Село Малмыжка
Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
10 апреля 2018 16:34 1642 год: В деревне Комарова (починок Комаров) – 9 дворов, 31 человек мужского пола. В деревне Беляева (починок Беляев) – 10 дворов, 26 человек мужского пола. В деревне Каменная Река – 10 дворов, 29 человек мужского пола. Деревня Максимова (Максимов починок) – 15 дворов, 51 человек мужского пола. Всего 44 двора, 137 мужского пола.
1646 год: В деревне Комарова (починок Комаров) – 10 дворов, 39 человек. В деревне Беляева (починок Беляев) – 11 дворов, 31 человек. В деревне Каменная Река – 9 дворов, 34 человека. Деревня Максимова (Максимов починок) – 14 дворов, 60 человек. Всего 44 двора, 164 человека.
Интересный факт: среди крестьян, переехавших в починок Максимов, оказался Васька Иванов сын Чернов, мещеряк, у него сын Сенька.
Значение слова Мещеряки по словарю Брокгауза и Ефрона: В древней Руси Мещерской областью назывались четыре северных уезда нынешней Рязанской губернии, по северную сторону Оки, называемую и ныне Мещерской стороной, вместе с северными уездами Тамбовской губернии (где еще в XV в. упоминаются Мещерские волости) и западными уездами Пензенской губернии. Кроме того, Мещера упоминается и в пределах бывшего Казанского царства, на правой стороне Волги, в нынешних Пензенской и Симбирской губерниях. Эта восточная Мещера, по-видимому, рано отатарилась и после покорения Казанского царства бежала за Волгу, в пределы нынешних Уфимской и Пермской губерний. Рязанско-тамбовско-пензенская Мещера ныне совершенно обрусела, хотя местами еще и отличает себя этим названием. Сохранили свою обособленность только уфимские и пермские М., живущие рядом с башкирами, входившие до 1864 г. вместе с ними в состав башкиро-мещерского войска, а позже обращенные в крестьян, говорящие и одевающиеся по-башкирски и исповедующие большей частью мусульманство. Всего их насчитывается около 140000 человек. Они различают себя от башкир, которые относятся к ним не совсемдружелюбно. Часть М. православные и сливаются мало-помалу с русскими. По своему типу М. несколько отличаются от башкир: они среднего роста(165 стм), большей частью крепкого сложения, темноволосые, с карими глазами; борода вырастает поздно; форма черепа — мезоцефалическая или брахицефалическая. Это — оседлый, домовитый народ; деревни их довольно хорошо обстроены и состоят из деревянных и даже каменных изб. Занимаются М. почти исключительно хлебопашеством; ремесел у них почти нет. Предпочитают пищу мясную и молочную, едят и конину, но в последнеевремя стали оставлять; кумыса не пьют, а употребляют чай с медом или изюмом или суррогат чая — "матрушку". Добродушны, но нравственность у них, как говорят, невысока; сутяжничество — обычное явление. Женятся не ранее 20 лет; многоженство теперь выходит из обычая; развод сравнительно легок. Большая часть работ лежит на женщинах; муж — глава семьи; вторым лицом в семье является мать мужа. Хоронят умерших в тот же день, в сидячем положении; на похоронах присутствуют одни мужчины; на 7-й и 40-й день совершаются поминки. В могилу кладут, между прочим, прут, детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие. Обыкновенно М. считают по происхождению финнами, только отатарившимися; другие видят в них преобладание монгольско-тюркских черт и считают недоказанным их финское происхождение. Д. А. Определение слова «Мещеряки» по БСЭ: Мещеряки - устаревшее название татар-мишарей (См. Мишари), живущих в Башкирской АССР. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | Лайк (1) |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
10 апреля 2018 21:54 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
12 апреля 2018 21:23 Знаменитости в Малмыжке.
Богатое прошлое и историческое предначертание Малмыжки до того прославило её…. во всей Старо-Кумызанской волости, что знаменитых людей, которые посетили нашу малую родину, никто вспомнить не может. Но всё же! В период с 1897 по 1899 годы Чебоксарскую викарную кафедру занимал епископ Антоний (Храповицкий), бывший также еще и ректором Казанской Духовной Академии. После Октябрьского переворота, в 1920 году, он стал первоиерархом Русской Православной Церкви за границей (ноябрь 1920 — 10 августа 1936).
Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние "пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи". Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой "внушения". На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской . 19 февраля 1899 года викарий Антоний, епископ Чебоксарский, прибыл в Малмыжку, посетив местные храм, приход и земское училище. Пропустим последующее служение Антония, остановившись на трагичных страницах российской истории, к которой он был причастен. Итак, будучи митрополитом Киевским и Галицким, в марте 1920 года Антоний покинул Россию, прибыв из Новороссийска в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около пяти месяцев. В сентябре 1920 года был вызван Петром Врангелем в Крым, откуда 19 ноября 1920 года эвакуировался вместе с его армией и другими беженцами в оккупированный Антантой Константинополь. 14 февраля 1921 года переехал в Сербию (Королевство сербов, хорватов и словенцев), где ему была предоставлена резиденция в Сремских Карловцах (бывший дворец Карловацких патриархов). В ноябре — декабре 1921 года в Сремских Карловцах состоялось Всезаграничное русское церковное собрание, впоследствии переименованное в Собор. Собор образовал Высшее русское церковное управление заграницей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония, принял ряд политических документов антибольшевистской направленности.
 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
13 апреля 2018 13:28 13 апреля 2018 13:31 Занимаясь материалом по своему прадеду, прослужившему в мамадышской полиции почти 20 лет, обнаружил один интересный документ, где увидел знакомую фамилию - Муньков в 8 отряде полицейской стражи на 13 сентября 1914 года.
Прикрепленный файл (1.pdf, 869247 байт)--- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
20 апреля 2018 22:56 Кому и что доверяли крестьяне Малмыжки.
Вернемся к допросу бывшего писаря Шарова (в рассказе о несостоявшемся революционере), который показал, что за неделю до своего ареста посреди ночи к нему приходили бывший сельский староста Игнат Потеряхин и доверенный Андрей Дмитриевич Мартынов. Последний – отец Алексея Андреевича Мартынова, того самого, в честь которого его потомков назвали Гусаровыми. Шаров, выгораживая себя на допросе, охарактеризовал почти всех свидетелей по своему делу не только критически, можно сказать, даже вывалял их в грязи. А вот про Андрея Дмитриевича ничего плохого не сказал. Почему? Ответ на этот вопрос заложен в слове «доверенный». Кто такой и с чем это едят? Если вернуться к главе, где рассказано о структуре власти в сельской общине, то в ней такой должности не найдется. «Доверенный», «поверенный» или, по-другому, «выборный» - эта своеобразная экстраординарная, то есть не предусмотренная для повседневной жизни, должность замещалась на основе выборов, проходивших на сходах жителей населенного пункта. Эти представители крестьянской общины решали вопросы «мира» в государственных органах, в XIX веке, в основном, в судах. Это были односельчане, в возрасте, имеющие большой жизненный опыт и уважаемые на селе. «Выборные» известны с начала XVIII века при проведении переписей населения. Они, наряду с деревенскими старостами, были представителями крестьянской общины. С середины XIX века они стали называться «доверенными» или «поверенными». Андрей Дмитриевич Мартынов известен в качестве «доверенного» деревни, а затем и села Малмыжка с конца XIX века, участвуя в судах по земельным спорам, а также при решении иных вопросов, связанных с землей. Правда, сам землей, чтобы в полной мере обеспечить своё многочисленное потомство, так и не обзавёлся. Поэтому то и не включил Шаров доверенного Мартынова в список местных "кровопийцев". --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
20 апреля 2018 22:57 Как крестьяне из Малмыжки в полицейской страже служили.
