Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Село Малмыжка

Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
В деревнѣ Усы – Малмыжкѣ , Мамадышскаго уѣзда, освящена вновь сооруженная деревянная церковь во имя Сергія Радонежскаго чудотворца. Освященіе совершено 22-го сентября соборне и. д. благочиннаго священникомъ Мамадышскаго Троицкаго собора Константином Мудровымъ.

Известия по КЕ 21 за 1896 г стр 394- 396

Перемещены :
Священник села Дюсьметева, Мамадышскаго уѣзда, Николай Николаев, — къ вновь строющейся церкви въ деревнѣ Усы-Малмыжкѣ, того же уѣзда — 18 марта.

Известия по КЕ № 9 за 1896 г стр 234- 236
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Не успел батюшка поучаствовать в восстановлении Троицкого храма... Жаль.

http://tatmitropolia.ru/newses.../?id=67396

Прикрепленный файл: IMG_20180226_230801_82.jpg
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
1642 год:
В деревне Комарова (починок Комаров) – 9 дворов, 31 человек мужского пола. В деревне Беляева (починок Беляев) – 10 дворов, 26 человек мужского пола. В деревне Каменная Река – 10 дворов, 29 человек мужского пола. Деревня Максимова (Максимов починок) – 15 дворов, 51 человек мужского пола. Всего 44 двора, 137 мужского пола.

1646 год:
В деревне Комарова (починок Комаров) – 10 дворов, 39 человек. В деревне Беляева (починок Беляев) – 11 дворов, 31 человек. В деревне Каменная Река – 9 дворов, 34 человека. Деревня Максимова (Максимов починок) – 14 дворов, 60 человек. Всего 44 двора, 164 человека.

Интересный факт: среди крестьян, переехавших в починок Максимов, оказался Васька Иванов сын Чернов, мещеряк, у него сын Сенька.

Значение слова Мещеряки по словарю Брокгауза и Ефрона: В древней Руси Мещерской областью назывались четыре северных уезда нынешней Рязанской губернии, по северную сторону Оки, называемую и ныне Мещерской стороной, вместе с северными уездами Тамбовской губернии (где еще в XV в. упоминаются Мещерские волости) и западными уездами Пензенской губернии. Кроме того, Мещера упоминается и в пределах бывшего Казанского царства, на правой стороне Волги, в нынешних Пензенской и Симбирской губерниях. Эта восточная Мещера, по-видимому, рано отатарилась и после покорения Казанского царства бежала за Волгу, в пределы нынешних Уфимской и Пермской губерний. Рязанско-тамбовско-пензенская Мещера ныне совершенно обрусела, хотя местами еще и отличает себя этим названием. Сохранили свою обособленность только уфимские и пермские М., живущие рядом с башкирами, входившие до 1864 г. вместе с ними в состав башкиро-мещерского войска, а позже обращенные в крестьян, говорящие и одевающиеся по-башкирски и исповедующие большей частью мусульманство. Всего их насчитывается около 140000 человек. Они различают себя от башкир, которые относятся к ним не совсемдружелюбно. Часть М. православные и сливаются мало-помалу с русскими. По своему типу М. несколько отличаются от башкир: они среднего роста(165 стм), большей частью крепкого сложения, темноволосые, с карими глазами; борода вырастает поздно; форма черепа — мезоцефалическая или брахицефалическая. Это — оседлый, домовитый народ; деревни их довольно хорошо обстроены и состоят из деревянных и даже каменных изб. Занимаются М. почти исключительно хлебопашеством; ремесел у них почти нет. Предпочитают пищу мясную и молочную, едят и конину, но в последнеевремя стали оставлять; кумыса не пьют, а употребляют чай с медом или изюмом или суррогат чая — "матрушку". Добродушны, но нравственность у них, как говорят, невысока; сутяжничество — обычное явление. Женятся не ранее 20 лет; многоженство теперь выходит из обычая; развод сравнительно легок. Большая часть работ лежит на женщинах; муж — глава семьи; вторым лицом в семье является мать мужа. Хоронят умерших в тот же день, в сидячем положении; на похоронах присутствуют одни мужчины; на 7-й и 40-й день совершаются поминки. В могилу кладут, между прочим, прут, детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие. Обыкновенно М. считают по происхождению финнами, только отатарившимися; другие видят в них преобладание монгольско-тюркских черт и считают недоказанным их финское происхождение. Д. А.
Определение слова «Мещеряки» по БСЭ:
Мещеряки - устаревшее название татар-мишарей (См. Мишари), живущих в Башкирской АССР.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Не ко мне вопрос.
Конечно, нужно бы в оригинале у Брокгауза и Ефрона, но вот, что есть в интернете - https://ru.m.wikisource.org/wi...0%BA%D0%B8
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Знаменитости в Малмыжке.

