Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Село Малмыжка

Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Знаменитости в Малмыжке.

Богатое прошлое и историческое предначертание Малмыжки до того прославило её…. во всей Старо-Кумызанской волости, что знаменитых людей, которые посетили нашу малую родину, никто вспомнить не может.
Но всё же!
В период с 1897 по 1899 годы Чебоксарскую викарную кафедру занимал епископ Антоний (Храповицкий), бывший также еще и ректором Казанской Духовной Академии. После Октябрьского переворота, в 1920 году, он стал первоиерархом Русской Православной Церкви за границей (ноябрь 1920 — 10 августа 1936).

Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние "пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи". Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой "внушения". На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской .
19 февраля 1899 года викарий Антоний, епископ Чебоксарский, прибыл в Малмыжку, посетив местные храм, приход и земское училище.
Пропустим последующее служение Антония, остановившись на трагичных страницах российской истории, к которой он был причастен.
Итак, будучи митрополитом Киевским и Галицким, в марте 1920 года Антоний покинул Россию, прибыв из Новороссийска в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около пяти месяцев.
В сентябре 1920 года был вызван Петром Врангелем в Крым, откуда 19 ноября 1920 года эвакуировался вместе с его армией и другими беженцами в оккупированный Антантой Константинополь.
14 февраля 1921 года переехал в Сербию (Королевство сербов, хорватов и словенцев), где ему была предоставлена резиденция в Сремских Карловцах (бывший дворец Карловацких патриархов). В ноябре — декабре 1921 года в Сремских Карловцах состоялось Всезаграничное русское церковное собрание, впоследствии переименованное в Собор. Собор образовал Высшее русское церковное управление заграницей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония, принял ряд политических документов антибольшевистской направленности.


Прикрепленный файл: 6_67669675926_595.jpg
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Занимаясь материалом по своему прадеду, прослужившему в мамадышской полиции почти 20 лет, обнаружил один интересный документ, где увидел знакомую фамилию - Муньков в 8 отряде полицейской стражи на 13 сентября 1914 года.


Прикрепленный файл (1.pdf, 869247 байт)
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Кому и что доверяли крестьяне Малмыжки.

Вернемся к допросу бывшего писаря Шарова (в рассказе о несостоявшемся революционере), который показал, что за неделю до своего ареста посреди ночи к нему приходили бывший сельский староста Игнат Потеряхин и доверенный Андрей Дмитриевич Мартынов. Последний – отец Алексея Андреевича Мартынова, того самого, в честь которого его потомков назвали Гусаровыми. Шаров, выгораживая себя на допросе, охарактеризовал почти всех свидетелей по своему делу не только критически, можно сказать, даже вывалял их в грязи. А вот про Андрея Дмитриевича ничего плохого не сказал. Почему?
Ответ на этот вопрос заложен в слове «доверенный». Кто такой и с чем это едят? Если вернуться к главе, где рассказано о структуре власти в сельской общине, то в ней такой должности не найдется. «Доверенный», «поверенный» или, по-другому, «выборный» - эта своеобразная экстраординарная, то есть не предусмотренная для повседневной жизни, должность замещалась на основе выборов, проходивших на сходах жителей населенного пункта. Эти представители крестьянской общины решали вопросы «мира» в государственных органах, в XIX веке, в основном, в судах. Это были односельчане, в возрасте, имеющие большой жизненный опыт и уважаемые на селе.
«Выборные» известны с начала XVIII века при проведении переписей населения. Они, наряду с деревенскими старостами, были представителями крестьянской общины. С середины XIX века они стали называться «доверенными» или «поверенными».
Андрей Дмитриевич Мартынов известен в качестве «доверенного» деревни, а затем и села Малмыжка с конца XIX века, участвуя в судах по земельным спорам, а также при решении иных вопросов, связанных с землей. Правда, сам землей, чтобы в полной мере обеспечить своё многочисленное потомство, так и не обзавёлся. Поэтому то и не включил Шаров доверенного Мартынова в список местных "кровопийцев".
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Как крестьяне из Малмыжки в полицейской страже служили.

