ЖИЗНЬ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО КРЕСТЬЯНСТВА
В документальной литературе и мемуарах XVIII - начала XX веков.. Названия книг, статей, выдержки из публикаций.
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Уважаемые форумчане! Захотелось поделиться с вами названием прочитанной книги, которая произвела сильное впечатление. Создала новую тему. Может быть, она получит некоторое развитие. Большинство из нас – потомки крестьян. Тому, кто хочет почитать свидетельства очевидцев того, как жили крестьяне в тот или иной период истории страны до революции в том или ином регионе, тому, кто пишет об этом в своей родословной, тема будет, надеюсь, полезной. Предлагаю помещать сюда названия книг, статей, которые кажутся вам интересными, информативными, указывая при этом год написания и регион, о котором идет речь (если он назван в книге), выдержки из публикаций, имеющие отношение к крестьянскому быту. Я бы посоветовала почитать сборник «ПИСЬМА ИЗ ДЕРЕВНИ. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века». Составитель, автор вступительной статьи и комментариев Ю.В. ЛЕБЕДЕВ. - Москва, «Современник», 1987. – 511 с. Книга снабжена краткими биографиями авторов и комментариями. Автор сборника знакомит читателя со следующими авторами и их произведениями:
ЗЛАТОВРАТСКИЙ Н. Н. (1845 – 1911). ДЕРЕВЕНСКИЕ БУДНИ (Очерки крестьянской общины). Впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» за 1878-1879 год. В сборнике напечатаны с сокращениями. Согласно Интернету, погост Санницы, где начинается действие, находится во Владимирской области.
СЕЛИВАНОВ В.В. (1813 - 1875). ГОД РУССКОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА (Зарайский уезд, Рязанской губернии). Здесь напечатано по первой и единственной полной прижизненной публикации в журнале «Русская беседа» в 1856-1857 годах.
ЭНГЕЛЬГАРДТ А.Н. (1832 – 1893). ИЗ ДЕРЕВНИ (Письмо седьмое). В сборнике напечатано по изданию «Энгельгардт А.Н. ИЗ ДЕРЕВНИ. 12 ПИСЕМ. 1872-1877». М.,: Гос. издат. сельскохозяйственной литературы, 1956, с. 240-315. Автор жил в селе Батищево Смоленской губернии.
УСПЕНСКИЙ Г.И. (1843 – 1902). КРЕСТЬЯНИН И КРЕСТЬЯНСКИЙ ТРУД. Из цикла «Власть земли». Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки», 1880, № 10, 11, 12. Циклы очерков «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли» созданы в результате изучения жизни народа в Новгородской и Самарской губерниях.
Из «Памятной книжки Симбирской губернии на 1869 год», Симбирск, 1869. О лечении в крестьянской среде. «Отдел IV Cтатистический. Отчет о деятельности Симбирскаго Губернскаго Статистическаго Комитета за 1868 год». С. 16-19. С. 16: «…больничные пациенты, за небольшими исключениями, приНадлежат преимущественно к городскому сословию, поступают в больницы, по большей части, с болезнями уже сильно развитыми, застарелыми, идут притом преимущественно взрослые и мужчины, чем женщины и дети. К помощи отдельных врачей прибегают, или люди зажиточные, или несколько выдвиНувшиеся из грубой крестьянской среды, а уж никак не Буинские чуваши». С. 17: «Масса простонародья еще по прежнему продолжает обегать медицинския средства; впрочем богатством последних Симбирская губерния далеко неможет похвалиться. В 1867 году всего врачей в губернии было 39, из них 9 в Симбирске… По недостатку врачей и действительно целебных средств народ по неволе должен обращаться за лечением к знахарям, ворожеям, заговорщикам и к различным своим домашним средствам, не редко весьма нелепым. Так большинство простонародья попрежнему убеждено, что если не все, то большая часть болезней происходит от «сглазу». От этого лечат обыкновенно нечаянным спрыскиванием водою, настоенную на 3-х угольках и щепотке соли, заставляя их потом утереть лицо спинкою рубашки. Или, при зубной