Деревня ЛИНЕВКА Симбирского уезда.
Материалы к истории и генеалогии.
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Фамилии крестьян Линёвки, выверенные по поселенному списку 1927-28 годов, с, вероятно, официальными фамилиями, с указанием в скобках других фамилий, под которыми члены этих семей встречались в МК. Справа - номера этих семей в ИВ 1864 и 1866 годов. Соотнесенность фамилии и номеров домов подлежит проверке и уточнению. Очень прошу уважаемых исследователей в случае определения ошибок, номеров домов семейств, их не имеющих, других находок, написать сюда. Возможно, фамилия Сергеев была чьей-то уличной фамилией, или к 1927 году этой семьи в Линевке не стало.
Алексеев, ? Антонов, 281, 279 Васин, 279, 277 Денежкин, ? Ерёмин (=Еремеев, Захаров, Ключников), 274, 272 Киреев, 276, 274 Краснов (=Чирков), 268, 266 и 275, 273 Лисов (=Лисин, Киселев, Елисеев), 278, 276 Малышев (=Мельников), 272, 270 Макаров (=Макарычев), 263, 261 Мишин (=Фролов), 264, 262 Палицынский (=Пальцынский, Пальцев), 266, 264 Сергеев, ? Сидоров, 271, 269 Ульянов, 265, 263 Уханов, 277, 275 Фирсов, 269, 267 Шувалов, 267, 265 Ястребов (Симбирский мещанин), ? | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Бурлюк Д. Воспоминания отца русского футуризма. Публикация Е. Чижова и Д. Ксенина. // Минувшее. Исторический альманах. № 5. Atheneum, Раris, 1988. - С. 25-26). «Мой тогда безработный отец устраивает свою семью на лето в романтичном заброшенном старинном имении Линёвка на реке Свияге, в Симбирской губернии. Этот уголок как бы создан для художника. Старый деревянный флигель, густо окружённый кустами сирени. Берёзы охватывают своими белыми руками крышу громадного барского дома, белые колонны которого элегически отражены в прекрасном озере, заросшем жёлтыми кувшинками и белыми лилиями. Около усадьбы парк, переходящий в засыхающую осиновую рощу. Здесь памятником широкая труба и тлеющие корпуса десятки лет тому назад брошенной сукновальной фабрики. За усадьбой увалами всходят террасы полей, чтоб потом через 11 вёрст оборваться лесными изумрудами к Волге. В Линёвском флигеле, где мы жили в 1899 году, было много пустых комнат, и я углем на стенах, белённых мелом, рисовал всевозможные фантастические пейзажи, а также двух ангелов из стихотворения Лермонтова: Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого взирал… А также «Шильонского узника» ». Тема темницы и человека, прикованного к колонне, всегда меня интересовала, и только вероятно обстоятельства, что мне выпало жить в чересчур беспокойные годы, помешали мне выполнить эту картину в громадном виде».
Линевское озеро.
 | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | О деревне Линевке из
"Приложения к трудам Редакционных комиссий, для составления положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Сведения о помещичьих имениях. – СПб.: Комиссии для составления положений о крестьянах, 1860. Т. 3 : Извлечения из описаний имений по великороссийским губерниям : [губернии: Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, С.-Петербургская, Симбирская, Тамбовская]. – 1860" .
 | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Подворная перепись Симбирской губернии. 1910-11 г.г. Выпуск первый. СИМБИРСКИЙ УЕЗД. Симбирск, 1915 г.
Статистические данные по Линевке, с. 98-105. Привожу их (большинство) в изложении.
В 1910 году в Линевке жило 38 семей приписного наличного населения, 110 мужчин и 106 женщин, бывших помещичьих крестьян. Приписных отсутствующих – 9 (15 муж. и 17? жен.) Величина средней семьи по деревне – 5, 68 человек. Посторонних семей здесь не было. Грамотные и учащиеся (31 мужчина и 3 женщины) были в 21 семействе, что составляет 55,2% от общего числа семейств. Трудоспособных мужчин (18-60 л.) было 47, женщин (16-55 л.) – 51. Полурабочего возраста мужчин (14 —17 л. и свыше 60 л.) - 14, женщин (14 —15 л. и свыше 55 л.) – 11. В 3 семьях работников не было, в 24 – 1 работник, в 11 – 2. Наемных работников в деревне не было.
Землевладение. Крестьяне Линевки владели в основном надельной землей. Выкупленных - 2 надела. Всего удобной земли было 267,4 десятины: усадебной – 14 дес., пашни – 173,4 дес., поемного покоса – 39,6 дес., выгона – 40,4 дес. Последний передел надельной земли был в 1897 году. Купчая земля была в 9 хозяйствах: 109,9 дес. пашни и 109,9 дес. покоса. 36 хозяйств владели землею, у 2-х земли во владении не было.
