Прежде, чем открывать новые темы, познакомьтесь со списком тем, уже открытых. Просьба - по отдельным фамилиям темы не открывать. |
Старообрядчество Западной Сибири
Собираем материал
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 888 | Наверх ##
24 ноября 2008 3:17 6 февраля 2024 8:36СОЛОНЕШЕНСКИЙ РАЙОН К знатокам истории Алтайского края! Почти 20 лет прошло с начала поисков моих корней. Сейчас я знаю фамилию рода бабушки (материнская ветвь), так же стало понятно, что жили они в другой волости. Родные жили кучно в Змеиногорском уезде, редко кто отлучался. Мой прадед ВОЛОДИМЕРСКОЙ ЕВЛАМПИЙ АГАПОВИЧ, очевидно, в поисках лучшей земли временно был в д.Тумановой, в это время и родилась моя бабушка, но в переписи 1917г можно узнать, что Евлампий и часть рода основались в д.ПЕРЕКЛИЧНАЯ Александровской волости Змеиногорского уезда, недалеко от с.ПЛОСКОЕ, в котором прадед был рожден и в котором жили другая часть ВОЛОДИМЕРСКИХ. С начала 20 века их фамилию стали записывать по иному, Володимерские стали Владимирскими, Володимеровы - Владимировыми. Если кто то знает историю людей из этих селений, пишите ... Ссылка на тему по истории старообрядческих сел КВГО (с.Староалейское) https://forum.vgd.ru/3164/97866/#last
--- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | Лайк (1) |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14599 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8863 | Наверх ##
26 марта 2011 21:15д. Корчина Карасёвской вол. Барнаульского у. д. Корчина Карасёвской вол. Барнаульского у. входила в состав старообрядческой общины поморского законобрачного согласия. Метрические книги общины сохранились за период 1910-1919 гг. | | |
АЛЕКСАНДР 84 Омск-Москва Сообщений: 312 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 669 | Наверх ##
4 апреля 2011 19:33 5 апреля 2011 14:16Портал Сибиряка | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14599 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8863 | Наверх ##
4 апреля 2011 20:23 АЛЕКСАНДР 84 написал: [q] Вот интересный портал рассказывающий о жизни в Сибири о современном бытии старообрядцев. http://sibirica.su/[/q]
Старинным и современным староверам посвящены отдельные публикации в разделах: ЧитальняСундукЗаимка | | |
elcher Москва Сообщений: 5980 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6022
| Наверх ##
10 апреля 2011 12:47 В свое время сделала несколько выписок из статьи Старухина Н.А. Из истории старообрядчества и старообрядческих согласий Залесовского района. //Залесовское Причумышье: Очерки истории и культуры. Барнаул, 2004 г. Возможно, кому-то они тоже пригодятся.
В отличие от соседнего Тальменского района с изначальным влиянием в нем поморского согласия, в Залесовском районе значительное распространение получили различные направления так называемой беглопоповщины.
В феврале 1776 г. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства, выполняя Указ Сената от 19.01.1765 г., составила именную роспись крестьян, записавшихся в раскол по заводскому ведомству. По Белоярской (Чумышской) слободе в роспись попали зафиксированные в ней деревни с проживавшими в них старообрядцами: Зырянова, Наумова, Макарова, Шмакова, Маношкина, Сорокина, Глушинская, Красилова, Залесова (ЦХАФ АК, Ф. 26, Оп. 1, Д. 780). Через некоторое время этот список будет существенно дополнен. В качестве старообрядческих будут записаны такие деревни как Инюшева, Овчинникова, Копылова, Филиппова, Ворониха.
