Село Малмыжка
Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
6 апреля 2018 19:54 Крепостные в Малмыжке. Итак, кто такие дворовые люди или дворня? Это особый разряд крепостных крестьян, которых их господа использовали в качестве домашней прислуги. В ревизиях и других учётных документах их считали отдельно от других крестьян. Даже средней руки помещик мог содержать несколько десятков человек крепостной прислуги. Дворовые появились в Мамадыше вместе с чиновниками-дворянами после получения бывшим селом статуса города. У новых уездных властей дел было много, и кто-то должен был заниматься домашними заботами. Правда, дворовых крестьян у мамадышских чиновников было мало, в основном каждый из них был владельцем 2-3, за редкими случаем, 4-6 душ. Такое же количество дворовых было и в последующем, вплоть до 1861 года. Богатых дворян-землевладельцев в Мамадышском уезде не имелось. Об отношении хозяев к своим дворовым можно судить по тому, кем были крестные родители их детей, а ими были уездные чиновники и городские купцы, то есть лучшие люди, каких только можно было найти в округе. С Мамадышем всё ясно. Неожиданным стало появление дворовых в Малмыжке! Как так! Самым большим начальником в ней был деревенский староста, избираемый всем миром на 3 года. Неужели дворяне в Малмыжку понаехали? Отнюдь… Итак, учитывая, что сохранились не все исповедные ведомости, будем исходить из наличных. Ещё в 1810 году в Усы-Малмышке проживали два брата, вели одно хозяйство, жили со своими семьями под одной крышей. Одного звали Федор Иванов, 37 лет, второго – Григорий Иванов, 40 лет. Первый был простым экономическим крестьянином, а вот второй – морской артиллерии отставной унтер-офицер.
В 1819 году братья с семьями по-прежнему живут вместе, только у них появились фамилии: Федор стал Смирновым, а Григорий – Степуниным. Кроме того, у отставного сержанта появилась дворовая девка Евдокия Ефимова, 43 лет, да не одна, а с сыном – Алексеем, 19 лет. Стоит отметить, что нынешнее понятие «девка» иное, нежели, чем его употребляли в прошлом. Сейчас, несмотря на то, кто под ней понимается, она должна быть молодой, явно не 43 лет. В те времена под «девкой» подразумевалась горничная или сенная, то есть ждущая в сенях приказаний от хозяина, девушка. Почему считаем, что дворовая принадлежала не главе семьи Федору, а его брату сержанту Григорию? Во-первых, у Федора отсутствовала правовая возможность приобретения других крестьян, так как он сам принадлежал к тому же сословию. Во-вторых, Григорий, будучи военным, имел не только соответствующий статус, который был выше крестьянского, но и, участвуя в военных действиях, имел реальную возможность какого-нибудь «басурманина» пленного, в своего дворового обратить или получить его в награду за свои подвиги. Откуда Григорий их взял, неизвестно, но в годах (речь идёт о 1819 годе), в отличии от брата, «подкачал», став старше, не на 9, как нужно, а аж на 28 лет! Знать, выглядел уже на все 68, да и мамадышские священники сильно не заморачивались по поводу сравнения старых данных с действительностью. К 1823 году Григорию ещё добавят лишних годков. Если же исходить из возраста Григория, указанного в 1810 году, он мог поучаствовать в одной из войн, которые в начале ХIХ века вела Россия: Отечественной войне 1812 года, русско-турецкой 1806-1812 гг или русско-персидской 1804-1813 гг. Оттуда то и могли появиться дворовая девка с сыном. Их национальность неизвестна, но оба были крещены в православие. В 1821-1822 годах сын дворовой девки Евдокии из исповедных ведомостей по деревне Малмыжке исчезает. Что произошло? Понятно, что у Григория Степунина его статус среди односельчан был достаточно высок, все-таки военный, причем не рядовой, а унтер-офицер, да и свои дворовые есть! Такого ни у кого в деревне не было сроду!
Но статус статусом, а по сути - он такой же, в экономическом плане крестьянин, который, кроме того, должен кормить и заботиться о своей дворне. Что же делать? А не отпустить ли хозяину на время молодого и крепкого парня, сына своей дворовой девки, на заработки? И денег принесет и лишним ртом дома не будет. А ведь, нужно вспомнить, что сам Григорий со своей семьей (5 человек) обитает у своего, пусть даже младшего, брата (их трое). Да и не сбежит добрый молодец – мать то его при Григории живет. И вот, 28 июля 1821 года в Троицком соборе города Мамадыш венчаются из приходской деревни Малмышки отпущенный дворовый человек Алексей Дмитриев, 22 лет, и Мамадышского уезда села Красной Горки малороссиянина Василия Яковлева Хлопцева дочь девица Соломонида, 20 лет. Она – не местная, пришлая, видно, что из приданого – только воспоминания о своей бывшей малой родине Малороссии, поэтому то и выбирать не пришлось – за бывшего дворового замуж пошла. И тут не обошлось без нашего предка – Матвея Степанова Мартынова, который был среди поручителей этого брака, вместе с небезызвестным Федором Ивановым Смирновым и ещё двумя односельчанами. В отличии от получившего свободу Алексея, его мать пока также остается дворовой у Григория Степунина. Алексей появляется в Малмыжке только в 1823 году. Но не просто появляется, а уже проживает подворником у Григория Маркова Клинова с женой, сыном и матерью, у которой уже нет «статуса» дворовой. Да и отставной сержант Григорий Степунин к этому времени ушёл от брата и стал жить со своей семьей в своем доме. Не зря бывший дворовый два года отсутствовал.