Богатое прошлое и историческое предначертание Малмыжки до того прославило её…. во всей Старо-Кумызанской волости, что знаменитых людей, которые посетили нашу малую родину, никто вспомнить не может.
Но всё же!
В период с 1897 по 1899 годы Чебоксарскую викарную кафедру занимал епископ Антоний (Храповицкий), бывший также еще и ректором Казанской Духовной Академии. После Октябрьского переворота, в 1920 году, он стал первоиерархом Русской Православной Церкви за границей (ноябрь 1920 — 10 августа 1936).

Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние "пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи". Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой "внушения". На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской .
19 февраля 1899 года викарий Антоний, епископ Чебоксарский, прибыл в Малмыжку, посетив местные храм, приход и земское училище.
Пропустим последующее служение Антония, остановившись на трагичных страницах российской истории, к которой он был причастен.
Итак, будучи митрополитом Киевским и Галицким, в марте 1920 года Антоний покинул Россию, прибыв из Новороссийска в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около пяти месяцев.
В сентябре 1920 года был вызван Петром Врангелем в Крым, откуда 19 ноября 1920 года эвакуировался вместе с его армией и другими беженцами в оккупированный Антантой Константинополь.
14 февраля 1921 года переехал в Сербию (Королевство сербов, хорватов и словенцев), где ему была предоставлена резиденция в Сремских Карловцах (бывший дворец Карловацких патриархов). В ноябре — декабре 1921 года в Сремских Карловцах состоялось Всезаграничное русское церковное собрание, впоследствии переименованное в Собор. Собор образовал Высшее русское церковное управление заграницей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония, принял ряд политических документов антибольшевистской направленности.


Прикрепленный файл: 6_67669675926_595.jpg
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Занимаясь материалом по своему прадеду, прослужившему в мамадышской полиции почти 20 лет, обнаружил один интересный документ, где увидел знакомую фамилию - Муньков в 8 отряде полицейской стражи на 13 сентября 1914 года.


Прикрепленный файл (1.pdf, 869247 байт)
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Кому и что доверяли крестьяне Малмыжки.

Вернемся к допросу бывшего писаря Шарова (в рассказе о несостоявшемся революционере), который показал, что за неделю до своего ареста посреди ночи к нему приходили бывший сельский староста Игнат Потеряхин и доверенный Андрей Дмитриевич Мартынов. Последний – отец Алексея Андреевича Мартынова, того самого, в честь которого его потомков назвали Гусаровыми. Шаров, выгораживая себя на допросе, охарактеризовал почти всех свидетелей по своему делу не только критически, можно сказать, даже вывалял их в грязи. А вот про Андрея Дмитриевича ничего плохого не сказал. Почему?
Ответ на этот вопрос заложен в слове «доверенный». Кто такой и с чем это едят? Если вернуться к главе, где рассказано о структуре власти в сельской общине, то в ней такой должности не найдется. «Доверенный», «поверенный» или, по-другому, «выборный» - эта своеобразная экстраординарная, то есть не предусмотренная для повседневной жизни, должность замещалась на основе выборов, проходивших на сходах жителей населенного пункта. Эти представители крестьянской общины решали вопросы «мира» в государственных органах, в XIX веке, в основном, в судах. Это были односельчане, в возрасте, имеющие большой жизненный опыт и уважаемые на селе.
«Выборные» известны с начала XVIII века при проведении переписей населения. Они, наряду с деревенскими старостами, были представителями крестьянской общины. С середины XIX века они стали называться «доверенными» или «поверенными».
Андрей Дмитриевич Мартынов известен в качестве «доверенного» деревни, а затем и села Малмыжка с конца XIX века, участвуя в судах по земельным спорам, а также при решении иных вопросов, связанных с землей. Правда, сам землей, чтобы в полной мере обеспечить своё многочисленное потомство, так и не обзавёлся. Поэтому то и не включил Шаров доверенного Мартынова в список местных "кровопийцев".
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Как крестьяне из Малмыжки в полицейской страже служили.