Землепользование. В 1910 году община сдала в аренду 4 дес. пашни. 3 хозяйства сдали в аренду 4,9 пашни и 2 дес. покоса надельной земли и 3 дес. купчей. 32 хозяйства (84,2%) арендовали 31,7 дес пашни и 8 дес. покоса надельной земли и 5 дес. пашни и 37,9 дес. покоса вненадельной земли. Хозяйств с землею было 37. В их пользовании было 277,3 дес. пашни и 77,5 покоса.
Количество скота. Взрослых лошадей было 40, подростков и жеребят 15. Взрослых коров – 29, телят до года – 20. Прочего крупного рогатого скота -17. Из мелкого скота было 152 головы овец и коз и 16 - свиней. В среднем на одно хозяйство приходилось 1,05 лошадей и 0,76 коров. Безлошадных семей было 12, с 1 лошадью - 14, с 2 – 10, с 3 и более – 2. Коров не было в 11 хозяйствах, с 1 коровой – 25, с 2 и более – 2. 10 семейств жило без лошади и коровы. 63,9 % хозяйств удобряло землю. В паровое поле вывезено 2235 возов навоза.
Усовершенствованный инвентарь имелся в 15 хозяйствах, или в 39% от общего числа: это 15 плугов и 6 веялок и сортировок. Хлеб сеяли 37 хозяйств (97,4 % от общего числа) на 179 десятинах (4,84 дес. на 1 хозяйство). По размерам посевной площади из них 19 мелких (до 4 дес.), 10 средних (4,1 - 10 дес.) и 8 крупных (св. 10 дес.) хозяйств. Из яровых посевов 73,5 % - овес, 16,8 % – просо, 3% - картофель, 5,8% - горох. С 1 десятины, засеянной 9,2 пудами ржи, получили 61 пуд урожая, с 1 десятины, засеянной 9 пудами овса, – 55 пудов. Преобладающая почва – супесчаный чернозем.
Промыслы. 13 семей (15 муж. и 3 жен.) были заняты каким-либо промыслом, или 34, 5%. 4 муж. и 1 жен. работали в своем селении, 10 муж. и 2 жен. – в своем уезде, 1 муж.- за пределами уезда. 5 мужчин работали малярами, 3 - чернорабочими, 2 - пастухами и (?) разнорабочими. 2 женщины – прислугой. 1 семья занималась пчеловодством, имея 10 ульев. Торгово-промышленных заведений в Линевке не было.
Еще одна фотография Линевского пруда.
 | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Добрый день! Сегодня хотелось бы сказать несколько слов о документах, которые могут дать информацию о семье в 1920-е годы.
Это ПОСЕЛЕННЫЕ СПИСКИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА, хранящиеся в Государственном архиве Ульяновской области. В списке указаны фамилия, имя, отчество налогоплательщика, вероятно, главы семьи, и та информация, которую в конкретный год нужно было внести в таблицу. В разные годы указывалось количество едоков, из них трудоспособного возраста мужчин (18-60) и женщин (16-55), сколько приходилось на семью пашни, посева, сколько засеяно всего, озимыми и яровыми культурами в частности, о количестве сенокоса (+ заливной или незаливной), арендованной земли, посевах конопли, др. культур, пасеках. Информация о количестве голов крупного рогатого скота (от 1 до 3 лет, от 3 лет и старше), мелкого скота (овец и коз, свиней), лошадей (от 2 до 4 лет, от 4 л. и старше). В списке 1927-28 года указывалось наличие жилых и хозяйственных построек: дома, двора (навес, забор, ворота), хлева и конюшни, сарая, амбара, овина, риги, бани. В этом же году - название неземледельческого заработка (промысла). В примечаниях можно найти сведения о наличии племенных животных. И, наконец, суммы дохода и налогов.
Поселенные списки хранятся в фондах 1) Шумовского волостного исполнительного комитета за 1921-28 гг. – Р-324, 2) Ульяновского Уездного Финансового Отдела за 1922-28 год - Р-184.
В конце списков данные суммируются, и есть возможность иметь представление о селении в целом.
Вот какие сведения о Линевке.
Р-184 – 1 – 289. Поселенный окладной список плательщиков с/х налога в 1923-24 году.
Всего 60 плательщиков - 60 хозяйств, в которых 316 едоков. Кроме жителей под вышеназванными линевскими фамилиями в списке значатся Аверин Николай Иванович, 4 едока; Аверин Федор Лукьянович, 4 едока; Зимина Пелагея Ивановна, 2 едока; Лаврентьев Герасим Васильевич, 4 едока. В списке два Ульяновых Василия Дмитриевича, I и II. Список составлен 18 мая 1923 года и подписан Линевским уполномоченным Денежкиным. Секретарь: Н. Аверин. В списке указано, сколько на семью приходится пашни, лугов (в Линевке у всех незаливные), группа по земле, сколько крупного рогатого скота и лошадей, группа по скоту. Есть графа о сдаче в счет натуральной части налога ржи и овса в пудах.