В 1826 г. было дано разрешение Томского губернского правления исполнять все требы старообрядческому священнику Ивану Михайлову (перешедший в староверие иерей Иоанн (Грузинский), временно проживавшему в Томске. В 1828 г. старообрядцы показывали, что к ним приезжает свой священник, и по приезде «делает свою опись, и имеет свои розписи, равно и ругу получает». Вскоре отца Иоанна по многочисленным доносам попытаются отдать под суд и лишить сана. Большое судебное расследование произведут и над одним из активнейших его помощников – крестьянином д. Хмелевке Чумышской волости Тимофеем Максимовым. Признания, сделанные им в присутствии белоярского земского управителя, выявили любопытные подробности организации старообрядчества, его связь с европейскими центрами. Тимофей объявил, что благословение на исполнение практически всех «мирских» треб, за исключением венчания и литургии, он получил от тайного старообрядческого священника. Это Максимов подтвердил и каким-то документом, выданном ему еще в августе 1812 г. Кроме того, Максимов мог исповедывать и причащать больных, запасные дары он регулярно получал из Никольского (на Иргизе) монастыря. Дело было заслушано в Тобольской консистории. Вскоре, около 1838 г., Тимофей явится одним их организаторов перехода в старообрядчество священника Василия Артамонова. Чашу терпения властей переполнило решение Максимова подать прошение о разрешении строительства в д. Хмелевской старообрядческой церкви, и чтобы в ней служил как Артамонов, так и «…попы с Иргизских монастырей». Максимова посадят в тюрьму, выйдя из которой он дает подписку о присоединении к единоверию – скорее всего, формально. Логическим завершением беглопоповских инициатив стало признание авторитета священства Белокриницкой иерархии. Многолетнее следствие в связи с распространением старообрядчества в Барнаульском округе, преимущественно по Чумышской волости, производилось в 1860-е годы. Существенный толчок следствие получило в начале 1867 г., когда в одной из таежных деревень Кузнецкого округа арестовали первого сибирского старообрядческого епископа Савватия. Донос причта с. Вагановского в Томскую духовную консисторию, что на одной из заимок у крестьянина-старообрядца Боровлянской волости Л.Волкова 25 января прошло богослужение, на котором «по раскольническому обрядц» повенчали дочь самого Волкова Марью и крестьянина Вагановского прихода А.Макшеева. Л.Волков 29 января привез в с. Вагановское неких «неизвестных людей». В доме крестьянина Якова Кайгародова обнаружили двоих из них – епископа Савватия и помогавшего ему Архипа Борисова. Задержанных препроводили к Кузнецкому земскому исправнику. Началось следствие. Вскоре станет известно о ряде поездок на Алтай епископа Савватия, в т.ч. в причумышские села, о рукоположенных им священниках. Окончательный приговор ему вынесут в 1871 г. В феврале 1867 г. причт с. Озерно-Титовского задержит рукоположенного в священники крестьянина Чумышской волости в д. Миронской Ивана Борисова, который приехал в село к одному из крестьян «для отпетия младенца». С ним же находился и диакон, крестьянин д. Ново-Глушинской Николай Чернов (оба рукоположены епископом Савватием). Для ареста Борисова и Чернова священник выслал сельского старосту и десятника. Борисова в течение недели продержали в с. Кытманово, а 15 октября допросил чиновник особых поручений Главного управления Западной Сибири Буторин. Борисов был заключен в Барнаульскую тюрьму. Видимо, на какой-то срок заключили в тюрьму Н.Чернова и задержанного «попечителя» старообрядческих обществ крестьянина д, Новодрачениной М.Рубцова. Как выяснится, ставленником Савватия являлись и крестьяне д. Пещерки Николай и Гаврила Печеркины, д. Копыловой К. Алексеев, д. Листвянки Киприан Волков. Волкову вместе с М.