Население Малмыжки и Яковки увеличивалось, земель, которые бы в полной мере могли прокормить её жителей, становилось всё меньше. Кто-то уезжал на заработки вместе с семьей на Урал, кто-то ещё дальше. Но были и те, кто после армии, оставался в пределах родного уезда, поступая на службу в полицию.
Через несколько лет после создания полицейской стражи, в 1912 году (сведения на 10 апреля), в 8 отряде полицейской стражи, расквартированном в городе Мамадыш, кроме двух братьев Мартыновых – Николая и Кузьмы Федоровичей, проходили службу жители Малмыжки и Яковки:
младший стражник – Смирнов Максим Кузьмич, 28 лет, отставной ефрейтор 1 бригады отдельного корпуса пограничной стражи в 1905 году, в полиции – с 16.02.1909, награжден медалью за войну с Японией 1904-1905 гг, дислоцировался в г. Мамадыш, женат, 2 детей;
пешие стражники:
- Степунин Авксентий Сергеевич, 32 лет, отставной ефрейтор Лейб-гвардии Волынского полка в 1902 году, в полиции – с 19.09.1906, дислоцировался на пристани Вандовка, женат, 3 детей,
- Клинов Михаил Петрович, 39 лет, отставной рядовой 5 Восточно-сибирского стрелкового полка, награжден за войну с Японией 1904-1905 гг, в полиции – с 01.02.1911, дислоцировался в с. Кляуши, женат, 3 детей;
- Соколов Федор Иванович, 37 лет, отставной рядовой Корсунской конвойной команды в 1898 году, родом из д.Яковка, дислоцировался в с. Соколки, женат, 1 дочь;
конный стражник – Смирнов Илья Кондратьевич, 31 год, отставной рядовой Лейб-драгунского Курляндского императора Александра III полка в 1902 году, в полиции – с 23.05.1907 по 01.03.1909 (комиссован по болезни) вновь поступил 10.08.1911.
С некоторыми из них встретимся уже после революции, в советский период, когда служба в полиции выйдет «боком» бывшим служителям правопорядка.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Слова…