В этом деле также находятся поселенные списки Арбузовки, Беденьги, Ишеевки, Максимовки, Полдомасова, Семеновки, Салмановки, Уреня, Шумовки, и общие данные по 1) Артели Большевик, 2) Артели Котовка?, 3) Артели Свияга, 4) Артели Хуторянин, 5) Земельному участку Афонина. | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Р-184 – 1 – 363. Поселенный список плательщиков единого с/х налога по Шумовской волости на 1924-25 год.
В Линевке 62 плательщика и 318 едоков, из них трудоспособных (18-60 л.) мужчин 75 и 54 женщины (16-55 л.). В деревне всего 58 голов крупного рогатого скота и 36 лошадей (против 54 и 35 прошлого года). Список составлен 5.06.1924 года. Подписан уполномоченным Макаровым и секретарем Ястребовым.
После постановления от 4 апреля 1924 г. Президиума ВЦИК о новом административном делении Симбирской губернии произошло укрупнение волостей, поэтому мы видим в Шумовской волости так много селений. В этом деле имеются также поселенные списки по Арбузовке, Александровке, Богородской Репьевке (=Репьевке-Крутцу), Безсонову, Волковке, Васильевке, Вышке, Городищам, Елховоозерной, Елховоозерной (татар.), Елховоозерной (ч. уд. тат.), Зеленовке, Зеленовскому выселку, Ивашевке, Кашинке, Китовке, Арбузовскому поселку, Кайсарову, Комаровке, Дворикам, Хутору Солуяновых, Коровину, Лопатину, Максимовке, Михайловке, М. Нагаткину, М. Цильне, М. Бугурне, Марьевке, Н. Беденьге, Н. Иркеевскому поселку, Новому Алекину, Полдомасову, Покровскому, Петровке, Русской Цильне, Ростоке, Р. Беденьге, Семеновке, Салмановке, Сухой Бугурне, Соплевке, Старому Алейкину, Ундорам, Шумовке.
В следующих просмотренных делах Линевки нет, но раз просматривала дела, выписала перечень НП, по которым списки есть, м.б., кто-то их здесь увидит.
Р-184 – 1 – 482. Поселенные списки плательщиков единого с/х налога по Шумовской волости на 1925-26 год. Богородской Репьевки, Елховоозерной гос. тат., Елховоозерной удельных татар, Русской Цильны, Кайсарова, Покровского, Петровки, Сухой Бугурны, Ундор, Городищ, Кашинки, Марьевки, Арбузовки, Волковки, Китовки, Старого Алекина, Ростоки, М. Бугурны, Малой Цильны, Ново-Иркеевского поселка, Семеновки, Лопатина, Ивашевки, Русской Беденьги, Арбузовского поселка, Телешовки, Малого Нагаткина, Михайловки, Полдомасова, Максимовки, Соплевского поселка, Васильевки, Зеленовки, Зеленовского выселка, Васильевки, Шумовки.
Р-184 – 1 – 573. Поселенные списки плательщиков единого с/х налога по Шумовской волости на 1926-27 год. Елховоозерной гос. татар, Кашинки, Елховоозерной удельных чуваш, Бессонова.
Р-184 – 1 – 575. Поселенные списки плательщиков единого с/х налога по Шумовской волости на 1926-27 год. Михайловки, Вышки, Комаровки, Ундор, Русской Беденьги, Сюндюковки, Городищ. | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Продолжу обзор поселенных списков плательщиков единого сельхозналога по Шумовской волости.
Поселенного списка по Линевке на 1925-26 год в следующих делах этого фонда также не оказалось. В них есть списки по следующим селениям:
Р-184 – 1 – 483. По Елховоозерной удельных татар, Кашинке, Марьевке, Ундорам, Лопатину, Арбузовскому поселку, Телешовке.
Р-184 – 1 – 484. По Полдомасову, Максимовке, Соплевскому поселку, Новой Беденьге, Салмановке, Вышке, Комаровке, Безсонову + список «отсутствуют и земля не обрабатывается», Семеновке, Русской Беденьге + список «граждане не проживают в с. Беденьге, пользуются земельным, но землю не засевают, и адреса их не известны», 17 фамилий.
Р-184 – 1 – 485. По Русской Цильне, Михайловке, Ивашевке, Александровке, Покровскому, Елховоозерной удельных чуваш.
Поселенный список на 1926-27 год по Линевке нашелся в фонде Р-324 – 1- 218.
В Линевке 68 домохозяев и 342 едока. В деревне всего 32 головы крупного рогатого скота в возрасте от 1 до 1,5 лет, и 69 – в возрасте от 2 лет и старше. Лошадей: 22 в возрасте от 2 до 3 лет, 39 – в возрасте от 3 лет и старше. Всего 163 головы. Мелкого скота (овец и коз) - 276 голов. Всего пашни 401,1 дес. + 18, 35 дес. арендованной; посева 283,8 дес., в т.ч. озимого 140, 41 дес.; сенокоса 45, 59 десятин. Две семьи занимаются пчеловодством. В этом году в документе для заполнения предлагались графы «Жилые и нежилые строения». Но заполнены они были почему-то только у первых 20 семейств. Есть также незаполненная графа о названиях неземледельческих заработков (промыслов), но в ней напротив имен некоторых домохозяев стоят галочки. Список составлен в 1926 году, проверен (?) 15.07.1926 г. Подписан председателем Шумовского сельсовета Иваном Дылдиным и секретарем Семеном (?) Пылаевым.