боли, знахарь берет рябиновый сучек, надкалывает его начетверо, шепчет над ним и дает пациенту подержать на больных зубах, приказывая несколько лет сряду не есть рябины. От ломоты в спине кладут больнаго на порог, головою в сени и ударяют его слегка по спине косырем. К употребительнейшим домашним лекарствам относятся В лихорадке кладут под подушку больнаго лошадиную голову, поят больнаго вином, дегтем с молоком и другими вредными составами; иногда по больному водят медведя, или прибегают к симпатическим средствам: носят на шее кожу змей, ужа или летучей мыши. Чесотку лечат, высекая из кремня огонь перед ранами. В застарелых головных болях; в горшок с горящими угольями (с. 18) всыпают киноварь, и заставляют больнаго вдыхать ртутные пары. Любимейшим же врачующим средством служит непомерное кровопускание. Эти то нелепые способы лечения болезней, не смотря на благоприятныя климатическия условия, необыкновенную крепость и выносливость крестьян, с их нуждою и различнаго рода лишениями, без сомнения должны иметь весьма вредное влияние на здоровье. В слишком незавидных условиях крестьянскаго быта кроется причина и того вопиющего факта, что в общем числе умерших по Симбирской губернии почти две трети составляют дети, недостигшия пятилетняго возраста. Здесь, т. е. в простом быту, главными разрушителями детского организма служат способы кормления новорожденных и вообще уход за детьми. Действительно. Большая часть новорожденных вскармливается не грудным молоком, но коровьим, притом не свежим, а топленым, с образовавшимися в нем пригорелыми началами. Молоко нередко заменяется «тюрей», сделанной из чернаго хлеба с водою, что действует еще зловреднее; для успокоения детей прибегают к маку и даже к водке. Со способами кормления рядом идет дурной уход за детьми. Так напр. плохо перевязанная пуповина, тугое пеленание, неумеренное качание, неопрятность и нечистота кожи младенцев служат причиной множества болезней, как то: поноса, золотухи, нервных припадков, грыж, и т. п., которые не редко влекут за собою – смертный исход или оставляют болезненные следы на всю жизнь. Станет ребенок на ноги и тут на него зимою губительно действует простуда, как по причине плохо устроенных крестьянских жилищ, так и потому, что крестьянския дети бегают по снегу босиком в одной рубашенке. В летнюю пору, отправляясь на полевыя работы, иногда на целыя недели, крестьяне по неволе должны брать с собою детей, где ночью напоследних весьма неблагоприятно действует роса и различныя испарения. Даже молоко изнуренной работами кормилицы матери, делается не пищей, а почти отравой. А сколько гибнет детей от кроваваго поноса, вследствие чрезмернаго употребления ими плодов или ягод. Не малое также количество детей, от недостатка надзора, тонет ежегодно, гибнет от ушибов, огня, становится даже добычей свиней. За смертностью детей резко бросается в глаза смертность в женском поле в период от 15 до 30 лет. Можно думать, что смертность главным образом зависит от неправильности регул и беременности. Крестьянския женщины, непонимая важности регул, плохо предохраняют себя от простуды, что содействует преждевременному прекращению регул и ведет к смертному исходу. Далее, в замужестве, неправильный образ жизни женщин, особенно в первый период беременности, влечет за собою неправильное положение младенца и как следствие этого, весьма трудные и, опасные роды. Разрешение (с. 19) происходит обыкновенно или без всякой помощи, или сопровождается последовательным рядом часто варварских приемов, употребляемых в дело деревенскими повитухами; и то и другое часто бывает смертельно. После родов, даже на другой день, при совершенном отсутствии спокойствия, женщины принимаются за обыденныя крестьянския тяжелыя работы, чрез что подвергают себя воспалительным болезням».