Население Малмыжки и Яковки увеличивалось, земель, которые бы в полной мере могли прокормить её жителей, становилось всё меньше. Кто-то уезжал на заработки вместе с семьей на Урал, кто-то ещё дальше. Но были и те, кто после армии, оставался в пределах родного уезда, поступая на службу в полицию.
Через несколько лет после создания полицейской стражи, в 1912 году (сведения на 10 апреля), в 8 отряде полицейской стражи, расквартированном в городе Мамадыш, кроме двух братьев Мартыновых – Николая и Кузьмы Федоровичей, проходили службу жители Малмыжки и Яковки:
младший стражник – Смирнов Максим Кузьмич, 28 лет, отставной ефрейтор 1 бригады отдельного корпуса пограничной стражи в 1905 году, в полиции – с 16.02.1909, награжден медалью за войну с Японией 1904-1905 гг, дислоцировался в г. Мамадыш, женат, 2 детей;
пешие стражники:
- Степунин Авксентий Сергеевич, 32 лет, отставной ефрейтор Лейб-гвардии Волынского полка в 1902 году, в полиции – с 19.09.1906, дислоцировался на пристани Вандовка, женат, 3 детей,
- Клинов Михаил Петрович, 39 лет, отставной рядовой 5 Восточно-сибирского стрелкового полка, награжден за войну с Японией 1904-1905 гг, в полиции – с 01.02.1911, дислоцировался в с. Кляуши, женат, 3 детей;
- Соколов Федор Иванович, 37 лет, отставной рядовой Корсунской конвойной команды в 1898 году, родом из д.Яковка, дислоцировался в с. Соколки, женат, 1 дочь;
конный стражник – Смирнов Илья Кондратьевич, 31 год, отставной рядовой Лейб-драгунского Курляндского императора Александра III полка в 1902 году, в полиции – с 23.05.1907 по 01.03.1909 (комиссован по болезни) вновь поступил 10.08.1911.
С некоторыми из них встретимся уже после революции, в советский период, когда служба в полиции выйдет «боком» бывшим служителям правопорядка.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Слова…

Если бы вы оказались в начале или середине прошлого века на улице в селе Малмыжка, то могли бы от проходивших мимо кумушек услышать следующее:
- Глико! Бают, третиво дни батя высщелочил тятю из дому. Тот зобеньку швырнул, палы опустил, бырлы надул, пакли свесил.
- Пошто ек ту?
- Дескать, он поголенки на праздник надел, а мама – стару фатку.
- Едак!
Ну и как?! Кто понял, о чем разговор? Тогда, давайте разбираться.
Жители дореволюционной России в отдельных сельских местностях, несмотря на общий корень происхождения и, конечно же, язык, в силу жизненных обстоятельств (плохие дороги, ежедневный тяжелый крестьянский труд, низкий уровень миграции внутри страны, малограмотность) не имели возможности постоянного общения с проживающими в соседних населенных пунктах. Вследствие этого, возникала своеобразная замкнутость сельских общин, которая повлияла на наличие в их языке, кроме общеупотребляемых, слов, которые были присущи только определенной деревне, селу, городу или даже губернии.
Село Малмыжка, которая была основана в середине XVIII века, это явление также не обошло стороной. В то же время, деревня Яковка, первопоселенцы которой пришли из г. Мамадыш, образовалась почти на сто лет позже, поэтому, была менее подвержена этому.
В настоящее время условия для использования в общении слов, присущих только для определенной местности, ушли в прошлое. Их употребление сузилось до незначительного количества пожилых людей. Значение же этих слов понимают лишь оставшиеся жить в деревне местные жители и некоторые выходцы из нее.
В то же время сочность, своеобразие местных слов и выражений вызывают достаточный интерес, несмотря на то, что их происхождение, в большей степени, определить уже невозможно.
Итак, приведем примеры из «русско-малмыжского» словаря:
- тятя- отец;
- батя – дед;
- пакли – руки (уничтожительно);
- зенки – глаза (уничтожительно);
- палы – глаза (в обычном значении);
- бырлы – губы (уничтожительно);
- лытки – ноги;
- ставчик – блюдо;
- манарка – куртка, телогрейка;
- зобенька – холщовая сумка с одной лякой через плечо;
- поголенки – обноски;
- лихоманка – болезнь;
- фатка – платок;
- баять – разговаривать;
- ступай – иди (обращение к собеседнику);
- глико – смотри (обращение к собеседнику);
- ба, батюшки – восклицание при удивлении;
- али – неужели (восклицательное недоумение);
- пошто ек ту – зачем, почему так;
- дескать – неопределенно, возможно;
- едак – конечно, точно так;
- стрель – выражение недовольства кем-либо или чем-либо;
- дека – где;
- знамо – конечно;
- зачапурить – приставать, привязаться;
- высщелочить – выставить;
- загодя – заранее;
- воседто – на днях, в прошлом времени;
- третиво дни – три дня назад;
- уповод – промежуток времени;
- швырнуть - оттолкнуть, отбросить;
Кроме того, окончание существительных и прилагательных множественного числа («-и»), а также некоторых других прилагательных, не употреблялось (вспомни про «стару фатку»). Наверное, наши предки так много работали, что на длинные разговоры просто времени не было: «Все сделано рукам», «Обошли кругом своим ногам», «Вижу свет твоим глазам».
Ну, а теперь! Если вы недостаточно изучили или плохо знаете язык предков, тогда…
- Зенки подними, а то, знамо! Тятя пакли оторвет!
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
Ezhova_M