Поселенные списки плательщиков единого с/х налога по Шумовской волости на 1927-28 год имеются в следующих делах:
Р-184 – 1 – 625. По Елховоозерной удельных татар, Русской Цильне.
Р-184 – 1 – 626. По Шумовке, Линевке, Арбузовке, Телешовке (+ арендаторы других сел, в т. ч. из Арбузовского поселка), Ново-Арбузовскому поселку, Семеновке, Сухой Бугурне, Петровке, Елховоозерной государственных татар, Александровке, Кашинке, Елховоозерной удельных чуваш, Ивашевке.
Р-184 – 1 – 627. По Русской Беденьге (+ граждане д. Сюндюково Больше-Тарханской волости на арендованной земле у гр-н с. Р. Беденьги), Полдомасову, Салмановке, Новой Беденьге, Максимовке, Ново- Иркееву, Малой Цильне, Покровскому, Русской Цильне, Мокрой Бугурне, Малому Нагаткину (+ арендаторы из Михайловки), Михайловке, Волковке, Китовке, Безсонову, Ростоке, Богородской Репьевке.
По Линевке в деле Р-184 – 1 – 626, видимо, копия списка из фонда Р-324 – 1 – 142.
Поселенный список плательщиков единого сельскохозяйственного налога по сельцу Линевке Шумовской волости в 1927-28 году.
Всего в 70 хозяйствах был 351 человек, из них 168 трудоспособных. Посева 272 дес., из них 132,95 озимого, 74,45 дес. сенокоса. В деревне было 17 голов кр. рог. скота от 1 до 3 лет, 56 – от 3 лет и старше; 17 лошадей от 2 до 4 лет, 36 – от 4 лет и старше; 304 головы овец и коз, свиней не разводили. Пчеловодством занимался 1 человек.
Список глав хозяйств. 1. Лисов Василий Яковлевич, 7 едоков. 2. Мишин Егор Николаевич, 6. 3. Ульянов Василий Дмитриевич I, 4. 4. Фирсов Михаил Осипович, 4. 5. Макаров Михаил Платонович, 5. 6. Мишин Иван Андреевич. 6. 7. Ульянов Василий Дмитриевич II, 4. 8. Пальцев Федор Михайлович, 9. 9. Фирсов Василий Осипович, 12. 10. Фирсов Яков Игнатьевич, 9. 11. Краснов Степан Данилович, 4. 12. Макаров Николай Платонович, 9. 13. Краснов Василий Иванович 4. 14. Краснов Максим Данилович, 6. 15. Краснова Валенитна Антоновна, 1. 16. Уханова Евдокия Григорьевна, 3. 17. Фирсов Михаил Федорович, 9. 18. Ульянов Алексей Дмитриевич, 10. 19. Еремин Андрей Дмитриевич, 8. 20. Краснов Григорий Иванович, 7. 21. Киреев Иван Яковлевич, 3. 22. Еремин Ефим Захарович, 7. 23. Мишин Алексей Иванович, 7. 24. Уханов Максим Ефимович, 4. 25. Еремин Василий Иванович, 4. 26. Сидорова Матрена Мироновна, 3. 27. Краснова Афимья Тихоновна, 2. 28. Фирсов Дмитрий Васильевич, 3. 29. Мишин Егор Иванович, 4. 30. Сидоров Петр Васильевич, 5. 31. Ульянов Егор Алексеевич, 6. 32. Уханов Андрей Ефимович, 4. 33. Сидоров Андрей Григорьевич,8. 34. Сидоров Иван Григорьевич, 7. 35. Малышева Пелагея Александровна, 6. 36. Алексеева Афимья Федоровна, 3. 37. Ястребов Дмитрий Федорович, 5. 38. Малышева Агрофена Семеновна, 4. 39. Ястребов Ефим Федорович, 5. 40. Киреев Петр Иванович, 4. 41. Ястребов Сергей Матвеевич, 9. 42. Уханов Григорий Ефимович, 6. 43. Сидоров Владимир Васильевич, 4. 44. Денежкин Федор Миныч, 6. 45. Шувалова Анна Ивановна, 4. 46. Макаров Владимир Платонович, 5. 47. Еремин Федор Захарович, 6. 48. Макаров Сергей Платонович, 3. 49. Киреев Ефим Яковлевич, 2. 50. Киреев Николай Яковлевич, 9. 51. Ястребов Александр Иванович, 5. 52. Фирсов Иван Яковлевич, 4. 53. Еремин Ефим Федорович, 4. 54. Алексеев Аким Андреевич, 4. 55. Мишина Евгения Васильевна, 2. 56. Уханов Лука Алексеевич, 3. 57. Еремин Николай Федорович, 4. 58. Фирсов Григорий Михайлович, 6. 59. Сидоров Павел Андреевич, 2. 60. Ульянов Петр Васильевич, 3. 61. Пальцев Павел Михайлович, 2. 62. Алексеев Федор Андреевич, 5. 63. Сидоров Василий Андреевич, 4. 64. Ястребов Алексей Дмитриевич, 4. 65. Зимина Пелагея Ивановна, 2. 66. Алексеев Иван Андреевич, 4. 67. Алексеев Спиридон Васильевич, 5. 68. Лаврентьев Василий Аркадьевич, 6. 69. Лисов Захар Яковлевич, 5. 70. Лисов Федор Яковлеич, 2. | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Из книги Алексия Скалы «Церковь в узах. История Симбирской-Ульяновской Епархии в советский период (1917-1991 годы)». ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2007.