Рубцовым ставилась в вину их поездка в Санкт-Петербург в 1866 г. и 1867 г. с подачей прошения «…чтоб дозволено было им и единомышленникам их отправлять раскольнические обряды» (ГАТО, Ф. 170, Оп. 2, Д. 131, Л. 273). К прошению прилагался именной список старообрядцев (в него вошло более 1670 человек). Список был составлен известным наставником Потапом Шмаковым. Родился и вырос Потап в деревне Шмаковой. К моменту допроса он жила на одной из заимок неподалеку от д. Борисовой своим домом. Шмаков признал за собой ряд совершенных им «сводных» браков, крещений. Благословение им было получено еще при о. Иоанне Михайлове (Грузинском). В самом начале 1860-х гг. Шмаков, узнав о рукоположении первым российским архиепископом Антонием одного из крестьян Алтайской волости – Симеона (Константина) Долгова, предпринял туда ряд поездок. Убедившись в законности его рукоположения и точности соблюдения обрядов, он убедил перейти на какое-то время в «заведывание» о. Симеона и доверенное ему общество. Приезжавший несколько раз на Чумыш Долгов служил в специально приготовленной для него походной церкви, как на заимке у Потапа, так и в д. Инюшевой (она долгое время играла роль одного из центров, где проводились собрания по вопросам старообрядческого бытия). Шмаков агитировал в д. Воронской, Захаровой, Журавлихе, Шатуновой. | | |
tatiana-grigor2008 Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180
| Наверх ##
10 апреля 2011 21:11 --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
EVGENY Сообщений: 774 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1407 | Наверх ##
11 апреля 2011 12:18Раскольники Есть документы по селянам, не бывших на исповеди за 1868 год. Нас.пункты: Чарышское, Метели,Безтужева,Тугозвонова,Симеонова,Чупина,Усть-Порозиха,Старо-Порозиха,Кособокова,Плотавский Чарышской волости Бийского округа.
Маслянинское,Елбанская,Гуниха,Петенева,Пенькова, Боровлянской вол., Барнаульского окр.
Красноярская,Березовка Усть-Каменогорской вол. Бийского окр.
Березовский рудник Бобровской вол. Бийского окр.
Тяжинское,Итатское,Ключевая,Макарова Мариинского округа. --- Хотите знать больше?
| | |
МирЛу Новичок
Краснодар Сообщений: 0 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
15 апреля 2011 10:30Ищу связь с общиной староверов в д.Кондратьево Иркутской области Помогите связаться с общиной староверов в д. Кондратьево. Умер старовер Орлов в д.Иванов Мыс Тайшетского района Иркутской области, семья Орловых ищет связь с данной общиной. | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14599 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8863 | Наверх ##
15 апреля 2011 11:00 МирЛу Поповцы или беспоповцы? | | |
EVGENY Сообщений: 774 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1407 | Наверх ##
14 мая 2011 10:17 Документы по старообрядцам
I Метрические книги старообрядцев.
Книга об умерших Воробьевской старообрядческой общины поморского согласия в Томске 1909 г. Ведомость о состоянии сектантства и раскола по Томскому округу 1909г. Кривинская законобрачная поморская старообрядческая община Змеиногорского уезда 1910г. Усть-Калманская старообрядческая община 1910г. Книга о бракосочетавшихся Борлютовской старообрядческой церкви Томского округа 1910 г. Книга о родившихся Усть-Каменской старообрядческой общины 1910 г. Книга о родившихся Буканской старообрядческой общины 1910 г. Книга об умерших Петропавловской старообрядческой церкви в Томском уезде 1911 г. Выпись из книг гражданского состояния старообрядцев Барнаульского уезда 1916г. Книга об умерших общины старообрядцев Змеиногорского уезда 1912 г. Книга о родившихся Бийского уезда, Каргавской старообрядческой общины 1912 г. Книга об умерших Крестовоздвиженской старообрядческой церкви в г.Колывани 1912 г. Книга о родившихся Усть-Каменской общины 1912 г Книга об умерших при старообрядческой церкви г.Томска 1913 г. Книга о родившихся при старообрядческой церкви г.Томска 1913 г. Книга о родившихся села Николаевского, Бийского уезда 1914 г. Книга об умерших старообрядческой церкви Тойнинского Бийского уезда 1914 г. Книга об умерших Иоано-Богоявленской старообрядческой церкви Барнаульского уезда 1914 г. Книга о бракосочетавшихся старообрядческой церкви Томского уезда 1915 г. Книга о бракосочетающихся старообрядческой церкви Барнаульского уезда 1915 г. Копия книги о родившихся старообрядческой церкви Барнаульского уезда 1914 г. Книга о родившихся по Красноярской старообрядческой церкви 1916 г. Копия с книги о родившихся старообрядческой церкви г.Томска 1917 г. Копия с книги о бракосочетавшихся старообрядческой церкви г.Томска 1917 г Книги о бракосочетающихся Ново-Илушинской старообрядческой церкви г.Томска 1918 г. Копия с книги родившихся старообрядческой церкви г.Томска 1918 г.