Население Малмыжки и Яковки увеличивалось, земель, которые бы в полной мере могли прокормить её жителей, становилось всё меньше. Кто-то уезжал на заработки вместе с семьей на Урал, кто-то ещё дальше. Но были и те, кто после армии, оставался в пределах родного уезда, поступая на службу в полицию. Через несколько лет после создания полицейской стражи, в 1912 году (сведения на 10 апреля), в 8 отряде полицейской стражи, расквартированном в городе Мамадыш, кроме двух братьев Мартыновых – Николая и Кузьмы Федоровичей, проходили службу жители Малмыжки и Яковки: младший стражник – Смирнов Максим Кузьмич, 28 лет, отставной ефрейтор 1 бригады отдельного корпуса пограничной стражи в 1905 году, в полиции – с 16.02.1909, награжден медалью за войну с Японией 1904-1905 гг, дислоцировался в г. Мамадыш, женат, 2 детей; пешие стражники: - Степунин Авксентий Сергеевич, 32 лет, отставной ефрейтор Лейб-гвардии Волынского полка в 1902 году, в полиции – с 19.09.1906, дислоцировался на пристани Вандовка, женат, 3 детей, - Клинов Михаил Петрович, 39 лет, отставной рядовой 5 Восточно-сибирского стрелкового полка, награжден за войну с Японией 1904-1905 гг, в полиции – с 01.02.1911, дислоцировался в с. Кляуши, женат, 3 детей; - Соколов Федор Иванович, 37 лет, отставной рядовой Корсунской конвойной команды в 1898 году, родом из д.Яковка, дислоцировался в с. Соколки, женат, 1 дочь; конный стражник – Смирнов Илья Кондратьевич, 31 год, отставной рядовой Лейб-драгунского Курляндского императора Александра III полка в 1902 году, в полиции – с 23.05.1907 по 01.03.1909 (комиссован по болезни) вновь поступил 10.08.1911. С некоторыми из них встретимся уже после революции, в советский период, когда служба в полиции выйдет «боком» бывшим служителям правопорядка. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
24 мая 2018 9:36 Слова…
Если бы вы оказались в начале или середине прошлого века на улице в селе Малмыжка, то могли бы от проходивших мимо кумушек услышать следующее: - Глико! Бают, третиво дни батя высщелочил тятю из дому. Тот зобеньку швырнул, палы опустил, бырлы надул, пакли свесил. - Пошто ек ту? - Дескать, он поголенки на праздник надел, а мама – стару фатку. - Едак! Ну и как?! Кто понял, о чем разговор? Тогда, давайте разбираться. Жители дореволюционной России в отдельных сельских местностях, несмотря на общий корень происхождения и, конечно же, язык, в силу жизненных обстоятельств (плохие дороги, ежедневный тяжелый крестьянский труд, низкий уровень миграции внутри страны, малограмотность) не имели возможности постоянного общения с проживающими в соседних населенных пунктах. Вследствие этого, возникала своеобразная замкнутость сельских общин, которая повлияла на наличие в их языке, кроме общеупотребляемых, слов, которые были присущи только определенной деревне, селу, городу или даже губернии. Село Малмыжка, которая была основана в середине XVIII века, это явление также не обошло стороной. В то же время, деревня Яковка, первопоселенцы которой пришли из г. Мамадыш, образовалась почти на сто лет позже, поэтому, была менее подвержена этому. В настоящее время условия для использования в общении слов, присущих только для определенной местности, ушли в прошлое. Их употребление сузилось до незначительного количества пожилых людей. Значение же этих слов понимают лишь оставшиеся жить в деревне местные жители и некоторые выходцы из нее. В то же время сочность, своеобразие местных слов и выражений вызывают достаточный интерес, несмотря на то, что их происхождение, в большей степени, определить уже невозможно. Итак, приведем примеры из «русско-малмыжского» словаря: - тятя- отец; - батя – дед; - пакли – руки (уничтожительно); - зенки – глаза (уничтожительно); - палы – глаза (в обычном значении); - бырлы – губы (уничтожительно); - лытки – ноги; - ставчик – блюдо; - манарка – куртка, телогрейка; - зобенька – холщовая сумка с одной лякой через плечо; - поголенки – обноски; - лихоманка – болезнь; - фатка – платок; - баять – разговаривать; - ступай – иди (обращение к собеседнику); - глико – смотри (обращение к собеседнику); - ба, батюшки – восклицание при удивлении; - али – неужели (восклицательное недоумение); - пошто ек ту – зачем, почему так; - дескать – неопределенно, возможно; - едак – конечно, точно так; - стрель – выражение недовольства кем-либо или чем-либо; - дека – где; - знамо – конечно; - зачапурить – приставать, привязаться; - высщелочить – выставить; - загодя – заранее; - воседто – на днях, в прошлом времени; - третиво дни – три дня назад; - уповод – промежуток времени; - швырнуть - оттолкнуть, отбросить; Кроме того, окончание существительных и прилагательных множественного числа («-и»), а также некоторых других прилагательных, не употреблялось (вспомни про «стару фатку»). Наверное, наши предки так много работали, что на длинные разговоры просто времени не было: «Все сделано рукам», «Обошли кругом своим ногам», «Вижу свет твоим глазам». Ну, а теперь! Если вы недостаточно изучили или плохо знаете язык предков, тогда… - Зенки подними, а то, знамо! Тятя пакли оторвет! --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | Лайк (1) |
Ezhova_M Санкт-Петербург Сообщений: 167 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 204 | Наверх ##
9 августа 2018 20:30 9 августа 2018 20:32 По сообщению пользователя Ryslaniys https://forum.vgd.ru/post/508/70757/p2017013.htm#pp2017013 проверяла версию переселения моего предка в Енисейскую губернию. (Ф.160 Оп.1 Д.2364 1-99 Материалы о приписке переселенцев к Петровской волости Ачинского уезда (п. уч. Тайменька), 1912-1914 гг.) Ф.160 Оп.1 Д.2364 Материалы о приписке переселенцев к Петровской волости Ачинского уезда (из архива ГАКК). http://catalog.krasarh.ru:9090...ct/1761666Оказалось, что это не мой прадед, но приведу здесь список семей, пригодится другим. Переселились из Малмыжки: Ежов Дмитрий Яковлевич с женой Марией Матвеевной и их дети: Михаил, Иван, Яков, Павел и Александра. Смирнов Дементий Егоров и Евдокия Анисимовна с детьми: Петр и Наталья. Смирнов Тимофей Федорович и Надежда Алексеевна с сыном Иваном. --- Матвеевы, Анисьины (Маколово Ардатовского уезда Симбирской губ.)
Ежовы, Клиновы (Малмыжка Мамадышского уезда Казанской губ.)
Фокины, Бурдины из г. Мамадыш
Поповы (Силкина Соликамского уезда Пермской губ.) | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
14 августа 2018 17:29 Как в Малмыжке налоги платили.
После перехода в 1764 году в категорию экономических крестьяне вместо податей монастырю стали платить установленные государством налоги. Рассмотрим, какова была их система в конце XVIII – начале XIX веков применительно к нашей малой родины. Наступил 1797 год. Два месяца прошло, как на императорский престол вступил сын Екатерины Великой – «романтик на троне» Павел I. В это время деревня Уса расширилась от одноименной речки, дойдя до другой речки, добавив к своему наименованию «Малмыжка тож». Итак, согласно «Книги окладной Мамадышского уездного казначейства о сборе подушных, оброчных и накладных по 2 копейки с рубля денег с экономических крестьян за 1797 год» в деревне Усы Малмыжка тож обитало 105 «мужеска пола душ». С них в течении года должно было быть взыскано в государеву казну: - подушных (по 85 копеек на «душу») – 89 рублей 25 копеек, - «вновь повеленным именным Его Императорским Величеством Высочайшим указом 10 декабря 1796 года вместо хлебной подати по 15 копеек» - 15 рублей 75 копеек, - с них накладных – 31½ копейки, - оброчных (по 3 рубля с «души») – 315 рублей, - накладных по 9 копеек с рубля (оброчные+подушные) – 8 рублей 8½ копейки. Указом от 19 сентября 1797 года для крестьян отменена повинность держать лошадей для армии и давать продовольствие, вместо этого стали брать «на полковых подъемных лошадей по 13 копеек» - 13 рублей 65 копеек. Собирали налоги в три захода: на 20 февраля, на 15 октября – почти по половине и небольшой остаток – к 1 ноября. Кроме реальных денег, казначейство зачло ранее сданную отмененную хлебную подать: «Зачтено вместо подушной за сданную хлебную подать 14 кулей по 25 копеек – 3 рубля 50 копеек». Всего за год малмыжские крестьяне выплатили государству 438 рублей 55 копеек. Прошло два года. Править Павлу I оставалось ещё год с четвертью. Налоги «пошли в гору», несмотря на отмену некоторых из них. 105 мужеских душ стали платить: - подушных (по 1 рублю 26 копеек на «душу») – 132 рубля 30 копеек, - оброчных (по 5 рублей с «души») – 525 рублей, - накладных по 2 копейки с рубля – 12 рублей 60 копеек (примечание - ошиблись счетоводы на 0,546 рубля). Всего за 1800 год малмыжские крестьяне оплатили государству 669 рублей 90 копеек.
ф.566, о.8, д.3 и ф.566, о.11, д.1 НА РТ --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
22 августа 2018 15:35 22 августа 2018 15:41 Как в Малмыжке с «зеленым змием» боролись. Начало.