«Дело № П-974 «О чудодейственном роднике в с. Линевка Ульяновского района» (продолжением этого дела является дело П-5155 за 1931 г.) Дело начато 5 декабря 1930 г. и окончено 23 мая 1931 г. Ульяновским оперсектором ОГПУ. По настоящему делу «тройкой» при ПП ОГПУ по СКВ были приговорены:
к заключению в концлагерь СРОКОМ НА 5 ЛЕТ - священник Живоносковский Виктор Николаевич - священник Рождественский Константин Александрович - священник Добросмыслов Владимир Матвеевич, с заменой на высылку на тот же срок - иеромонах Иоанн (Покровский Иван Федорович)
к заключению в концлагерь СРОКОМ НА 3 ГОДА - священник Травов Сергий Васильевич к высылке в Северный край СРОКОМ НА 3 ГОДА - монахиня Татиана (Ершова Татьяна Дмитриевна). С мая месяца 1930 года в Ульяновский оперсектор ОГПУ стали поступать многочисленные ма-териалы о том, что привлеченные вскоре по этому делу священнослужители, проживающие в селениях, расположенных в окрестности деревни Линевки Шумовского сельсовета Ульяновского района, организовали в мае того года массовое паломничество к находящемуся рядом с д. Линевка роднику, или, как еще его называли, «святому колодцу». <…> Почитание родника началось после явления рядом с ним Пресвятой Богородицы и последовавших вслед за этим многочисленными случаями исцелений, которые стали здесь совершаться. В воде источника верующие наблюдали видения ликов святых угодников Божиих, что еще более усилило для паломников значимость этого места. К роднику стали стекаться сотни и сотни православных верующих. О чудодейственности святого источника в то время было множество разговоров, слухов и рас-сказов. Мы имеем возможность ознакомиться сегодня с письменными свидетельствами о чудесах и явлениях, бывших в 1930 году на святом Линевском источнике. Как ни странно и ни печально, но свидетельства эти почерпнуты из протоколов допросов людей, которые привлечены были как в качестве обвиняемых, так и в качестве свидетелей по настоящему делу. Вот выдержки из некоторых свидетельств. Из протокола допроса Корчагина Михаила Ивановича, 56 лет, жителя с. Шумовки, председателя церковного совета, от 5.12.1930 г.: «Впервые слухи о святом колодце распространились приблизительно два года назад. Мне приходилось около полугода назад беседовать с некоторыми мужиками из д. Линевки (фамилий сейчас не помню), которые говорили, что действительно колодец имеет чудодейственную силу, исцеляет больных и прокаженных, а также помогает его вода и больным лошадям, - достаточно больную лошадь напоить этой водой и она оправляется от болезни». Из протокола допроса от 7. 12. 1930 г. Борисова Афанасия Дмитриевича, 1870 г. р., середняка с. Тетюшское: «Про св. колодец под Шумовкой я слышал и вместе со своими гражданами ходил к колодцу. В воде его я видел, как появляется образ, чей точно сказать не могу. О том, что я видел в колодце, я на селе никому не говорил, т. к. не пришлось. Об этом, что я видел, я говорю правду, и никто меня не научил именно так говорить. Почему другие граждане не видели, я объяснить не могу. Из протокола допроса от 7.12.1930 г. Костяева Николая Семеновича, 1897 г.р., колхозника с. Тетюшское: «О св. колодце я слышал от своих граждан, которые были у колодца. В частности от гр. Малышевой Александры, вдовы, беднячки, которая, придя со святого колодца, в своем доме с моем присутствии говорила, что будто бы набирала воду из колодца в бутылку, и эта вода дела-лась красной, она ее выливала и вновь набирала. И так три раза. И только до трех раз вода была красной. Это явление произошло якобы потому, что она 3-х детей загубила, и чтобы повинилась. Говорила, что приходили туда татары, и один татарин, будучи слепым, исцелился». Из протокола допроса от 7 декабря 1930 года Ершовой