Ezhova_M

Санкт-Петербург
Сообщений: 167
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 204
По сообщению пользователя Ryslaniys https://forum.vgd.ru/post/508/70757/p2017013.htm#pp2017013 проверяла версию
переселения моего предка в Енисейскую губернию. (Ф.160 Оп.1 Д.2364 1-99 Материалы о приписке переселенцев
к Петровской волости Ачинского уезда (п. уч. Тайменька), 1912-1914 гг.)

Ф.160 Оп.1 Д.2364 Материалы о приписке переселенцев к Петровской волости Ачинского уезда (из архива ГАКК).
http://catalog.krasarh.ru:9090...ct/1761666

Оказалось, что это не мой прадед, но приведу здесь список семей, пригодится другим.

Переселились из Малмыжки:
Ежов Дмитрий Яковлевич с женой Марией Матвеевной и их дети: Михаил, Иван, Яков, Павел и Александра.
Смирнов Дементий Егоров и Евдокия Анисимовна с детьми: Петр и Наталья.
Смирнов Тимофей Федорович и Надежда Алексеевна с сыном Иваном.
---
Матвеевы, Анисьины (Маколово Ардатовского уезда Симбирской губ.)
Ежовы, Клиновы (Малмыжка Мамадышского уезда Казанской губ.)
Фокины, Бурдины из г. Мамадыш
Поповы (Силкина Соликамского уезда Пермской губ.)
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Как в Малмыжке налоги платили.