Врачебно-санитарный листок №4. 1.07.1896, с. 87. О питании крестьян Шумовской волости: «Что касается питания крестьян, то оно крайне скудно: летом, до уборки яровых хлебов преимущественную пищу крестьян составляют хлеб и квас или просто - вода (иногда – чай); исключения нет даже ради праздников, и только в самых богатых домах в эти дни варятся щи и каша; после уборки яровых хлебов питание крестьян становится несколько разнообразнее: они употребляют в пищу вареный картофель, гречневую кашу и в особо важных случаях - ржаные пироги с картофелем или капустой. Дети не составляют никакого исключения: по мере того, как мать начинает отнимать ребенка от груди, его приучают пользоваться тою-же пищей, что и взрослые; даже только-что родившимся детям уже дают соску из предварительно разжёваннаго хлебнаго мякиша, помещаемаго в какую-нибудь ветошку (не всегда чистую); далее, на ряду с молоком матери ребёнка кормят коровьим молоком (неразбавленным водой) и манной кашей, а бедные – даже гречневой, которую матери сами предварительно разжёвывают и затем уже дают детям. В виду всего этого, нечего удивляться той поразительной смертности, которая наблюдается среди крестьянских детей в грудном возрасте: в земской практике болезни пищеварительных органов грудных детей дают громадный процент».
| | Лайк (10) |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | НАРОДНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЫЧАИ.
В 1868 году редактор неофициальной части «Симбирских Губернских Ведомостей» Михаил Васильевич Арнольдов путешествовал по Симбирской губернии и публиковал в газете свои путевые заметки под названием «От Симбирска до Нагаткина». В № 45 от 27.04 он пишет, что главной целью его путешествия было собирание народных юридических обычаев. Посетив два волостных правления, видимо, Нагаткинское и Шумовское, и познакомившись с решениями волостных судов, он поделился с читателями собранными сведениями, сетуя на то, что их мало, и он не смог привести их в систему. Думаю, современному читателю тоже интересно узнать, какими законами регламентировалась жизнь наших предков.
«Большинство решений волостных судов относится к делам о денежных взысканиях и всякаго рода денежных и имущественных вознаграждениях. Взыскания достигают до 80 рублей, сер. Вообще по этим делам волостные суды пользуются доверием общества. Из числа этих дел мое внимание обратили следующия: 1) Мачиха просит от пасынка вознаграждения; она желает получить из имущества покойнаго мужа единовременно 4-х овец и 4 осьминника хлеба. Суд удовлетворяет ее, хотя она уходит из дому добровольно. 2) Мачиха просит вознаградить ее с дочерью из имущества покойнаго мужа. После покойника остался еще сын от первой жены. Суд решил отдать ей с дочерью 1/3 имущества и заднюю избу для проживания. Пасынок же получает 2/3 имущества, которое вручается для хранения избранному обществом опекуну. Здесь считается имуществом: деньги, хлеб, скот и изба с надворным строением. 3) Приемыши, отделенные воспитателем, просят суд вознаградить их из имущества воспитателя. Суд решил, чтобы воспитатель дал каждому из них по 100 р. сер., на том основании, что 1) они вместе наживали капитал, следовательно воспитатель обязан вознаградить их, 2) раздел устроен без согласия общества. Кроме того суд знал, что воспитатель человек со средствами. 4) Крестьянка просит отдать ей приданое покойной замужней дочери, на сохранение, в пользу малолетней внучки, оставшейся после дочери. Суд отказывает крестьянке и передает все это имущество вдовому зятю, на том основании, что отец должен поить и кормить дочь и выдать ее за муж. Это – его обязанность, следовательно и имуществом дочери он должен располагать. 5) Крестьянин жалуется на другаго крестьянина, что он устроил смотры и израсходовал 3 р. на угощение, а между тем девушку не отдают за его сына, а потому просит взыскать с отца засватанной девушки 3 р. Суд спрашивает отца засватанной девушки, отчего он не отдает свою дочь. Отец отвечает, что этого не хочет его дочь, а неволить ее не желает. Суд решает взыскать с родственников женихова отца, в пользу его, за угощение 2 р. сер., остальной же рубль отнести на долю истца. 6) Крестьянка просит взыскать 8 р. сер. с своего родственника, данных назад тому 20 лет ея покойным мужем ея родственнику. Суд принял это дело на рассмотрение, не смотря на 20 летнюю давность, но отказал истице за недостаточностию доказательств».