с. Чумышское старообрядческая община 1911г.. г. Барнаул старообрядческая община Белокриницкой епархии 1912г. с. Красноярское старообрядческая община 1913г. с. Айское старообрядческая община 1913г с. Буканское старообрядческая община 1913г. д.Белая старообрядческая община 1914г. д.Окуловская старообрядческая община 1914 г. г.НовоНиколаевск старообрядческая община 1915г.
Книга регистрации родившихся старообрядческой общины Айского Айской волости Бийского уезда 1910-1911 гг.
1. Метрические книги о рождении, браке, смерти о смерти Буканской старообрядческой общины за 1909г. 2. Метрические книги родившихся, бракососетавшихся и умерших старообрядческих общин Томской губернии за 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1917, 1919гг. 3. Метрические книги Окуловской старообрядческой общины об умерших за 1913г. 4. Метрические книги родившихся, бракосочетавшихся и умерших старообрядческих общин г.Томска и Томской губернии (родившихся за 1908, 1909, 1916гг., бракосочетавшихся за 1910г., умерших за 1908, 1915гг 5. Метрические книги родившихся и умерших старообрядческой общины г.Томска за 1909, 1911, 1912, 1914, 1916гг. 6. Метрические книги родившихся и умерших старообрядческих общин г.Томска и Томской губернии за 1909, 1913, 1914, 1915гг. 7. Метрические книги родившихся, бракосочетавшихся и умерших старообрядческой общины г.Томска за 1910, 1913, 1914гг 8. Метрические книги родившихся, бракосочетавшихся и умерших старообрядческой общины с.Выдрихино (Александровский р-н) за 1910г. 9. Метрические книги родившихся и умерших старообрядческой общины г.Томска за 1912, 1913, 1914гг. 10. Метрические книги родившихся и умерших старообрядческой общины г.Томска за 1912, 1915, 1916гг. 11. Метрические книги родившихся и бракосочетавшихся старообрядческой общины г.Томска за 1914, 1919гг. 12. Метрические книги бракосочетавшихся старообрядческой общины г.Томска за 1919г. 13. Метрические книги бракосочетавшихся старообрядческой общины г.Томска за 1920г. 14. Метрические книги родившихся, бракосочетавшихся и умерших старообрядческой общины г.Томска за 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914гг. 15. Метрические книги родившихся, бракосочетавшихся и умерших старообрядческой общины г.Томска за 1915, 1916, 1917, 1918, 1919гг.
Другие документы (выборочно).
1. Списки старообрядцев по деревням Каинского округа за 1863-1867 гг. 2. Документы о выдаче разрешений старообрядцам д.Красноярской и с.Окуловского на строительство молитвенных домов (выписка из журнала заседаний консистории, переписка, рапорты, списки) за 1905г.
--- Хотите знать больше?
| | Лайк (1) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 888 | Наверх ##
14 мая 2011 16:49 EVGENY написал: [q] Метрические книги родившихся, бракососетавшихся и умерших старообрядческих общин Томской губернии за 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1917, 1919гг.[/q]
Что скрывается под таким названием, какие села, церкви? --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
|
Генеалогический форум ВГД » Сословия, вероисповедания, этносы » Вероисповедания, церковная практика...
» Доктора наук о религии и церкви
» Старообрядчество
» Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв.
» Единоверие
» Кержаки
» Старообрядцы Вятской губернии Нолинского уезда
Генеалогический форум ВГД » Генеалогия: источники » Источники других христианских конфессий
» Метрические книги для раскольников (1874 г.)
» Метрические книги и записи старообрядцев
Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Белоруссия (Беларусь) » Староверы Ветки
Научные статьи сотрудников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника