Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Село Малмыжка

Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Теперь необходимо "расшифровать" ландратские книги и 1-ю ревизию начала 18 века, чтобы прояснить дальнейшую судьбу поселенцев.
Нашёл, к кому обратиться, осталось связаться с этими специалистами.
Интересно, а ещё источники по нашей тематике, кроме этой замечательной грамоты, есть?
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Из писцовых межевых книг 1647 года:
"К тому ж селу Мамадышу деревень:
Деревня Красная Горка, что был починок на речке
Малои Ошме. Пашни четырнатцать длинников с четью,
тринатцать поперечников, итого сто восмьдесят пять десятин
с четью в поле, а в дву по тому ж.
Деревня Комарова, Круглая то ж, что был починок на
речке на Ошме Малои. Девять длинников, полпята
поперечника, итого сорок десятин с полудесятиною
в поле, а в дву по тому ж.
Деревня Каменная Горка, что был починок, на речке
Малои Ошме. Четыре длинника с получетью, десять поперечников,
итого сорок десятин с полудесятиною в поле,
а в дву по тому ж.
Деревня Беляева, что был починок, на речке Малои
Ошме. Полчетверта длинника, десеть поперечников, в другом
конце двенатцать поперечников, а вровно иметца
одиннатцать поперечников, итого тритцать восмь
десятин с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж.
Деревня Максимова, что был починок, на речке Малои
Ошме. Двенатцать длинников, восмь поперечников,
итого девяносто шесть десятин в поле, а в дву по
тому ж.
Полянка по конец поля деревни Максимовы, а на неи..."
В общем - через пять лет после победы Давыдки Оксенова с товарищи над монастырем, если исходить из этих данных, всё перечисленные деревни уже были при селе Мамадыш, то есть во власти монастыря.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Грамота 1643 года:
"От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа
Русии в нашу отчину в Казань стольнику и воеводам нашим
князю Михаилу Михаиловичю Темкину-Ростовскому
да Степану Лукъяновичю Хру[ще]ву да дьяком
нашим Григорью Волкову да Палистрату Акинфееву...
во 129-м году пожаловали мы в Свияжскои
Богородицкои монастырь в вотчину казанскую пустошь
Момадыш, и велено им тою пустошью Вошмицею владети
к сельцу Момадышеву. А вместо оброчных денег велено
им с тое пустоши платити наши всякие доходы пробив
четвертные пашни так же, как они наши всякие доходы
платят с сельца Момадышева.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы б ис Казани
в Казанскои уезд на пустошь Малую Вошмицу послали,
ково пригож, и велели б есте ему взяти с собою тутошних
и сторонних людеи: попов и дьяконов, и
старост, и целовальников, и крестьян, и чюваши, и черемисы,
сколько человек пригож, и велели б есте ему тое
пустошь Малую Вошмицу измерити в четверти, и измеря
тое пустошь, отказати со всеми угодьи в вотчину Свияжского
Богородицкого монастыря архимариту Ермогену
з братьею, а оброчных денег у них с тое пустоши в нашу
казну вперед имати б есте не велели и из окладу те оброчные
деньги велели б есте выложить. А велели б есте
у них с тое пустоши вместо оброчных денег имати наши
всякие доходы против четвертные пашни так же, как у
них наши всякие доходы в нашу казну емлют с их с
монастырсково сельца Момадышева."
А вот и подарок царя-батюшки монастырю. Земли Вошмицы - в вотчину братии.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Крепостные в Малмыжке.

Итак, кто такие дворовые люди или дворня? Это особый разряд крепостных крестьян, которых их господа использовали в качестве домашней прислуги.
В ревизиях и других учётных документах их считали отдельно от других крестьян. Даже средней руки помещик мог содержать несколько десятков человек крепостной прислуги.
Дворовые появились в Мамадыше вместе с чиновниками-дворянами после получения бывшим селом статуса города. У новых уездных властей дел было много, и кто-то должен был заниматься домашними заботами. Правда, дворовых крестьян у мамадышских чиновников было мало, в основном каждый из них был владельцем 2-3, за редкими случаем, 4-6 душ. Такое же количество дворовых было и в последующем, вплоть до 1861 года. Богатых дворян-землевладельцев в Мамадышском уезде не имелось.
Об отношении хозяев к своим дворовым можно судить по тому, кем были крестные родители их детей, а ими были уездные чиновники и городские купцы, то есть лучшие люди, каких только можно было найти в округе.
С Мамадышем всё ясно. Неожиданным стало появление дворовых в Малмыжке! Как так! Самым большим начальником в ней был деревенский староста, избираемый всем миром на 3 года. Неужели дворяне в Малмыжку понаехали? Отнюдь…
Итак, учитывая, что сохранились не все исповедные ведомости, будем исходить из наличных.
Ещё в 1810 году в Усы-Малмышке проживали два брата, вели одно хозяйство, жили со своими семьями под одной крышей. Одного звали Федор Иванов, 37 лет, второго – Григорий Иванов, 40 лет. Первый был простым экономическим крестьянином, а вот второй – морской артиллерии отставной унтер-офицер.