В № 46 от 30.04.1868 г.
«А вот решения по другим делам. Потравы, совершаемые крестьянами у крестьян же по решениям волостных судей, наказываются иначе, чем это делается по постановлениям губернского присутствия. В решениях волостных судей принимается во внимание не количество голов скота, а стоимость потравы. Эта стоимость оценивается избранными от волостных судей лицами. Разница выходит, конечно, огромная в штраф, так, например, пастух, загнавший 15 лошадей на чужое поле, должен бы был заплатить 22 р. 50 к. по положению о потравах, между тем как по решениям судей его за-ставили заплатить только 2 рубля сер. – стоимость потравы. Крестьянин жалуется, что он вместе с другим крестьянином Ивановым заключил словесное условие заплатить ему, Иванову, 24 р. с. по окончанию вместе начатой работы, но денег этих ему, Иванову, товарищ не отдает. Так как Иванов не заключал письменного условия и, кроме того, словесно они уговорились без свидетелей, то суд решил сумму эту, 24 р. с., разделить между ними пополам. Крестьянин жалуется, что в квартире у него в его отсутствие украдена поддевка, стоящая 10 р., и просит взыскать эти деньги с хозяина дома. Хозяин говорит, что крестьянин не давал ему поддевки на сохранение, следовательно, он и отвечать не может за ее целость. Суд решил взыскать с хозяина квартиры половинную цену поддевки. Крестьянин семейный продал корову в кабаке, будучи даже в нетрезвом виде, без согласия сельского старосты (крестьянин известен был недобропорядочной жизнью). Жена приходит в суд жаловаться, что без коровы ей нечем кормить детей. Суд приказал возвратить корову, а купившему взыскать деньги с продавца. Девица жалуется, что отец по наговорам мачихи бьет ее и не хочет выдавать за муж. Суд посоветовал родителю выдать девушку замуж. Отец выдал, но не за того, за кого хотела она выйдти. Жена приходит жаловаться на своего мужа, что он избил до крови 3-х летняго сына, будучи в нетрезвом виде. Суд не обратил внимания на это заявление, а занялся примирением мужа с женой. Воровство наказывается исключительно розгами, с возвращением похищенных вещей. Это по большей части мелочные кражи хлеба. Редко воровство наказывается иначе как розгами. Были, впрочем, случаи, что за покражу 100 снопов с поля заставляли платить обокраденному 300 снопов, и тем все наказание ограничивалось. Побои, драки и дебоширства наказываются по большей части розгами. Впрочем, если обиженный или обиженная прощали обидевшего, то суд наказанию его иной раз не подвергал. Особенно милосердны в этом случае бабы-солдатки. Кажется, что тут играет не последнюю роль угощение со стороны обидевшаго. Впрочем, во всех подобных преступлениях, а также в оскорблениях должностных лиц руководствуются, как мне передали, следующим правилом: богатого принуждают к розгам, чтобы тем подействовать на его самолюбие; бедного к денежному штрафу, зная, что для бедняка деньги дороже розог. За ослушание начальства, неисполнение решений суда даже в делах по частным взысканиям, неявку в суд без уважительной причины – секут. Вот, между прочим, довольно странные решения. Играли в карты ночью, в это время случилась покража. За допущение баловства (так гласит суд) играющие назначены на 3 дня на общественные работы. (Какую связь имеет покража с баловством – неизвестно). Караульщики увидали ночью крестьянина, идущего с колесом в руках; его окликнули; он побежал и бросил колесо. Его поймали, но крестьянин не сознался, что он шел с колесом; колесо же оказалось похищенным с господского двора. Мужика приговорили к 3-м рублям штрафа за хождение в ночное время. Таким образом, здесь не дана вера двоим свидетелям. Мужички заложили в кабаке чужое сукно; сукно заставили выкупать, тем дело и кончи-лось. За игру в орлянку– штраф в 1 рубль».