Татьяны Дмитриевны, 56 лет, житель-ницы с. Арбузовка Ульяновского района, монахини, более 20 лет прожившей в Симбирском Спасском монастыре: «Приблизительно в июле месяце 1930 года я ходила на святой колодец близ села Линевка, где в это время было человек 20 приходящих женщин из разных селений. Когда я подошла к колодцу и стала смотреть на выбивающийся ручеек, то спустя минут пять мне привиделось видение Пресвятой Богородицы, которая на руках держала ребенка, т. е. Иисуса Христа. Изображение Божьей Матери было аналогично тому, как его рисуют на картинках, размером лик был по пояс. О видении на колодце я сказала присутствующим женщинам, но не знаю, поверили ли они мне или нет. Народу на этот колодец ходит очень много, бывают из разных мест и селений, даже бывают чуваши и татары. Когда собирается народ, то устраивается пение молитв и чтение акафиста. Какие еще кому были видения, я сказать точно не могу, но по слухам такие видения были и другим приходящим. По слухам, на этом колодце исцелялись бесноватые, их приводили издалека». Всего допрошено было по делу о святом колодце 23 человека – жители не только Ульянов-ского, но и других районов области, которые подтвердили рассказы о чудодейственной силе ко-лодца. Всем арестованным было предъявлено обвинение в том, что «упомянутые выше попы и монашки на именуемом «святым» колодце организовывали религиозные службы и внедряли провокационные слухи о чудодейственности данного «святого колодца», одновременно всемерно противопоставляли работе общественности, которая разоблачала данный религиозный предрассудок, созданный самими попами». После завершения следствия, постановлением уполномоченного оперсектора ОГПУ, весь материал было решено передать для рассмотрения в гласном суде в качестве показательного процесса. Очень хотелось чекистам организовать показательный суд над духовенством, над теми, кто не сломился под ударами безбожия и государственного атеизма. Тем более что и властям хотелось как можно скорее, по сфальсифицированным материалам следствия, руководствуясь «праведным гневом общественности» и требованием пролетарской массы, покончить с «распоясавшимися мракобесами», поставить жирную точку в деле о святом Линевском роднике и на проживавшем в его окрестностях духовенстве. Можно себе представить возможный общественный резонанс, который подогревался публикациями в «нужном направлении» в прессе и выступлениями лекторов активистов-безбожников в коллективах трудящихся. Однако не случилось того, что планировалось. Высшее руководство в НКВД посчитало такой суд нецелесообразным. И причин такого решения было несколько. Самое главное – ни один из арестованных по делу «церковников» не признал своей вины и в случае открытого суда твердо отстаивали бы свою точку зрения и отрицали бы свое «контрреволюционное» поведение и антисоветскую агитацию. И еще один немаловажный нюанс. Никто не был в состоянии гарантировать спокойствие в среде верующих, которые могли бы выступить в защиту своих пастырей и не согласиться с оголтелой клеветой по развенчанию святости родника – ведь многие из жителей Ульяновска и окрестных селений сами были свидетелями чудес и необычайных явлений на том святом месте. Обошлись без судебного разбирательства. Обвиняемых по этому делу судили «тройкой», и особой огласки это дело не получило. Святой родник близ деревни Линевка был завален землей и уничтожен. Потом ходил слух, что источник пробился в ста метрах от старого места. Однако посещать его верующие уже опасались <…>». «Обличительная» статья о Линевском роднике в одной из ульяновских газет. 1931 год. На фотографиях сведения об осужденных по этому делу.
  | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Страницы 389, 390.