После перехода в 1764 году в категорию экономических крестьяне вместо податей монастырю стали платить установленные государством налоги. Рассмотрим, какова была их система в конце XVIII – начале XIX веков применительно к нашей малой родины.
Наступил 1797 год. Два месяца прошло, как на императорский престол вступил сын Екатерины Великой – «романтик на троне» Павел I.
В это время деревня Уса расширилась от одноименной речки, дойдя до другой речки, добавив к своему наименованию «Малмыжка тож».
Итак, согласно «Книги окладной Мамадышского уездного казначейства о сборе подушных, оброчных и накладных по 2 копейки с рубля денег с экономических крестьян за 1797 год» в деревне Усы Малмыжка тож обитало 105 «мужеска пола душ». С них в течении года должно было быть взыскано в государеву казну:
- подушных (по 85 копеек на «душу») – 89 рублей 25 копеек,
- «вновь повеленным именным Его Императорским Величеством Высочайшим указом 10 декабря 1796 года вместо хлебной подати по 15 копеек» - 15 рублей 75 копеек,
- с них накладных – 31½ копейки,
- оброчных (по 3 рубля с «души») – 315 рублей,
- накладных по 9 копеек с рубля (оброчные+подушные) – 8 рублей 8½ копейки.
Указом от 19 сентября 1797 года для крестьян отменена повинность держать лошадей для армии и давать продовольствие, вместо этого стали брать «на полковых подъемных лошадей по 13 копеек» - 13 рублей 65 копеек.
Собирали налоги в три захода: на 20 февраля, на 15 октября – почти по половине и небольшой остаток – к 1 ноября.
Кроме реальных денег, казначейство зачло ранее сданную отмененную хлебную подать: «Зачтено вместо подушной за сданную хлебную подать 14 кулей по 25 копеек – 3 рубля 50 копеек».
Всего за год малмыжские крестьяне выплатили государству 438 рублей 55 копеек.
Прошло два года. Править Павлу I оставалось ещё год с четвертью. Налоги «пошли в гору», несмотря на отмену некоторых из них. 105 мужеских душ стали платить:
- подушных (по 1 рублю 26 копеек на «душу») – 132 рубля 30 копеек,
- оброчных (по 5 рублей с «души») – 525 рублей,
- накладных по 2 копейки с рубля – 12 рублей 60 копеек (примечание - ошиблись счетоводы на 0,546 рубля).
Всего за 1800 год малмыжские крестьяне оплатили государству 669 рублей 90 копеек.

ф.566, о.8, д.3 и ф.566, о.11, д.1 НА РТ
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Как в Малмыжке с «зеленым змием» боролись. Начало.

Одной из российских бед, кроме известных двух, была ещё одна – склонность к «горячительным» напиткам. Сия чаша не миновала и крестьян Малмыжки и Яковки. При отсутствии торговых мест, где водился «зелёный змий», спиртное, в большей части, шло своё, домашнее.
Российские власти решили урегулировать этот вопрос, создав по закону «Об изменении правил торговли крепкими напитками» от 14 мая 1885 года по питейным делам присутствия (уездные и губернские). Компетенция уездных присутствий определяется, в общих чертах, статьей 462 установления об акцизных сборах, по которой на них возлагалось принятие мер к тому, чтобы:
1) число заведений для раздробительной (розничной) торговли крепкими напитками не превышало в каждой местности действительной в них потребности, в ущерб интересам народной нравственности;
2) к раздробительной торговле питьями не допускались лица неблагонадежные,
3) излишние стеснения питейной торговли не порождали корчемства;
4) в раздробительной торговле питьями не установлялось монополии.
Законом от 6 июня 1894 г. «О казенной продаже питий» питейные присутствия были упразднены. Наступило время государственной монополии на спиртные напитки.

А что было у нас?
Желающих получить прибыль от торговли вином и водкой было достаточно. Кроме местных мещан и купцов, а также зажиточных крестьян, которые могли позволить себе открытие одного-двух питейных заведений, на рынок алкоголя вышли «акулы» торговли.
Так, в уездное по питейным делам присутствие 11 октября 1885 года обратились через своего доверенного елабужские купцы Степанов и Иван Григорьев Стахеев :
«Желая открыть с 1 января 1886 года винную лавочку в с. Малмыжка Старо-Кумызанской волости покорнейше прошу на право открытия и содержания таковой с 1 января 1886 года выдать разрешение».
Если местные писали такие заявления от руки, то елабужские купцы прислали в присутствие пачку заявлений почти на все мало-мальские села и деревни уезда, отпечатав их в типографии: в них оставалось только вписать населенный пункт и волость.

Для справки:
Иван Григорьевич Стахеев - потомственный почетный гражданин города Елабуги. Скончался в 1907 году, на 72 году жизни. Был известен не только по купеческим делам («Торговый дом Стахеевых» со множеством филиалов по всей России, пароходы, баржи, различные торговые общества), но и как благотворитель. Жертвовал немалые суммы для богоугодных дел. В Елабуге на его средства была устроена богадельня для бедных, выстроена второклассная уездная школа, содержалось несколько бесплатных столовых для малоимущих .