Если бы вы оказались в начале или середине прошлого века на улице в селе Малмыжка, то могли бы от проходивших мимо кумушек услышать следующее:
- Глико! Бают, третиво дни батя высщелочил тятю из дому. Тот зобеньку швырнул, палы опустил, бырлы надул, пакли свесил.
- Пошто ек ту?
- Дескать, он поголенки на праздник надел, а мама – стару фатку.
- Едак!
Ну и как?! Кто понял, о чем разговор? Тогда, давайте разбираться.
Жители дореволюционной России в отдельных сельских местностях, несмотря на общий корень происхождения и, конечно же, язык, в силу жизненных обстоятельств (плохие дороги, ежедневный тяжелый крестьянский труд, низкий уровень миграции внутри страны, малограмотность) не имели возможности постоянного общения с проживающими в соседних населенных пунктах. Вследствие этого, возникала своеобразная замкнутость сельских общин, которая повлияла на наличие в их языке, кроме общеупотребляемых, слов, которые были присущи только определенной деревне, селу, городу или даже губернии.
Село Малмыжка, которая была основана в середине XVIII века, это явление также не обошло стороной. В то же время, деревня Яковка, первопоселенцы которой пришли из г. Мамадыш, образовалась почти на сто лет позже, поэтому, была менее подвержена этому.
В настоящее время условия для использования в общении слов, присущих только для определенной местности, ушли в прошлое. Их употребление сузилось до незначительного количества пожилых людей. Значение же этих слов понимают лишь оставшиеся жить в деревне местные жители и некоторые выходцы из нее.
В то же время сочность, своеобразие местных слов и выражений вызывают достаточный интерес, несмотря на то, что их происхождение, в большей степени, определить уже невозможно.
Итак, приведем примеры из «русско-малмыжского» словаря:
- тятя- отец;
- батя – дед;
- пакли – руки (уничтожительно);
- зенки – глаза (уничтожительно);
- палы – глаза (в обычном значении);
- бырлы – губы (уничтожительно);
- лытки – ноги;
- ставчик – блюдо;
- манарка – куртка, телогрейка;
- зобенька – холщовая сумка с одной лякой через плечо;
- поголенки – обноски;
- лихоманка – болезнь;
- фатка – платок;
- баять – разговаривать;
- ступай – иди (обращение к собеседнику);
- глико – смотри (обращение к собеседнику);
- ба, батюшки – восклицание при удивлении;
- али – неужели (восклицательное недоумение);
- пошто ек ту – зачем, почему так;
- дескать – неопределенно, возможно;
- едак – конечно, точно так;
- стрель – выражение недовольства кем-либо или чем-либо;
- дека – где;
- знамо – конечно;
- зачапурить – приставать, привязаться;
- высщелочить – выставить;
- загодя – заранее;
- воседто – на днях, в прошлом времени;
- третиво дни – три дня назад;
- уповод – промежуток времени;
- швырнуть - оттолкнуть, отбросить;
Кроме того, окончание существительных и прилагательных множественного числа («-и»), а также некоторых других прилагательных, не употреблялось (вспомни про «стару фатку»). Наверное, наши предки так много работали, что на длинные разговоры просто времени не было: «Все сделано рукам», «Обошли кругом своим ногам», «Вижу свет твоим глазам».
Ну, а теперь! Если вы недостаточно изучили или плохо знаете язык предков, тогда…
- Зенки подними, а то, знамо! Тятя пакли оторвет!
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
Ezhova_M

Ezhova_M

Санкт-Петербург
Сообщений: 167
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 204
По сообщению пользователя Ryslaniys https://forum.vgd.ru/post/508/70757/p2017013.htm#pp2017013 проверяла версию
переселения моего предка в Енисейскую губернию. (Ф.160 Оп.1 Д.2364 1-99 Материалы о приписке переселенцев
к Петровской волости Ачинского уезда (п. уч. Тайменька), 1912-1914 гг.)

Ф.160 Оп.1 Д.2364 Материалы о приписке переселенцев к Петровской волости Ачинского уезда (из архива ГАКК).
http://catalog.krasarh.ru:9090...ct/1761666

Оказалось, что это не мой прадед, но приведу здесь список семей, пригодится другим.

Переселились из Малмыжки:
Ежов Дмитрий Яковлевич с женой Марией Матвеевной и их дети: Михаил, Иван, Яков, Павел и Александра.
Смирнов Дементий Егоров и Евдокия Анисимовна с детьми: Петр и Наталья.
Смирнов Тимофей Федорович и Надежда Алексеевна с сыном Иваном.
---
Матвеевы, Анисьины (Маколово Ардатовского уезда Симбирской губ.)
Ежовы, Клиновы (Малмыжка Мамадышского уезда Казанской губ.)
Фокины, Бурдины из г. Мамадыш
Поповы (Силкина Соликамского уезда Пермской губ.)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula
Вверх ⇈