  | | |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Дело № П-5155 «О чудодейственном роднике в с. Линевка Ульяновского района» «Настоящее дело начато 19 июня 1931 года и окончено 23 сентября 1931 г. Ульяновским горрайотделом ОГПУ. Всего «тройкой» было осуждено 24 человека, из них: - приговорены к лишению свободы СРОКОМ НА 3 ГОДА: 1. Священник Клементьев Григорий Никифорович 2. Священник Мельников Василий Иванович 3. Галкин Андрей Яковлевич, мирянин 4. Ефимов Григорий Евграфович, секретарь церковного совета 5. Зиничкин Семен Иванович, мирянин 6. Салеев Андриан Иванович, церковный староста 7. Ухвандеев Петр Павлович, мирянин 8. Харитонов Гавриил Яковлевич, мирянин 9. Анучина Ольга Трофимовна, председатель церковного совета 10. Анучина Прасковья Трофимовна, мирянка - приговорены к высылке в Северный край СРОКОМ НА 3 ГОДА: 1. Священник Виноградов Поликарп Александрович 2. Иеромонах Виталий (Герман Виталий Петрович) 3. Священник Тресвятский Владимир Андреевич 4. Монахиня Татиана (Шамаева Татьяна Николаевна) 5. Монахиня Мария (Шляхтина Марина Ивановна) 6. Мирянин Филиппов Трофим Филиппович - приговорен к лишению свободы СРОКОМ НА 2 ГОДА: 1. Кожевников Яков Сергеевич, мирянин - приговорены к лишению свободы СРОКОМ НА 1 ГОД: 1. Ершов Алексей Николаевич, мирянин 2. Киреев Ефим Яковлевич, мирянин 3. Киреев Николай Яковлевич, мирянин 4. Логинов Федор Григорьевич, церковный староста 5. Салеев Степан Тимофеевич, мирянин 6. Ульянов Алексей Дмитриевич, мирянин - приговорен к лишению свободы СРОКОМ НА 2 ГОДА (условно): 7. Дылдин Федор Павлович, мирянин Вблизи д. Линевки Шумовского сельсовета Ульяновского района был известный еще с давних времен родник с чистой холодной водой. Заботливые руки живущих в соседних селениях крестьян облагородили этот источник – в ложбине, где выбивалась из-под земли живоносная струя, был собран деревянный сруб, очищено место вблизи родника. С тех пор вода стала наполнять собой это подобие колодца, который приходящие за родниковой влагой сельчане чистили, убирали и устилали слоем песка его дно. Но, начиная с 1929 года, Линевский родник стал привлекать к себе все более и более возрастающее количество посетителей. Связано это было с неким чудесным явлением, случившимся вблизи источника. Одной из жительниц с. Шумовки у родника встретилась женщина в светлых одеждах, которая, не открывая своего имени, повелела крестьянке приходить к роднику чаще, ибо его вода отныне станет чудодейственной и целебной, а те, кто будет приходить сюда с верой, будут видеть многие знамения. Необычная женщина исчезла, так же, как и явилась. Крестьянка же, вернувшись в село, рассказала о необычном явлении своим односельчанам. Многие из услышавших эту таинственную историю заговорили о явившейся на роднике женщине в светлых одеждах как о Самой Пресвятой Владычице Богородице, Которая в те тяжелые времена даровала православным утешение в виде чудодейственного родника. Времена же тогда были действительно весьма тяжкие. Началась массовая коллективизация на селе, создание колхозов, которые сопровождались обиранием крестьян, раскулачиванием и развалом создававшегося столетиями уклада крестьянской жизни в России. Самую великую аграрную страну мира большевики ломали, гнули и пытались перестроить на свой лад. Россия это не воспринимала и как могла противилась. Результатом этого сопротивления становились переполненные российскими крестьянами концлагеря и выселки в Сибири. В это-то тяжелое и трагическое время и был явлен православным симбирским крестьянам ставший в скорейшем будущем одной из известнейших в нашем краю святынь чудесный родник. Особенно большое количество паломников появилось у этого источника в 1930 и 1931 годах. «К пустому колодцу за водой не ходят» - эта мудрость известна столетиями. У Линевского родника происходили многочисленные чудеса, совершались сверхъестественные явления и видения. В воде родника православным являлись лики Богородицы, Николая Чудотворца и многих иных святых. Вода источника исцеляла недужных душей и телом. Повествования о происходящих чудесах передавались из уст в уста и привлекали к этому роднику многочисленный православный народ. Сюда приходили за исцелением и получали его не только жители находящихся рядом с источником селений, но и из Ульяновска и других городов Средневолжского округа. На родник приходили священники окрестных сел, совершали молебствия, читали акафисты. В отсутствие духовенства священные тексты читали сами верующие. Песнопения, прославляющие Богородицу и святых угодников Божиих, и слова молитв слышались у источника даже ночью. Обвинительное заключение по данному делу свидетельствует: «Организованное на данном роднике богослужение, читка акафистов и пение, к весне 1931 года, а особенно в межпарье май и июнь месяцы, привлекло ещё большее число паломников, достигшее колоссальных размеров до 200-300 человек в день, а иногда оно доходило до 2-3 тысяч человек в день в особо торжественные религиозные праздники. Паломничество на Линевский родник охватило не только селения Ульяновского и смежных районов, но и всего Ср.