикам следовало выдать свыше 35 000 руб. Правительству, видимо, приходилось с введением нового порядка оплаты ямской гоньбы заимствовать средства из других источников.
Введя большой ямской сбор, правительство не освободило население от подводной повинности. Если не хватало лошадей на яму (обыкновенно при перевозке воинских грузов), население обязано было давать подводы. Только теперь при сборе подвод предварительно указывалось, со скольких дворов брать подводы и их количество.
А в советское время (30-е) извозчики были? Насколько я знаю мой прапрадед чем то подобным занимался в Саратове.
[/q]
были извозчики, и в послевоенное время были. Дед моего мужа в 1960-е годы был извозчиком именно в Саратове. А вот и 1970-е. Саратов. Извозчик http://oldsaratov.ru/photo/11736
--- всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
добрый день! в ревизии 1811 г. мои предки из Бугульминской округи Оренбургской губернии записаны как "татары, исправляющие почтовую гонбу и неплатящих рекрут". существуют ли другие, кроме ревизских сказок, документы, из которых можно узнать побольше персонализированной информации. например, о назначениях, переводах, нормы содержания лошадей, размеры податей и т.д.?
скажите, пожалуйста, как можно найти некоторые документы из вышеупомянутого Указателя. Например, по п.п. 218, 236...
[/q]
По этому поводу ни чего подсказать не смогу. Я всего лишь выписала ссылку на опубликованный Указатель. Если что-то и имеется, то нужно, по всей видимости, в РГАДА искать/смотреть.
Добрый день! Просматривая ревизские сказки по селу Хреновое Воронежской губернии ( по счастью есть и 10, и 9, и 8, и даже 7) наткнулась на такую формулировку "казенные ямщики". Что это?
Первые свидетельства об их существовании относятся к периоду после 1-й четверти XVI века, то есть с 1530-х годов и позднее. Официальное именование - ямские служилые люди. Входили в состав сословной группы "служилых по прибору", занимаясь обслуживанием регулярных почтовых и транзитных перевозок. Проживали, как правило, компактно, в так называемых "ямских слободах". В 1650 г. получили важную льготу - освобождение от тягла. Во время петровских реформ 1699 года, когда категория "приборных служилых" была упразднена, "казённые ямщики" были сохранены (но перестали именоваться "служилыми людьми", будучи причисленными к крестьянству, став его привилегированной группой), и предписано было продолжать верстать "в ямщину" города и сёла, стоящие на крупных трактах. «Поверстание в ямщину» означало, что все жители населённого пункта были обязаны отправлять почтовую гоньбу, а в самом городе учреждался «почтовый ям». Тяжелые дороги, плохие мосты, нерегулярная выплата жалованья, побуждали ямщиков уклоняться от службы, поэтому издавались специальные указы, в которых предписывалось возвращать непокорных в свой ям. Ямской промысел накладывал свой отпечаток на характер развития местных ремесел. В ямах появлялся спрос на кожи, хомуты, дуги, колеса, сено, овес, распространялось кузнечное дело. Жители занимались обслуживанием проезжающих: продавали все, что необходимо иметь в пути. Вдоль дороги открывались торговые лавки, постоялые дворы, винные погреба, склады для муки, фуража, соли.
В первой половине XVIII в. продолжали ликвидировать остатки прежних сословных групп, и всех ранее уцелевших "приборных служилых" перевели в однодворцы. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. Указы Петра I выключали ямщиков из подушного оклада, что было чрезвычайно важной привилегией; кроме того, до 2-й ревизии они были свободны от рекрутчины. Указ 1704 г. запрещал ямщикам заниматься торговлей. С 1747 г. "казённых ямщиков" ввели в систему рекрутчины, но им было позволено держать лавки, постоялые дворы и заниматься промыслом.
В 1788 г. из ямщиков Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний был сформирован ямской Казачий полк в 1000 человек.