 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
8 апреля 2018 19:47 Попытался посмотреть источники по участию мамадышцев в Пугачевском восстании. К сожалению, никаких сведений о наличии их в рядах повстанцев не нашёл. Лишь упоминания о проезде через Мамадыш войска во главе с самозванцем, когда его встретили колокольным звоном. В принципе, что могли сделать крестьяне? Приехал раз за всю историю села Царь, пусть и легитимность которого под сомнением. Как тут в колокола не позвонить?!? Да и кому бы в голову взбрело, чтобы противиться вооруженной и не слишком доброй толпе? Таковых явно не нашлось. Да и зачем?! Поклонились, хлеб-соль поднесли, в колокола позвонили - и слава Богу!!! Пронесло... А в отряды его полковника Канкаева записались крестьяне из Омарской волости, других деревень и сёл, расположенных на территории нынешнего Мамадышского района, но только не из Мамадыша и близлежащих починков и деревень, которые нам интересны. http://www.vostlit.info/Texts/.../index.htmМожет, ещё что есть? Нужно отыскать сборник "Пугачевщина", там всё-таки несколько томов источников. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
8 апреля 2018 20:03 Церковь в Малмыжке, 1980-е годы.
 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
8 апреля 2018 20:05 Любила местная молодежь фотографироваться. К сожалению, фото внутреннего убранства нет. А, ведь, там такие красивые фрески были!
 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
8 апреля 2018 23:35 Благодарю VE-LENA за предоставленную информацию.
РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
Объявляется Архипастырская благодарность.
Предсѣдателю приходскаго попечительства в селѣ Абдяхъ, Мамадышскаго уѣзда, дворянину Владиміру Ивановичу Шебалину за пожертвованія въ свою приходскую церковь.
Казанской купчихѣ Ольгѣ Павловнѣ Прибытковой за пожертвованіе въ церковь села Оштормо Юмьи.
Крестьянину села Чекурчи, Казанскаго уѣзда, Петру Порфирьевичу Беркутову за пожертвованіе въ церковь села Нырьи, Мамадышскаго уѣзда.
Прихожанам церкви села Никольскихъ Кукморъ, Казанскаго уѣзда, за пожертвованіе 559 руб. на покупку дома для прнчта.
Предсѣдателю комитетета по постройкѣ церкви въ селѣ Ульянковѣ, Свіяжскаго уѣзда, священнику В. Сухорецкому и всѣмъ жертвователямъ на построеніе ея
.Мамадышской купчихѣ Кузовниковой, Елабужской купчихѣ Стахеевой и крестьянину села УСЫ Малмыжки, Мамадышскаго уѣзда, Ежеву за ихъ труды по постройкѣ храма въ названномъ селѣ УСЫ Малмыжки и их личныя пожертвованія на оный.
С выдачею свидѣтельствъ:
Мамадышскому купцу Григорію Анисимовичу Макарову и Мамадышской же купчихѣ М. Т. Захаровой за ихъ труды по постройкѣ церкви въ деревнѣ УСЫ Малмыжкѣ, Мамадышскаго уѣзда, и личныя пожертвованія на оную.
Извести по КЕ № 10 за 1901 стр 435- 436
--- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | Лайк (1) |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
8 апреля 2018 23:37 РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА В деревнѣ Усы – Малмыжкѣ , Мамадышскаго уѣзда, освящена вновь сооруженная деревянная церковь во имя Сергія Радонежскаго чудотворца. Освященіе совершено 22-го сентября соборне и. д. благочиннаго священникомъ Мамадышскаго Троицкаго собора Константином Мудровымъ.
Известия по КЕ 21 за 1896 г стр 394- 396
Перемещены : Священник села Дюсьметева, Мамадышскаго уѣзда, Николай Николаев, — къ вновь строющейся церкви въ деревнѣ Усы-Малмыжкѣ, того же уѣзда — 18 марта.
Известия по КЕ № 9 за 1896 г стр 234- 236 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
8 апреля 2018 23:46
 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
10 апреля 2018 16:34 1642 год: В деревне Комарова (починок Комаров) – 9 дворов, 31 человек мужского пола. В деревне Беляева (починок Беляев) – 10 дворов, 26 человек мужского пола. В деревне Каменная Река – 10 дворов, 29 человек мужского пола. Деревня Максимова (Максимов починок) – 15 дворов, 51 человек мужского пола. Всего 44 двора, 137 мужского пола.
1646 год: В деревне Комарова (починок Комаров) – 10 дворов, 39 человек. В деревне Беляева (починок Беляев) – 11 дворов, 31 человек. В деревне Каменная Река – 9 дворов, 34 человека. Деревня Максимова (Максимов починок) – 14 дворов, 60 человек. Всего 44 двора, 164 человека.
Интересный факт: среди крестьян, переехавших в починок Максимов, оказался Васька Иванов сын Чернов, мещеряк, у него сын Сенька.
Значение слова Мещеряки по словарю Брокгауза и Ефрона: В древней Руси Мещерской областью назывались четыре северных уезда нынешней Рязанской губернии, по северную сторону Оки, называемую и ныне Мещерской стороной, вместе с северными уездами Тамбовской губернии (где еще в XV в. упоминаются Мещерские волости) и западными уездами Пензенской губернии. Кроме того, Мещера упоминается и в пределах бывшего Казанского царства, на правой стороне Волги, в нынешних Пензенской и Симбирской губерниях. Эта восточная Мещера, по-видимому, рано отатарилась и после покорения Казанского царства бежала за Волгу, в пределы нынешних Уфимской и Пермской губерний. Рязанско-тамбовско-пензенская Мещера ныне совершенно обрусела, хотя местами еще и отличает себя этим названием. Сохранили свою обособленность только уфимские и пермские М., живущие рядом с башкирами, входившие до 1864 г. вместе с ними в состав башкиро-мещерского войска, а позже обращенные в крестьян, говорящие и одевающиеся по-башкирски и исповедующие большей частью мусульманство. Всего их насчитывается около 140000 человек. Они различают себя от башкир, которые относятся к ним не совсемдружелюбно. Часть М. православные и сливаются мало-помалу с русскими. По своему типу М. несколько отличаются от башкир: они среднего роста(165 стм), большей частью крепкого сложения, темноволосые, с карими глазами; борода вырастает поздно; форма черепа — мезоцефалическая или брахицефалическая. Это — оседлый, домовитый народ; деревни их довольно хорошо обстроены и состоят из деревянных и даже каменных изб. Занимаются М. почти исключительно хлебопашеством; ремесел у них почти нет. Предпочитают пищу мясную и молочную, едят и конину, но в последнеевремя стали оставлять; кумыса не пьют, а употребляют чай с медом или изюмом или суррогат чая — "матрушку". Добродушны, но нравственность у них, как говорят, невысока; сутяжничество — обычное явление. Женятся не ранее 20 лет; многоженство теперь выходит из обычая; развод сравнительно легок. Большая часть работ лежит на женщинах; муж — глава семьи; вторым лицом в семье является мать мужа. Хоронят умерших в тот же день, в сидячем положении; на похоронах присутствуют одни мужчины; на 7-й и 40-й день совершаются поминки. В могилу кладут, между прочим, прут, детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие. Обыкновенно М. считают по происхождению финнами, только отатарившимися; другие видят в них преобладание монгольско-тюркских черт и считают недоказанным их финское происхождение. Д. А. Определение слова «Мещеряки» по БСЭ: Мещеряки - устаревшее название татар-мишарей (См. Мишари), живущих в Башкирской АССР. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | Лайк (1) |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
10 апреля 2018 21:54 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
12 апреля 2018 21:23 Знаменитости в Малмыжке.
Богатое прошлое и историческое предначертание Малмыжки до того прославило её…. во всей Старо-Кумызанской волости, что знаменитых людей, которые посетили нашу малую родину, никто вспомнить не может. Но всё же! В период с 1897 по 1899 годы Чебоксарскую викарную кафедру занимал епископ Антоний (Храповицкий), бывший также еще и ректором Казанской Духовной Академии. После Октябрьского переворота, в 1920 году, он стал первоиерархом Русской Православной Церкви за границей (ноябрь 1920 — 10 августа 1936).
Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние "пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи". Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой "внушения". На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской . 19 февраля 1899 года викарий Антоний, епископ Чебоксарский, прибыл в Малмыжку, посетив местные храм, приход и земское училище. Пропустим последующее служение Антония, остановившись на трагичных страницах российской истории, к которой он был причастен. Итак, будучи митрополитом Киевским и Галицким, в марте 1920 года Антоний покинул Россию, прибыв из Новороссийска в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около пяти месяцев. В сентябре 1920 года был вызван Петром Врангелем в Крым, откуда 19 ноября 1920 года эвакуировался вместе с его армией и другими беженцами в оккупированный Антантой Константинополь. 14 февраля 1921 года переехал в Сербию (Королевство сербов, хорватов и словенцев), где ему была предоставлена резиденция в Сремских Карловцах (бывший дворец Карловацких патриархов). В ноябре — декабре 1921 года в Сремских Карловцах состоялось Всезаграничное русское церковное собрание, впоследствии переименованное в Собор. Собор образовал Высшее русское церковное управление заграницей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония, принял ряд политических документов антибольшевистской направленности.
 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
|