Далее следуют ответы на некоторые вопросы по программе Императорского Географического Общества. «1) Кумовство в дальних степенях, даже дальнее троюродное родство мешает вступлению в брак. 2) Приемыш считается родным; жениться ему в приемном семействе нельзя; приемышу нельзя даже жениться на двоюродных и троюродных этаго семейства. Тоже самое относится и до женского пола. Свадеб убегом не бывает; браки совершаются преимущественно по желанию родителей. Согласие вотчима и мачихи на брак необходимо. Испрошение согласия у них обусловливается степенью уважения к ним. Для сирот вместо отца и матери на свадьбах заменяют крестные отцы и матери и ближайшие родственники. Кладка существует, но незначительная, от 3 до 30 р. сер., кроме того жених дарит невесте шубу, платок. На эти деньги невеста покупает подарки жениховой родне. Кладка считается уже обязательством выхода замуж. Письменных условий относительно приданого никаких не делают. Разводы не в обычае. После смерти отца мать теряет значение хозяйки. Роль ее занимает жена старшего сына, а распоряжение дома переходит к старшему сыну. Только накопленные ей лично деньги составляют ее достояние. Сын обязуется кормить мать. Заработок каждого члена семьи идет на всю семью, если семейство еще не разделилось. Дети от обоих браков имеют равные имущественные права. Дети незаконные и приемыши пользуются полными имущественными правами, если нет законных сыновей. Если же есть законные и родные дети, то приемыши и незаконные пользуются только частью имущества. Дом после отца всегда есть принадлежность старшего сына. Если зять взят в дом, то он имеет все права сына. Отдел сыновей происходит по воле родителей, и вознаграждение отделенному назначает сам отец. Разделы и отделы в последнее время усилились. Опекун назначается по выбору общества; его назначают и не из родственников опекаемого. Продать что-либо из вверенного ему имущества он не может без согласия сельского старосты. За сохранение имущества опекун не получает вознаграждения. Сироты воспитываются родственниками или питаются подаянием. При разделах имущество делится по тяглам (числу работников), а не по числу душ. Дочь от родителей, кроме приданого, ничего не получает. После жены все приданое идет мужу, даже если бы и не осталось после нее детей. Задаток имеет значение совершившейся продажи и купли. Могарыч необходим при продаже и купле. Покупку запивают вином. Расходы на угощение по условию. Задаток берут при найме не хозяева, а нанимающиеся. Продавая лошадь, передают узду из полы в полу. Продавая барана, хозяин обязан дать лычко связать ему ноги. Кража леса не считается преступлением. Лес – Божий, по понятию народа, как и вода; он растет своей волей, без труда человека. Помочи – весьма обыкновенное явление. Кроме угощения за помочи ничего не платят. Случается, что от угощений на помочах умирают (опиваются). Наем рекрута стоит от 2-х до 3-х сот р. сер. Из этих денег нужно заплатить за неделю 50 р. в уплату податей, потому наемщику остается почти одна гульба. Ежегодной мены участков в Шумовке нет».