-Волжского края, Татреспублики, Нижегородского края и другие, а также были случаи приезда из Киева и Ташкента». Днем колхозникам нужно было работать – ведь появление у родника в рабочие часы могло быть квалифицировано сельским руководством как срыв сельскохозяйственных работ. Поэтому местные жители часто к источнику приходили после захода солнца, ближе к ночи. Сюда же часто приходил со своим замечательным хором певчих из молодежи села Арбузовка регент Павел Кожевников. Сильные чистые молодые голоса в ночной тишине завораживающе звучали под звездным небом, прославляя Создателя миров и Его Пречистую Матерь. Как хорошо и чистосердечно молилось в ту пору паломникам у святого источника! Каким светом, покоем и теплом наполнялись души собравшихся в те минуты искренней молитвы ко творцу! Отец Георгий Клементьев, настоятель храма в с. Русская Цильна так свидетельствовал об этом роднике: «Колодец – это чудо 20-го века! Несколько раз бывал я на данном колодце ночной порой, и в его святости убедился сам фактами собственного непосредственного наблюдения. Видел в воде ясный образ Бога Саваофа и Нерукотворный образ Спасителя. Я говорю и свидетельствую правду – нам обманывать нельзя. Народ мучается духовной жаждой, а родник это мир чудес, откровение Божие». Сегодня можно лишь воспользоваться свидетельствами о чудесах, явленных на святом роднике, почерпнутыми из материалов этого настоящего уголовного дела. Иных фактов до сего дня не сохранилось. Но и те, которые изложены в показаниях свидетелей и допросах обвиняемых, говорят о многом. Вот несколько из таких свидетельств. Жительница села Шумовка А. Ульянова рассказывала о том, что после того, как дома она выпила воды из родника, из нее вышел в виде дыма долго мучивший ее бес, наполнив смрадом весь дом, и исчез. Варвара Ястребова рассказывала, что сама видела у источника образ батюшки Серафима Саровского, а у самого колодца в ту позднюю осеннюю пору расцвели вдруг необыкновенно красивые цветы. Она же свидетельствовала и о том, что некий крестьянин с. Шумовка омыл принесенной из родника водой захворавшую лошадь, единственное подспорье в хозяйстве, фактически кормилицу, и та выздоровела. Федор Дылдин свидетельствовал о том, что страдал от непонятных опухолей на лице, но умылся и совершенно исцелился. Одна из жительниц села Подамасова рассказывала, что ночью на родник пришли два молодых коммуниста (с какой целью – неизвестно). А дальше процитируем показания из дела: «Безбожники коммунисты подходят к месту святому, и видят вдруг светлую женщину, стоящую у колодца с поникшей головой. Эта женщина голосом, похожим на тихое веяние весеннего ветерка, как нежный шелест листвы утренней зарёй, обращается к пришедшим: «не бойтесь, поглядите в колодец, и уверуете». Послушные молодые парни глядят в родник, и действительно видят волшебную панораму – чудесный город. Вразумленные таким небесным видением, зрители его из глумителей веры Христовой обратились в верных защитников ее». Стечение народа к святыне и известия о совершающихся на роднике чудесах не могли остаться без соответствующей реакции богоборцев. В местной большевистской прессе появляются богохульные статьи о новоявленном святом месте. «Ревнители» атеистической истины измудряются в безбожном словоблудии. Чего только стоит следующая оценка святого родника из уст подобного богоотступника: «Значение колодца под кличкой «святой», находящегося в окрестностях д. Линевки Ульяновского района, в смысле центрального штаба всей религиозной «дребедени» и как гнезда контрреволюционной пропаганды по разным радиусам окружающего, не подлежит сомнению. Нужно сказать, что в числе основных узлов и зарядных пунктов, на чем базируется сила и мощь данного колодца, находятся в лице ближайших приходов. К сожалению, последние являются многолюдными населенными пунктами». Итак, задача была поставлена. С колодцем воинствующие безбожники расправились быстро и по-коммунистически – его просто засыпали вместе со срубом. А затем пришла очередь тех, кто «в целях борьбы с мероприятиями и проводимыми политическими кампаниями на селе соввластью, а также в целях укрепления основ религиозного фанатизма среди населения, организуясь группами по своим селениям, имея между собой тесную связь, начиная с 1929 года и в особенности в 1930-1931 гг. используя при этом фанатичек-женщин, стали распространять среди граждан всевозможные легендарные слухи о том, что на роднике, находящимся вблизи дер. Линевки Шумовского сельсовета Ульяновского р-на, появилось видение так называемой «Божьей Матери», а также являются и лики других «святых угодников». Эта группа также распускала слухи о том, что этот родник имеет свойства совершать исцеление бесноватых, больных, проказных и прочих православных, нуждающихся в лечении». Как и водилось в те страшные времена, все не санкционированные властью собрания, а тем более религиозные, назывались сборищами, общественные молитвословия - контрреволюционной пропагандой, участников их клеймили как антисоветский элемент, а организаторов арестовывали как врагов-контрреволюционеров. Так было и на этот раз. Были арестованы священники всех близлежащих к роднику селений. Все наиболее активные, как верующие так и церковнослужители, а также монашествующие. Наибольшее внимание ГПУ уделяло тем, кого неоднократно видели на роднике, особенно если кто-нибудь из этих православных верующих принимал участие в богослужениях на источнике или в чтении акафистов и молитв. Таким образом, в тюрьме и оказались все обвиняемые по делу «о святом Линевском роднике». Уделим несколько слов непосредственно этим нашим искренним единоверцам. Отец Виталий Герман, настоятель храма с. Алейкино, еще служа в с. Волковка, активно противился закрытию храма в этом селе, писал прошения и обращался к властям. Когда сельсоветчики (продолжение на фотографиях).
  | | |
|