В 1819 году братья с семьями по-прежнему живут вместе, только у них появились фамилии: Федор стал Смирновым, а Григорий – Степуниным. Кроме того, у отставного сержанта появилась дворовая девка Евдокия Ефимова, 43 лет, да не одна, а с сыном – Алексеем, 19 лет.
Стоит отметить, что нынешнее понятие «девка» иное, нежели, чем его употребляли в прошлом. Сейчас, несмотря на то, кто под ней понимается, она должна быть молодой, явно не 43 лет. В те времена под «девкой» подразумевалась горничная или сенная, то есть ждущая в сенях приказаний от хозяина, девушка.
Почему считаем, что дворовая принадлежала не главе семьи Федору, а его брату сержанту Григорию?
Во-первых, у Федора отсутствовала правовая возможность приобретения других крестьян, так как он сам принадлежал к тому же сословию.
Во-вторых, Григорий, будучи военным, имел не только соответствующий статус, который был выше крестьянского, но и, участвуя в военных действиях, имел реальную возможность какого-нибудь «басурманина» пленного, в своего дворового обратить или получить его в награду за свои подвиги.
Откуда Григорий их взял, неизвестно, но в годах (речь идёт о 1819 годе), в отличии от брата, «подкачал», став старше, не на 9, как нужно, а аж на 28 лет! Знать, выглядел уже на все 68, да и мамадышские священники сильно не заморачивались по поводу сравнения старых данных с действительностью. К 1823 году Григорию ещё добавят лишних годков.
Если же исходить из возраста Григория, указанного в 1810 году, он мог поучаствовать в одной из войн, которые в начале ХIХ века вела Россия: Отечественной войне 1812 года, русско-турецкой 1806-1812 гг или русско-персидской 1804-1813 гг. Оттуда то и могли появиться дворовая девка с сыном. Их национальность неизвестна, но оба были крещены в православие.
В 1821-1822 годах сын дворовой девки Евдокии из исповедных ведомостей по деревне Малмыжке исчезает.
Что произошло?
Понятно, что у Григория Степунина его статус среди односельчан был достаточно высок, все-таки военный, причем не рядовой, а унтер-офицер, да и свои дворовые есть! Такого ни у кого в деревне не было сроду!

Но статус статусом, а по сути - он такой же, в экономическом плане крестьянин, который, кроме того, должен кормить и заботиться о своей дворне. Что же делать? А не отпустить ли хозяину на время молодого и крепкого парня, сына своей дворовой девки, на заработки? И денег принесет и лишним ртом дома не будет. А ведь, нужно вспомнить, что сам Григорий со своей семьей (5 человек) обитает у своего, пусть даже младшего, брата (их трое). Да и не сбежит добрый молодец – мать то его при Григории живет.
И вот, 28 июля 1821 года в Троицком соборе города Мамадыш венчаются из приходской деревни Малмышки отпущенный дворовый человек Алексей Дмитриев, 22 лет, и Мамадышского уезда села Красной Горки малороссиянина Василия Яковлева Хлопцева дочь девица Соломонида, 20 лет. Она – не местная, пришлая, видно, что из приданого – только воспоминания о своей бывшей малой родине Малороссии, поэтому то и выбирать не пришлось – за бывшего дворового замуж пошла.
И тут не обошлось без нашего предка – Матвея Степанова Мартынова, который был среди поручителей этого брака, вместе с небезызвестным Федором Ивановым Смирновым и ещё двумя односельчанами.
В отличии от получившего свободу Алексея, его мать пока также остается дворовой у Григория Степунина.

Алексей появляется в Малмыжке только в 1823 году. Но не просто появляется, а уже проживает подворником у Григория Маркова Клинова с женой, сыном и матерью, у которой уже нет «статуса» дворовой. Да и отставной сержант Григорий Степунин к этому времени ушёл от брата и стал жить со своей семьей в своем доме. Не зря бывший дворовый два года отсутствовал.


Прикрепленный файл: дворовая девка 1822.png
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Попытался посмотреть источники по участию мамадышцев в Пугачевском восстании. К сожалению, никаких сведений о наличии их в рядах повстанцев не нашёл. Лишь упоминания о проезде через Мамадыш войска во главе с самозванцем, когда его встретили колокольным звоном. В принципе, что могли сделать крестьяне? Приехал раз за всю историю села Царь, пусть и легитимность которого под сомнением. Как тут в колокола не позвонить?!? Да и кому бы в голову взбрело, чтобы противиться вооруженной и не слишком доброй толпе? Таковых явно не нашлось. Да и зачем?! Поклонились, хлеб-соль поднесли, в колокола позвонили - и слава Богу!!! Пронесло...
А в отряды его полковника Канкаева записались крестьяне из Омарской волости, других деревень и сёл, расположенных на территории нынешнего Мамадышского района, но только не из Мамадыша и близлежащих починков и деревень, которые нам интересны.

http://www.vostlit.info/Texts/.../index.htm

Может, ещё что есть? Нужно отыскать сборник "Пугачевщина", там всё-таки несколько томов источников.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Церковь в Малмыжке, 1980-е годы.

Прикрепленный файл: IMG-20180408-WA0227.jpg
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Любила местная молодежь фотографироваться. К сожалению, фото внутреннего убранства нет. А, ведь, там такие красивые фрески были!

Прикрепленный файл: IMG-20180408-WA0226.jpg
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Благодарю VE-LENA за предоставленную информацию.

РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА

Объявляется Архипастырская благодарность.

Предсѣдателю приходскаго попечительства в селѣ Абдяхъ, Мамадышскаго уѣзда, дворянину Владиміру Ивановичу Шебалину за пожертвованія въ свою приходскую церковь.

Казанской купчихѣ Ольгѣ Павловнѣ Прибытковой за пожертвованіе въ церковь села Оштормо Юмьи.

Крестьянину села Чекурчи, Казанскаго уѣзда, Петру Порфирьевичу Беркутову за пожертвованіе въ церковь села Нырьи, Мамадышскаго уѣзда.

Прихожанам церкви села Никольскихъ Кукморъ, Казанскаго уѣзда, за пожертвованіе 559 руб. на покупку дома для прнчта.

Предсѣдателю комитетета по постройкѣ церкви въ селѣ Ульянковѣ, Свіяжскаго уѣзда, священнику В. Сухорецкому и всѣмъ жертвователямъ на построеніе ея

.Мамадышской купчихѣ Кузовниковой, Елабужской купчихѣ Стахеевой и крестьянину села УСЫ Малмыжки, Мамадышскаго уѣзда, Ежеву за ихъ труды по постройкѣ храма въ названномъ селѣ УСЫ Малмыжки и их личныя пожертвованія на оный.

С выдачею свидѣтельствъ:

Мамадышскому купцу Григорію Анисимовичу Макарову и Мамадышской же купчихѣ М. Т. Захаровой за ихъ труды по постройкѣ церкви въ деревнѣ УСЫ Малмыжкѣ, Мамадышскаго уѣзда, и личныя пожертвованія на оную.

Извести по КЕ № 10 за 1901 стр 435- 436

---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
В деревнѣ Усы – Малмыжкѣ , Мамадышскаго уѣзда, освящена вновь сооруженная деревянная церковь во имя Сергія Радонежскаго чудотворца. Освященіе совершено 22-го сентября соборне и. д. благочиннаго священникомъ Мамадышскаго Троицкаго собора Константином Мудровымъ.

Известия по КЕ 21 за 1896 г стр 394- 396

Перемещены :
Священник села Дюсьметева, Мамадышскаго уѣзда, Николай Николаев, — къ вновь строющейся церкви въ деревнѣ Усы-Малмыжкѣ, того же уѣзда — 18 марта.

Известия по КЕ № 9 за 1896 г стр 234- 236
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
Вверх ⇈