Понимая, что открытие питейных заведений негативно скажется на экономическом и нравственном состоянии крестьян, несмотря на возможный доход от акцизов для государственной казны, не приняв во внимание любовь Стахеева и ему подобных к благотворительности, Мамадышское уездное по питейным делам присутствие 24 июля 1888 года поступило своеобразно: обратилось ко всем сельским обществам рассмотреть на своих сходах возможность запрета на три года открытия этих злачных мест.

24 сентября 1888 года 122 малмыжских домохозяина, составлявших 2/3 глав семейств, за исключением вдов, сирот, не пользующихся земельным наделом и правом голоса, собрались обсудить обращение уездного присутствия.
Постановили: с 1889 по 1892 год «в своё селение заведений производящих торговлю горячими напитками (примечание автора – по-видимому, постеснялись назвать их прямо – «спиртными») не допускать, потому что наше хозяйство крайне оскудевшее, из-за чего становимся неисправными плательщиками казенных сборов, накапливая недоимки, молодёжь пускается в распутство, причиной пожаров, а имущество по описи направляется на торги» .
Сумбурно, но крайне правильно были перечислены проблемы излишней любви к алкоголю малмыжских обывателей.
Через день, 26 сентября, сельский сход во главе с сельским старостой Степаном Тимофеевым Конахиным по тому же вопросу прошёл в Яковке.
А теперь почувствуйте разницу. Из приговора схода крестьян Яковки: «торговлю спиртными напитками не допускать, так как маленькое наше хозяйство может прийти в упадок, в момент накопить на себя никогда не бывшей за нами недоимки и тем лишиться своего хозяйства».

Какие выводы можно сделать из содержания написанного в приговорах? Итак, на 1888 год, в отличие от Малмыжского, Яковское сельское общество вовремя и в полном объеме платило государственные налоги, поведение молодёжи в деревне, в большей степени, контролировалось старшим поколением, пожаров, причиной которых было пьянство, не вспомнилось, имущество за долги не продавалось.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Фонд № 1006, опись № 1, дела № 14, 31 и 78 НА РТ
О купце Стахееве - http://elabuga.bezformata.ru/l.../45126792/
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Сведения на крестьян Максимова починка на 22 января 1719 года: староста Илья Петров, выборные Федот Семенов и Родион Сидоров.
- Илья Петров, 30, у него отец Петр Григорьев, 70,
- Федот Семенов, 80, у него сын Еремей, 30, у Еремея сын Петр, 4,
- Родион Сидоров, 80, у него сын Михайла, 60,
Рядовые:
- Илья Панкратов, 30, у него сын Степан, 10,
- Захар Панкратов, 28,
- Петр Прокофьев, 50, у него сын Яков, 6,
- Иван Ларионов, 70, у него сын Иван, 23, у него сын Иван, 3,
- Федот Тимофеев, 25, у него брат Лаврентий, 10, у Федота дети Степан, 3, Иван, недели,
- Федор Семенов, 70, у него дети Федот, 15, Терентий, 6,
- Сидор Семенов, 40, у него дети Пантелей, 17, Осип, 10,
- Иван Филиппов, 45,
- Никита Иванов, 60, у него племянник Дмитрий, 30, и Никита , 20, Ивановы, у Никиты сын Григорий, 5 недель,
- Евдоким Матвеев, 80, у него сын Яков, 25, у него сын Михайл, 5 недель,
- Михаил Евдокимов, 60, у него дети Данило, 8, Тимофей, 6,
- Марко Степанов, 45, у него сын Алексей, 10, да племянник, Константин Савинов, 20,
- Савелий Любимов, 20,
- Никифор Марков, 80, у него сын Иван, 20,
- Леонтий Федоров, 70, у него сын Лукоян, 20, (примечание – в будущем Ежовы, переведенные в новопоселенную Усу),
- Парамон Степанов, 50, у него сын Фрол, 20,
- Степан Васильев, 46, у него брат Семен, 35, у Степана сын Григорий, 10.
Ф.350, оп.2, д.1084, л.д. 58-59 РГАДА
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
Вверх ⇈