Еще такая заметка М.В. Арнольдова из этого путешествия в № 45:
«Подальше от города ещё столько у нас хищных и не хищных зверей степных и озёрных птиц, что любителю и промышленнику есть ещё где пострелять вдоволь. А охотников в здешней местности, как видно, не много. В здешних степях обилие волков, зайцев; попадается заволжская степная птица драхва <дрофа?>, а на озёрах, кроме разных пород уток, – лебеди и гуси. И странное дело, наш народ, не смотря на то, что кушает мясо не часто, равнодушен к этому богатству. А иных птиц, пожалуй не станет и есть из предубеждения. Так например лебедь - птица кроткая, близко подпускающая охотника, она дает большое количество мяса, но лебедей, точно также как голубей, горлиц народ не ест». | | Лайк (4) |
Middlecat88 Самара Сообщений: 107 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| >> Ответ на сообщение пользователя potomok-61 от 17 мая 2025 11:33 potomok-61 благодарю за выжимку из изданий. Скажите пожалуйста, Вы их в библиотеке нашли или где-то онлайн? Хотелось бы почитать полностью, это просто кладезь! --- Ищу сведения по РБ (г.Слоним) и РФ (Ульяновская обл., Пензенская обл.) | | Лайк (1) |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Middlecat88, спасибо Вам большое за отзыв! Книгу Ю.В. Лебедева читала в бумажном исполнении. Половину книги А.Н. Энгельгардта ИЗ ДЕРЕВНИ, из которой в сборнике одно письмо, скачала из Интернета, половину скопировала. Очень интересная книга! «Памятную книжку Симбирской губернии на 1869 год», со статистикой по рождаемости, смертности и о ее причинах, о болезнях, состоянии здравоохранения, когда-то скачала. Последний раз за памятной книжкой обращалась по этому адресу: https://istmat.org/node/55335.С цитируемой статьи в "Симбирских губернских ведомостях" во Дворце книги заказывала когда-то ксерокопии. Может быть, за эти годы уже появилась возможность читать онлайн. Можно попробовать зайти в электронный читальный зал УОНБ (Ульяновской областной научной библиотеки (Дворца книги)): Удачи Вам! | | Лайк (3) |
Middlecat88 Самара Сообщений: 107 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
11 июня 7:48 11 июня 7:48 >> Ответ на сообщение пользователя potomok-61 от 10 июня 2025 22:35 Я нашла у букенистов эту книгу "Письма из деревни. Очерки..." за 800₽, склоняюсь у покупке, хотя цена явно завышена, но уж больно интересно стало, что там еще есть. В электронном виде нет. --- Ищу сведения по РБ (г.Слоним) и РФ (Ульяновская обл., Пензенская обл.) | | |
zbzvz Сообщений: 332 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 274
| "Письма из деревни..." я покупала на Озоне за 400 руб. Сейчас за 650 руб есть одна штука --- Ищу сведения о Боткиных из Баевки, Ильиных из Барановки и Сосновки, Цыгановых из Славкино, Земляковых из Подгородной Каменки, Леонтьевых из Кадышевки Ульяновской области
Смирновых из Малой Липки, Петровых из Яблонцево, Хомяковых из Выдровки, Лебедевых из Большой Липки, Новейченковых (Новиченковых) | | Лайк (1) |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | | | Лайк (1) |
Middlecat88 Самара Сообщений: 107 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| zbzvz написал: [q] "Письма из деревни..." я покупала на Озоне за 400 руб. Сейчас за 650 руб есть одна штука[/q] zbzvz, спасибо большое. Тоже смотрю на этот экземпляр за 652 р., пока ищу в городе у букинистов. Если не найду - возьму на озоне. Хотя на мой взгляд дороговато. --- Ищу сведения по РБ (г.Слоним) и РФ (Ульяновская обл., Пензенская обл.) | | Лайк (1) |
anna_dergacheva Санкт-Петербург Сообщений: 237 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 85
| Наверх ##
12 июня 13:43 12 июня 13:56 potomok-61 написал: [q] Добрый день! Middlecat88, нашла этот сайт https://www.libex.ru/detail/book758281.html?, где написано, что книга стоит 60 руб. Я, правда, никогда не покупала через Интернет, м.б., это будет стоить дороже.[/q]
Middlecat88 написал: [q] zbzvz написал:
[q] "Письма из деревни..." я покупала на Озоне за 400 руб. Сейчас за 650 руб есть одна штука[/q]
zbzvz, спасибо большое. Тоже смотрю на этот экземпляр за 652 р., пока ищу в городе у букинистов. Если не найду - возьму на озоне. Хотя на мой взгляд дороговато.[/q]
Я не раз покупала на этом сайте. Это маркетплейс в основном для частных лиц. Надо внимательно прочитать условия покупки в описании книги и если ограничений нет, то можно заказать. Отправляют обычно через почту по предоплате книг и почтовых расходов, но можно договориться отправить подешевле, через Авито. Там и правда книги часто дешевле, чем везде. --- Ростовская: Дергачев, Писковатсков; Ростов-на-Дону: Кубеска; Волгоградская (Калмыцкая Балка) - Подставко(ин), Семенов; Тульская - Липатов, Сапелкин; Черкасская - Ивко; Крым, Херсон - Рыбалов; Одесская - Кнауф. | | Лайк (2) |
potomok-61 Начинающий
Сообщений: 43 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 32 | Интересные заметки о некоторых сторонах жизни населенных пунктов Симбирской губернии можно прочитать в
Приложении к № 7 Вестника Симбирского земства" за 1896 г. Оценочно-статистическое отделение Симбир. губ. зем. управы. Хозяйственно – статистические сведения по Симбирской губернии: 1896 г.