К эпохе Екатерины II "казённые ямщики" оставались единственной привилегированной категорией среди казённого крестьянства. Если в XVIII-XIX вв. казённые земли с крестьянами раздавались помещикам, то все казённые крестьяне становились автоматически крепостными. Избегали этой участи только однодворцы и ямщики: ни тех, ни других, ни в каких случаях нельзя было обратить в крепостное состояние. После 1785 г. при создании волостей (в ходе административной реформы) ямщиков начали причислять к крестьянскому обществу, упраздняя ямщицкий статус. Ямские общества остались только в местах компактного проживания ямщиков, остальные становились просто казёнными крестьянами, имеющими, однако, отдельного от крестьян собственного выборного в волостном суде. Указы 16 ноября 1810 г. и 20 июня 1812 г. внесли резкие изменения в ямщицкую внутрисословную категорию. Согласно этим Указам, все категории государственных крестьян, а также помещичьи крестьяне – по поручительству помещика – допускались к торгам для содержания почтовых станций. После 1812 г. в стране, таким образом, появились новые дорожные «ямы», управляемые не ямщиками, как сословной категорией, а ямщиками, как обыкновенными извозчиками.
В первой половине XIX века, кроме однодворцев, ямщицкая внутрисословная категория была второй и последней ярко выраженной группой в среде казённого крестьянства. Ямщики продолжали оставаться с теми же правами и обязанностями, каковые были у них ранее. По своему ведомству они, а равно и их конкуренты, могущие по Указам 1810 и 1812 гг. содержать дорожные ямы, могли привлекаться к статской госслужбе. Так, владелец или содержатель яма занимал должность станционного смотрителя (вспоминайте А.С.Пушкина с его рассказом), каковая должность числилась в IX классе "Табели о рангах". Однако Указом 1822 г. всех сибирских ямщиков обратили в казённых крестьян. В 1824 г. были упразднены последние сибирские ямские городовые общества (Тобольское, Туринское, Тюменское). Указом 7 июня 1826 г. сословная категория ямщиков упразднялась по всей стране. С 1830-х годов в стране началось развитие железных дорог, и ямщицкая внутрисословная категория оказалась не нужна. Именно после 1826 года термин «ямщик» окончательно огрубляется и начинает применяться к обыкновенным извозчикам, не имеющим с настоящими ямщиками ничего общего. Впрочем, с другой стороны, многие мелкие представители ямщицкой категории переходили в городской извоз. Практически все зажиточные ямщики имели прочие статьи дохода от содержания почтовых станций до торговых лавок, чем они и занимались затем. Несмотря на упразднение ямщицкой категории в 1826 года ямщицких званий у людей не отнимали, и поэтому в ревизиях они имели право указывать свой статус "ямщика", хотя такой категории уже не существовало.
Курск Сообщений: 175 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 120
Наверх##15 февраля 2017 10:3615 февраля 2017 10:39
Спасибо! Формулировку "казенные ямщики" встретила в 7 и 8 ревизии по селу Хреновое Воронежского уезда Воронежской губернии. То есть в селе жили однодворцы и казенные ямщики. В 9 и 10 все эти люди писались уже "крестьяне".
у меня тоже вопрос. Получила сведения из поселенных списков Ирбитского округа Уральской области 1928-1929 годы.
Про моего предка написано так: "Название промысла или заработка. - Сов. ямщина".
В интернете посмотрела, что ямщина - те же ямщики. Дед действительно ямщиком был. Но что такое "сов"?
--- Персональные данные о моих родственниках, наших общих предках, размещенные на vgd.ru, найдены в архивах, в печати или присланы мне моими родственниками с разрешением использовать их
Добрый день! нашел в самарском архиве документ (судебное разбирательство) от 1880 г., в котором написано, что: "... в 1749 году казна отвела значительное пространство из захваченной Надыром земли (имеется ввиду Надырова волость) под поселение 14 деревень ямщиков и других поселян казенного ведомства и отставных солдат..." Можете ли подсказать, где искать казенный документ до 1749 года о 14-ти поселениях ямщиков на землях Надыровской волости???