Одной из российских бед, кроме известных двух, была ещё одна – склонность к «горячительным» напиткам. Сия чаша не миновала и крестьян Малмыжки и Яковки. При отсутствии торговых мест, где водился «зелёный змий», спиртное, в большей части, шло своё, домашнее. Российские власти решили урегулировать этот вопрос, создав по закону «Об изменении правил торговли крепкими напитками» от 14 мая 1885 года по питейным делам присутствия (уездные и губернские). Компетенция уездных присутствий определяется, в общих чертах, статьей 462 установления об акцизных сборах, по которой на них возлагалось принятие мер к тому, чтобы: 1) число заведений для раздробительной (розничной) торговли крепкими напитками не превышало в каждой местности действительной в них потребности, в ущерб интересам народной нравственности; 2) к раздробительной торговле питьями не допускались лица неблагонадежные, 3) излишние стеснения питейной торговли не порождали корчемства; 4) в раздробительной торговле питьями не установлялось монополии. Законом от 6 июня 1894 г. «О казенной продаже питий» питейные присутствия были упразднены. Наступило время государственной монополии на спиртные напитки.
А что было у нас? Желающих получить прибыль от торговли вином и водкой было достаточно. Кроме местных мещан и купцов, а также зажиточных крестьян, которые могли позволить себе открытие одного-двух питейных заведений, на рынок алкоголя вышли «акулы» торговли. Так, в уездное по питейным делам присутствие 11 октября 1885 года обратились через своего доверенного елабужские купцы Степанов и Иван Григорьев Стахеев : «Желая открыть с 1 января 1886 года винную лавочку в с. Малмыжка Старо-Кумызанской волости покорнейше прошу на право открытия и содержания таковой с 1 января 1886 года выдать разрешение». Если местные писали такие заявления от руки, то елабужские купцы прислали в присутствие пачку заявлений почти на все мало-мальские села и деревни уезда, отпечатав их в типографии: в них оставалось только вписать населенный пункт и волость.
Для справки: Иван Григорьевич Стахеев - потомственный почетный гражданин города Елабуги. Скончался в 1907 году, на 72 году жизни. Был известен не только по купеческим делам («Торговый дом Стахеевых» со множеством филиалов по всей России, пароходы, баржи, различные торговые общества), но и как благотворитель. Жертвовал немалые суммы для богоугодных дел. В Елабуге на его средства была устроена богадельня для бедных, выстроена второклассная уездная школа, содержалось несколько бесплатных столовых для малоимущих .
Понимая, что открытие питейных заведений негативно скажется на экономическом и нравственном состоянии крестьян, несмотря на возможный доход от акцизов для государственной казны, не приняв во внимание любовь Стахеева и ему подобных к благотворительности, Мамадышское уездное по питейным делам присутствие 24 июля 1888 года поступило своеобразно: обратилось ко всем сельским обществам рассмотреть на своих сходах возможность запрета на три года открытия этих злачных мест. 24 сентября 1888 года 122 малмыжских домохозяина, составлявших 2/3 глав семейств, за исключением вдов, сирот, не пользующихся земельным наделом и правом голоса, собрались обсудить обращение уездного присутствия. Постановили: с 1889 по 1892 год «в своё селение заведений производящих торговлю горячими напитками (примечание автора – по-видимому, постеснялись назвать их прямо – «спиртными») не допускать, потому что наше хозяйство крайне оскудевшее, из-за чего становимся неисправными плательщиками казенных сборов, накапливая недоимки, молодёжь пускается в распутство, причиной пожаров, а имущество по описи направляется на торги» . Сумбурно, но крайне правильно были перечислены проблемы излишней любви к алкоголю малмыжских обывателей. Через день, 26 сентября, сельский сход во главе с сельским старостой Степаном Тимофеевым Конахиным по тому же вопросу прошёл в Яковке. А теперь почувствуйте разницу. Из приговора схода крестьян Яковки: «торговлю спиртными напитками не допускать, так как маленькое наше хозяйство может прийти в упадок, в момент накопить на себя никогда не бывшей за нами недоимки и тем лишиться своего хозяйства».
Какие выводы можно сделать из содержания написанного в приговорах? Итак, на 1888 год, в отличие от Малмыжского, Яковское сельское общество вовремя и в полном объеме платило государственные налоги, поведение молодёжи в деревне, в большей степени, контролировалось старшим поколением, пожаров, причиной которых было пьянство, не вспомнилось, имущество за долги не продавалось. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | Лайк (1) |
|