Заметки находятся в Приложения1 издания: «Наблюдения и замечания г.г. корреспондентов». Они распределены по уездам. Написаны в основном учителями и священниками.
Предлагаю Вашему вниманию несколько таких заметок.
По Курмышскому уезду.
С. 5 Цены на овес крестьянский и частновладельческий. Беспорядки на хлебных базарах.
<…> Считаю необходимым обратить внимание тех, кому ведать надлежит, на беспорядки на наших хлебных базарах, где перекупщики хлеба обвешивают и оббирают крестьян в особенности татар. Разутый, полураздетый, полузамерзший крестьянин привезет на базар для продажи последния крохи хлеба; он разсчитывает вырученными деньгами пополнить числящуюся за ним недоимку. Пользуясь его темнотою, покупщики взвешивают хлеб так, что весы показывают половину того, что весит хлеб: приемщик не стесняется поддержать скалу с гирями, чего крестьянин не замечает. Я сам был свидетелем такой приемки хлеба. Такие порядки для населения крайне разорительны, и ему необходимо подать помощь в его бедственном положении. С. Беляево, Языковской волости. Крестьянин А.М. Коренков.
С. 6. О невыгодности при существующих условиях занятия земледелием и об эксплоатации крестьян кулаками.
При существующих в настоящее время крайне низких ценах на хлеб и сравнительно высокой заработной плате, я не нахожу выгодным заниматься хозяйством, и поэтому лично сам не занимаюсь им. Находящуюся же в моем распоряжении часть церковной земли я сдаю ежегодно крестьянам, сравнительно с другими бедным, на льготных условиях, чтобы освободить их от гнета и притеснений кулаков и мироедов, которые обыкновенно, пользуясь всяким благоприятным для себя случаем, скупают под посев ярового и озимого хлеба землю у нуждающихся бедняков-хрестьян и сдают потом эту же землю другим беднякам за высокую цену и на тяжких условиях. С. Бахарево, Бахаревской волости. Свящ. А.Д. Добросмыслов
По Алатырскому уезду.
С.7. О причинах низких урожаев в небольших крестьянских хозяйствах.
У нас - мелких хозяев, урожаи всегда бывают хуже и качественно и количественно, чем у крупных землевладельцев. Происходит это потому, что обработка почвы мелкими хозяевами производится первобытным способом. Усовершенствованные орудия, вследствие неимения средств и дороговизны за наличный разсчет мы приобрести не можем, в разсрочку же нигде не продают. Что же касается крестьян, засевающих два-три душевых надела, то они и совсем при существующих условиях не могут обзавестись орудиями. Кроме того они не знакомы с орудиями и не знают, какая польза происходит от применения их в хозяйстве. В виду этого было бы очень желательным изыскать какие бы то ни было средства для приобретения хотя нескольких необходимых орудий. Орудия эти можно было бы вручить не крупным хозяевам с обязательством знакомить соседних крестьян и местных владельцев с тем, как ими надо пользоваться и какие выгоды приносит работа ими. У крестьян-общественников урожаи бывают еще потому хуже, чем у крупных землевладельцев, что они, вследствие ежегодных переделов земли, не удобряют ее. Поэтому необходимо изыскать меры для избежания ежегодных переделов. Хутор в Алатырской волости (вблизи г. Алатыря). И.Г. Степанов.
Прочитать эту книгу можно на сайте УОНБ в электронном читальном зале. | | Лайк (1) |
|